Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности социально-психологических процессов в малой группе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На четвертой стадии группа полностью консолидируется, становится общностью с ярко выраженным чувством «мы», определяются поддерживаемые всеми единые групповые цели и интересы. В группе в это время появляются условия для проявления самых различных взаимоотношений и разрешения любых проблем и конфликтов. При этом может присутствовать расхождение во взглядах, но только до тех пор, пока не выработана… Читать ещё >

Особенности социально-психологических процессов в малой группе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения главы студент должен:

  • знать специфику изучения и интерпретации социально-психологических процессов, происходящих в малой группе;
  • уметь классифицировать и оценивать стадии формирования, развития и трансформации малых групп и их основных особенностей;
  • владеть навыками составления социально-психологических характеристик процессов, происходящих в малой группе.

Малая группа постоянно пребывает в непрерывной динамике. Характер изменений в ней определяют такие социально-психологические процессы, как: образование и развитие; руководство и принятие решений; сплочение; групповое давление; конфликты.

Образование и развитие малой группы

Образование и развитие малой группы происходит под влиянием многих факторов:

  • — внешних по отношению к ней обстоятельств (например, особенностей и условий в учреждении или организации, в рамках которых организационно создана и начинает развиваться малая группа);
  • — мотивации создания или образования малой группы (обычно это общая цель деятельности или потребности людей в общении, желании чувствовать себя защищенными в ситуации опасности или неопределенности) и др.

Вступающий в уже существующую группу человек принимает решение на основе согласия с целями, интересами и нормами групповой жизни и вынужден подчиняться им. Когда же вся группа только создается, то процесс психологического включения людей в группу, их идентификация с группой идут вместе с развитием группы, возникновением в ней групповых норм и ценностей, в чем принимает участие каждый индивид и воспринимает их как собственные, лично значимые. В результате процесс консолидации членов группы, сплочение идет значительно легче и естественнее, без какого-либо насилия над членами группы. Во всех случаях действуют психологические механизмы подражания, заражения, конформности и др.

Образование и развитие малой группы обычно включает несколько стадий[1]. На первой стадии осуществляется процесс знакомства ее членов. Они изучают друг друга, в том числе индивидуальнои социально-психологические качества каждого, в результате чего формируются начальные представления людей друг о друге. Общение протекает на основе взаимных пристрастий, в ходе него осуществляется первичная адаптация людей друг к другу. В это же время проходит ознакомление с целями и задачами совместной деятельности, перспективами совместного сотрудничества.

Вторая стадия обычно является периодом первичного взаимного сближения членов группы, образования основы системы межличностных отношений, формирования групповых норм, возникновения группового самосознания. В процессе более интенсивных и продуманных контактов люди начинают вырабатывать общие правила поведения, ценностные ориентации. В это же время группе присуща лишь формальная (внешняя) целостность, а это значит, что могут обостряться межличностные отношения, а также появляться эмоционально-психологический дискомфорт, возникать на различной почве конфликты. Однако в процессе развития группы появляются зачатки неформальной структуры, определяются взаимные пристрастия и антипатии.

На третьей стадии отношения между членами малой группы постепенно нормализуются, начинает формироваться ее актив. Общение между людьми становится более открытым и конструктивным, начинает проявляться групповая солидарность и сплоченность, формируется подструктура добросовестных исполнителей, которые твердо осознают свои обязанности и необходимость совместной деятельности. Начинает оформляться групповое мнение, появляются действительно общие настроения и совместные переживания людей.

На четвертой стадии группа полностью консолидируется, становится общностью с ярко выраженным чувством «мы», определяются поддерживаемые всеми единые групповые цели и интересы. В группе в это время появляются условия для проявления самых различных взаимоотношений и разрешения любых проблем и конфликтов. При этом может присутствовать расхождение во взглядах, но только до тех пор, пока не выработана общая точка зрения на проблему, не достигнут социально-психологический и эмоциональный консенсус. Групповое мнение должно быть адекватно индивидуальным суждениям. Социально-психологический климат и атмосфера взаимоотношений в группе в этот период полностью способствуют совместной деятельности, наблюдается полное единство воли, установок и интересов всех ее членов.

В итоге на высшем этапе своего развития малая группа превращается в коллектив, для которого присущи строгая организация и регламентация жизни и деятельности, наличие пользующегося уважением руководителя, отсутствие конфликтов, высокий моральный и нравственный климат, добропорядочные отношения и сплоченность между его членами.

В коллективе человек развивается всесторонне и творчески. Основными показателями эффективности осуществления процесса образования и развития группы всегда выступают два феномена. Во-первых, это психологическая сплоченность членов группы — характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям, наиболее значимым для группы в целом. Во-вторых, это ее социально-психологический климат, т. е. качественная сторона межличностных отношений в группе, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию людей в группе.

Социально-психологический климат группы представляет собой такое состояние ее психики, которое обусловлено особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов группы. Социально-психологический климат — это всегда отраженное, субъективное образование, в отличие от отражаемого, объективной жизнедеятельности данной группы и условий, в которых она протекает. Конечно, отражаемое и отраженное в сфере общественной жизни диалектически взаимосвязаны, но в то же время они не тождественны.

Важнейшими признаками благоприятного социально-психологического климата обычно являются:

  • 1) доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
  • 2) доброжелательная и деловая критика;
  • 3) свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всей группы;
  • 4) отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;
  • 5) достаточная информированность членов группы о ее задачах и состоянии дел;
  • 6) удовлетворенность принадлежностью к группе;
  • 7) высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих фрустрацию у коголибо из членов группы;
  • 8) принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов;
  • 9) высокая сплоченность всех членов группы (Парыгин Б. Д., 2010).

В отечественной социальной психологии существует еще одна модель образования и развития малой группы, в основу которой ее разработчиком, Л. И. Уманским, положен ряд параметров, важных с его точки зрения для достижения группой высшей ступени развития (ценностная направленность группы, организационное и социально-психологическое единство группы, компетентность ее членов в достижении групповых целей). Этапы характеризуют уровень развития группы с точки зрения данных параметров (Коломинский Я. Л., 2010).

Состояние, с которого начинается групповое развитие, называется конгломерат. Оно представляет собой совокупность незнакомых друг с другом людей. Далее развитие группы может происходить в обоих направлениях. Направление задает общая ценностная направленность группы. В случае просоциальной ориентации группа начинает развиваться вверх, через ряд стадий к высшей точке, коллективу; при асоциальной ориентации — к антиколлективу.

Путь к высшей точке развития малой группы лежит через стадии кооперации и автономизации. Кроме того, перед стадией кооперации в ее развитии в ряде случаев можно выделять также промежуточные стадии: номинальной группы и группы-ассоциации. Общая характеристика каждой стадии такова: номинальная группа — это формальная группа, имеющая название, внешне заданную цель и структуру. Пока только это и объединяет ее членов. Группа-ассоциация преследует заданные извне цели, способы и виды деятельности, принятые ее членами, в результате чего возникает первичная межличностная интеграция.

Появление группы-кооперации отражает стадию, на которой она развивается в основном в инструментальной плоскости. В ней хорошо развита структура деловых отношений. Ее члены ориентированы на сотрудничество в решении целевых вопросов.

Группа-автономия уже ориентирована на экспрессивные переживания. В ней формируются чувство «мы», групповые эталоны и нормы. Она ориентирована на себя, свои внутренние отношения. Возможно гипертрофированное развитие черт автономии, что приводит к своеобразному «закукливанию» группы, ее переориентации с общественно значимых целей на собственно групповые. Это препятствует ее дальнейшему развитию.

Группа-коллектив представляет собой высшую стадию своего развития, для которой характерны широкая кооперация с другими социальными группами, внутренняя сплоченность. Л. И. Уманский определял коллектив как реальную контактную группу, отличающуюся интегративным единством направленности, организованности, подготовленности и психологической коммуникативности.

На этом процесс развития группы заканчивается. К сожалению, ни в модели самого Уманского, ни в модификациях его последователей не содержится ясного ответа на вопрос: а что же происходит с группой дальше, проходит ли она высшую точку развития или остается на этом уровне, и каковы механизмы, обеспечивающие поддержание этого уровня отношений?

  • [1] Различные авторы называют разные стадии (Андреева Г. М., 2009; Битянова М. Р., 2010). Главное состоит в том, чтобы четко обозначить самые значимые этапы формирования малой группы, в ходе которых осуществляется определенная динамика социально-психологических процессов в ней.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой