Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Кросс-культурный подход. 
Психология подросткового возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Когда мы говорим о кросс-культурных сравнениях западных и традиционных культур, то имеем в виду сопоставление культур промышленно развитых стран с культурами племен, ведущих первобытный образ жизни. Таких племен в настоящее время практически не осталось, но в начале и середине XX в. их еще можно было обнаружить на малых островах Тихого океана, в Африке, Южной и Северной Америке, Австралии… Читать ещё >

Кросс-культурный подход. Психология подросткового возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Когда мы говорим о кросс-культурных сравнениях западных и традиционных культур, то имеем в виду сопоставление культур промышленно развитых стран с культурами племен, ведущих первобытный образ жизни. Таких племен в настоящее время практически не осталось, но в начале и середине XX в. их еще можно было обнаружить на малых островах Тихого океана, в Африке, Южной и Северной Америке, Австралии, в пустынях Азии. Именно туда устремились научные экспедиции ученых разных стран, сознавая необходимость безотлагательного проведения таких исследований. Вот как, например, об этом пишет известный американский этнолог, культуролог, антрополог Маргарет Мид: «В отдаленных частях земли под натиском современной цивилизации ломаются образы жизни, о которых нам ничего неизвестно. Описать их нужно теперь, в противном случае они навсегда будут потеряны для нас. Все остальное может подождать, но это стало самой насущной задачей. Такие мысли овладели мною в Торонто в 1924 году…»[1]

Полевые исследования, проведенные в разных отдаленных уголках земного шара (Самоа,.

Маргарет Мид (1901;1978).

Рис. 1.1. Маргарет Мид (1901;1978).

Папуа-Новая Гвинея, остров Тробриан, Бали, Полинезия и др.) такими исследователями, как Р. Бенедикт, Р. Бартон, Дж. Вайтинг, М. Годельер, Р. Клакхолм, К. Леви-Стросс, Д. Лаплан, Б. Малиновский, М. Мид, Дж. Рохейм, М. Шустер, Р. Энтони и др., убедительно продемонстрировали, что переход от детства к зрелости в традиционных культурах протекает совершенно иначе, чем в культурах промышленно развитых стран. Большинство исследователей сходятся во мнении, что если в развитых странах подростковый возраст с его кризисными проявлениями, трудностями представляет собой серьезную социальную проблему, то в традиционных культурах такой проблемы нет, поскольку подростковый возраст как сколь-либо длительный период развития попросту отсутствует. Переход от детства к зрелости совершается беспроблемно и безболезненно по мере полового созревания: молодые люди создают семьи, начинают заниматься охотой, домашним хозяйством, естественно входя во взрослую жизнь племени.

Вместе с гем граница между детством и взрослостью в традиционных цивилизациях определенным образом культурно фиксируется. Повсеместно существуют церемонии, определяющие эту границу. Такие обряды называются инициациями[2].

Обряды инициации в разных племенах в значительной степени различаются. Они могут протекать как простые краткосрочные церемонии или как сложные представления, требующие специальной, достаточно длительной подготовки. Данные обряды могут быть как радостным, веселым праздником, так и довольно страшной церемонией с преодолением опасностей, физическими лишениями и разного рода «ритуальной хирургией» — полированием зубов, нанесением татуировок, надрезанием на коже и т. п. Центральное место в ритуалах инициации занимает идея «второго рождения». Переход к новому этапу жизни в конце инициации часто завершает присвоение нового имени. Приведем типичный пример обряда инициации.

Пример

«Мальчики собираются в специальном строении в глубине леса. Как только участники скрываются в нем, слышится глухой шум, раздается ужасный крик и через крышу выбрасывается окровавленное копье. При виде его матери рыдают и причитают, сообщая, что духи убили и унесли их детей; они объявляют траур и оплакивают их смерть. Но в один прекрасный день опекуны и крестные отцы участников обряда выходят из леса, покрытые грязыо, как если бы они вышли их преисподней, чтобы объявить, что их мольбы были услышаны и что юноши воскресли»[3].

Обряды инициации у девочек и мальчиков различны. Отметим следующее важное в контексте обсуждаемой проблематики обстоятельство. Несмотря на то что обряды существуют нс только для фиксации перехода от детства к взрослости, но и для других вех жизненного пути человека (рождение, свадьба, смерть и т. п.), именно ритуалы инициации, как отмечают исследователи, являются наиболее разработанными среди всех других церемоний в силу своего первостепенного социального значения. В традиционных культурах инициация — это влиятельный институт социализации, посредством которого подросток превращается в социализированного в данной культуре взрослого.

Особое внимание исследователей привлекало соотношение периода перехода от детства к взрослости и пубертата, полового созревания. Хотя в разных племенах обычаи добрачных и послебрачных отношений между представителями разных полов существенно отличаются, все же, обобщая имеющиеся данные, можно сделать вывод о том, что время полового созревания, вступления во взрослую жизнь и приобретения брачного статуса совпадает, что, подчеркнем еще раз, отличает традиционные культуры от культур современных развитых стран.

Сведения об особенностях традиционных культур стали появляться в печати еще в XIX в., но активно данную проблему начали изучать после Первой мировой войны. Когда выводы исследований были представлены широкой научной общественности, они вызвали настоящий шок. Так, в начале 60-х гг. XX в. в г. Женеве состоялся международный симпозиум по проблемам развития, на котором Маргарет Мид выступила с докладом, показав на основании большого фактологического материала, что в примитивных культурах пубертат не связан с кризисным характером перехода от детства к взрослости и что в этих культурах отрочество как особый период социализации, по сути дела, отсутствует. Ее доклад и сформулированные в нем выводы произвели эффект разорвавшейся бомбы и были приняты ученым миром с явным недоверием и выраженным скепсисом.

Характеризуя научный вклад Маргарет Мид, известный отечественный социолог и этнолог И. С. Кон пишет: «Сила М. Мид заключалась в том, что она не только описывала экзотические правы далеких пародов, но и подвергала их теоретическому анализу, дабы „снова и снова документировать тот факт, что человеческая природа не является жесткой и неизменной“, как утверждали сторонники биологического детерминизма, но отличается чрезвычайной пластичностью. В то же время в противоположность фрейдистам М. Мид доказывает, что детство не является демиургом культуры; напротив, культурные традиции, развиваясь по собственным законам, определяют содержание детства»[4].

  • [1] Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М.: Наука, 1988. С. б.
  • [2] Инициация (от лат. initiatio — вводить, посвящать в таинство) — 1) общее названиесистемы ритуалов и обрядов, обозначающих изменение социального, полового или возрастного статуса; 2) переход индивида из одного статуса в другой, в частности включение в некоторый замкнутый круг лиц.
  • [3] Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие: пер. с фр. М.: Педагогика, 1991. С. 39.
  • [4] Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Академия, 2003. С. 16.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой