Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Общая процедура исследования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все качества, выделенные в результате интервью, были рассортированы на категории. Таких оказалось пять — когнитивные, коммуникативные, мотивационные, исполнительские и личностные качества. Последние оказались в абсолютном меньшинстве и в дальнейшем были исключены из рассмотрения. Затем мы разделили списки качеств на группы в зависимости от их авторства. Получилось четыре группы: ответы… Читать ещё >

Общая процедура исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В рамках консультационного проекта на крупном производственном предприятии было проведено 23 часовых интервью с руководителями четырех уровней (начальники отделов, управлений, заместитель директора, директора производств) и пяти направлений деятельности.

Среди прочих всем им были заданы следующие вопросы:

  • — какие качества вы считаете ценными у специалистов своего направления деятельности?
  • — какие качества вы не приветствуете?
  • — какие дополнительные качества должны проявиться на уровне начальника подразделения (начальника управления)?

Ракурс 1. Различия в выделении профессионально важных качеств (ПВ-качсств) руководителями разного уровня и направления деятельности.

Процедура анализа.

Все качества, выделенные в результате интервью, были рассортированы на категории. Таких оказалось пять — когнитивные, коммуникативные, мотивационные, исполнительские и личностные качества. Последние оказались в абсолютном меньшинстве и в дальнейшем были исключены из рассмотрения. Затем мы разделили списки качеств на группы в зависимости от их авторства. Получилось четыре группы: ответы начальников отделов, начальников управлений, заместителей генеральных директоров и руководителей производственных подразделений. Всего было названо 367 качеств. Полученные результаты представлены в табл. 5.1.

Таблица 5.1

Профессионально важные качества по уровням управления

Респонденты.

ПВ-качества.

Итог.

когнитивные.

коммуникативные.

мотивационные.

исполнительские.

личностные.

X фед. прогр.

Х1

X11

Х2

Х4

Х5

Х6

i.

Х7

Х8 информ.

Х9 упр. перс.

А

Нормализованная сумма (среднее)

0,12

(8,3)

(4,6)

(4,3)

(3,3)

(0,2)

(20,7)

НХ2.

Среднее

Y1 фед.

А

Y2 инвест. кредит.

e.

Y3 информ.

Y4 план.-финанс.

Y5 соц. пол.

Сумма

(среднее)

  • 24
  • (4.8)
  • 14
  • (2,8)
  • 17
  • (3,4)
  • 11
  • (2,2)
  • 66
  • (13,2)

Z1 произв.

Z2 соц. вопр.

Z6 трест.

Сумма

(среднее)

  • 20
  • (6,7)
  • 13
  • (4,3)
  • 21
  • (7,0)
  • 15
  • (5,0)
  • 69
  • (23)

Итого

  • 367
  • (19,3)
  • 367
  • (19,3)

Примечание:

Х1-Х9, Y1-Y5 и Z1-Z6 — респонденты; строки с номерами 2,8 и 10 — это интервью, которые резко отличались от остальных и потому были исключены из подсчета средних.

Стоит отметить, что несколько интервью резко отличались от остальных в сторону явно большего или меньшего числа названных качеств. В интересах исследования мы исключили эти результаты из подсчета средних значений (результаты с номерами 2, 8 и 10, помеченные в табл. 5.1 курсивом). В статистике такая процедура используется для нормализации данных, особенно в тех случаях, когда выборка относительно невелика. В скобках даны нормированные результаты без учета значительно отличающихся. В подгруппе заместителей директоров помещены результаты только одного из двух опрошенных респондентов, так как интервью со вторым респондентом не удалось направить в русло выделения профессионально важных качеств. Тем не менее в нем были получены важные результаты относительно приоритетов развития организации. В табл. 5.2 представлены только средние значения, полученные по каждой из подгрупп.

Таблица 5.2

Средние числа ответов по уровням и направлениям руководства

Уровень респондента.

Когнитивный.

Коммуникативный.

Мотивационный.

Исполнительский.

Личностный.

Итог.

Управление.

8,3.

4,6.

4,3.

3,3.

0,2.

20,7.

(нормиров.).

(6).

(4).

(4,4).

(2,6).

(0,12).

(17,1).

Отдел.

4,8.

2,8.

3,4.

2,2.

13,2.

Производство.

6,7.

4,3.

7,0.

5,0.

Х2

Сумма.

(среднее).

  • 28,8
  • (7,2)
  • 13,7
  • (3,4)
  • 15,7
  • (3,9)
  • 11,5
  • (2,9)
  • 0,2
  • (0,05)
  • 19,3
  • 18,1

Общее количество ПВ-качеств, по которым руководители оценивают успешность подчиненных, составило 367. Это число больше числа реально упомянутых ПВ-качеств. Часть упомянутых ПВ-качеств может быть одновременно отнесена к двум категориям анализа. Поэтому мы посчитали естественным использовать для таких качеств процедуру двойного счета. Это соответствовало целям нашего исследования, так как мы стремились к прояснению когнитивной сложности суждений наших экспертов. Среднее число упомянутых ПВ-качеств составило 18,1. Однако результаты дали значительный разброс. Минимальное число качеств было равно 5, максимальное — 43. Такой разброс существенно смещает результаты. Поэтому было принято решение «обрезать» края выборки, исключив из рассмотрения результаты трех экспертов: одного с минимальным результатом и двух с максимальным (см. рис. 5.3).

Полученные результаты мы сгруппировали по критерию уровня руководства. Получилось четыре группы:

  • 1) респонденты — начальники отделов (5 чел.);
  • 2) респонденты — начальники управлений (5 чел.);
  • 3) респонденты — заместители генерального директора (1 чел.);
  • 4) респонденты — руководители производств (3 чел.).

Первым очевидным фактом явилось увеличение числа упомянутых ПВ-качеств в зависимости от уровня руководства. Так, если начальники отделов в среднем упомянули по 13,2 качеств, начальники управлений — по 17,1, заместитель ген. директора — 19, то руководители производств упомянули по 23 качества. Данный результат вполне ожидаем, поскольку демонстрирует связь уровня руководства с опытом и управленческой компетентностью. Результат заместителя гендиректора объясним, так как в данном случае трудно говорить о представительной выборке.

Зависимость количества разных ПВ-качеств от уровня руководителя.

Рис. 5.3. Зависимость количества разных ПВ-качеств от уровня руководителя.

Указанный результат имеет прямое отношение к разрабатываемой методике. Он указывает, во-первых, естественные границы учитываемых руководителями качеств, а во-вторых, необходимость увеличения числа оцениваемых качеств при переходе к руководителям более высокого уровня. Иначе говоря, управленцы среднего уровня смогут успешно оперировать меньшим числом оцениваемых качеств по сравнению с управленцами более высокого уровня. Само же число качеств, предъявляемых руководителям для оценки, должно быть не менее 18. Верхняя граница может превышать это число с поправкой на уровень управленца.

Выводы.

  • 1. В подтверждение нашего утверждения о связи числа выделяемых аспектов оцениваемой области и уровня компетентности можно увидеть, что среднее число названных качеств последовательно растет от начальников отделов к заместителю директора. Но наибольшего уровня этот показатель достигает у руководителей производства.
  • 2. Профили названных ПВ-качеств отличаются незначительно. Больше всего названо когнитивных качеств, затем — в порядке убывания — мотивационных, коммуникативных и исполнительских.
  • 3. Категория личностных качеств оказалась столь малочисленной, что впоследствии была исключена из рассмотрения.
  • 4. Отклонения от средних значений по категориям качеств не так велики, чтобы говорить о принципиально разных наборах названных качеств.
  • 5. Число качеств в контрольном перечне не должно быть меньше 18.

Ракурс 2. Выделение профессионально важных качеств респондентами, работающими в разных направлениях деятельности.

Вторым условием, которое имеет непосредственное отношение к разработке методики оценки, являются различия названных ПВ-качеств в зависимости от направления деятельности. Насколько велики различия здесь?

Процедура исследования.

Результаты, полученные в ходе интервью руководителей, были перегруппированы с тем, чтобы в одну подгруппу попали респонденты, работающие в одном направлении деятельности. Удалось выделить пять подгрупп.

  • 1. Производство — 3 респондента.
  • 2. Люди и организации — 3 респондента.
  • 3. Финансово-экономическая — 5 респондентов.
  • 4. Информация — 2 респондента.
  • 5. Федеральные программы — 2 респондента.

Полученные результаты представлены в табл. 5.3.

Таблица 5.3

Профессионально важные качества с точки зрения руководителей разных направлений деятельности

Направления специализации/.

респонденты.

ПВ-качества.

Сумма (среднее).

когнитивные.

коммуникативные.

мотивационные.

исполнительские.

I. Производство.

Х6

Z1

Z6

Сумма.

(среднее).

  • 14
  • (4,6)
  • 11
  • (3,6)
  • 23
  • (7,7)
  • 10
  • (3,3)
  • 58
  • (19,3)

II. Люди и организации.

X11

Y5

Z2

Сумма.

(среднее).

  • 21
  • (7)
  • 8
  • (2,7)
  • 13
  • (4,3)
  • 14
  • (4,6)
  • 56
  • (18,7)

III. Бухгалтерия/финансы.

Х2

Х5

НХ5

Y2

Y4

Сумма.

(среднее).

  • 30
  • (6)
  • 11
  • (2,2)
  • 15
  • (3)
  • 9
  • (1,8)
  • 65
  • (13)

IV. Информация.

Х8

Y3

Сумма.

(среднее).

  • 8
  • (4)
  • 2
  • (1)
  • 7
  • (3,5)
  • 6
  • (3)
  • 23
  • (11,5)

V. Федеральные программы.

X

Y1

Сумма.

(среднее).

  • 17
  • (8,5)
  • 22
  • (11)
  • 11
  • (5,5)
  • 6
  • (3)
  • 56
  • (28)

Не удалось образовать подгруппы по нескольким направлениям деятельности. Чаще всего причина этому — наличие в подгруппе только одного респондента. Тем не менее даже внешние признаки подтверждают достоверность результатов. Так, например, руководители информационного направления выделяют меньше качеств, чем руководители подгруппы «Люди и организации». Это вполне объяснимо даже с точки зрения здравого смысла: предмет деятельности оказывает влияние на компетентность в нем.

В табл. 5.4 представлены суммы и средние названных ПВ-качеств по подгруппам.

Таблица 5.4

Средние числа ПВ-качеств по направлениям деятельности

№ п/п.

Направления специализации/респонденты.

ПВ-качества.

Сумма.

(сред нее).

когнитивные.

коммуникативные.

мотивационные.

исполнительские.

I.

Производство.

  • 14
  • (4,6)
  • 11
  • (3,6)
  • 23
  • (7,7)
  • 10
  • (3,3)

(19,3).

II.

Люди и организации.

  • 21
  • (7)
  • 8
  • (2,7)
  • 13
  • (4,3)
  • 14
  • (4,6)

(18,7).

III.

Бухгалтерия/финансы.

  • 30
  • (6)
  • 11
  • (2,2)
  • 15
  • (3)
  • 9
  • (1,8)

(13).

IV.

Информация.

  • 8
  • (4)
  • 2
  • (1)
  • 7
  • (3,5)
  • 6
  • (3)

(11,5).

V.

Федеральные программы.

  • 17
  • (8,5)
  • 22
  • (11)
  • 11
  • (5,5)
  • 6
  • (3)

(28).

Интересный результат связан со значительным превышением над всеми другими результатов подгруппы «Федеральные программы». Особенно впечатляет превышение по социально-психологическим качествам. Это может означать, что дипломатия взаимодействий с правительственными чиновниками не остается без последствий в плане способности понимать человеческие качества (см. рис. 5.4).

Профили НВ-качеств в зависимости от разных направлений деятельности.

Рис. 5.4. Профили НВ-качеств в зависимости от разных направлений деятельности.

На втором месте по числу названных качеств оказались руководители-производственники.

Выводы.

  • 1.Число названных ПВ-качеств в зависимости от направления деятельности имело определенные различия.
  • 2. Наиболее далекими друг от друга по структуре названных качеств оказались руководители производства и подгруппы «Федеральные программы». Первые больше внимания уделяли мотивационным качествам, вторые — коммуникативным.
  • 3. В числе названных качеств нашла отражение специфика деятельности респондентов: подгруппа «Информация» назвала меньше качеств, чем подгруппа «Люди и организации» .

Ракурс 3. Неприветствуемые качества сотрудников с точки зрения центрального офиса и производства.

Респонденты назвали значительное число неприветствуемых качеств. Необходимо было проверить:

  • а) насколько они отличаются в центральном офисе и «на местах» ;
  • б) насколько неприветствуемые качества симметричны с профессионально важными качествами (рис. 5.5).

Прежде всего, обращает на себя внимание типологическое сходство полученных кривых. Оно свидетельствует о незначительном различии в точках зрения руководителей центрального офиса и производственников на неприветствуемые качества их подчиненных. Лидером среди нежелательных качеств являются нарушения мотивационного плана. На втором месте у производственников нарушения в когнитивной сфере, а у руководителей центрального офиса — нарушения в исполнительности. На третьем месте у производственников нарушения коммуникативного плана, у руководителей из центрального офиса — нежелательные качества когнитивного плана. На последнем месте у производственников качества, связанные с исполнительностью подчиненных, а в центральном офисе — коммуникативные качества сотрудников.

Неприветствуемые качества с позиции респондентов из центрального офиса и производства.

Рис. 5.5. Неприветствуемые качества с позиции респондентов из центрального офиса и производства.

В среднем основное внимание руководителей концентрируется на мотивационных и исполнительских качествах. Наименьшее внимание обращается на коммуникативные недостатки и даже пробелы в знаниях не вызывают особых предубеждений.

Выводы.

  • 1. Можно сказать, что профессионально важные и неприветствуемые качества асимметричны. Так, среди ПВ-качеств были когнитивные и коммуникативные, а среди неприветствуемых — мотивационные и исполнительские.
  • 2. Доказано, что специфика неприветствуемых качеств должна найти отражение в разрабатываемой спецификации.

Ракурс 4. Профессионально важные качества, присущие разным иерархическим уровням организации.

Теперь необходимо изменить фокус рассмотрения. Выше мы изучали различия в ПВ-качествах, названные респондентами в зависимости от их уровня управления. При этом сами ПВ-качества рассматривались в едином массиве данных. Теперь же мы будем рассматривать респондентов как единую группу, а сами профессиональные качества разделим на подгруппы. Появятся подгруппы качеств рядового специалиста, начальника подразделения и начальника управления. Так, после перечисления приветствуемых качеств специалиста респондентам задавался вопрос: какие дополнительные качества появляются на уровне начальника управления?

На данном этапе исследования необходимо было избавиться от дублирования профессиональных качеств. Например, многие называли ПВ-качеством профессионализм. Все эти упоминания мы пересчитали как одно. В результате количество анализируемых ПВ-качеств сократилось с 367 до 210. Полученные результаты представлены в табл. 5.5.

Таблица 5.5

Категории ПВ-качеств у специалистов разного уровня

Категории.

ПВ-качества.

Итого.

Когнитивные.

Социально-психологические.

Мотивационные.

Исполнительские.

Специалисты.

  • 25
  • (33%)
  • 21
  • (27%)
  • 16
  • (21%)
  • 14
  • (18%)
  • 76
  • (100%)

Начальники подразделений.

  • 21
  • (55%)
  • 17
  • (45%)
  • 38
  • (100%)

Начальники управлений.

  • 11
  • (50%)
  • 11
  • (50%)
  • 22
  • (100%)

Неприветствуемые качества.

  • 8
  • (4)
  • 2
  • (1)

(3,5).

  • 6
  • (3)
  • 23
  • (11,5)

Итог.

  • 74
  • (35%)
  • 63
  • (30%)
  • 41
  • (19,5%)
  • 32
  • (15,5%)

На уровне специалистов ПВ-качества представлены относительно пропорционально: 33% когнитивных, 27% коммуникативных, 21% мотивационных и 18% исполнительских. Уже на уровне начальников отделов картина резко меняется. Мотивационные и исполнительские качества практически выпадают из поля внимания. То же повторяется и на уровне качеств начальников управлений. Это чрезвычайно важный факт. Его интерпретация может быть следующей.

Выдвижение на пост руководителей как бы предполагает, что с мотивацией и уровнем исполнения у выдвиженца уже все в порядке. Считается, что они своей деятельностью уже подтвердили высокие показатели по указанным ПВ-качествам (рис. 5.6).

ПВ-качества у руководителей разного уровня.

Рис. 5.6. ПВ-качества у руководителей разного уровня.

Данный вывод подтверждают результаты анализа не приветствуемых качеств. Мотивационные и исполнительские недостатки выходят здесь на первые места. Иначе говоря, респонденты в большей степени не приветствуют отсутствие должной мотивации и исполнительских качеств, чем невысокий уровень компетентности и отсутствие коммуникативных умений. Такое мнение по крайней мере 4−5 раз отчетливо повторялось при проведении интервью. Респонденты говорили: «Высокий индивидуальный уровень сотрудника плохо воспринимаем» или «Не важно, открытый или закрытый человек»; «Последнее место — характер. Характеры притираются, если есть общее дело» .

Итог. Модель «сэндвича», или представленность ПВ-качеств на разных уровнях управления.

Полученные результаты можно представить моделью, похожей на сэндвич. Представленность качеств на разных уровнях руководства изменяется. На уровне рядового специалиста — это четыре категории качеств; на уровне начальника подразделения к ним добавляются качества только по двум категориям; на уровне начальников управлений добавляются еще несколько качеств по двум категориям. «Бутерброд» ПВ-качеств превращается в двойной «сэндвич» (рис. 5.7).

Модель .

Рис. 5.7. Модель «сэндвича» из профессионально важных качеств, необходимых специалистам и руководителям.

На уровне начальника подразделения дополнительно проявляются только когнитивные и коммуникативные качества. Мотивационные и исполнительские как бы подтверждены самим фактом продвижения специалиста по служебной лестнице. У него не было выраженных мотивационных и исполнительских недостатков. Поэтому он «вырос», а не уволен, как те, кто проявлял не приветствуемые качества.

Исходя из модели «сэндвича», оценка специалистов может проводиться на нервом уровне ПВ-качеств. Оценка начальников подразделений может проводиться посредством объединения оценки на первом и на втором уровнях. Оценка руководителей управлений должна включать оценки первого, второго и третьего уровней. Учет не приветствуемых качеств может производиться путем их учета в единой расчетной формуле, разработанной на основе модели «сэндвича» .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой