Внешнеторговая политика государства.
Доводы в пользу протекционизма
Протекционизм (Protectionism) — защита интересов отечественных производителей от иностранной конкуренции. Политика протекционизма предполагает использование трех основных инструментов:• таможенных пошлин и тарифов; В целом таможенные пошлины и тарифы практически всегда снижают уровень благосостояния нации, так как потребитель теряет больше, чем получают в сумме производитель и государство… Читать ещё >
Внешнеторговая политика государства. Доводы в пользу протекционизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Внешнеторговая политика — политика государства, оказывающая влияние на международное движение товаров и услуг.
Различают два вида внешнеторговой политики.
- 1. Фритредерство (Free trade) — невмешательство государства во внешнюю торговлю, свободное ценообразование.
- 2. Протекционизм (Protectionism) — защита интересов отечественных производителей от иностранной конкуренции. Политика протекционизма предполагает использование трех основных инструментов:
- • таможенных пошлин и тарифов;
- • субсидий отечественным производителям;
- • нетарифных барьеров.
Таможенные пошлины и тарифы — обязательные платежи, которые устанавливаются на импорт или экспорт товаров в соответствии с их количеством или стоимостью.
В результате введения тарифа цена товара поднимается выше мировой: PT=PW+T ( рис. 10.8).
Рис. 10.8. Результат использования тарифов на импорт.
В целом таможенные пошлины и тарифы практически всегда снижают уровень благосостояния нации, так как потребитель теряет больше, чем получают в сумме производитель и государство.
В пользу введения тарифа выступают следующие аргументы:
- • необходимость защиты оборонных отраслей промышленности и «молодых» отраслей национальной экономики;
- • создание возможности увеличения внутренней занятости ресурсов и предотвращение опасности снижения уровня жизни в стране;
- • защита от демпинга, который означает продажу продукции за рубежом по ценам более низким, чем цены на аналогичную продукцию в странеэкспортере.
Субсидии отечественным производителям предоставляются в форме либо дотаций, либо снижения налогообложения пропорционально росту отечественного производства (рис. 10.9).
Рис. 10.9. Результат предоставления субсидий отечественным производителям.
Преимущества субсидии состоят в том, что она:
- • стимулирует рост отечественного производства;
- • не сокращает уровня потребления, так как не повышает цену на товар на внутреннем рынке страны.
Недостатки определяются тем, что субсидия:
- • не гарантирует от неэффективной растраты ресурсов, так как сложно определить, какие именно отрасли следует защитить от иностранной конкуренции;
- • может привести к демпингу' в том случае, если выдается экспортеру. В отношении демпинга применяется антидемпинговое законодательство, в частности специальные антидемпинговые тарифы, которые относятся к нетарифным барьерам
Нетарифные барьеры — меры административного регулирования, при котором происходит дискриминация иностранных товаров в пользу отечественных.
Различают не менее 50 видов нетарифных барьеров, среди которых наиболее распространена квота.
Квотирование — ограничение в количестве или в стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну или вывозу из страны.
Осуществляется путем продажи лицензий на экспорт/импорт ограниченного объема продукции.
Механизм действия квот подобен импортному тарифу: только сначала ограничивается предложение импортных товаров, а затем повышается их цена. Главное отличие — жесткость, обеспечивающая абсолютную защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции.
Квоты являются одним из наименее популярных инструментов, используемых в современной внешнеторговой политике странами—членами ВТО. Основная деятельность ВТО направлена на формирование международного экономического порядка, предполагающего либерализацию внешней торговли, которая сводится к отмене таможенных квот и сокращению таможенных пошлин и тарифов.
К основополагающим принципам и правилам ВТО относятся[1]:
- • взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ)[2] в торговле;
- • взаимное предоставление национального режима (HP) товарам и услугам иностранного происхождения;
- • регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
- • отказ от использования количественных и иных ограничений;
- • транспарентность[3] торговой политики;
- • разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др. Международное движение товаров и услуг невозможно без функционирования международной валютно-финансовой системы — закрепленной в международных соглашениях формы организации валютно-финансовых отношений. В связи с этим особое значение приобретает теория валютного курса и платежного баланса.
- [1] URL: http://www.wto.ru
- [2] РНБ в торговле — международно-правовой режим, в соответствии с которым каждаяиз стран обязуется предоставить другой стране такие же условия торговых отношений, какиеона предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству. Означает обычные, нсдискриминационные условия сотрудничества в отличие от особых (ограничительныхили, наоборот, преференциальных) условий, которые могут вводиться для отдельных стран.
- [3] Открытость, прозрачность.