Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Задания к теме «Профессиональная характеристика преподавателя психологии»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обратите внимание на приведенную ниже методику анализа здоровья и зрелости личности, составленную на основе сформированных в зарубежной гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.) взглядов. Возможно, она даст Вам дополнительный материал для размышления над предыдущими вопросами. Аналогично выполните оценку своих знаний и умений до изучения курса «Методика преподавания… Читать ещё >

Задания к теме «Профессиональная характеристика преподавателя психологии» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

6.1. Самооценка педагогических знаний и умений

Е Какие знания и умения необходимы компетентному преподавателю психологии? Систематизируйте их и представьте в форме 8—12 пунктов.

Оцените свои наличные знания и умения по каждому пункту, используя, например, 5-балльную шкалу, где:

  • 4 — максимальный уровень, высокая степень обобщенности знаний и умений, позволяющая производить их творческую трансформацию;
  • 3 — высокий уровень, достаточный для эффективного решения основных задач психологического образования;
  • 2 — средний уровень, позволяющий решать лишь некоторые задачи психологического образования;
  • 1 — низкий уровень, не достаточный для использования знаний и умений в процессе профессиональной деятельности;

О — отсутствие соответствующих знаний и несформированность умений.

Аналогично выполните оценку своих знаний и умений до изучения курса «Методика преподавания психологии». Какие знания и умения Вы приобрели и расширили в процессе изучения курса? Каковы перспективы Вашего профессионального самосовершенствования?

6.2. Личностно-профессиональное развитие педагога

Что Вы понимаете под ценностно-смысловым самоопределением личности? Считаете ли Вы необходимым осмысливать свой опыт в контексте личностного и профессионального становления? Задаете ли Вы себе рефлексивные вопросы, например, такие[1].

  • 1. Устраивает ли меня тот уровень жизни и профессионализма, которые я имею?
  • 2. Что знаю я о своей индивидуальности, о своей личности, о своем профессиональном потенциале?
  • 3. Умею ли я себя адекватно оценить или мне важнее мнение о себе окружающих?
  • 4. Не боюсь ли я показаться пред людьми таким, каков я есть, или мне важнее произвести выгодное впечатление о себе, скрывая свои подлинные намерения и проблемы?
  • 5. Чем я в действительности занимаюсь: деятельностью или имитацией деятельности?
  • 6. Хочу ли и могу ли я изменить собственную жизнь? Есть ли для этого у меня ресурсы и что надо сделать, чтобы их накопить?
  • 7. Если я — это мои обязательства перед собой, то могу ли я взять ответственность за свои: здоровье, материальное и психологическое благополучие, режим дня, отношения с людьми, профессиональный рост?
  • 8. Как и чему учусь я у окружающих меня людей, у жизненных событий?
  • 9. Что я читаю и какова моя домашняя библиотека?
  • 10. Хорошо ли рядом со мной моим близким и родным?
  • 11 .Каков мой дом, моя семья? Что «вложил» я в них?
  • 12. Каковы мои жизненные кредо?
  • 13. Куда я хочу двигаться и от чего я защищаюсь? Как примиряю я ту часть в себе, которая отвечает за развитие, и ту, которая заботится о моей безопасности?

Считаете ли Вы себя зрелой личностью, готовой к тому, чтобы осуществлять образование других?

Обратите внимание на приведенную ниже методику анализа здоровья и зрелости личности, составленную на основе сформированных в зарубежной гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.) взглядов. Возможно, она даст Вам дополнительный материал для размышления над предыдущими вопросами.

Аутоаналитический опросник здоровой личности[2]

Постарайтесь искренне ответить на предложенные в перечне вопросы. Ответ «ДА» оценивается тремя баллами, ответ «НЕТ» — одним. Надеемся, что Ваши ответы помогут Вам глубже заглянуть в себя, поразмышлять над тем, что в себе можно изменить, что стоит приобрести, от чего избавиться. Надо помнить, что данный опросник предназначен не столько для того, чтобы дать количественную оценку «зрелости» Вашей личности, что в принципе невозможно, сколько для того, чтобы сделать тест средством самоанализа, самосовершенствования.

  • • Вы отваживаетесь взять на себя ответственность за собственную жизнь и поступки и не обвиняете других, когда дела идут не так.
  • • Вы достаточно мудры, чтобы не мешать другим жить своей жизнью.
  • • Вы сами, без подсказок, знаете, что для Вас хорошо, а что плохо.
  • • При принятии решений Вы во многом доверяете интуиции.
  • • Вы понимаете, что сначала нужно быть довольным собой, а потом уже другими.
  • • Вы бережно относитесь к своему телу, развиваете интеллект и духовные качества для того, чтобы обрести целостность и гармоничность.
  • • Вы предпочитаете преодолевать свои собственные вершины, а не карабкаться на чужие.
  • • Вы способны изменить привычные схемы своего поведения в поиске новых путей общения с миром.
  • • Вы знаете, что свобода — это внутреннее, а не зависящее от обстоятельств состояние.
  • • Вы умеете создать вокруг себя состояние мира и спокойствия, когда вокруг бушует буря.
  • • Вы ощущаете, что ведомы высшей силой, и чувствуете себя ее частью.
  • • Вы желаете обрести совершенство, но прощаете недостатки себе и другим.
  • • У Вас есть силы находить жизнь прекрасной и удивительной, даже во время испытаний и лишений.
  • • Вы понимаете, что в жизни неизбежны перемены и их не надо бояться.
  • • Вы способны видеть за цепочкой случайных событий целостность бытия.
  • • Вы умеете любить и делать добрые дела, ничего не требуя взамен.
  • • Вы готовы искать всегда и везде, чтобы постичь истину.
  • • Вы стараетесь поступать так, чтобы «заслужить любовь ближнего своего».
  • • Вы не возмущаетесь критикой в свой адрес, а стараетесь найти в ней полезные для совершенствования моменты.
  • • Вы умеете проигрывать, принимать поражения и разочарования без жалоб и злости.
  • • Вы способны остаться верным себе и своей цели даже перед лицом отвержения и непопулярности.
  • • Вы способны трансцендировать (расширять до масштабов всей Земли) среду и культуру, в которой живете.
  • • Вы умеете принимать комплименты достойно, без ложной скромности.
  • • Вы не беспокоитесь преждевременно, а также по поводу событий, не зависящих от Вас.
  • • Вы постоянно и четко осознаете различия между целью и средствами ее достижения.
  • • Вы умеете устанавливать тесные эмоциональные отношения с близкими и друзьями.
  • • Вы не теряете чувства юмора ни при каких обстоятельствах.
  • • Вы живете спонтанно и естественно, синхронно с жизнью.
  • • Проблемы, на которых Вы сфокусированы, лежат вне Вас.
  • • Вы обладаете чувством принадлежности ко всему человечеству, хотя и видите его недостатки.
  • • Вы достаточно изобретательны в своей деятельности и не следуете стереотипам.
  • • Вы знаете, откуда черпать силы и вдохновение, и умеете это делать.
  • • Вы смиряетесь с неизбежным, с тем, что уже произошло.
  • • Вы не уходите от жизни различными способами, а предпочитаете иметь дело с действительностью, какой бы она ни была.
  • • Вы не критикуете других, не разобравшись в сути дела.
  • • Вы терпеливы, потому что знаете: «рана заживает постепенно».
  • • Вы не выходите из себя и не «бьетесь головой о стену» по пустякам.
  • • Мораль для Вас определяется более собственным опытом, а не чужим мнением.
  • • Вы всегда просите о помощи, когда осознаете, что в ней нуждаетесь.
  • • Вы составляете разумный план и реализуете промежуточные цели на пути к главной.

Просуммируйте баллы. По сумме можно определить свою ступень на лестнице «взросления личности».

  • 40−70: начало «зрелости» — впереди трудная, но нужная работа над собой.
  • 70−100: умеренная «зрелость» — есть еще резервы к совершенствованию.
  • 100−120: уверенная «зрелость» — Вам удалось выйти на новый виток человеческого существования.
  • [1] Белова С. В. Диалог — основа профессии педагога: учебно-методическое пособие.М.: АПКиПРО, 2002. С. 107.
  • [2] Ананьев В. А. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекозна-ния // Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. С. 35—37.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой