Готовность молодых людей к браку
Социально-нравственная готовность предполагает гражданскую зрелость (возраст, образование, профессия, уровень нравственного сознания). Одним из важных условий готовности юношей и девушек к созданию семьи является уровень нравственного сознания. Люди, создающие семью, должны понимать ее социальную значимость, обладать чувством ответственности, уважать будущего супруга и знать права и обязаннности… Читать ещё >
Готовность молодых людей к браку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
По мнению Т. М. Трапезниковой, готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-положительное отношение к семейному образу жизни, ценностям супружества[1][2].
Формирование готовности к браку — процесс длительный, требующий комплексного воспитательного воздействия, учитывающего не только возрастные, но и половые различия. Подготовка к браку включает важнейшие компоненты жизнедеятельности семьи, особое значение среди которых занимают нравственные и психологические аспекты.
Нравственная подготовка к браку — это формирование личности с высокой культурой чувств и поведения, воспитание характера, способствующего сотрудничеству супругов, родителей и детей, ответственности перед семьей.
Психологическая подготовка предполагает знание психологии личности, супружеских взаимоотношений, методов разрешения супружеских и семейных конфликтов, способов саморегуляции собственной психики и поведения.
В. А. Сысенко ввел понятие «способность к браку», предполагающее такие слагаемые:
- — способность заботиться о другом человеке, самоотверженно служить ему, деятельно делать добро;
- — способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, т. е. входить в эмоциональный мир партнера, понимать его радости и горести, вместе с ним переживать неудачи, находить духовное единение;
способность к кооперации, сотрудничеству, общению, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов труда, организации домашнего потребления и распределения;
— высокая этическая культура, предполагающая умение быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать партнера со всеми его странностями и недостатками, подавлять собственный эгоизм (конечно, принимать стоит странности и недостатки, не несущие в себе деструктивность и девиантность поведения. — Примем. авт.)[3].
Все эти способности, считает В. А. Сысенко, являются показателями умений человека быстро изменять свое поведение в соответствии с изменяющимися особенностями, проявлять терпимость, устойчивость и предсказуемость своего поведения, способность к компромиссу.
Составляющие готовности к браку, предложенные В. А. Сысенко, во многом перекликаются с чертами зрелой личности в понимании американского психолога Г. Олпорта:
- — способность к теплым, сердечным отношениям, дружеской интимности (любви к близким людям без собственнического чувства) и сочувствию (проявляющемся в терпимости к различиям в ценностях и установках);
- — эмоциональная неозабоченность и самопринятие (способность справляться со своими эмоциональными состояниями таким образом, чтобы это не мешало благополучию других);
- — реалистичность восприятия опыта и притязаний, выражающаяся, в частности, в том, чтобы видеть вещи такими, какие они есть, а не такими, какими хотелось бы их видеть;
- — самообъективность — четкое представление о своих сильных сторонах и слабостях;
- — у зрелого человека есть дело, которое ему важно делать.
Л. А. Власова на основе результатов собственного исследования выделила следующие виды готовности молодых людей к семейной жизни.
Социально-нравственная готовность предполагает гражданскую зрелость (возраст, образование, профессия, уровень нравственного сознания). Одним из важных условий готовности юношей и девушек к созданию семьи является уровень нравственного сознания. Люди, создающие семью, должны понимать ее социальную значимость, обладать чувством ответственности, уважать будущего супруга и знать права и обязаннности вступающих в брак.
Мотивационная готовность заключается в следующем. Большинство молодых людей, вступающих в брак, в ответ на вопрос: «Почему вы вступаете в брак?» ответили: «Потому что мы любим друг друга». Действительно, 90% исследуемых семей создаются по любви, согласно совместному и добровольному решению.
Психологическая готовность к созданию семьи — эго наличие культуры общения, единство или схожесть взглядов на мир и семейную жизнь, умение создавать здоровый морально-психологический климат в семье, устойчивость характера и чувств.
Педагогическая готовность включает в себя педагогическую грамотность, хозяйственно-экономические умения и навыки, сексуальную воспитанность[4].
Таким образом, мотивы принятия решения о вступлении в брак реализуют жизненно важные отношения личности к миру, отраженные в пирамиде потребностей А. Маслоу: потребность любить самому и быть любимым своим партнером; самоутверждение и самореализация; потребность в чувстве безопасности (опора, опека, стабильность); потребность в аффиляции — быть в обществе других людей; продолжение рода; сексуальное влечение; мотив долга и социальной обязанности.
Принятие решения о вступлении в брак — сложный процесс, сопряженный с различного рода трудностями и проблемами. Хорошо, если молодые люди самостоятельно найдут эффективные пути решения этих проблем, в противном случае им необходима психологическая помощь, которую они могут получить в центрах помощи семьи, консультативных центрах, психологической консультации при загсе.
- [1] Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений.
- [2] Трапезникова Т. М. Этика и психология семейных отношений. Л.: ЛГУ, 1988.
- [3] Сысенко В. А. Молодежь вступает в брак. М.: Мысль, 1986.
- [4] Власова Л. А. Социально-психологическая готовность к браку у современной молодежи // Матер. II Всерос. иауч.-практ. конф. «Современная Российская семья: традициии альтернативы»: сб. статей. Муром, 2011. С. 17—20.