Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности организации метакогнитивного опыта

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Способность «прятать» несовершенство собственного ума — это действительно важный ресурс интеллектуального роста человека. В данном случае речь идет о сформированности особых психических механизмов, обеспечивающих эффекты самоуправления интеллектуальной деятельности. Таким образом, интеллектуальное развитие предполагает не только совершенствование когнитивных механизмов переработки информации… Читать ещё >

Особенности организации метакогнитивного опыта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Бернарда Шоу однажды спросили: «Как стать мудрым?» «Для этого надо старательно прятать свои глупые мысли», — ответил он.

Способность «прятать» несовершенство собственного ума — это действительно важный ресурс интеллектуального роста человека. В данном случае речь идет о сформированности особых психических механизмов, обеспечивающих эффекты самоуправления интеллектуальной деятельности.

В последние годы в центре внимания ряда психологов оказались метакогнитивные процессы. Постепенно все более отчетливо осознавался тот факт, что наряду с традиционно изучавшимися процессами переработки информации (такими, как восприятие, память, мышление) существуют метакогнитивные процессы, отвечающие за регуляцию текущей интеллектуальной деятельности (Flavell, 1976; Brown, 1978; Borkowski, Peck, Reid, 1983; Forrest-Pressley et al., 1985; Карпов, Скитяева, 2005; Карпов A. A., 2014; Виноградова, 2004; и др.).

В отечественной психологии также неоднократно высказывалась идея о том, что для оценки индивидуальных интеллектуальных возможностей важны не столько характеристики «аналитических» (когнитивных) процессов, сколько особенности «интегральных психических процессов» (в виде целеобразования, планирования, прогнозирования, принятия решений и т. д.). Последние обеспечивают организацию и регуляцию интеллектуальной деятельности, формируясь на основе синтеза и координации аналитических процессов (Шадриков, 1994; 2004). Весьма интенсивно разрабатывается и проблема интеллектуальной рефлексии как способности думать об основаниях собственного мышления (Давыдов, 1989; Степанов, Семенов, 1985; Семенов, 1990; Карпов, 2004; и др.).

Таким образом, интеллектуальное развитие предполагает не только совершенствование когнитивных механизмов переработки информации, но и формирование метакогнитивных механизмов интеллектуальной саморегуляции.

Психологической основой регулирующих эффектов в работе интеллекта являются метакогнитивные структуры, образующие метакогнитивный опыт человека. Их основное назначение — определять, где, когда и как будут использоваться наличные индивидуальные интеллектуальные ресурсы.

В составе метакогнитивного опыта можно выделить четыре типа ментальных структур, обеспечивающих различные формы саморегуляции интеллектуальной активности: непроизвольный интеллектуальный контроль, произвольный интеллектуальный контроль, метакогнитивная осведомленность и открытая познавательная позиция.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой