Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Современные методологические проблемы психологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие человека есть результат системной, т. е. взаимосвязанной и взаимодополняющей детерминации трех групп факторов: индивидуальных свойств человека как предпосылок развития личности, социально-исторического образа жизни как источника развития личности и совместной деятельности как основания осуществления жизни личности в системе общественных отношений (А.Г. Асмолов); Психофизическое… Читать ещё >

Современные методологические проблемы психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психофизическая проблема — (в широком смысле) вопрос о месте психического в природе, о соотношении психических и материальных явлений. В узком смысле — проблема соотношения психических и физиологических (нервных) процессов. Во втором случае психофизическую проблему правильнее называть психофизиологической.

Психофизическая проблема стала уступать место в психологии психофизиологической проблеме с XVII в., что связано с развитием медицины, физиологии. С конца XIX в. о психофи-зической проблеме практически перестали говорить. Но мы рассмотрим ее основные положения.

В подходах к соотношению психических и материальных явлений можно выделить следую-щие положения:

  • — психика — лишь одна из форм материи (Демокрит, Б. Спиноза, Л. Фейербах) — материалистическая психология;
  • — психика — явление идеальное (Платон, Г. Лейбниц, Гегель) — идеалистическая психология;
  • — панпсихизм (гилозоизм) — вся природа одухотворена (Эмпедокл, Джордано Бруно, Дени Дидро и др.);
  • — биопсихизм — психика свойственна только живой материи (Т. Гоббс, К. Бернар, Э. Геккель, В. Вундт и др.);
  • — антропопсихизм — психика есть только у человека (Р. Декарт и его последователи);
  • — антропоморфизм — перенесение качеств, присущих человеку, на природные явления, поведение животных и неживую природу;
  • — психика присуща живым существам, обладающим чувствительностью, т. е. элементарной формой психики (А.Н. Леонтьев, Фарби);
  • — нейропсихизм — психика есть у живых существ, имеющих нервную систему (Ч. Дарвин, Э. Спенсер);
  • — агностицисты считали невозможным познать тайну соотношения психического и материального (Д. Юм, И. Кант и др.).

Психофизическая проблема нашла свое воплощение в таких вариантах ее толкования, как психофизический параллелизм и психофизическое взаимодействие.

Психофизический параллелизм — вариант толкования психофизической проблемы, согласно которому психическое и физическое (физиологическое) представляют собой два самостоятельных ряда процессов, неотделимых друг от друга, коррелирующих, но не связанных между собой отношениями причины и следствия.

Концепция психофизического параллелизма выдвигалась как в системе материалистических (Д. Гартли), так и идеалистических взглядов на психику (Г. Лейбниц, В. Вундт).

Для материалистических направлений психофизический параллелизм означал неотделимость сознания от мозга, для идеалистических — независимость сознания от материальных воздействий, его подчиненность особой психической причинности.

В обоих случаях психофизическая проблема не получила позитивного решения, так как сознание рассматривалось только в его отношении к процессам внутри организма. Отражательная природа психики и ее регулятивная роль в поведении в рамках психофизического параллелизма не могли быть научно объяснены.

Психофизическое взаимодействие — идеалистический подход к психофизической проблеме, согласно которому сознание и его нервный (телесный) субстрат представляют собой два самостоятельных начала, оказывающих влияние друг на друга. Дуализм этой концепции (от Декарта) несовместим с научным объяснением психической регуляции поведения человека как целостного существа.

Психофизиологическая проблема. С развитием медицины и физиологии наследницей психофизической проблемы стала психофизиологическая проблема, иногда полностью включа-емая в психофизическую, но по существу не тождественная ей. Психофизиологическая проблема — проблема, касающаяся соотношения психологического и физиологического.

В попытках ее решения также существует два подхода: на основе принципа психофизиологи-ческого взаимодействия (Р. Декарт) и на основе принципа психофизиологического параллелизма (Г. Лейбниц, В. Вундт).

Психофизиологическое взаимодействие рассматривает психику и физиологические процессы, взаимно влияющими друг на друга. Так, выпитый алкоголь не только влияет на протекание физиологических процессов, но и замедляет время психической реакции, мышления и др. Психическое желание сжать пальцы в кулак изменяет активность мышц пальцев руки.

Однако, с точки зрения закона сохранения энергии, материальный процесс не может воздейст-вовать на идеальный процесс, т. е. исчезать, а идеальный процесс, лишенный материальной основы, не может из ничего порождать изменения в материи (в физиологии).

Психофизиологический параллелизм рассматривает протекание психических и физиологи-ческих процессов как параллельное, синхронное. При этом они отличаются друг от друга.

Идею психофизиологического параллелизма предложил Г. Лейбниц, совмещая механисти-ческую картину мира с представлением о психике как уникальном явлении. Согласно этой идее, душа и тело совершают свои операции независимо друг от друга, но с величайшей точностью, создающей впечатление их согласованности. Они подобны паре часов, которые всегда показывают одно и то же время, хотя и движутся независимо.

Материалистическую интерпретацию психофизиологический параллелизм получил у Д. Гартли и других натуралистов.

Психофизиологический параллелизм приобрел большую популярность в середине XIX в., когда с открытием закона сохранения энергии стало невозможно представлять сознание по типу особой силы, способной произвольно изменять поведение организации.

Психофизиологический параллелизм имеет два варианта: дуалистический и монистический.

Дуалистический параллелизм предполагает самостоятельную сущность, но разную природу психического и физиологического: материальную и духовную.

Монистический параллелизм рассматривает психические и физиологические явления как стороны одного и того же процесса (как удары по клавишам рояля и получаемая при этом мело-дия).

В процессе практических исследований иногда наблюдаются попытки преодолеть психо-физиологическую проблему, прибегая к редукционизму.

Редукционизм — подход, сводящий сложные явления к более простым и доступным исследователю.

В психологии известны следующие виды редукционизмов:

  • — физиологический, или нейрофизиологический редукционизм, старающийся объяснить психические явления физиологическими или нейрофизиологическими процессами (Ж. Ламетри, Я. Молешат);
  • — информационно-кибернетический редукционизм, старающийся объяснить психические явления информационно-кибернетическими моделями (это делают некоторые представители когнитивной психологии);
  • — педагогический редукционизм, объясняющий поведение человека через результаты обучения (В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин);
  • — логико-математический редукционизм, подменяющий психологическую реальность логико-математическим анализом (Ж. Пиаже).

Во всех видах редукционизма психические явления либо упрощаются, либо искусственно расчленяются на якобы самостоятельные единицы, либо подменяются другой реальностью.

От редукционизма необходимо отличать использующуюся в науке редукцию как методологи-ческий прием, позволяющий на более простых моделях рассмотреть какое-либо явление, а затем вернуться к более сложному анализу. Редукция — это не концепция, а метод познания.

Позиция психолога в решении психофизиологической проблемы определяет методологию его теоретической и практической деятельности.

Психосоциальная проблема — проблема соотношения влияния на психику врожденных и социальных факторов.

При решении этой проблемы в зарубежной психологии используются несколько подходов:

  • — человек появляется на свет с врожденными идеями, которые являются источником подлинного знания (Р. Декарт);
  • — душа ребенка подобна «чистой доске», следовательно, в развитии человека решающую роль играет воспитание (Дж. Локк);
  • — признание решающей роли за наследственными факторами (английская антропологическая или эволюционная школы) (Э. Тейлор, Дж. Фрейзер);
  • — признание решающей роли социальных факторов (Э. Дюргейм, Люсьен Леви-Брюль и др.);
  • — теория конвергенции (или пересечения) обоих факторов, согласно которой они пересекаются и одновременно влияют на психику и поведение человека (В. Штерн);
  • — теория конфронтации обоих факторов, согласно которой биологическое в человеке вступает в конфликт с социальными условиями; это столкновение формирует психику человека (З. Фрейд);
  • — теория взаимодействия двух факторов, согласно которой психика развивается в результате взаимодействия наследственных и социальных факторов (Ж. Пиаже);
  • — анатомо-физиологические признаки предопределяют участие в совершении преступлений (Ч. Ломброзо).

Участвовали в решении психосоциальной проблемы и наши отечественные ученые, ставшие авторами таких концепций, как:

  • — концепция единства наследственных и социальных факторов в процессе развития психики (Л.С. Выготский), согласно которой оба фактора присутствуют в развитии человека, но удельный вес их постепенно меняется. Чем сложнее психическая функция, тем большую роль в ее формировании играют социальные факторы, и наоборот;
  • — развитие человека есть результат взаимодействия таких факторов, как социальная ситуация развития, ведущая деятельность в данный период, основные новообразования развития и переживаемые человеком кризисы развития (Д.Б. Эльконин);
  • — развитие человека есть результат системной, т. е. взаимосвязанной и взаимодополняющей детерминации трех групп факторов: индивидуальных свойств человека как предпосылок развития личности, социально-исторического образа жизни как источника развития личности и совместной деятельности как основания осуществления жизни личности в системе общественных отношений (А.Г. Асмолов);
  • — единичный человек как индивидуальность может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функцио-нируют природные свойства человека как индивида (Б.Г. Ананьев).

Споры об уточнении соотношения наследственных и социальных факторов продолжаются и в настоящее время.

Проводя анализ современного состояния науки, а также тенденций, позволяющих выявить основные направления развития психологии, Б. Г. Ананьев отмечал: «Постановка и решение методологических проблем психологии должны учитывать ??? существенные изменения в структуре современной науки: прежде всего возрастающее увеличение смежных для психологии наук…». Он анализирует процесс «миграции» методов: «Процесс „миграции“ методов одной науки в сферу других всё больше затрагивает психологию, что объясняется не только общей закономерностью всё возрастающей интеграции наук, но и ??? специфическим изменением положения психологии в системе наук…».

Таким образом, только на основе использования научной методологии, всестороннего и тщательного изучения психологической теории и практики деятельности обследуемых исследователь может осуществлять отбор применяемых методов и методики исследования и, соответственно, организовывать сам процесс психологического исследования.

Каталог личной библиотеки

  • 1. Волков, Б. С. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, А. В. Губанов. — М.: Академический проект, 2010.
  • 2. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. — М.: Академия, 2005.
  • 3. Корнилова, Т. В. Методологические основы психологии [Текст]: учебник / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. — СПб.: Юрайт, 2011.
  • 4. Лубовский, Д. В.

    Введение

    в методологические основы психологии [Текст]: учеб. пособие для вузов / Д. В. Лубовский — 2-е изд. — М.: МПСИ, 2007.

  • 5. Маланов, С. В. Методологические и теоретические основы психологии [Текст]: учеб. пособие / С. В. Маланов. — М.: МПСИ, 2005.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой