Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Ценности человеческой личности в народной литературе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Напрасно искать в этом герое исключительные качества. Эта литература стремится к разоблачению действительности с помощью нового литературного языка, наполовину разговорного, наполовину делового. Здесь грубость изображаемого быта и разъедающая ирония по отношению ко всему на свете, в том числе и к самому себе. Человек в этой' литературе не возвышается над читателем ни особой ролью в исторических… Читать ещё >

Ценности человеческой личности в народной литературе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Повести и сказания о Смутном времени поднимают тему ценности человеческой личности, которая становится главной в литературе XVII в. Наиболее полное воплощение она получает в неофициальной, народной литературе. Ее авторы — простые люди, иногда даже не имевшие собственного угла и «скитавшиеся меж двор*. Эта литература распространялась среди ремесленного люда, мелких торговцев, низшего духовенства, в крестьянской среде в виде небольших рукописных сборничков на плохой бумаге. Это было соединение старой книжной литературной традиции, языка устного народного творчества и «деловой* письменности XVII в.

«Некнижная* литература имела еще одну существенную черту, впоследствии повлиявшую на все формы литературного творчества: она не стремилась решать глобальных проблем. Герои этих произведений находились не на вершине власти или в центре значительных исторических событий: они населяли пространство повседневности.

Новый литературный герой — безвестный человек, ничем не примечательный, но узнаваемый. Читатели видели в этих героях многих, кто был рядом, а иногда и самих себя. И это делало нового литературного героя интересным и значительным, хотя и безымянным. Впрочем, имя мешало бы этому герою. И писатели XVII в. стремятся избавиться от имени. Так появляется вымышленный герой с вымышленной биографией и вымышленным именем, а чаще вообще без него. Это было начало движения литературы к «реалистическому вымыслу* и обобщенному образу. Народная литература, возникавшая в гуще городской жизни, пыталась создать обобщенный образ реальности. Героями произведений становились безымянные «молодец*, «голый и небогатый*, «бражник* или «девица*. Безымянность героев облегчала путь к вымыслу и созданию типических, а не идеализированных образов.

Именно в этих произведениях человек все больше выступал как участник реальной жизни с ее бедами и несчастьями, радостями и огорчениями. Неофициальная, народная, или «демократическая», литература XVII в. не отрывалась от традиции, скорее наоборот, она пользовалась теми традиционными формами литературного творчества, с помощью которых можно было выйти из пределов средневекового «историзма*. Отсюда столь распространенная в XVII в. пародия, которая становится средством обобщения явлений городской жизни. Д. С. Лихачев объясняет ее появление так: «…средневекового читателя пугала ложь; все, что не «исторично*, чего не было в действительности, — обман, а обман от дьявола. Но открыто признанный вымысел — не ложь, тем более что этот вымысел прикрыт шуткой*.

Таким образом, пародия становилась способом объяснения происходящего. Она позволяла не только обобщать явления жизни, но и выразить свое отношение к ним, прикрывшись маской вымысла. Такую же роль в народной литературе выполняют небылицы, животный эпос. В этом смысле показательна «Повесть о Ерше Ершовиче*, в которой автор пытается сделать шаг в реальность, придав ей форму вымысла. Он еще не решается обойтись без имени. Но имена всех героев — «рыбьи*: Ерш Ершович, Белуга Ярославская, Щука-трепуха и т. д. Но явление описывается реальное — суд. И хотя его участники «не существуют*, их характеры типичны и узнаваемы.

В большинстве произведений народной литературы обсуждаются мироощущение и судьба человека в «бунташном веке*: «Повесть о Ерше Ершовиче*, «Повесть о Шемякином суде*, «Повесть о бражнике», «Повесть о Горе-Злосчастии*. Это рассуждения о жизни человека во время перемен, начавшихся в обществе, государстве.

Но более всего индивидуализация литературного творчества повлияла на осмысление судьбы человека. В средневековой культуре судьба человека рассматривалась с провиденциальной точки зрения. Теперь же судьба человека становится результатом его собственных усилий. Эта литература не посягала на главные святыни старины — царя, государство, веру, но она оставляла за собой право человека оценивать, иметь собственное мнение об институтах власти, церкви.

Авторов непритязательных произведений с «несерьезными* сюжетами интересовали очень серьезные вопросы: нищета одних и незаслуженное богатство других, бесправность простого человека перед властью и т. д.

Основными жанрами этой литературы стали пародия и сатира. Для произведений этого направления характерен конфликт личности с окружающей средой, вызов общественным порядкам, иногда — страх и неуверенность в себе, ощущение собственной беззащитности и в то же время первые попытки противостоять обстоятельствам, исправить несправедливость.

Вопросы социальной справедливости поднимались и раньше, в литературе XVI в. Но то были философские рассуждения сторонних наблюдателей. Теперь же об этом пишут сами «босые» и «голодные*. В «Азбуке о голом и небогатом человеке», составленной в виде расположенных по алфавиту горьких высказываний, собраны беды и несчастья городской жизни:

А. Аз есть голоден и холоден, наг и бос, и всем своим богатством недостаточен.

Б. Бог животы мои ведает, что у меня нет ни полушки.

Ж. Живу я на Москве, поесть мне печево и купить не на што, а даром не дают.

Напрасно искать в этом герое исключительные качества. Эта литература стремится к разоблачению действительности с помощью нового литературного языка, наполовину разговорного, наполовину делового. Здесь грубость изображаемого быта и разъедающая ирония по отношению ко всему на свете, в том числе и к самому себе. Человек в этой' литературе не возвышается над читателем ни особой ролью в исторических событиях, ни своей моральной высотой. Но именно отсутствие какой-либо идеализации и вызывает сочувствие.

Произведения народной литературы передавали растерянность и недоумение существующим положением вещей, но не обвиняли и не обличали. Ближе всего к обличительной сатире стоит «Повесть о Шсмякином суде*, автор которой взял за основу сюжет сказки о богатом и бедном братьях. Это рассказ о неудачливом, но находчивом бедняке, который перехитрил трех подавших на него в суд истцов, добился справедливости, сумев обойти судью-мздоимца.

В этом произведении причудливо соединился мир сказки, смеха и реальности. Нельзя не заметить новых черт в деятельности «простого» человека, поставленного в экстремальные обстоятельства: он действует самостоятельно, надеясь только на себя. Бытовые коллизии «Повести* настолько соответствовали тому, что происходило в России, что это произведение прочно укоренилось в народной среде и дошло в лубочных изданиях до XIX в.

В результате оказалось, что в народной литературе острее и ярче, чем в других жанрах, переживалась идея ценности человеческой личности. Утверждалась нехитрая истина, что человек ценен сам по себе, просто потому что он человек. Взгляните на человека, как бы приглашают авторы этих произведений, посмотрите, как ему тяжело на этой земле!

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой