Сократ (ок. 470-399 до п. э.)
Всякая истина, согласно Сократу, относительна. Один и тот же поступок в зависимости от ситуации может быть признан как хорошим, так и плохим. Ложь между людьми, безусловно, относится к несправедливости. Но если полководец,.видя малодушие солдат, сообщит им ложные сведения, будто приближаются союзники, и этой ложыо прекратит их малодушие, то этот обман следует отнести, как следует из диалога… Читать ещё >
Сократ (ок. 470-399 до п. э.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сократ вошел в историю как автор и создатель диалектического метода исследования истины, при котором изучаемый предмет рассматривался одновременно с двух сторон — положительной и отрицательной. Он отличался также беспощадной трезвостью ума в исследовании самого себя и стремлении к самосовершенствованию. «Лучше всех живет, я думаю, тот, — говорил Сократ, — кто больше всех заботится о том, чтобы делаться как можно лучше, а приятнее всех — тот, кто больше сознает, что он делается лучше. До сих нор это было моим уделом».
Сократ был некрасив внешне, если не сказать безобразен. Его обычной одеждой был старый хитон, и чаще всего он ходил босиком. Своих учеников он считал друзьями и денег с них за обучение не брал. Сократ был дважды женат, но неудачно. Имя его первой жены Ксантиппы вошло в историю как нарицательное, означающее сварливую и вздорную женщину.
Однажды Ксантиппа сперва разругала Сократа, а потом окатила его водой. «Так я и говорил, — промолвил он, — у Ксантиппы сперва гром, а потом дождь». Алкивиад твердил ему, что ругань Ксантиппы непереносима, Сократ отвечал: «А я к ней привык, как к вечному скрипу колеса. Переносишь ведь ты гусиный гогот?» «Но от гусей я получаю яйца и птенцов к столу», — сказал Алкивиад. «А Ксантиппа рожает мне детей», — отвечал Сократ.
В конце концов Сократ развелся с Ксантиппой и женился на женщине по имени Мирто, но и этот брак оказался неудачным. Размышляя о превратностях супружеской жизни, Сократ заметил однажды: «Какое бы решение ты ни выбрал — жениться или остаться холостяком, все равно будешь в нем раскаиваться».
Когда афинский суд приговорил Сократа к смерти, его жена Мирто сказала ему: «Ты умираешь безвинно». На что Сократ возразил: «А ты хотела бы, чтобы заслуженно?».
Сократ учил изустно и не оставил ни одного собственноручно написанного трактата. Его бессмертные диалоги и афоризмы дошли до нас в записях его учеников.
Всякая истина, согласно Сократу, относительна. Один и тот же поступок в зависимости от ситуации может быть признан как хорошим, так и плохим. Ложь между людьми, безусловно, относится к несправедливости. Но если полководец,.видя малодушие солдат, сообщит им ложные сведения, будто приближаются союзники, и этой ложыо прекратит их малодушие, то этот обман следует отнести, как следует из диалога Сократа с Эвтидемом, к справедливости.
- •Ф* Нет ничего сильнее знания, оно всегда и во всем пересиливает и удовольствия, и все прочее.
- -О* Я никак не могу согласно дельфийской надписи познать самого себя. И смешно, по-моему, будет, если я, не зная самого себя, примусь исследовать нечто мне чуждое. Я исследую самого себя: кто я — чудовище сложное или же существо простое, и хоть скромное, но по своей природе причастное к чему-то божественному?
- ?Ф Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего не может. Занимаясь тем, что знает, он удовлетворяет свои нужды и живет счастливо, а не берясь за то, чего не знает, не делает ошибок и избегает несчастий. Благодаря этому он может определить ценность также и других людей и, пользуясь ими, извлекает пользу и оберегает себя от несчастий.
- *Ф Ведь я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого… и молодого, и старого заботиться прежде и сильнее всего не о теле и не о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше.
- ?Ф Существует только один бог — знания, и только один дьявол — невежество.
- *Ф Не от денег рождается добродетель, а от добродетели бывают у людей деньги и все прочие блага, как в частной жизни, так и в общественной.
- ?Ф Знание, отделенное от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью.
- •Ф Справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость. Справедливые поступки и вообще все поступки, основанные на добродетели, прекрасны и хороши. Поэтому люди, знающие, в чем состоят такие поступки, не захотят совершить никакой другой поступок вместо такого, а люди, не знающие, не могут их совершать, и даже если пытаются совершить, впадают в ошибку. Таким образом,' прекрасные и хорошие поступки совершают только мудрые, а не мудрые не могут, и даже если пытаются совершить, впадают в ошибку. А так как справедливые и вообще все прекрасные и хорошие поступки основаны на добродетели, то из этого следует, что и справедливость, и всякая другая добродетель есть мудрость.
- ?Ф «Ты знаешь, — замечает Сократ Гиппию, — что Ликург Лакедемонский нисколько не возвысил бы Спарты над прочими государствами, если бы главным образом не ввел в ней повиновения законам? Разве тебе не известно, что в государствах те правители самые лучшие, которым граждане обязаны повиновением законам? И то. государство, в котором граждане наиболее повинуются законам, счастливо во время мира и незыблемо во время войны».
- *Ф «Ты лучший из людей, раз ты афинянин, гражданин величайшего города… Не стыдно ли тебе заботиться о деньгах, чтобы их у тебя было как можно больше, о славе и о почестях, а о разуме, об истине и о душе своей не заботиться и не помышлять, чтобы она была как можно лучше? И если кто из вас станет спорить и утверждать, что он заботится, то я не отстану… а буду его расспрашивать, испытывать, уличать, и если мне покажется, что в нем нет добродетели, а он только говорит, что она есть, я буду попрекать его за то, что он самое дорогое ни во что не ценит, а плохое ценит дороже всего».
- ?ФПравить должны знающие.
ФСамые лучшие и всего более угодные богам люди… это те, кто хорошо исполняет свою работу: в области земледелия — земледельческую, в области государственной деятельности — государственную, а кто ничего хорошего не делает… тот никуда не годен и богам не угоден.
Ф* «Сколько же есть вещей, без которых можно жить», — сказал Сократ, побывав в доме одного богача.
ФЗлой человек вредит другим без всякой для себя выгоды.
Ф* Это изумляет: всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет ответить, сколько он имеет друзей — настолько они не в цене.
Ф- «Кого можно считать счастливым?» — спросили однажды ученики у Сократа. — «Того, у кого честный образ мыслей и острый ум».
Ф* Молодым людям стоит почаще смотреться в зеркало: красивым, чтобы не срамить своей красоты, безобразным, чтобы воспитанием скрасить безобразие.
Ф* Однажды Сократа спросили, чем он отличается от других людей. Сократ ответил: «Я ем для того, чтобы жить, а другие живут для того, чтобы есть».
ФТе, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним — умиранием и смертью. Люди, как правило, этого не замечают, но если это все же так, было бы, разумеется, нелепо всю жизнь стремиться к одной цели, а потом, когда она оказывается рядом, негодовать на то, в чем так долго и с таким рвением упражнялся!
ФЯ знаю только то, что я ничего не знаю[1].
- [1] См.: Таранов П. С. Философия изнутри. М., 1996. Т. 1. С. 288—325; Иванов В. Г. История этики Древнего Мира. Л., 1980. С. 142—150.