Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные этапы изучения морфологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С именем Ф. Ф. Фортунатова, основателя Московской лингвистической школы, связано «формальное» направление в изучении грамматики. При анализе морфологических явлений ученые фортунатовской школы обращали пристальное внимание на формальные средства выражения грамматических значений и меньше стремились описывать сами грамматические значения. Именно Фортунатовым были разграничены формы словоизменения… Читать ещё >

Основные этапы изучения морфологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В изучении морфологического строя русского языка можно условно выделить четыре периода.

1. Первый период (сер. XVIII — сер. XIX в.) связан с именем М. В. Ломоносова, который в своей «Российской грамматике» впервые дал систематическое описание морфологии русского языка (до Ломоносова предметом изучения был, как правило, церковнославянский язык). Терминология, используемая Ломоносовым, очень близка к современной лингвистической терминологии. Грамматика Ломоносова почти на столетие определила характер развития русской морфологической науки. Идеи Ломоносова развивались А. X. Востоковым, В. Г. Белинским и др. В этот период русская морфологическая паука сформировалась как особая лингвистическая дисциплина.

Недостатком многих грамматических работ того времени было нечеткое разграничение категорий грамматики и логики. Огромное значение для такого разграничения имели работы Ф. И. Буслаева, особенно «Опыт исторической грамматики русского языка» (1858). Указав па самостоятельность грамматики по отношению к логике, Буслаев, однако, не смог до конца выйти за рамки логического направления (за что его впоследствии резко критиковал А. А. Потебня).

2. Второй период в изучении русской морфологии отмечен стремлением исключить смешение грамматики и логики, при этом одни ученые больше внимания уделяли смысловой стороне морфологических явлений, другие же — формальной стороне. Существенный вклад в изучение грамматической семантики (значений глагольного вида, падежей существительного и др.) внес А. А. Потебня. Идеи Потебни изложены в его основном труде «Из записок по русской грамматике» (т. 1—4, опубл. 1874—1968).

С именем Ф. Ф. Фортунатова, основателя Московской лингвистической школы, связано «формальное» направление в изучении грамматики. При анализе морфологических явлений ученые фортунатовской школы обращали пристальное внимание на формальные средства выражения грамматических значений и меньше стремились описывать сами грамматические значения. Именно Фортунатовым были разграничены формы словоизменения и словообразования, что оказалось существенным для всего дальнейшего развития как морфологических, так и словообразовательных исследований.

  • 3. Третий этап в развитии русской морфологической науки охватывает 20—40-е годы XX столетия. Многим ученым становится ясно, что не следует изучать грамматические значения и их формальные средства выражения изолированно, как это нередко наблюдалось в трудах Потебни и Фортунатова (и особенно некоторых их учеников). Ставится задача объединить лучшие достижения школ Потебни и Фортунатова, рассматривать грамматические явления как диалектическое единство формы и содержания. В постановке такой задачи — историческое значение данного периода в изучении русской морфологии (груды Л. В. Щербы, А. А. Шахматова, А. М. Пешковского и др.). Именно тогда В. В. Виноградов определил морфологию как грамматическое учение о слове, анализирующее и форму, и семантику слова в его реальном функционировании.
  • 4. Четвертый этап становления отечественной морфологической науки начинается в 50-е годы XX в. Этот этап, органически связанный с предшествующим, отмечен и рядом специфических черт:
  • 1) благодаря исследованиям В. В. Виноградова, Н. М. Шанского, Е. А. Земской и др., показавшим принципиальные отличия словообразования от морфологии, словообразование выделено в особую дисциплину; следовательно, был существенно уточнен предмет морфологии;
  • 2) исчерпывающим образом описаны правила русского словоизменения [см. «Грамматический словарь русского языка. Словоизменение» А. А. Зализняка (1977)];
  • 3) получены принципиально важные результаты в изучении морфологических категорий времени, вида, залога, падежа (труды Н. С. Поспелова, Ю. С. Маслова, А. В. Бондарко, А. А. Холодбовича, Н. Ю. Шведовой, Г. А. Золотовой и др.);
  • 4) впервые предпринято изучение русской морфологии на основе массовых опросов носителей русского языка [см. коллективную монографию под редакцией М. В. Панова «Русский язык и со-
встскос общество. Морфология и синтаксис современного русского литературного языка» (1968)];
  • 5) успешно решается задача описания русской морфологии в новом, функциональном направлении: не от грамматических форм — к выражаемым ими значениям, а от значения — к форме. В рамках функциональной морфологии изучается, какими языковыми средствами может быть выражено то или иное грамматическое значение (например, значение времени, модальности); на необходимость таких исследований указывали еще Л. В. Щерба и В. В. Виноградов. Функциональный анализ основных категорий русской морфологии см. в изданной под редакцией А. В. Бондарко серии коллективных монографий «Теория функциональной грамматики» (1987;1996, т. 1−6);
  • 6) наконец, именно в этот период предпринимаются успешные попытки ознакомления широкой общественности с достижениями отечественной грамматической науки. В частности, издаются академические грамматики русского языка [" Грамматика русского языка" под ред. В. В. Виноградова и Е. С. Истриной (1952—1954), «Русская грамматика» под ред. II. Ю. Шведовой (1980)], сочетающие точность научной интерпретации языковых явлений с общедоступностью изложения.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой