Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Частная методика № 5 «Эмоциональная удовлетворенность»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует отметить, что само по себе явление «эмоциональная удовлетворенность», как хорошо известно в психологической науке, наиболее ярко проявляется в трех областях жизнедеятельности, а именно: общении, работе и отдыхе. Именно они являются основными сферами получения эмоционального удовлетворения. Степень этого удовлетворения зависит от конкретных характеристик образа жизни (стиль внутрисемейного… Читать ещё >

Частная методика № 5 «Эмоциональная удовлетворенность» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В качестве теоретической основы опросник, а избрано определение, которое трактует удовлетворенность как эмоционально-оценочное отношение отдельных или всех членов группы (семьи) к своей жизнедеятельности и условиям ее протекания. Из этого следует, что эмоции определяются какой-либо актуальной потребностью и возможностью ее удовлетворения.

Удовлетворенность определяется величиной разрыва между желаниями человека и его реальными достижениями, что на языке математики может представлять эмоциональную удовлетворенность (ЭУ) в виде отношения условной величины достижения (Д) к условной величине ожидания (О), то есть ЭУ = ЕД/ЕО.

А это значит, что степень эмоциональной удовлетворенности повышается, когда достижения совпадают с притязаниями, т. е. ЭУ = 1,0 и понижается, если реальные достижения отстают от желаний личности (т.е. ЭУ < 1,0). В случае, когда достижения превышают устремления индивида, группы, тогда обязательно порождаются ожидания, которые значительно опережают реальный темп улучшения достижений, что и служит причиной недовольства. В этой ситуации эмоциональная удовлетворенность существует непродолжительно и носит регрессивный характер.

Ее наиболее вероятное значение определяется диапазоном: О < ЭУ =.

= 1,0.

Закономерность (формула) отношений реального достижения и ожидания определила приемлемое средство измерения уровня эмоциональной удовлетворенности, как отдельных индивидов, так и группы (семьи) — шкалу «ожиданий — достижений».

В изучении эмоциональной удовлетворенности этого сложного явления, детерминированного многочисленными фактами, важную роль играет идея приоритетных, наиболее значимых источников (побудителей) радости. Эта идея в общем виде высказывалась еще Аристотелем, который разбирая логику человеческих предпочтений, проницательно подмечал: «Предпочтительнее то, что само по себе, более прекрасно, более чтимо и более достойно похвалы»[1].

В данном случае речь идет о теории социальных сравнений. Следуя ее логике становится ясно, что притязания индивида группы (семьи) зиждутся на сравнении себя как с собственным прошлым опытом, так и с другими людьми, группами. Для разработки инструментария изучения (измерения уровня) эмоциональной удовлетворенности каждое из этих сравнений имеет важное значение.

И в одном и другом сравнении эмоциональная удовлетворенность индивида обусловливается вероятностью достижения цели. Оценку этой вероятности согласно теории социальных сравнений индивид (группа) производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей в данный момент. Следовательно, удовлетворенность — это в известной мере спокойная рефлективная оценка прошлого и настоящего положения дел. Причем, важно учитывать, что интенсивность положительных эмоций последовательно снижается с возрастом.

Прогнозирование вероятности достижения цели может осуществляться как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне. Возрастание вероятности в результате поступления новой информации порождает положительные эмоции, воспринимаемые в виде оценки «лучше»; падение вероятности ведет к отрицательным эмоциям, а следовательно — к оценке «хуже». Сравнение не только с прошлым опытом, но и с другими людьми, группами, является также источником удовлетворенности. Наиболее соблазнительным фоном для сравнения служат люди, семьи, живущие в непосредственном окружении, родственники, друзья, а также бывшие одноклассники и сокурсники. В таком случае члены одной малой группы (семьи) часто сравнивая себя с обычной или значимой для них малой группой (семьей), придают особое значение характерным признакам и своей группы (семьи), которые чаще используют для демонстрации своего превосходства, повышая, таким образом, самооценку до отметки «лучше», что способствует развитию эмоциональной удовлетворенности. И, напротив, привлекательность характерных признаков другой группы (семьи), делает ее референтной, что обусловливает заниженную самооценку на уровне «хуже» и снижение удовлетворенности.

Вышеизложенная закономерность социального сравнения текущего и прошлого собственного опыта, а также сравнения его с опытом других индивидов (групп), использована в разработке следующей шкалы опросника — шкалы «сравнений».

Следует отметить, что само по себе явление «эмоциональная удовлетворенность», как хорошо известно в психологической науке, наиболее ярко проявляется в трех областях жизнедеятельности, а именно: общении, работе и отдыхе. Именно они являются основными сферами получения эмоционального удовлетворения. Степень этого удовлетворения зависит от конкретных характеристик образа жизни (стиль внутрисемейного общения, характер совместной деятельности, тип семейного досуга и т. п.). Причинно-следственная связь настолько сложна, что общая удовлетворенность может влиять на удовлетворенность в той или иной конкретной области. В ряде случаев самые незначительные объективные обстоятельства, относящиеся к конкретной области жизнедеятельности семьи могут влиять на субъективную удовлетворенность вообще. В то же время, для диагностических целей важно дифференцировать эмоциональную удовлетворенность по областям жизнедеятельности семьи.

В таком случае возникает необходимость учета многомерности эмоциональной удовлетворенности, что и составляет сложность самого инструментария. Шкала № I (соотношение «ожиданий — достижений» отражает удовлетворенность личности в общении, в совместной деятельности, в семейном досуге). Шкала № 2 (сравнение «лучше — хуже») определяет уровень эмоциональной удовлетворенности по двум измерениям:

  • а) «сейчас — раньше»;
  • б) «у нас — у других», также в общении, в совместной деятельности и в семейном досуге.

Таким образом, каждая шкала представляет собой трехмерный инструментарий оценки эмоциональной удовлетворенности.

В данной методике представляется возможным определение степени достоверности ответа респондента в зависимости от подовой принадлежности. С этой целью при разработке методики учтена еще одна закономерность — зависимость уровня эмоциональной удовлетворенности членов семьи от принадлежности к полу при условии воздействия на них одних и тех же факторов. Полагаясь на известное в психологии половых различий положение о «рациональности» мужской и «эмоциональности» женской особи, в методику для оценки выраженности у респондентов этих особенностей включен фрагмент «размышление» — «чувства» известного опросника К. Юнга («Типология когнитивных стилей»). К. Юнг полагал, что на индивидуальное принятие решений (к чему относится и оценка соотношений «ожидание — достижение», «лучше — хуже») влияют два измерения — уровень «размышления» и уровень «чувств». Десять характеристик (по пять для представителей каждого пола) этих двух измерений, взятые из опросника, позволяют получить шкалу «различий». Степень достоверности ответа о эмоциональной удовлетворенности индивида представляет собой произведение коэффициента соотношения измерений «размышления» — «чувства» респондента соответствующего пола и коэффициента его общей удовлетворенности своей семьей.

Число совпавших ответов для одного пола.

Коэффициент соотношения (K^^.,).

1,0.

0,8.

0,6.

0,4.

0,2.

Оценка результатов. Оценка эмоциональной удовлетворенности, обусловленной реализацией намеченных желаний производится по двум шкалам: шкале № 1 — шкала «ожиданий» — «достижений», и шкале № 2 — шкала «сравнений», каждая из которых включает по 22 парных вопроса закрытого типа, отражающих три области жизнедеятельности семьи (группы): общение, деятельность, досуг.

Таблица 27

Структура шкалы № 1 — шкалы «ожиданий — достижений» («о—д»).

Области эмоциональной удовлетворенности

Номера вопросов — «пар» опросника

«о—д»

«о—д»

«о—д»

«о—д»

Общение.

+1; 7-

+ 13;19+

+25; 31 +

-37; 41-

Деятельность.

+2; 8+

+ 14; 20-

+26; 32+

+38; 42-

Досуг.

+3; 9+

+ 15; 21-

+27; 33 +

Примечание. Знаки «+» и «-» являются кодом ответа на конкретный вопрос, то есть соответственно утверждение или отрицание.

Таблица 28

Структура шкалы № 2 — шкалы «сравнений».

Области эмоциональной удовлетворенности

Номера вопросов опросника

«сейчас — раньше»

«у нас — у других»

Общение.

4-; 10-; 16+; 22 + ;

28+; 34+; 39—; 43+ ;

Деятельность.

5-; 11-; 17+; 23+;

29+; 35-; 40-; 44+;

Досуг.

6+;12+; 18-;

24+; 30-; 36+;

Код опросника:

Шкала № 1: ответы «да» на вопросы: 1, 2, 3, 8, 9, 13, 14, 15, 19, 25, 26, 27, 1, 32, 33, 38; ответы «нет» на вопросы: 7, 20, 21, 37, 41, 42.

Шкала № 2: ответы «да» на вопросы: 6, 12, 16, 17, 22, 23, 24, 28, 29, 34,36. 43,44; ответы «нет» на вопросы: 4, 5, 10, 11, 18, 30, 35, 39, 40.

Таблица 29

Структура шкалы № 3 — шкалы «различий».

Измеряемые

показатели

Номера соответствующих ответов

1 совпавших ответов

«Размышления».

8а.

11а.

«Чувства».

1а.

За.

7а.

Интерпретация показателей по шкалам № 1 и № 2.

Численный показатель.

0—2.

3—7.

8—14.

15—19.

20—22.

Интерпретация для шкалы «Ожидания» «Достижения».

не соответствует ожиданиям.

частично не соответствует ожиданиям.

соответствует ожиданиям.

превысило ожидания.

превзошло все ожидания.

Интерпретация для шкалы «Сравнений».

однозначно хуже.

частично хуже.

нормально.

(лучше).

частично лучше.

лучше всех.

Примечание. Подчеркнутые номера кода шкалы № 2 относятся ко второй ее части — «у нас — у других». Это сделано для удобства анализа ответов.

Методика предусматривает графическое изображение различных показателей эмоциональной удовлетворенности. Пересечение вышеназванных двух биполярных характеристик позволяет получать многосторонний результат — достаточно точное определение основания того или иного уровня эмоциональной удовлетворенности, а значит и тенденции развития психологического здоровья семьи.

Эмоциональная неудовлетворенность.

Рис. 16. Эмоциональная неудовлетворенность.

Обработка и анализ данных опроса. Не менее важным этапом изучения эмоциональной удовлетворенности в группе (семье) является обработка данных. В этих целях лучше использовать различные рабочие таблицы. Насколько правильно будут размещены в этих таблицах данные ответов, насколько информативным может оказаться общий результат опроса группы (семьи). Удобным это представляется и для сравнения эмоциональной удовлетворенности между конкретными членами этой группы (семьи).

Для удобства обработки полученных данных готовятся различные регистрационные бланки и аналитические таблицы, которые могут применяться с успехом и на этапе опроса. Вот одна из них:

Таблица 31

Регистрационный бланк опросника «ЭУ»

Указать «да» или «нет».

1 —.

12 —.

23 —.

34 —.

1 —.

2 —.

13 —.

24;

35 —.

3 —.

3 —.

14;

25 —.

36 —.

7 —.

4 —.

15 —.

26 —.

37 —.

8 —.

5 —.

16 —.

27 —.

38 —.

11 —.

6 —.

17 —.

28 —.

39 —.

7 —.

18 —.

29 —.

40 —.

8 —.

19 —.

30 —.

41 —.

9 —.

20 —.

31 ;

42;

10 —.

21 —.

32 —.

43 —.

11 —.

22 —.

33 —.

44 —.

Примечание. Напротив соответствующего номера вопроса следует написать ответ «да» или «нет».

Для анализа эмоциональной удовлетворенности в группе (семье) используется следующая аналитическая таблица.

Таблица 32

Аналитическая таблица «соотношений» (методика № 5).

Состав

группы

(семьи)

Соотношение ответов «достижения/ожидания» (области «ЭУ»)

Итоговое количество числа совпадений ожиданий и достижений

Общение

Деятельность

Досуг

7/1

19/13

31/25

41/37

см

20/14

32/20

42/38

9/3

21/15

33/27

1.

2.

Состав группы.

(семьи).

Соотношение ответов «достижения/ожидания» (области «ЭУ»).

Итоговое количество числа совпадений ожиданий и достижений.

Общение.

Деятельность.

Досуг.

7/1.

19/13.

31/25.

41/37.

см.

оо.

20/14.

32/20.

42/38.

9/3.

21/15.

33/27.

3.

4.

Итоговое соотношение.

Обозначения для всех трех шкал: 1 (жирно) — «да», 7 (обычно) «нет».

Аналитическая таблица «сравнений» (методика № 5).

а) «сейчас — раньше».

Таблица 33

Состав группы.

(семьи).

Сравнение ответов на вопросы.

Итоговое сравнение.

Общение.

д

еятельность.

Досуг.

1.

2.

3.

4.

Итоговое сравнение.

б) «у себя — у других»

Состав группы.

(семьи).

Сравнение ответов на вопросы:

Итоговое сравнение.

Общение.

Деятельность.

Досуг.

1.

2.

3.

4.

Итоговое сравнение.

Математическая обработка данных предполагает определение коэффициента эмоциональной удовлетворенности. В этих целях каждый совпавший с кодом ответ приравнивается к 1 баллу, а не совпавший — к 0. Исходя из числа избранных шкал и полагаясь на закон среднеарифметического значения формула эмоциональной удовлетворенности индивида представляется в виде:

Частная методика № 5 «Эмоциональная удовлетворенность».

где Д — разница между числителем и знаменателем (Д — 0 или Лс — Лр, Лмм — Лдр), она значима только тогда, когда числитель > знаменателя, т. е. Д = 1, в иных случаях (числитель < знаменателя) — Д = 0.

Д — совокупность достижений (сумма баллов) О — совокупность ожиданий (сумма баллов) Лс — показатель «лучше сейчас» (сумма баллов) Лр — показатель «лучше раньше» (число несовпавших ответов) Лмы — показатель «лучше у нас» (сумма баллов) Лдр — показатель «лучше у других» (число не совпавших ответов) Рассмотрим пример. По шкале № 1, как показали результаты опроса, сумма баллов Д — 10, сумма баллов О = 11; по шкале № 2 соответственно Лс = 4, Лр = 7, а Лмы = 8, Лдр = 3. По шкале № 3 для респондента «мужчина» получено три совпавших ответа, что соответствует.

l^COOTH

Коэффициент эмоциональной удовлетворенности будет выглядеть следующим образом:

Достоверность ответа в данном случае будет равна не 0,84, а 0,504, так как полученный результат по данному респонденту необходимо умножить на его персональную поправку Ксоотн, т. е. (0,84×0,6). Получается, что в данном случае практически 50% ответов респондент-мужчина сделал, руководствуясь чаще чувствами, а следовательно, и эмоциональная удовлетворенность у него реально ниже.

Частная методика № 5 «Эмоциональная удовлетворенность».

где Аг и Д2 — соответственно равны 0; Д3 = 5.

Если обозначить максимальные значения показателей шкал № 1 и № 2, т. е. по два правильных ответа в каждой области эмоциональной удовлетворенности и минимальные — соответственно по одному совпавшему ответа, то можно рассчитать уровни эмоциональной удовлетворенности в целом. При таком подходе выделяется три уровня эмоциональной удовлетворенности.

Высокий уровень — соответствует =1,0 = 0,83.

Средний уровень — соответствует Кэу = 0,83 = 0,57.

Низкий уровень — соответствует Кэу = 0,57 = 0,37.

Кроме того, существует еще уровень эмоциональной неопределенности, когда Кэу = 0,37 -s- 0,22.

Высокий уровень означает, что во всех областях жизнедеятельности группы (семьи) — в общении, деятельности, досуге группы (семьи) ожидания в значительной мере реализуются и имеющие место достижения текущего момента преобладают над результатами прошлого опыта. Причем эти достижения значительны по сравнению с аналогами других групп (семей).

Результаты опроса, кроме того, подтверждает высокая достоверность ответов респондента.

Средний уровень эмоциональной удовлетворенности семьей характеризуется тем, что ожидания индивида обязательно реализуются в общении и деятельности и частично в области досуга. Здесь может быть более широкий спектр вариаций. Например, реализация ожиданий не всегда может вызвать эмоциональную удовлетворенность, даже если достижения сейчас лучше, чем вчера. Скажем, в этой ситуации может оказаться, что при всех позитивах результата собственного опыта, в сравнении с опытом других он проигрывает. Как следствие, резкое снижение эмоциональной удовлетворенности.

Низкий уровень наблюдается в том случае, когда в каждой из обозначенных областей эмоциональной удовлетворенности отмечается минимально возможное число совпавших ответов (три из одиннадцати), причем коэффициент соотношения по шкале «различий» не должен быть менее 0,6. При этом уровне эмоциональная удовлетворенность может носить оттенок пессимизма или в определенной мере разочарования при сравнении показателей измеряемых по разным шкалам.

Уровень эмоциональной неопределенности присущ ситуациям, когда вопреки ожиданиям свершается удовлетворяющее респондента событие или неожиданно сравнение многих показателей дает позитивную диспозицию. Для этого уровня характерен и «наивный» оптимизм с завышенной самооценкой, который подспудно ощущается как состояние неуверенности, неподкрепленности, а значит малой надежности. Неустойчивость в любой момент может актуализировать крайние значения.

Исследование эмоциональной удовлетворенности семьей, динамики ее формирования является одной из значимых проблем социальной психологии малых групп, где удовлетворенность рассматривается в качестве важного показателя психологического здоровья семьи и уровня ее жизнедеятельности.

Опросник «Эмоциональная удовлетворенность»

(для каждого члена семьи, индекс семьи…)

Вам предлагается принять участие в изучении уровня эмоциональной удовлетворенности в семье. В опроснике 44 вопроса. Вам следует только подчеркнуть ответ «да» или «нет» в соответствии с вариантом переживаемых Вами состояний в общении, совместной деятельности и отдыхе с членами своей семьи.

  • 1. Вам нравится быть в центре внимания близких?
  • а) Да б) Нет
  • 2. Считаете ли Вы правильным, что Вам для выполнения домашних дел должны создавать соответствующие условия?
  • а) Да б) Нет
  • 3. Вам нравится проводить время в кругу семьи?
  • а) Да б) Нет
  • 4. Раньше Вам в семье больше уделялось внимания Вашими близкими, чем сегодня?
  • а) Да б) Нет
  • 5. Раньше Вы с большим удовольствием делали домашние дела, чем сегодня?
  • а) Да б) Нет
  • 6. Сегодня досуг Вашей семьи более разнообразный, чем, скажем, несколько лет назад?
  • а) Да б) Нет
  • 7. Часто ли в семье к Вам проявляют невнимательность?
  • а) Да б) Нет
  • 8. Создают ли Вам необходимые условия для выполнения домашних дел (уборка, стирка, ремонт и т. д.)?
  • а) Да б) Нет
  • 9. Часто ли Вам приходится проводить время в кругу семьи?
  • а) Да б) Нет
  • 10. В данный момент достичь взаимопонимания с близкими для Вас сложнее, чем, скажем, год назад?
  • а) Да б) Нет
  • 11. Раньше домашние дела Вам представлялись более целесообразными, чем сегодня?
  • а) Да б) Нет
  • 12. Сегодня у Вас больше возможностей отдохнуть как Вы хотите, чем раньше?
  • а) Да б) Нет
  • 13. Склонны ли Вы делиться с близкими о своих наболевших проблемах на работе, институте, школе и т. д. ?
  • а) Да б) Нет
  • 14. Любите ли Вы домашнюю работу, которая способствует Вааему личному развитию?
  • а) Да б) Нет
  • 15. Любите ли Вы приводить в дом своих друзей?
  • а) Да б) Нет
  • 16. Вы можете утверждать, что в общении с Вами сегодня больше тактичности со стороны близких, чем раньше?
  • а) Да б) Нет
  • 17. В настоящее время Вы больше ощущаете взаимопомощь со стороны близких, чем раньше?
  • а) Да б) Нет
  • 18. Неужели в былые времена было легче Вам проводить семейный досуг чем сейчас?
  • а) Да б) Нет
  • 19. Всегда ли, хотя бы кто-нибудь из близких выслушает Вас о наболевших проблемах?
  • а) Да б) Нет
  • 20. Часто ли Вам приходится выполнять домашнюю работу, на Ваш взгляд, ограничивающую Ваша личное развитие?
  • а) Да б) Нет
  • 21. Встречаете ли Вы ограничения со стороны близких на визиты в дом Ваших друзей?
  • а) Да б) Нет
  • 22. От общения с близкими Вы сегодня получаете больше психологической поддержки, чем раньше?
  • а) Да б) Нет
  • 23. Заметили ли Вы, что взаимодействие членов семьи в настоящее время стало более результативным, чем когда-либо?
  • а) Да б) Нет
  • 24. Неужели в Вашей семье активному отдыху уделяют больше внимания, чем в обычных семьях?
  • а) Да б) Нет
  • 25. Любите ли Вы похвалу в свой адрес за проделанную работу?
  • а) Да б) Нет
  • 26. Нравится ли Вам выполнение значимой для семьи работы?
  • а) Да б) Нет
  • 27. Часто ли Вам хочется комфортно расположиться дома?
  • а) Да б) Нет
  • 28. Ваши отношения с близкими лучше, чем у Вашего друга (подруги) с его родственниками?
  • а) Да б) Нет
  • 29. Можете ли Вы утверждать, что не многие видели семьи, где гак дружно решают семейные проблемы как у Вас?
  • а) Да б) Нет
  • 30. Считаете ли Вы, что в семьях Ваших друзей созданы более лучшие условия для отдыха?
  • а) Да б) Нет
  • 31. Всегда ли после выполнения даже незначительной домашней работы Вы ощущаете признательность и благодарность близких?
  • а) Да б) Нет
  • 32. Часто ли Вам приходится выполнять значимую для семьи работу?
  • а) Да б) Нет
  • 33. Всегда ли у Вас есть возможность комфортно расположиться дома?
  • а) Да б) Нет
  • 34. Подтвердите ли Вы, что занудных разговоров в Вашей семье меньше, чем в семьях Ваших знаковых?
  • а) Да б) Нет
  • 35. Часто ли Вы наблюдаете лучшее, чем в вашей семье эмоциональное состояние соседней семьи (семьи друзей) в решении домашних дел?
  • а) Да б) Нет
  • 36. Можете ли Вы утверждать, что формы отдыха Вашей семьи более продуктивны для здоровья, чем многих известных Вам семей?
  • а) Да б) Нет
  • 37. Чувствуете ли Вы себя уютно, если с Вами разговаривают на повышенном тоне?
  • а) Да б) Нет
  • 38. Любите ли Вы, чтобы Вам заранее сообщали о предстоящей по дому работе?
  • а) Да б) Нет
  • 39. У многих ли Ваших друзей взаимоотношения в семье могут служить примером?
  • а) Да б) Нет
  • 40. В семьях Ваших друзей, родственников, житейские проблемы решаются успешнее, чем в Вашей семье?
  • а) Да б) Нет
  • 41. Часто ли с Вами в семье разговаривают на повышенном тоне?
  • а) Да б) Нет
  • 42. Часто ли неотложные домашние дела нарушают Ваши планы?
  • а) Да б) Нет
  • 43. Выглядит ли Ваша семья лучше в семейно-соседских отношениях, чем другие?
  • а) Да б) Нет
  • 44. Много ли Вы знаете семей Ваших друзей, знакомых, где вопросам домашнего уюта вообще не уделяют внимания?
  • а) Да б) Нет

Фрагмент опросника К. Юнга — шкала № 3 («шкала различий»)

Выберите вариант («а» или «б») в соответствии с тем, как Вы обычно чувствуете или ведете себя.

  • 1. К чему Вы более внимательны?
  • а) к чувствам людей;
  • б) к правам людей.
  • 2. Что Вы считаете большим комплиментом?
  • а) человек умеет выражать свои чувства;
  • б) человек трезво мыслит.
  • 3. Вы чаще позволяете:
    • а) голове управлять сердцем;
    • б) сердцу управлять головой.
  • 4. Что, по-Вашему, хуже?
  • а) проявлять слишком много тепла к людям;
  • б) не проявлять много симпатии к людям.
  • 5. Какое из слов привлекает Вас больше?
  • а) справедливость;
  • б) милосердие.

Спасибо за искренний ответ.

  • [1] Аристотель. Логика. Собр. соч. в 4-х т. Т. 2. М. 1978. С. 397.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой