Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Профессионально-этические кодексы в дискурсе общего и особенного в социальной работе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В практике социальной работы часто возникают ситуации, когда сложно определить пути решения проблем. Можно ли в таком случае опереться на практический опыт, воспользоваться реальными знаниями, или следует принять решение в соответствии с абстрактными ценностями, которые не всегда легко соблюдать? Знания — это результат опыта, наблюдений за миром и человеком, доступные для проверки данные… Читать ещё >

Профессионально-этические кодексы в дискурсе общего и особенного в социальной работе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эффективность социальной работы во многом зависит от социального работника, его знаний, опыта, личностных особенностей и качеств. Однако профессиональная ответственность специалиста определяется не им самим, а ценностными и этическими принципами, принятыми профессиональной организацией — Ассоциацией социальных работников. Этические принципы и ценности социальной работы отражены в международном и национальных этических кодексах профессии, которые служат ориентиром практической деятельности специалистов.

Профессионально-этические кодексы социальной работы имеют общечеловеческие и универсальные положения и принципы, и следует отметить, что в последних вариантах кодексов их стало значительно больше. Эти положения определяют социальную работу как всеобщее явление в контексте общественного развития современного мира, которому присущи формы уникального проявления в различных странах. Универсальные паттерны социальной работы отражены на рис. 4.3.

Почему эти универсальные положения являются общими постоянными величинами? Начнем с профессиональной культуры. Обычно при становлении или развитии той или иной профессии люди, ее практикующие, создают собственную культуру, т. е. определенный набор ценностных установок, как правило, соответствующий структуре этических норм данного общества. Эти установки связаны с той функцией, которую призваны выполнять представители данной профессии как свое предназначение, как свою роль в обществе. Ценностными установками всех разновидностей социальной работы является уважение чести и достоинства человека, неповторимости и уникальности его личности.

Американский культуролог Кларк Уислер выделил девять универсальных черт, присущих всем культурам: речь (язык), материальные черты, искусство, мифология и научное знание, религиозная практика, семья и социальная система, собственность, правительство, война. Он назвал их универсальными паттернами (структурами, образцами) культуры. Паттерны иначе называют культурными темами. Одни культуры построены вокруг таких тем, как равенство и социальная справедливость, вторые — индивидуальной ответственности и денежного успеха, третьи — военной доблести и охоты и т. п.

Социальная история мирового сообщества свидетельствует о том, что возникновение социальной работы отвечало в большей степени интересам гражданского общества, нежели интересам отдельной личности. Речь идет о том, что социальная работа изначально впитала общечеловеческие ценности, выходящие за рамки интересов конкретных людей конкретного общества. Эти ценностные основания во многом предопределяют цель социальной работы — гармонизацию взаимоотношений между индивидами, между индивидами и социальными институтами общества, а также ее задачи — способствовать утверждению социальной и экономической справедливости, защищать право человека на достойную и свободную жизнь.

Сегодня социальную работу во всем мире определяют следующие целевые установки:

  • • способствовать нормальной жизнедеятельности человека, восстанавливать, поддерживать или укреплять функционирование индивидов, семей, социальных групп, организаций и общин;
  • • планировать, развивать и реализовывать социальную политику, услуги и программы, которые должны удовлетворить основные потребности человека, а также оказывать помощь конкретным людям в развитии их способностей и навыков;
  • • использовать средства социальной защиты населения, предусмотренные законом;
  • • постоянно повышать квалификацию и действующую систему контроля уровня профессиональных знаний практикующих социальных работников[1].

Универсальные паттерны социальной работы.

Рис. 4.3. Универсальные паттерны социальной работы.

Профессиональная социальная работа, умело реализующая эти целевые и ценностные установки в своей практической деятельности, располагает достаточными средствами, чтобы убедить общественность в том, что именно этот конкретный социальный институт, имеющий развитую структуру соответствующих служб и организаций, уполномочен обществом разрешать проблемы людей, нуждающихся в социальной помощи, и защищать их честь и достоинство.

Следующим универсальным паттерном социальной работы выступает система научных и практических знаний. Это профессиональные знания социального работника о природе человека и его социальном окружении, теории и методы социальной работы, специфические профессиональные знания и умения.

На основании теоретических знаний социальный работник определяет, какие услуги и каким образом будут распространяться на клиентов. Очень часто этические ценности и убеждения о клиентах включаются в теоретические основы, и от этого может зависеть, скажем, продолжительность тех или иных воздействий социального работника. Например, теория кризисной интервенции применяется для краткосрочной работы с клиентами и строится на подключении собственных сил клиента. С другой стороны, если некто применяет психоаналитическую перспективу, он считает себя «экспертом» и будет работать с клиентом в течение длительного времени, как это требуется в рамках данной теоретической школы. Разные теоретические школы влияют на характер практической работы.

Взаимоотношения теории и практики социальной работы строятся в четырех направлениях, тесно переплетенных между собой:

  • • создание теории;
  • • воплощение теории на практике;
  • • непрерывное образование социальных работников;
  • • организация всех видов практики студентов.

Создание теории, в свою очередь, предполагает сочетание следующих пяти критериев:

  • • объяснение;
  • • понимание;
  • • инструментальный аспект;
  • • этический аспект;
  • • способность к развитию.

Многие теоретические школы социальной работы, известные сегодня, стали классическими. Большинство же современных направлений используют так называемый эклектический подход, который строится на основе положений нескольких теорий.

В практике социальной работы часто возникают ситуации, когда сложно определить пути решения проблем. Можно ли в таком случае опереться на практический опыт, воспользоваться реальными знаниями, или следует принять решение в соответствии с абстрактными ценностями, которые не всегда легко соблюдать? Знания — это результат опыта, наблюдений за миром и человеком, доступные для проверки данные и научные факты. Их можно подтвердить или опровергнуть. Ценности — это некие идеальные суждения о мире и человеке, которые обычно принимаются как само собой разумеющееся, не оспариваются. Ценности вряд ли можно считать лежащими на поверхности явлений, скорее, они подразумеваются, находясь в основе совершаемых нами действий, определяя наш выбор и управляя нашими поступками. В принципах и стандартах Международной федерации социальных работников этические знания определяются как необходимая часть профессиональной деятельности социального работника.

Способность профессионала действовать в соответствии с этическими нормами существенно повышает качество услуг, предлагаемых клиентам. Для использования ценностей и знаний в качестве руководящих принципов в практике социальной работы необходимо соотносить их с целями, которые желательны для их достижения.

Цель практической деятельности всегда должна соотноситься с базовыми профессиональными ценностями. Ставя перед собой более дальние цели, социальный работник должен вначале достичь близких (частных) целей в соответствии с особенностями и обстоятельствами проблемы. Таким образом, ближние цели рассматриваются как конкретный результат, к которому стремится специалист в общении с клиентом.

Знания и ценности затрагивают не только технологические, но и этические аспекты профессиональной деятельности. На практике бывает очень трудно отделить одно от другого. Для достижения конкретного результата социальный работник применяет свой практический опыт, знания и навыки (технологии), но его практика основана на фундаментальных знаниях и поэтому имеет также и этическую составляющую. На практике социальному работнику необходимо учитывать различия между ценностями и знаниями по следующим причинам:

  • • ценности являются идеальными теоретическими категориями, в то время как знания могут быть практическими;
  • • различение понятий «ценности» и «знания» помогает избежать столкновения норм различных культур;
  • • замена ценностей знаниями может привести к отрицательным результатам или не дает вообще никаких изменений.

И наконец, третий универсальный паттерн социальной работы — общественное признание или социальный статус профессии. Его можно трактовать как профессиональную подготовку, профессиональную ответственность, умение убеждать общественность в полезности социальной работы для общества в целом, а также как профессиональную пригодность.

Представители любой профессии стремятся к тому, чтобы общество признало ее как полезную и нужную, т. е. стремятся приобрести определенный статус в обществе. Как показывает социальная практика, добиться общественного признания можно лишь в том случае, если конкретной профессиональной деятельностью станут заниматься дипломированные специалисты. Однако для завоевания авторитета в обществе этого недостаточно. Нужно еще убедить общественность в эффективности и полезности практики социальной работы для конкретных людей и общества в целом. Этого можно добиться путем делегирования части контрольных функций над деятельностью социальных работников представителям общественности, что в определенном смысле обеспечивает социальную безопасность тем членам общества, которым оказывается помощь. Клиенту нужны гарантии качества социальной помощи, которые могут предоставить лишь дипломированные специалисты, не только наделенные теоретическими знаниями и имеющие достаточный уровень практических навыков и умений, но и обладающие особыми душевными качествами, способные и готовые помочь человеку, руководствуясь чувством милосердия и человеколюбия. Социальная работа — это единственная профессия, в которой определяющим критерием профессиональной пригодности являются личностные качества (в первую очередь милосердие и человеколюбие), а затем уже знания, навыки и умения.

Социальные работники придерживаются комплекса ценностей, ключевые элементы которого остаются неизменными. Для этой профессиональной деятельности характерно стремление к благополучию, социальной справедливости и достоинству человека.

Однако каждому конкретному этическому кодексу присущи и особенные, специфические положения, которые несут на себе отпечаток национальной культуры, сложившихся традиций, политической и профессиональной практики, что свидетельствует об их уникальности.

Социальному работнику и в теории, и на практике часто приходится убеждаться в том, что разные люди по-разному определяют проблему и неодинаково относятся к сходной ситуации. Сначала в теории, а затем па практике социальный работник знакомится с понятием социальной проблемы в различных культурах, учится видеть связь между характером социальной ситуации и наличием ресурсов.

Согласно американскому социологу Р. Мертону как девиация, так и абсолютное согласие с целями общества и средствами их достижения (конформизм) являются двумя чашами одних и тех же весов: адаптации людей к культуре как к системе ценностей и норм. Переживание личностью кризисной, «ненормальной» ситуации ведет к действиям, за которыми может последовать общественное порицание, навешивание ярлыка «девианта» .

Разные культуры и субкультуры порождают свои ценностные ориентации, которые выражаются в специфическом отношении к природе, времени, пространству, к характеру общения, личной свободе, природе самого человека. Понимание природы нормального, разумного, рационального может быть совершенно различным в каждой культуре. Все эти различия находят отражение в профессиональной деятельности, и многообразная практика социальной работы в различных странах подтверждает это. С другой стороны, как уже отмечалось, существуют универсальные черты, которые можно обнаружить во всех культурах и субкультурах.

Возникает вопрос, правомерно ли строить иерархию культур, оценивая их как совершенные или несовершенные, нормальные или ненормальные. Социальные девиации — отклонения от конкретных культурных норм, от того, что считается разумным, — существуют во всех культурах и субкультурах. Такие образцы поведения по отношению к принятым культурным стандартам, которые оцениваются как странные, нерациональные, нездоровые, неожиданные, могут создавать социальные проблемы. Девиации можно отнести к особым типам рациональности, их можно назвать нормой в какой-либо другой системе отсчета, поэтому говорят, что понятие нормы относительно, границы между нормой и отклонением не всегда можно четко определить.

По «теории стигматизации», появившейся в 50-х гг. XX в. в рамках символического интеракционизма (Г. Беккер), даже шизофрения является социально заданной болезнью, развивающейся у здорового человека под воздействием социального окружения.

Не следует забывать, что социальные работники принадлежат собственной культуре. Их представления о реальности, или конструирование реальности, принятая ими рациональность, или толкование разумного и нормального, а также их видение социальных проблем, по крайней мере, частично коренятся в привычной для них системе культурных ценностей и норм. Однако как профессионалы они не имеют права оставаться в плену своих «культурных очков», а обязаны рассматривать систему ценностей, социальные девиации и социальные проблемы, используя критический и аналитический подходы.

Профессиональная специфика всех категорий социальных работников требует от них осознания и постоянного размышления о различных способах переживания и интерпретации реальности. Серьезная задача любого социального работника — систематические изыскания теоретических и практических знаний и постоянные усилия по расширению собственной перспективы видения мира, стремление распознать то, что находится «позади» очевидного. Только таким образом могут обнаруживаться новые способы понимания проблемы или комплекса проблем, что в свою очередь способствует выбору стратегии в социальной работе и решению проблем этического плана.

  • [1] См.: Энциклопедия социальной работы: пер. с англ. Т. 2. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. С. 357−365.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой