Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формы государства. 
Обществознание

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ограниченные монархии составляют большинство из ныне сохранившихся. В них власть монарха ограничена конституцией и парламентом настолько сильно, что он фактически превращается в декоративную фигуру, сохраняющуюся, скорее, как дань традиции и символ единства нации. Положение монарха здесь достаточно ясно характеризуется фразой, определяющей политическую роль английской королевы: «Она царствует… Читать ещё >

Формы государства. Обществознание (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Говоря о формах государства, обычно имеют в виду два аспекта: формы правления и формы государственного устройства. Формы правления существуют двух видов: монархическая и республиканская.

Монархическая (от греч. monorchia — единовластие) форма правления является наиболее древней. Она существовала с незапамятных времен и вплоть до XX в. была самой распространенной на Земле. Власть в монархиях принадлежала одному лицу — монарху. В современном мире большинство стран отказались от такой формы правления, она продолжает сохраняться не более чем в 1/3 государств. По степени концентрации власти монархии, в свою очередь, делятся на абсолютные (самодержавные) и ограниченные (конституционные).

В абсолютных монархиях власть безраздельно принадлежит монарху, который самостоятельно принимает решения по всем важнейшим вопросам государственной жизни. В наиболее краткой и афористичной форме суть абсолютной монархии выразил французский король Людовик XIV, сказавший: «Государство — это я!». Самодержавной монархией до начала XX в. была Россия. Сегодня абсолютные монархии крайне редки и сохраняются, как правило, в таких экзотических странах, как, например, Катар, Оман или Саудовская Аравия.

Ограниченные монархии составляют большинство из ныне сохранившихся. В них власть монарха ограничена конституцией и парламентом настолько сильно, что он фактически превращается в декоративную фигуру, сохраняющуюся, скорее, как дань традиции и символ единства нации. Положение монарха здесь достаточно ясно характеризуется фразой, определяющей политическую роль английской королевы: «Она царствует, но не правит». Фактически конституционные монархии мало чем отличаются от республик. Примерами таких монархий можно считать уже упоминавшуюся Англию или Японию.

Республиканская (от лат. res publica — общественное дело) форма правления, в которой верховная власть формируется на выборной основе, а законодательная, исполнительная и судебная ветви власти разделены. Республики, в свою очередь, делятся на президентские, парламентские и смешанные.

В президентской республике главой государства и правительства является президент, который избирается народом и несет перед ним ответственность за состояние дел в стране. Он реально руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны. Пример такой республики — США.

Парламентская республика отличается тем, что в ней центральную роль играет парламент, а глава государства — король или президент — является, скорее, церемониальной фигурой. Воля большинства парламента отождествляется с волей народа. Глава правительства избирается парламентом, обычно из состава партии, получившей большинство голосов на парламентских выборах, и несет ответственность за состояние дел в стране перед парламентом.

В государствах смешанного типа президент формирует правительство и назначает ключевых министров, ответственных и перед ним, и перед парламентом.

По форме государственного устройства различают государства унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государство отличается простотой устройства, единой конституцией и гражданством, единой системой органов государственной власти и единым законодательством, действующим без ограничения па всей территории страны.

Федеративное государство характеризуется тем, что входящие в него государственные образования (субъекты федерации), обладают самостоятельностью в решении ряда вопросов, относящихся к сфере внутренней политики. Они имеют собственные конституции (статьи которых не должны, однако, противоречить федеральной конституции), правительства и пользуются автономией в решении многих внутренних вопросов. Однако субъекты федерации не вправе в одностороннем порядке выходить из нее или проводить самостоятельную внешнюю политику.

Конфедеративное государство является более «рыхлым» объединением, чем федерация. Конфедерацию, как правило, образуют независимые государства для согласованного решения какой-либо определенной политической или военной задачи. Такие объединения весьма нестабильны, они либо распадаются после решения поставленных перед ними задач, либо развиваются в федерацию.

Еще более «рыхлыми» являются объединения, которые возникли в течение XX в. К ним можно отнести содружества, состоящие из бывших колоний, группирующихся вокруг своих бывших метрополий, например Британское содружество. В последние десятилетия истекшего века появились такие новые формы объединений, как, например, Европейское союз (ЕС) или Содружество Независимых Государств (СНГ).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой