Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эвристические возможности структурализма в изучении динамики культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во-вторых, важно понять, почему одинаковые представления имеют различные выразительные формы (например, гнев может быть выражен словами, мимикой и жестами, в письменной форме и т. п.), а разные представления выражаются в одной и той же форме (например, гнев, радость, восхищение, отвращение и т. п. — средствами письма). Иными словами, понимание причин порождения и взаимозависимости средств… Читать ещё >

Эвристические возможности структурализма в изучении динамики культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Подобно функционализму структурализм принято рассматривать как атемпоральное теоретическое направление. Действительно, временное измерение в явном виде здесь не выделяется. Тем не менее для изучения динамики культуры эта область познания располагает богатыми возможностями. Причем в этом случае речь может идти даже о меньших временных масштабах, чем в функционализме. Здесь процессы порождения культурных элементов соизмеримы с жизненным циклом индивида, с отдельными его отрезками.

Из всего, что было сказано, становится очевидным, что в рамках этого направления значительное внимание уделяется формированию так называемого идеационалыюго, или символического, уровня культуры. Способность к порождению символов считается здесь видовым свойством человека и обусловлена адаптационной необходимостью транслировать жизненный опыт, а также «маркировать» свои физические и социальные «территории». Врожденными, как доказали исследователи-структуралисты, являются и механизмы трансформации внешних и внутренних для индивида стимулов в коммуницируемые сигналы, распознаваемые другими. В то же время разнородность воздействий (природные, искусственные, социальные и т. п.), а также условий, в которых они возникают, детерминирует различия в формах и способах выражения того, что должно быть коммуницировано. Соответственно динамические аспекты порождения символических структур рассматривались в двух аспектах. С одной стороны, был описан процесс трансформации воспринятого значимого для организма стимула во внутреннее представление, а затем в знаковые и символические формы; с другой стороны, анализировались языки культуры и культурные порядки как предпосылки для осуществления коммуникативных процессов.

Основным пространством вариаций, многообразия, изменения символических языков и порядков, как было показано, структуралисты считают тот виутрииндивидуальный «зазор», который существует между означаемым, т. е. «естественным», непосредственным переживанием человека, и означающим, т. е. искусственным знаком, символом, передающим соответствующую информацию другим. Обращение к изучению этой области позволяет не только понять природу происходящих здесь процессов, но и ясно увидеть ее конвенциональное происхождение.

Круг проблем, связанных с изучением динамики культуры с позиций структурализма, оказывается достаточно широким. Во-первых, весьма плодотворным представляется продолжение изучения того, как формируются устойчивые внутрииндивидуальные представления. Приведенные здесь схемы суть идеальные теоретические конструкты, скорее выведенные из известных психологических и отчасти нейрофизиологических закономерностей, нежели эмпирически подтвержденные. Соответственно открываются интересные перспективы для экспериментальных исследований трансформационных механизмов формирования представлений.

Во-вторых, важно понять, почему одинаковые представления имеют различные выразительные формы (например, гнев может быть выражен словами, мимикой и жестами, в письменной форме и т. п.), а разные представления выражаются в одной и той же форме (например, гнев, радость, восхищение, отвращение и т. п. — средствами письма). Иными словами, понимание причин порождения и взаимозависимости средств репрезентации позволяет лучше понять механизм их выбора при желании индивида передать другим свои переживания. В результате открывается возможность строить теоретические основания для интерпретации внутренних форм и динамики различных языков культуры.

В-третьих, изучение изменений, происходящих в этой области, возвращает исследователя к необходимости изучить механизмы их порождения. Двойная обусловленность символической формы — представлением, с одной стороны, и культурным контекстом — с другой — позволяет анализировать сочетание, взаимодействие этих двух классов факторов и соответственно определять динамику культурной значимости символов в зависимости от их близости к каждому из полюсов в типичных социокультурных ситуациях.

В-четвертых, эвристичными для исследования культурной динамики оказываются категории символических языков и принципы построения сообщений. Их взаимные наложения, перенесение из одного порядка в другой, интерференция при формировании означающих позволяют выделить механизмы примыкания, сцепления, взаимопроникновения разнородных форм выразительности при образовании различного рода культурных текстов и индивидуальных высказываний.

Таким образом, структурализм обеспечивает исследователя хорошо разработанным инструментарием для анализа динамики идеациоиальных, символических артефактов на уровне их порождения и использования. Следует, однако, подчеркнуть, что в этих рамках предметная область ограничивается культурно установившимися, социально разделяемыми феноменами такого рода. Процессы, благодаря которым они становятся фактами культуры, не являются здесь предметом изучения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой