Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Заемный капитал корпорации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учитывая заемный характер отношений, опосредуемых облигацией, можно отметить, что лицо, выпустившее облигацию, не столько эмитент, сколько должник. Облигация выступает в качестве ценной бумаги, опосредующей отношения займа между ее владельцем (кредитором) и эмитентом (заемщиком). Корпоративные облигации — это документированные инвестиции, осуществляемые в предприятия с целью получения… Читать ещё >

Заемный капитал корпорации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Заемный капитал — капитал корпорации, полученный в виде долгового обязательства. В отличие от собственного капитала, имеет конечный срок и подлежит безоговорочному возврату.

Заемный капитал организации (корпорации) в соответствии с Приказом Минфина[1] РФ от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» представлен в бухгалтерском балансе в разделе IV «Долгосрочные обязательства» и V «Краткосрочные обязательства» .

В составе заемного капитала в соответствии с содержанием Пассива баланса организации можно выделить следующие его элементы:

  • • долгосрочные заемные средства;
  • • отложенные налоговые обязательства;
  • • оценочные обязательства (долгосрочные);
  • • прочие долгосрочные обязательства;
  • • краткосрочные заемные средства;
  • • кредиторская задолженность;
  • • доходы будущих периодов;
  • • оценочные обязательства (краткосрочные);
  • • прочие краткосрочные обязательства.

Несмотря на то, что первоначальным источником финансовых ресурсов корпорации выступает собственный капитал, заемный капитал обладает некоторыми преимуществами использования для финансирования в сравнении с собственным капиталом, к которым относятся:

  • 1) широкие возможности привлечения, особенно при высоком кредитном рейтинге заемщика;
  • 2) возможность обеспечивания прироста рентабельности собственного капитала за счет эффекта финансового рычага при условии, что рентабельность активов превышает среднюю процентную ставку за кредит;
  • 3) более низкая стоимость привлечения за счет эффекта «налогового щита», поскольку проценты за банковский кредит при налогообложении прибыли включаются в состав расходов, поэтому уменьшают налогооблагаемую прибыль;
  • 4) обеспечение роста финансового потенциала корпорации для увеличения активов при возрастании темпов роста объема продаж;
  • 5) детерминированный уровень доходности: в связи с тем, что ставка процента определена сторонами заранее в фиксированном размере, в то время как уровень доходности собственного капитала формируется в условиях неопределенности (он зависит от уровня финансовых результатов деятельности);
  • 6) финансово обеспеченный характер использования заемного капитала — в качестве такого обеспечения выступают обычно гарантии третьих лиц, залог или заклад имущества;
  • 7) преимущественное право удовлетворения претензий кредиторов в сравнении с правом удовлетворения претензий собственников (акционеров, пайщиков и т. п.) в случае банкротства организации, что предусмотрено законодательством большинства стран;
  • 8) отсутствие у владельцев заемного капитала права на управление корпорацией, которое предоставлено собственникам.

В то же время использованию заемного капитала присущи и недостатки:

  • 1) привлечение заемных средств формирует финансовые риски (кредитный, процентный, риск потери ликвидности и др.);
  • 2) активы, образованные за счет заемного капитала, формируют более низкую (при прочих равных условиях) норму прибыли на капитал, так как возникают дополнительные расходы по обслуживанию долга перед кредиторами;
  • 3) высокая зависимость стоимости заемного капитала от колебаний конъюнктуры на кредитном рынке (особенно при долгосрочном заимствовании средств);
  • 4) сложность процедуры привлечения заемных средств (особенно в крупных размерах и на срок свыше одного года), так как предоставление кредитных ресурсов зависит от возможностей банков (кредиторов), требующих залога имущества или гарантий других хозяйствующих субъектов[2].

В соответствии с главой 42 ГК РФ финансовые обязательства могут быть оформлены в виде договоров кредита и займа, товарного и коммерческого кредита. Выделяются и отдельные виды финансовых обязательств: вексельные обязательства и обязательства, возникающие при выпуске и продаже хозяйственным обществом облигаций (рис. 3.3).

Виды займа и кредита.

Рис. 3.3. Виды займа и кредита.

По договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества[3].

В случаях, предусмотренных законом или иными правовыми актами, договор займа может быть заключен путем выпуска и продажи облигаций[4].

Облигация — это именная или предъявительская ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим облигацию (должником). Кредитор вправе в установленный срок требовать погашения облигаций, т. е. выплаты ее номинальной стоимости или номинальной стоимости и процентов в зависимости от условий выпуска этой облигации.

Облигации могут быть выпущены только на определенный срок. Это объясняется их выдачей на основании возникновения отношений займа, основными принципами которого являются срочность, возвратность и платность[5].

Корпоративные облигации — это долговые, эмиссионные, котируемые, фондовые, биржевые, рыночные, срочные ценные бумаги, обладающие особой инвестиционной стоимостью:

  • • выражающие заемные, долговые отношения между кредитором и эмитентом;
  • • самостоятельно обращающиеся на фондовом рынке вплоть до их погашения эмитентом и имеющие собственный курс;
  • • обладающие свойствами ликвидности, надежности, доходности и другими инвестиционными качествами.

Учитывая заемный характер отношений, опосредуемых облигацией, можно отметить, что лицо, выпустившее облигацию, не столько эмитент, сколько должник. Облигация выступает в качестве ценной бумаги, опосредующей отношения займа между ее владельцем (кредитором) и эмитентом (заемщиком). Корпоративные облигации — это документированные инвестиции, осуществляемые в предприятия с целью получения от эмитентов оговоренных форм (и размеров) доходов, а также погашения (возврата) авансированной ранее суммы к определенному сроку.

К выпуску облигаций прибегают тогда, когда акционерного капитала уже недостаточно для обслуживания процесса расширенного воспроизводства основных фондов.

Выпуск облигаций — более предпочтительная денежная операция, чем увеличение уставного капитала и связанные с этим добавочная эмиссия и расширение круга акционеров. Усредненный эмитент здесь часто имеет дело не с массовыми, а с крупными институциональными инвесторами. В этом случае нет риска потерять контрольный пакет акций, существует также облегченный учет держателей ценных бумаг. Реестр ведется только при выпуске именных облигаций. Предпочтительность облигации не перечеркивается тем обстоятельством, что условия ее выпуска обычно более детализированные, чем проспект эмиссии, а эмитент в ходе обращения должен осуществлять ее комплексное обслуживание (выплату процентов, погашение и др.).

Наиболее сложным инструментом, сочетающим характеристики долевых и долговых ценных бумаг, является конвертируемая облигация.

Конвертируемые облигации представляют собой ценные бумаги с фиксированной доходностью, которые могут быть обменяны на базисные акции эмитента на условиях, указанных в проспекте эмиссии.

В России первой стала использовать этот инструмент нефтяная компания «ЛУКойл» (облигации НК «ЛУКойл» размещены на западных рынках).

Выпуск конвертируемых облигаций имеет более низкую стоимость обслуживания по сравнению с выпуском обыкновенных облигаций в связи с тем, что инвестор имеет возможность получить доход от конвертации облигаций в акции, если рыночная цена последних существенно возрастет. Кроме того, условия, предъявляемые эмитенту, менее жесткие, чем в случае проведения прямого заимствования.

Эмиссия конвертируемых облигаций является также способом размещения дополнительной эмиссии акций эмитента при условии реализации права конвертации по более высокой цене, чем при проведении эмиссии непосредственно акций. Это связано с тем, что инвесторы ассоциируют новую эмиссию с уменьшением прибыли, а значит, и дивидендных выплат в расчете на одну обыкновенную акцию. Л увеличение прибыли от использования привлеченных денежных средств требует времени.

Оценивая положительные моменты финансирования посредством эмиссии конвертируемых облигаций, необходимо учитывать также и риски, которые несет эмитент.

Еврооблигации — долговые обязательства, номинированные в иностранной валюте (в отличие от валюты страны размещения) и обращающиеся за пределами России. Наиболее популярные валюты выпуска: доллар США, немецкая марка и японская йена.

Рынок еврооблигаций представляет значительный интерес для крупнейших российских компаний по ряду причин.

  • 1. Его привлекательность определяется более низкой ценой заимствования на международном рынке капиталов, но сравнению с внутренними процентными ставками и возможностью привлекать деньги на довольно длительный срок.
  • 2. Объем рынка еврооблигаций оценивается в несколько сот миллиардов долларов.
  • 3. На нем представлен широкий круг инвесторов из разных стран, что позволяет привлекать довольно значительные суммы.
  • 4. Размеры займов на этом рынке в среднем колеблются от 100 до 300 млн долл.
  • 5. Относительно слабое регулирование и гибкость рынка еврооблигаций дают возможность использовать различные схемы привлечения средств, различные типы облигаций (с фиксированной и плавающей ставками процента, с нулевым купоном; номинированные в различных валютах; обеспеченные и необеспеченные; конвертируемые и т. д.) и применять большое количество новаций в этой области.
  • 6. Рынок еврооблигаций нс регулируется национальным законодательством, а работает по правилам, выработанным самими участниками.

При корпоративных выпусках еврооблигаций используются специально учрежденные за рубежом компании. Формальным эмитентом облигаций выступает дочерняя компания, привлекающая средства под гарантии российского учредителя. Полученные от эмиссии средства передаются российской компании в виде кредита, условия которого аналогичны условиям выпуска облигаций. Таким образом, с точки зрения российского законодательства российская компания получает долгосрочный валютный кредит от нерезидента, что дает возможность избежать двойного налогообложения, а также позволяет включать затраты на выплату процентов в себестоимость.

В последнее время растет удельный вес корпоративных векселей, выпущенных промышленными, транспортными и энергетическими компаниями.

Причины эмиссии векселей в основном состоят в необходимости увеличения собственных оборотных средств в условиях резкого дефицита денежной массы.

Обращение корпоративных векселей не подпадает под юрисдикцию вексельного законодательства, правила обращения векселей каждого эмитента уникальны и существенно различаются. Условия их погашения устанавливаются векселедержателем.

Вексель — это ценная бумага, удостоверяющая безусловное обязательство векселедателя (то есть того, кто выдал вексель) или иного плательщика, указанного в векселе, уплатить при наступлении срока определенную сумму векселедержателю (владельцу векселя).

Конкретного разделения векселей, но типам, кроме разделения па простые и переводные, Федеральным законом от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе» не предусмотрено, однако в общих случаях векселя можно разделить на товарные и финансовые.

Простой вексель представляет собой долговую расписку, которая подпадает под действие вексельного права при условии соблюдения формы документа. В случае переводного векселя векселедатель — трассант расплачивается не деньгами, а долгом себе со стороны третьего лица — трассата или иными своими активами, при условии наличия соответствующего покрытия, имеющегося у трассата. В случае отказа трассата платить трассант сохраняет ответственность за платеж перед векселедержателем.[6]

Товарные векселя, как правило, применяются как средство оплаты между организациями за реализованные товары, работы и услуги, а финансовые векселя выдаются банками и иными кредитными организациями.

Преимущества выпуска векселей состоят прежде всего в отсутствии необходимости регистрации проспекта эмиссии, что позволяет в полной мере извлечь выгоду, манипулируя этими параметрами. Векселя можно заложить, внести в виде взноса в уставный капитал вновь образованного предприятия. Их можно также учесть в банке, т. е. продать банку.

К преимуществам вексельной формы расчетов для продавцов относится и ускорение оборачиваемости средств. Покупателям векселя позволяют сократить потребность в оборотных денежных средствах, гарантировать поступление необходимых для производства ресурсов.

Главная проблема корпоративных векселей — практически полное отсутствие контроля над их объемами и условиями их выпуска. В то же время введение жестких мер регулирования — лимитов на выпуск векселей, отчетности по их выпуску или привязки объемов эмиссии к каким-либо показателям деятельности предприятий — противоречит международным нормам, в частности Женевской вексельной конвенции[7].

Отношения по кредитному договору регулируются ст. 819 и 820 ГК РФ. Кредитный договор оформляется с кредитной организацией, он обязательно процентный. В остальном к нему применяются правила, установленные для договора займа, если в самом кредитном договоре не установлено иное. В частности, к кредитам могут применяться правила о целевом займе (ст. 814 ГК РФ), включая предоставление кредитору возможности контролировать целевое использование кредита и прекращать кредитование в одностороннем порядке при нарушении заемщиком целевого назначения кредита.

Согласно ст. 821 ГК РФ кредитор вправе отказаться от полного или частичного предоставления кредита, если существуют обстоятельства, свидетельствующие о невозможности возврата суммы кредита в срок. Например, при неплатежеспособности должника. Но и заемщик не может быть принужден к получению, если иное прямо не предусмотрено кредитным договором[8].

Кредитный договор, предметом которого выступают вещи, определяемые родовыми признаками, является товарным кредитом. Договор товарного кредита подчинен общим правилам о кредитовании, а требования о количестве, ассортименте, комплектности, качестве, таре и (или) упаковке предоставляемых вещей должны соответствовать правилам о договоре купли-продажи товаров, если иное не предусмотрено договором товарного кредита.

Кредит может быть предоставлен не только специальным соглашением, но и иными договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками (коммерческий кредит). В соответствии с подобными договорами (например, купли-продажи, подряда, услуг и т. д.) в качестве коммерческого кредита рассматриваются аванс, предварительная оплата, отсрочка и рассрочка платежей, т. е. случаи, когда исполнение обязательств и встречная денежная выплата не совпадают по времени[9].

К коммерческому кредиту применяются правила о договоре займа и кредитном договоре, если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства (ст. 823 ГК РФ).

В настоящее время на финансовом рынке появляются новые формы и методы получения денежных средств, которые могут быть использованы как источники финансирования деятельности предприятия: факторинг, форфейтинг, лизинг. Кроме того, капитал предприятия включает в себя привлеченные средства. Привлеченные средства в виде кредиторской задолженности предоставляются предприятию во временное пользование поставщиками и подрядчиками.

Устойчивые пассивы — это та величина кредиторской задолженности, которая постоянно находится в распоряжении предприятия. К ним, в частности, относятся:

  • • минимальная задолженность по заработной плате работникам организации;
  • • минимальная задолженность по отчислениям на социальные нужды (единому социальному налогу);
  • • минимальная задолженность по налогам и сборам;
  • • минимальный остаток резерва предстоящих расходов;
  • • минимальная задолженность по авансам покупателям.

Минимальная задолженность работникам предприятия по начисленной заработной плате возникает в силу того, что имеется разрыв во времени между начислением заработной платы и ее выплатой. Размер этой задолженности в течение месяца постоянно изменяется, но на каждом предприятии образуется сумма, ниже которой задолженность не снижается.

  • [1] Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» .
  • [2] Воронина Е. В. Состав и структура заемного капитала отечественных корпораций нефтегазовой отрасли // Финансы и кредит (37) УЭкС. 2012. № 1.
  • [3] Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (часть вторая).
  • [4] Воронина Е. В. Указ. соч.
  • [5] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: в 2 т. Т. 1. Части первая, вторая ГК РФ / под ред. Т. Е. Абовой, А. Ю. Кабалкина; Ин-т государства и права РАН. 6-е изд., перераб. и доп., 2011.
  • [6] Тумасова В. И. Вексельное обращение. Книга Первая. Простой и переводной вексель. Система ГАРАНТ, 2011. URL: base.garant.ru.
  • [7] Финансовый менеджмент: учебник для вузов / под ред. проф. Η. Ф. Самсонова. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001.
  • [8] Фомичева Л. П. Азы учета под руководством профессионалов. Кредиты и займы. Система ГАРАНТ, 2008. URL: base.garant.ru.
  • [9] Гражданское право: учебник / под общ. ред. чл.-корр. РАН С. С. Алексеева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой