Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Использование эволюционистских идей в исследовании динамики культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Из содержания главы видно, что принятые в рамках этого направления классические исходные основания и допущения не утратили своего эвристического потенциала. Они вполне применимы к моделированию как макро-, так и микроисторических процессов. Соответственно вопрос относительно эволюционистской парадигмы заключается не в правомерности ее использования, но в границах ее применимости. Если они будут… Читать ещё >

Использование эволюционистских идей в исследовании динамики культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как было показано выше, в настоящее время совершенно очевидно, что динамика социокультурной жизни не исчерпывается процессами развития в их строгом научном определении. В то же время все исследования XX в. подтверждают, что им принадлежит важная роль в историческом движении человечества. Поэтому идеи эволюционизма продолжают занимать ведущее место в изучении динамики общества и культуры. По сути дела пока это единственная «большая теория», или парадигма, специально ориентированная на изучение закономерностей социальной и культурной изменчивости.

Из содержания главы видно, что принятые в рамках этого направления классические исходные основания и допущения не утратили своего эвристического потенциала. Они вполне применимы к моделированию как макро-, так и микроисторических процессов. Соответственно вопрос относительно эволюционистской парадигмы заключается не в правомерности ее использования, но в границах ее применимости. Если они будут логически обоснованными и достаточно четко установленными, концепция развития может обеспечить новые и вполне достоверные результаты.

Можно выделить классы задач, связанных с изучением общества и культуры и разрешимых с помощью эволюционистской теории. Прежде всего, следует отметить, что продолжается традиционная для нее тема необратимости исторических изменений, имеющих форму дифференциации культурных систем с их последующей интеграцией на более высоком уровне организации (усложнения), в пределах панкультуры. В этом отношении весьма плодотворным оказывается определение эволюционных универсалий, последовательности их возникновения и их взаимосвязанности. Далее, есть попытки выявления факторов, обусловливающих вероятность возникновения таких культурных черт, а также механизмов их формирования и трансформации в исторических масштабах времени. Подобные исследования позволяют понять, благодаря каким движущим силам происходит повышение уровня социокультурной организации. Следует также не забывать, что значительный эвристический потенциал заключен в изучении соотношения процессов специфичной и общей эволюции. Это позволяет отделить процессы развития от других форм и сделать последние специальным предметом анализа. Таким образом, иначе начинает выглядеть контекст социокультурной динамики в глобальном масштабе. Он становится более дифференцированным и концептуально упорядоченным. Соответственно увеличивается достоверность суждений о факторах, способствующих и препятствующих распространению эволюционных изменений. Наконец, безусловно важная роль в изучении макроисторических процессов принадлежит определению и типологии социокультурных единиц, на которых могут быть достаточно детально прослежены процессы развития. Исследования показывают, что понятие эволюции не может быть отнесено к отдельной культуре или панкультуре в целом. Всегда, на любом уровне анализа наряду с развивающимися единицами обнаруживаются области социокультурной жизни, изменяющиеся в каких-то иных формах или в течение относительно длительных промежутков времени остающиеся неизменными. Соответственно совершенно очевидно, что развитие имеет свои границы и не исчерпывает всех исторически значимых типов социокультурных процессов. Однако на вопрос о том, каковыми должны быть свойства социокультурных единиц, меняющихся в эволюционной и других формах, пока нет удовлетворительного ответа. Из сказанного же следует, что определенные положения классического эволюционизма и неоэволюционизма не утратили эвристичности, и их можно использовать, чтобы глубже изучить динамику общества и культуры.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой