Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Использование в речи изобразительновыразительных средств

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Слова, образованные от стилистически нейтральных слов с помощью суффиксов субъективной оценки, передающих различные оттенки чувств и оценки. Например: листочек, фигурка, печурка, капризуля, девчушка, худышка, рыбина, шапчонка, канцелярщина, показуха. Собственно эмоционально-оценочные слова, которые существуют в языке для одновременного называния предметов или явлений и их оценки. Например… Читать ещё >

Использование в речи изобразительновыразительных средств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Какой бы правильной ни была наша речь, она нс заставит людей слушать то, что мы говорим, и читать написанное нами. Правильность речи позволит лишь не отвлекаться от содержания высказывания, обеспечит понимание, что очень важно, но недостаточно для достижения целей коммуникации. Если мы хотим заставить людей слушать себя, мы должны использовать средства языковой выразительности, которые существуют в языке. Такого рода средства весьма разнообразны, и мы часто пользуемся ими в повседневной речи, не анализируя, какие языковые единицы и с какой целью используем. Однако наблюдение за собственной речью и речью других людей (интроспекция1) может помочь нам осознанно достигать поставленных заранее целей, т. е. овладеть словом как деятельностной силой. И наоборот, неосознанное употребление средств языковой выразительности может привести к ошибкам в речи и коммуникативным неудачам.

Языковых средств, создающих экспрессивный (выразительный) характер высказывания, весьма много. Прежде всего это стилистически окрашенные слова. К ним относятся слова, имеющие дополнительные, эмоциональные и/или оценочные значения (так называемые эмоциональнооценочные слова), слова с функционально-стилистической окраской, книжная и разговорная лексика.

Эмоционально-оценочные слова

Известно, что в значении многих слов, помимо основных компонентов, передающих обозначаемое понятие в его наиболее общем виде, есть и дополнительные значения (коннотации[1][2]). Как правило, эти дополнительные компоненты значения связаны с выражением отношения к предмету, они придают слову различную эмоциональную окраску. Обычно вместе с эмоциональной окраской в значении слова содержится и оценка обозначаемого им понятия или явления. Словари, ограничиваясь общей характеристикой слова, нс всегда передают характер эмоциональной окраски. Например, рядом с нейтральным хитрый в языке существуют прилагательные хитренький (разг., уменьшит, или усилит, ‘немного хитрее, чем обычно'), хитрю (у)щий (разг., усилит, ‘очень хитрый'), хитроватый (разг. ‘в некоторой, в определенной степени хитрый'). При этом слово хитру (ю)щий выражает некоторое восхищение, сопровождающееся либо положительной, либо отрицательной оценкой; хитренький в большинстве случаев передает скорее неодобрение, а хитроватый — тоже неодобрение, но с оттенком уважения. Сравните, например:

Э, какой ты хитренький, раньше меня хочешь с Полиной увидеться.

(Ю. О. Домбровский. Факультет ненужных вещей).

«Папы же дома нет, а с тобой мне все можно», — ластился ко мне хитрющий Федор.

(Екатерина Маркова. Мяч).

Хитроватый крестьянский прищур и сдавленный подъелдыкивающий говорок Чиркова шли прямиком из глубины сибирских руд и были родными.

(Валерий Кичин. Актер, который не умел носить костюм. Борису Чиркову — вечному Максиму — ровно сто лет (2001) // Известия. 2001.12 августа)[3]

Лингвисты выделяют несколько основных групп эмоционально-оценочных слов.

  • 1. Собственно эмоционально-оценочные слова, которые существуют в языке для одновременного называния предметов или явлений и их оценки. Например: созидать, вкалывать, подвиг, лодырь, пасквиль, негодяй, благодетель, проницательный, хитроумный.
  • 2. Слова, образованные от стилистически нейтральных слов с помощью суффиксов субъективной оценки, передающих различные оттенки чувств и оценки. Например: листочек, фигурка, печурка, капризуля, девчушка, худышка, рыбина, шапчонка, канцелярщина, показуха.
  • 3. Многозначные слова, нейтральные в основном значении и выступающие в качестве эмоционально-оценочных в переносном значении: шляпа ‘пренебр. о вялом, неэнергичном, ненаходчивом человеке', кикимора ‘бранно. о неряшливой, неопрятной или сварливой женщине', кипятиться ‘разг. горячиться, волноваться, сердиться'.
  • — Надо же такое сморозить! Ты красотка, а она кикимора. Девочка молчит.
  • (Галина Щербакова. Мальчик и девочка) Приезжаю, читаю ему. Он начинает кипятиться: «Как это можно? Что ты берёшь за основу?»
  • (Даниил Гранин. Зубр) К собственно эмоциональным словам относят также междометия: Ура Слава Богу Ух ты
  • [1] Интроспекция (от лат. introspecto — смотрю внутрь) — метод психологического анализа. Заключается в наблюдении собственных психическихпроцессов, без использования каких либо инструментов или эталонов.
  • [2] Коннотация — (от лат. con — вместе и noto — отмечаю, обозначаю) — добавочный семантический (от греч. semantikos — обозначающий) или стилистический опенок значения слова.
  • [3] Эти и некоторые другие примеры взяты из Национального корпусарусского языка (mscorpora.ni).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой