Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Канада. 
Поликультурное образование в многонациональном социуме

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Со второй половины 1970;х гг. при поддержке правительства Университет Мак-Гил (Монреаль) осуществляет программу подготовки учителей для предшкольных заведений и 1−2-х классов начальных школ индейцев из племени инуитов (территория Нунавик). Разработана специальная программа, предусматривающая дистанционную форму обучения. Она рассчитана на лиц старше 21 года, преподающих в одной из школ для… Читать ещё >

Канада. Поликультурное образование в многонациональном социуме (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В Канаде содержание университетского образования диверсифицировано в значительной мере под воздействием культурно-исторических традиций «культур наследия» выходцев из Старого Света. Программы и организация высших школ в известной степени отражают интересы отдельных культур как носителей собственных образовательных ценностей и многокультурной общности. При организации высшего образования учитываются привязанность аборигенных народов к традиционной среде обитания, трудности их социализации в условиях большого города. Так, все шире применяются новые информационные технологии, растет число студентов, получающих образование дистанционным способом. В первую очередь это относится к подготовке учителей из числа представителей коренных народов для работы в школах, расположенных на территориях Севера[1].

В Канаде осуществляется подготовка из числа аборигенов квалифицированных юристов, менеджеров и экономистов для работы во вновь создаваемых в последнее время национальных корпорациях. К примеру, в таком направлении действует Индейский федеральный колледж Университета Рейджина (провинция Саскачеван), предназначенный для представителей одной из «культур наследия» — автохтонов. В колледже ежегодно обучается до 300 индейцев. Это уникальное учебное заведение университетского типа, которое возглавляют индейцы. Оно ориентировано на предоставление высшего образования автохтонам. Успешные выпускники приобретают степень бакалавра по истории культуры, искусства и образования индейцев и получают возможность работать учителями в общеобразовательных учебных заведениях.

Со второй половины 1970;х гг. при поддержке правительства Университет Мак-Гил (Монреаль) осуществляет программу подготовки учителей для предшкольных заведений и 1−2-х классов начальных школ индейцев из племени инуитов (территория Нунавик). Разработана специальная программа, предусматривающая дистанционную форму обучения. Она рассчитана на лиц старше 21 года, преподающих в одной из школ для аборигенов, но не имеющих педагогического образования, которых направляют на обучение местные комитеты образования. Срок обучения — 4 или 5 лет по две сессии ежегодно. Теоретические знания реализуются в практической преподавательской деятельности курсантов. Практикантов курируют преподаватели или опытные учителя местных школ. Подготовленные учителя хорошо знают местные условия, традиции, историю и культуру инуитов, специфические этнические особенности детей северян. Вместе с тем при реализации программы возникли трудности. Слушатели ощущали нехватку учебных материалов и личного общения с высококвалифицированными специалистами из крупных университетов. Лишь немногие студенты проявляли желание вести исследовательскую педагогическую работу. Знания выпускников зачастую страдают фрагментарностью и несистематичностью. Руководители программы признают, что для успешной реализации программы по подготовке учителей необходима ее модернизация, направленная на сочетание «учебы без отрыва от работы» с сессиями (1 раз в год по 3−4 недели), проводимыми непосредственно в Мак-Гильском университете.

Западная Европа

В Западной Европе масштабы высшего образования в русле диалога культур не столь велики, как в Северной Америке. Подготовкой студентов в духе мультикультурализма занимаются лишь некоторые университеты.

Так, в вузах Каталонии в учебном процессе наряду с испанским используется и каталонский язык. Студенты вузов могут выбирать язык преподавания. Отдельные европейские университеты организуют специальную подготовку учителей для работы в многонациональном классе.

Среди ориентированных на мультикультурное образование можно упомянуть педагогический факультет университета Улу (Финляндия). В 1990;х гг. на факультете предлагалась полугодовая международная магистерская программа подготовки к педагогической деятельности в разнородных по национальному и культурному составу начальных школах. Программа включала ряд занятий и курсов мультикультурной направленности: модуль «Финские язык, история, религия»; занятия по интегративным темам: «Системы образования и культуры России и стран Балтии», «Системы образования и культуры Скандинавских стран», «Педагогическая политика и системы образования в Европе»; элективные и продвинутые курсы «Развитие личности и развитие в культурном контексте», «Сравнительная педагогика», «Последствия глобализации и образование», «Мультикультурное образование»; углубленный курс иностранного языка; стажировка в многонациональных классах Финляндии и за рубежом.

Довольно приметная система подготовки учителя к работе в многоэтнической среде возникла во Франции. В стране в течение 1975−1986 гг. действовали 20 профессионально-информационных центров подготовки преподавателей французского языка к обучению детей-мигрантов. Учителей приобщали к межкультурному подходу в образовании. С 1980;х гг. в университетских институтах подготовки преподавателей, академиях (учебных округах), учреждениях под названием «Миссии подготовки персонала национального образования» организуют учебные курсы, рабочие группы, где учителей знакомят с культурой иммигрантских общин, учат взаимодействовать с иммигрантами — родителями школьников.

В целом масштабы подготовки мультикультурного учителя в Западной Европе довольно ограниченные. Модернизация высшей школы в духе интеркультурного образования не стала сколько-нибудь выраженной тенденцией. Показателен мониторинг 13 основных педагогических институтов в четырех языковых регионах Швейцарии: выяснилось, что во всех этих институтах пренебрегают проблематикой кросс-культурализма[2]. В том, как невелико внимание к проблеме интеркультурного педагогического образования во Франции, автор имел возможность убедиться на встрече в 2010 г. с преподавателями и студентками Католического института профессионального образования в г. Тэсси. К этой проблеме проявила интерес лишь одна из более чем двухсот участниц встречи.

Азия. В азиатских странах реформы высшего образования в духе мультикультурализма, особенно диалога доминирующих и малых этносов, еще менее значительны, чем в Западной Европе. Можно отметь лишь отдельные факты подобного рода.

Так, в Японии пять университетов при попытках корректировать учебные программы в направлении мультикультурного образования предложили 17 академических курсов, полностью или частично посвященных истории, культуре и языку айнов. Совет по образованию Хоккайдо подготовил для вузов острова «Руководство по преподаванию истории и культуры айнов». В Университете Шикоку поощряется прием студентов буракуминов и корейцев. Возможно, что стартовавший в Университете в проверочном режиме соответствующий эксперимент стимулирует внимание высшей школы Японии к проблемам диалога с национальными меньшинствами.

  • [1] Хайруллин Р. 3. Реформирование системы образования народов Севера на Аляске.
  • [2] Allemann-Ghionda С. Formation des enseignants et pluralite linguistique et culturelle. Fribourg, 1999.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой