Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Духовно-нравственное воспитание младших подростков во взаимодействии современной вайнахской семьи и школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время наша страна переживает общий кризис, который порождает у целых народов настроение нестабильности, неуверенности. Это настроение побуждает людей искать опоры стабильности в национальной культуре, способствует всплеску национального самосознания, возрождению религиозности. Люди хотят найти оптимальный выход из кризиса. Вероятно, его следует искать не в принижении значимости… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания младших подростков в вайнахской семье
    • 1. 1. Сущность духовно-нравственных традиций и обычаев вайнахов
    • 1. 2. Специфика семейного воспитания в вайнахской народной педагогике
    • 1. 3. Традиции как основа взаимоотношений членов семьи
  • Глава 2. Содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания младших подростков в семье и школе
    • 2. 1. Использование народных идей и традиций, фольклорных жанров в духовно-нравственном воспитании
    • 2. 2. Формы и методы духовно-нравственного воспитания младших подростков в вайнахской семье и школе

Духовно-нравственное воспитание младших подростков во взаимодействии современной вайнахской семьи и школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Время, в котором мы живем, непростое. Парадоксальность ситуации определяется, с одной стороны, кризисом современной общественной жизни, а с другой, — возрастанием на этом фоне национального самосознания, интереса к духовной жизни народов. В связи с этим как никогда остро ощущается необходимость коренного улучшения нравственной атмосферы, развития духовной культуры народов.

Духовные ценности народа, его традиции, обычаи и нравы в течение многих поколений играли и играют сегодня решающую роль в становлении личности, в формировании духовно-нравственных качеств подрастающих поколений. В них сосредоточены такие гуманистические ценности, которые не подвержены старению. В тоже время они создают этническую специфику народов, украшают их духовный облик. Сейчас важно не растерять те ценности в духовной культуре прошлого, которые были накоплены многими поколениями того или иного этноса, т.к. в воспитании подрастающих поколений невозможно обойтись без использования опыта народа в этой области, его педагогических традиций.

Чтобы развить педагогические ценности народа, возродить лучшие традиции своей подлинной национальной культуры, необходимо вернуться к прошлой истории, раздвинуть границы познанного, представить всю картину забытого и познакомить молодое поколение с фактами, прошедшими в судьбе его народа.

Особенно это касается тех народов, на долю которых выпало слишком много бед и страданий. И в первую очередь к ним относятся такие два древнейших народа Северного Кавказа, как чеченцы и ингушиза сравнительно короткий исторический период времени они несколько раз уничтожались и возрождались вновь.

Судьбы ингушей и чеченцев всегда были тесно переплетены. Отражением языковой и культурной близости чеченцев и ингушей является обобщающее, по-братски объединяющее название — вайнахи (наш народ). «Вайнахи — создатели особой цивилизации, о которой известно, что она утверждает, прежде всего, свободу человека, как самую высшую святыню, самую главную ценность» 1.

Эту цивилизацию известный русский этнолог Я. В. Чеснов связывает с тысячелетними этническими традициями воспитания подрастающего поколения.

По мнению Ф. Ю. Албаковой, исследование вайнахской культуры до недавнего времени не носило системного характера. Это она связывает с целым комплексом причин. Во-первых, вайнахи долгое время рассматривались только в их сопряжении с другими народами Северного Кавказа, что отражается в доминировании обобщенного названия — «горцы», «горские народы» , — постоянно встречающегося в специальных научных работах. При таком подходе не делалось почти никаких различий между многочисленными этносами Северного Кавказа: всем им приписывались общие характеристические чертывсе они описывались, исходя из достаточно абстрактной модели, так называемого «северокавказского этноса». Данная установка была верна только в узких рамках решения достаточно абстрактной проблемы, имеющих очень опосредованное отношение к реальности. В то время как внутри этнические различия хорошо осознаются и учитываются народами Северного Кавказа в своей повседневной, хозяйственно-экономической и социокультурной жизни.

Во-вторых, во многих публикациях 60−70-х годов утвердился подход, согласно которому вайнахи расценивались как достаточно молодой этнос, обретший письменность в результате русификации.

1 Арсалиев Ш. М-X. Этнопедагогическое наследие чеченцев. — М.: «Прометей», 1998, с. 14.

Поэтому глубинно-исторические процессы существования вайнахов практически не подверглись изучению. Только единицы этнографов пытались собрать, систематизировать и объективно описать вайнахскую культуру1.

Все это привело к тому, что вместо объективного научного анализа проблем развития вайнахской культуры, сплошь и рядом появляются работы, в которых плохое знание социокультурных фактов и истории прикрываются субъективными, недостаточно обоснованными, но эффектными гипотезами и интерпретациями.

По мнению профессора А. Д. Солдатенкова: «Незнание человеком своих корней или искаженное восприятие истории делает его нередко безразличным к судьбам народа, отечества, ведет к манкуртизации и, самое тревожное — делает историческое сознание уязвимым» 2.

Многое в духовном наследии вайнахского народа, в их традициях свидетельствует о высоком моральном и социальном престиже семьи, о многообразии используемых в ней средств, методов народной педагогики вайнахов.

Современные задачи воспитания, вытекающие из насущных проблем общества, заставляют по-новому взглянуть на цели, содержание и средства духовно-нравственного воспитания личности. Духовно-нравственное оздоровление общества — одно из условий преодоления кризиса.

Таким образом, как бы не определялась цель воспитания, духовно-нравственное воспитание личности всегда будет занимать ведущее место среди различных аспектов воспитательного процесса. Нравственность — это тот стержень, на котором образован человеческий род. Поэтому духовно-нравственное воспитание подрастающего.

1 См. Албакова Ф. Ю. Современные проблемы развития традиционной вайнахской культуры./ж-л: Центральная Азия и Кавказ. — Швеция-Россия, 1994, № 4(5), стр. 183.

2 Солдатенков А. Д. Теория и практика духовно-нравственного воспитания подростков. — М.- МГОПУ, 1998, с.З. поколения — одно из главнейших забот любого этноса во все времена. Его задача сделать достоянием каждого члена общества принципы и нормы морали, принятые в том или ином обществе, превратить их в глубокие нравственные убеждения и реальное поведение.

Проблема использования традиций и обычаев народной педагогики в воспитании детей и юношества нашла отражение в трудах выдающихся педагогов прошлого — Я. А. Коменского, И. Г. Пестолоцция, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, П. П. Блонского, Я. С. Гогебашвили, И. Я. Яковлева, просветителей и деятелей культуры Северного Кавказа.

A.Кешева, И. Крымшахалова, Ш. Ногмова, С. Усербиева, С. Хан-Герей и др.

Существенное значение в нашем исследовании заняли идеи современных ученых таких, как Ю. П. Азаров, Л. М. Архангельский, Н. И. Болдырев, Г. Н. Волков, И. В. Гребенников, В. Е. Гмурнов, Н. К. Гончаров, А. И. Каиров, В.А.Кан-Калик, Б. Т. Лихачев, Ш. А. Мирзоев, Т. Н. Петрова, Ю. П. Соколъников, А. Д. Солдатенков, Э. И. Сокольникова, Л. Суслопарова, И. В. Суханов, Я. И. Хинбиков, А. Ф. Хинтибидзе, Я. В. Чеснов и др.

Особенности воспитания в семье и школе на традициях различных народов исследовались Г. С. Виноградовым (русских), Г. Н. Волковым (чувашей в связи с другими народами России), А. Ш. Гашимовым (азербайджанцев), Н. Б. Битиевой (чеченцев и ингушей), С. С. Танкасаевой (бурятские обычаи), Э. М. Магомедовым (дагестанцев), А. К. Минаровым (узбеков), Х. Рахимовым (таджиков), А. И. Шоровым (адыгов) и другими.

Актуальным для нашего исследования является материал о жизни вайнахов, который содержится в трудах таких авторов, как Ю. А. Айдаев,.

B.Х.Акаев, Ф. Ю. Албакова, И. Ю. Алироев, Ш. М.-Х.Арсалиев, М. Мамакаев, А. Д. Манкиев, Д. Д. Межидов, С.-М.Хасиев и других.

Изучение их работ позволило подойти нам к проблеме изучения эффективности процесса духовно-нравственного воспитания подростков в современной вайнахской семье на основе народных традиций и обычаев с позиции современного научно-педагогического знания.

При формулировке исходных параметров исследования мы учитывали, что духовно-нравственное воспитание младших подростков в современной вайнахской семье Чеченской Республике ранее не изучалось, хотя общеизвестна самобытность семейных отношений и обычаев вайнахского народа. Опора отдельных учителей-воспитателей на народные традиции в воспитании младших подростков далеко не решает данной проблемы.

Все изложенное позволяет выделить проблему настоящего исследования: каковы сущность и воспитательные возможности национальных традиций и обычаев вайнахского народа и педагогические условия их эффективного использования в духовно-нравственном воспитании младших подростков? Решение этой проблемы составляет цель настоящего исследования.

Объектом исследования является процесс использования прогрессивных народных традиций и обычаев в духовно-нравственном становлении и развитии подрастающих поколений в современной вайнахской семье.

Предметом исследования явился процесс духовно-нравственного воспитания младших подростков на основе прогрессивных народных традиций и обычаев вайнахского народа.

Проблема, предмет и цель исследования определили следующие задачи:

1) раскрыть сущность народных традиций и обычаев как педагогического явления и дать им характеристику как нравственной категории;

2) исследовать возможности использования прогрессивных традиций и обычаев вайнахской семьи в духовно-нравственном воспитании младших подростков;

3) выявить уровень знаний подростков, учителей и родителей о вайнахских народных традициях и обычаях, об их нравственном содержании;

4) разработать методику внедрения в жизнь семьи и практику современной школы прогрессивных идей и опыта вайнахской народной педагогики.

Гипотеза исследования состоит в следующем: освоение прогрессивных традиций и опыта вайнахской народной педагогики в семейном духовно-нравственном воспитании младших подростков будет эффективной если:

— - родители и учителя будут использовать прогрессивные вайнахские народные традиции и обычаи в целях совершенствования форм и методов духовно-нравственного воспитания младших подростков;

— традиции и обычаи будут использоваться с учетом возрастных особенностей младших подростков, они будут разъясняться им в доступной для них, яркой форме и претворяться в их повседневной жизни;

— в процессе их использования будут реализовываться общие условия эффективности целостного воспитательного процесса (организация детского коллектива, обеспечения высокого уровня обучения и оказания помощи школьникам достижения успеха в ученье, его сочетание с разнообразной внеурочной деятельностью), условия эффективности идейно-нравственного воспитания (раскрытие нравственных норм младших подростков, сочетание воздействия на сознание и поведение младших подростков) и условия, непосредственно влияющие на использование в этом процессе богатств народной педагогики;

— процесс духовно-нравственного воспитания младших подростков в семье и школе координируется совместными усилиями родителей и учителей.

Методологической основой исследования являются идеи материалистической диалектики и, в частности, учение о влиянии социальной среды на развитие личности и системного подхода как ее важнейшей грани, положения этнопедагогики об основных принципах семейного воспитания на традициях и обычаях народа, о единстве общечеловеческого и национального в ней, идеи личностного, деятельного, культурологических подходов, а также положения о духовно-нравственных качествах личности как диалектическом единстве социального и индивидуального, общего и единичного в содержании духовно-нравственной личности.

Теоретической базой исследования явились труды философов, психологов, педагогов, социологов о роли прогрессивных традиций и обычаев в воспитании, произведения вайнахского устного народного творчества, исследования по истории, этнографии, фольклору чеченцев и ингушейпрограммы, учебные книгитеоретический анализ исследований проблем духовно-нравственного воспитания-, проблемы оптимизации педагогического процессабеседы с родителями, детьми и т. д.

Для решения задач, поставленных в диссертации, применялись следующие методы:

— теоретический анализ концептуальных положений с использованием философской, педагогической, психологической, социологической и методической литературы по исследуемому вопросу;

— анализ учебных программ, учебников и пособий для учителей по предмету «Родная литература», совместная деятельность родителей и учителей в использовании прогрессивных идей вайнахской народной педагогики в духовно-нравственном воспитании младших подростков;

— систематизация материалов по теме исследования, полученных в результате бесед с респондентамиизучение содержания нравственных поучений в вайнахских семьях, внутрисемейных взаимоотношений.

База исследования. В работе использован личный опыт работы автора в школе в качестве учителя, классного руководителя, преподавателя кафедры педагогики и психологии университета. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в ср.шк. № 51 г. Грозного, в Чечен-Аульской ср.шк. № 2 Грозненского района Чеченской республики.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап — проблемно-поисковый (1994;1996 годы). Проводились первые наблюдения, изучение и анализ психолого-педагогической литературы, постановка и обоснование проблемы, выявления уровня ее разработанности в теоретическом и практическом плане, был осуществлен поисковый эксперимент.

Второй этап — опытно-экспериментальный (1996;1998 годы). На этом этапе были уточнены проблема, цель, объект, предмет исследования, выдвинута его общая гипотеза и уточнены его задачи. В соответствии с ними была разработана программа исследования процесса духовно-нравственного воспитания младших подростков на традициях и обычаях вайнахского народа, и проведена опытно-экспериментальная работа.

Третий этап — теоретико-обобщающий (1998;2000 годы). Проводилась оценка реализации задач исследования, обобщение и обработка полученных результатов, подготавливался текст диссертации, публиковались и апробировались отдельные результаты, положения и выводы. Осуществлялась корректировка выводов, переработки и дополнение текста диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые изучена и воссоздана целостная картина многовековых национальных традиций и обычаев вайнахской семьираскрыт гуманистический характер вайнахской народной педагогики и ее роль в духовно-нравственном воспитании младших подростковопределены подходы к проблеме использования прогрессивных вайнахских народных традиций и обычаев в духовно-нравственном воспитании, формировании духовно-нравственных ценностей учащихся современных школ, находящихся в различных социокультурных ситуациях, с различным уровнем приобщенности к народным вайнахским традициям и обычаямопределены педагогические условия использования вайнахских народных традиций и обычаев в духовно-нравственном воспитании младших подростков.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке и обосновании научно-практических рекомендаций, направленных на использование духовных богатств вайнахской народной педагогики воспитания духовно-нравственных качеств личности подростков в процессе учебной и внеклассной работы общеобразовательной школы на современном этапе развития общества. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке спецкурсов и спецсеминаров по народной педагогике, а также в практике учебно-воспитательной деятельности современной школы.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Традиционная педагогическая культура вайнахского народа, ее национальные особенности и общечеловеческие ценности являются богатым и самобытным опытом, целостной системой воспитания, сложившейся в течение многих столетий у вайнахов.

2. Основным принципом традиционной педагогики вайнахов является воспитание подрастающего поколения как этнической личности, как носителя духовной культуры своего народа, который с уважением относится к языкам, культурам, традициям и обычаям других народов.

3. Творческое использование традиционной культуры воспитания вайнахов в учебно-воспитательном процессе будет эффективно содействовать гуманизации вайнахской национальной школы. Современная вайнахская национальная школа должна опираться на многовековой опыт воспитания, накопленный народом и использовать прогрессивные народные традиции в национальной школе.

Достоверность и обоснованность практических положений, содержащихся в диссертации, обусловлены всесторонним изучением и использованием широкого спектра фундаментальных работ по духовно-нравственному воспитанию младших подростков. Творчески использован обширный массив монографий отечественных и зарубежных ученых, а также публикаций по исследуемой проблематике в общей и специализированной периодической печати. На основе проведенных автором исследований духовно-нравственного воспитания младших подростков, подтверждена обоснованность предложенных диссертантом рекомендаций по широкому использованию в учебно-практической работе прогрессивных народных традиций и обычаев вайнахского народа.

Апробация и внедрение в практику результатов осуществлялись путем докладов и обсуждений на заседании кафедры педагогики и психологии ЧТУ, МГОПУпутем публикаций материалов исследованиявыступлений и сообщений автора о результатах своего исследования перед учителями ср.шк. № 51 г. Грозного и Чечено-Аульской ср.шк.№ 2, и на научно-практических конференциях в г. Грозном.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время наша страна переживает общий кризис, который порождает у целых народов настроение нестабильности, неуверенности. Это настроение побуждает людей искать опоры стабильности в национальной культуре, способствует всплеску национального самосознания, возрождению религиозности. Люди хотят найти оптимальный выход из кризиса. Вероятно, его следует искать не в принижении значимости национального фактора и не в преувеличении его роли, а в разумном сочетании факторов национального, патриотического, общечеловеческого. Здесь недопустимы ни дискриминация народов, ни национализм. Отсюда и школьное образование, и духовно-нравственное воспитание детей должно осуществляться на гуманной основе, исключающей ущемление интересов народа, развивающихся на равноправной основе понимания взаимных интересов.

Дальнейшее развитие вайнахского народа, как и всех народов во многом будет решаться условиями, и содержанием воспитания вообще, а духовно-нравственного в частности.

Ни одно поколение людей не может решить задачу воспитания подрастающего поколения без учета и использования всего положительного и ценного, что накопление предыдущими поколениями. А жизненный опыт предыдущих поколений, как правило, концентрируется в обычаях, традициях и навыках.

Детальное изучение культурных традиций и обычаев вайнаховдело будущего. Мы же старались акцентировать внимание на наиболее важных, на наш взгляд, звеньях воспитательной культуры младших подростков.

Проведенное нами исследование проблемы духовно-нравственного воспитания младших подростков состоит из двух частей.

Первая часть исследования состоит из изучения научно-теоретического аспекта проблемы, поиска философских, психолого-педагогических, социологических выводов и обоснований, подтверждающих актуальность и практическую значимость поставленной проблемы, дающих методологическую основу выдвижения гипотезы исследования, и ее экспериментальной проверки. Вторая часть нашего исследования состоит из организации, проведения, описания и анализа соответствующих этапов экспериментальной работы.

При осуществлении духовно-нравственного воспитания учащихся на основе народных традиции и обычаев мы выяснили сущность нравственного воспитания в изменившихся общественных условиях, определили место в этом процессе этнических факторов становления личности, разработали научные основы использования народных традиций и обычаев в практике воспитательной работы современных школ, составили описание народных традиций и обычаев вайнахов, их формирование в контексте исторического развития народа. Провели исследовательскую работу с моделированием различных воспитательных систем на основе традиции с целью осуществления духовно-нравственного воспитания учащихся.

Итоги экспериментальной работы подтвердили в целом гипотезу нашего исследования и достигли ее цели, поскольку уровень нравственной воспитанности качественно изменился после проведения систематической, целенаправленной воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся на вайнахских народных традициях.

Во-вторых, подтвердились возможность использования традиционной педагогической культуры вайнахского народа в воспитательных системах современной школы, ее положительное влияние на процесс духовно-нравственного становления личности в условиях изменения ценностных ориентации общества.

Проведенное исследование подтвердило, что из самых важных отраслей духовной культуры вайнахов является устное народное творчество, которое содержит огромный образовательно-познавательный материал по вопросам воспитания и отражает педагогические идеи, цели, методы и средства воспитания. Жизненность традиционной культуры воспитания подтвердилась достигнутыми результатами духовно-нравственного воспитания учащихся в моделях воспитательных систем.

Также подтвердилась необходимость учета различных фактов развития личности, зависимость процесса духовно-нравственного воспитания учащихся на основе народных традиций и обычаев от уровня приобщенности к ним. Воспитание на основе традиционной культуры в вайнахской школе должно вестись на уроках и во внеклассной воспитательной работе, как: классные часы, беседы, встречи с долгожителями, сказителями, песенниками-музыкантами, писателями, поэтамиклассные и общешкольные собрания, экскурсии по памятным местам своей республики, кружковая работа, организация музеев, этнографических выставок, предметов бытаоформление стендов имеет огромные возможности использовать педагогические мысли и идеи народа в духовно-нравственном воспитании. Торжественное проведение этих мероприятии способствует привлечению внимания родителей и общественности к школе, укрепляет ее авторитет в глазах населения.

На основе достигнутого положительного результата исследовательской работы, выразившегося в повышении уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся, в динамике их нравственного совершенствования, овладении духовными ценностями, решался также вопрос о методическом обеспечении использования народных традиций и обычаев в условиях меняющегося национального менталитета.

Процесс изучения и решения проблемы нашего исследования осложнялся политической нестабильностью, переживанием социально-политического и духовно-нравственного кризиса в нашем обществе, ниспровержением ценностных ориентации, провозглашаемых в течение многих десятилетии. Поиск источников духовно-нравственного воспитания личности в идеалах, провозглашаемых народной педагогикой, правомерен, так как, существовавшая система народного воспитания вытекала из социального заказа, основанного на идеологических императивах, направленных порой против сущностного предназначения человека. Данное обстоятельство усиливает актуальность исследуемой проблемы и определяет перспективные направления для дальнейшего его изучения, а именно:

— сравнение специфики традиционной педагогической культуры различных этнических образований, выяснения общечеловеческого характера народных ценностей любого народа, вопросы подготовки педагогических кадров для осуществления этнопедагогического компонента воспитания и образования, дальнейшая разработка программ по содержанию и методике этнопедагогического компонента образования.

Итак, проведенное нами исследование дало основание для следующих выводов:

— использование потенциальных воспитательных возможностей вайнахской народной педагогики в духовно-нравственном воспитании учащихся оказывает существенное влияние на повышении уровня нравственной воспитанности учащихся, овладения духовными ценностями;

— при использовании народных традиции и обычаев в процессе духовно-нравственного воспитания в семье и школе целесообразно учитывать приобщенность к народным традициям учащихся различных школ и их родителей в их зависимости от социокультурных традиций и этнической социализации;

— процесс духовно-нравственного воспитания учащихся на основе прогрессивных народных традиций и обычаев достигает большего ф эффекта при осуществлении его в воспитательных системах и в семье;

— необходима дальнейшая разработка методологических и теоретических положений для использования этнопедагогических материалов в процессе духовно-нравственного воспитания;

— необходимо подготовить программы и ввести в высшие и средние педагогические заведения дисциплины основанные на этнопедагогике, специальные курсы по традиционному семейному воспитанию;

— разработать программу взаимодействия школ и учебных • * заведений Северокавказского региона со другими воспитательными институтами духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений, обратив особое внимание на семью.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Й. Осетинская традиционная героическая песня. В кн. Осетинские нартские песни. — М.: Музыка, 1964.
  2. Ф.Ю. Символ в традиционной культуре вайнахов. М., 1998.
  3. Ф.Ю. Современные проблемы исследования национально-этнического сознания. М., Диалог-МГУ. 1999.
  4. Ф.Ю. Вайнахский театр от истоков к профессионализму. М., ИНИОН РАН. 1999.
  5. Ф.Ю. Современные проблемы развития традиционной вайнахской культуры. //Центральная Азия и Кавказ. Россия-Швеция,№ 4.
  6. И.Ю. Язык, история и культура варнаков. Грозный, 1990.365 с.
  7. АлироевИ.Ю. История и культура чеченцев и ингушей. Грозный, 1994.-207 с.
  8. А. Народные обычаи, традиции и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968, — 290 с.
  9. Т.Б. Чеченские малые фольклорные жанры. Дис.канд.пед. наук Тбилиси, 1985−187 с.
  10. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. А. Педагогика, 1987.
  11. Антология Чечено-ингушской поэзии. Грозный: Чечено-Ингуш. кн. из д. 1981,-440.
  12. Арсалиев Ш. М.-Х. Этнопедагогическое наследие чеченцев. -М.: 1998,-286.
  13. З.Архангельский С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976, — 200 с.
  14. М.Амадов Я. З., Ахмадов Ш. Б., Асталов В. А., Исаев Э. А. История Чечено-Ингушетии XVI-середина XVII века. Учебное пособие для учащихся 9кл. Грозный: Книга. 1982 172 с.
  15. Е.М. Нравственная культура личности. JL: Наука, 1985 -184 с.
  16. А. Долгие ночи. Грозный, 1972.
  17. А.Н. Чечня и чеченцы. Тифлис, 1859.
  18. В.В. Психология воспитания школьника -М.: 1974.
  19. Н.Б. Роль прогрессивных народных идей и традиции в трудовом и нравственном воспитании учащихся. Грозный, 1981 -225 с.
  20. Болыпой энциклопедический словарь. Гл. ред. Прохоров A.M. -М., 2000.
  21. Н.А. Судьба России. Опыт по психологии войны и национальности. М.: Мысль, 1990.
  22. Н.А. Самопознание: (опыт филос. автобиограф.) М.: Книга, 1991.
  23. В.Г. Полное собр. соч.
  24. Ю.В. Этинс и этнография. М.: Наука, 1973. — 280 с.
  25. И. Хроника чеченской бойни и шесть дней в Буденовске. -Санкт-Петербург, 1995.
  26. З.П. Мудрые заповеди народной педагогики М: Педагогика, 1983. — 144 с.
  27. В.В. Тайны минувших времен. М.: Наука, 1966.- 168 с.
  28. В.В. Через хребты веков. Грозный- Чечено-ингуш. Кн. Изд. 1970.- 164 с.
  29. Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1589.- 334.
  30. Г. Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары, 1956. -264 с.
  31. Г. Н. Этнопедагогика, Чебоксары, 1974.- 376 с.
  32. Возрастная и педагогическая психология (под ред. А.В.Петровского) / Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1986.
  33. JI.C. Проблемы общей психологии. Сбор.соч., в 6 т. Т.2. М., 1982.- 504.
  34. В.И. Этническая история Северного Кавказ IV—X вв.. Ленинград, 1979. 212с.
  35. Э. Нации и национализм. М.: 1992.
  36. Н.К. Педагогическая система К.Д.Ушинского. М.: Педагогика. 1974.
  37. М.Б. Балкарский фольклор о народном опыте воспитания -Нальчик, 1974. 142 с.
  38. Е.Н. Культура и общественный быт Чечено-Ингушетии в дореволюционное время Грозный, 1967.
  39. И.Б. Родовой быт чеченцев и ингушей в прошлом. Орджоникидзе-Грозный, 1935.
  40. И.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. М.: Наука, 1972.- 451 с.
  41. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов-н/Д. Издательство РТУ, 1979. — 264 с.
  42. И.Д. Исторический фольклор чеченцев и ингушей. -Грозный, 1978.-95с.
  43. И.Д. Мифы и легенды вайнахов. Грюзный, 1990. -336.
  44. Н.Т. Традиции и формирование личности. Минск, 1979. -135 с.
  45. З.Х. Культурное строительство в советской Чечено-Ингушетии (1920−1940 гг.). Грозный, 1974.- 233 с.
  46. Н.А. Избр. педагогические произведения. М.: изд. АПН РСФСР, 1952. — 714 с.
  47. . Скифы и нарты. М.: Наука, 1990. — 230 с.
  48. Н.В. Преемственность в развитии культуры и культурный прогресс: Учебное пособие. — Харьков, 1984. — 84 с.
  49. Ю.А. Нерасторжимые звенья: культура и наука. Традиции и современность. Ростов-на-Дону. — 1984. — 239 с.
  50. Илли. Героическо-эпические песни чеченцев и ингушей. Грозный- Чечено-Ингуш. кн. изд., 1979.-233 е.
  51. Ишушский фольклор. Т. 1. Грозный: Чечено-ингуш. кн. изд., 1959.172 с.
  52. Ингушские пословицы. Грозный: Чечено-Ингуш. кн. изд., 1962. -426 с.
  53. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVII в. М.: Наука, 1982. — 544 с.
  54. .А. Осетины. М.: Наука, 1971. — 357 с.
  55. Каменная летопись страны вайнахов. М.: 1994, — 199 с.
  56. Н.М. Письмо Русского путешественника. М.: — Правда, 1989.
  57. А.Т., Мациев А. Г. Русско-чеченский словарь. М.: 1978,728 с.
  58. КачалаЯ. Язык. Культура. Этнос. М.: 1994.
  59. Кое-что о чеченцах. Чечня. Чеченский набег, Мансур, Шамиль. Грозный, 1992. 48 с.
  60. А.И. Физическая культура в спорт в Чечне и Ингушетии. -Грозный: Чечено-Ингуш. кн. изд., 1963. 205 с.
  61. Е.И. О чем говорят памятники материальной культуры Чечено-Ингушетии. Грозный, Чечено-Ингуш. кн. изд., 1962.
  62. Кон И.С. К проблеме национального характера. История и психология. М.: 1971.
  63. М.О. Этнография и история Кавказа: Исследования и материалы. М.: Изд. высш. лит., 1961. — 250 с.
  64. Н.И., Лазутин И. Г. Русское народное устное творчество: Учебник. М.: Высшая школа. 1977. — 373 с.
  65. В.А., Лукин Н. С. Психология подростка. М., 1965.
  66. Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, 1985.-431 с.
  67. Краткий словарь по философии. 3-е изд. М.: Политиздат, 1979.- 413 с.
  68. В.Г. Этнопсихология. 4.1. М.: 1992. 140 с.
  69. Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М- Изд. — АН СССР, I960.-520 с.
  70. Культура и быт народов Северного Кавказа./Под. ред. В. К. Гординова. -М., Наука, 1966.-348 с.
  71. Краткий словарь по этике. М.: 1965.
  72. Культурное строительство в Чечено-Ингушетии (1920- июнь 1941). Сост.В. Д. Дериглазова. Грозный, 1979. — 244 с.
  73. Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа. М.: 1980.
  74. У. Чеченское племя //Сб. сведений о кавказских горцах. Вып. IV, Тифлис, 1882.
  75. Ф.Е. Адаты кавказских горцев. Вып. 1. Одесса. 1883.
  76. А.Н. Психология общения. Тарту, 1974. — 219 с.
  77. .Т. Педагогика- курс лекции: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1993. — 526 с.
  78. Д.С. Земля родная. М.: Просвещение, 1983.
  79. А.С. Избр. соч.- В 2-х т. М.: Педагогика, 1977.81 .Макаренко А. С. Избранные произведения: В 3 т. Киев: Рад. школа, 1985.
  80. А.С. О воспитании. М.: Полит, лит., 1988.
  81. И.А. Ислам и национальные традиции, Махачкала, 1981.
  82. И.О. Нарт-орстхойский эпос вайнахов. Грозный, 1970.
  83. И.О. Русско-чеченский словарь Орджоникидзе, 1929.
  84. В.И. В стране вайнахов. М.: Искусство, 1969. — 119 с.
  85. Д.Д. Мудрость обычая. Грозный Чечено-Ингуу. кн. изд. 1989.
  86. Д.Д., Алероев И. Ю. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. Социально-философский аспект. Грозный, 1992.
  87. А.В. Общение как (фактор воспитания подростков. М.: Педагогика, 1989.
  88. Ш. А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала. 1986. -123 с.
  89. Мудрость воспитаний: Книга для родителей М.: Педагогика, 1987 -288.
  90. А.И. Об обычаях и законах горцев: Традиционные и общественные институты в советской исторической науке, Нальчик, 1986, — 156 с.
  91. М.А. Чеченский таил (род) и период его разложения. Грозный: Чечено-Ингуш. кн.изд. 1973.
  92. Песни вайнахов. Чечено-ингушская народная лирика. — Грозный. Чечено-Ингуш. Кн. изд. 1972. 177 с.
  93. Пелыпе. Олимпиада искусств. Советское искусство, 1938, 8 янв.
  94. Пословицы разных народов. Новосибирск: кн. изд. 1959.
  95. Поэзия Чечено-Ингушетии. Грозный, 1959.
  96. Ю.В. Введение в культуроведение.- М.: 1996. -287с.
  97. С.Л. Основы общей психологии. М.: 1946. — 631.
  98. .С. Обычаи и традиций горцев. Что это такое? Как они возникают? Что в них хорошего и что плохого? Орджоникидзе, 1968.- 137.
  99. Сказки, сказания и предания чеченцев и ингушей. Грозный, 1986. -529с.
  100. В.А. Педагогика: инновационная деятельность. М.: 1997. -223 с.
  101. А.Д. Патриотизм основа духовно-нравственого воспитания. — М.: издательство МГОПИ. 1998. — 143 с.
  102. А.Д. Теория и практика духовно-нравственного воспитания. М., 1998.
  103. А.Д., Тайчиноы М. Г. Поликультурное образование в многонациональной школе основа диалога культур и стабилизации . общества: — Психолого-педагогический сборник. М.: 2000.
  104. А.Д., Лебедева О. В. Национальная культура и подросток. М.: Педагогика, 1993, № 1.
  105. А.Д. Ориентация подростков на духоыно-значимые ценности. М.: 1994 213 с.
  106. А.С. Тапонимия Чечено-Ингушетии. Грозный-Нальчик, 1997.
  107. И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: 1976.
  108. В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х т. Т.1 М.: Педагогика, 1980. — 440.
  109. В.А. Рождение гражданина. М., 1971.
  110. В.А. К вопросу об организации школ-итернатов. -М.: Советская педагогика, 1988, № 2.
  111. Н.С. Обычаи и традиции в развитии. Алма-Ата. 1965.
  112. JI.H. Педагогическое сочинение. М.: Педагогика. 1989.
  113. Толстой JI. H Полное собр. соч. в 90 том. М.: 1937.
  114. Л.Н. Казаки. Ленинград, 1969.
  115. С.А. Этнография народов СССР. М.: Изд. Моск. Университета, 1956.- 615 с.
  116. Традиции в истории культуры. М.: Наука, 1978.- 259 с.
  117. П.К. Этнография Кавказа. Языкознание. Чеченский язык. -Тифлис, 1888.
  118. К.Д. Собр. соч. в 11 т. М.: 1948 1952.
  119. К.Д. Человек как предмет воспитания //Собр. соч. Т. 9.— М.: АПН СССР.
  120. К.Д. Родное слово // Пед. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1988.
  121. С.А. Чеченцев древняя земля. Грозный, 1994.
  122. С.А. О ценностной шкале чеченцев // Чеченец.-Грозный, 1990,1.
  123. Я.И. Народная педагогика. Казань, 1966. 126 с.
  124. И.Ф. Педагогика: Учебн. пособие. 2-е изд. Высшая школа, 1990.-576.
  125. Я.В. Россия и чеченцы // Открытая политика, 1995. № 2.
  126. Я.В. Чеченцем быть трудно // Независимая газета. 22.09.94.
  127. Я.В. Женщина и этика жизни в менталитете чеченцев.// Этнографическое обозрение. М.: № 5, 1994.
  128. Чеченцы: история и современность. Под ред. Ю. А. Айдаева. М.: 1996. 352.
  129. Чеченский фольклор. Т. 2. Песни, загадки, сказки, поговорки. -Грозный- Чечено-Ингуш. кн. изд. 1964.- 202.
  130. В.Д. Духовные способности. М., Магистр, 1997.
  131. С.Т. Педагогическое сочинение в 4-х т. М.: Просвещение, 1965.
  132. Н.Е., Питюкова В. Ю., Савченко А. П., Осипова Е. А. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1993.
  133. Фольклор и историческая этнография. М.: Наука, 1983.- 261 с.
  134. Н.Ф. Ингуши. M.-JL, 1925.
  135. А.Д. Правда против вымыслов // Голос Чечено-Ингушетии. Грозный, 1990, 30 октября.
Заполнить форму текущей работой