Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Понятие о профессионально и социально-психологической компетентности, компетентность в профессиональном общении

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, анализ и обобщение научных подходов к пониманию компетентности позволяет заключить, что компетентность — это некое свойство, интегративное качество личности человека, способность и готовность личности к профессиональной деятельности (профессиональная компетентность) и жизнедеятельности в целом на основе принятия основополагающих социальных и профессиональных требований… Читать ещё >

Понятие о профессионально и социально-психологической компетентности, компетентность в профессиональном общении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятия «компетентность», «компетенция»

Реализация компетентностного подхода в современном образовании, построение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения на его основе, широкое распространение понятий «компетентность» и «компетенция» актуализируют необходимость их конкретизации. Рассмотрим основные научные подходы к пониманию компетентности.

Компетентность как совокупность компетенций (Дж. Равен). Основоположник психологической теории компетентности британский психолог Дж. Равен, оперируя понятием «компетентности как совокупности компетенций», подчеркивал их множественность. Компонентами компетентности Дж. Равен считает те характеристики и способности людей, которые позволяют им достигать личпостно и профессионально значимых целей, независимо от их природы.

Компетентность как интегративное качество личности (К. М. Левитан). Профессиональная компетентность рассматривается как интегративное качество личности специалиста, выражающееся в его готовности и способности к успешной профессиональной деятельности с учетом ее социальной значимости [42].

Компетентность как соответствие человека требованиям профессии (А. К. Маркова). Профессиональная компетентность трактуется как «индивидуальная характеристика степени соответствия человека требованиям своей профессии, позволяющая действовать самостоятельно и ответственно; зрелость человека в профессиональной деятельности, профессиональном общении, профессиональном развитии» [51 ].

Таким образом, анализ и обобщение научных подходов к пониманию компетентности позволяет заключить, что компетентность — это некое свойство, интегративное качество личности человека, способность и готовность личности к профессиональной деятельности (профессиональная компетентность) и жизнедеятельности в целом на основе принятия основополагающих социальных и профессиональных требований и актуализации субъектных качеств (самостоятельность, ответственность, а значит, и способность к совершению мотивационно-ценностного выбора).

Компетенции — сочетание характеристик, обеспечивающих человеку способность к решению жизненных и профессиональных задач, к личностной и профессиональной самореализации. Соответственно, чем адекватнее и полнее «багаж» компетенций, тем в большей степени человек готов к решению широкого круга проблем и задач в разных сферах, то есть к продуктивной жизнедеятельности в целом.

Следует также отметить, что на уровне современной науки понятие «компетенция» охватывает не только операциональный компонент готовности человека к деятельности (и, соответственно, не сводится к сумме знаний, умений и навыков), но обязательно включает в себя ценностный компонент, раскрывающий ценностно-мотивационные основания поведения человека, его действий и поступков в социальном контексте. Так, европейский научный проект TUNING предлагает следующую универсальную структуру компетенций:

  • 1) знаииевый компонент (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать);
  • 2) практический компонент (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям);
  • 3) ценностный компонент (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте, ценностно-мотивационные основания поведения человека) [8].
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой