Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Анализ экспериментальной работы по развитию пространственных представлений у учащихся экспериментальных классов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По завершению формирующего эксперимента был разработан и проведен контрольный эксперимент. Задания состояли в выполнении рисуночных методов: 1) изменение ракурса расположения фигуры в пространстве, 2) развитие творческой фантазии учащихся — преобразовать рисунок с учетом изучения заданного времени года или суток, 3) выполнение перспективы рисунка, заданного видом сверху, 4) использование… Читать ещё >

Анализ экспериментальной работы по развитию пространственных представлений у учащихся экспериментальных классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По завершению формирующего эксперимента был разработан и проведен контрольный эксперимент. Задания состояли в выполнении рисуночных методов: 1) изменение ракурса расположения фигуры в пространстве, 2) развитие творческой фантазии учащихся — преобразовать рисунок с учетом изучения заданного времени года или суток, 3) выполнение перспективы рисунка, заданного видом сверху, 4) использование геометрической формы в изображении.

Целью контрольного среза являлось выявление эффективности проведенных занятий, и контроль улучшения практических и теоретических навыков учащихся. Критериями сформированности пространственными представлений выступали:

  • 1) знание пространственных представлений;
  • 2)понимание пространственных представлений;
  • 3)выявление понятий понятием лево, право, слева, справа, левее, правее;
  • 4) понимания знаний о симметрии;
  • 5) развитие творческой фантазии учащихся;
  • 6) расположения фигуры в пространстве;
  • 7) развитие чувства пространства.

Каждый критерий оценивался от 1 до 5 баллов, в зависимости от уровня выполнения задания:

  • — оценка «отлично» — от 17 до 20 баллов;
  • — оценка «хорошо» — от 13 до 16 баллов;
  • — оценка «удовлетворительно» — от 10 до 12 баллов;
  • — оценка «неудовлетворительно» — от 0 до 9 баллов.

Данные контрольного среза экспериментальной группы (1 «А» группы) представлены в таблице 5 экспериментальной группы, таблице 6 контрольной группы.

Таблица 5 Состав контрольного среза экспериментальной группы.

№.

Критерии оценки Фамилия, имя.

Знание теоретических аспектов.

развитие творческойфантазии учащихся.

расположения фигуры в пространстве.

развитие чувства пространства.

Кол-во баллов.

Итоговая оценка.

знание пространственных представлений.

Понимание пространственных представлений.

Выявление понятий понятием лево, право, слева, справа, левее, правее.

понимания знаний о симметрии.

1.

Вика К.

2.

Александр О.

Оля Б.

Анна Б.

Анна К.

Антон Щ.

7.

Вадим С.

Владимир Л.

9.

Дарья Ж.

10.

Диана Б.

Дмитрий А.

12.

Евгений Х.

13.

Елена А.

14.

Илья Л.

15.

Катерина С.

Данные контрольного эксперимента контрольной группы (2 «Б» группы) представлены в таблице 6.

По результатам контрольного среза была составлена гистограмма 2, где приводится сравнение данных «А» — экспериментальной группы (1 «А» группы) и «Б» — контрольной группы (2 «Б» группы).

Таблица 6 Состав контрольного среза контрольной группы

№.

Критерии оценки Фамилия, имя.

Знание теоретических аспектов.

развитие творческой фантазии учащихся.

расположения фигуры в пространстве.

развитие чувства пространства.

Кол-во баллов.

Итоговая оценка.

знание пространственных представлений.

Понимание пространственных представлений.

Выявление понятий понятием лево, право, слева, справа, левее, правее.

понимания знаний о симметрии.

1.

Александр К.

2.

АлександраО.

3.

Алиса М.

4.

Анастасия В.

5.

Анастасия К.

6.

Анна Е.

7.

Анна К.

8.

Антон П.

9.

Артем К.

10.

Виталий И.

11.

Владимир К.

12.

Евгений Р.

13.

Иван С.

Уровни сформированности пространственных представлений учащихся контрольной и экспериментальной группы на контрольном этапе.

Рис. 9 Уровни сформированности пространственных представлений учащихся контрольной и экспериментальной группы на контрольном этапе.

В результате проведения контрольного эксперимента, наблюдается повышение уровня знаний, умений и навыков в экспериментальном классе.

Дети в процессе работы привыкли к занятиям, стали формироваться самые элементарные технические навыки рисования: правильно держать кисть, карандаш, что является не мало важным моментом в работе. Самостоятельно стараются прорисовать мелкие детали и выполнить их в цвете не выходя за границы изображаемого. Цветовая палитра у ребенка стала более разнообразной. Если работа велась цветными карандашами, то дети не останавливаются на одном цвете карандаша. В начале нашей работы дети забывали раскрасить самый главный предмет или элемент в изображении, не придавали даже этому значения, то в конце эксперимента проговаривали каждое действие. Этим самым придавая себе уверенность в выполняемом ими действии, запоминают этапы работы. Ребята стали проявлять творчество в работе стали добавляют, что — то свое. Дети научились компоновать изображение в центре листа изображения, стараясь не выходить за границы. У детей улучшилось понимание пространственных понятий ближе, дальше, между, перед (чем-либо), по (чем-либо), впереди, сзади изображаемые предметы: цветы, дома и деревья изображают разной величины. Проговаривая вслух каждый этап помогает ориентироваться ребятам на листе бумаги.

В итоге за период развивающей работы положительная динамика была отмечена у всех участвовавших в эксперименте детей. Использование фронтальных и индивидуальных форм работы, а также доступность, занимательность предлагаемых упражнений.

Если вначале заинтересованность у детей больше вызывалась внешней привлекательностью заданий, новизной игрового материала, то позже дети переключались на само содержание выполненной деятельности, её результат.

В целом контрольный эксперимент показал, что уровень развития пространственных представлений у детей основной группы, в сравнении с экспериментальной группой. Дети основной группы пользуются чувственной ориентировкой на себе — выделение правой руки как вспомогательный ориентир для установления отношений справа и слева от себя.

Выводы по второй главе Таким образом, на основании полученных результатов можно сделать вывод, что в целом уровень применения пространственных образов, представлений у младшего школьного возраста детей с ЗПР стал выше, чем на констатирующем этапе исследования. Дети основной группы пользуются чувственной ориентировкой на себе — выделение правой руки как вспомогательный ориентир для установления отношений справа и слева от себя.

Таким образом, за период развивающей работы положительная динамика была отмечена у всех участвовавших в эксперименте детей.

Использование фронтальных и индивидуальных форм работы, а также доступность, занимательность предлагаемых заданий и упражнений, поддержка родителями и взрослыми со стороны позволяли достичь максимальной включенности каждого ребёнка в деятельность. Об этом свидетельствовал устойчивый интерес наших испытуемых к занятиям на протяжении всего обучения. Заинтересованность вызывало внешней привлекательностью заданий, новизной игрового материала, то позже дети переключались на само содержание выполненной деятельности, её результат. В процессе выполнения задания ребёнку предлагалось остановиться, подумать, дополнительно сориентироваться в ситуации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой