Анализ экспериментальной работы по развитию пространственных представлений у учащихся экспериментальных классов
По завершению формирующего эксперимента был разработан и проведен контрольный эксперимент. Задания состояли в выполнении рисуночных методов: 1) изменение ракурса расположения фигуры в пространстве, 2) развитие творческой фантазии учащихся — преобразовать рисунок с учетом изучения заданного времени года или суток, 3) выполнение перспективы рисунка, заданного видом сверху, 4) использование… Читать ещё >
Анализ экспериментальной работы по развитию пространственных представлений у учащихся экспериментальных классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
По завершению формирующего эксперимента был разработан и проведен контрольный эксперимент. Задания состояли в выполнении рисуночных методов: 1) изменение ракурса расположения фигуры в пространстве, 2) развитие творческой фантазии учащихся — преобразовать рисунок с учетом изучения заданного времени года или суток, 3) выполнение перспективы рисунка, заданного видом сверху, 4) использование геометрической формы в изображении.
Целью контрольного среза являлось выявление эффективности проведенных занятий, и контроль улучшения практических и теоретических навыков учащихся. Критериями сформированности пространственными представлений выступали:
- 1) знание пространственных представлений;
- 2)понимание пространственных представлений;
- 3)выявление понятий понятием лево, право, слева, справа, левее, правее;
- 4) понимания знаний о симметрии;
- 5) развитие творческой фантазии учащихся;
- 6) расположения фигуры в пространстве;
- 7) развитие чувства пространства.
Каждый критерий оценивался от 1 до 5 баллов, в зависимости от уровня выполнения задания:
- — оценка «отлично» — от 17 до 20 баллов;
- — оценка «хорошо» — от 13 до 16 баллов;
- — оценка «удовлетворительно» — от 10 до 12 баллов;
- — оценка «неудовлетворительно» — от 0 до 9 баллов.
Данные контрольного среза экспериментальной группы (1 «А» группы) представлены в таблице 5 экспериментальной группы, таблице 6 контрольной группы.
Таблица 5 Состав контрольного среза экспериментальной группы.
№. | Критерии оценки Фамилия, имя. | Знание теоретических аспектов. | развитие творческойфантазии учащихся. | расположения фигуры в пространстве. | развитие чувства пространства. | Кол-во баллов. | Итоговая оценка. | ||||
знание пространственных представлений. | Понимание пространственных представлений. | Выявление понятий понятием лево, право, слева, справа, левее, правее. | понимания знаний о симметрии. | ||||||||
1. | Вика К. | ||||||||||
2. | Александр О. | ||||||||||
Оля Б. | |||||||||||
Анна Б. | |||||||||||
Анна К. | |||||||||||
Антон Щ. | |||||||||||
7. | Вадим С. | ||||||||||
Владимир Л. | |||||||||||
9. | Дарья Ж. | ||||||||||
10. | Диана Б. | ||||||||||
Дмитрий А. | |||||||||||
12. | Евгений Х. | ||||||||||
13. | Елена А. | ||||||||||
14. | Илья Л. | ||||||||||
15. | Катерина С. | ||||||||||
Данные контрольного эксперимента контрольной группы (2 «Б» группы) представлены в таблице 6.
По результатам контрольного среза была составлена гистограмма 2, где приводится сравнение данных «А» — экспериментальной группы (1 «А» группы) и «Б» — контрольной группы (2 «Б» группы).
Таблица 6 Состав контрольного среза контрольной группы
№. | Критерии оценки Фамилия, имя. | Знание теоретических аспектов. | развитие творческой фантазии учащихся. | расположения фигуры в пространстве. | развитие чувства пространства. | Кол-во баллов. | Итоговая оценка. | ||||
знание пространственных представлений. | Понимание пространственных представлений. | Выявление понятий понятием лево, право, слева, справа, левее, правее. | понимания знаний о симметрии. | ||||||||
1. | Александр К. | ||||||||||
2. | АлександраО. | ||||||||||
3. | Алиса М. | ||||||||||
4. | Анастасия В. | ||||||||||
5. | Анастасия К. | ||||||||||
6. | Анна Е. | ||||||||||
7. | Анна К. | ||||||||||
8. | Антон П. | ||||||||||
9. | Артем К. | ||||||||||
10. | Виталий И. | ||||||||||
11. | Владимир К. | ||||||||||
12. | Евгений Р. | ||||||||||
13. | Иван С. | ||||||||||
Рис. 9 Уровни сформированности пространственных представлений учащихся контрольной и экспериментальной группы на контрольном этапе.
В результате проведения контрольного эксперимента, наблюдается повышение уровня знаний, умений и навыков в экспериментальном классе.
Дети в процессе работы привыкли к занятиям, стали формироваться самые элементарные технические навыки рисования: правильно держать кисть, карандаш, что является не мало важным моментом в работе. Самостоятельно стараются прорисовать мелкие детали и выполнить их в цвете не выходя за границы изображаемого. Цветовая палитра у ребенка стала более разнообразной. Если работа велась цветными карандашами, то дети не останавливаются на одном цвете карандаша. В начале нашей работы дети забывали раскрасить самый главный предмет или элемент в изображении, не придавали даже этому значения, то в конце эксперимента проговаривали каждое действие. Этим самым придавая себе уверенность в выполняемом ими действии, запоминают этапы работы. Ребята стали проявлять творчество в работе стали добавляют, что — то свое. Дети научились компоновать изображение в центре листа изображения, стараясь не выходить за границы. У детей улучшилось понимание пространственных понятий ближе, дальше, между, перед (чем-либо), по (чем-либо), впереди, сзади изображаемые предметы: цветы, дома и деревья изображают разной величины. Проговаривая вслух каждый этап помогает ориентироваться ребятам на листе бумаги.
В итоге за период развивающей работы положительная динамика была отмечена у всех участвовавших в эксперименте детей. Использование фронтальных и индивидуальных форм работы, а также доступность, занимательность предлагаемых упражнений.
Если вначале заинтересованность у детей больше вызывалась внешней привлекательностью заданий, новизной игрового материала, то позже дети переключались на само содержание выполненной деятельности, её результат.
В целом контрольный эксперимент показал, что уровень развития пространственных представлений у детей основной группы, в сравнении с экспериментальной группой. Дети основной группы пользуются чувственной ориентировкой на себе — выделение правой руки как вспомогательный ориентир для установления отношений справа и слева от себя.
Выводы по второй главе Таким образом, на основании полученных результатов можно сделать вывод, что в целом уровень применения пространственных образов, представлений у младшего школьного возраста детей с ЗПР стал выше, чем на констатирующем этапе исследования. Дети основной группы пользуются чувственной ориентировкой на себе — выделение правой руки как вспомогательный ориентир для установления отношений справа и слева от себя.
Таким образом, за период развивающей работы положительная динамика была отмечена у всех участвовавших в эксперименте детей.
Использование фронтальных и индивидуальных форм работы, а также доступность, занимательность предлагаемых заданий и упражнений, поддержка родителями и взрослыми со стороны позволяли достичь максимальной включенности каждого ребёнка в деятельность. Об этом свидетельствовал устойчивый интерес наших испытуемых к занятиям на протяжении всего обучения. Заинтересованность вызывало внешней привлекательностью заданий, новизной игрового материала, то позже дети переключались на само содержание выполненной деятельности, её результат. В процессе выполнения задания ребёнку предлагалось остановиться, подумать, дополнительно сориентироваться в ситуации.