Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Активность личности в обучении

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Деятельность обучающегося носит исследовательский, ориентировочный характер, и в результате интериоризации она преобразуется во внутренние идеальные действия, совершаемые в умственном плане, что обеспечивает студенту всестороннюю ориентировку в мире будущей профессиональной деятельности. При реализации в традиционном обучении форм занятий, ориентированных на использование только одного из видов… Читать ещё >

Активность личности в обучении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Активность личности в обучении. Проведенный анализ общих взглядов и представлений об активности человека позволяет подойти к определению понятия активности личности студента.

С целью более четкого представления различий сопоставим характеристики, которые должны иметь составляющие рассматриваемых понятий деятельности, активности личности и активности студента (табл. 1.1).

Цель. Деятельность предполагает наличие цели. Активность проявляется только в случае, если цель носит характер личной значимости. Главная цель студента в обучении, ради достижения которой он проявляет активность, — получение высшего образования. При этом в личном плане эта цель может выражаться в желании повысить образовательный уровень, получить профессию, документ о высшем образовании. В наш прагматичный век подавляющее большинство студентов поступает в вуз, чтобы получить диплом. Промежуточными по отношению к этой основной выступают такие цели, как выполнение текущих учебных заданий и других требований учебного процесса, сдача зачетов и экзаменов, а также получение знаний, навыков, умений, формирование целостного представления о профессиональной деятельности.

Мотивы. Активность, в отличие от деятельности, характеризуется высоким уровнем мотивации. Мотивами учебной активности выступает совокупность личностных стремлений, потребностей, формируемых как на основе жизненного опыта учащегося, так и под воздействием организационно-управленческих и дидактических воздействий, дисциплинарной практики, используемых в учебном процессе.

Соотнесение понятий «деятельность», «активность» и «активность личности в обучении».

Таблица 1.1

Деятельность.

Активность.

Активность личности в обучении.

Цель.

Личностно-значимая цель.

Стремление к получению высшего образования.

Мотивы.

Высокий уровень мотивации, разнообразие целеполагающих мотивов деятельности.

Наличие совокупности личностных потребностей, формируемых на основе жизненного опыта и под воздействием организационно-управленческих и дидактических воздействий, используемых в учебном процессе вуза.

Способы и приемы.

Умения и навыки.

Сформироваппость стиля учебной деятельности, умение учиться.

Осознанность.

Осознание мотивов, целей и путей их достижения.

Четкое представление о том, что и для чего он изучает, какое место получаемые знания занимают в будущей профессиональной деятельности.

Эмоции.

Повышенный эмоциональный фон.

Удовлетворение (или неудовлетворение) условиями учебы, ее результатами.

Ситуативность.

(надситуатив;

ноегь).

Соответствие уровня интенсивности деятельности минимальным требованиям учебного процесса или личному представлению об уровне интенсивности учебной деятельности с точки зрения обеспечения собственных целей социальной и практической значимости.

—.

Инициативность.

Самостоятельность, настойчивость, творческое отношение к учебе.

Способами и приемами являются умения и навыки, формирующие способность личности к проявлению активности, а в учебной деятельности это сформированный стиль учебной деятельности обучающегося.

Осознанность предстает как четкое представление о целях деятельности и активности. Для учащегося это выражается в понимании того, что и для чего он изучает, какое место получаемые знания и сама учебная деятельность занимают в его жизни и в будущей послевыпускной деятельности.

Эмоции. Активность всегда сопровождается повышенным эмоциональным фоном. В учебной деятельности эмоции свидетельствуют об удовлетворенности или о неудовлетворенности условиями учебы, ее результатами, о климате в учебном заведении.

Ситуативность, выступая характеристикой активности, свидетельствует о соответствии уровня активности обучающегося требованиям учебного процесса на каждом этапе или его представлению о необходимом уровне интенсивности учебной деятельности с точки зрения обеспечения собственных целей социальной или практической значимости. Среди таких целей: стремление «быть лучше всех», стремление к лидерству, быть в числе первых по учебе, получать повышенную стипендию, быть лучшим в профильных дисциплинах, удовлетворение познавательного интереса или, напротив, не сделать лишнего, не переусердствовать, не выделяться, выполнить не более того, что требуется для преодоления очередного контрольного этапа обучения.

Инициативность, отражая личностную включенность субъекта в деятельность, в учебном процессе выражается в первую очередь в самостоятельности учащегося, настойчивости, творческом отношении к учебе и проявлении волевых качеств.

Учебная активность студентов и методы обучения. Другим аспектом рассмотрения активности личности в обучении выступает сравнительная оценка учебной активности, вызываемой применением тех или иных методов обучения. Представляется, что такая оценка может быть обоснованной. Для этого выделим на примере высшей школы аспекты проявления активности студентов. В образовательном процессе в явном виде проявляются три из них: мышление, действие и речь. При этом иол мышлением следует понимать творческое мышление, под действием — деятельность, направленную на приобретение знаний, а речь — в связи с процессом или результатом учебной деятельности. С позиций современных взглядов на образовательный процесс и с учетом принципов активного обучения представляется необходимым добавить еще одно проявление активности — социально-психологическую адаптацию. Под этим подразумевается, что помимо традиционной триады — знаний, умений и навыков — студент (слушатель) должен получить в учебном заведении и максимально приближенное к реальному эмоционально-личностное восприятие профессиональной деятельности, условий ее осуществления во всем многообразии социально-общественных и производственных связей. Он должен приобрести уверенность как специалист на рабочем месте. Сюда же включают социальнопсихологические факторы, связанные с обучением в вузе, в первую очередь мотивационные факторы всех уровней образовательного процесса. Проявление этого вида активности происходит преимущественно на подсознательном уровне, но в учебном процессе реализуется наравне с другими. Эту форму активности связывают также с принципом персонификации образовательного процесса — интегративным показателем развития личности, выраженным в ее способности оценивать знания и обстоятельства окружающего бытия с позиции их ценности и личностного смысла, а также в умении видеть возможности своего роста в предстоящей деятельности или поступке.

Активность обучаемых проявляется как реализация этих четырех видов активности. В зависимости от замысла и действий преподавателя на занятии может использоваться либо один из видов активности, либо их сочетание. В табл. 1.2 приведена модель активности, отражающая основные формы и методы обучения в соответствии с нашим представлением о том, какие виды учебной активности студентов они используют.

Таблица 1.2

Модель учебной активности студентов при различных формах

и методах обучения

м.

д.

р

А.

Формы и методы обучения.

*.

*.

*.

*.

Дипломное проектирование, учебная деловая игра, дидактическая игра, стажировка с исполнением должностной роли.

*.

*.

*.

—.

Исследовательская лабораторная или практическая работа, дидактическая игра на условном материале.

*.

*.

;

*.

Научно-исследовательская работа, дидактическая игра па реальном материале без дискуссии.

*.

—.

*.

*.

Игровая ситуация, ролевая игра.

*.

*.

*.

Доклад результатов исследования, сообщение на специальную тему.

м.

д.

Р.

А.

Формы и методы обучения.

*.

*.

;

—.

Практическое занятие, РГР.

*.

—.

*.

;

Дискуссия, спор

*.

—.

—.

*.

Решение реальных задач.

*.

*.

—.

Лабораторная работа с отчетом.

—.

*.

—.

*.

Производственная практика, стажировка без исполнения роли специалиста.

;

;

*.

*.

Публичное выступление, техучеба с персоналом.

*.

—.

;

—.

Лекция, самостоятельная работа, решение творческих задач, игровой прием, процедура.

—.

*.

;

—.

Тренаж, работа, но образцу.

—.

—.

*.

—.

Изложение, доклад, сообщение.

—.

—.

*.

Экскурсия на объект, демонстрация макета, учебного фильма.

Примечание. М — мышление; Д — деятельность; Р — речь; А — социальнопсихологическая адаптация; * — проявление вида активности.

В результате все методы обучения ранжируются. Полученная таким образом иерархия методов совпадает с традиционным представлением об их возможностях по активизации студентов на занятии. Следовательно, степень активизации может рассматриваться в зависимости от того, какие и сколько из четырех видов активности обучающихся на занятии реализуются.

Представленная градация затрагивает только традиционные варианты реализации занятий. Очевидно, что в большинстве случаев возможно введение дополнительных процедур или игровых приемов, которые позволят задействовать те или иные, обычно не используемые при традиционной форме проведения занятия, виды активности. Использование дополнительных приемов и процедур, конечно, повысит активность занятия, но не сможет коренным образом его изменить, в противном случае по форме это будет уже другой вид занятия.

В психологии специально исследовался вопрос о возможности одновременного осуществления двух видов деятельности. Было показано, что это возможно либо путем быстрых переходов от одной деятельности к другой, либо если один из видов деятельности относительно прост и протекает «автоматически». Например, можно вязать на спицах и смотреть телевизор, но вязание останавливается в наиболее захватывающих местах; во время проигрывания гамм можно о чем-то думать, но это невозможно при исполнении трудной пьесы[1].

Необходимо учитывать, что, с одной стороны, возможность одновременного осуществления всех видов активности обычным студентом маловероятна (этим даром обладали, как известно, немногие великие личности, такие, например, как Юлий Цезарь). Реально он может успешно выполнять не более двух дел сразу (без учета социально-психологического фактора), например конспектировать и размышлять. С другой стороны, полный отрыв внутренней активности от внешней также невозможен.

Рассмотрим лекционное занятие. Студенты в состоянии внимательно слушать и одновременно обдумывать услышанное только в том случае, если им приходится не слишком много записывать в конспект. Если преподаватель диктует, предлагая в высоком темпе учебную информацию, необходимую для них, то они успевают только записывать, причем даже не всегда отбрасывая лишние слова и забывая прибегать к сокращениям.

При реализации нескольких видов активности студента на занятии проблема заключается в их разумном сочетании и чередовании. Если обратиться к теории поэтапного формирования умственных действий, то ситуацию можно представить несколько в ином свете. Процесс интериоризации деятельности, по мнению И. Я. Гальперина, происходит в четыре этапа:

  • 1) материальное действие с реальными предметами;
  • 2) действие в громкой речи с образами (без предметов);
  • 3) действие «во внешней речи про себя» (четко осознаваемое);
  • 4) действие «во внутренней речи без слов» (неосознаваемое)[2].

Нетрудно видеть, что интериоризация деятельности представляет собой последовательную реализацию всех рассматриваемых нами видов активности — действия, речи, мышления и социальнопсихологической адаптации в их тесной взаимосвязи. Это позволяет расценивать актуализацию различных видов активности как показатель интенсивности прохождения процесса интериоризации. Если в процессе обучения студент проявил все виды активности, можно рассчитывать на успешное совершение процесса интериоризации, в противном случае качество усвоения будет низким.

Деятельность обучающегося носит исследовательский, ориентировочный характер, и в результате интериоризации она преобразуется во внутренние идеальные действия, совершаемые в умственном плане, что обеспечивает студенту всестороннюю ориентировку в мире будущей профессиональной деятельности. При реализации в традиционном обучении форм занятий, ориентированных на использование только одного из видов активности, происходит разрыв во времени процесса ингериоризации с возможными при этом замедлением, искажением, потерей смысловых составляющих. Только в случае использования различных видов активности последовательно на одном занятии на основе одной темы, задачи или в рамках двух-трех занятий, следующих друг за другом с небольшим временным интервалом, можно ожидать более полноценной и эффективной интериоризации деятельности. При использовании четвертого вида активности — социально-психологической адаптации — «присвоенная» деятельность будет иметь более реалистичный, профессиональный контекст.

Подтверждением этого положения могут служить также исследования сотрудников Case Western Reserve University, на основании которых была разработана и приобрела особую популярность циклическая четырехступенчатая эмпирическая модель процесса обучения и усвоения человеком новой информации (Experiential Learning Model) Дэвида А. Колба[3].

Д. Колб и его соратники обнаружили, что люди обучаются одним из четырех способов: 1) через опыт; 2) через наблюдение и рефлексию; 3) с помощью абстрактной концептуализации; 4) путем активного экспериментирования — отдавая одному из них предпочтение перед остальными. Согласно представлениям авторов обучение состоит из повторяющихся этапов «выполнения» и «мышления». Это значит, что невозможно эффективно научиться чему-либо, просто читая об этом предмете, изучая теорию или слушая лекции. Однако нс может быть эффективным и обучение, в ходе которого новые действия выполняются бездумно, без анализа и подведения итогов.

Стадии модели (или цикла) Колба могут быть представлены следующим образом (рис. 1.1).

  • 1. Получение непосредственного опыта.
  • 2. Наблюдение, в ходе которого обучающийся обдумывает то, что он только что узнал.
  • 3. Осмысление новых знаний, их теоретическое обобщение.
  • 4. Экспериментальная проверка новых знаний и самостоятельное применение их на практике.
Цикл обучения Колба.

Рис. 1.1. Цикл обучения Колба

В настоящее время чередование и использование различных аспектов учебной активности обучающихся имеет место в виде стихийно сложившейся системы. Часто нарушается даже заложенная в учебные планы традиционная последовательность форм занятий. В вузах, например, далеко не всегда за лекцией следует соответствующее практическое или лабораторное занятие, семинар. Чаще всего между ними вклиниваются другие лекции и занятия. Организовать учебный процесс с учетом принципов интериоризации в существующей системе образования, рассчитанной на массовое производство специалистов, пока что, видимо, невозможно. Поэтому занятия, которые реализуют в относительно короткий промежуток времени несколько видов активности, обычно отличаются как повышенной самоотдачей обучающихся, так и большей эффективностью обучения, например в случае использования таких развитых форм активного обучения, как деловые и дидактические игры, когда все виды активности реализуются в рамках одного занятия. Кроме того, па поддержании высокого уровня активности обучающихся благоприятно сказывается и смена в ходе занятия рода учебной деятельности, препятствующая накоплению усталости.

  • [1] См.: Гиппенрейтер Ю. Б.

    Введение

    в общую психологию. С. 42.

  • [2] См.: Гальперин П. Я.

    Введение

    в психологию: учеб, пособие для вузов. М. :Университет, 1999. С. 153.

  • [3] См.: Kolb D. Л., Fry R. Toward an applied theory of experiential learning //Theories of Group Process / C. Cooper (cd.). London: John Wiley, 1975. P. 33—57.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой