Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование эколого-экономической позиции у старшеклассников с предпринимательскими намерениями: На материале Республики Дагестан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы исследования включали в себя комплекс методов теоретического исследования: логико-исторический анализ взаимосвязей экологических и экономических знанийсистемно-структурный анализ педагогической деятельности и выявлении в ней места эколого-экономической подготовкисоциологические методы сбора информации при проведении констатирующего и формирующего экспериментоворганизацию формирующего… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Эколого-экономическая позиция как социальнопедагогическая проблема
    • 1. 1. Сущность эколого-экономической позиции личности
    • 1. 2. Предпринимательские намерения личности как показатель эколого-экономической активности
  • Глава 2. Содержание эколого-экономического образования в современной школе
    • 2. 1. Дидактические основы отбора содержания эколого-экономического образования в школе
    • 2. 2. Анализ современного" 'содержания образования по экологии и экономике в средней школе
    • 2. 3. Диагностика исходного уровня эколого-экономической позиции старшеклассников
  • Глава 3. Пути формирования эколого-экономической позиции старшеклассников с предпринимательскими намерениями в учебно-воспитательном процессе
    • 3. 1. Стимулирование потребности в эколого-экономическом образовании у школьников в учебно-познавательной деятельности
    • 3. 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формирование эколого-экономической позиции у старшеклассников с предпринимательскими намерениями: На материале Республики Дагестан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Экономические реформы, направленные на создание рыночной системы хозяйствования и устойчивое развитие в России, не могут достигнуть успеха без формирования в каждом работнике не только способности к труду, но и становления его как активного социально-экономического субъекта, творчески-изобретательного предпринимателя и бизнесмена.

Социально-экономические изменения в обществе, переход к рыночной и предпринимательской системе хозяйствования, появление класса бизнесменов и предпринимателей из числа молодежи повышают необходимость подготовки выпускников школы к участию в новых экономических отношениях. При этом обостряется не только проблема формирования конкурентоспособности, деловых качеств у молодежи, но и проблема формирования цивилизованного предпринимателя, делового человека, для которого характерен не дух наживы, а разумное хозяйствование, в том числе ответственное отношение к природе и ее ресурсам. Обостряется проблема формирования общественного сознания, нового типа мышления и мировоззрения, основанного на понимании неразрывной связи между хозяйственно-экономической деятельностью человека и ее последствиями для природы, биосферы и самого человека как части биосферы. Иными словами, речь идет о формировании экологической культуры, т. е. ценностных установок, ориентированных на сохранение, восстановление и рациональное природопользование в условиях развития всего природно-эстетического богатства, выявленного человеческой цивилизацией в процессе всемирно-исторического развития и соответствующего более высокому научному, техническому и социокультурному уровню деятельности.

Разносторонний анализ современной психолого-педагогической литературы показывает, что российская школа оказалась практически не подготовленной к формированию у школьников социально-экономической активности, которая включает развитие предприимчивости, деловитости, творческого подхода к труду, умений по организации и управлению производством и сервисом.

В научных исследованиях рассматриваются некоторые аспекты экономической активности личности и ее проявления в предпринимательской деятельности. Разработаны модели предпринимательского поведения и механизмы их реализации учеными: М. Б. Абдулаевым, С. Н. Пшеничниковой, М.Б. Рамаза-новым, Н. В. Тучак, М. Х. Хайбулаевым и др.

Формирование социальной активности личности в новых социально-экономических условиях исследовали педагоги: Р. Г. Апресян, Р. И. Желбанова, Т. Н. Мальковская, М. Б. Рамазанов, З. А. Шогенов и др. В ряде публикаций отмечается, что социальную активность школьников можно успешно формировать в процессе трудовой подготовки. Однако, на наш взгляд, очень необходимы более конкретные исследования проблем предпринимательской деятельности.

Известные педагоги П. П. Блонский, A.C. Макаренко и В.А. Сухомлин-ский особое внимание обращали на цели и содержание трудовой деятельности: создание системы трудового воспитания, обеспечивающей развитие у школьников социальной активности. Дальнейшую разработку эти вопросы получили в исследованиях П. Р. Атутова, Н. И. Бабкина, С. Я. Батышева, Ю. К. Васильева, А. Капилович, В. А. Полякова, В. К. Розова, И. А. Сасовой и других современных ученых-педагогов, которые раскрыли возможности экономической подготовки в процессе трудового и политехнического образования школьников.

Достаточно серьезное внимание ученых привлечено к проблеме подготовки школьников к освоению рыночной экономики, труду в малом бизнесе, формированию предприимчивости. Этой теме посвящены исследования таких ученых, как: В. Афанасьев, A.B. Бояринцева, З. А. Валиев, Г. М. Гаджиев, Н. И. Городецкая, Г. А. Грачникова, И. Ф. Деменьтева, Т. В. Елесина, И. В. Лебедева, A.A. Преснов, М. Б. Рамазанов, И. К. Хаджиалиев, М. Х. Хайбулаев, В. Г. Поздняков, К. А. Сабиров и др.

Многими осознана высокая опасность человеческого фактора в прагматических отношениях с природой. Эту проблему исследовали ученые-экологи: Дж. Андерсон, В. И. Вернадский, С. Д. Дерябо, И. Д. Зверев, Ш. Н. Исмаилова, Л. Г. Словесная, Г. В. Стадницких, И. Т. Суравегина, А. Д. Урсул, Р. Эдберг А. Яблоков, В. А. Ясвин и др. В последние годы усилился интерес к проблеме экологического воспитания молодежи как ответ на актуальный социальный заказ формирования природоохранного мышления.

В настоящее время внимание ученых привлекает комплексное исследование в русле эколого-экономического подхода к проблеме природопользования и организации современного производства. Ученые двух разных направлений «эко» стремятся объединить свои усилия, осознавая единство и «исчерпае-мость» биосферы. Среди них исследования: Г. М. Абдурахманова, Н. Н-К. Алиева, В. Ф. Бартова, С. Н. Бобылева, A.A. Гаджиева, Э. В. Гирусова, A.A. Мунчиева, А. Л. Новоселова, Н. В. Чепурных и др. Специальное диссертационное исследование, посвященное теории и практике подготовки будущего учителя к осуществлению эколого-экономического образования школьников, провела Н.П. Ря-бинина. Созвучные проблемы исследовали С. И. Вершинина, Р. Н. Идрисова, A.A. Сотникова и другие, взяв за основу идеи народной педагогики.

Морально-этические основы экономического мышления и экологической культуры составляют сущность нравственной позиции личности, которую в последние годы исследовали: В. А. Арамавичюте, Т. Н. Мальковская, Г. И. Румы-нина, В. В. Хахалева, В. Н. Цатуров, Т. К. Чурилова и др. Однако, эколого-экономическая позиция как целостный феномен пока еще учеными не исследована.

Актуальность, недостаточная разработанность и слабая изученность данной проблемы определили тему нашего исследования: «Формирование эколого-экономической позиции у старшеклассников с предпринимательскими намерениями».

Цель исследования: определение педагогических условий формирования эколого-экономическоЙ позиции у старшеклассников с предпринимательскими намерениями.

Объект исследования: эколого-экономическая подготовка старшеклассников к предпринимательской деятельности.

Предмет исследования: определение педагогических условий формирования эколого-экономической позиции у старшеклассников с предпринимательскими намерениями в школах Дагестана.

Гипотеза исследования: формирование эколого-экономической позиции у школьников будет обеспечено, если: обоснована необходимость взаимодействия экономического и экологического образования на основе выявления кардинальных связей между этими областями знанийдоказано, что эколого-экономическое образование является фактором педагогической действительностивыявлено место эколого-экономического образования в школьной программе и подготовке выпускников общеобразовательных школосуществлен отбор содержания эколого-экономического образования в соответствии с принципами нравственности, интегрированное&trade-, регио-нальности, практической ориентации, перспективности, глобальности (плане-тарности) мышления старшеклассниковреализована в учебном процессе школы преемственность теоретико-методологического, технологического и мировоззренческого аспектов эколого-экономической подготовкивведена для учащихся средних и старших классов учебная дисциплина «Основы эколого-экономических знаний» в сочетании с организацией практической и предпринимательской деятельности.

В соответствии с гипотезой определены основные задачи исследования:

1. Обосновать взаимосвязь экологического и экономического образования и раскрыть сущность эколого-экономической позиции.

2. Выявить место эколого-экономического образования в воспитании дагестанских школьников — будущих предпринимателей.

3. Определить содержание эколого-экономической подготовки учащихся в учебном процессе.

4. Разработать педагогические условия формирования эколого-экономической позиции старшеклассников с предпринимательскими намерениями.

Методологической основой исследования является диалектика как метод научного познания общественных явлений, закон соответствия производительных сил современным хозяйственно-рыночным отношениям, идея о формировании сознания в тесной взаимосвязи с социально-экономической деятельностью, в связи с глубокими качественными изменениями в производительных силах в условиях новой модели экономического развития страны.

К важнейшим методологическим основам мы относим теорию деятельности и теорию эко-политехнического образования. Основой исследования выступают концепции непрерывного образования, развития социально-экономического образования и воспитания в общеобразовательной школе, концепция устойчивого развития общества.

Методы исследования включали в себя комплекс методов теоретического исследования: логико-исторический анализ взаимосвязей экологических и экономических знанийсистемно-структурный анализ педагогической деятельности и выявлении в ней места эколого-экономической подготовкисоциологические методы сбора информации при проведении констатирующего и формирующего экспериментоворганизацию формирующего педагогического эксперимента для проверки основной гипотезы и формирования готовности будущего предпринимателя к эколого-экономической деятельности и другие методы.

База исследования. В работе использован многолетний опыт автора по преподаванию биологии и экологии в средней школе, ведению факультатива и внеурочной работы в качестве классного руководителя, руководителя педагогической практики студентов в школе.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в процессе учебной и внеклассной деятельности в средних школах: № 1, 5, 8, 29, 39, Республиканском многопрофильном лицее, политехническом колледже, биологических факультетах ДГУ и ДГПУ г. Махачкалы.

На отдельных этапах опытно-экспериментального исследования приняло участие свыше 100 педагогов, воспитателей, наставников, мастеров обучения, около 300 студентов и выпускников биологических факультетов ДГУ, ДГПУ и социального факультета ДГУ и около 2000 учащихся 6−11 классов.

Исследование охватило три этапа и продолжалось с 1995 по 2000гг.

Первый этап — поисковый (1995;1996гг.), в процессе которого был осуществлен научно-теоретический поиск, выявлены противоречия глобального характера и противоречия в системе образования, сформирована проблема и тема исследования, проведен анализ состояния изучаемой проблемы в научной литературе, с помощью констатирующего эксперимента в массовой практике обучения школьников.

Второй этап — опытно-экспериментальный (1996;1998гг.). На этом этапе были определены цель, объект, предмет, выдвинута гипотеза и поставлены задачи исследования. В соответствии с ними была разработана программа экспериментального исследования процесса формирования эколого-экономической позиции у старшеклассников, осуществлялся формирующий эксперимент, уточнялся концептуальный и понятийно-терминологический аппарат.

Третий этап — теоретико-обобщающий (1998г.-2000г.). Проводилась оценка реализации задач исследования, обобщение и обработка полученных результатов, подготавливался текст диссертации, публиковались и апробировались отдельные результаты, положения и выводы.

Научная новизна и теоретическая значимость:

— раскрыта проблема интеграции экологического и экономического образования в формировании компетентности будущих предпринимателей;

— обоснована выявленная система основных показателей и критериев оценки эколого-экономической позиции у школьников;

— разработаны и экспериментально проверены методики диагностики сформированности реальной эколого-экономической позиции у старшеклассников;

— составлена комплексная система эколого-экономического образования по формированию эколого-экономической позиции у старшеклассников, включающая учебно-воспитательный процесс и предпринимательскую деятельность.

Практическая значимость состоит в разработке программ, методических рекомендаций и указаний по эколого-экономическому образованию школьников и развитию предпринимательских намерений. Рекомендации могут быть применены в работе педагогов-практиков со старшеклассниками при формировании у них целостной эколого-экономической компетенции, в обучении студентов педагогических факультетов.

На защиту выносятся следующие положения:

1) педагогическая концепция формирования эколого-экономической позиции у старшеклассников с предпринимательскими намерениями, включающая определение ее сущности, задач, условий и средств развития;

2) система показателей, критериев, а также разработанные и модифицированные нами методики диагностики сформированности эколого-экономической позиции у старшеклассников;

3) теоретически обоснованная и экспериментально проверенная технология формирования эколого-экономической позиции у старшеклассников с предпринимательскими намерениями к профессиональной деятельности.

Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивается базой научно-методологических позиций и логикой доказательства положенийиспользованием системно-структурного подхода с опорой на данные современных психолого-педагогических наук и на богатые народные традиции воспитания. Достоверность исследования подтверждается сочетанием качественного и количественного анализов, положительными результатами опытно-экспериментальной работы, одобрением и позитивной оценкой наших рекомендаций выпускниками школ и их преподавателей.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись в докладах и обсуждениях на заседаниях кафедры педагогики и психологии ДГУв выступлениях на различных научных форумах и публикацией материалов исследования в сборниках международных и республиканских научно-практических конференций в 1995;2000 годах (гг. Махачкала, Тула, Пятигорск).

Практические разработки автора внедрены в работу Дагестанского государственного университета включением модулей и рекомендаций в учебные программы «Педагогика», «Социальная педагогика» 1997 г., в работу Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров, СШ № 1, 5, 8, 29, 39, а также Республиканского многопрофильного лицея г. Махачкалы.

Результаты исследования нашли отражение в 5 публикациях.

Заключение

.

В заключении изложим основные теоретические и экспериментальные результаты исследования и сформулируем главные выводы из проведенного диссертационного исследования.

В первой главе, исходя из признания процессов глобализации и экологизации объективно действующими феноменами развития планеты и общественной жизни, мы пришли к выводу о насущной целесообразности интеграции экономического и экологического образования и формирования у предприимчивых школьников эколого-экономической позиции. Нами выявлена сущность эколого-экономической позиции, которая представляет единство внутренних отношений личности к проблемам экологии, связанным с производственной и предпринимательской деятельностью человека.

Эколого-экономическая позиция — это устойчивая, внутренне осознанная система отношений личности к экосимбиозу «природа — общество», связанная со взаимодействием человека и природы в процессе общественного воспроизводства, в виде соответствующих знаний, теорий, идейнастроений, переживаний, чувстввзглядов и суждений, интересов как социальных групп, так и отдельной личности. В эколого-экономической позиции как комплексной характеристике проявляется социальная зрелость личности, ее гражданская, нравственная позиция.

Для оценки сформированности эколого-экономической позиции школьников нами были использованы следующие критерии и показатели:

1.Понимание сущности эколого-экономической активность как сформи-рованность мотивационно-ценностного компонента деятельности.

2.Владение основными понятиями рыночной экономики.

3.Умение выявлять экологические и экономические взаимосвязи производственного процесса и инициативность поведения в охране окружающей среды.

4.Способность проявлять творческую инициативу в труде, определять эколого-экономическую целесообразность нововведений и рациональности природопользования.

5 .Способность идти на риск при осуществлении предпринимательских намерений оценивая выигрыш и степень наносимого ущерба окружающей среде.

Во второй главе диссертации нами выявлены принципы отбора эколого-экономического образования, которые мы применили к анализу современного содержания образования по экологии и экономике в средней школе, а также для построения экспериментальной программы формирования эколого-экономической позиции у старшеклассников с предпринимательскими намерениями, а именно:

— непрерывность экологической и экономической подготовки;

— междисциплинарность экологических и экономических знаний;

— профессиональная направленность практических экологических и экономических действий, или системность экологических и экономических знаний.

В третьей главе нами определены основные методические правила формирования эколого-экономической позиции у старшеклассников в процессе эколого-экономического образования и предпринимательской деятельности:

1) адекватности познания сущности эколого-экономических явлений;

2) необходимости их культурно-исторического анализа;

3) многомерности интерпретаций и комплексности природных связей;

4) методико-технологической мобильности и обеспечения;

5) способности к оптимальному соизмерению факторов экосистемы производства;

6)личного практического опыта предпринимательства школьника.

Таким образом, обобщая приведенные выводы, приведем основные положения заключения:

1. Раскрыты противоречия и проблемы методологического и педагогического характера, актуализирующие проблемы исследования. К противоречиям, отмечаемым в системе образования, относятся противоречия между сложившейся системой образования и необходимостью формирования новых ценностных ориентаций в отношениях Человек — Общество — Природамежду наличием интеграционных процессов в школьной практике в экономическом и экологическом образовании и отсутствием соответствующих теоретических исследований.

2. Обоснован процесс интеграции экологического и экономического образования на основе выявления факторов, воздействующих на эколого-экономическое образование старшеклассников с предпринимательскими намерениями.

3. Разработан понятийный аппарат исследования. Предложены определения понятий «эколого-экономическое образование, сознание, мышление, культура» и «эколого-экономическая позиция», на наш взгляд, отвечающие в наибольшей степени требованиям к формулировке педагогических понятий и терминов. Рассмотрены основные характеристики эколого-экономической позиции.

4. По результатам констатирующего эксперимента дан анализ состояния эколого-экономического образования учащихся средней школы. Установлено отставание эколого-экономической грамотности перечисленных категорий респондентов от современных требований, отсутствие у них достоверных знаний в этой сфере, несформированность эколого-экономического мышления.

5. Доказана эффективность разработанных нами форм осуществления деятельностного подхода, представляющих совокупность технологических системных форм образования и методико-технологических цепочек: проблемные задания — методы коллективных расчетов — деловые игры — исследовательские задания — экологические экскурсии и тропы.

Наше исследование, проведенное в рамках формирования эколого-экономической позиции учащихся в системе среднего школьного образования, является частью реализации общей проблемы непрерывного экологоэкономического образования и может быть продолжено на разных уровнях педагогического поиска.

Процесс эколого-экономического образования, являясь инновационным образовательным процессом, требует глубокой и разносторонней разработки в педагогической науке, практике и смежных областях экознания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. M.А. Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана. — Махачкала, 1986. — 173с.
  2. М.Б. Проблемы подготовки школьников к предпринимательской деятельности // Формирование предприимчивости дагестанских школьников: Проблемы, поиски, перспективы. Махачкала, 1995. — С. 55−56.
  3. Г. М. Концепция устойчивого развития и стабилизации эколого-экономической обстановки республики Дагестан: Монография. Махачкала, Изд-во ИПЦ ДГУ, 1999. — 101с.
  4. Г. М., Дибирова З. Ю. Экономические соблазны и экологический прогноз дилемма Каспия // Материалы IV Ассамблеи Ассоциаций университетов Прикаспийских государств. — Махачкала, ИПЦ ДГУ, 1999. — С. 164−165.
  5. В. Экономика для школьников // Рос. экон. журн. 1994. -№ 2. Гл. 3−4.-С. 99−108.
  6. А.И. Предпринимательство: Проблемы собственности и культуры. -М.: Наука, 1991.
  7. И.Н. Экономика и школа // Сов. педагогика. 1990. — № 6.- С. 45−49.
  8. .Ш. Преемственность в формировании экологической культуры у детей шести восьми лет // Дис. канд. пед. наук — М., 1993. — 138с.
  9. C.B. Формирование предпринимательских способностей у школьников // Формирование предприимчивости дагестанских школьников: Проблемы, поиски, перспективы. Махачкала, 1995.- С. 35−38.
  10. Дж. Экология и науки об окружающей среде. Л., 1985.165с.
  11. Е.А. Социальный статус и активность личности. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 287с.
  12. Р.Г. Социальная активность личности: Нравственные намерения // Этическая мысль: Науч. -публицист, чтения. М.: Политиздат, 1998.-С. 118−135.
  13. Т.И. Социально-психологические черты российского предпринимательства, вторая половина XIX начало XX вв.: Дис.. канд. психол. наук. — М., 1993. — 145с.
  14. Р.Б. Из опыта работы по организации предпринимательской деятельности // Формирование предприимчивости дагестанских школьников: Проблемы, поиски, перспективы. Махачкала, 1995.- С. 48−53.
  15. П.Р. Политехническая подготовка молодежи в условиях рынка труда // Учащаяся молодежь и рынок. Зелена-Гура — М., 1994.- С 37−41.
  16. П.Афанасьев В. Малый бизнес: Проблемы становления // Рос. экон. журн, — 1993.-№ 2.-С. 12−14.
  17. A.C. Социальные проблемы экологии и современность М.: Высшая школа, 1978. -310с.
  18. Аристотель. Сочинения: В 4 т./ АН СССР. Инс-т философии. Философское наследие М., 1983. Т.4.-221с.
  19. В. Предпринимательство дело новое или хорошо забытое // Предприниматель. — 1992.- № 1−2.-С. 24−28.
  20. Д. Самоуправление в ученической производственной бригаде как средство подготовки школьников к организаторской деятельности: Дис.. канд. пед. наук. М., 1991. — 195с.
  21. В.И., Согомонов Ю. В. Этика предпринимательства // Вестник РАН.- 1993. Т. 63. № п.- С. 81−87.
  22. С.С. Имидж предпринимателя у педагогов и учащихся // Со-цис. 1993. — № 2.- С. 8−13.
  23. В.Ф. Современный капитализм и природа: экономический аспект экологического кризиса. М.: Мысль, 1986. — 222с.
  24. В.Д. Природа и античное общество // Античная археология. -М.: Наука, 1985. 280с.
  25. А. Образование и экономика: Письмо в редакцию // Экономические науки. 1991. — № 7.- С.4−11
  26. А.Г. Молодежь и рынок // Социс. 1993. — № 11.- С Л 6−19.
  27. В. Нужны ли юные менеджеры: Экономическое воспитание школьников // Учит, газета. 1994. 27 дек.
  28. М.Б. Программа для основной школы. IV вариант М.: Просвещение, 1993 — с. 122−143.
  29. А. Нобелевские уроки: Из истории предпринимательства // Наука и жизнь. 1993. -№ 7.- С. 8−11.
  30. А. О роли предпринимательской деятельности в улучшении экологической обстановки // Рос. экон. журн. 1993.- № 7- С.55−57.
  31. П.П. Трудовая школа // Избр. пед. и психолог, соч.: В 2-х т.-М.: АПН СССР, 1979. Т.1. 345с.
  32. В.П. Феномен предпринимательства: Подходы, критерии, механизмы: Дис.. канд. эконом, наук 08.00.01. —М., 1995. 143с.
  33. A.B. Бизнес и дети // Педагогика. 1993. — № 6.- С.91−97.
  34. В. Школьные кружки школьная коммерция // Нар. образование.- 1991.-№ 10. С. 15.
  35. З.А. Экономическое воспитание старшеклассников в процессе профессиональной подготовки: Дис.. канд.пед.наук. -М., 1987. 218 с.
  36. Д.В. Экономика в человеческом измерении: Очерки-размышления. М.: Политиздат, 1988. — 384с. ?
  37. Е.Д. Социально-педагогические условия реализации воспитательных возможностей трудовой деятельности: Дис.. д-ра пед. наук. Казань, 1990. -408с.
  38. С. Между иллюзией и реальностью (Российская молодежь и перспективы предпринимательства) // Бизнес. 1993. — № 5−6. — С.8.
  39. A.A. Деловая игра как модель профессиональной деятельности // Активные методы обучения и деловые игры. Новосибирск, 1981. 85с.
  40. В.И. Труды по истории науки в Росси. М.: Наука, 1988. -467с.
  41. С.И. Педагогические основы формирования у школьников готовности к принятию решения о профессиональном выборе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1997. 388с.
  42. Е. «Кодекс чести бизнесмена». К итогам международной конференции «Деловая этика в новой России». Москва // Деловой мир. 1993. 21 авг.-С. 12.
  43. Г. А. Педагогические условия обучения старшеклассников управленческой деятельности в процессе трудовой подготовки: Дис.. канд. пед. наук М., 1994. — 197с.
  44. В.В. Педагогические основы внутришкольного управления как фактор профессионального самоопределения учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1996. — 178с.
  45. .З. Экономика «работает» на педагогику // Нар. образование. 1991.-№ 2.- С.24−31.
  46. O.A. Формирование нравственно-экономических отношений учащихся в школьном малом предприятии: Дис.. канд. пед. наук. М., 1992.- 203с.
  47. Г. М. Становление и основные тенденции развития системы подготовки к труду у учащихся Дагестана: Дис.. кан. пед. наук. М., 1994. -167с.
  48. А.П. Предприимчивость истоки и сущность // Формирование предприимчивости дагестанских школьников: Проблемы, поиски, перспективы. Махачкала, 1995. — С. 16−20.
  49. Э.В., Бобылев С. Н., Новоселов A.JL, Чепурных Н. В. Экология и экономика природопользования. М.: Закон и право, 1998. — 238с.
  50. A.A. Программа курса «Основы рыночной экономики и маркетинга» // География в школе. 1993. — № 1. — С. 35.
  51. A.A., Струкова Е. Б. Экономика природопользования. М.: Аспект пресс., 1995.- 56с.
  52. Л.Н. Социально-педагогические условия организации школьного кооператива: Дис.. кан. пед. наук. Красноярск, 1993.-148с.
  53. Н.И. Формирование готовности старшеклассников к предпринимательской деятельности: Автореф. дис.. кан. пед. наук. М., 1994.-177с.
  54. А. Екологща и политика. Белград, 1982. — 45с.
  55. Г. А. Формирование у старшеклассников опыта производственных отношений в условиях взаимодействия школы и предприятия: Дис.. кан. пед. наук. М., 1990. — 259с.
  56. Г. А., Шмелев А. Г. Диагностика менеджерского стиля с помощью компьютерной игры и тест-опросника // Вестник МГУ. Психология. 19с.
  57. Г. А. Западноевропейские «зеленые» и концепция экологически устойчивого развития // Педаг. Образование. М.: Прометей, МПГУ, 1993.-№ 7. С.13−16.
  58. С.Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и психология. — Ростов н/Д: Феникс, 1996. 473с.
  59. Л. Экология и кризис. М.: Просвещение, 1989. С. 14−15.
  60. Деловая игра «Фондовая биржа» // Школа и производство. 1994. — № 2.-С. 19−26.
  61. И.Ф. Школа в условиях рынка // Социс. 1994. — № 3. — С. 92−94.
  62. O.K., Лось В. А. Экология и устойчивое развитие: учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1997. — 224с.
  63. А.Л. Методические основы экономической подготовки девятиклассников как средство их профессионального самоопределения: Автореф. дис.кан.пед.наук. (15. 00.02.) -М., 1995. 28с.
  64. Дудченко. Этика предпринимательства // Кадры. 1993. — № 11. — С. 1720.
  65. ДжорЬуЬиЬ) И^езе и институцще. Белград, 1972. — 118с.
  66. Г. М. Предпринимательство для всех: Экономика школьникам.-М., 1994. -С.87−123.
  67. Т.В. Подготовка старшеклассников к предпринимательской деятельности в условиях общеобразовательной школы: Автореф. дис.. канд.пед.наук. Чебоксары, 1997. — 22с.
  68. В., Епишин Е. Вторая программа экологического всеобуча. Человек и природа. 1988. — № 6.- 21 — 23с.
  69. А.Л., Поздняков В. П., Тугарева Е. В. Взгляд российских предпринимателей на состояние взаимоотношений с государственными структурами // Актуальные проблемы социальной психологии. Кострома, 1992. Ч.Ш. С.24−25.
  70. А.Л., Поздняков В. П. Социально-психологические трудности становления малого бизнеса в России: (Анализ группового мнения предпринимателей) // Психологический журнал.- 1993.Т. 14.- № 6 С.23−34.
  71. И.Е., ЗозулюкА.Б. Феномен риска и его современные экономико-психологические интерпретации // Психологический журнал.-1994.Т.15. № 2 — С.18−21.
  72. Закон СССР «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» // Предприниматель. 1992.-С.З-5.
  73. Захаров. Предпринимательство и этика // Свободная мысль. 1992. -№ 17.-С. 51−60.
  74. А.Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе: теоретические основы и пути реализации // Дис. док.пед.наук. М. 1985. — 380с.
  75. А.Н., Рыжаков В. Н. Научно-методическая концепция курса естествознания «Природа и человек» // Биология в школе. 1990. — № 4 — С.26−31.
  76. И.Д. Экология в школьном обучении: новый аспект образования. М.: Знание. 1980. — 96с.
  77. И.Д., Суравегина И. Т. Организация экологического образования в школе. М.: Проблемный совет по экологическому образованию АПН СССР, 1990. — 234с.
  78. Д.З. Отношение школьников к предпринимательской деятельности // Формирование предприимчивости дагестанских школьников: Проблемы, поиски, перспективы. Махачкала, 1995. — С.31−35.
  79. Е.М. Знакомим школьников и дошкольников с миром животных. -М.: Просвещение, 1988.
  80. A.B. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 200с.
  81. Р.Н. Педагогические основы подготовки будущих учителей к использованию идей народной педагогики в формировании трудового образа жизни сельских школьников: На материале Республики Дагестан: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1995. 27с.
  82. Ш. И., Вилков Е. В. и др. Экологическое образование на уроках биологии и во внеклассной работе. Махачкала, 1992. — 96с.
  83. Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 1998.- 192с.
  84. А.П. Школьнику о рыночной экономике. Учебное пособие для старшеклассников. М.: Общество «Знание» — ТОО «Интелтех» — 000. «Менеджер», 1995.- 206с.
  85. В.Д. Экономика и бизнес: Теория и практика предпринимательства. М., 1993.-462с.
  86. С.Х. Концепция современного естествознания. М.: Культура и спорт, 1997. — 419с.
  87. Ю.Д. Нормативные критерии оценки делового поведения личности: Научн. докл. высш. школы // Философские науки. 1982. — № 1 -С.23−34.
  88. Е. Фигура предпринимателя в рыночной экономике// Рос. экон. журн.- 1995. № 3. — С. 76.
  89. С.И. Предпринимательство: Сущность, директивы и перспективы // Предприниматель. 1992. — № 3.- С.34−37.
  90. Е.А., Пасечник В. В., Сидорин А. П. Экология 9 класс. М.: Дрофа, 1995.-239с.
  91. З.А. Природоведение: учебник для 4 класса средней школы. -М.: Просвещение, 1993. 158с.
  92. В.Н. Программа по экологии для средних школ. М.: Просвещение, 1998.-31с.
  93. Ю.В. Развитие и регулирование предпринимательства в области малого и среднего бизнеса // Вести С.П. У. Сер.5. Экономика. — 1992. -Вып. 3. — С. 132−135.
  94. Н.В. Формирование активности и предприимчивости у подростков в системе деловых игр.: Дис.. канд.пед.наук. М., 1996. — 213с.
  95. И.Ф., Воронов Ю. В. Охрана окружающей среды. — М.: Строй-издат, 1988.- 143с.
  96. И.В. Бизнес план основа успеха. — М.: Машиностроение, 1992.- 78с.
  97. А.Д. Формы и методы передачи мастерства в художественных промыслах Кубачей // Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах: Сборник. М., 1990. — С.39−48.
  98. P.M. Легенды и факты. Махачкала, 1963. — 262с.
  99. З.М. Воспитание детей и молодежи на традициях народной педагогики: Методические рекомендации. Махачкала, 1989. — 81с.
  100. A.C. // Пед.соч.: В 7 т.-М., 1958. Т. 7. — 588с.
  101. A.C. Трудовое воспитание. Минск, 1977. — С. 256.
  102. Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988. — 144с.
  103. Т.С. Проблемы экономического образования в учебных заведениях Республики Дагестан // Формирование предприимчивости дагестанских школьников: Проблемы, поиски, перспективы. Махачкала, 1995. — С. 2024.
  104. К., Энгельс Ф. Соч. Тт. З, 6, 23.
  105. К., Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. ПСС. Т.20 369с.
  106. Д. Ж. Социальная экология. М.: Восточный университет -Союз, 1996.-408 с.
  107. A.B., Пашканг К. В. Охрана природы (факультативный курс). М.: Просвещение, 1990. — 127с.
  108. М.А., Абдуллаев М. А. Каяев А.: Очерк жизни и творчества. Махачкала: Дагиздат, 1993. — 415с.
  109. Д. Пределы роста. М.: Наука, 1972. — 239с.
  110. М.И., Розин М. В. Формирование позитивного образа предпринимателя в общественном сознании // Вопросы психологии. 1993. — № 1.-С.13−18.
  111. М., Пестель Э. Человечество у поворотного пункта. М.: Мысль, 1974. — 186с.
  112. ИЗ. Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала: Дагуч-педгиз, 1986.-121с.
  113. Л.П. Формирование базисных деловых качеств у старшеклассников: Дис.. канд. пед. наук. Красноярск, 1995.
  114. Н.В. Формирование экономического мышления старшеклассников в процессе учебного и производительного труда: Дис.. канд.пед.наук. Минск, 1991. — 173с.
  115. A.B. Развернутая программа курса «Основы предпринимательской деятельности», 1999.-Зс. Internet.
  116. A.B. Развернутая программа курса «Основы экономики и бизнеса» с методологическими рекомендациями для преподавателя, 1999. Зс. Internet.
  117. A.B. Развернутая программа курса «Начало экономики» с металогическими рекомендациями для преподавателя, 1999. 2с. Internet
  118. A.B. К познанию рыночной экономики через игру: Об экономическом образовании школьников // Школа и производство. — 1991. — № 6. -С. 79−81.
  119. A.B. Основы экономики и бизнеса: Методическое пособие для преподавателей. Ижевск, 1993. — 75с.
  120. Н.В. Воспитательные возможности кооперативов школьников. Дис.. канд. пед. наук. М., 1992.-156с.
  121. А.И. Программа для основной школы. III вариант.- М.: Просвещение 1993. -с.105−122.
  122. А.И., Макеева З. А. Внеклассная работа по биологии. М.: Просвещение, 1980. — 56с.
  123. С.И. Словарь русского языка М.: Русский язык, 1990. -924с.
  124. Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации. Постановление № 4/1−6 от 30.03.94 г. МО РФ и Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ // Ди-дакт, 1996. № 2. С.10−12.
  125. Ю.Н. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес. М.: Гуманитарное знание, 1992. — 434с.
  126. Основы теории предпринимательской деятельности (Школа менеджмента) // Бизнес. 1993. — № 5−6. — 35с.
  127. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес // Под ред. Ю. М. Осипова. М.: Ассоциация «Гуманитарное знание», 1992. — 432с.
  128. От соперничества к сотрудничеству: Практическое руководство по активным методикам в экологическом образовании // Под рук. Д. Л. Медоуза. Пер. с англ., М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 1999. — 237с.
  129. В.А. Дидактические основы экологизации содержания образовательного процесса в школе // Автореф. канд. дисс. Ростов н/Д., 1996. — 23с.
  130. Г. Н. Эстетика участка дошкольного учреждения. М.: Просвещение, 1988.
  131. В.М. Программа по биологии для основной школы. II вариант. М.: Просвещение, 1993. — с.80−105.
  132. E.H. Природно-биологические факторы социальной активности личности (Филос. анализ): Дис.. канд. филос. наук.: 09.00.11. Саранск, 1966. — 175 с.
  133. И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. — 492с.
  134. Ю.В., Мисько О. Н. Введение в бизнес (практическое пособие для предпринимателей). Л.: Изд-во «Северо-Запад», 1991. — 303с.
  135. В.Д., Экономика плюс педагогика: Очерки об экономическом воспитании молодежи. -М., 1986. -288с.
  136. Т.Л., Меньшикова О. И. Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях. М.: Просвещение, 1993. — 96с.
  137. Г. В. Диалектика взаимодействия общества и природы М.: МГУ, 1989−178с.
  138. Предпринимательство как особый вид деятельности // Социс. 1994. -№ 2. — С.15−25.
  139. A.A. Формирование экономических ориентации старшеклассников.: Дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 1995. — 163с.
  140. A.C. Специализированный тренинг «Предприниматель»: Методологические разработки социально-психологического тренинга. М., 1993.-80с.
  141. A.C., Соколов Я. В. Основы рыночной экономики. Пособие по курсу «Граждановедение» для учащихся 7−9 классов, их родителей и учителей. М.: Научно-внедренческий Центр «Гражданин», 1996. — 96с.
  142. С.Н. Модели предпринимательскго поведения и механизм их реализации: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.01. СПб., 1996. — 168с.
  143. Г. В. Оптимизация отношений общества к природе и некоторые вопросы формирования экологического сознания // Вест. МГУ, 1986. № 1,-Серия 6.-86с.
  144. JI. Общая экономия. Служебный лист. Белград, 1972. -С.25−32.
  145. Проблемы экономического и экологического образования. // Высшее образование в Европе. № 4. 1990. С.43−51.
  146. И.Н. Программа для основной школы. I вариант. М.: Просвещение, 1993. — С.37−80.
  147. М. Учить или зарабатывать: (Школа и рынок) //Нар образование. 1993.- № 4.- С. 22.
  148. .А., Прутченков A.C. Программы «Введение в экономику» и «Основы экономики и предпринимательства» // Рос. экон. журн. — 1992. № 9. -С. 126.
  149. .А. Основы экономики и предпринимательства: учебное пособие для общеобразовательных школ, гимназий, коледжей. — М.: АО // Эрудит Юнити, 1992. — 120с.
  150. А.И. Философская азбука бизнеса // Вопр. филос. 1991. — № 2.-С. 25.
  151. М.Б. Воспитание предприимчивости детей в сочетании научной и народной педагогики Дагестана // Народная педагогика воспитания детей, подростков и молодежи: Сборник Екатеринбург, 1993. Часть 1. — 85с.
  152. М.Б. Формирование социально-экономической активности школьников в условиях взаимодействия школы и производства. Махачкала, 1996. — 104с.
  153. Рентабельна ли нравственность предпринимательской деятельности // Предприниматель. 1992. -№ 1,2.
  154. В. И коммерция и воспитание // Нар. образование. 1991. -№ 2.-С. 10.
  155. Г. А. Экономическая деятельность сельских школьников в процессе производительного труда как средство их подготовки к новым условиям хозяйствования: Дис.. канд.пед.наук. -М., 1996. 188с.
  156. В. Экономика наука жизненная // Нар. образования. -1979.-№ 10.-С.16−19.
  157. Ф. Основы теории предпринимательской деятельности и комплексный подход к ее реализации // Бизнес. 1993. — № 5−6. — С.16−17.
  158. Н.П. Теория и практика подготовки будущего учителя к осуществлению эколого-экономического образования школьников. Автореф. Дисс. доктора педаг. наук. М., 1998. — 31с.
  159. К.А. Психологические особенности экономического мышления старших школьников: Дис.. канд. псих. наук. Ташкент, 1991. — 176с.
  160. Сен-Марк Ф. Социализация природы. М.: Прогресс, 1997. — 431с.
  161. Сей Ж. Б. Трактат политической экономики. М., 1986.
  162. Н.Г. Экологическая безопасность: уроки «третьего мира» // Мировая экон. и междунар. отношения. 1994. № 1 — С. 123−133.
  163. А.Г. Интеллектуальный потенциал развивающихся стран. -М.: Наука, 1984. -233с.
  164. В.А. Социальная активность советских рабочих. -М.: Политиздат, 1979. -207с.
  165. A.M. Краткая энциклопедия бизнеса и предпринимательства. -М., 1993.-189с.
  166. A.A. Подготовка будущего учителя к осуществлению нравственного аспекта экологического образования школьников. Алма-Ата: Просвещение, 1988.
  167. Г. В., Радионов А. И. Экология. М.: Высшая школа, 1988.- 168с.
  168. М.Н. Освободившиеся страны и создание национальных кадров // Советская педагогика. 1986. № 4 С. 127.
  169. Сей Ж.-Б. Трактат политической экономики. М., 1986. — 235с.
  170. С. Организации и порядок в живых системах // Диалектика. Белград, 1966. № 1. С. 112−124.
  171. С. Оквариум жизни. Белград, 1982. — С.213.
  172. С. Экология животных.- Белград, 1962.
  173. A.A. Развернутая программа-конспект курса «Теория и практика менеджмента».
  174. Н.В. Психологическая структура и типы реализации инициативности личности предпринимателя.: Дис. .канд. психол. наук. М., 1995.-187с.
  175. Э.А. Экологическое образование и воспитание учащихся в процессе обучения физике. -М.: Просвещение. 1988. 126с.
  176. А.Д. Общенаучные подходы к природной среде. // Горизонты экологического знания. М.: 1986. — С.57−66.
  177. К.Д. Воспоминания об обучении в Новгород-Северской гимназии // Педаг. сочинения: 6 т. T. l/Сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988. — С. 309−316.
  178. Фаткин JL, Петросян Д. Педагог для бизнесмена: (Проблемы формирования преподавательских кадров для обучения бизнеса) // Бизнес. 1994. -№ 7−8. — С.48−56.
  179. Федеральный закон об экологической экспертизе // Российская газета. -30 ноября 1995.-С.З-5.
  180. Феномен риска и его современная экономико-психологическая интерпретация: (Психология предпринимательской деятельности) // Воспитание школьников. 1994. — № 1. — СЗ2−35.
  181. Э.Н., Яковлев И. Г. О социальных аспектах предпринимательства (Концептуальное введение в проблему) // Социс.- 1993. № 1.- С.24−32.
  182. Г., Рокфеллер Д. Тема их рассуждений бизнес и нравственность // Бизнес. — 1993. — № 2. — С.13−17.
  183. В.П. В царстве стихий и качеств. // Природа. 1997. № 2. — С. 99−107.
  184. Д.Е., Малкин В. И. Активность личности студента: (Аксиологическая концепция в комплексном социологическом исследовании). М.: Универсум, 1994.- 383с.
  185. К.И. Педагогические проблемы развития самостоятельности подростков в условиях рыночной экономики: (На материале школ Дагестана): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1996. — 24с.
  186. М.Х. Менеджмент в школе // Советская педагогика. 1991. -№ 11.-С. 15−23.
  187. М.Х. Взаимодействие производства и школы в трудовом становлении учащихся. Махачкала: Дагучпедгиз, 1991. — 94с.
  188. Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха // Предприниматель и предпринимательство / Общ.ред. B.C. Загашвили. -М: Прогресс, 1991. Вып.1. 160с.
  189. С. Сможет ли старшеклассник стать предпринимателем? // Педагогика.- 1992.-№ 5, 6.
  190. А. Курс предпринимательства: Перевод с англ. М., 1993. -347с.
  191. С.С. Формирование экологического мышления // Вест, высшей шк, — 1988.№ 11.-С.34−37.
  192. С.С. Проблемы охраны среды в деятельности ООН. М.: Прогресс, 1984. — 235с.
  193. А.Г. и др. Программа для основной школы на базе курса естествознания. М.: Просвещение, 1993 — С. 143−155.
  194. O.K., Сагидов Ю. Н. и др. Дагестан на пути в будущее: Социально-экономические преобразования. Махачкала, 1996. — 175с.
  195. O.K. Использование национальных традиций в экономическом воспитании молодежи // Сборник молодежи Дагестана. Махачкала. СЭИ ДНЦРАН, 1997. — С.26−30.
  196. В.Н. Формирование нравственной позиции у старших подростков в полиэтнической среде (На материале Республики Дагестан) // Дис.. канд. пед. наук. 13.00.01. Общая педагогика. — Махачкала, 1999. — 174с.
  197. В.В. Международное сотрудничество в области экологического образования // Советская педагогика. 1989. № 2. — С. 17.
  198. Н.М., Былова A.M. Экология. М.: Просвещение, 1988. -264с.
  199. Н.М. Содержание и принципы экологического образования в педвузе // Педаг. образование. 1993. № 7. — С.3−17.
  200. Н.В. Становление предприимчивости у старшеклассников как качества личности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1995.
  201. М. Программы курсов «Введение в экономику» и «Основы экономики»: (Средняя школа) // Рос. экон. журн. 1993. — № 11.
  202. Т.К. Роль экологического воспитания в формировании гражданской позиции специалиста с высшим образованием // Канд. дисс. М., 1988. — 179с.
  203. Шах-Саид JI. Глядя на проблему двумя глазами: (О народных промыслах Дагестана) // Дагестанская правда. 1992. 30 июля.
  204. Д.М. Технология обучения основам предпринимательства // Педагогика, 1996. № 3. С. 43−53.
  205. X. На охране природы нельзя экономить (Из опыта сотрудничества Запада со странами «третьего мира» в преодолении экологического кризиса) // Деловой мир. 7мая 1992. — С.4.
  206. В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. М., 1992. -236с.
  207. С.Е. Педагогические и экономические основы взаимоотношений школы и предприятия при организации производственного труда учащихся: Дис.. канд. пед. наук. М., 1991. — 165с.
  208. Школа для. выпускников: (Подготовка студентов к предпринимательской деятельности) // Экономика и жизнь. 1991.- № 4. — С.34−39.
  209. З.А. Формирование социальной активности личности в новых социально-экономических условиях: Дис.. канд. пед. наук, спец.13.00.03. -М., 1994.- 126с.
  210. С.К., Алиев Д. Р. Экология и предпринимательская деятельность в обществе. Махачкала, 1996. — 98с.
  211. В.М. Теоретические и методические проблемы становления предпринимательства: Дис.. д-ра экон. наук. 08.00.01. -М., 1994.- 300с.
  212. З.Я. Обычаи и традиции народов Махачкала, 1995. — 77с.
  213. А.В., Эдберг Р. Трудный путь к воскресению М.: Прогресс, 1988.
  214. А.В. Я всю жизнь занимался охраной природы // Дидакт. 1996. № 2. С.26−28.219.1овановиЬ, Ведрина Д. Теория культуры 1970. — С.202.
  215. С.О. Природного комплексности друштвенога. «Марксизам у свету» Београд, 1987. № 5−6. С. 107−110.
  216. The New Encyclopidia Britannica. 197c.
Заполнить форму текущей работой