Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия развития экологической культуры у студентов дошкольного отделения в системе среднего специального педагогического образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Потребность подготовки специалистов, способных осуществлять экологическое воспитание дошкольников, создала необходимость разработки нового курса — «Методики экологического воспитания детей дошкольного возраста (с основами экологии)», выполняющего интегрированную, системообразующую функции формирования адекватных представлений о природе и развития экологической культуры как качества личности… Читать ещё >

Содержание

  • Гл. 1 Экологическая культура будущего воспитателя как педагогическая проблема
  • 1. Экологическая культура педагога: состояние, структура, особенности формирования ."
  • 2. Место экологического образования в системе профессиональной подготовки воспитателя дошкольного учреждения
  • 3. Педагогические условия развития экологической культуры у студентов педагогического колледжа
  • Гл. 2. Экспериментальная проверка педагогических условий развития экологической культуры у будущих воспитателей дошкольного образовательного учреждения
  • 1. Состояние экологической культуры у студентов педагогического колледжа.<
  • 2. Содержание экологического образования как фактора развития экологической культуры студентов педагогического колледжа
  • 3. Построение учебно-воспитательного процесса развития экологической культуры у будущих специалистов дощкольного образовательного учреждения
  • 4. Эффективность комплекса педагогических условий развития экологической культуры у студентов педагогического колледжа
  • Выводы

Педагогические условия развития экологической культуры у студентов дошкольного отделения в системе среднего специального педагогического образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

исследования обусловлена тем, что современное общество характеризуется осознанием необходимости сохранения и оздоровления окружающей среды, кризисное состояние которой вызывает сегодня большую тревогу. Выход из кризиса предполагает самые решительные социальные, экономические, политические меры со стороны общества, существенную перестройку духовно-практического отношения людей к природе, т. е. формирование экологической культуры, основанной на общечеловеческих ценностях.

Решение этой проблемы требует качественных изменений во всех звеньях системы образования и воспитания детей и молодежи, прежде всего, затрагивает личность педагога, воспитателя, взрослого вообще, т.к. именно от его экологической культуры во многом зависит способность подрастающего поколения отказаться от позиции вседозволенности в отношении с природой.

В условиях катастрофического ухудшения состояния окружающей среды, проблемы экологии, а также экологического образования привлекают внимание мировой общественности, экологов, ученых, разных областей знаний, педагогов. Экологизация образования и воспитания подрастающего поколения является сравнительно новым направлением в педагогике, однако, оно интенсивно развивается и за ним большое будущее. Вопросы образования в области окружающей среды входят в программу ЮНЕСКО «Человек и биосфера», программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП), обсуждались на международных форумах (Тбилиси 1977, Москва 1987, 1990, Рио-де-Женейро 1992), научно-практических конференциях (Ярославль 1990, Красноярск 1991, Москва 1995, 1997, Санкт-Петербург 1996 и др.). Так на конференции ООН по окружающей среде, проведенной в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года, была определена в качестве одной из приоритетных задач — формирование экологической культуры, включающей такое целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека, следствием которого станет развитие чувства личнои ответственности за состояние природы, стремление к активной природоохранной деятельности.

В современной философской, педагогической и специальной научной литературе нашли свое отражение основополагающие идеи взаимодействия общества, человека и природы, проблемы формирования экологической культуры, а также различные аспекты экологического образования и воспитания.

Большое значение в теоретическом плане имеют работы, великого русского ученого В. И. Вернадского, который одним из первых увидел опасность неконтролируемой деятельности общества в преобразовании природы, все возрастающую угрозу масштабов и интенсивности этой деятельности. Он же наметил основные направления превращения стихийных процессов в преобразовании природы в процессы, организованные и соответствующие принципам гуманизма, обосновывая глобальную тенденцию перехода из биосферы в ноосферу.

В исследовании педагогического феномена экологической культуры представляется возможным выделить два главных аспекта: социально-философский (на уровне общечеловеческой культуры) и педагогический (на уровне индивида личности).

В социально-философской литературе экологическая культура трактуется как социальное явление, как одна из важнейших характеристик культуры обще ства и самого общества. Это работы Н. Ф. Реймерса, В. В. Гирусова, М. С. Когана, Н. Н. Моисеева, Н. М. Мамедова, Н. Н. Назарчук, А. П. Скрипки, рассматривающие культуру объективно, как результаты человеческой деятельности в сфере материального и духовного производства.

В педагогической литературе экологическая культура рассматривается, как качественная характеристика общей культуры личности педагога, его сознания, деятельности и поведения. (Б.Т.Лихачев, Н. С. Дежникова, И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина, С. Н. Глазачев, А.Н.Захлебный).

Вопросы становления профессиональной экологической культуры учителя, его экологической подготовки в ВУЗе к экологическому образованию и воспитанию школьников, занимают основное место в исследованиях И. Ф. Исаева, И. П. Сафронова, В. В. Серикова, Л. В. Легостаевой, В. В. Антоновой, В. А. Сластенина, Л. В. Романенко, Н. В. Гнилуша.

Определение структурных элементов экологической культуры, как целостной системы, через которые происходит ее формирование дано в работах Ф. И. Гиренок, Ф. Я. Полинчак, Г. В. Платонова, И. П. Сафронова, С. Д. Дерябо, В. А. Ясвина и др. Эта система включает следующие элементы: экологические отношения, экологическое сознание (мышление) и экологическую деятельность. Структурные компоненты экологической культуры рассматриваются авторами, как на уровне общества, так и на уровне личности, которые весьма различаются между собой, показывая как сложно и неоднозначно данное понятие.

Таким образом, более пристальное внимание педагогической наукой уделяется вопросам формирования экологической культуры у будущих учителей. Вопросы же развития экологической культуры у будущих воспитателей дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и их подготовки к осуществлению экологического воспитания дошкольников практически еще не изучены специалистами.

Экологическая культура личности учителя начальной, общеобразователь ной школы и воспитателя ДОУ имеют как общие черты, так и различия. Их объединяет то, что оба они педагоги, которые должны, прежде всего, любить детей и свою профессию, а так же владеть определенными экологическими знаниями, практическими умениями и навыками экологической деятельности, иметь эмоциональную восприимчивость и отзывчивость на природное окружение.

Различия состоят в специфики их педагогической деятельности. Школьник, от ребенка дошкольника отличается более высоким уровнем физического, психического и умственного развития. Это выдвигает в педпроцессе школы на первое место обучение — как процесс формирования способов деятельности, на второе — развитие сущностных, внутренних, универсальных свойств личности, на третье — воспитание как процесс формирования отношения человека к природе, к самому себе, к другим людям. А в ДОУ первое место отводится воспитанию, а затем обучению и развитию. В связи с этим педагоги школы и ДОУ должны владеть разными педагогическими технологиями. В дошкольном детА стве происходит становление начал экологической культуры, в школе и последующих образовательных учреждениях она развивается и становится неотъем-, лемой частью общей культуры личности. Таким образом, дошкольное образовательное учреждение и школа это два разных, хотя и следующих друг за другом звена в системе непрерывного экологического образования. Специалисты, обеспечивающие его, имеют различную профессиональную подготовку и неодинаковый уровень как общей, так и экологической культуры.

Происходящие в настоящее время серьезные перемены в дошкольном воспитании и в обществе в целом требуют качественных изменений в подготовке педагогических кадров, требуют от педагога более высокого уровня профессиональных знаний и умений, их инициативности, самостоятельности в мышлении и творчестве, демократичности, высокой культуры, хорошей подготовки к обучению и воспитанию дошкольников, в частности, к формированию у них экологической культуры.

Это обуславливает необходимость существенного совершенствования подготовки воспитателей в педагогических училищах к осуществлению экологического воспитания детей в ДОУ. Существующий уровень культуры будущих воспитателей пока не соответствует требованиям экологизации процесса обучения и воспитания детей. Причинами этого являются с одной стороны, новизна проблемы экологического воспитания и образования будущего воспитателя в педучилище, с другой стороны — традиционно сложившийся подход в системе среднего специально-педагогического образования, нацеливающий студентов на приобретение узко — профессиональных навыков и умений педагогической деятельности.

Практика показывает, что в настоящее время существует противоречие между объективно возросшими требованиями общества к общекультурным качествам воспитателей ДОУ и уровнем сформированности их экологического сознания и культуры. Отсутствие экологической образованности, экологического мышления, ценностных ориентаций, а главное — слабая подготовленность воспитателя к активной эколого-педагогической деятельности в ДОУ делает мало эффективным и процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Поэтому, несмотря на достижения в области теоретических основ формирования экологической культуры у будущих учителей, мы отмечаем неразработанность вопросов, связанных с определением содержания понятия экологическая культура воспитателя дошкольного учреждения, с выяснением факторов и условий, влияющих на становление экологической культуры личности будущего педагога.

Таким образом актуальность темы исследования обусловлена:

• потребностью в раскрытии сущности структуры содержания экологической культуры воспитателя, являющейся базисом его профессиональной готовности к экологическому воспитанию дошкольников;

• необходимостью разработки методики формирования экологической культуры личности воспитателя, как главного субъекта процесса экологизации сознания ребенка дошкольника.

Объект исследования — экологическая культура студентов в процессе профессиональной подготовки в дошкольном педколледже.

Предмет исследования — педагогические условия развития экологической культуры у студентов — будущих воспитателей дошкольного образовательного учреждения.

Цель исследования — разработка модели педагогического процесса, обеспечивающей формирование экологической культуры у будущих специалистов дошкольного образования. Задачи исследования:

1. Определить сущность и содержание понятия «экологическая культура» применительно к воспитателю дошкольного образовательного учреждения.

2. Определить основные педагогические условия, обеспечивающие успешное развитие экологической культуры у будущих педагогов ДОУ.

3. Установить зависимость развития экологической культуры от профессиональной подготовки студентов педколледжей.

Гипотеза.

Процесс развития экологической культуры у студентов педагогического колледжа и обретение ими профессиональной готовности к осуществлению экологического воспитания детей дошкольного возраста осуществляется наиболее успешно при соблюдении следующих педагогических условий:

— включение в содержание экологического образования студентов знаний по основам экологии и методике экологического воспитания дошкольников;

— создание в учебном заведении эколого-развивающей среды, которая активно используется в процессе профессиональной подготовки студентов;

— построение специальной технологии учебно-воспитательного процесса в педколледже, который обеспечивает интеллектуальную, эмоциональную активизацию студентов и цключает их в экологическую деятельность.

Методологическую основу исследования составляют: учение В. И. Вернадского о ноосфере, философские идеи о взаимодействии с природой как отдельного индивида, так и общества в целом (Н.Ф.Реймерс, Н. Н. Моисеев, Э. В. Гирусов, Н.М.Мамедов), основополагающие психолого-педагогические идеи об экологической культуре, как важнейшем компоненте общечеловеческой культуры личности.

Методы исследования:

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач на различных этапах исследовательской работы был использован комплекс взаимодополняющих друг друга методов исследования:

• теоретический анализ научной литературы по проблемам экологии и экологического образования (аналогия, моделирование, системный подход, анализ нормативных документов, учебных программ, пособий);

• социальное обследование студентов педколледжа;

• эмпирические методы — наблюдение, естественный эксперимент, использование проблемных ситуаций, анкетирование студентов и преподавателей колледжей;

• формирующий эксперимент: разработка и апробация модели учебного процесса, влияющего на развитие экологической культуры у студентов педучилища.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в раскрытии теоретической сущности и содержания «экологической культуры» применительно к воспитателю дошкольного образовательного учрежденияв установлении тесной зависимости состояния и развития экологической культуры студентов от их профессиональной подготовкив разработке педагогических условий развития экологической культуры у будущих специалистов дошкольного образованияв создании модели учебно-воспитательного процесса с учетом привнесения в него экологического содержания.

Практическая значимость состоит в разработке содержания и технологии преподавания программы курса «Методика экологического воспитания детей дошкольного возраста (с основами экологии)», создании модели эколого-развивающей среды педколледжа, в подготовке методических рекомендаций по проведению со студентами различных форм внеучебной деятельности экологического содержания.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается комплексным использованием взаимодополняющих методов, адекватных предмету и задачам исследования, сбором достаточного количества фактического материала, его количественной и качественной обработкой.

Положения, выносимые на защиту:

1. Экологическая культура воспитателя дошкольного образовательного учрежл дения предполагает формирование необходимых специальных экологических знаний, ценностных ориентаций, развитие экологического мышления овладение профессиональными умениями и навыками экологического воспитания детей дошкольного возраста, активное участие в природоохранной деятельности.

2. Экологическая культура будущего воспитателя ДОУ находится в прямой зависимости от профессиональной подготовки его в педагогическом колледже.

3. Эффективность профессиональной подготовки по формированию и развитию экологической культуры у студентов педколледжа связана с соблюдением таких основных педагогических условий:

• включение в содержание экологического образования знаний по экологии и методике экологического воспитания дошкольников;

• создание с участием студентов эколого-развивающей среды в педкол-ледже;

• построение технологии учебно-воспитателного процесса, /включающей эко-лого-познавательный, профессионально-коммуникативный, имитационно-игровой, социально-практический, личностно-ориентированный компоненты/.

ВЫВОДЫ.

1. Формирование экологической культуры личности выделяется современной педагогикой как базовый компонент экологического образования и воспитания, которая определяется как важнейшая социальная задача средне-специального учебного заведения. Экологическая культура личности — одна их основополагающих и стержневых характеристик современного педагога-воспитателя дошкольного образовательного учреждения, которая предполагает формирование необходимых специальных экологических знаний, ценностных ориентаций, развитие экологического мышления, овладение профессиональными умениями и навыками экологического воспитания детей дошкольного возраста, активное участие в природоохранной деятельности.

2. Экологическая культура будущего специалиста ДОУ находится в прямой зависимости от профессиональной подготовки его в педагогическом колледже.

Для эффективной профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа и развития у них экологической культуры необходимо соблюдение следующих педагогических условий:

• включение в содержание экологического образования знаний по экологии и методике экологического воспитания дошкольников;

• создание с участием студентов эколого-развивающей среды в учебном к заведении;

• построение технологии учебно-воспитательного процесса, который обеспечивает интеллектуальную, эмоциональную активизацию студентов и включает их в экологическую деятельность.

3. Потребность подготовки специалистов, способных осуществлять экологическое воспитание дошкольников, создала необходимость разработки нового курса — «Методики экологического воспитания детей дошкольного возраста (с основами экологии)», выполняющего интегрированную, системообразующую функции формирования адекватных представлений о природе и развития экологической культуры как качества личности студентов. Его содержание сочетает в себе материал по основам экологии, раскрывающий ряд фундаментальных понятий данной науки и собственно методику экологического воспитания дошкольников, которая ориентирует воспитателя на новое содержаниеознакомление детей с объектами природы ближайшего окружения во взаимосвязи со средой обитания. А также использование эффективных методов и форм экологической работы с детьми.

4. На основе системного и личностного подходов определена структура и теоретически обоснована модель педагогического процесса в педколледже, обеспечивающего развитие экологической культуры будущего воспитателя. Она представляет собой единство обучения, воспитания и развития, в основу которых положена педагогическая технология, включающая эколого-познавательный, профессионально-коммуникативный, имитационно-игровой, социально-практический, личностно-ориентированный компоненты.

5. Исследование убедительно продемонстрировало, что для развития экологической культуры студентов недостаточно только1 обучения на занятиях. Освоение методики экологического воспитания должно сочетаться со специально спланированной системой внеурочных мероприятий познавательного, развлекательного и социально-практического характера, только в этом случае знания приобретают личностно значимую форму для студентов. к.

6. Результаты экспериментального исследования дают возможность вычленить основные показатели экологической культуры студентов. К ним относятся: экологическая образованность — знание экологии и методики экологического воспитания дошкольников, способность к экологическому мышлению, проявление интереса к экологическим знаниям и деятельности в природекультура деятельности и поведения в природекультура чувств — эмоциональная восприимчивость и отзывчивость на природное окружение, проявление эстетических чувств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Проект Федерального закона «О государственной политике в области экологического образования и просвещения «Комитет Совета Федерации по вопросам науки, культуры, образования. Комитет по социальной политике. Москва, 1997 г.
  2. В.И. Экологическое сознание фактор оптимизации взаимодействия общества и природы: Дис. канд. философ, наук — Киев, 1988.
  3. Ю.Ю. Особенности формирования экологической культуры советской молодежи в современных условиях: Автореф. дис. канд. философ, наук -М., 1990−19с.
  4. Е.В. Формирование личности воспитателя дошкольного учреждения в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис. канд. пед. наукк1. Л., 1991.
  5. Н.В. Экологическое образование студентов педвузов как фактор профессиональной подготовки учителя: Дис. канд. пед. наук М., 1995.
  6. Н.Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с окружающим миром: дис. док. пед. наук. М., 1994.
  7. В.Д. Внеклассная деятельность подростков как фактор формирования их экологической культуры: Автореф. дис.- канд. пед. наук Екатеринбург, 1992 -18с.
  8. H.B. Социально-философский аспект проблемы экологического образования: Автореф. дис. канд. Философ, наук М., 1991 -16с.
  9. Г. В. Экологическое воспитание детей шестого года жизни (на материале ознакомления с птицами): Дис. канд. пед. наук М., 1993.
  10. И.А. Игра как средство формирования осознанного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста: Дис.акад.пед. наук М., 1991.
  11. H.H. Формирование системы знаний о живом организме у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд.пед. наук Л., 1986.
  12. Легостаева J1.B. Подготовка студентов педвуза к решению проблем экологического образования в условиях общеобразовательной школы: Дис. канд.пед. наук Уфа, 1995.
  13. О.Л. Педагогические основы использования ролевых игр в учебно-воспитательном процессе: Дис.канд.пед.наук. Ростов- на-Дону, 1990, — 245с.
  14. Ю.С. Средовой подход в воспитании: Автореф. дис. док. пед. наук-М., 1997 -45с.
  15. H.H. Философско-методологические основы экологического воспитания в современных условиях: Автореф. дис. канд.философ.наук -Львов, 1990.
  16. Д.Ф. Развитие представлений о живой природе у дошкольников: Автореф.дис. канд.псих.наук М., 1991.
  17. В.А. Дидактические основы экологизации содержания образовательного процесса в школе: Дис. канд. пед. наук. Ростов — на -Дону, 1996. -176с.
  18. Е.А. Экологическое отношение-человека к природе, как культурно-историческая проблема: Дис. канд.философ.наук М-, 1985- 175с.
  19. Л.В. Формирование у студентов педвуза готовности к экологическому образованию школьников: Дис. канд. пед. наук Волгоград, 1990−28с.
  20. И.П. Формирование экологической культуры учителя: Дис. канд. пед. наук М., 1991.
  21. А.П. Формирование экологической культуры личности: социально-философский аспект: Дис. канд. философ. наук Киев., 1990−17с.
  22. О.Ю. Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд.псих.наук М., 1994.
  23. М.Н. Нравственное содержание экологической культуры личности (этико-философский аспект): Автореф. дис. канд. философ. наук Мм 1987- 14с.
  24. И.А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста (5−6 лет) системы первоначальных знаний о некоторых существенных зависимостях в растительном мире: Автореф.дис. канд.пед.наук JL, 1975- 17с.
  25. H.H. Экологическая культура общества и личности: Дис. канд. философ, наук Пермь, 1984−198с.
  26. МОНОГРАФИИ. УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
  27. Активные методы обучения в природоохранном образовании / Под ред. Д. Н. Кавтарадзе М: из-во МГУ., 1992−48с.
  28. C.B. Экология: наука и область образования Санкт-Петербург: ГУПМД994-С17−21 .
  29. А.И. Введение в культурологию -М., 1993 243с.
  30. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки М.: Педагогика, 1989−208с.
  31. В.И. Философские мысли натуралиста -М.: Наука, 1988−519с.
  32. В.И. Проблемы биохимии. М., 1980.
  33. Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Экологическое образование: концепции и методические подходы: ред. Мамедова Н. М -М.: «Агенство «Технотрон». 1996 с. 35−41.
  34. Н.Ф. Воспитание нравственного отношения к природе у шестилетних школьников. М., 1992.
  35. МЛ. Партийная учеба и экологическое воспитание М.: Московский рабочий, 1985−189с.
  36. Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера М,: Наука, 1987−180с.
  37. Э. В. Шиокова И.Ю. Экология и культура М.: Знание, 1989−63с.
  38. Глобальная экологическая проблема М.: Мысль, 1988.
  39. С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология -Ростов -на- Дону: Феникс, 1996 с. 296−306 — 418
  40. Л.И. Экологическое воспитание учащихся техникумов. Методические рекомендации для преподавателей техникумов Киев, 1989.
  41. И.Д. Экология в школьном обучении М., 1980.
  42. Как знакомить дошкольников с природой: Под. ред. П. Г. Саморуковой М: Просвещение, 1983. — 207с.
  43. М.С. Философия культуры Санкт-Петербург, 1996 — 69с.
  44. H.H. «Мы» Программа экологического образования детей Азбука экологии Санкт-Петербург, 1996. — 104 с.
  45. А.Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Экологическое знание и сознание: Особенности формирования Новосибирск: Наука, 1987.
  46. Критерии, методы и методика изучения и формирования отношений школьников к природе Ставрополь, Пятигорск, 1988.
  47. И.Д. Экологическая культура: Сущность и проблема формирования. Теория и практика идеологической работы М., 1984 — с. 246−263
  48. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изб. псих, произв. В 2- т., т. 1 с. 94−231
  49. М.В. Детям о природе . Книга для воспитателей детского сада. 2-е издание М.: Просвещение, 1989. — 143 с.
  50. Мамедов Н. М. Культура, Экология, Образование.-М.: РЭФИАЛ996-С.10−11
  51. Э.С. Теория культуры и современная наука: Логико-методический анализ М.: Мысль, 1983 — 284с.
  52. М.М. Уголок природы в детском саду. Книга для воспитателей д/с. 2-е изд. М.: Просвещение, 1989. — 144 с.
  53. В.М. Культура и история М.: Политиздат, 1977 — 197с.
  54. Методические указания к самостоятельной работе студентов по курсу: «Теория и методика природоведческой работы в детском саду» сост. Кондрать-ва H.H., Самарукова П. Г. Санкт-Петербург, 1991.
  55. Методические указания к спецсеминарам по педагогике и методикам для студентов дневного и заочного отделений факультета дошкольного воспитания Л., 1990.
  56. Методические рекомендации по организации и проведению природоохранительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Могилев, 1989.57^ Миронов Д. Д. Содержание образования будущего учителя Казань, 1989.
  57. Т. Жизнь в окружающей среде: М.: Прогресс. Пангея, 1993 т. 1 с. 138−153
  58. H.H. Человек и ноосфера М.: Молодая гвардия, 1990-С.351−352
  59. H.H. Историческое развитие и экологическое образование М.: МН. ЭПУ, 1995 -с. 32−35
  60. С.Н. Охрана окружающей среды и экологическое воспитание студентов М.: Высшая школа, 1989 — 104 с.
  61. . Наука об окружающей среде. Как устроен мир в 2-х т.- М.: Мир, 1993.
  62. В.Б. Управленческие аспекты внедрения нестандартных уроковв образовательный процесс: Мет. реком. Ростов-на-Дону: обл. ИЦУ, 1993−24 с.
  63. С.Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста. Международная академия наук. Экология и безопасность жизнедеятельности М., 1996. — с. 2−21.
  64. С.Н. Предметно-природная среда и ее развивающее воздействие на детей, (рукопись) М., 1995 — 113 с.
  65. С.Н., Табукашвили Т. Г. Методика экологического воспитания детей дошкольного возраста (с основами экологии): Программа педагогического училища (колледжа) МЛ 998. — 34с.
  66. Николаева С. Н. Общение с природой начинается с детства-Пермь, 1992−216 с
  67. С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей -М., 1993. -32 с.
  68. С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников.- М.: Новая школа, 1996 48с.
  69. С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М.: Новая школа, 1995 160с.
  70. О.В., Гусева A.B., Яковенко О. В. Экологическое сознание: сущность и пути становления. Экологическое образование: концепции и методические подходы: ред. Мамедова Н. М.: «Агентство «Технотрон».1996 24−34с.
  71. Ю.П., Никанорова Е. В. Экологический импульс: Проблемы формирования экологической культуры молодежи М.: Молодая гвардия, 1990 — 271с.
  72. Организация экологического образования в школе: под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной М., 1990 — 214с.
  73. Отношение школьников к природе. Педагогическая наука- реформе школы: под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной М.: Педагогика, 1988 — с. 17−20
  74. Г. В. Диалектика взаимодействия общества и природы М.: МГУ, 1989- 191с.
  75. .В. Довузовская экологическая подготовка Ярославль, 1993.
  76. Природопользование. Словарь-справочник ред. Н. Ф. Реймерса М., 1990−295с.
  77. Проблемы формирования современной экологической культуры: под ред. Фирсова Б. М. Вильнюс, 1987- 189с.
  78. Н.Ф. Экология (Теории, Законы, правила, принципы и гипотезы) — М.: Россия молодая, 1994 14с.
  79. Н.С. Культура, ценности и развитие образования: Основания реформы гуманистического образования в высшей школе М., 1992.
  80. Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя. Вопросы теории и практики М.: Педагогика, 1984 — 104с.
  81. Современные подходы к содержанию и организации непрерывного экологического образования. Теория, опыт работы в дошкольных учреждениях и начальной школе, вып 3 С.-Петербург, 1993.
  82. И.Т., Сенкевич В. М. Как учить экологии М.: Просвещение, 1995.-96 с.
  83. Т.Г. Развитие экологической культуры у студентов дошкольного педагогического колледжа в учебном процессе: Методическое пособие для преподавателя. М., 1998 82 с.
  84. Т.Г. Развитие экологической культуры у студентов педагогического колледжа во внеучебной деятельности: Методическое пособие для преподавателя. М., 1998−21 с.
  85. А.Д. Перспективы экологического развития— М.: Наука, 1990 270с.
  86. В.А. Видеоэкология и архитектура. М., 1995
  87. В.Т. Нетрадиционные системы организации учебного процесса. -Ростов-на-Дону, 1994- 17с.89. трейдер Ю. А. Утопия или устроительство (вводная часть). Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности М., 1990 — с. 7−25
  88. С.А. Игры учащихся феномен культуры. — М.: Новая школа, 1995 -с. 62−63, 107
  89. Н.М., Былова A.M. Экология: Учебное пособие для студентов биологической специальности М.: Просвещение, 1988.
  90. Что такое экология: Методическое пособие по экологическому воспитанию и образованию дошкольников Тамбов, 1993.
  91. Экология и новое мышление: Методические рекомендации лекторам -Краснодар, 1990.
  92. Экологическое воспитание дошкольников: под ред. А. М. Федотовой Пермь, 1992. с. 287.
  93. Экологическое образование и воспитание в вузах Северного Кавказа Ростов-на-Дону, 1989.
  94. Экологическое образование: концепции и методические подходы: ред. Ма-медова Н.М.: «Агентство «Технотрон», 1996 с. 11−13.
  95. A.JI. Учение В.И.Вернадского о биосфере и переходе ее в ноосферу (Философские мысли натуралиста) М. 1989 — с. 489−502.
  96. МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ НАУЧНЫХ ТРУДОВ.
  97. М.Д. Подготовка студентов факультета дошкольного воспитания к формированию экологических знаний у детей там же — 5 с.
  98. М.Д. Своеобразие работы по экологическому образованию в дошкольных учреждениях. Экологическое образование детей (тезисы международной конференции) Обинск, 1995 — 11с.
  99. A.M. Ноосферное образование и ноосферная культура. Экологическое образование детей (тезисы международной конференции) Обинск, 1995-с. 13−14
  100. Е.А. Сезонные экскурсии в природу как средство профессиональной подготовки воспитателя детского сада. Образование в области окружающей среды (тезисы III Всесоюзной конференции)-Казань, 1990, т.2−7с.
  101. Д.В. Формирование экологической культуры актуальная задача современности. Экология и культура, (тезисы I Всероссийской научно -практической конференции.) — Красноярск, 1991 — 6с.
  102. Э.В. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы. Философские проблемы глобальной экологии -М., 1983 -с. 105−120
  103. Э.В. От экологического знания к экологическому сознанию. Взаимодействие общества и природы М., 1986 — с. 144−158.
  104. Гирусов Э. В, Природные основы экологической культуры. Экология, культура, образование (материалы конференции) ML, 1989— с. 11−18.
  105. Э.В. Экологическое сознание и особенности его формирования. Природоохранное воспитание и образование М., 1988 — 7с.
  106. С. Н. Анисимов О.С. Педагогические технологии в экологическом образовании: проблемы и подходы. Экологическое образование: концепции и технологии. Сб. научн. трудов, под ред. С. Н. Газачева Волгоград, Перемена 1996-с. 32−108.
  107. С.Н., Сериков В. В. К методологии или построения содержания экологического образования будущего учителя. Система подготовки учителя к экологическому образованию школьников М., 1985 — с. 4−11.
  108. С.Н. Педагогическое образование: Экологический аспект. Экология и образованность (тезисы докладов II Международной конференции) — Петрозаводск, 1994 с. 3−4.
  109. С.Н. Экологическая культура и коэволюционная концепция. Педагогические технологии в образовании детей (дополнения к тезисам международной конференции Ас.Эк.О.) Санкт- Петербург, 1996 -с. 3−4.
  110. H.H., Ашурокова Е. Р. Педагогические технологии в экологическом образовании дошкольников. Педагогические технологии в экологическом образовании детей, (тезисы пятой международной конференции Ас.Эк.О.) Санкт-Петербург, !996 56с.
  111. В.П., Игумнова Е. А. Проблемы формирования экологической культуры будущих педагогов в системе многоуровнего образования в педагогическом институте. Экологическое образование детей, (тезисы международной конференции) Обинск, 1995 — 29с.
  112. Е.В. Проблемы содержания экологического образования будущего воспитателя. Внедрение инновационных технологий в практику подготовки специалистов дошкольного воспитания (тезисы научно-практической конференции) Шардинск. 1994 — 127с.
  113. Е.В. Новый подход к курсу «Ознакомление детей с природой «-там же 93с.
  114. Л.И. Система экологического воспитания и образования студентов в процессе подготовки педпгога-дошкольника. Содержание и формы экологического образования в педвузе (тезисы II Республиканского совещания-семинара) Пермь, 1990-с.
  115. Н.В. Некоторые подходы к организации экологического образования в природных школах Швеции. Педагогические технологии в экологическом образовании детей, (материалы V международной конференции Ас.Эк.О) Санкт-Петербург, 1996.
  116. A.A. Природа как ценность культуры. Экология, культура, образование (материалы конференции) М., 1989 — с.
  117. Н.С. Об использовании технологий экологического воспитания подрастающего поколения, (тезисы международной конференции) М., 1996 — 7 с.
  118. В.Р. Экология и культура, (тезисы I Всероссийской научно-практической конференции) Красноярск. 1991 — 16 с.
  119. E.H. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников. Формирование интеллектуальной и личностной готовности ребенка к школе -Ярославль, 1992 с. 102−109
  120. И.Д. Ведущие идеи и понятия экологического образования. Проблемы экологического образования в школе. М., 1979 — с. 7−41.
  121. И.Д. Разработка проблемы экологического образования и воспитания школьников. Проблемы природоохранного образования и воспитания -М. 1992-с. 111−117.
  122. И.Д. Общее и особенное педагогических технологий в экологическом воспитании. Педагогические технологии в экологическом образовании детей (тезисы пятой международной конференции Ас.Эк.О) Санкт-Петербург, 1996−82с.
  123. И.Д. О приоритетах экологического образования. Экологическое образование в России: теоретические аспекты.: под ред. Захлебного АН.- М., 1997 с. 28−31.
  124. Зверев, И. Д. Суравегина. Государственный стандарт экологического образования в средней школе. Экологическое образование в России: теоретические аспекты: под. ред. Захлебного А. Н., Салеевой JI. H- М., 1997 5с.
  125. Л.И. Значение курса «Природоведение» в экологическом образовании студентов факультета дошкольного воспитания. Содержания и формы экологического образования в педвузе (тезисы II Республиканского совещания-семинара) Пермь, 1990 — с.
  126. В.Д., Фокина В. Г. Эколого-педагогический цикл на основе спецкурса «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста». Образование в области окружающей среды, (тезисы III Всесоюзной конференции) Казань, 1990 т. 2−4с.
  127. Иноземцев А. А Проблемы экологическ5ого образования в педвузе и школе. II Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГПИ, 1992 — 114с.
  128. И.Ф. Формирование профиссионально-экологической культуры студентов. Экология культура, (тезисы I Всероссийской научно-практической конференции) Красноярск, 1991 — 31с.
  129. JI.A. Практическая подготовка студентов педвуза по экологии. // 15 Менделеевский съезд по общей и прикладной химии. Минск, 1993, т. 2−390с.
  130. В.А. Роль дошкольного образования в воспитании экологической культуры. Экология и культура (тезисы I Всероссийской научно-практической конференции) Красноярск, 1991 -25с.
  131. .С. Природоохранная подготовка студентов как форма профессиональной подготовки будущих специалистов. Экологическое воспитание и образование при подготовке учителя Волгоград, 1983 — с. 53−63
  132. M.JI. Методологические основы экологического воспитания и образования. Современная экологическая ситуация и высшая школа М., 1983 — 37с.
  133. Лаврушина С. М. Формирование экологической культуры личности-актуаль-ная социально-педагогическая задача. Экологическая культура (тезисы I Всероссийской научно-практической конференции)-Красноярск, 1991-е. 17−18
  134. И.М. О целесообразности изучения объекта экологического воспитания. Экологическое образование и воспитание (тезисы Всесоюзной конференции) Талин, 1987 — 44с.
  135. .Т. Педагогическая экология как новое направление научного знания. Технология экологического воспитания подрастающего поколения, (тезисы международной конференции)-М., 1996-е. 12−13.
  136. .Т. Структура экологической культуры личности и педагогические основы ее формирования. Экологическое образование в России: теоретические аспекты: под ред. Захлебного А. Н., Салеевой JI.H. М., 1997-с. 69−70, 78−80.
  137. Г. И. Формирование экологической культуры необходимость времени. Педагогические технологи в экологическом образовании детей (тезисы международной конференции Ас.Эк.О.) — Санкт-Петербург, 1996 — 140с.
  138. Н.П., Церцек Н. В. Состояние экологического образования и воспитания в педагогических институтах РСФСР. Экологическое образование и воспитание в СССР М., 1987 -25−26с.
  139. Н.С. Экологическое воспитание студентов: ред. Даниленко В. И., Киев: Высшая школа, 1995 44с.
  140. С.Н. Состояние, проблемы и перспективы экологического воспитания дошкольников. Образование в области окружающей среды (тезисы докладов Всесоюзной конференции) Казань, 1990 т.1 — 82с.
  141. С.Н. Активные методы обучения слушателей на проблемных курсах по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста там же -т.2 — 8с.
  142. A.A. Экология как принцип педагогики. Технология экологического воспитания подрастающего поколения (тезисы международной конференции)-М., 1996-с 16−17.
  143. A.A. Воспитание гуманного отношения к живой природе у детей дошкольного возраста. Образование, а области окружающей среды (тезисы докладов Всемирной конференции) Казань, 1990 т.1. — 86с.
  144. З.П. Экологическое воспитание дошкольников. Образование в области окружающей среды (тезисы всесоюзной конференции) Казань, 1990 т.1-с. 11−12
  145. И.Н. Экологическое образование в многоуровневой подготовке учителей естественнонаучного и гуманитарного профилей. Экология иобразованность (тезисы докладов Всесоюзной конференции) Петрозаводск, 1994-с. 24−25
  146. А.Г., Церцек Н. В. Экологическое образование и научно-исследовательские работы в пединститутах. Экологическое образование и воспитание в СССР. М., 1987 — с.33−35.
  147. В.В. формирование экологической культуры студентов. Экология и культура (тезисы I Всемирной научно-практической конференции) -Красноярск, 1991 -29с.
  148. А.П. Психолого-педологические проблемы экологического образования. Экологическое образование детей. (тезисы международной конференции) — Обинск, 1995 — 136с.
  149. Система подготовки учителя к экологическому образованию школьников: Сб. науч. трудов ред. Сенкевич В. М., А ПН СССР, 1985 106 с.
  150. В.А. Педагогическое образование на университетский уровень. Экологическое образование: концепции и технологии. Сб. науч. трудов под ред. С. Н. Глазачева — Волгоград, Перемена, 1986 — 282с.
  151. К.О. О понятии: экологическая культура общества. Проблемы формирования современной экологической культуры Вильнюс, 1987 — с.22−41.
  152. И.Т. Система экологического образования в школе: концепция и модель. Экология, культура, образование (тезисы конференции) М., 1989 -с. 204−210
  153. И.Т. Экологическое образование и культура. Экология и культура (тезисы I Всемирной научно-практической конференции) Красноярск, 1991 — с. 7−8.
  154. И.Т. Воспитание экологически ответственной личности как первоочередная задача общеобразовательной школы. Технология экологического воспитания подрастающего поколения (тезисы международной концепции)-М., 1996- 19с.
  155. Теория и практика развития активных методов обучения. Сборник научных трудов.-ред.А. И. Мехайлушкина и др.: Издательство СПБИЭИ, 1992- 62с.
  156. A.M. Использование игры в экологическом воспитании дошкольников. Экология и культура (тезисы I Всероссийской конференции): под ред. Кучер Т. В. Красноярск, 1991 — с. 35−36
  157. A.M. Формирование представлений о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста // Воспитание общественной направленности личности ребёнка дошкольного возраста (Межвузовский сборник научных трудов) Пермь — 1990.
  158. В.Г. Совершенствование подготовки студентов к экологическому воспитанию дошкольников. Внедрение инновационных технологий в практику подготовки специалистов дошкольного воспитания (тезисы научно-практи-ческой конференции) Шардинск, 1994 — 94с.
  159. Н.И. От встречи с прекрасным в природе к бережливому отношению к ней. Экология и культура (тезисы I Всероссийской конференции) -Красноярск, 1991 — 117с.
  160. К.И. Понятие экологическая культура. Экология и культура (методологический аспект) Ставрополь, 1982 — 50−77с.
  161. Т.П. Модульное обучение в системе экологического образованиястудентов педвуза. Внедрение инновационных технологий в практику подготовки специалистов дошкольного воспитания, (тезисы научно-практической конференции) Шардинск, 1994 — 94с.
  162. Т.С. Активизация познавательной деятельности студентов при изучении курса «Методика ознакомления детей с природой» там же — 101с.
  163. A.M. Концепция ноосферы Вернадского В.И. и создание новой школы. Педагогика, 1993 № 6 с. 13−17.
  164. H.H. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников. Дошкольное воспитание, 1993 N7 с.39
  165. Воронцов H.H. Новое мышление мышление биосферное — Международная жизнь, 1990 N1
  166. Н.С. Учитель как человек экологический Педагогика, 1994 № 5 37−38с.
  167. Н.С. Учителю об экологической культуре Педагогическое образование, 1994 № 9.
  168. Н.С. Учитель: экология, культура, воспитание Магистр, 1994 № 4с.
  169. Г. А. Психологическое развитие ребенка и жизненная среда Во-просы психологии, 1993 № 1 — 20 с.
  170. B.C. Пути формирования экологической культуры' личности в условиях зрелого социализма Вестник Московского университета, сер. 2 Научный коммунизм, 1984 N2 40−47с.
  171. .Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания Педагогика, 1995 N1. с. 18−20.
  172. .Т. Экология личности. Педагогика 1995 № 2 с. 19−23
  173. Паленчак Ф. ЯМ Платонов Г. В. Экологические отношения, сознание, деятельность Вестник Московского университета, сер.7 Философия, 1987 № 4 с. 74−82
  174. Проблемы целостного мира. Вопросы философии 1990 N12 с. 32−43
  175. Н.Ф. Сохраняя процветай. (заметки эколога) Знание — сила, 1992 № 7 с. 21−23
  176. B.B. Личностно-ориентиованное образование, Педагогика, 1994 № 5 с. 11−16.
  177. В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования Магистр 1994 № 6 с.2−8.
  178. Суравегина И. Т. Методологическая система экологического воспитания -Советская педагогика, 1988 № 9
  179. С.С. Формирование экологического мышления Вестник Высшей школы, 1988 № 1 с. 34−36
  180. И.И., Озиметин В. Д. К вопросу о диалектике понятий «Объективные условия», «объективный фактор» и «субъективные условия», «субъективный фактор «Вестник МГУ. Философия, 1987 № 1 с.3712
  181. А.Д. О понятии «экологическая деятельность». Вопросы философии., 1986 № 1 с. 35−43
  182. А.Д. Ноосфера основа мировоззрения — Вестник высшей школы, 1991 N5 с. 64−70
  183. A.B. Развитие экологических исследований в СССР Вестник АН СССР, 1989 N9 с. 38−45.
  184. Г. Я. Третьякова Л. Проблемы экологического воспитания Вестник Высшей школы, 1991 N3 с. 38−45.
Заполнить форму текущей работой