Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие воспитательной деятельности педагогов детского оздоровительного центра в современных условиях: На примере Международного детского центра «Артек»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время проблема развития воспитательной деятельности педагогов лагеря вышла на первый план и требует научной разработки в связи с очевидностью противоречий между: а) воспроизведением педагогами «Артека» традиционного опыта воспитательной деятельности и качественно новыми характеристиками окружающего социокультурного пространстваб) социокультурным опытом вожатых «Артека» и личным опытом… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Становление воспитательной деятельности педагогов Международного детского центра «Артек» и теоретические подходы к ее развитию в условиях меняющегося социума
    • 1. Теоретические подходы к развитию воспитательной деятельности в условиях современного детского оздоровительного центра
    • 2. Становление и развитие традиционной системы воспитательной деятельности в «Артеке»: историко — педагогический 34−47 анализ
    • 3. Социально-педагогические условия воспитательной деятельности педагогов детского оздоровительного центра на современ- 47 — 72 ном этапе
  • Глава II. Опытно-экспериментальное исследование развития воспитательной деятельности педагогов детского оздоровительного центра (на материале Международного детского центра «Артек»)
    • 1. Организация воспитательной деятельности педагогов лагеря в современных условиях и ее обновляющееся содержание
    • 2. Формирование готовности педагогов-организаторов к воспитательной деятельности в условиях лагерной смены
    • 3. Повышение эффективности воспитательного процесса как результат инноваций в организации воспитательной деятельности
  • Заключение

Развитие воспитательной деятельности педагогов детского оздоровительного центра в современных условиях: На примере Международного детского центра «Артек» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования объективно обусловлена сложившимися в результате демократических реформ как в России, так и в Украине (где расположен Международный детский центр «Артек») принципиально новыми социально-педагогическими условиями функционирования детских оздоровительных лагерейизменением социального запроса на результаты их деятельности, системы набора и профессиональной подготовки кадров к организации воспитательного процесса в условиях лагеря, социально-экономических условий его работы, подходов к формированию детских групп и т. д. Достижение лагерем эффективности воспитательного процесса в новой социально-педагогической ситуации возможно лишь при условии глубокого переосмысления предшествующего опыта деятельности, научной разработки основ, содержания, технологий воспитательной работы, соответствующих особенностям нового этапа развития общества.

Необходимость разработки проблемы воспитательной деятельности педагогов в условиях лагеря связана и с актуализацией проблем воспитания в целом, обеспокоенностью современного общества ростом негативных явлений в детской и подростковой среде: преступности, наркомании, безнадзорности, усиления влияния на подростков религиозных сект, нацистских организаций и мн.др., в связи с чем особое значение приобретает то содержание деятельности, та социокультурная среда, эффективность воспитательного процесса, участником которого ребенок становится в свободное от учебы время, особенно в наиболее длительный каникулярный период — летом.

Учитывая, что на протяжении многих лет со дня своего основания в 1925 году, «Артек» являлся источником инноваций в области, условно именуемой сегодня как «педагогика лагеря», его опыт использовался в организации внеурочной работы в школах и внешкольных учреждениях, что современный «Артек» продолжает оставаться базой отдыха, оздоровления, развития детей России, Украины, других субъектов СНГ, что его методические работы остаются значимыми для множества образовательных учреждений, анализ его опыта имеет особое значение для развития педагогической науки и практики России, Украины, других стран.

Очевидно и то, что тенденции развития педагогической системы «Артека» на современном этапе в силу распространенности его опыта, лидерства по многим позициям в системе дополнительного образования и детского отдыха характерны и для многих аналогичных детских учреждений Российской Федерации и Украины. Проблемы, с которыми столкнулся в период демократических реформ «Артек», присущи и другим детским лагерям. Вот почему нам представляется необходимым изучение его опыта инновационной деятельности. Несомненно, что развитие научно-методической базы «Артека», воспитательного процесса в нем будет способствовать совершенствованию массовой практики воспитательной деятельности детских оздоровительных лагерей, учреждений дополнительного образования и других институтов воспитания.

В настоящее время проблема развития воспитательной деятельности педагогов лагеря вышла на первый план и требует научной разработки в связи с очевидностью противоречий между: а) воспроизведением педагогами «Артека» традиционного опыта воспитательной деятельности и качественно новыми характеристиками окружающего социокультурного пространстваб) социокультурным опытом вожатых «Артека» и личным опытом отдыхающих в лагере детейв) тенденцией к признанию приоритетности образовательного процесса относительно воспитательной работы, характерной для государственной политики второй половины 90-х годов, и спецификой сложившейся традиционной педагогической системы лагеря как воспитательнойг) утратой обществом старой воспитательной системы на государственном уровне и неготовностью педагогов компенсировать отмирающие формы, методы, содержание воспитательного процесса новымид) ограниченным информационно-методическим обеспечением воспитательной деятельности педагогов лагеря и широким информационным полем современных подростков, обусловленным интенсивностью развития средств массовой коммуникациие) открывшимися возможностями создания вариативных программ и отсутствием необходимого для этого уровня подготовки педагогов.

Несмотря на значительные перемены в системе деятельности детских оздоровительных лагерей, происходящие в течение последних 10 лет, особый воспитательный потенциал временных детских объединений, действующих в оздоровительных центрах, проблемам воспитательной деятельности педагогов как предмету научного исследования уделяется крайне мало внимания.

Анализ исследований проблем воспитания в условиях лагеря показал недостаточную научную обоснованность, разработку проблем развития воспитательной деятельности педагогов лагеря как одного из институтов воспитания. Воспитательный потенциал детских оздоровительных центров в изменяющихся социокультурных условиях остается практически неизученным, интенсивная инновационная деятельность, развернувшаяся в лагерях в 90-е годы не анализировалась и не имеет достаточного научного обоснования.

Таким образом, объективная необходимость исследования инноваций в воспитательной деятельности «Артека», потребность современной науки и практики в разработке новых подходов, содержания и технологий воспитательной работы в лагере, крайне недостаточная изученность проблемы организации воспитательного процесса в лагере обусловили выбор темы исследования: «Развитие воспитательной деятельности педагогов детского оздоровительного центра в современных условиях (на примере Международного детского центра «Артек»).

Выявлению теоретических основ воспитательной деятельности педагогов в современном детском оздоровительном лагере способствовало обращение к работам в области философии и теории воспитания, исследованиям воспитания как социокультурного феномена, теориям воспитательных систем, (Ушинский К.Д., Каптерев П. Ф., Макаренко А. С., Сухомлинский В. А., Шацкий С. Т., Бабанский Ю. К., Битинас Б. П., Бондаревская Е. В., Вульфов Б. З., Дежникова Н. С., Караков-ский В.А., Лебединский В. В., Лихачев Б. Т., Мудрик А. В., Новикова Л. И., Никан-дров Н.Д., Пидкасистый П. И., Селиванова Н. Л., Филонов Г. Н., Щуркова Н. Е., др.).

Разработка личностно-ориентированной модели воспитательной деятельности педагогов детского лагеря основывалась на трудах отечественных психологов, развивающих идею субъектности, на психологической теории личности (Альбуханова-Славская К.А., Ананьев Б. Г., Асмолов А. Г., Божович Л. И., Выготский Л. С., Дубровина И. В., Зимняя И. А., Зинченко В. П., Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л., Слободчиков В.И.).

Продуктивным для нашего исследования было обращение к работам в области социальной педагогики, теории дополнительного образования (Абраухова.

B.В., Белова В. И., Березина В. А., Бочарова В. Г., Бруднов А. К., Вульфов Б. З., Горский В. Г., Иванов И. П., Коваль М. Б., Сорочинская Е. Н., Счачков А. В., Сальцева.

C.В., Щетинская А. П., Яркина Т.Ф.) Специальное внимание было уделено трудам в области «педагогики лета», работам, посвященным различным аспектам проблемы организации воспитательного процесса в условиях детского оздоровительного лагеря, временного детского коллектива (Агарков В.И., Газман О. С., Бураков Ю. В., Бедерханова В. П., Гусев Б. Б., Гиндис Б. Я., Ерохин С. В., Ершова Л. В., Кирпичник А. Г., Иванов В. Д., Кленевская JI.K., Князева А. А., Лаврентьева З. И., Му-стафина Д.С., Рыбинский Е. М., Савинова Л. С., Сидоренко М. М., Сорочинская Е. Н., Теплякова P.M., Трофимюк А. Г., Фришман И. И., Чванов А. А., Черный Г. П., Чернышев А. А., Шмаков С. А., Щербакова Т. П. и др.).

Исследованию условий эффективности воспитательной деятельности, отдельных ее аспектов способствовало обращение к трудам в области подготовки кадров, повышения педагогического мастерства, педагогической культуры воспитателя (Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Кузьмина Н. В., Лисовский В. Т., Нейштадт Л. А., Рожков М. И., Ситник А. И др.) — исследованиям инновационных процессов в образовательных учреждениях (Арламов А.А., Бургин М. С., Журавлев В. И., Загвя-зинский В.И., Подымова Л. С., Сластенин В. А. и др.), теории управления педагогическими системами (Конаржевский Ю.А., Исаев И. Ф., Короткое Э. М., Лазарев B.C., Поташник М. М., Симонов В. П., Третьяков П. И., Шамова Т. И. и др.).

Объект исследования — воспитательная деятельность педагогов детского оздоровительного центра.

Предмет исследования — инновационные процессы в воспитательной деятельности педагогов детского оздоровительного центра.

Цель: выявить теоретические подходы и механизмы развития воспитательной деятельности педагогов детского оздоровительного центра, обеспечивающей расширение социокультурного опыта подростков.

Задачи:

1. Проанализировать традиционную педагогическую систему детского оздоровительного лагеря с позиций ее соответствия новым социокультурным реалиям.

2. Разработать и экспериментально проверить механизмы развития инновационной воспитательной деятельности педагогов детского оздоровительного центра, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта подростков в условиях меняющегося социума.

3. Определить содержание и формы повышения готовности педагогов детского лагеря к воспитательной деятельности в условиях меняющегося социума.

Гипотеза. Развитие воспитательной деятельности педагогов детского оздоровительного центра в условиях меняющегося социума обеспечивается, если:

— интеграция традиций и инноваций основана на реализации гуманистического, социокультурного и личностно-ориентированного подходов и обеспечивает мобильность воспитательного процесса, его адаптивность к новым социокультурным реалиям;

— инновационная деятельность ориентирована на расширение позитивного социокультурного опыта подростков за счет динамичности содержания воспитательного процесса и вариативности его организационных форм, обеспечивающих ребенку возможность индивидуального выбора, повышение воспитательного потенциала детского лагеря;

— подготовка кадров реализуется как непрерывный процесс, включающий теоретические курсы, цикл методических семинаров, погружающих будущего педагога в жизнедеятельность лагеря, и систему повышения педагогического мастерства в процессе профессиональной деятельности, направленную на формирование готовности педагогов детского лагеря к воспитательной деятельности в условиях меняющегося социума.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что раскрыты концептуальные подходы и механизмы развития воспитательной деятельности педагогов оздоровительного лагеря в условиях меняющегося социума, заключающиеся в интеграции традиционных подходов, включающих ребенка в коллективную деятельность, и инновационных, направленных на создание условий для самореализации ребенка в новом социокультурном пространствевыявлен специфический воспитательный потенциал детского оздоровительного лагеря в условиях обновляемого социума, состоящий в интенсивности накопления подростком личного социокультурного опыта поведения в ситуациях нравственного выбора, позитивного взаимодействия с социоприродным окружением, общения в коллективе сверстников и взрослых, самореализации в различных видах творческой социально и личностно значимой деятельностиопределено содержание и вариативные формы организации инновационной воспитательной деятельности педагогов детского лагеря, обусловленной реализацией гуманистического, социокультурного и личностно-ориентированного подходов и ориентированной на присвоение детьми ценностей демократического обществав качестве основного показателя эффективности воспитательной деятельности педагогов лагеря рассмотрен социокультурный опыт подростков, приобретаемый в течение сменыопределены содержание и формы подготовки педагогов детского лагеря к воспитательной деятельности в условиях меняющегося социума, выражающиеся в реализации специализированных теоретических курсов и методических семинаров, погружающих будущих вожатых в жизнедеятельность лагеря, обеспечении непрерывности повышения их педагогического мастерства и стимулирования личностного роста в процессе профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в разработке вариативных программ воспитательной деятельности педагогов детского оздоровительного центра, программ специализированных методических семинаров для педагогов-организаторов Международного детского центра «Артек», которые могут быть адаптированы к условиям любого детского оздоровительного лагеря и реализованы на практике как в самом лагере, так и в системе подготовки педагогических кадров к организации воспитательного процесса в условиях лагеря.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили: положения современных философских, социальных, педагогических концепций о воспитании как социокультурном феномене, обусловленности воспитания процессами социокультурного развития, о трансляции социокультурного опыта от поколения к поколению в процессе воспитания, актуализации формирования у школьников готовности к жизненному самоопределению в условиях меняющегося социумао воспитательной деятельности как создании условий для эффективности становления и развития личной позиции ребенкао гуманизации педагогического процесса, деятельностном, средовом, культурологическом, комплексном и системном подходах, обуславливающих эффективность воспитательного процессао целостности человеческой личности и непрерывности ее развитияособом воспитательном потенциале системы дополнительного образования, временного детского объединения, действующего в условиях лагеря.

Для решения поставленных задач исследования и проверки исходных положений были использованы методы, соответствующие его предмету: метод системно-структурного анализа, методы педагогического конструирования, моделирования, проектированиятеоретический анализ и обобщение педагогических, психологических, методических работ по проблеме, длительное включенное наблюдение, собеседование, интервьюирование, анкетирование участников воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере, метод педагогических ситуаций, независимых характеристик, констатирующий и формирующий педагогический эксперименты.

Экспериментальной базой исследования является детский лагерь «Кипарисный» Международного детского центра «Артек», принимающий каждую смену (21 день) около 350 детей, имеющий педагогический коллектив около 45 человек и возглавляемый диссертантом на протяжении 10 лет, «Артек» в целом (10 лагерей, принимающих каждую смену около 4000 детей).

Исследование осуществлялось в четыре этапа:

1 этап (1991;1993 гг.) Обоснование проблемы исследования и изучение степени ее разработанности, изучение и обобщение опыта деятельности педагогических коллективов детских лагерей «Артека» за период со дня его основания и в условиях меняющегося социума, выделение приоритетных задач, направлений исследования.

2 этап (1994;1997 гг.) Выявление специфического воспитательного потенциала детского оздоровительного лагеря как образовательного учреждения в целом и традиционной педагогической системы «Артека» в частности, изучение содержания инновационной деятельности педагогических коллективов лагерей «Артека», проведение констатирующего эксперимента и создание программы формирующего эксперимента.

3 этап (1997;2000 гг.) Научное обоснование, разработка и апробация в детском лагере «Кипарисный» Международного детского центра «Артек» программ моделей воспитательной деятельности, педагогическая диагностика и обработка данных, сопоставление результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента.

4 этап (2001;2002 гг.). Систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, теоретического анализа проблемы развития воспитательной деятельности педагогов лагеря. Оформление результатов диссертационного исследования.

Достоверность выводов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических положений, разнообразием методов исследования, соответствующих его предмету, цели, задачам и логике, положительными результатами экспериментальной работы, итогами внедрения в практику разработанного автором содержания и форм инновационной воспитательной деятельности в детском оздоровительном лагеревоспитательных программ и технологий организации воспитательной деятельности, программы методического семинара для педагогов-организаторов детского оздоровительного лагеря, а также непосредственным практическим руководством диссертанта (в качестве начальника лагеря) реализации программы эксперимента.

Положения, выносимые на защиту:

1. Повышению воспитательного потенциала лагеря в условиях меняющегося социума способствует развитие воспитательной деятельности, основанное на интеграции традиций и инноваций, обусловленных реализацией гуманистического, социокультурного и личностно-ориентированного подходов и направленных на повышение мобильности воспитательного процесса, его адаптивности к новым социокультурным реалиям.

2. Инновационная воспитательная деятельность педагогов детского оздоровительного лагеря обеспечивает развитие социокультурного опыта подростков при условии постоянного обновления содержания и вариативности организационных форм, предоставляющих ребенку возможность индивидуального выбора.

3. Готовность педагогов детского оздоровительного лагеря к воспитательной деятельности в условиях меняющегося социума достигается в результате реализации специализированных теоретических курсов и методических семинаров, погружающих будущих вожатых в жизнедеятельность лагеря, непрерывности повышения их педагогического мастерства и стимулирования личностного роста в процессе профессиональной деятельности.

Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались и принимались в качестве рекомендаций на педагогических советах, методических совещаниях и семинарах коллективов детских лагерей «Артека», Гуманитарного института «Артек», проводимых на его базе научно-практических конференциях (с 1991 по 2001 гг.), в практической деятельности детского лагеря «Кипарисный» Международного детского центра «Артек» (с 1991 по 2002 гг.), а также на курсах повышения квалификации организаторов детского отдыха, проводимых в 2000;2001 гг. на базе ГосНИИ семьи и воспитания Российской академии образования и Минтруда России.

Выводы ко второй главе. В результате опытно-экспериментального исследования установлено, что:

— в отличие от традиционной инновационная воспитательная деятельность предусматривает вариативность программ: на уровне всего Международного детского центра «Артек», отдельных лагерей и на уровне каждого отряда (программы разрабатывают коллективы лагерей, работающие на отрядах педагоги-организаторыруководители профильных объединений);

— воспитательная деятельность лагеря, продолжая оставаться направленной на формирование активной жизненной и гражданской позиции, организаторских навыков, лидерских качеств, коммуникативных способностей, должна обеспечивать индивидуальный путь личностного роста каждого ребенка (за счет вариативности предлагаемых ему позиций в коллективной деятельности: лидера-организатора, знатока или мастера своего дела, инструктора, участника, эксперта, первооткрывателя).

— эффективность воспитательной деятельности в условиях обновляемого социума обеспечивается, если она ориентирована на создание условий для свободного выбора ребенком форм и видов деятельности (если традиционная система ограничена рамками отряда как структурной единицей лагеря, то инновационная воспитательная деятельность предусматривает помимо отряда «гибкие структуры» (творческие мастерские, советы дела, творческие объединения).

— в реализации традиционного принципа игры и романтики инновационная воспитательная деятельность также обеспечивается вариативностью (в частности, каждый лагерь, отряд, творческое объединение детей имеют возможность и практикуют создание собственной символики, разнообразной и привлекательной для подростков);

— если в традиционной системе деятельность детского самоуправления была направлена, главным образом, на рост развития коллектива и часто носила формальный характер (органы самоуправления не имели реальной сферы деятельности), то, в условиях меняющегося социума целесообразна направленность усилий педагогического коллектива на расширение пространства самореализации личности ребенка;

— в развитие традиционной системы, ориентировавшей ребенка на реализацию приобретенных им организаторских навыков, лидерских качеств, воспроизведение артековского опыта проведения мероприятий в системе внеклассной работы школы, детских общественных организаций, инновационная воспитательная деятельность направлена на создание условий для самореализации ребенка, активного включения его в социально и личностно значимую деятельность в различных сферах жизни общества;

— развитие содержания воспитательной деятельности педагогов лагеря в современной социально-педагогической ситуации предполагает: во-первых, определение его в процессе деятельности добровольных объединений вожатых, к деятельности которых привлекаются старшие подростки, актив, во-вторых, целенаправленное создание пространства для самостоятельного определения детьми содержания своей деятельности в рамках программы смены.

— сохраняя массовые мероприятия, инновационная воспитательная деятельность акцентирует внимание на личностное участие каждого ребенка в проводимом деле.

— в качестве главного результата инновационной воспитательной деятельности рассматриваются развитие личности каждого ребенка, становление системы его ценностных ориентаций, а не только развитие коллектива.

Демократический характер инновационной воспитательной деятельности находит свое отражение в стиле руководства педагогическим коллективом, который позволяет вожатым приобрести опыт свободного выбора форм, методов педагогической деятельности, позиции в педагогическом коллективе, регламентирующейся только уровнем развития чувства ответственности. Такое управление способствует повышению педагогического мастерства вожатых в результате заимствования опыта старших коллег педагогами-организаторами в процессе соуправления, сотворчества с администрацией лагеря, информационно-методического обеспечения воспитательной деятельности.

Заключение

.

Проведенное исследование в целом подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило определить механизмы развития воспитательной деятельности педагогов детского оздоровительного центра в условиях меняющегося социума. Анализ исследований, посвященных проблемам организации воспитательного процесса в условиях лагеря, в системе дополнительного образования, реализации воспитательного потенциала временных детских объединений, действующих в условиях лагеря, а также обращение к современным концепциям воспитания позволили сформулировать в качестве основополагающих подходов к организации воспитательной деятельности в современном оздоровительном центре гуманистический, личностно-ориентированный и социокультурный подходы, как наиболее обобщающие и интегративные.

Изучение становления и развития системы воспитательной деятельности «Артека» со дня его основания до периода коренных изменений в обществе начала 90-х годов позволил определить основные характеристики традиционной системы воспитательной деятельности педагогов Международного детского центра «Артек» (под которой мы имеем в виду систему, складывавшуюся со дня основания лагеря до периода демократических реформ 90-х годов), включая: ее ориентацию на коллективную деятельность, массовые формы работы, оценку результатов воспитательной деятельности по уровню развития детского коллективадоминирование коллективных ценностей над ценностями личности (индивидуальными особенностями, интересами ребенка) — направленность воспитательной деятельности на решение таких педагогических задач как формирование активной жизненной позиции, организаторских, коммуникативных умений и навыков, качеств лидера, подготовку к активной общественной деятельностижесткую организационную структуру жизнедеятельности детей в лагере, ограниченную рамками отряда, как единственной формы первичного детского объединенияцентрализованный характер системы воспитательной деятельности, единое, административно определенное содержание смен.

Анализ новых социально-педагогических условий, активно формировавшихся в середине 90-х годов, и современной ситуации позволил сформулировать основные направления инновационных процессов в деятельности Международного детского центра «Артек»: актуализацию ценности личности ребенка, становление личностно-ориентированного характера воспитательного процессадемократизацию деятельности лагеря, расширение вариативности в содержании и организационных формах деятельности. Исследование показало, что доминирование традиционной системы воспитательной деятельности педагогов детского оздоровительного лагеря вступает в противоречие с новыми социально-педагогическими условиями — прежде всего, — социокультурным опытом приезжающих на отдых детей, их потребностями, интересами, ожиданиямисоциальным запросом общества на формирование социально мобильной, конку-рентноспособной личности, ориентированной на ценности свободного демократического общества. Однако, многие характеристики традиционной системы позволяют решать актуальные на сегодняшний день педагогические задачи, что требует разработки инновационной воспитательной деятельности, основанной как на позитивном опыте традиционной системы, так и обеспечивающей эффективность обозначенных выше инновационных процессов.

Реализуемая в процессе исследования программа формирующего эксперимента включала в себя разработку и проверку механизмов развития инновационной деятельности педагогов-организаторов детского лагеря, в результате чего были созданы вариативные программы воспитания, модели воспитательного процесса, уточнены способы реализации социокульутрного, гуманистического и личностно-ориентированного подходов в процессе воспитательной деятельности и управления, организации воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере.

Исследование показало, что подходы к управлению педагогическим коллективом лагеря должны быть созвучны подходам к организации воспитательного процесса: ориентировать педагогов на общечеловеческие ценности, ценность детской личностипредоставлять им свободу выбора форм и методов реализации воспитательных задач, регламентируемую ответственностью за результаты принимаемых решенийсоздавать условия для самореализации, повышения педагогического мастерства в профессиональной деятельности, стимулировать к личностному росту, педагогическому творчеству.

Исследование подтвердило эффективность предложенной системы подготовки кадров к организации воспитательного процесса — системы поэтапного освоения вожатыми нескольких уровней профессиональной компетентности (1 -й этап — адаптация к профессии педагога-организатора, 2-й — самоактуализация в профессии, 3-й — владение профессией на уровне мастерства, 4-й этап — свободное владение профессией).

В качестве основного критерия эффективности воспитательной деятельности педагогов детского оздоровительного лагеря рассмотрен социокультурный опыт ребенка как базовый компонент его личной социально-нравственной позиции, определяющий направленность ее развития на ближайшую перспективу. Особый воспитательный потенциал лагеря в исследовании связывается, прежде всего, с уникальной возможностью расширения позитивного социокультурного опыта подростка в силу погружения его в новую социоприродную среду, систему отношений со сверстниками и взрослыми, включения в новые виды творческой деятельности, а также в силу дистанцирования от привычного, часто неблагоприятного, окружения, что создает особые возможности для его качественно новых личностных проявлений.

Сопоставление данных констатирующего этапа эксперимента и результатов формирующего позволило зафиксировать- 1) качественные изменения в видах социокультурного опыта, предоставляемого подросткам в лагере — тенденцию к доминированию опыта успешной самореализации ребенка в различных видах творческой деятельности, поведения в ситуациях выбора, сотрудничества со сверстниками и взрослыми, реализации активной личностной позиции в коллективной деятельности- 2) повышение интенсивности накопления подростками позитивного социокультурного опыта в соотношении с тем, который приобретается ими в учреждениях базового и дополнительного образования (на том же временном отрезке) почти в три раза- 3) рост интенсивности накопления подростками позитивного социокультурного опыта за три года реализации инновационной воспитательной деятельности более чем в два раза- 4) существенные изменения в личном опыте ребенка на протяжении одной лагерной смены.

О значимости приобретаемого опыта свидетельствовали фиксируемые в ходе смены изменения в ценностных установках подростков: характерна тенденция к принятию детьми нравственных ценностей, освоению ценностей свободы, творчества, общениязафиксировано также изменение ожиданий подростков от лагеря: характерна тенденция к смещению от первоначального доминирования потребительских установок на развлечения, пассивный отдых, комфортные бытовые условия, — к доминированию потребностей в самореализации, общении, освоении новых форм и содержания деятельности.

Исследование показало эффективность инновационной воспитательной деятельности педагогов оздоровительного лагеря в условиях меняющегося социума, основанную на интеграции традиций и инноваций, на реализации гуманистического, личностно-ориентированного и социокультурного подходов, обеспечивающих мобильность воспитательного процесса, его адаптивность к новым социокультурным реалиямхарактеризующуюся динамичностью содержания и вариативностью организационных формориентацией на общечеловеческие ценностидемократическим стилем управления, обеспечивающим развитие детского самоуправления, повышение профессионального мастерства педагогов-организаторов, личностный рост участников смен, выражающийся в расширении у подростков позитивного социокультурного опыта.

В результате исследования определены дальнейшие перспективы научной разработки проблемы, связанные с актуализацией приобретенного подростком в лагере социокульутрного опытаразвитием системы взаимодействия педагогов лагеря с родителями отдыхающих в нем детейобеспечения преемственности в организации воспитательного процесса в учреждениях базового, дополнительного образования и детского оздоровительного центра.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Артековское лето продолжается: сборник информационно — методических материалов в помощь педагогическим коллективам МДЦ «Артек».- Артек, 2000−52с.
  2. VIII Международный детский кинофестиваль «Артек»: в помощь педагогам-организаторам /Под общ. ред. Сидоренко М. М. и Ерохина С.В.-Артек, 2000.-49с.
  3. В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие. 2-е изд., пере-раб. — СПБ.: Издательство Михайлова В. А., 1998. — 379 с.
  4. Альбуханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности М.: Наука, 1980.-334 с.
  5. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.-Минск, 1990, — 559 с.
  6. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике.- Москва, 1996.- 494с.
  7. .Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания. Избранные педагогические труды: В 2 т. Т.2. М., 1980.
  8. Ю.П., Коршевская Н. М., Костина Н. Б. Социальные институты: содержание, функции, контроль. Свердловск, 1989.
  9. А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа: (Учеб. для вузов по спец. «Психология»).- М.: Изд-во МГУ, 1990.- 367с.
  10. И.Афанасьев С. Что делать с детьми в загородном лагере. ИМЦ «Вариант», Кострома, 1993.
  11. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: «Педагогика», 1989 -560 с.
  12. Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998.- 176с.
  13. В. От несвободы к свободному ребенку и педагогу: Концепция построения и организации лет. лагерей. / В. Бедерханова // Нар. образование. -2000 — № 4 — 5. — С.31 — 37.
  14. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Книга для учителя. -М.:Просвещение, 1991.-168с. (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения).
  15. Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. М., 1996.
  16. В.А. Роль системы образования в поддержке развития детских общественных организаций: Рос. Федерация. //Внешкольник.-1998.-№ 3-С.10−12.
  17. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
  18. .П. Структура процесса воспитания: методологический аспект. -Каунас: Швиеса, 1984. 190 с.
  19. П.П. Возрастные особенности детей: извлечения из «Педологии» // Избранные пед.произв.- М.: Изд-во АПН РСФСР.- 1961.- С. 373−529.
  20. А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995.-328с.
  21. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1968, — 464с.
  22. А. и Б. Основы лагерного менеджмента: Учебное пособие для руководителей детских оздоровительных учреждений /Пер. с англ.- СПб, 1994.-221с.
  23. Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях): Научно-методическая разработка. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1995. -32 с.
  24. В.Г. Педагогика отношений в социуме: перспективная альтернатива. -М., 1991.- 32 с.
  25. Л.П. Социальная среда и сознание личности.- М.: Изд-во Московского университета, 1968.- 268 с.
  26. Л.П. Человек: деятельность и общение.- М.: Мысль, 1978. 216 с.
  27. Ю.В. Система воспитательной деятельности круглогодичного пионерского лагеря (на опыте Всероссийского пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ «Орленок»): Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1980. 19 с.
  28. Вариативные педагогические системы. М.: Центр инноваций в педагогике., 1995.-124 с.
  29. Е.А. Радость ноосферного пути: из опыта работы лагеря «Лесной».-Артек, 1999. 36 с.
  30. С.А. Лагерь творчества: из опыта работы лагеря «Полевой».- Артек, 1997.-42 с.
  31. В.А., Мухина B.C. Психология: Учебное пособие для педагогических училищ. М.: Просвещение, 1988. — 336 с.
  32. Ф.З. Инновационная среда как фактор обеспечения инновационной деятельности будущих педагогов (на примере среднего профессиональнопедагогического образования): Автореф. дис.канд. пед. наук.-Казань, 2000.-16 с
  33. А. Длительные воспитывающие игры: Из опыта рос. скаутов: О системе длит, воспитывающих игр, разраб. скульптором и педагогом И. Н. Жуковым в 20-е гг. XX в. // Воспитание школьников. 1995. — № 2. — С. 14 — 16.
  34. А.В. Теория и методика социализации ребенка в детских общественных организациях: Автореф. дис.. докт. пед. наук / Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. Ярославль, 1999. — 31 с.
  35. Вопросы воспитания: системный подход / Под общей ред. Л. И. Новиковой. -М.: Прогресс, 1981. 136 с.
  36. Вопросы воспитательной деятельности внешкольных учреждений / Под ред. Б. Е. Ширвиндта, М. Б. Коваль. М., 1980. — 83 с.
  37. Вопросы. Вопросы? Вопросы!: В помощь пионерским вожатым, руководителя детских объединений /Ред. З.А.Ходоровская- Центр. Совет СПО (ФДО) СССР, НИЦ при Ин-те молодежи. Запорожье, 1991. — 89 с.
  38. Воспитание как педагогическое явление // В кн.: педагогика. Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1995, гл. 15.
  39. Воспитательная деятельность пионерской организации: Вопросы методики / Под ред. Б. Е. Ширвиндта. М.: Педагогика, 1982.
  40. Воспитательные системы школ: История и современность // Тез. Докл. Семинара-совещания 27 февр. 1 марта 1990 г. (Владимир) / тв. Ред. Г. Д. Аверьянова, Л. И. Новикова, Ф. А. Фрадкин. — Владимир: ОблУУ, 1990. — 185с.
  41. Воспитательные системы школ: эмпирическое многообразие/ Под ред. Л. К. Балясной, Л.Селивановой.- М.: ИТП и МИО, 1993. 143 с.
  42. Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина: Документы и материалы 1920 1974 гг. — Мол. гвардия, 1974. — 972 с.
  43. .З. Семь парадоксов воспитания. М.:Новая школа, 1994. — 78с.
  44. Л.С. Собр.соч.в 6 т. Т.4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. — 432с.
  45. О., Матвеев В. Педагогика в пионерском лагере: Из опыта работы Всероссийского пионерского лагеря «Орленок». М.: Педагогика, 1982.
  46. Л.Ю. Школа инициативы и самостоятельности. М., 1984.
  47. Горизонты лета. Программы тематических смен в летнем оздоровительном центре для детей и подростков / Под ред. А. В. Волохова. М.: СПРО ФДО, 1997.-160 с.
  48. В.М. Народная педагогика игры в воспитании и развитии личности: Автореф. дис. .докт. пед. наук. М., 1998, — 63 с.
  49. .Б. Всероссийский детский центр «орленок» как педагогический феномен второй половины XX века: Дисс.. канд. пед. наук Ростов н/Д, 1999. -252с.
  50. В.В. Теория развивающего обучения / Рос. Акад. образования, Пси-зол. ин-т, Междунар. ассоц. «Развивающее обучение." — М.: ИНТОР, 1996. -541 с.
  51. С.В. Семья и государство: Монография М.: Государственный НИИ семьи и воспитания — 2001 — 208 с.
  52. Н.С. Педагогический коллектив школы.-М.:Знание, 1984- (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология" — № 11, 1984 г.).
  53. А.А. социально-психологические основы совершенствования деятельности воспитателя (На материалах исследования деятельности воспитательней, работающих с пионерами). Дис.. докт. пед. наук. — Л., 1981.
  54. Дети ради детей: Прогр. соц. защиты детей в деятельности дет. орг. / Авт. коллектив: Е. Е. Чепурных, М. И. Рожков, JI.B. Байбородова и др.- Союз пионер, орг. Федерация дет. орг. — М.: НПЦ Совета СПО-ФДО, 1996. — 67с.
  55. Дети, подростки и пионерская организация в условиях перестройки / Результаты исследования ЦС ВПО им. В. И. Ленина /отв.ред. Соколова Э.С.- М., 1990. -36с.
  56. Детская Академия Коммуникаций (X смена 1999 г.): научно методическое пособие педагогическим коллективам МДЦ «Артек» — Артек, 1999- 32с.
  57. Детские и молодежные организации России»: Справочник.- М.:Комитет РФ по делам молодежи, др., 1994. 63 с.
  58. Детские и молодежные социальные инициативы, общероссийская общественная организация. Документы и материалы ДИМСИ. М.: Academia, 2000. -75 с.
  59. Детское движение в СССР: Информационно-справочные материалы. М.: НИЦ Ин-та молодежи. — Вып. I. — 1991. ~ 71 с.
  60. Детское движение: вопросы и ответы / Ред.-сост. Т. В. Трухачева. Кострома: Ассоц. исслед. дет. движения, 1994 (1993). — 125 с.
  61. Детское движение: Слов.-справ. / Правительство Москвы, Ком. обществ, и межрегион, связей- Ред.-сост. Т. В. Трухачева. М.- Минск: Ассоц. исслед. дет. движения, 1998. — 183 с.
  62. Документы и материалы IX Всесоюзного слета пионеров, «Артек», 28−31 августа 1987.-23 с.
  63. И.Н. Об индивидуальных особенностях школьников. М.: «Знание», 1875.-64 с.
  64. С.В. Теория и практика детского движения: Эксперим. учеб.-темат. пл. и прогр. // Научно-методическое творчество преподавателей педагогических вузов. М.- Вологда, 1995. — С. 54 — 60.
  65. О.В. Воспитание чувства совести у старшеклассников: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 2000. — 17с.
  66. В.Д. Внеклассная деятельность подростков как фактор формирования их экологической культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1992.
  67. И.П. Творческое содружество поколений юных общественников.- Автореф. дисс. докт. пед. наук. Л., 1972.
  68. Г. М., Кульпединова М. Е. Детские общественные объединения как социально-педагогическое явление // Несторонний взгляд. М., 1992.— Вып.1-С. 96- 108.
  69. Итоги работы по реализации «Программы развития МДЦ «Артек» в 1999 году и задачи педагогического коллектива на 2000 год: Материалы и тезисы докладов педагогического совета 7 октября 1999 года. Артек, 1999.
  70. В.И. Внеурочные занятия школьников по учебным предметам: Программа для педагогических вузов. М.: Изд-во РОУ, 1994. — 32с.
  71. Каникулы: игра, воспитание: О педагогическом руководстве игровой деятельностью школьников: Кн. для учителя / О. С. Газман, З. В. Баянкина, В. М. Григорьев и др.- Под ред. О. С. Газмана. М.: Просвещение, 1988.- 160 с.
  72. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. А. Воспитание? Воспитание. .Воспитание !:Теория и практика школьных воспитательных систем / Под ред Н. Л Селивановой. Изд. 2−2, доп. и перераб. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 256 с.
  73. В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1993. — 80 с.
  74. А.Г., Ижицкий В.П.:Летние объединения старшеклассников. -М.:3нание, 1984. 80 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер."Педагогика и психология" — № 10). — 80 с.
  75. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе.- М.: Знание, 1989.- 75с.
  76. Е.В. Формирование у будущих учителей направленности на личность ученика в педагогическом общении: Автореф. дис. .канд.пед.наук. -Волгоград, 1999. -22 с.
  77. Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда. М., 1996.
  78. М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. Оренбург: Оренбург, пед. ин-т., 1992. — 62с.
  79. М.Б. Становление и развитие системы воспитательной деятельности внешкольных объединений: Автореф. дис. докт. пед. наук.- М., 1991. 42с.
  80. М.Б. Ключ к успеху: Пособие для работников учреждений летнего отдыха и оздоровления детей. Москва.: НИИ семьи, 1998. — 136 с.
  81. В.В. Самореализация подростка в общественном объединении: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1996. -21 с. 94. «Компас»: «Программа роста пионерского отряда / 3-е изд.-е., доп. и перераб. -М., 1993.-70 с.
  82. Ю.А. Технология педагогического анализа учебно-воспитательного процесса: (Для директоров и зам. директоров шк.) /Образоват. центр «Пед. поиск». М: Б.и., 1997 — (Библиотека администрации школы) — 77с.
  83. Т.Е. Проблемы воспитания подростков. М., «Знание», 1972. 32 с.
  84. Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Информационный обзор. (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.). Новосибирск, 1992.
  85. Коровина О. С. Факторы и условия профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей: Автореф. .канд. пед. наук.- Великий Новгород, 2001.-20с.
  86. ЮО.Коротов В. М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. М., 1983.-223с.
  87. В.М. Педагогические технологии гуманистического воспитания: (Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений).- Соликамск: Изд-во СГПИ, 1996.-78 с.
  88. Э. Теория и практика внеурочной работы общеобразовательной школы: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1972.
  89. Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1997. — 64 с.
  90. Н.Б. Культурная среда детского лагеря / Н. Крылова // Нар. образование. 2000. — № 4 — 5. — С.25 — 31.
  91. Н.Б. Культурология образования. М.:Народное образование, 2000. -272 с.
  92. Кузьмина Н. В Методы исследования педагогической деятельности. Д., Изд.
  93. Ленингр. ун-та, 1970. 114 с.
  94. Т.Г. Подготовка учителя к педагогическому взаимодействию с детьми и юношескими организациями: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Моск. пед. гос. ун-т. М., 1997. — 16 с.
  95. В.О. Внеучебная деятельность школьников: Пособие для классных руководителей. -М.: Просвещение, 1983.-223 с.
  96. Т.Н. Социология воспитания. М., 1989.
  97. О.Лазарев B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития щколы: Метод, пособие для руководителей образоват. учреждений / Рос. Акад. образования, Ин-т упр. образованием. М.: Новая школа, 1993. — 47 с.
  98. I .Лебединский В. В. Теоретические основы воспитательной деятельности пионерской организации: Дис. докт. пед. наук-М., 1976.
  99. К. Акцентуированные личности: (Пер. с нем.) / К.Леонгард. Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 539, (2) с.
  100. З.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. // Избранные психологические произведения., т.2, М., 1995.
  101. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд. Моск. ун-та, 1972. -575с.
  102. Р.А. Педагогические основы деятельности детских общественных объединений в современных условиях: Автореф.. докт. пед. наук. Екатеринбург, 1997. — 45 с.
  103. Нб.Литин О. В. Педагогическая психология воспитания. Учебное пособие для школьных психологов и педагогов / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1997. — 256 с.
  104. .Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей, Самара, 1997.- 84 с.
  105. .Т. Социология воспитания и образования. Курс лекций по социальной педагогике. Рязань: Изд-во РГПУ, 1999. — 288с.
  106. И9.Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А.Личко. М.: Апрель Пресс: ЭКСМО — Пресс, 1999. — 406 с. — (Психология -XX век).
  107. Личность. Семья. Школа.: (Пробл. социализации учащихся): Пособие для руководителей школ / Под ред. С. Г. Вершловского.- СПб., 1996. -218с. 121 Локк Д. Мысли о воспитании.- Пед. соч.- М.: Учпедгиз, 1939.- С. 67−224.
  108. А.И. Как вести за собой. М., 1986.
  109. А.С. О воспитании / Сост. и авт. вступит, статьи B.C. Хелемендик. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Политиздат, 1990. — 415 с.(Б-чка семейного чтения).
  110. Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя воспитателя. — М.: Педагогическое общество России, Издательский дом «Ноосфера», 1999.-300с.
  111. Л.И. Человековедение: Программа и методические материалы для школьного педагога. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 230с.
  112. Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988.
  113. Ю.С. Средовой подход в воспитании. Костанай: МЦСТ, 1997. -244 с. 12 8. Между народный конкурс фестиваль детского и юношеского творчества
  114. Наша Земля Украина»: в помощь педагогу — организатору / Под.общ. ред. Сидоренко М. М. и Ерохина С. В. — Артек, 1999. — 60с.
  115. Международный детский фестиваль искусств «Артек» зажигает звезду»: информационно методические материалы в помощь педагогу — организатору. -Артек, 1999.-78с.
  116. В.А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 288 с.
  117. Мир детства: Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой- отв. ред. Г. Н. Филонов. -М.: Педагогика, 1982. 432 с.
  118. А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 1999. — 184с.
  119. А.В. Социализация и воспитание М.: Сентябрь, 1997. — 96 с.
  120. М.И. Гуманистическая традиция и новаторство в педагогическом опыте В.А.Сухомлинского.- Дисс. докт. пед. наук в форме научного доклада.-М., 1995.-69с.
  121. B.C. Возрастная психология: феноменология развития. Детство. Отрочество. :Уч-к для студ.пед.вузов.- М., 1999.- 452с.
  122. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека//Психологическая наука в СССР.-Т.2.-М., 1960.-С.110−125.
  123. В.Д. Проблемы психологии индивидуальности: Избр. психол. тр. / В.Д.Небылицын- Под ред. А. В. Брушлинского, Т.Н.Ушаковой- Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т.-М.: Моск. психол. -соц. ин-т- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.-682 с.
  124. НемовР.С. Основы общей психологии-М., 1994.
  125. Несторонний взгляд.- Ассоциация исследователей детского движения. Федерация детских организаций «Юная Россия"/ Составители: Трухачева Т. В., Куль-пединова М.Е. М., 1992.- Вып.1.- 180 е.- Вып. 2.- 182 с.
  126. Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М.: МИРОС, 1997.-140,(1) с.
  127. Новик О. Ф. Опыт +творчество=профессионализм: из опыта работы педагогов организаторов МДЦ «Артек». — МДЦ «Артек», 1996. — 24 с.
  128. Л.И. Педагогика детского коллектива: вопросы теории. М., 1978.
  129. Организация работы в оздоровительном лагере с дневным пребыванием. -Тверь: Твер. Дворец детей и молодежи. 1998. — 67 с.
  130. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000 .-512с.
  131. Педагогическая технология / Сост. Н. Е. Щуркова. М., 1992.
  132. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. — 255 с.
  133. Познавательная программа «Формула успеха»: в помощь педагогу организатору МДЦ «Артек»./Под общ. Ред. Сидоренко М. М. и Ерохина С.В.-Артек, 2000 — 62с.
  134. Г. В. Гуманистическая направленность воспитательной деятельности в современной школе: Автореф. Дис. канд. пед. наук. Петрозаводск, 1996. — 20с.
  135. Программа «Лидер» / М. И. Рожков, В. Г. Асафов, Л. А. Волович и др.- СПО ФДО Науч.-практ. центр. М.: НПЦ Совета СПО-ФДО, 1992.- 75 с.
  136. Программа «Региональное взаимодействие 95». — ВДЦ"Орленок», Лагерь «Штормовой». — Сочи.: Дет. Лагерь «Штормовой», 1995.-197 с. 161 .Программы развития Международного детского центра «Артек» и системы детских лагерей Украины. Ялта, 1997.
  137. Программы Федерации детских организаций «Юная Россия"/ Отв.ред. КлочковаЛ.И. -М, 1992.-40 с.
  138. А.С. Теория и практика игровой технологии экономического воспитания школьников: Автореф. дис. докт. пед. наук. -М., 1997.-33 с.
  139. А. «Ньюландия» в условиях лагеря: Комплекс, полит.-экон. игра /
  140. A. Прутченков // Нар. образование. 2000. — № 4−5. — С.235 -251.
  141. Психология воспитания / Под ред. А. В. Петровского. М., 1995.
  142. P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентации личности. М.: Ин-т развития личности, 1996.- 144с.
  143. Роль и место «Орленка» в развитии личности современного подростка: Сборник материалов и тезисов научно-практич. конф.- ВДЦ «Орленок», 1995.- 138 с.
  144. Роль и место «Орленка» в развитии личности современного подростка: Сборник матебриалов и тезисов научно-практической конференции ВДЦ «Орленок», 1995.-82с.
  145. С.Л. Проблемы общей психологии.- М.: Педагогика, 1973- 423с
  146. Руководитель детского объединения: подходы к исследованию позиции. -Кострома: Ассоц. исслед. дет. движения, 1993.-45 с.
  147. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Педагогическое наследие / Сост.
  148. B.М.Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1988. — С. 199−297.
  149. Е.М. Педагогические проблемы деятельности пионерских лагерей круглогодичного типа (на материалах Всесоюзного пионерского лагеря «Артек» имени В.И.Ленина): Автореф. дис. канд.пед.наук -М., 1977.-16с.
  150. А.И. Творческий мир: из опыта работы лагеря «Морской».-Артек, 1997.
  151. А.И. Педагогические условия формирования воспитывающей среды во временном детском объединении: Автореф. дис. .канд.пед.наук. -Кострома, 1999. 16 с.
  152. Сборник информационно методических материалов по смене «Этнографический калейдоскоп «Весенние звоны «Артека» (в помощь педагогу — организатору) / Отв. за выпуск Джиоева Е.П.- Артек, 1999. — 58с.
  153. В. Артек за годом год.: Летопись Международного Детского Центра. — Запорожье: МП «Берегиня», 1995. — 272 с.
  154. Сластенин. М.: Издательский Дом МАГИСТР — ПРЕСС, 2000, — 488с.
  155. М.М. Организационно-педагогические основы функционирования Международного детского центра «Артек». Киев, 1998. — 156 с.
  156. Сластенин. М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000.-^88с.
  157. Системный подход в воспитании: Сборник научных трудов / Под ред. Л. И. Новиковой, А. Т. Куракина. М., 1979. — 78с.
  158. В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 416 с.
  159. Е.Н. Теория и практика подготовки социальных педагогов детско-юношеских объединений: Дисс.. д-ра пед. наук М., 1996. — 484 с.
  160. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М. А. Галагузовой. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. — 416 с.
  161. И.Н. Воспитание как социо-культурное производство человека: Автореф. дис.. докт. филос. наук. Екатеринбург, 1995. — 44 с.
  162. B.C. Российская философия сегодня, проблемы настоящего и оценки прошлого // Вопросы философии 1997. — № 5 — С. 3 -14.
  163. В.А. Павлышская средняя школа М.: Просвещение, 1979−395с.
  164. P.M. Формирование организаторских умений у пионеров: Авто-реф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1986.- 18 с.
  165. Е.В., Трухачева Т. В. Они и мы: О концепт, основах взаимодействия образоват. учреждений и дет. обществ, орг. / М-во образования Рос. Федерации, Ассоц. исслед. дет. движения. М.: Б.и., 1993. — 63 с.
  166. С.В. Формирование ценностных ориентаций подростков в деятельности детских общественных объединений: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Че-ляб. гос. пед. ун-т.- Челябинск, 1999. 17 с.
  167. Л.Н. Педагогические сочинения / Сост. Н. В. Вейкшан (Кудрявая).-М.: Педагогика, 1989. 544с.191 .Тропинками педагогического поиска / Клочкова Л. И., Цветкова И.В.- Вып.1.-М., 1992.- 68 е.- Вып.2.- М., 1993.- 40 е.- Вып.З.- М., 1995.- 98 с.
  168. Ту белье кий А. Н. Нравственное воспитание в разновозрастном коллективе школьного лагеря труда и отдыха: Автореф. дис.канд. пед. наук. -М., 1978. -23с.
  169. Устав Союза пионерских организаций (Федерации детских организаций) СССР//Воспитание школьников. 1991. -№ 1. — С. 30−31.
  170. Устав Федерации пионерских, детских и подростковых организаций РСФСР. -М., 1991.-8 с.
  171. Учебно-методические планы и программы подготовки и курсовой переподготовки (повышения квалификации) старших пионерских вожатых / НИИ общих проблем воспитания АПН СССР- ЦС ВПО имени В. И. Ленина. М., 1985.
  172. К.Д. Избранные пед. соч. в 2-х т.т.- М., 1974.
  173. Фантазия плюс творчество = каникулы. Научно-практический центр СПО ФДО.- М., 1994.
  174. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995.
  175. Г. Н. Воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1985. — 223с.
  176. Философия и педагогика каникул / под ред. Анохина Т. В., Крылова Н. Б. М.: Инноватор, 1998. — 220 с. 201 .Фришман И. И. Игровое взаимодействие в детских объединениях. Дисс.. д-ра пед. наук. Ярославль, 2001. — 340 с.
  177. Е.Е. Реализация социально-педагогических функций детских организаций: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Яросл. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушин-ского. Ярославль, 1997. — 18 с.
  178. М. Что такое педагогическая технология? // Школьные технологии, 1996.-№ 3.-С.
  179. И.А. Развитие гуманистических убеждений старшеклассников в межличностных отношениях: Автореф. дис. канд.пед.наук -М., 1996. 17с.
  180. С.А. Игры учащихся феномен культуры.- М.: Новая школа, 1994.240 с.
  181. С.А. Лето (вопросы-ответы, подсказки-советы). М.: NB МАГИСТР, 1993.- 144 с.
  182. Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры.- М.: ОЦ «Пед. поиск», 1997.-77С.
  183. Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина// Педагогика, 1993.-№ 2.
  184. Экологическое образование и воспитание в организации летнего отдыха школьников. Минск: Б.и., 1992. — 65с.
  185. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.- 304с. 211. Этнографический калейдоскоп «Весенние звоны «Артека"/ Сборник информационно — методических материалов отдела инновационных программ МДЦ «Артек». — Артек, 1999.
  186. М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М., 1986.- 155 с.
Заполнить форму текущей работой