Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Обучение педагогов в системе повышения квалификации современным технологиям диагностики качества знаний

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Единый государственный экзамен также является одним из элементов модернизации образования в Российской Федерации. Он введен в экспериментальный план постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2001 г. № 119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2002 г. № 222 «Об участии… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Глава I. Теоретическое обоснование проблемы обучения педагогов в 13 системе повышения квалификации современным технологиям диагностики качества знаний
    • 1. 1. Диагностика качества знаний учащихся как один из важнейших компонентов учебного процесса
    • 1. 2. Деятельность учреждений дополнительного профессионального образования по проблемам диагностики качества знаний
    • 1. 3. Модель обучения педагогов в системе повышения квалификации современным технологиям диагностики качества знаний
    • 1. 4. Выводы по первой главе
  • 2. Глава II. Опытно-экспериментальная работа по обучению педагогов 63 системе повышения квалификации современным технологиям диагностики качества знаний
    • 2. 1. Проектирование обучения педагогов в системе повышения квалификации современным технологиям диагностики качества знаний
    • 2. 2. Обоснование содержания образовательной программы
  • Современные технологии диагностики качества знаний"
    • 2. 3. Разработка учебно-методического комплекса обучения педагогов в системе повышения квалификации современным технологиям диагностики качества знаний
    • 2. 4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
    • 2. 5. Выводы по второй главе 1
  • Заключение 154 Библиографический
  • список
  • Приложения

Обучение педагогов в системе повышения квалификации современным технологиям диагностики качества знаний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С вхождением России в мировое образовательное пространство происходит постепенная адаптация образования, переход к европейским стандартам оценки результатов обучения — независимой экспертизе оценивания объема, содержания, качества и уровня подготовки обучающихся [81]. Поэтому в модернизации образования одним из приоритетных направлений является обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования, которое достигается созданием систем независимого оценивания.

Создание независимой от органов управления образованием государственной системы оценки качества образования, должно стать действенным и надежным инструментом повышения эффективности образовательной деятельности.

Статья 129 «Независимая экспертиза качества образования» кодекса Российской Федерации об образовании допускает проведение независимой экспертизы качества образования и результатов итоговой аттестации обучающихся на добровольной основе (инициатива обучающихся,, родителей, педагогов, общественных объединений и организаций, органов самоуправления образовательных учреждений (организаций), органов управления образованием и иных заинтересованных лиц). Это право получают экспертные организации (советы), обладающие лицензией на проведение экспертной деятельности в области оценки качества образования, обеспечиваемого образовательным учреждением (организацией) определенного типа.

Комментируя подписание Болонской декларации в 2003 году, В. М Филиппов отметил, что одной из целей проекта является создание такой системы аттестации контроля качества образования, которой бы доверяло европейское сообщество, в масштабах страны и внутри каждого образовательного учреждения [187].

Для повышения объективности итоговой аттестации выпускников школы и обеспечения равных возможностей на получение среднего и высшего профессионального образования предстоит осуществить изменение сложившейся системы выпускных экзаменов в общеобразовательных учреждениях и вступительных испытаний в высшие и средние специальные учебные заведения с учетом результатов эксперимента по введению единого государственного экзамена.

Единый государственный экзамен также является одним из элементов модернизации образования в Российской Федерации. Он введен в экспериментальный план постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2001 г. № 119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2002 г. № 222 «Об участии образовательных учреждений среднего профессионального образования в эксперименте по введению единого государственного экзамена». Результаты единого государственного экзамена также должны показать соответствие итогов обучения требованиям образовательного стандарта и на основе полученных данных принимать управленческие решения.

Проведение государственного контроля прописано законодательно в кодексе Российской Федерации об образовании, и осуществляется федеральными органами управления образованием, органами управления образованием субъектов Российской Федерации, государственной аттестационной службой и иными специально уполномоченными государственными или муниципальными органами. Они контролируют качество образования, исполнение государственных образовательных стандартов, проводят мониторинг состояния и результатов образования. [79, статья 122,123,124,128].

Изменение требований к качеству подготовки выпускников, смещение акцентов с количественно-затратных показателей на показатели результата: компетентность, обученность, знания — приводит к необходимости изменения организации процесса обучения. И здесь важным звеном управления является диагностика качества знаний. От того как она организована, на что нацелена, существенно зависит эффективность всей • образовательной деятельности.

Кроме того, быстрый рост количества научно-технической информации приводит к необходимости организации эффективного управления процессом обучения.

Диагностика качества знаний позволяет оценить достижения ученика, сравнить работу преподавателей, выявить пробелы в знаниях, достоинства и недостатки методов обучения, а также дает информацию руководителю образовательного учреждения для принятия управленческих решений.

Психолого-педагогические аспекты диагностики качества знаний и обучения рассматривали B.C. Аванесов, В. П. Беспалько, Д. В. Гуревич, Б. С. Гершунский, И. Я. Лернер, В. Г. Максимов, Н. А. Менчинская, Е. А. Михайлычев, М. М. Поташник, М. Н. Скаткин, Г. Б. Скок, В. М. Соколов, Н. Ф. Талызина, С. Е. Шишов и др.

Для повышения качества обучения педагогу необходимо уметь грамотно выбирать и применять существующие формы и методы диагностики, четко определять цели и функции контроля.

Контроль основанный на педагогических измерениях, с учетом ограничений и условий применимости, имеет ряд преимуществ: объективность, действенность, возможность тренинга, технологичность, оперативность обработки результатов, возможность автоматизации, обработка и накопление статистических данных — что ставит их на одно из ведущих мест в формах контроля качества обучения.

Теоретические основы разработки педагогических измерителей (тестов) представлены в трудах B.C. Аванесова, А. Анастази, П. П. Блонского, Д. В. Гуревича, П. Клайна, А. Н. Майорова, Е. И. Машбица, М. Г. Минина, Н. С. Михайловой, Н. И. Пака, А. О. Татура, М. Б. Челышковой и др.

Однако использование современных технологий диагностики качества знаний в учебном процессе сопровождается рядом проблем:

• отсутствие мотивации к использованию современных технологий диагностики качества знаний в учебном процессе;

• содержание диагностического материала отбирается без учета цели обучения;

• диагностический материал, составленный самим педагогом, разрабатывается без соблюдения требований, предъявляемых к педагогическим измерителям;

• не соблюдаются требования к процедуре тестирования;

• результаты тестирования недостаточно полно используются педагогами и администрацией в управлении учебным процессом.

Причиной выше указанных проблем является отсутствие теоретической и практической подготовленности преподавателей и администрации образовательных учреждений в вопросах использования современных технологий диагностики качества знаний.

Анализ педагогической литературы и Internet-публикаций показал, что учреждения дополнительного профессионального образования ведут работу, связанную с проблемами диагностики качества знаний, и можно выделить три основных направления:

1. Организация центров (мониторинговые, диагностические, тестирования), которые занимаются непосредственно тестированием.

2. Проведение семинаров и конференций различного уровня по проблемам единого государственного экзамена и использования педагогических измерений в учебном процессе.

3. Реализация краткосрочных курсов по проблемам педагогических измерений, диагностики качества знаний, дидактической тестологии, мониторинга и т. п.

Однако, организация обучения педагогов в системе повышения квалификации современным технологиям диагностики знаний проработана недостаточно, эта проблема практически не обсуждается в педагогических публикациях.

Анализ проблемы обучения педагогов в системе повышения квалификации современным технологиям диагностики качества знаний выявил противоречия между:

— введением в учебный процесс школы современных технологий (основанных на педагогических измерениях) диагностики качества знаний учащихся, для оперативного управления учебным процессом, и невысоким уровнем теоретической и практической подготовки педагогов в области педагогических измеренийшироким внедрением в учебный процесс компьютерных контролирующих программ и неготовностью педагогов к использованию их в своей профессиональной деятельности;

— необходимостью обучения педагогов современным технологиям диагностики качества знаний и отсутствием адекватных моделей обучения.

Актуальность проблемы определила тему диссертационного исследования: «Обучение педагогов в системе повышения квалификации современным технологиям диагностики качества знаний».

Цель исследования: разработать модель обучения педагогов в системе повышения квалификации современным технологиям диагностики качества знаний и экспериментально подтвердить ее эффективность.

Объект исследования: обучение педагогов современным технологиям диагностики качества знаний.

Предмет исследования: организация процесса обучения педагогов в системе повышения квалификации современным технологиям диагностики качества знаний.

Гипотеза исследования: обучение педагогов в системе повышения квалификации современным технологиям диагностики качества знаний будет эффективным, если учебный процесс основан на андрагогическом и деятельностном подходах, обеспечен моделью обучения и условиями ее реализации.

Задачи исследования:

1. Теоретически обосновать андрагогический и деятельностный подходы в обучении педагогов в системе повышения квалификации современным технологиям диагностики качества знаний.

2. Разработать модель обучения педагогов в системе повышения квалификации современным технологиям диагностики качества знаний.

3. Создать учебно-методический комплекс для обучения педагогов в системе повышения квалификации современным технологиям диагностики качества знаний.

4. Апробировать модель обучения педагогов в системе повышения квалификации современным технологиям диагностики качества знаний и экспериментально проверить ее эффективность.

Теоретическую основу исследования составила теория педагогической диагностики и качества образования, рассматриваемая в работах B.C. Аванесова, В. П. Беспалько, Л. И. Боголюбова, Д. Н. Богоявленского, Е. Д. Божовича, Д. В. Гуревича, Б. С. Гершунского, В. А. Дмитриенко, И. Я. Лернера, В. Г. Максимова, Н. А. Менчинской, Е. А. Михайлычева, М. М. Поташника, Н. А. Селезневой, М. Н. Скаткина, Г. Б. Скок, В. М. Соколова, Н. Ф. Талызиной, С. Е. Шишова и др.

Теоретические основы разработки тестов представленые в трудах B.C. Аванесова, А. Анастази, П. П. Блонского, Д. В. Гуревича, П. Клайна, Э. В. Лузика, Д. Люсина, А. Н. Майорова, Е. И. Машбица, М. Г. Минина, Н. С. Михайловой, Н. И. Пака, А. О. Татур, М. Б. Челышковой и др.

Основы дидактики — И. Я. Лернер, В. Окунь, М. Н. Скаткин, А. В. Хуторской, Д. В. Чернилевский и др.

Психолого-педагогические теории развития личности и учебно-познавательной деятельности — Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин,.

В.В. Давыдов, J1.B. Занкон, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов,.

A.В. Мудрик, С. Л. Рубенштейн, М. Н. Сканкин и др. Методологической основой исследования является методология педагогического проектирования — В. П. Беспал ько, В. М. Монахов, М. М. Поташник, П. Г. Щедровицкий, И. С. Якиманская и др.

Деятельностный подход в обучении — Б. Г. Ананьев, О. С. Анисимов, Л. И. Божович, А. А. Вербицкий, Л. С. Выготский, П. Я Гальперин,.

B.В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина, Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, П. Г. Щедровицкий, Д. Б. Эльконин и др.

Андрагогический подход в обучении педагогов — А. А. Вербицкий,.

C.Г. Вершловский, Б. С. Гершунский, А. В. Даринский, С. И. Змеев, Ю. Н. Кулюткин, B.C. Леднев, В. Г. Онушкин, В. Я. Синенко, В. А. Сластенин, Е. П. Тонконогая, А. П. Тряпициная, Т. Н. Шамова и др.

Компьютеризация содержания профессионального образованияМ.П. Лапчик, В. Л. Матросов, Е. И. Машбиц, Н. И. Пак, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер и др.

Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие личности обучаемого — В. П. Беспалько, Б. С. Гершунский, И. А. Зимняя, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин и др.

Модульная технология обучения — Г. В. Лаврентьева, Н. Б. Лаврентьев, М. А. Чошанов, П. Юцявичене и др. Методы исследования:

• методы теоретического исследования: изучение и анализ научной, методической, учебной литературы, печатных и Internet публикаций, посвященных исследуемой проблемеизучение, обобщение, теоретическое осмысление педагогического опыта по проблеме, анализ нормативных документов, учебно-программной документации и учебно-методических пособий;

• диагностические методы: наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, экспертная оценка;

• педагогический эксперимент;

• математические методы: статистический анализ результатов эксперимента.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологическими основами, соответствующими целям и задачам исследованияиспользованием совокупности методов, адекватных объекту, целям и задачам исследованиявзаимосвязь теоретических положений с реальной практикойрепрезентативностью и значимостью экспериментальных данных.

Процесс исследования можно разделить на следующие этапы:

1 этап (2000;2001) — изучена научная литература по проблеме диагностики качества знанийопределены цели, задачи, объект, предмет исследованиявыдвинута гипотезаопределены методы исследованияпроведено анкетирование, наблюдение, беседа с педагогами для выявления проблем использования современных технологий диагностики качества знанийбыла проанализирована деятельность педагога в процессе работы с современными технологиями диагностики качества знаний.

2 этап (2001;2002) — разработана модель обучения педагогов в системе повышения квалификации современным технологиям диагностики качества знанийопределены цели обученияобосновано содержание и выбор форм, методов и средств обучениясоставлена и апробирована дополнительная профессиональная образовательная программа «Современные технологии диагностики качества знаний" — проведен педагогический эксперимент.

3 этап (2002;2004) — проведена экспериментальная работа, проанализированы ее результаты, проверена и скорректирована гипотеза исследованиявнесены изменения в организацию, цели, содержание, формы, методы и средства обученияпроведен педагогический эксперимент.

4 этап (2004;2005) — проведен анализ и обработка полученных результатов педагогического эксперимента с использованием методов математической статистики и компьютерной обработки данныхуточнены выводырезультаты теоретического исследования и эксперимента оформлены в виде диссертации.

Научная новизна исследования:

1. Разработана модель обучения педагогов в системе повышения квалификации современным технологиям диагностики качества знаний, отражающая элементы процесса обучения (диагностика индивидуальных особенностей, цель, содержание, формы, методы, средства, формы контроля), и взаимодействие педагогов с системой повышения квалификации (аудиторная работа — курсы повышения квалификации и внеаудиторная работа — консультации, стажировки, семинары, творческие группы).

2. Выявлены условия реализации предложенной модели обучения педагогов в системе повышения квалификации современным технологиям диагностики качества знаний, сочетающие модульный принцип построения программы, организацию самостоятельной работы посредством учебно-методического комплекса, использование информационных технологий как средства и как среды обучения.

Теоретическая значимость исследования:

Теоретически обосновано использование андрагогического подхода в обучении, учитывающего такие особенности педагогов, как приоритет самостоятельного обучения, содеятельность обучающихся между собой и обучающим, использование профессионального опыта обучающихся, безотлагательное применение на практике приобретенных знаний и умений, вариативность обучения с учетом индивидуальных образовательных потребностей, и деятельностного подхода, направленного на создание образовательного продукта.

Практическая значимость:

1. Разработана дополнительная профессиональная образовательная программа «Современные технологии диагностики качества знаний», имеющая модульную структуру, что позволяет индивидуализировать процесс обучения.

2. Создан учебно-методический комплекс «Современные технологии диагностики качества знаний» (учебное пособие, электронные дидактические материалы, программные средства, методические рекомендации), позволяющий организовывать самостоятельную деятельность и эффективно реализовывать модель обучения педагогов в системе повышения квалификации.

На защиту выносятся:

• Модель обучения педагогов в системе повышения квалификации современным технологиям диагностики качества знаний, разработанная в соответствии с андрагогическим и деятельностным подходами, способствующими эффективной ее реализации.

• Условия реализации модели обучения педагогов в системе повышения квалификации современным технологиям диагностики качества знаний: модульный принцип построения программы, учебно-методический комплекс как средство организации самостоятельной деятельности, использование информационных технологий.

Апробация диссертационной работы.

Апробация работы проводилась на базе МОУ ДПО «Институт повышения квалификации» г. Новокузнецка с 2001 по 2005 год. Результаты выполненного исследования были представлены на региональных научно-практических конференциях в г. Новокузнецке: 2001 г., 2003 г., 2004 г., 2005 г.- IV региональной научно-практической конференции студентов и аспирантов, посвященной 50-летию Кемеровского государственного университета в г. Новокузнецке, 2004 г.- Интернет семинаре-совещание в г. Томске, 2004 г.- на ярмарке «Образование. Карьера. Занятость» в г. Новокузнецке, 2004 г.- международной ярмарке «УчСиб-2003» в г. Новосибирске.

Выводы по второй главе:

1. Реализация модели обучения педагогов современным технологиям диагностики качества знаний включает в себя следующие особенности организации учебного процесса:

1. Постановку диагностичных трех уровневых целей (иметь представление, знать, уметь).

2. Диагностику образовательных потребностей и индивидуально-личностных особенностей педагогов.

3. Дифференцирование содержания по модулям.

4. Планирование и деятельность педагогов в процессе обучения по усвоению учебного материала.

5. Формы и методы, активизирующие познавательный процесс обучения педагогов и направленные на создание образовательного продукта.

6. Средства обучения, позволяющие индивидуализировать процессе обучения и увеличить долю самостоятельной работы.

7. Диагностика результатов обучения (мотивационный, информационный, деятельностный критерий).

8. Использование информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий как средства и как среды обучения.

2. Разработана дополнительная профессиональная образовательная программа «Современные технологии диагностики качества знаний», составленная на основе модульной технологии, что позволяет индивидуализировать процесс обучения.

Программа «Современные технологии диагностики качества знаний» разработана на 252 часа.

Модуль 1: «Пользователь ПК» — 72 часа.

Модуль 2: «Использование современных технологий диагностики качества знаний в учебном процессе» — 108 часов.

Модуль 3: «Разработка педагогических тестов различных видов для профессиональной деятельности педагога» — 36 часов.

Модуль 4: «Математико-статистические методы обработки в сфере педагогических измерений» — 36 часов.

3. Создан учебно-методический комплекс «Современные технологии диагностики качества знаний»: учебное пособие, электронные дидактические материалы, программные средства, методические рекомендации.

4. Проведена опытно-экспериментальная работа по обучению педагогов современным технологиям диагностики качества знаний, которая показала эффективность разработанной модели. С помощью методов математической статистики доказана достоверность различий результатов обучения между контрольными и экспериментальными группами.

Заключение

.

В результате выполненного теоретического и экспериментального исследования достигнута поставленная цель, решены задачи диссертационного исследования и сформулированы выводы.

В процессе педагогического исследования нами теоретически обосновано использование андрагогического и деятельностного подхода в обучении педагогов современным технологиям диагностики качества знаний.

Андрагогический подход предусматривает индивидуальные особенности и образовательные потребности педагогов в обучении современным технологиям диагностики качества знаний, а также обеспечивает высокую мотивацию и, следовательно, высокую эффективность учебного процесса.

Деятельностный подход в обучении педагогов современным технологиям диагностики качества знаний позволяет сделать учебный процесс практико-ориентированным, повысить учебно-познавательную активность. Процесс обучения, при таком подходе, направлен на создание образовательного продукта — индивидуальной творческой разработки.

Нами разработана модель, отражающая взаимосвязь элементов обучения и систему взаимодействия педагогов с системой повышения квалификации (аудиторная и внеаудиторная работа).

Модель обучения педагогов в системе повышения квалификации современным технологиям диагностики качества знаний строится по модульному принципу. Модульное обучение создает наиболее благоприятные условия для обучения педагогов путем обеспечения вариативности содержания, приспособления его к индивидуальным образовательным потребностям и уровню базовой подготовки, посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной траектории.

Разработанная модель отражает содержание и взаимосвязь элементов обучения, также систему взаимодействия педагогов с системой повышения квалификации (курсовая подготовка — аудиторная работапослекурсовая подготовка — внеаудиторная работа).

Содержание обучения педагогов современным технологиям диагностики качества знаний структурируется в автономные организационно-методические модули, объем которых может варьироваться в зависимости от уровневой дифференциации педагогов и дидактических целей. Такой подход позволяет создать условия для выбора индивидуальной траектории обучения.

Составлена образовательная программа «Современные технологии диагностики качества знаний» с модульным принципом построения, который создает благоприятные условия для обеспечения индивидуальных образовательных потребностей педагогов.

Программа «Современные технологии диагностики качества знаний» разработана на 252 часа.

Модуль 1: «Пользователь ПК» — 72 часа.

Модуль 2: «Использование современных технологий диагностики качества знаний в учебном процессе» — 108 часов.

Модуль 3: «Разработка педагогических тестов различных видов для профессиональной деятельности педагога» — 36 часов.

Модуль 4: «Математико-статистические методы обработки в сфере педагогических измерений» — 36 часов.

Создан учебно-методический комплекс «Современные технологии диагностики качества знаний»: учебное пособие, электронные дидактические материалы, программные средства, методические рекомендации.

В процессе обучения педагогов современным технологиям диагностики качества знаний компьютер используется как средство обучения и как инструмент для создания образовательного продукта. Для каждого модуля разработан электронный дидактический материал с использованием Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher и HTML. Электронный дидактический материал позволяет усиливать наглядность, доходчивость и доказательность информационного учебного материала. Структура электронного дидактического материала направлена на реализацию индивидуальной траектории поиска информации.

Проведена опытно-экспериментальная работа, которая показала эффективность разработанной модели. Методами математической статистики доказана достоверность различий результатов обучения между контрольными и экспериментальными группами.

Таким образом, результаты теоретического анализа проблемы и материалы экспериментальной проверки подтвердили справедливость выдвинутой гипотезы.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы и накопленный теоретический и экспериментальный материал требует дальнейшего развития и уточнения.

Перспективными направлениями по обучению педагогов современным технологиям диагностики качества знаний могут быть: о дистанционное обучение педагогов современным технологиям диагностики качества знанийо усовершенствование системы организации послекурсовой подготовки педагогов в области современных технологий диагностики качества знанийо усовершенствование системы диагностики результатов обучения педагогов современным технологиям диагностики качества знанийо усовершенствование системы отслеживания изменений практической деятельности педагогов по использованию современных технологий диагностики качества знаний.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Композиция тестовых заданий. Учебная книга для преподавателей вузов, учителей школ, аспирантов и студентов педвузов. 2 изд., ипср. и доп. -М.: Адепт, 1998.-217с.
  2. B.C. Научные основы тестового контроля знаний. — М.: Исслед. центр, 1994. 135с.
  3. B.C. Проблема психологических тестов//Вопросы психологии. 1978-№ 5.-С.97−107.
  4. B.C. Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме: Пособие для высшей школы/Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, московская государственная текстильная академия имени А. Н. Косыгина. М., 1995. — 95с.
  5. B.C. Теоретические основы разработки знаний в тестовой форме: Учебное пособие. — М.: МГТА, 1995. 149с.
  6. B.C. Форма тестовых заданий. Учебное пособие. Первое издание. М.: Иссл. Центр, 1991. — 33с.
  7. В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. М.: Наука, 1990. — 216с.
  8. Н.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем//Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения. -М.: Институт педагогических инноваций РАО, 1994. С. 20−23.
  9. .Г. Избранные психологические труды: в 2 т./Под ред. А. А. Бодалева и др. М., 1980.
  10. Ю.Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование 7-е изд., СПб: Питер, 2005 — 688с.
  11. П.Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. — 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 307 с.
  12. О.С. Развитие. Моделирование. Технология. — Калуга: «ИМУ», 1996.-92с.
  13. З.Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. — М.: Высш. шк, 1974. 384с.
  14. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. шк., 1980. — 368 с.
  15. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985, — 208с.
  16. И.К. проблемы эффективности курсов повышения квалификации учителей//Педагогические проблемы повышения эффективности курсовой подготовки учителей.: Сб. науч. тр. Рига, 1980. — С.3−65.
  17. , М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. — 256с. — (Б-ка администрации школы). — ISBN 5−901 030−62−1.
  18. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: Изд-во Ин-та проф. образования МО РФ, 1995. — 336с.
  19. В.П. Программированное обучение: Дидактические основы. М.: Высшая школа, 1970. — 300с.
  20. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. 192с.
  21. П.П. Предисловие к сборнику «Тесты: теория и практика». № 1. М.: Работник просвещения, 1928. — С.80.
  22. И.М., Молокова А. В., Молоков Ю. Г. Тенденции развития информатизации общеобразовательной школы. — Новосибирск, РАО СИОТ, 1996.-123с.
  23. И.М., Скибицкий Э. Г. Дидактические принципы разработки компьютерных учебных курсов./Новые информационные технологии в образовании. Выпуск 7. Часть И.//Под общей ред. И. М. Бобко, — Новосибирск, 1991.-132с.
  24. .Н. Концептуальные положения и принципы информатизации сферы образования // Педагогическая информатика. — 1998. -№ 3. С. 8 — 13.
  25. В.И. Педагогическая технология. Пятигорск: ПГЛУ, 1997.-245с.
  26. Л.И., Дик Ю.И., Иванова Е. О. и др. О подходах к разработке требований к обязательному уровню подготовки выпускников основной школы // Перспективы развития общего среднего образования: Сб. науч. тр. М.: ИОСО РАО, 1998.
  27. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во. АПН РСФСР, 1959. — 66с.
  28. Е.Д. Практико-ориентированная диагностика учения: проблемы и перспективы // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 14−20.
  29. А.В. Педагогические особенности создания и внедрения системы активных методов обучения в институте повышения квалификации: Дис. канд. пед. наук. М.: 1987. — 151с.
  30. К.Я. Коллективная мыследеятельность модель саморазвития. -М.: Педагогика, 1990. — 196с.
  31. К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение. — Н. Новгород, 1991. 182с.
  32. Ю.И., Можаров М. С. Интерактивный контроль знаний: Учебное пособие. Новокузнецк: изд-во КузГПА, 2003. — 111с.
  33. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 204с.
  34. С.Г. Андрагогика: этапы становления. // Новые знания. -М. 1998.- №№ 2,4.
  35. С.Г. Общее образование взрослых: стимулы, мотивы. — М.: Педагогика, 1987. 184с.
  36. С.Г. Социально-андрагогические проблемы управления современной школой//Андрагог в открытом обществе (Материалы Российско Польского семинара)/Под ред. Е. А. Соколовской, Т. В. Шадриной. — СПб. -Иркутск — Plock — 2000.- 242 с.
  37. Взаимосвязь теории и прктики в процессе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров: Сб. научн. тр. / Под ред. Ю. Н. Кулюткина. М.: АПН СССР, 1990. — 102с.
  38. И.А., Митина A.M. Проблема целей обучения в современной педагогике. — М.6 МГУ, 1986.
  39. О.В. Структурированные тесты как средство контроля знаний // Информатика и образование. 2001. № 7.
  40. О.В. Структурированные тесты как средство контроля знаний // Информатика и образование. М., 2001. — № 7. — С.14−17.
  41. А.М., Симоненко В. Д. Педагогические теории, системы, технологии. Брянск, 1997. — С.84.
  42. Воронин T. JL, Каннами В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М.: ИНФОРМАТИКА, 1995.
  43. JI.C. Педагогическая психология./Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991.-479с.
  44. Т. В. Учебная деятельность и ее средства. — М.: Изд-во МГУ, 1988.-255с.
  45. П.Я. Методы обучения и умственное развитие. М.: Педагогика, 1985.-212с.
  46. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. — М.: Педагогика, 1987. 264с.
  47. .С. Педагогическая прогностика: Методология. Теория. Практика. Киев, 1986.
  48. Дж., Стенли Дж. Статистический методы в педагогике и психологии. / Пер с англ. Л. И. Хайрусовой. Под общ. ред. Ю. П. Адлера. — М.: Прогресс, 1976. 495с.
  49. А.С. Научить думать и действовать /Адаптивная система обучения в школе. М.: Просвещение, 1991. — 175с.
  50. В.В. Оценочные шкалы в образовательной технологии // Народное образование. 2002. — № 5. — С. 115−120.
  51. В.В. Информационно-коммуникационные технологии в деятельности кафедры (из опыта работы)//Методист. 2002. — № 4. — С. 15−20.
  52. В.В. Лекции по педагогической технологии. — М., 1992.
  53. В.В. Матрица разнообразия и модель обучения // Химия в школе. 2002. — № 5. — С. 10−15.
  54. В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. — М.: Народное образование, 2001.
  55. В.В. Поколения образовательных технологий: «традиционные методики», модульно-блочные и цельноблочные технологии // Химия в школе. 2003. — № 9. — С. 14−24.
  56. К.М. Проблемы дифференциальной психологии. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 384с.
  57. В.В. Виды обобщения в обучении. (Логико-психологические проблемы построения учебных предметов). — М.: Просвещение, 1972. — 423с.
  58. А.В. Кого и как включать в систему образования взрослых. // Педагогика. М., 1995. — № 2.
  59. А.В. Педагогика взрослых, ее предмет и задачи. // Сов. Педагогика. М., 1969.— № 6.
  60. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. -М.: Педагогика, 1989-С. 153.
  61. А.П. Концепция информатизации образования. М.: 1988. — 20с.бб.Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпритация:
  62. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М., 2000.70.3меев С. И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. М.: PerSe, 2003. 207с.
  63. С.И., Леонихина Е. В., Мануйленко А. А. Теоретические и научно-методические основы обучения взрослых в вузовском и дополнительном образовании. Научный отчет. -М., ИОО, 1997.
  64. Т. А. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1984. — 230с.
  65. Кабанова-Меллер Е. Ф. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. — М.: Просвещение, 1986. — 176с.
  66. Д.С., Карпенко О. М., Шлихунова Е. Н. Автоматизированная система мониторинга эффективности усвоения знаний и качества тестовых заданий // Инновации в образовании. 2001.- № 2. — С.69−84.
  67. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. / Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. М.: Педагогика, 1978. — 280с.
  68. П. Введение в психометрическое программирование: Справочное руководство по конструированию тестов. /Пер. англ. Е. П. Савченко. Под ред. Л. Ф, Бурлачука. Киев: ПАН ЛТД, 1994. — 283с.
  69. М.В. Инновации в обучении: методы и модели. М., 1977.
  70. М.В. Педагогическая технолгия в учебном процессе. М.: «Знание», -1989.
  71. Кодекс Российской Федерации об образовании.
  72. И.А. Основы андрагогики: учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. учеб. /Под ред И. А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 240с.
  73. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, распоряжение от 29 декабря 2001 г. N 1756-р.
  74. В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. Самара, 1994.
  75. А.О. разработка и использование компьютерных обучающих программ//Информационные технологии. 1996.- № 4.
  76. А.Н. Математика для психологов: Учебник/А.Н. Кричевец, Е. В. Шикин, А. Г. Дьячков / Под ред. А. Н. Кричевца. М.: Флинта: Московский психологический институт, 2003. — 376с.
  77. Ю.Н. Учитель и его менталитет//Проблемы непрерывного образования: Информационный бюллетень. 1995. -№ 3. -С.5−7.
  78. Ч. Основы дидактики / Пер. с польск. М7Г Высшая шк., 1986.-244с.
  79. Г. В., Лаврентьева Н. Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Барнаул: Алт. Ун-та, 2002.- 120с.
  80. М. П. Информатика и технология: компоненты педагогического образования // Информатика и образование. № 1 — 1992. С.3−6.
  81. Д.Г. Практика обучения: современные образовательныетехнологии. М.: Издательство «Институт практической психологии»: Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 288с.
  82. B.C. Непрерывное образование: структура и содержание. — М., 1990.
  83. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 86с.
  84. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: в 2 т. — М.: Педагогика, 1983. 243с.
  85. И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981. 186с.
  86. И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? — М.: Знания, 1978.- 112с.
  87. И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? — М.: Педагогика, 1978. 185с.
  88. .П. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. Заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, Юрайт, 1998.-464с.
  89. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Наука, 1991. — 297с.
  90. Э.В. Разработка и внедрение критериально-ориентированных тестов достижений по учебным дисциплинам. Киев, 1996.
  91. Д.В. Основы разработки и применения критериально-ориентированных педагогических тестов: Учебное пособие. — М.: Исследовательский центр Гособразования СССР, 1993. 51с.
  92. А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. — М.: «Интеллект-Центр, 2002. — 296с.
  93. В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.-272с.
  94. И. Перспективы развития дидактических средств компьютерной технологии обучения. М., 1991.
  95. Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М., 2001.
  96. В.Л. О подготовке педагогических кадров: статистика, проблемы, перспективы // Преподаватель. 1999. № 2−3. С.4−7.
  97. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977.-240с.
  98. Юб.Мачулин В. В., Михайловский В. Г., Рюмин В. П. Основы деятельностного подхода к подготовке кадров. М.: В, А им. Ф. Э. Дзержинского, 1995. — 56с.
  99. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1998. — 192с.
  100. Н.А. Психологические вопросы анализа развивающего эффекта обучения // Вопросы организации и методов исследования знаний, умений и навыков учащихся. М., 1973. — С.52−70.
  101. М.Г. Диагностика качества знаний и компьютерные технологии обучения. Томск: Изд-во ТГПУ, 2000. — 216с.110. Михайлова Н.С.
  102. Ш. Михайлычев Е. А. Дидактическая тестология. М.: Народное образование, 2001.
  103. А.В., Хеннер Е. К. О понятии «информационное моделирование» // Информатика и образование. 1997. — № 6. — С.3−7.
  104. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю. Н. Кулюткина и др. -М.: Педагогика, 1981. 120с.
  105. В.М. Технологический основы проектирования и констурирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995. — 160с.
  106. Ю.М. Об оценивании уровня подготовленности учащихся по результатам единого государственного экзамена. М.: Центр тестирования Минобразования России, 2002. — 32с.
  107. Новые информационные технологии образования: экспериментальная проверка педагогической эффективности / Под ред. В. Г. Разумовского, И. М. Бобко. Новосибирск: НИИИВТ, 1991. — 69с.
  108. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272с.
  109. Новые технологии обучения на ФПК: теория, опыт, проблемы. Кн. 1.-М., 1991.
  110. Общая психодиагностика/Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
  111. В.В. Оценивание учебных достижений учащихся при проведении централизованного тестирования. М.: Центр тестирования МО РФ, 2001.-27с.
  112. В. Введение в общую дидактику. М., 1990.
  113. Основы открытого образования./Под ред. В. И. Солдаткина М.: НИЦ РАО, 2002.-676с.
  114. Пак Н.И., Симонова K.JI. Методика составления тестовых заданий // Информатика и образование. 1998. — № 5. — С.27−32.
  115. Пак Н.И., Симонова K.JI. Тестовый эксперимент как средство корректировки тестовых заданий // Информатика и образование. 1999. № 10. — С. 15−20.
  116. Пак Н.И., Филиппов В. В. О технологии создания компьютерных тестов // Информатика и образование. 1996. № 3.
  117. Т.С. Региональная модель подготовки и переподготовки учителя. — Кемерово, 1996. — 86с.
  118. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие.//Под.ред. М.В. Булановой-Топорковой. Ростов н/Д: Феникс, 2002. -544с.
  119. Педагогика: Учебное пособие/Под ред. В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянова. -М.: Школа-Пресс, 1997. 512с.
  120. Педагогика: Учебное пособие / Под. ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 602с.
  121. Педагогические программные средства. В 3-х частях / Под ред. Лапчика М. П. Омск, Республиканский центр НИТО, 1991. — 202с.
  122. Педагогический словарь. Т.2. — М.: Изд-во Академии пед. наук, 1960.-С.766.
  123. П.И. Самостоятельная деятельность: дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. М., 1972. — 106с.
  124. И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. Книга 1. М.: Просвещение: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996. — 432с.
  125. В.А., Коржуев А. В. Теория и практика высшего профессионального образования: Учеб. Пособие для системыдополнительного педагогического образования. — М.: Академический Проект, 2004. 432с.
  126. М.М., Лоренсов А. В., Хомерики О. Г. Управление инновационными процессами в образовании. — М., 1994.
  127. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н. А. Менчинской. -М.: Педагогика, 1971.
  128. Рабочая книга андрагога. / Под ред. Вёршловского С. Г. СПб., 1998.
  129. Равен Джон педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. Ю. И. Турчаниновой, Э. Н. Гусинского, науч. ред. И. В. Богомолова, Г. В. Бурменская. Изд. 2-е, испр. М.: «Когито-Центр», 2001.-142с.
  130. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М., 1994.-98с.
  131. .У., Татур А. О. Стандарты и тесты в образовании. М.: МИФИ, 1995.
  132. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1. — 608с.
  133. С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. 1986. — № 4. С.106−110.
  134. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -М.: Народное образование, 1998. 256с.
  135. Н.А., Байденко В. И. Проблема качества образования: актуальные аспекты пути решения//Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании: Сб. науч. Статей. М.: ИЦ, 1998.
  136. Е. В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь», 2002. 350с.
  137. М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). М., 1986.
  138. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984.-96с.
  139. Г. Б. К проблеме качества образования//Качество образования: концепции, проблемы качества, управление. Тез. Всерос. конф./Под общ. ред. А. С. Вострикова. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1998. — Часть I — С. 16−20.
  140. Г. Б., Лыгина Н. И. Как спроектировать учебный процесс по курсу: Учеб. Пособие для преподавателей. Новосибирск: Из-во НГТУ, 2001.-80с.
  141. В.М. Стандарты в управлении качеством образования. Н. Новгород, 1993.-76с.
  142. В.Н. Педагогическая эвристика. М., 1995.
  143. И.Ю., Кабанов Г. П. Качество подготовки специалистов в техническом вузе и технологии обучения: Учебно-методическое пособие для педагогов, аспирантов, магистров. Томск: Изд-во ТПУ, 2003. — 203с.
  144. А.В. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке // Высшее образование в России. 1995, № 2, — С. 31−36.
  145. А.В. Об эффективности информационных технологий обучения // Высшее образование в России. 1997, № 4, С. 100−107.
  146. .Е. Система подготовки студентов педвуза к использованию НИТ в обучении // Педагогическая информатика. — 1998. — № 2. С.29−39.
  147. Н. Ф. Технология обучения и ее место в педагогическом процессе // Современная высшая школа. № 1. — 1977. — С.21−35.
  148. Н.Ф. Методика составления обучающих программ. М., 1980.-47с.
  149. Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе. -М.: Знание, 1983.
  150. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: психологические основы. М.: МГУ, 984. — 345с.
  151. А.О. и др. Стандарты и тесты в образовании. М.: МИФИ, 1995.
  152. Управление познавательной деятельностью учащихся / Под ред. П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во МГУ, 1972. — С. 260−273.
  153. К.Д. Педагог. Соч., т.2. M.-JL, 1988.
  154. И.Ф. Педагогика. М.: 1997. — 180 с.
  155. А.В. Практикум по дидактике и методикам обучения. — СПб.: Питер, 2004. 541с.
  156. А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2001.- 235с.
  157. А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика М.: Международная педагогическая академия, 1198.
  158. М. Б. Разработка педагогических тестов на основе современных математических моделей. М.: МИСИС, 1995.
  159. М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов.Учебное пособие. М.: «Логос», 2002.
  160. М.Б., Хлебников В. А. Основные подходы к оценке качества подготовки обучаемых // Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании: Сб. науч. ст.: ИЦ, 1999.
  161. И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 1988. С.8−23.
  162. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. — М.: ЮИТИ, 2002,-437с.
  163. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе.-М., 1997.
  164. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие М.: Народное образование, 1996. — 157с.
  165. С.Е. Стандартизация в области образования ключевое направление реформы образования в Российской Федерации // Сб. научтрудов «Образовательные стандарты в Российской Федерации». Якутск, 1996.-С.З-12.
  166. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. -М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 354с.
  167. А.Г. Телетестинг: испытай себя сам // Семья и школа. — 1998. № 8. — С.18−19.
  168. Н.Е. Практикум по педагогической технологии. — М.: Педагогическое общество России, 2001.
  169. Г. П. Автоматизация проектирования и задачи развития проектировочной деятельности//Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировочной деятельности (теория и методология) / Под ред. Б. В. Сазонова. М.: 1975. — С.9−177.
  170. Г. П. Философия. Наука. Методология. М.: Шк. культ, политики. — 1997. — С.253−254.
  171. Г. П.Избранные труды. — М.: 1995. 759с. 183. Эльконин Д. Б. Возрастные особенности усвоения знаний. — М.:1. Педагогика, 1966.- 167с.
  172. П.А. Основы модульного обучения. Вильнюс: Валгус, 1990.-177с.
  173. И.С. Развивающее обучение. — М: Педагогика, 1979.
Заполнить форму текущей работой