Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методические материалы для проведения внеклассных мероприятий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интерес учащихся к слову воспитывает и их театральная самодеятельность: мини-спектакли по мотивам русских сказок, сценические постановки на тему русских народных праздников, сценические игровые программы, поскольку изучение и освоение традиционных русских народных игр тоже одно из направлений. При этом основной задачей является не создание постановок, проведение праздников и игр, а воспитание… Читать ещё >

Методические материалы для проведения внеклассных мероприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Народная культура традиционно представляет семью как место, где всегда можно найти любовь, понимание, поддержку. Счастливая семья дает чувство защищенности и безопасности, как для супругов, так и для детей. Тренинговые упражнения, которые мы приводим ниже, вызывали огромный интерес, как у детей, так и у родителей. Рассмотрим некоторые из них.

Духовно-нравственное воспитание учащихся посредством изучения традиций русской народной культуры. В работе по данной теме сложилась определенная система учебных занятий, однако современный учитель в массовой школе неизбежно сталкивается с проблемой нехватки времени на уроке, тогда как внеклассная деятельность по предмету лишена этого недостатка. Одним из самых распространенных видов внеклассной работы по предмету является кружок, который организован для учащихся 6−7-x классов. Название кружка было определено как «Русская традиционная культура».

Программа его основана на концепции, согласно которой высокий духовно-нравственный потенциал русской народной традиционной культуры позволяет рассматривать как основу воспитания подрастающего поколения. Истоки русских традиций — важнейший механизм сохранения и передачи базовых духовно-нравственных и социокультурных ценностей Отечества: традиции Любви к родной природе, Родине, традиции русского Слова, традиции Дела (труд, служение, ремесла), традиции Праздника (народного, религиозного).

Содержание кружка направлено на реализацию гуманизации содержания духовно-нравственного образования и воспитания учащихся 6−7-x классов.

Цель кружка: формирование у учащихся представления о традиционной русской культуре как о величайшей национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы.

Задачи кружка:

Показать традиционную русскую культуру как целостность, вобравшую исторический опыт русского народа, его миропонимание.

На материале конкретных произведений разных видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления великих русских мастеров.

Кружок охватывает круг четырех проблем и направлен на ознакомление учащихся с русским народным декоративно-прикладным искусством, произведениями отечественных авторов о природе, особенностями русской речи, русскими народными праздниками. Программа состоит из четырех разделов, в каждом из которых выделены темы. Программа состоит из четырех разделов; в каждом из них выделены темы.

Первый раздел посвящен русской природе. Материал объединен идеей неповторимости и красоты природы, своеобразия ее изображения в произведениях отечественной литературы.

Второй раздел предусматривает наблюдение за использованием разных языковых средств, традиционных для русской речи. Учащиеся постигают красоту и выразительность русского слова.

Третий раздел раскрывает особенности русского народного декоративно-прикладного искусства. Учащиеся знакомятся с различными видами ремесел и старинных промыслов.

Четвертый раздел дает возможность узнать о русских народных традиционных праздниках, обрядах, обычаях, расширить представление о богатой духовной жизни русского народа.

«ДУША НАРОДА — ДУША РОССИИ».

Цели и задачи кружка. Русская традиционная культура и современность.

Раздел 1. Неповторимость и красота русской природы.

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?».

Русская природа в произведениях отечественной литературы. Образность, своеобразие описаний, эмоциональность как средство выражения любви к родной природе, к Родине и малой родине.

Раздел 2. Богатство и выразительность русского языка. «ЧЕЛОВЕК — ЯЗЫК — КУЛЬТУРА».

Традиции народной культуры русского языка в жизни современного общества. Богатство русской речи. Многообразность лексики — неисчерпаемый источник ее обновления. Синонимическое богатство русского языка. Благозвучие русской речи. Неповторимая индивидуальность фонетической системы русского языка. Образность русской речи. Живость, эмоциональность, выразительность речи.

Раздел 3. Русское народное декоративно-прикладное искусство. «ЖИВОЕ ДЕРЕВО РЕМЕСЕЛ».

Русские народные промыслы. Виды декоративно-прикладного искусства. Искусство стилизации и манера мастера. Дымковская игрушка, скопинская керамика, хохломская и городецкая роспись по дереву, роспись по металлу (жостовские подносы), искусство Гжели. Изделия из кости. Тканые изделия природных материалов. Вологодское кружево. Искусство Палеха (искусство лаковой миниатюры). Загорская и семеновская матрешки.

Раздел 4. Художественный мир русских народных праздников. «ЗОЛОТЫЕ ДНИ КАЛЕНДАРЯ».

Русские народные праздники, традиции, обычаи, обряды в наши дни. Понятие «праздник». Понятие «календарный праздник». Связь календарных народных праздников со сменой времен года. Самобытность праздников.

Постижение ценностей традиций культуры народа через изучение русского языка в настоящее время, по моему мнению, является актуальным. Важно при этом содержание образования разрабатывать на основе целостности исторического развития триады «человек — язык — культура».

Изучение традиционной народной культуры на занятиях кружка организую по спирали на одном и том же материале с постепенным и постоянным усложнением и углублением содержания. В основе этого лежит аксиологическая концепция, согласно которой у учащихся формируются не только правильные представления о традициях русской народной культуры, эмоционально окрашенное позитивное отношение к ней, но и понимание традиционной народной культуры как ценности. Все это способствует воспитанию чувства уважения к традиционной культуре своего народа, стремления к ее дальнейшему познанию и активной деятельности по изучению и сохранению.

Применяются как традиционные формы: уроки, лекции, семинары, практические занятия, так и нетрадиционные: занятия-экскурсии, семинары-диспуты, конференции, защита творческих проектов, связанных с исследованием этнокультуры народа, при этом этнокультурный материал включается во все занятия кружка. Осуществляется это, прежде всего, через тексты этнокультурной направленности, которые органически вписываются в программу кружка, вызывая при этом еще и интерес к родному слову. Ребенок еще в школе должен усвоить традиции культуры своего народа, связанные с историей славянского дома и семьи, особенностями обрядов и праздников, их художественных ремесел и промыслов, а также уметь применять все эти знания в дальнейшей жизни. Однако текст для сегодняшних детей, даже шедевр, — недостаточное условие для их интереса. Моя задача: чтобы в конце занятия на вопрос, интересен ли материал текста, дети подняли руку. Поэтому использую самые разные формы, включая сценическое действие, различные наглядные методы при изучении текстов о русской культуре.

Народная культура скрепляет поколения духовными связями. Особая роль принадлежит языку, подлинным творцом которого был и остается народ. Именно язык сплачивает общество, прокладывает прочные мосты между прошлым, настоящим и будущим. Проблема языка сегодня — это проблема общей культуры человека и общества в целом. Моя задача, как и любого учителя-словесника, не только показать красоту русского слова, его выразительность, образность, но и сохранить традиции русской речи. В этом помогает исследовательская деятельность учащихся. Большой интерес у учащихся вызвала проект по исследованию культуры речи жителей поселка, в котором живут. С результатами работы по теме: «Соблюдение норм речи жителями поселка Междуречье» семиклассники выступили на лингвистической конференции учащихся и педагогов школы, решением которой стало создание общества знатоков русского языка. Был составлен план работы и сделаны первые шаги: начали проведение просветительской работы среди взрослого населения поселка — родителей учащихся, выпустили информационный листок по культуре речи для междуреченцев, организовали мероприятия для младших школьников: провели праздник «Ваше величество, русский язык», конкурс знатоков русского языка.

Роль фразеологизмов в обогащении русской речи трудно переоценить. Их значение не только в художественной ценности, но и, главное, в том нравственном заряде, который они несут в себе. Однако целый ряд библейских выражений, ставших фразеологизмами понять трудно, если не знать их происхождения. Учащиеся 7 класса провели исследование по теме «Библейские выражения в русской фразеологии», которое предполагало, прежде всего, чтение Библии. В процессе работы школьники удивлялись не только смысловой глубине древних текстов, но и выразительности русского слова. Кроме того, учащиеся убедились, что созданные много веков назад фразеологизмы точно и ясно характеризуют явления современной жизни, недаром большинство из них давно вошли в общенародный словарь.

Интерес учащихся к слову воспитывает и их театральная самодеятельность: мини-спектакли по мотивам русских сказок, сценические постановки на тему русских народных праздников, сценические игровые программы, поскольку изучение и освоение традиционных русских народных игр тоже одно из направлений. При этом основной задачей является не создание постановок, проведение праздников и игр, а воспитание и развитие ребят в процессе их подготовки, приобщение к традиционной культуре своего народа как основе духовности и нравственности человека. Именно так, я уверена, возникает интерес к традициям, сопровождающийся желанием и стремлением не только познать, но и усвоить.

В традиции народной культуры сохранился бесценный опыт общения с природой, переданный нам от наших предков как достояние, требующее бережного сохранения и передачи потомкам. Подлинная культура, подлинная духовность немыслима без благоговения перед родной природой, перед Родиной. Это чувство благоговения было свойственно нашим предкам. Чувство Родины начинается с ощущения неповторимости и красоты родной природы. Воспитание духовно-нравственной личности невозможно без пробуждения любви к родной земле. И любовь эта — одно из проявлений той самой духовности, которая делает человека Личностью, а нацию — народом, здоровым нравственно и непобедимым. Сегодня уже очевидно, что не красота спасет Россию, а учитель, способный пробудить в воспитанниках любовь к Отечеству. Впрочем, это и есть один из признаков подлинной красоты. В пробуждении чувства Родины самый верный помощник — фольклор, произведения которого духовны по природе своей, так как глубокими связями соединены с народной культурой и мироощущением народа. Чтобы показать, как богат традициями мир устного народного творчества, как необъятны его тематические возможности, как очевиден мир человеческих ценностей, которые с предельной точностью обозначились еще в далекие фольклорные времена и сегодня являются уже традициями, на занятиях кружка знакомлю учащихся с различными жанрами фольклора. Несколько занятий обязательно посвящаю малой Родине. Их цель: раскрыть детям смысл понятия «малая Родина». Разобраться, почему Родина дороже? Отношусь к занятиям с трепетом и очень большой ответственностью, так как в этом заключен огромный воспитательный потенциал. Учащиеся слушают произведения М. Глинки, П. Чайковского, фрагменты духовной музыки, стихи о России, о Севере. В своей работе часто использую взаимодействие трех видов искусства — слова, живописи, музыки, показываю, как одно и то же явление изображают разных дел мастера.

На таких занятиях учащиеся понимают, что истоки художественного воплощения и развития идут от природы, которая не бывает застывшей, а поражает многообразием форм, видов, красок, оттенков, изменчивостью и преображением. Вечно живая природа помогает детям преодолеть косность и побуждает их к деятельности, к творчеству, к художественному созерцанию и осмыслению окружающего мира. Дети постигают его красоту через восприятие художественных произведений, так закладываются, по моему мнению, основы культуры, удовлетворяется потребность ребенка выразить и объяснить собственным творчеством естество природы, приобщиться к Вечному и Непреходящему.

При проведении занятий необходимо руководствоваться следующими принципами:

последовательное обучение от теории к практике (основные законы, правила и навыки усваиваются детьми при выполнении учебных работ и упражнений и затем сознательно применяются в творческих работах);

использование различных форм занятия и, что позволяет воздействовать на детей с разными формами мышления;

разнообразие творческих заданий;

поощрение домашнего творчества детей с целью выявления их интересов и привязанностей.

Указанный способ работы соединяет в своей структуре и содержании элементы диалогического уровня педагогического общения с установкой на творческий характер работы, предполагающий духовно — нравственное развитие учащихся.

Нравственные диалоги со школьниками позволяют им углубиться в осмыслении этических категорий и понятий о ценностях духовно-нравственной жизни человека. В настоящее время это особенно важно. Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным обществом.

Не беда, если выпускник средней школы, не собирающийся стать профессиональным филологом, не будет знать некоторые лингвистические или литературоведческие термины. Главное, чтобы он стал Личностью, способной к восприятию высших ценностей бытия.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой