Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия социального становления личности курсанта вуза МВД России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В отечественной и зарубежной социальной психологии и педагогике интересующие нас вопросы изучаются также в рамках профессионального становления личности (B.C. Агеев, Г. М. Андреева, С. Д. Артемов, В. В. Бойко, В. И. Зацепин, Б. Коллинз, Я. Л. Коломинский, Е. С. Кузьмин, П. Ла-зарсфельд, Т. Ньюком, А. Ю. Панасюк, A.B. Петровский, К. К. Платонов, H.A. Свиридов, Л. Фестингер, Г. Хоманс, В. В… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы социального становления курсантов вузов МВД России
    • 1. 1. Состояние проблемы социального становления личности в психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Социально- педагогическая характеристика курсантов вуза МВД России
    • 1. 3. Модель процесса социального становления курсантов в вузах
  • МВД России
  • Глава 2. Реализация педагогических условий эффективности социального становления курсантов вузов МВД России
    • 2. 1. Этапы, ход и содержание опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Педагогические условия эффективности воспитательных технологий социального становления курсантов вузов МВД России
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Педагогические условия социального становления личности курсанта вуза МВД России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена рядом причин. Во-первых, динамизмом преобразований, которые происходят в стране в последние десятилетия и которые требуют учета их влияния на социализацию подрастающих поколений, особенности их ориентации в новых социально-экономических отношениях. Это, в свою очередь, ставит образовательные учреждения перед необходимостью вносить соответствующие коррективы в содержание, формы и методы социального воспитания, как в школе, так и в вузе.

Во-вторых, изменения в возрастном и тендерном составе учащихся академии МВД России ставит перед необходимостью более сознательного использования имеющихся воспитательных потенциалов процесса обучения, поиска и адаптации новых педагогических технологий, определения их позитивных влияний на ход и результаты социального становления юношества в новых условиях.

Проблематикой социальной зрелости, социального становления, как свидетельствует анализ научной литературы, занимаются антропология, социология, психология, криминология, педагогика и другие науки.

Различные стороны этой проблемы представлены в работах К.А. Абульхановой-Славской, К. А. Борисова, А. П. Деркача, С. И. Змеева, Н. В. Кузьминой, И. Б. Пономарева, И. П. Раченко, А. Р. Ратинова, A.M. Столя-ренко, A.B. Филлипова, Ю. В. Чуфаровского, В. Д. Шадрикова и других.

Социально-психологические аспекты становления личности в разное время рассматривались Б. Г. Ананьевым, JI.C. Выготским, И. С. Коном, А. Н. Леонтьевым, A.B. Мудриком, A.B. Петровским и другими.

В отечественной и зарубежной социальной психологии и педагогике интересующие нас вопросы изучаются также в рамках профессионального становления личности (B.C. Агеев, Г. М. Андреева, С. Д. Артемов, В. В. Бойко, В. И. Зацепин, Б. Коллинз, Я. Л. Коломинский, Е. С. Кузьмин,.

П. Лазарсфельд, Т. Ньюком, А. Ю. Панасюк, A.B. Петровский, К. К. Платонов, H.A. Свиридов, JL Фестингер, Г. Хоманс, В. В. Шпалинский, В. А. Ядов, М. Г. Ярошевский и др.) В них освещены проблемы социальной адаптации и развития личности, межличностного общения субъектов деятельности, влияния различных социально-педагогических условий на формирование профессионально и социально значимых качеств, знаний, умений и навыков, детей, подростков, молодежи, обеспечивающие их активное социальное становление.

Значителен вклад в разработку социально-педагогических характеристик процесса социального становления личности таких ученых, как: JI.B. Байбородова, A.A. Бодалев, Л. И. Божович, И. С. Кон, E.H. Лекомце-ва, A.B. Мудрик, М. И. Рожков, В. А. Фокин и другие. Ими данный процесс рассмотрен в контексте социализации личности, показаны роль и место социальных проб в социальном становлении человека на различных этапах жизни, раскрыты его педагогические основы, описаны особенности протекания в школьные годы.

Однако, несмотря на определенное внимание к данному вопросу в научных публикациях, следует отметить его недостаточную изученность в юношеском возрасте, применительно к курсантам академии МВД России. Следовательно, можно констатировать наличие ряда противоречий:

— между требованиями общества, государства, работодателя к выпускникам высшей школы, в том числе и системы МВД России, и недостаточной освещенностью в психолого-педагогической теории вопросов социального становления личности в вузе;

— между важным для любого образовательного учреждения обеспечением позитивного социального становления выпускников за годы обучения в нем и недостаточной степенью разработанности данной проблемы в социально-педагогической науке;

— между накопленным опытом в различных учебных заведениях организации процесса социального становления личности будущего выпускника и слабой разработанностью научно-методического обеспечения этого процесса;

— между актуальностью для нашего общества в период трансформационных изменений использования эффективных воспитательных технологий, обеспечивающих социальное становление личности подрастающих поколений, и неподготовленностью преподавателей и офицеров-воспитателей в системе вузов МВД России к их реализации.

Актуальность темы

ее недостаточная разработанность, выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: при каких педагогических условиях процесс социального становления курсантов вузов МВД будет эффективным?

Объектом исследования является процесс социального становления курсантов вузов МВД России.

Предмет исследования — педагогические условия эффективности процесса социального становления курсантов вузов МВД России.

В соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования нами была определена его цель: выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность социального становления курсантов вузов МВД России.

Гипотеза исследования. Процесс социального становления курсантов вузов МВД России будет эффективным, если:

— система организационных форм и методов воспитания, используемые воспитательные технологии носят социально-профессиональную направленность и обеспечивают сформированность следующей иерархии мотивов: общественного, государственного, гражданского, коллективистического и личного;

— достигается удовлетворенность курсантами различными сторонами жизни, деятельности, общения и отношениями в коллективе;

— реализуются специально разработанные дополнительные воспитательные программы, ориентированные на приобретение курсантами социальных знаний, навыков, формирование установок поведения в социуме через имитацию, идентификацию.

В ходе исследования ставились и решались следующие задачи:

1. Охарактеризовать особенности социального становления курсантов в вузах МВД России, определить его содержание и структуру.

2. Разработать и апробировать модель социального становления личности курсантов вузов МВД России.

3. Выявить педагогические условия и средства, обеспечивающие эффективность социального становления личности курсантов вузов МВД России.

4. Выделить и охарактеризовать пути, способствующие оптимизации процесса социального становления личности в юношеском возрасте в системе вузов МВД России.

Теоретико-методологическими основами исследования стали:

— идеи системного (В.П. Беспалько, В. А. Караковский, Ф. Ф. Королев, Л. И. Новикова, H.JI. Селиванова, Ю. П. Сокольников, Л. Ф. Спирин и др.) — деятельностного (К.А. Альбуханова-Славская, Б. Г. Ананьев, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов и др.) — личностно-ориентированного (В.П. Бедерханова, Е. В. Бондаревская, C.B. Кульне-вич, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) интегративно-развивающего (В.И. Андреев, А. Г. Асмолов, О. С. Газман, Л. Ю. Круглова, А. Н. Леонтьев и др.) подходов;

— положения гуманистической психологии и педагогики (Ш.А. Амонашвили, И. А. Зимняя, А. Маслоу, К. Роджерс, В. А. Сластенин и др.), социального воспитания (A.B. Волохов, Б. З. Вульфов, М.А. Галагу-зова, И. С. Кон, Л. В. Мардахаев, A.B. Мудрик, М. И. Рожков, В. А. Фокин и др.), возрастной педагогики и психологии (A.C. Белкин, Л. И. Божович, И. А. Зимняя, И. С. Кон, X. Ремшмидт и др.);

— результаты исследования по вопросам обучения и воспитания курсантов вузов МВД России (И.В. Биочинский, И. В. Горлинский, H.A.

Игошев, JI.A. Копытов, С. А. Кузьменко, П. А. Ласько, В. А. Лоскот, В. Б. Синников, A.M. Столяренко и др.).

Исследование проводилось с применением совокупности теоретических (анализ, синтез, моделирование) и эмпирических (включенное наблюдение, опросы, изучение документации) методов исследования, опытно-экспериментальной работы. Для обработки полученных результатов использовались математические методы и статистический анализ.

Базой исследования стали образовательные учреждения системы МВД России: Нижегородская академия МВД России и ее филиалы: Ижевский, Пермский, Чебоксарский, Саранский, Кировский.

В опытно-экспериментальной работе приняли участие 456 курсантов 1- 5 курсов, 9 преподавателей, 12 офицеров-воспитателей.

Исследование осуществлялось в несколько взаимосвязанных этапов.

На первом (2000 — 2001 гг.) — поисково-теоретическом — проводилось изучение состояния проблемы в гуманитарных науках, уточнялся понятийный аппарат исследования, отбирались методики сбора и способы обработки фактического материала, проводилось пилотажное исследование.

На втором (2002 — 2005 гг.) — опытно-экспериментальном — разрабатывалась и реализовывалась программа исследования, выявлялись, обосновывались и апробировались условия и средства, пути и приемы оптимизации процесса социального становления курсантов, осмысливались полученные данные и, при необходимости, вносились коррективы.

На третьем (2006г.) — обобщающем — систематизировались результаты исследования, формулировались основные выводы и рекомендации, литературно оформлялся текст диссертации.

Личное участие автора состояло в разработке теоретических подходов, программы опытно-экспериментальной работы, в проведении всего комплекса исследовательской деятельности (диагностика, проектирование, реализация, рефлексия) в качестве начальника курса Нижегородской академии МВД России.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивались междисциплинарным уровнем изучения исследуемого явления, непротиворечивостью методологических подходов, взаимопроверяемостью методов и методик сбора и обработки эмпирических данных, адекватных цели, задачам, предмету и объекту исследования, математической обработкой результатов и его статистическим анализом.

Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования заключаются в том, что:

— уточнено педагогическое содержание процесса социального становления курсантов вузов МВД России, определена структура и его особенности;

— разработана и апробирована модель процесса социального становления курсантов вузов МВД России, выделены педагогические средства его оптимизации;

— выявлены и обоснованы педагогические условия эффективности социального становления курсантов вузов МВД России, факторы, влияющие на этот процесс;

— разработан комплекс поэтапных социально-педагогических мер по обеспечению эффективности процесса социального становления курсантов вузов МВД России.

Практическая значимость исследования состоит в том, что подготовлены и доведены до уровня использования программно-методические материалы по обеспечению эффективности процесса социального становления курсантов вузов МВД России за годы их обучения.

Полученные в ходе исследования выводы и обобщения могут быть использованы в курсах педагогики и психологии, методики работы социального педагога, в системе повышения квалификации работников правоохранительных органов, преподавателей и офицеров-воспитателей вузов МВД России.

Кроме того, данные диссертационного исследования помогут при разработке лекций по курсу «Воспитательная работа в ОВД».

Апробация и внедрение результатов исследования. Полученные результаты, выводы и обобщения докладывались на заседаниях кафедр социальной педагогики и социальной работы Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова, научно-практических конференциях, посвященных совершенствованию воспитательной работы с курсантами в условиях модернизации высшей школы России в Нижегородской академии МВД (2000;2002;2005гт.) в её филиалах (Чебоксары, 2001 г.- Пермь, 2003 г.- Саранск, 2005 г.- Ижевск, 2004 и 2006 г.г.), на межвузовских конференциях: «Курсовой офицер вуза МВД как воспитатель коллектива курсантов и слушателей» (Н.Новгород, 2004 г.), «Роль курсового офицера в профессиональном развитии личности курсанта в процессе его воспитания» (Н.Новгород, 2005 г.).

Положения, выносимые на защиту:

1. Социальное становление курсантов вузов МВД России, которое рассматривается как сложный многоаспектный процесс формирования и развития на определенном этапе личностного развития социально и профессионально значимых качеств субъекта, составляющих его социальный опыт, умение взаимодействовать с другими людьми при постановке и достижении общих целей. Результатом социального становления курсантов является социально зрелая личность выпускника, который способен осознавать себя в обществе, самостоятельно ставить для себя цели и достигать их, быть социально и профессионально компетентным.

2. Особенности социального становления курсантов вузов МВД России, которые определяются спецификой образовательного процесса, будущей профессиональной деятельности выпускников, возрастными целями и задачами и, которые состоят в опасностях виктимизации, деформации личности.

3. Модель процесса социального становления курсантов, которая включает ценностно-целевой, содержательный, деятельностный и оценочный блоки, базируется на принципах природосообразности, аксеологич-ности, комплексности, двуединства цели, технологичности.

4. Педагогические условия эффективности социального становления личности курсантов вузов МВД России, которыми являются:

— наличие системы организационных форм и методов воспитания, используемых воспитательных технологий, носящих социально-профессиональную направленность и обеспечивающих сформирован-ность следующей иерархии мотивов: общественного, государственного, коллективистического и личного;

— достижение удовлетворенности курсантами различными сторонами жизни, деятельности, общения и отношениями в коллективе;

— реализация специально разработанных дополнительных воспитательных программ, ориентированные на приобретение курсантами социальных знаний, навыков, формирование установок поведения в социуме через имитацию, идентификацию.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по второй главе.

Проведенная нами опытно-экспериментальная работа обнаруживает позитивную динамику в проявлении основных характеристик процесса социального становления курсантов, подтверждает основные положения высказанной гипотезы.

Педагогическими условиями эффективности социального становления курсантов вузов МВД России являются:

— система организационных форм и методов воспитания, используемых технологий, носящих социально-профессиональную направленность и обеспечивающих адекватную профессиональную самоидентификацию;

— достижение удовлетворенности различными сторонами жизни, деятельности, общения и отношениями в коллективе;

— реализация специально разработанных дополнительных воспитательных программ, направленных на приобретение курсантами социальных знаний навыков, формирование установок поведения в социуме.

Реализация первого условия предполагает использование индивидуальной воспитательной работы в сочетании с групповым взаимодействием и включением в коллективную деятельность.

Реализация второго условия требует регулирования отношений в курсантских коллективах, улучшения бытовых условий, насыщения повседневной жизни продуманными событиями и дополнения выше приведенных мер встречами с ветеранами ОВД и академии, проблемными семинарами с сотрудниками ОВД, работающими на практике, просмотрами и обсуждениями фильмов профессиональной тематики, интерактивными играми с профессиональной направленностью.

Реализация третьего условия указывает на целесообразность использования во внеаудиторной деятельности специально разработанных программ «Моральный казус, его место в жизни. Или как поступить" — «Я сам" — «Успешность действий в зоне отклоняющегося поведения», «Менеджмент безопасности», «Азбука поведения», и выстроенных в логике: информированиеразъяснение — убеждение — проба — обучение в действии. Ь.

Заключение

.

Проблема социального становления личности волнует представителей различных научных дисциплин. Проблематикой социальной зрелости, социального становления, как свидетельствует анализ научной литературы, занимаются антропология, социология, психология, криминология, педагогика и другие науки.

Различные стороны этой проблемы рассмотрены в работах К.А. Абульхановой-Славской, К. А. Борисова, А. П. Деркача, С. И. Змеева, Н-В. Кузьминой, И. Б. Пономарева, И. П. Раченко, А. Р. Ратинова, A.M. Столяренко, A.B. Филлипова, Ю. В. Чуфаровского, В. Д. Шадрикова и других.

Социально-психологические аспекты становления личности в разное время освещались в исследованиях Б. Г. Ананьева, JI.C. Выготского, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, A.B. Мудрика, A.B. Петровского и других.

В отечественной и зарубежной социальной психологии и педагогике интересующие нас вопросы изучаются также в рамках профессионального становления личности (B.C. Агеев, Г. М. Андреева, С. Д. Артемов, В. В. Бойко, В. И. Зацепин, Б. Коллинз, Я. Л. Коломинский, Е. С. Кузьмин, П. Ла-зарсфельд, Т. Ньюком, А. Ю. Панасюк, A.B. Петровский, К. К. Платонов, H.A. Свиридов, Л. Фестингер, Г. Хоманс, В. В. Шпалинский, В. А. Ядов, М. Г. Ярошевский и др.) В них нашли отражение проблемы социальной адаптации и развития личности, межличностного общения субъектов деятельности, влияния различных социально-педагогических условий на формирование профессионально и социально значимых качеств, знаний, умений и навыков, детей, подростков, молодежи, обеспечивающие их активное социальное становление.

При этом авторы исходят из понимания «становления» как возникновения, образования чего-либо нового в процессе развития.

Социальное становление в научных публикациях рассматривается и как процесс, и как результат. В первом случае это явление характеризуется как динамика социального развития человека, определяющая его формирование как зрелой личности в ходе воспитания, образования и самовоспитания. Во втором случае подразумевается достигнутый уровень социальной зрелости человека на определенном отрезке жизненного пути, который свидетельствует о его способности осознавать себя в обществе, понимать занимаемое в нем положение, самостоятельно определять для себя цели, выстраивать маршруты для их достижениякак наличие комплекса социально значимых качеств личности в соответствии с возрастом, стремление к максимально возможному самосовершенствованию.

Как показывает проведенное нами исследование на процесс социального становления личности курсанта вуза МВД России влияют многочисленные факторы и среди них: объективные (социальная средаусловия деятельности сотрудников и ее организацияналичие соответствующей материальной базывлияние окруженияуровень воспитанности сотрудниковсоциальный престиж профессииособенности взаимоотношений внутри курсантских подразделений и у курсантов с преподавателями, офицерами-воспитателями) и субъективные факторы (индивидуальные и возрастные особенности личности сотрудникамотивы и потребностипрофессиональные качества воспитателя, его авторитетностьопыт воспитательной работы субъекта воспитанияотношение воспитателя к воспитанникам и воспитанию).

Социальное становление касается всех сущностных сфер личности (потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой, познавательной, морально-нравственной, действенно-практической, межличностно-социальной), характеризуется обретением человеком свойств самостоятельности, независимости, самодостаточности, способностью принимать ответственные решения, реализовывать их на практике.

Социальное становление курсантов вузов МВД России рассматривается нами как сложный многоаспектный процесс формирования и развития на определенном этапе личностного развития социально и профессионально значимых качеств субъекта, составляющих его социальный опыт, умение взаимодействовать с другими людьми при постановке и достижении общих целей. Его результатом является социально зрелая личность выпускника, который способен осознавать себя в обществе, самостоятельно ставить для себя цели и достигать их, быть социально и профессионально компетентным.

Модель процесса социального становления курсантов, которая включает ценностно-целевой, содержательный, деятельностный и оценочный блоки, базируется на принципах природосообразности, аксеологичности, комплексности, двуединства цели, технологичности.

В ходе опытно-эксперементальной работы нами были выявлены следующие педагогические условия эффективности социального становления курсантов вузов МВД России:

— система организационных форм и методов воспитания, используемые воспитательные технологии носят социально-профессиональную направленность и обеспечивают сформированность следующей иерархии мотивов: общественного, государственного, гражданского, коллективистаческого и личного;

— достигается удовлетворенность курсантами различными сторонами жизни, деятельности, общения и отношениями в коллективе;

— реализуются специально разработанные дополнительные воспитательные программы, ориентированные на приобретение курсантами социальных знаний, навыков, формирование установок поведения в социуме через имитацию, идентификацию и интернализацию.

Реализация первого условия предполагает сочетания включения в деятельность, в групповое взаимодействие и использование индивидуальной воспитательной работы, проводимых руководителями строевых подразделений, офицерами — воспитателями всех уровней со своими подчиненными. В силу своей значимости, действенности индивидуальная воспитательная работа выдвигается на одно из первых мест в системе социального становления личности курсанта.

На необходимость второго условия указывают данные полученные на начальных этапах обучения курсантов академии МВД.

Они диктуют дополнение традиционных воспитательных мер встречами с ветеранами ОВД и академии, проблемными семинарами с сотрудниками ОВД, работающими на практике, просмотрами и обсуждениями фильмов профессиональной тематики, интерактивными играми с профессиональной направленностью.

Реализация третьего условия проходила во внеаудиторной деятельности в ходе осуществления специально разработанных программ «Моральный казус, его место в жизни. Или как поступить" — «Я сам" — «Успешность действий в зоне отклоняющегося поведения», «Менеджмент безопасности», «Азбука поведения».

Все они выстроены в логике: информирование — разъяснение — убеждение — проба — обучение в действии.

Проведенная нами опытно-экспериментальная работа обнаруживает позитивную динамику в проявлении основных характеристик процесса социального становления курсантов, подтверждает основные положения высказанной гипотезы и позволяет сделать ряд выводов:

1. Социальное становление личности — это сложный многоаспектный процесс определения человеком своих мировоззренческих позиций, общекультурной компетентности, опыта правовых и моральных отношений. Она представляет собой как процесс, так и результат.

2. В социальном становлении велика роль различных социальных институтов: семьи, школы, религиозных организаций, средств массовой информации. Каждый из них свою определяющую роль играет в разное время жизни человека. В юношеском возрасте значимо влияние профессиональных образовательных учреждений.

3. В академии МВД процесс социального становления курсантов обеспечивает учебная, служебно-боевая, художественно-спортивная, куль-турно-досуговая деятельность, в которой обучающиеся занимают активную позицию, погружены в решение реальных социальных проблем. Этому способствуют различные формы индивидуальной, групповой и коллективной работы, использование производственных практик, общественно-полезной деятельности.

4. Однако проведенное исследование не освещает всех аспектов этой сложной проблемы. В дальнейших исследованиях представляется важным сосредоточить внимание на: определении социально-психологических критериев и уровней профессионализма сотрудников системы ОВДопределении психологических механизмов проектирования и управления процессом социального становления курсантов вузов МВД Россиивыявлении и психологическом обосновании путей повышения мотивированности курсантов вузов МВД России к профессиональному и личностному ростуразработке социально-психологических тренингов с курсантов вузов МВД России для оптимизации процесса их социализации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования. -М., 1984−208 с.
  2. Абулъханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.-М, 1980.-335 с.
  3. Абулъханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности. Психология личности и образ жизни. -М., 1987.-215 с.
  4. Абулъханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. — 299 с.
  5. Аврамцев В.В., A.C. Батышев, A.B. Дулов. Программа воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России на период обучения. М., 1998. — 43 с.
  6. Г. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. -Кострома, 1993.-187 с.
  7. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы / Под ред. A.B. Барабанщикова. М., 1980. — 280 с.
  8. А.И. Психологический анализ формирования профессиональной направленности личности у курсантов высших ВПУ: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. -М., 1978. 19 с.
  9. П.И. Психологическое состояние курсантов и их учет в учебно-воспитательном процессе вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1987, — 20 с.
  10. Анализ воспитательной работы в профессиональном учебном заведении / Под ред. JI.B. Байбородовой. Ярославль, 2003. — 58 с.
  11. .Г. О проблеме современного человековедения. М., 1977.-380 с.
  12. .Г. Человек как предмет познания. М., 2000. — 351 с.
  13. .Г. О проблемах современного человекознания. 2-е изд.-СПб., 2001.-272 с.
  14. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988. — 236 с.
  15. Г. М. Социальная психология. 5-е изд., испр. и доп. -М., 2004.-365 с.
  16. В.В. Методика воспитательной работы сотрудников факультетов, курсов образовательных учреждений МВД России: Учебно-методическое пособие. -М., 2002. 112 с.
  17. В.В. Совершенствование воспитательной работы начальников факультетов, курсов высших учебных заведений МВД России: Дис. канд. пед. наук. -М., 2001. 196 с.
  18. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М., 1976.- 158 с.
  19. А.Г. Психология личности. М., 2002. — 416 с.
  20. И.Д. Теория и практика индивидуальной воспитательной деятельности командира подразделения в современных условиях: Дис.. канд. пед. наук. М., 1993. — 167 с.
  21. Ю.К. Об управлении процессом воспитательных воздействий // Советская педагогика. 1971. — № 8. — С. 33−41.
  22. БайбородоваЛ.В., РожковМ.И. Воспитательный процесс в современной школе. Ярославль, 1998. — 380 с.
  23. A.B. Основы военной психологии и педагогики. -М., 1988.-269 с.
  24. A.B. Военно-педагогическая диагностика (Тео-? рия, опыт, проблемы). М., 1995. — 279 с.
  25. A.B. Как повысить качество воспитания // Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований.-М., 1996.-№ 2.-С. 160−161.
  26. A.B. Методика исследования проблем военной психологии и педагогики. М., 1987. — 318 с.
  27. A.B., Муцынов С. С. Педагогическая культура офицера. -М., 1985.-297 с.
  28. И.И. Социальное общение как фактор повышения эффективности деятельности воинских коллективов. М., 1980. — 198 с.
  29. Н.Ф. и другие. Система подготовки студентов университета к социально-педагогической деятельности. Кострома, 2002. — 248 с.
  30. Н.Ф. и другие. История социальной педагогики. М., 2005.-256 с.
  31. В.М. Теория и практика формирования социальной компетентности личности. Кострома, 2004. — 176 с.
  32. A.C. Педагогика высшей школы МВД. М., 1995.263 с.
  33. В.К. Формирование у курсантов высших военно-политических училищ навыков и умений организации воспитательной работы в подразделении. М., 1980. — 173 с.
  34. Э. Развитие «Я концепции» и воспитание. — М., 1986.420 с.
  35. И.Г., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., 1989. — 142 с.
  36. Бим-Бад Б.М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации // Педагогика. -1998. № 1. — С. 3 — 8.
  37. КВ. Педагогика подготовки офицера в военном училище. Самара, 1994. — 381 с.
  38. КВ. Воспитание в вузе МВД: процесс и результат (материалы «круглого стола») // Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований. М., 1996.-№ 4, — С. 147−152.
  39. КВ. Воспитательные аспекты подготовки специалистов в вузах МВД РФ: Теоретико-методологический очерк. Н. Новгород, 1997.-96 с.
  40. КВ. Воспитательные аспекты профессиональной подготовки в вузах МВД. Н. Новгород, 1998. — 46 с.
  41. КВ. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки специалистов в вузах МВД России. Н. Новгород, 1997. — 72 с.
  42. Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995.64 с.
  43. Н.Р. Социальная психология. М., 1994. — 106 с.
  44. Ю.В. Совершенствование профессионального воспитания курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России в процессе обучения: Дис. канд. пед. наук. М., 1999. — с.
  45. A.A. О проблемах воспитания и их комплексной разработке // Советская педагогика. 1977. — № 7. — С. 12−20.
  46. Е.В., Кулъневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-на-Дону, 1996. -560 с.
  47. В.В. Профессиональное становление курсантов военно-экономического вуза в процессе обучения: Дис.. .канд. пед. наук. Ярославль, 1998.- 168 с.
  48. КВ., Реан A.A. Педагогика. СПб., 2004. — 300 с.
  49. С.С. Эффективность деятельности в зависимости от) структуры профессионально важных качеств // Проблемы системогенезадеятельности. Ярославль, 1980. — 12 с.
  50. A.B. Педагогические иллюзии и педагогические проблемы // Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований. М., 1996. -№ 2. — С. 147−154.
  51. Варваров В. К, Мерзляк JI.E. Командир и подчиненные. М., 1996.- 128 с.
  52. Е.Б. Проблема социализации и ее эффектов в развитии личности и ее смысловых установок // Мир психологии. 2001. — № 2. -С. 154−165.
  53. Военная педагогика / Под ред. A.M. Данченко, И. Ф. Выдрина. -М&bdquo- 1973.-368 с.
  54. Военная педагогика / Под общ. ред. В. Н. Герасимова. М., 1999.-486 с.
  55. Военная педагогика и психология / A.B. Барабанщиков, В. П. Давыдов, Э. П. Утлик, Н. Ф. Феденко. -М., 1986. 229 с.
  56. . С. Психология ранней юности. М., 2001. — 94 с.
  57. Н.Т. Личностно-ориентированное обучение курсантов высшего военно-учебного заведения: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -Ярославль, 2000.-23 с.
  58. Воспитание и развитие личности учащегося в образовательных учреждениях МВД России. М., 1998. — 263 с.
  59. Воспитательная деятельность педагога / Под общ. ред. В.А. Сла-стенина, И. А. Колесниковой. М., 2005. — 334 с.
  60. .З. Практическое человековедение // Советская педагогика- 1991.-№ 3.-С. 152−153.
  61. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики. М., 2000.176 с.
  62. Л. Г., Турчин Г. Д. Психолого-педагогические особенности юношеского возраста. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 8. Саратов, 2000. С. 3−4.
  63. А.И. Политическая социализация в западноевропейских странах и ее влияние на мировоззрение военнослужащих Объединенных Вооруженных Сил СНГ: Дис.. канд. филос. наук. М., 1992. — 200 с.
  64. В.П. Курсанты в системе психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса // Материалы межвузовской научно-практической конференции 8 ноября 2000 г. Сборник научных трудов. Вып. 8. Саратов, 2000. — С. 121−123.
  65. П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. -М., 1978.- 118 с.
  66. Е. К, Казана В. В. Методика профессиографии. Саратов, 1992.- 198 с.
  67. И.В. Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути ее развития. -М., 1999.-58 с.
  68. И.В. Проблемы обучения воспитателей // Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований. М., 1996.-№ 2.-С. 157−158.
  69. И.В. Развитие педагогической системы профессионального образования в учебных заведениях МВД России: Дис. в виде науч. докл. д-ра пед. наук. М., 1999. — 48 с.
  70. И.В. Технология педагогического процесса в образовательных учреждениях МВД России: Учебно-методическое пособие. -М., 1997.-61 с.
  71. A.B. Полиция зарубежных государств: основные черты организации и деятельности. М., 1991. — 125 с.
  72. E.H. Психолого-акмеологические факторы и условия эффективности профессиональной деятельности психолога органов внутренних дел: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Кострома, 2006. — 23 с.
  73. В.П. О воспитывающем обучении слушателей (курсантов) образовательных учреждений МВД России / В. П. Давыдов,
  74. Ю.В. Богомолов // Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований. М., 1996. — № 4. -С.133−147.
  75. В.П., Мороз И. И. Особенности воспитания курсантов различных курсов обучения. М., 1983. — 94 с.
  76. Г. А. Социальная и военная психология. М., 1988.217 с.
  77. В.И. Толковый словарь русского языка: современная версия. М., 2002. — 640 с.
  78. А.Н. История педагогики. М., 1999. — 231 с.
  79. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности/Под ред. В. Д. Шадрикова. Саратов, 1989.-218 с.
  80. A.B. Педагогические аспекты внедрения и развития самоуправления в слушательских, курсантских коллективах учебных заведений органов внутренних дел: Дис. канд. пед. наук. М., 1992. -171 с.
  81. A.B. Анализ кадрового состава и содержание деятельности сотрудников воспитательных аппаратов и строевых подразделений образовательных учреждений МВД России. М., 1998. — 79 с.
  82. A.B. Анализ причин текучести кадров переменного состава образовательных учреждений за период с 1993 по 1997 год и рекомендации по их устранению. М., 1998. — 91 с.
  83. A.B. Аналитический обзор деятельности образовательных учреждений МВД по психологическому обеспечению учебно-воспитательного процесса в 1997 году. М., 1998. — 34 с.
  84. A.B. Концепция воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России // Психологическое обеспечение воспитательного процесса в ОВД. Ижевск. — 1998. — С. 16−20.
  85. A.B. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в системе образовательных учреждений МВД России // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников ОВД. М., 2000. — С. 58−76.
  86. A.B. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в системе образовательных учреждений МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск, 2000. — № 2 (14).- С. 35−45.
  87. A.B. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России на весь период обучения // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск, 2001.-№ 1 (15).-С. 49−56.
  88. М.И., Кочетков О. Л. Общая, социальная и юридическая психология: Краткий энциклопедический словарь. М., 1997. -448 с.
  89. С. С. Актуальные вопросы подготовки юридических кадров для органов внутренних дел // Персонал. М., 2000. — № 2. -С. 25−34.
  90. Л. Ф. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1989.-265 с.
  91. Г. И. Педагогическая поддержка социализации личности подростка. Саратов, 1999. — с.
  92. А.Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессионализма. М., 1993. — 216 с.
  93. Э.Ф. Психология профессионального образования. Москва — Воронеж, 2003. — 245 с.
  94. И.А. Педагогическая психология. М., 2001 — 384 с.
  95. A.B. Организационно-педагогические условия социального становления детей в многопрофильном учреждении дополнительного образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 1999. -22 с.
  96. С.Ф. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками органов внутренних дел (теоретико-правовые основы): Монография. -СПб., 1995.-231 с.
  97. Н.А. Духовно-нравственное становление личности курсанта в процессе его воспитания в вузе МВД России: Автореф. дис.. .канд.пед.наук. Кострома, 2003. — 22 с.
  98. Из опыта работы подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений МВД России. Нормативные и методические материалы / Сост. Е. В. Лапшин, Е. А. Киселева. — М., 2000. 42 с.
  99. А. Ф. Влияние личности преподавателя военного училища на курсантов в педагогическом общении: Дис.. канд. пед. наук. М., 1991.-220 с.
  100. Индивидуальная воспитательная работа в образовательных учреждениях МВД России с использованием методов практической психологии. М., 2000. — 78 с.
  101. Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М., 1998. — 192 с.
  102. Как построить свое «я» / Под ред. В. Б. Зинченко. М., 1991.131 с. 103. «Как честному, верному и храброму офицеру надлежит»: Кодекс чести российского офицера (рекомендация традиции) // Военно-исторический журнал. М., 2002. — № 2. — С. 16−18.
  103. Н.Г. Некоторые особенности профессиональной деформации следователя / Психопедагогика в правоохранительных органах. -М., 1998.-№ 2 (8).-С. 14−17.
  104. А.И. История подготовки офицерских кадров России. -М, 1990.- 115 с.
  105. И.В. Первичный коллектив курсантов как средство социального воспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кострома, 2003.-19 с.
  106. В.Я. Основные пути и педагогические условия реализации воспитывающего обучения в условиях вузов МВД России. СПб., 1996.- 118 с.
  107. Кодэ/саспирова Г. М., Кодэ/саспиров А. Ю. Педагогический словарь. М., 2000. — 176 с.
  108. О.Н. Введение в теорию воспитания. М., 1994.208 с.
  109. Кон КС. Психология ранней юности. -М., 1989. 254 с.
  110. Кон И. С. Социология личности. М., 1967. — 383 с.
  111. Л.А. Изучение индивидуальных особенностей личности курсанта // Концепция кадровой политики МВД России. М., 2000. -48 с.
  112. Л.А. Педагогические условия становления системы самовоспитания учащихся общеобразовательных учреждений МВД России: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кострома, 2002. — 19 с.
  113. E.H. Взгляд на социализацию с точки зрения возрастной психологии // Ярославский педагогический вестник. 1996. — № 2. -С. 17−23.
  114. В.И. История Российской милиции. Н. Новгород, 1997.-84 с.
  115. Г. Психология развития. СПб., 2000. — 992 с.1П. Кривое Ю. И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике // Педагогика. 2003. — № 2. — С. 11−22.
  116. В.А. Основы педагогической психологии. М., 1979.-255 с.
  117. С. А. Методика включения офицеров вуза МВД в систему воспитательной работы с курсантами: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кострома, 2004. — 23 с.
  118. B.C. Теория и методика воспитательной работы. -Ростов-на-Дону, 2002. 320 с.
  119. АД. Педагогика сотрудничества // Известия методического центра прфессионального образования и координации научных исследований.-М., 1996.-№ 4.-с. 152−156.
  120. И.А. Воспитание и профессиональное обучение в учебном заведении МВД России / И. А. Латкова, И. Ф. Колонтаевская // Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований.-М., 1997, — № 1, — С. 132−134.
  121. E.H. Воспитательная система школы как фактор социального становления старшеклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 1998. — 19 с.
  122. Лекции по технологии социальной работы / Под ред. Е.И. Хо-лостовой в 3-х ч. -М., 1998. ч.2. — 138 с.
  123. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004.348 с.
  124. ДА. Системно-смысловая природа и функция мотива // Вестник Московского университета. Серия 14. — 1993. — № 2. — С.74.
  125. И.А. Прогнозирование в военной педагогике (теоретико-методологические проблемы). М., 1993. — 216 с.
  126. Ь 128. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. М., 1992. — 528 с.
  127. .Т. Философия воспитания. -М., 1995.-282 с.
  128. О.В. Педагогическая психология воспитания. -М., 1997. -256 с.
  129. A.M. Организационно-педагогические условия развития воспитательной системы вуза МВД: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Кострома, 2006. 18 с.
  130. Л.И. Воспитание в современной школе. М., 1999.300 с.
  131. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М., 1986.-253 с.
  132. И.И. Мотивация учебной деятельности студентов. -Саранск, 1995.- 184 с.
  133. В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С. 125−138.
  134. Г. В. Психолого-педагогическая поддержка личностного становления школьника в социально-воспитательной работе: (На материале школы первой ступени: Автореф. дис. канд. пед. наук. Биробиджан, 2000.-20 с.
  135. В.А. Факторы социального воспитания личности военнослужащих // Социальная педагогика: диалог теории и практики. -Саратов, 2006.-С. 120−123.
  136. A.B. Общение в процессе воспитания. М., 2001.320 с.
  137. A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.- 111 с.
  138. A.B. Социализация человека. М., 2004. — 421 с.
  139. A.B. Социальная педагогика. М., 2002. — 194 с.
  140. НикитинаН.К, Глухова М. Ф. Методика и технология работы социального педагога. М., 2005. — 399 с.
  141. Ь 143. Нравственное и эстетическое воспитание личного состава: Обзор / В. Н. Насонов, В. Н. Липский, Н. П. Аршинова, О. И. Клеченова, К. Б. Панасевич, A.B. Туликова, Г. П. Плотникова. М., 1998. — 349 с.
  142. П.И., Косухин В. М. Дидактика высшей военной школы.-Орел, 2004.-317 с.
  143. Ожегов С. К, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -М., 1997.-944 с.
  144. Основы военной педагогики и психологии / Под ред A.B. Бара-банщикова. М., 1988. — 326 с.
  145. Основы педагогики высшей и средней специальной школы в системе органов внутренних дел. / Под ред. И. В. Горлинского. М., 1992. -519с.
  146. И.П. Мозг и психика. М., 1990. — 386 с.
  147. Педагогика / Под ред. В. А. Сластенина. М., 2002. — 512 с.
  148. Педагогика. / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1998.640 с. 151 .Петровский A.B. Быть личностью. -М., 1990. 110 с.
  149. В.А., Ярошееский М. Г. История и теория психологии. Ростов-на-Дону, 1996. — 416 с.
  150. A.B. Социальная и профессиональная ориентация учащихся кадетских классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 2006.-22 с.
  151. В.Ю. Цель воспитания личность, способная строить жизнь, достойную человека. // Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований. — М., — 1996. -№ 2. — С. 154- 155.
  152. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.254 с.
  153. С.Д. Психопедагогика воспитания. -М., 1996.160 с.
  154. C.B. Педагогические принципы гуманистического воспитания курсантов военного вуза // Социальная педагогика: диалог теории и практики. Саратов, 2006. — С. 232−234.
  155. Психологический словарь / Авт. сост. В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева. — Ростов-на-Дону, 2004. — 640 с.
  156. Психологический словарь. М., 1998. — 440 с.
  157. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России / Под ред. A.C. Батышева. -Иркутск, 1999. 77 с.
  158. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях МВД России. М., 2002. -39 с.
  159. Психология: Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. — 494 с.
  160. Психология: Словарь-справочник / М. И. Дьяченко, JLE. Кан-дыбович. М., 1998. — с.
  161. Развитие и диагностика способностей /Под ред. В. Н. Дружинина и В. Д. Шадрикова. -М., 1999. 181 с.
  162. A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология.-СПб., 1999.-416 с.
  163. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. -М., 1994. 320 с.
  164. М.М. Профессиональный отбор в системе образования, промышленности и армии США // Психол. журн.- 1987. Т.8. — N 3.-С. 145−153.
  165. М.И. Теоретические основы воспитательного процесса. -Ярославль, 1999.-117 с.
  166. М.И. Теоретические основы педагогики. Ярославль, 1994.-64 с. i 170. Рожков М. И, БайбородоваЛ.В. Организация воспитательногопроцесса в школе. М., 2001. — 256 с.
  167. Е.С., Суворова Г. А. Психологические основы профес-сиографии. -М., 1990. 183 е.
  168. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. М., 1993.608 с.
  169. СЛ. Основы общей психологии. М., 1959.302 с.
  170. A.M. Воспитать человека. Как это сделать? Минск, 1997.-62 с.
  171. В.М. Педагогические проблемы совершенствования деятельности ВУЗов по подготовке офицерских кадров. М., 1993. — 98 с.
  172. ЕМ. Воспитательная деятельность в контексте личностного подхода в образовании // Педагогика 2003 — № 3. — С. 38−44.
  173. A.M., Герасимов В. Н. Сборник категорий, понятий и терминов по военной педагогике высшей военной школы. М., 1990. — 221 с.
  174. B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. -М., 2000. 336 с.
  175. Селиванов JI. K Воспитание в системе высшего образования и молодежной политики // Воспитание как социокультурный феномен. М., 2003.-ч.П.-С. 63−67.
  176. Е.В. Педагогическое обеспечение социального становления одаренных детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. наук. Кострома, 2001. — 23 с.
  177. М.И. История полиции России. М., 1992. — Вып. 1.178 с.
  178. М.И. История полиции России. М., 1992. — Вып. 2.129 с.
  179. В.А. Общение в курсантских коллективах как условие развития личности курсанта: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1984.-21 с.
  180. Словарь справочник по педагогике / Авт. — сост. В.А. Миже-риков.-М., 2004.-448 с.
  181. Словарь справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Хо-лостовой. — М., 1997. — 424 с.
  182. Словарь по социальной педагогике / Авт. сост. Л.В. Мардаха-ев.-М., 2002.-368 с.
  183. Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. М., 1983. — 445 с.
  184. Е.Д. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л., 1977. — 159 с.
  185. Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания. Пермь, 2001. — 126 с.
  186. Социальная работа: Словарь справочник / Под ред. В.И. Фило-ненко.-М., 1998.-480 с.
  187. Социальное становление учащихся. Ярославль, 1995. — 71 с.
  188. Социально-психологический тренинг как средство повышения компетентности молодых офицеров в обращении с подчиненными.: Дис. канд. психол. наук. М., 1990 — 241с.
  189. Социологический словарь / Сост. А. Н. Елсуков. Минск, 1991.528 с.
  190. Социологический энциклопедический словарь. М., 1998. — 488 с.
  191. АМ. Юридическая педагогика. -М., 2000. 496 с.
  192. В.А. Методика воспитания коллектива. М., 1981. -192 с.
  193. Н.Ф. Теоретические проблемы разработки моделиспециалиста, М., 1986.-С. 134−194.
  194. Н.Ф. Педагогическая психология. М. 2001.-288 с.
  195. Творческий мир воспитания. М., 2001. — 304 с.
  196. Е.В. Методика воспитания как феномен педагогической науки и практики: Автореф. дис.. докт. пед. наук. СПб., 1996. — 34 с.
  197. Е.В. Методика воспитания. СПб., 1996. — 52 с.
  198. В.Г. Рейтинговая оценка знаний как фактор мотивации учебной деятельности курсантов // Проблемы и пути внедрения в процесс обучения дидактических методов, активизирующих учебную деятельность курсантов. Пермь, 1993. — С. 28−31.
  199. P.A. Социально-педагогические основы становления личности школьников: Автореф. дис. .докт. пед. наук. Казань, 1999.-23 с.
  200. Н.Ф. Психологическая характеристика педагогической деятельности. М., 1975. — 34 с.
  201. Д.И. Психология взросления: структурно содержательные характеристики процесса развития личности. — М., 1999. — 672 с.
  202. Д.И. Психология становления личности. М., 1994.-240 с.
  203. Г. Я. Воспитательный процесс: методология и специфика исследований // Педагогика. 2000. — № 9. — с. 11−17.
  204. Философский словарь.-М., 1991. 559 с.
  205. Философский энциклопедический словарь. М. 2004. -576 с.
  206. Фокин В А. Теория и практика социального воспитания учащихся профессионально технической школы: Автореф. дис.. докт. пед. наук. -М, 1996.-47 с.
  207. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М., 1991.-287 с.
  208. Э. Душа человека. -М., 1998.-664 с.
  209. Д. Коучинг: личностный рост и успех. СПб., 2003.112 с.
  210. Ю.Ф. Повышение эффективности познавательной деятельности слушателей академии. М., 1988. — 219 с.
  211. Е.А. Социальное становление студентов в процессе организации физкультурно-спортивной работы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 2001. — 18 с.
  212. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М., 1995.-288 с.
  213. Н.И. Зрелость сознания молодежи как философско социологическая проблема: Автореф. дис.. докт. филос. наук. — Харьков, 1991.-36 с.
  214. В.Д. Деятельность и способности. М., 1995.141 с.
  215. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. МД982. — 185 с.
  216. В.М. Воспитательная работа с личным составом органов внутренних дел. / Под ред. A.A. Прошина. М., 2000. — 212 с.
  217. H.H. Воспитание необходимое условие социализации личности // Вестник Вятского государственного педагогического университета. — 2001. — № 2. — с. 46 — 52.
  218. Ю.В. Развитие мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов вузов: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1990. 188 с.
  219. Т.А. Справочник социального педагога. М., 2005.208 с.
  220. Г. И. Педагогика подготовки офицера десантника. — Рязань, 1999.-230 с.
  221. Г. И. Педагогические основы подготовки офицеров Воздушно-десантных войск: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Ярославль, 1999.-39 с.
  222. Т.М. Формирование профессиональной направленности студентов посредством оптимизации в группе структуры лидерства // Вопросы психологии. 1987. № 1. С. 144−148.
  223. A.A. Социализация молодежи в условиях макроэкономической трансформации российского общества: Автореф. дис.. докт. социол. наук. М., 1998. — 42 с.
  224. А.И. Психологическая структура личности и закономерности ее формирования.// Психология личности и педагогическая психология: Теоретические и экспериментальные исследования. Л., 1977.-С. 16−27.
  225. Н.Е. Классное руководство: игровые методики. М., 2001.-222 с.
  226. Эффективные технологии профессионального образования. -М., 2005.-359 с.
  227. Ювенальные технологии: Практическое руководство. М., 2002. -352 с.
  228. Юридическая педагогика в МВД: Учебно-методическое пособие / Под ред. A.M. Столяренко. — М., 1997. 112 с.
  229. Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред. А. Я. Сухарев. 2-е изд., доп. — М., 1987. — 438 с.
  230. B.C. Выполнить себя. М., 1980. — 95 с.
  231. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987. — 245 с.
  232. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995. — 330 с.
  233. В.Р. Социальное воспитание в классе. Теория и методика. М., 2004. — 350 с.
  234. КС. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -М., 1996. 138 с.
Заполнить форму текущей работой