Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Авторская школа С. Н. Лысенковой: перспективно-опережаю-щее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

И, наконец, третий «кит» системы С. Н. Лысенковой — это опорные схемы, или просто опоры, — выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка. Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю… Читать ещё >

Авторская школа С. Н. Лысенковой: перспективно-опережаю-щее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Идея: Автор решила сложную задачу одновременного обучения детей с разным уровнем развития без дополнительных занятий, без каких бы то ни было «выравниваний», без помощи родителей.

Концептуальные положения:

  • • личностный подход педагогики сотрудничества. Успех — главное условие развития детей в обучении. Комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь; ребенок, у которого что-то не получается, не чувствует себя ущербно, не стесняется отвечать, не боится ошибиться;
  • • предупреждение ошибок, а не работа над ними; последовательность, системность содержания учебного материала;
  • • дифференциация, доступность заданий для каждого. К полной самостоятельности — постепенно. Через знающего ученика учить незнающего.

Процесс: С. Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Трудную тему С. Н. Лысенкова начинает не в заданные программой часы, а много раньше. Для каждой темы это начало разное. Это перспективная подготовка, т. е. начало попутного прохождения трудной темы, приближенной к изучаемому в данный момент материалу. Перспективная (та, что только будет позже основной) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5—7 минут). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга.

В последующем — это уже обобщение по теме на основе определенных знаний и развитие навыков. Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа: предварительное введение первых (малых) порций будущих знаний, уточнение новых понятий, их обобщение, применение и развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий. Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.

Вторым «китом», на котором основано обучение С. Н. Лысенковой, является комментируемое управление. Этот методический прием представляет, по существу, ответ (информацию) с места о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, вести непрерывную обратную связь со всеми (письмо элементов букв, цифр, проговаривание слов, решение примеров, задач и т. д.).

И, наконец, третий «кит» системы С. Н. Лысенковой — это опорные схемы, или просто опоры, — выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка. Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.

Результат: Средний и слабый тянутся за сильным учеником; развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления; ученик ставится в положение учителя, управляющего классом. Становление позиции обучающегося в учебной деятельности.

•к ie «к

Таким образом, известные педагоги-экспериментаторы (Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильин, С. Н. Лысенкова, В. Ф. Шаталов и др.) предлагали не просто новые педагогические технологии, но и, прежде всего, иную психолого-педагогическую позицию учителя, способного к разнообразному творческому сотрудничеству с учеником. Заслуга педагоговноваторов как раз и состоит в том, что они подвергли ревизии отношение к ученику как объекту педагогических воздействий, высветили проблему ученика как субъекта образования и собственной жизни. Именно это обстоятельство обострило противоречие между педагогической практикой, осуществляющей инновационные поиски школы нового, открытого типа и ученика как субъекта образования, и теоретическими представлениями традиционной, классической модели обучения, регламентирующими процесс его организации. Строго говоря, при эволюционном подходе появляются инновации, но они не затрагивают основ системы, в которой возникли, а лишь более полно проявляют и используют ее потенциал. Здесь напрашивается очень важный вывод: новаторство — вовсе не отрицание сложившихся способов работы, накопленного опыта, а его умелое и рациональное использование в изменяющихся условиях. Однако ориентация на эволюционный подход заведомо ограничена, и яркий пример тому — опыт учителейноваторов: их яркие, новаторские находки все же оставались лучшими образцами эволюционного подхода, не поднимались до системного пересмотра образовательных концепций.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой