Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Программы учебных дисциплин и их проектирование

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Примерная основная профессиональная образовательная программа СПО (ПрОПОП СПО) — документ рекомендательного типа («мягкая норма»), занимающий промежуточное положение между ФГОС СПО и ОПОП СПО конкретных образовательных организаций. В условиях вариативности образовательных программ примерные программы выполняют две основные функции: Разработанные ПрОПОП проходят специально организованную… Читать ещё >

Программы учебных дисциплин и их проектирование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Программа УД включает титульный лист с указанием названия дисциплины и названия программы, в рамках которой она реализуется; результаты обучения — сгруппированные по смыслу умения и знания (парами). Средний столбец 2 табл. 1.12 «Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся» заполняется на основе вспомогательной табл. 1.10.

Таблица 1.12

Тематический план и содержание обучения по дисциплине_.

Наименование разделов и тем.

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов.

Всего.

1 См.: Методика разработки основной профессиональной образовательной программы СПО: метод, рекомендации / В. И. Блинов [и др.]. М., 2014.

В программе дисциплины должен быть представлен раздел «Контроль и оценка результатов обучения». Для этого используется таблица, аналогичная табл. 1.9.

Общепрофессиональные дисциплины обеспечивают успешное освоение ПМ, поэтому разработка соответствующих программ ведется после того, как разработаны все программы Г1М в рамках данной ОПОП.

Важно, чтобы материал общепрофессиоиальных дисциплин подготавливал к восприятию содержания модуля, не дублировал его теоретическую часть, а представлял с ней единое целое. Проведенный на основе 1.10 анализ позволяет определить, какие изменения и дополнения необходимо сделать относительно представленного во ФГОС состава и содержания дисциплин этого цикла.

Обоснованно разработать содержание общепрофессиональных дисциплин позволяет табл. 1.13.

Таблица 1.13

Формирование содержания общепрофессиональной дисциплины.

Должен уметь.

Темы лабораторных работ, практических занятий.

Должен знать.

Темы теоретической части обучения.

Что касается дисциплин циклов ЕН и ОГСЭ, то их содержание в рамках ОПОП СПО довольно жестко регламентировано. Существуют примерные программы по рядз' дисциплин этих циклов.

При разработке ДПП необходимо определить, в каком объеме будут изучаться дисциплины данных циклов, есть ли возможность для перезачета некоторых из них.

Каждая рабочая программа, помимо обозначенных выше разделов, содержит также три следующие:

  • — «Образовательные технологии», где содержится характеристика технологий обучения, используемых при реализации различных видов учебной работы студентов.
  • — «Учебно-методическое и информационное обеспечение», включая перечни основной и дополнительной литературы, используемых компьютерных программ и Интернет-ресурсов.
  • — «Материально-техническое обеспечение».

Содержание и способы разработки этих разделов будут разъяснены в дальнейшем (см. параграфы 1.3; 2.3; 2.5).

Таким образом, общий алгоритм разработки ОПОП СПО на основе ФГОС и с учетом существующих ПС включает в себя ряд последовательных шагов[1] (набор дисциплин в алгоритме указан для случая ППССЗ):

  • 1. Отбор ПС, с учетом которых будет разработана программа.
  • 2. Сопоставление ФГОС и ПС с использованием вспомогательных таблиц.
  • 3. Заполнение раздела «Результаты освоения образовательной программы».
  • 4. Разработка фонда оценочных средств.
  • 5. Разработка программ практик.
  • 6. Формирование программ ПМ.
  • 7. Формирование программ дисциплин общепрофессионального цикла.
  • 8. Формирование программ дисциплин естественно-научного и математического; общегуманитарного и социально-экономического циклов.
  • 9. Разработка учебного плана и календарного графика.

Шаги 1—3 мы рассмотрели в параграфе 1.1, шаги 5—8 — выше в настоящем параграфе. Шаг 9 будет рассмотрен в параграфе 1.3. Пропущенный шаг 4 мы будем рассматривать в общем контексте процесса организации контроля и оценки в образовательном процессе профессиональной образовательной организации в параграфе 3.1.

При разработке образовательных программ профессионального обучения и ДПП используется аналогичный алгоритм, отличающийся от приведенного выше пропуском шагов 2, 7 и 8.

Разработка образовательных программ предполагает создание рабочей группы, включающей представителей работодателей в целях обеспечения согласования всех результатов разработки.

Процесс разработки ОПОП СПО существенно облегчается в случае наличия ПрОПОП.

Примерная основная профессиональная образовательная программа СПО (ПрОПОП СПО) — документ рекомендательного типа («мягкая норма»), занимающий промежуточное положение между ФГОС СПО и ОПОП СПО конкретных образовательных организаций. В условиях вариативности образовательных программ примерные программы выполняют две основные функции:

  • — оптимизации (уменьшения) трудозатрат коллектива образовательной организации при разработке ОПОП;
  • — стабилизации образовательного пространства СПО и локальных инновационных процессов.
  • 2016. С. 36−71.

ПрОПОП представляет собой пакет учебно-методической документации, структура которого соответствует структуре ОПОП, определяющей:

  • — планируемые результаты освоения образовательной программы в соответствии с ФГОС по данной профессии специальности СП О;
  • — рекомендуемые объем и содержание образования по данной профессии/специальности СПО;
  • — примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы, т. е. примерную стоимость программы (см. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ст. 10.2).

Разработанные ПрОПОП проходят специально организованную экспертизу и по ее результатам включаются в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

На момент подготовки текста этого учебного пособия сайт Федерального реестра примерных образовательных программ СПО[2] функционировал в тестовом режиме. На сайте предполагается размещение:

  • — примерных основных образовательных программ;
  • — примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей;
  • — примерные программы общеобразовательного цикла.

Разработка ОПОП СПО на основе ПрОПОП СПО осуществляется на основе того же алгоритма, который был приведен выше. Основное отличие состоит в том, что ПрОПОП СПО используется в качестве прототипа, разделы которого корректируются и дополняются по мере прохождения этапов алгоритма. В то же время авторы конкретных ОПОП СПО имеют право не опираться на примерную программу, а могут предложить собственный подход к разработке образовательной программы по определенной профессии/специальности, например, при определении последовательности изучаемых разделов программы.

Разработанные образовательные программы профессионального образования предполагают постоянное совершенствование. Раздел ФГОС СПО «Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы» содержит требование ежегодного обновления ОПОП СПО (в части состава дисциплин и ПМ, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ УД и ПМ, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы. Ответственность за обновление ОПОП несет педагогический коллектив той образовательной организации, где она реализуется. Предложение об обновлении ОПОП имеет право вносить каждый преподаватель, работающий в данной образовательной организации, или инициативная рабочая группа. Участие преподавателя в разработке и совершенствовании ОПОП рассматривается как один из важнейших критериев качества его педагогической деятельности, основание для определения размера его материального вознаграждения.

  • [1] См.: Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования: практ. пособие / В. И. Блинов [и др.|; под общ. ред. А. II. Лейбовича. М.,
  • [2] URL: http://www.reestrspo.ru (дата обращения: 29.12.2016).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой