Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические основы коррекционно-воспитательного процесса в младших классах школы слепых

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Представленные в диссертации материалы дают основания для вывода о том, что разработке проблемы коррекционно-воспитатель-ного процесса в школе слепых является одним из основных направлений тифлопедагогической науки. Обоснованность такого вывода вытекает из основополагаощего значения проблемы для определения целей, задач, содержания и методов специального обучения слепых детей в связи… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Методологические и теоретические основы исследования проблемы коррекционно-вос-питательного процесса в школе слепых
    • 1. 1. Компенсация слепоты и коррекции отклонений в развитии слепых детей как педагогическая проблема
    • 1. 2. Социологические, гносеологические и психологические аспекты коррекцион-но-воспитательного процесса в школе слепых
    • 1. 3. Обоснование методов исследования
  • ГЛАВА II. Дидактические основы коррекционно-воспитательного процесса в младших классах школы слепых
    • 2. 1. Проблемы организации специального обучения аномальных детей
    • 2. 2. Принципы организации коррекционно-воспитательного процесса в младших классах школы слепых
  • ГЛАВА III. Развитие учэбно-познавательной деятельности слепых детей в процессе трудового обучения
    • 3. 1. Трудовое обучение в младших классах школы слепых в оистеме средств социально-трудовой реабилитации
    • 3. 2. Развитие учебно-познавательной деятельности слепых детей в процессе трудового обучения
  • ГЛАВА 1. У- Использование речевой деятельности слепых детей в коррекционно-воспитательном процессе. 2Q
    • 4. 1. Дидактико-методичвский анализ компен-саторно-коррекционной сущности слова
    • 4. 2. Особенности актуализации слова у слепых детей младшего школьного возраста
    • 4. 3. Исследование условий оптимизации компенсаторных функций слова

Теоретические основы коррекционно-воспитательного процесса в младших классах школы слепых (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В эпоху развитого социализма существенно повышается значение проблем воспитания человека" Это связано с возросшими требованиями современного общества к личности, обусловленными научно-технической революцией и динамическим характером всех социально-экономических процессов. Главная роль в решении этой проблемы принадлежит школе".

На ХХУТ съезде Коммунистической партии Советского Союза определены задачи народного образования: «Главное сегодня в том, чтобы повысить качество обучения, трудового и нравственного воспитания в школе, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся, на деле укрепить связь обучения с жизнью, улучшить подготовку школьников к общественно полезному труду /8 — 60/. Эти задачи относятся и к специальной школе, осуществляющей обучение детей о дефектами физического и умственного развития. Вместе с тем в Типовом положении о специальной общеобразовательной школе-интернате для слепых детей и специальной общеобразовательной школе-интернате для слабовидящих детей указывается на необходимость проведения коррекцаонно-воспита-тельной работы, направленной на нормализацию хода психического и физического развития слепых и слабовидящих детей и на преодоление вторичных отклонений в развитии.

Постановка специальных задач в обучении детей с дефектами зрения обоснована особенностями их развития, определяющими своеобразие учебно-воспитательного процесса в школе слепых".

В связи с этим приобретает актуальность важная научная и практическая проблема, связанная с решением общих и специальных задач обучения, стоящих перед школой слепых.

Исходя из основополагающей концепции дефектологии, продуктивное развитие аномального ребенка осуществляется в процессе специально организованного обучения, учитывающего особенности его познавательной деятельности и закономерности мобилизащш компенсаторных возможностей педагогическими средствами. Данная концепция нашла отражение в трудах ученых советской дефектологической школы /Р.М.Боскис, Т. А. Власова, Д. С. Выготский, И. Г. Еременко, М. И. Земцова, С. А. Зыков, В. МЛСоган, Ю. А. Кулагин, Р. Е. Левина, А. Г. Литвак, В. И. Лубовский, А. И. Мещеряков, Н. Г. Морозова, Л. И. Солнцева, Н. Д. Ярмаченко и др./.

Анализ исследований, посвященных проблемам коррекционно-воспитательной работы в специальных школах, обнаруживает общие тенденции в теоретических позициях, содержании и методах педагогического руководства развитием аномальных детей. Такая общность обусловливается единой диалектико-материалистической основой, на которой базируются вое разделы дефектологической науки, общим пониманием природы аномального развития ребенка вообще и соотношения обучения и развития, в частности. Взаимопроникновение продуктивных идей, касающихся различных разделов науки, характерное даш развития советской дефектологии, способствует ее ускоренному развитию, повышению научного и практического значения.

Одновременно каждый из разделов дефектологии имеет предметом своих исследований «собственные» психолого-педагогические процессы и явления, связанные с особенностями психофизического развития различных категорий аномальных детей. Это вносит существенное? своеобразие в вчборе направлений и средств для осуществления коррекционно-воопитательных воздействий в зависимости от содержания и структуры первичного дефекта ребенка.

Анализ достижений дефектологии в области изучения проблем коррекционно-воспитательной работы в специальных школах позволяет определить основные принципиальные положения ее организации :

— компенсация и коррекция отклонений в развитии аномальных детей осуществляются в условиях специально организованного педагогического процесса, учитывающего типологические, возрастные и индивидуальные особенности их психофизического развития ;

— компенсаторно-коррекционная направленность обучения аномальных детей является сущностью всей учебно-воспитательной работы в специальной школе и реализуется в процессе усвоения учащимися знаний, умений и навыков ;

— компенсаторно-коррекционная направленность обучения в специальной школе ориентируется на сохранные функции и потенциальные познавательные возможности аномальных детей, закономерности формирования их психики, обеспечивает охрану, использование и развитие нарушенных функций ;

— оптимальный компенсаторно-коррекционный эффект обучения в специальной школе достигается путем всестороннего использования предметно-практической деятельности учащихся, в процессе их активного взаимодействия с объектами внешней среды ;

— важнейшим условием активизации аномальных детей является формирование у них системы действенных регуляторов поведения путем применения внешних и воспитания внутренних стимулов к учебно-познавательным действиям ;

— максимально раннее включение аномальных детей в систему специально организованных педагогических воздействий является необходимой цредпосылкой продуктивного развития у них компенсаторных процессов, коррекции дефектов и профилактики вторичных отклонений (36, 38, 52, 54, 69, 70, 71, 94, 96, 101, 117, 121, 130, 133, 170, 171, 182, 190, 208, 238, 263, 297, 341).

Советская тифлопедагогика, развиваясь в общем русле дефектологии, опирается на указанные принципы при разработке проблем обучения и воспитания детей с глубокими нарушениями зрения (19, 24, 46, 59, 60, 61, 63, 64, 65, 66, 68, 79, 88, 102, 104, 123, 124, 128, 137, 143, 146, 150, 151, 152, 153, 160, 162, 170, 205, 217, 221, 226, 232, 233, 235, 236, 237, 239, 240, 242, 244, 279, 280, 283, 286, 298, 302, 303, 308, 312, 318, 319, 320, 322).

Положительные тенденции в реализации прогрессивных идей специального обучения детей с дефектами зрения прослеживаются в ряде трудов зарубежных авторов (85, 106, 258, 311, 331, 342, 343, 347, 348, 349, 360, 363, 364, 366, 367, 368).

Определяя перспективы развития тифлопедагогики, Т. А. Власова пишет: «В дальнейшем стоят важные задачи совершенствования всей системы обучения, воспитания и реабилитации слепых и слабовидящих на базе полного раскрытия закономерностей и особенностей их психофизического развития и разработки естественно-научных основ этой системы» /55 — 15/.

Важное значение в этом плане приобретает разработка теоретических основ коррекционно-воспитательного процесса в младших классах школы слепых, что обусловлено особой специфичностью и значением данного этапа в обучении и развитии детей с глубокими нарушениями зрения.

Слепые дети младшего школьного возраста испытывают существенные затруднения при овладении системой знаний, умений и навыков, составляющих содержание образования. Это требует осуществления коррекционно-восщтательной работы, направленной на формирование у учащихся способов и приемов учебно-познавательной деятельности, базирующихся на компенсаторных перестройках психики. Однако в силу недостаточной разработанности теоретических основ организации специального обучения этой категории детей не реализуются в полной мере возможности повышения эффективности их обучения и развития.

Несмотря на значительное количество эмпирического материала и работ, посвященных отдельным воцросам обучения слепых детей младшего школьного возраста, тифлопедагогика не располагает теоретическим исследованием, рассматривающим проблему педагогической компенсации и коррекции в целом и с точки зрения ее специфических особенностей".

Исходя из этого, предметом исследования являются закономерности коррекционно-воспитательного процесса, определяющие организацию специального обучения в младших классах школы слепых.

Цель исследования состоит в разработке научно обоснованной системы коррекционно-воспитательной работы в младших классах школы слепых на основе усиления педагогического руководства формированием у учащихся способов компенсации слепоты и коррекции отклонений в их развитии.

Актуальность исследования определяется значимостью его предмета и цели для разработки системы специального обучения, учитывающей достигнутый уровень научных знаний о закономерностях соотношения обучения и развития детей с глубокими нарушениями зрения, а также требований современного общества к качеству их подготовки к активной жизни и общественно полезной деятельности.

На основе изучения литературных материалов, связанных с проблемой исследования, и анализа практики обучения слепых детей, мы сочли целесообразным в основу построения гипотезы положить следующее теоретическое положение: организация специального обучения слепых детей должна базироваться на закономерностях формирования компенсаторных процессов и коррекции вторичных отклонений в их развитии, учитывать дидактическую сущность учебного материала и педагогические возможности ее реализации в условиях коррекционно-воспитательного процесса.

На основе данного положения сформулирована рабочая гипотеза исследования: глубокие нарушения зрения обуславливают у учащихся существенные затруднения в овладении системой знаний, умений и навыков, составляющих содержание образования. Особые трудности возникают у младших слепых школьников вследствие несформированности у них компенсаторных процессов, которые обеспечивают продуктивность их учебно-познавательной деятельности.

Можно предположить, что путем специальной организации учебно-познавательной деятельности учащихся, учитывающей содержание и дидактическое значение учебного материала, типологические, возрастные и индивидуальные особенности психофизического развития слепых детей, закономерности формирования способов компенсации слепоты и коррекции отклонений, возможно повысить эффективность компенсаторного развития младших слепых школьников, составляющего сущность коррекционно-воспитывающего обучения. При этом педагогическое руководство коррекционно-воспитательным процессом должно обеспечить :

— активизацию учебно-познавательной деятельности с целью формирования у учащихся способов и приемов системного использования сохранных органов чувств ;

— интеллектуализацию учебно-познавательной деятельности с целью повышения уровня осознанности действий учащимися и осмысления непосредственного чувственного опыта ;

— интеграцию средств педагогических воздействий с целью формирования у слепых детей целостных и системных представлений о предметах и явлениях окружающего мира ;

— стимуляцию предметно-практической деятельности.

В результате этого будут созданы условия для совершенствования структуры и содержания учебно-познавательной деятельности учащихся на основе формирования у них исходной познавательной позиции, обогащения сенсорного опыта и овладения способами и приемами перцептивного и умственного анализа и синтеза.

В соответствии с целью и гипотезой в исследовании решались следующие основные задачи.

1. Оцределение главных направлений и тенденций в развитии теории и практики коррекционно-воспитательной работы в школе слепых на основе изучения, анализа и обобщения литературных источников и педагогического опыта.

2. Определение дидактических закономерностей организации коррекционно-воспитательного процесса в младших классах школы слепых.

3″ Разработка путей усиления компенсаторно-коррекционной направленности обучения слепых детей на основе оптимизации их учебно-познавательной деятельности.

Как показано рядом исследований в области тифлологии, слепота оказывает существенное влияние на развитие различных сторон познавательной деятельности ребенка и личности в целом" Слепые дети испытывают значительные затруднения в цроцессе пространственной ориентировки, отстают в физическом развитии от нормально видящих сверстников, для них характерны нарушения осанки, речи, изменения в эмоционально-волевой сфере и т. д. Все это с необходимостью цредполагает осуществление коррекцион-но-воспитательной работы, направленной на смягчение отрицательных последствий дефектов зрения и нормализацию хода психического и физического развития слепых детей (24, 39, 43, 48, 51, 57, 58, 87, 97, 118, 119, 120, 125, 129, 141, 142, 144, 145, 162, 167, 168, 169, 180, 183, 184, 213, 214, 218, 224, 236, 237, 243, 250, 251, 252, 256, 259, 260, 268, 269, 275, 277, 282, 287, 291, 298, 334, 337, 346, 352, 353, 356, 358, 359, 361, 362, 364, 369, 370, 372, 374, 375).

В теории и практике обучения слепых сложились определенные подходы к работе по исправлению недостатков физического развития учащихся, коррекции речи, нравственному воспитанию. Эффективными в этом отношении являются индивидуальные и групповые занятия лечебной гимнастикой, логопедические занятия, обучение учащихся способам и цриемам самостоятельной ориентировки в пространстве, включение их в различные формы активной общественно полезной деятельности и др. (57, 87, 109, 110, 143, 147, 169, 193, 207, 238, 239, 271, 280, 284, 287, 299, 302, 303, 307, 309, 319, 324, 328, 329).

Таким образом, коррекционно-воспитательный процесс реализует свои задачи в различных формах учебно-воспитательной работы, что создает возможности для разностороннего и гармонического развития учащихся. Обширность и многоплановость задач кор-рекционно-воспитательного процесса в школе слепых, отдельные из которых требуют специального изучения* предопределили направленность данного исследования на решение тех задач, которые имеют принципиальное значение для проблемы в целом,.

В исследовании применялась комплексная методика, методологической основой которой являются марксистско-ленинская теория познания, положения классиков научного коммунизма об обучении и воспитании, материалы съездов Коммунистической партии Советского Союза.

В диссертации использовались разнообразные методы :

— изучение литературных источников и документов. /Материалы съездов партии, труды отечественных, советских и зарубежных авторов по философии, педагогике, психологии и дефектологии/ ;

— теоретический анализ и синтез /при исследовании закономерностей коррекционно-воспитательного процесса в школе слепых и обосновании путей его оптимизации/ ;

— наблюдение /при изучении педагогического опыта организации обучения в младших классах школы слепых, содержания и структуры учебно-познавательных действий учащихся/ ;

— лабораторный эксперимент /для получения информации об особенностях учебно-познавательной деятельности слепых детей младшего школьного возраста — усвоении ими знаний, умений и навыков, имеющих компенсаторно-коррекционное значение/ ;

— экспериментальное обучение /для определения путей и педагогических условий усиления компенсаторно-коррекционной направленности обучения в младших классах школы слепых и апробации разработанных нами положений специальной организации учебного процесса/.

Экспериментальная работа проводилась автором и под его руководством на протяжении 1962;1982 гг. в школах слепых Киева, Харькова, Львова, Житомира, Одессы, Мукачево Закарпатской области и Славянска Донецкой области Украинской ССР. В исследовании использовался личный десятилетний опыт работы автора в качестве учителя и завуча Славянской школы слепых Донецкой области.

Научная новизна работы заключается в системном анализе коррекционно-воспитательного цроцесса в школе слепых в единстве его внутренней /психофизиологической/ и внешней /педагогической/ сторон. Психолого-педагогические явления и процессы, составляющие сущность организации специального обучения слепых детей, рассматривались в исследовании с социологических, гносеологических, психологических и педагогических позиций, что позволило соотнести цели, задачи и содержание коррекционно-воспитательного процесса с требованиями социальной среды, закономерностями формирования у слепых детей способов компенсации слепоты и дидактическими возможностями процесса обучения. В исследовании поставлен и рассмотрен вопрос о соотношении общего и специального в обучении слепых детей" В диссертации дано теоретическое обоснование важной научной проблемы педагогической компенсации и коррекции, определены ее ведущие закономерности и продуктивные тенденции — разработана система педагогического руководства коррекционно-вос-питательшм щ>оцессом на основе сформулированных автором црин-ципов управления развитием учебно-познавательной деятельности учащихся.

Теоретическое значение исследования определяется уровнем решения проблемы, создающим научную основу для организации коррекционно-воспитательного процесса в младших классах школы слепых. Б диссертации выявлены закономерности оптимизации коррекционно-воспитательного процесса на основе усиления руководства учебно-познавательной деятельностью слепых детей.

Разработанные в диссертации положения создают теоретическую базу для дидактического анализа содержания и форм учебно-познавательной деятельности учащихся с точки зрения их комлен-саторно-коррекционной сущности и задач дальнейшего совершенствования системы специального обучения.

Практическое значение диссертации заключается в том, что ее положения могут быть использованы для разработки конкретных методик обучения младших слепых школьников, а также для оцределения исходных позиций в исследовании частных вопросов коррекционно-воспитательного процесса. Реализация результатов исследования позволяет повысить качество подготовки учащихся к самостоятельной жизни и общественно полезной практической деятельности в современных социальных условиях.

Результаты исследования могут быть использованы в курсе «Тифлопедагогика» и для разработки спецкурсов для студентов дефектологических факультетов.

Основные положения, выносимые на защиту.

I* В обучении слепых детей реализуются общие и специальные задачи, соотношение которых определяет сущность коррекционно-воспитательного процесса б младших классах школы слепых. Общее связано с закономерностями обученияспециальное — с особенностями реализации общих закономерностей в процессе обучения слепых детей.

2. Глубокие нарушения зрения существенно видоизменяют и усложняют взаимодействие слепого ребенка с окружающей средой. В связи с этим задачей коррекционно-воспитательного процесса является нормализация такого взаимодействия на оонове формирования у учащихся способов компенсации слепоты и коррекции отклонений в их развитии. Этим обеспечивается возможность овладения слепыми школьниками способами и приемами учения.

3. Содержание и функции коррекционно-воспитательного процесса в младших классах школы слепых определяются совокупности) требований современной жизни к психофизической и личностной готовности учащихся к самостоятельной и общественно полезной деятельностизакономерностями формирования способов компенсации олепоты и коррекции вторичных отклонений в развитии и соотносятся с ними в системе дидактически обоснованных связей.

4* Организация коррекционно-воспитательного процесса в школе слепых осуществляется на оонове дидактико-методической системы руководства развитием учебно-познавательной деятельности учащихся. Сиотема реализует идею усиления функций педагогического управления учебно-познавательной деятельность®слепых детей младшего школьного возраста путем организации специально направленных воздействий на те компоненты психики, развитие которых обеспечивает оптимальный компенсаторно-коррекционный эффект обучения.

5. Педагогическое руководство коррекционно-воспитательным процессом осуществляется на основе реализации дидактических принципов, определяющих основные направления и содержание ком-пенсаторно-коррекционаых воздействий на учащихся. Содержание и отруктура системы принципов организации коррекционно-воопита-тельного процесса отражают наиболее существенные проявления закономерностей соотношения специального обучения и компенсаторного развития младших слепых школьников.

6. Ведущим средством коррекционно-воспитательного процесса в младших классах школы слепых является предметно-практическая деятельность, целостный характер которой обеспечивает возможности для системного воздействия на общее и компенсаторное развитие учащихся.

7. Успешная реализация задач коррекционно-воспитательного процеоса предполагает существенное усиление компенсаторных функций речи на основе организации деятельности учащихся, стимулирующей упрочение связей между образом и словом, оречевление сенсорного опыта, повышение обобщенности формируемых понятий и включение их в систему разнообразных связей и отношений.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что в условиях коррекционно-воспитательного процесса, связанного с развитием речи младших слепых школьников, существенно повышается ее компенсаторное значение. Усиление компенсаторных функций речи происходит на основе деятельности, стимулирующей упрочение связей между образом и словом, «передачу» сенсорного опыта в словесный план, повышение уровня обобщенности формируемых понятий и включение их в систему разнообразных смысловых связей и отношений.

Исследование показывает, что в процессе различной по содержанию деятельности слепые дети накапливают словарный запас, отражающий различные предметы и явления окружающей действительности. Однако словарь актуализируется недостаточно, что является показателем слабости и ограниченности связей, лежащих в основе формирования конкретного значения словасвоеобразной замкнутости их в пределах одной из сигнальных систем, и, как следствие, непрочности межсистемных связей. Относительная изолированность сенсорного, и речевого опыта младших слепых школьников проявляется в недостаточной соотнесенности чувственного и словесно-понятийного, примитивном характере ассоциаций, возникающих в процессе воссоздания речевого опыта.

Изучение мобильных качеств словаря позволило получить факты, раскрывающие некоторые закономерности «передачи» чувственных данных в словесную систему и актуализации последней в различных условиях учебной деятельности.

Базальным компонентом развития содержательной стороны речи младших слепых школьников является непосредственный чувственный и практический опыт, данные которого создают конкретно-образный фонд ребенка. Объем, полнота и прочность этого фонда, а также возможности его перевода в словесно-понятийный план завиоят от содержания непосредственной познавательной и практической деятельности слепых детей и условий, в которых осуществляются деятельности.

Деятельность слепых детей, связанная с активным, эмоционально окрашенным непосредственным взаимодействием с предметами и явлениями окружающего мира, способствует интенсивному накоплению чувственной информации и готовит благоприятную почву для формирования конкретно-образной основы речи. Вместе с тем для формирования полноценного сенсорного опыта слепых детей и перевода его в словесный план необходима специальная организация коррек-ционно-воспитательного процесса, предусматривающая:

— целенаправленное руководство учебно-познаЕательными действиями слепых детей в целях получения ими разносторонней чувственной информации об изучаемых предметах и явлениях;

— систематизацию полученных впечатлений на основе определения их смыслоразличительной значимости;

— оречевления чувственных данных на основе осознания их соотнесенности со словом;

— введение сформированных представлений и соответствующих им словесных определений в более широкую систему связей и отношений;

— активизацию воспроизводящей речевой деятельности школьников в процессе выполнения ими различных вербальных заданий.

Представленные в диссертации материалы дают основания для вывода о том, что разработке проблемы коррекционно-воспитатель-ного процесса в школе слепых является одним из основных направлений тифлопедагогической науки. Обоснованность такого вывода вытекает из основополагаощего значения проблемы для определения целей, задач, содержания и методов специального обучения слепых детей в связи с подготовкой их к активному взаимодействию с окружающим миром, самостоятельной жизни и общественно полезной деятельностиналичия закономерностей, отражающих в системе принципов общие существенные связи и зависимости между внутренними и внешними факторами компенсации слепоты и коррекции отклонений в развитииспецифичности предметов исследования, выражающейся в однозначной связи с особенностями познавательной деятельности слепых детей и закономерностями формирования у них процессов компенсации слепоты и коррекции отклонений в развитии.

Проведенное исследование не претендует на окончательное решение проблемы коррекционно-воспитательного процесса в младших класоах школы слепых. Балучи направленным на систематизацию накопленных тифлопедагогикой данных о содержании, формах и методах компенсаторно-коррекционной работы, их теоретическое осмысление и экспериментальное изучение путей и условий оптимизации специального обучения слепых детей, исследование позволяет наметить некоторые перспективные пути дальнейших научных разработок. К их числу можно отнести:

1. Изучение путей дальнейшей дифференциации обучения детей с глубокими нарушениями зрения, обеспечивающей реальные возможности всестороннего учета всего комплекса факторов, характеризующих аномальное развитие ребенка.

2. Исследование компенсаторно-коррекционной сущности методов обучения, целесообразных вариантов сочетания методов в целях усиления их развивающих функций.

3. Исследование путей формирования у слепых детей социального опыта на основе оптимизации содержания и форм активного взаимодействия с окружающей социальной и производственной средой.

4. Изучение путей реализации преемственных связей в содержании и методах коррекционно-воспитательной работы со слепыми детьми различных возрастных и образовательных групп.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Необходимость совершенствования компенсаторно-коррекцион-ной направленности учебного процесса в школе слепых обуславливается общей для всей советской школы тенденцией к повышению развивающего эффекта обучения. Проблему актуализирует новое содержание обучения, существенные изменения контингента учащихся школ слепых, повышенные требования социальной среды к психофизической и личностной готовности слепых детей к активной самостоятельной жизни и общественно полезной деятельности.

Между тем, в практике работы школы слепых имеют место недостатки в организации коррекционно-воспитательного процесса, что проявляется в нарушении соотношения общего и специального в обучении, в некорректном применении методов и приемов обучения массовой школы. Это отрицательно сказывается на качестве усвоения слепыми детьми содержания образования, на успешности их общего и компенсаторного развития. Основной причиной’недостатков коррекционно-воспитательной работы в школе слепых является слабая разработанность теории организации специального обучения на основе систематизации и обобщения накопленных тифлопедагогикой знаний об особенностях обучения и развития слепых детей.

Разработка теоретических основ коррекционно-воспитательно-го процесса в младших классах школы слепых базируется на диа-лектико-материалистической концепции советской дефектологии о ведущем и определяющем значении социальных факторов в становлении и развитии компенсаторных процессов у аномальных детей, о детерминированности содержания и структуры аномального развития ребенка совокупностью внутренних /биологических/ и внешних /социальных/ факторов,.

Системный анализ явлений и процессов, характеризующих кор-рекционно-воспитательный процесс с социологических, гносеологических, психологических и педагогических позиций, применение в исследовании прогностического подхода к его целям и задачам позволили определить соотношение общего и специального в обучении слепых детей. Показано, что сущность специального в V обучении состоит в овладении слепыми детьми способами деятельности в процессе усвоения содержания образования. В связи с этим общее и специальное в обучении, составляя диалектическое единство, соотносятся как категории всеобщего и особенного. Взаимосвязь общего и специального в обучении слепых детей проявляется в характере соотношения общеобразовательных и ком-пенс аторно-коррекционных целей обучения, структурных компонентов содержания образования и функций методов обучения.

Установленный характер соотношения общего и специального в обучении позволил решить ряд исследовательских и практических задач коррекционно-воспитательного процесса: определить принципы его организации, содержание, функции и средства педагогического руководства формированием у учащихся способов компенсации слепоты и коррекции отклонений в развитии.

На основе анализа и обобщения литературных и экспериментальных материалов в диссертации разработана дидактико-методи-ческая система организации коррекционно-воспитательного процесса, направленного на повышение эффективности подготовки слепых школьников к самостоятельной жизни и общественно полезной деятельности.

Исследованием установлено, что коррекционно-воспитательный процесс отражает сущность специального в обучении слепых детей и реализует свои функции путем системного воздействия на развитие у учащихся способов и приемов учебно-познавателышхдействий, обеспечивающих восстановление нарушенного взаимодействия субъекта с окружающей средой. Системный характер коррекционно-воспитательного процесса обусловлен закономерностями компенсаторных перестроек психики слепых детей, ведущим значением учебно-познавателышх действий в процессах компенсации и коррекции отклонений в развитии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Тезисы о Фейербахе. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. З, с. 1−4.
  2. Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд., т. 20, с. 343−626.
  3. В.И. Задачи союзов молодежи: Речь на Ш Всерос. съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 окт. 1920 г. Полн. собр.соч., т. 41, с. 298−318.
  4. В.И. Речь на I Всероссийском съезде по просвещению 28 августа 1918 г. Полн.собр.соч., т. 37, с. 74−78.
  5. В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр.соч., т. 18, с. 7−384.
  6. В.И. Философские тетради: Конспект книги Гегеля «Наука логики». Полн.собр.соч., т. 29, с. 77−218.
  7. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. — 256 с.
  8. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. — 222 с.
  9. Конституция (Основной Закон) Союза Советских социалистических республик: Принята на внеочеред. седьмой сессии Верхов. Совета СССР девятого созыва 7 окт. 1977 г. М.: Политиздат, 1977. — 62 с.
  10. О дальнейшем улучшении обучения, трудового устройства и обслуживания лиц с дефектами умственного и физического развития: Постановление Совета Министров СССР от 17 янв. 1975 г. (Изложение). -Учит, газ., 1975, 5 февр., с. 3.
  11. О состоянии и мерах по дальнейшему совершенствованию народного образования в СССР: Материалы шестой сессии Верховн. Совета СССР. восьмого созыва 17−19 июля 1973 г. М., Политиздат, 1973. -86 с*
  12. Постановление X съезда Украинского общества слепых 19−20 мая 1981 г. Евпатория: Укр. об-во слепых, 1981. — 22 с.
  13. Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. Коммунист, 1983, $ 3, с. 9−23.
  14. В.М., Моргулис И. С. Основы тифлологии. Киев: Рад. школа, 1980. — 61 с.
  15. В.М. Реабилитационная работа в Украинском обществе слепых. Призыв, 1983, № 7, с. 2−4.
  16. В.М., Моргулис И. С. Трудовая реабилитация инвалидов по зрению. Киев: Рад. школа, 1983. — 139 с.
  17. О.Л. О возможностях применения теории информации в тифлопедагогике. Докл. АПН РСФСР, 1961, № 6, с. 125−127.
  18. О.Л. Оценка компенсаторных возможностей тифлотех-нических средств. В кн.: Современное состояние исследований по изучению, обучению и трудовой подготовке аномальных детей: Тез. докл. М., 1983, с. 59.
  19. А.Н. Общие метода обучения в школе. Киев: Рад. школа, 1981. — 206 с.
  20. .Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 486 с.
  21. .Г., Веккер Л. М., Ломов Б. Ф., Ярмоленко A.B. Осязание в процессах познания и труда. М.: Изд-во АШ РСФСР, 1959. — 263 с.
  22. Аномалии развития и коррекционно-воспитательная работа при глубоком нарушении зрения у. детей: Сб. науч. тр./НИИ дефектологии- под. ред. М. И. Земцовой. М.: Б.и., 1980. — 109 с.
  23. П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование. В кн.: Труды научной сессии по дефектологии. М., 1958, с. 45−55.
  24. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  25. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидакт. аспект. М.: Педагогика, 1977. — 254 с.
  26. Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности. Сов. педагогика, 1980, $ 3, с. 92−106.
  27. К.П. Теоретические основы специальной педагогики. -Тез. докл. М., 1967, с. 393−394.
  28. В.И. Соотношение социальных и биологических факторов в развитии человека. Дефектология, 1981, JS 4, с. 3−10.
  29. В.И. Единство социального и биологического в процессе становления специфических функций человека. Дефектология, 1982, № 3, с. 7−13.
  30. A.B. Тефлопедагогическая техника. М.- Л.: Госиздат, 1928. — 131 с.
  31. Л.И. Концепция культурно-исторического развития психики и ее перспективы. Вопр. психологии, 1977, J& 2, с.29−39.
  32. P.M. Глухие и слабослышащие дети. М.: Изд-во АШ РСФСР, 1963. — 335 с.
  33. P.M. Аномальные дети. В кн.: Основы обучения и воспитания аномальных детей. М., IS65, с. 22−48.
  34. P.M., Левина P.E. Речь и развитие аномальных детей.-В кн.: Основы обучения и развития аномальных детей. М.- 1965, с. 154−168.
  35. P.M. Проблема аномального развития детей при ранней частичной сенсорной недостаточности. В кн.: Психическое развитие в условиях сенсорных дефектов. М., с. 7−17, (ХУШ Междунар. психол. конгресс- Симпоз. 33).
  36. Т.В. Пути формирования географических представлений у учащихся школ слепых детей. В кн.: Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников. Л., 1974, с. 76−82.
  37. Г. А. Некоторые виды затрудненности социально-психологической адаптации взрослых слепых. Дефектология, 1977, Je 6, с. 16−25.
  38. Я.И. Краеведческая работа действенное средство воспитания слепых и слабовидящих детей. — Дефектология, 1972, № 4, с. 59−64.
  39. Я.И. Краеведческая работа в школе-интернате для слепых детей. В кн.: Опыт работы школ слепых и слабовидящих. М., 1962, с. 55−63.
  40. К. Психология слепых. М.: Учпедгиз, 1934. — 264 с.
  41. Л.М., Лапе Ю. П. К проблеме построения осязательного образа. Вопр. психологии, 1961, № 3, с. 143−153.
  42. Л.А. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969.365 с.
  43. М.А. Чтение слепыми обычного типографического текста при помощи аппаратов с условной фонической сигнализацией: Авто-реф. дис.канд.пед.наук. М., 1958. — 15 с.
  44. П. Психология слепых. М.- Л.: Учпедгиз, 1931. -157 с.
  45. П. Педагогика слепых. М.: Учпедгиз, 1936. — 120 с.
  46. Т.А. Знание особенностей дефекта важнейшее условие улучшения учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.-Дефектология, 1969, 16 I, с. 10−17.
  47. Т.А. Психологические проблемы дифференциации обучения и воспитания аномальных детей: Обобщ. докл. по опубл. работам автора, представляемых к защите по совокупности. д-ра психол. наук. 1972. — 56 с.
  48. Т.А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1973, -175 с.
  49. Т.А. Вопросы специального обучения и воспитания аномальных детей в СССР. В кн.: Развитие специального обучения и воспитания аномальных детей. М., 1973, с. 5−26.
  50. Л.А. Методика формирования у слепых учащихся 1−1У классов начальных геометрических понятий. Спец. школа, 1966, вып. 2 (118), с. 14−18.
  51. Л.С. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у слепых и слабовидящих детей. Дефектология, 1982, В 6, с. 64−68.
  52. Л.С. Нарушение устной речи у слепых и слабовидящих детей и факторы, обуславливающие их. В кн.: Современное состояние исследований по изучению, обучению и трудовой подготовке аномальных детей: Тез. докл. — M., 1983, с. 64−65.
  53. Л.С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими дефектами зрения: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1983, — 32 с.
  54. Вопросы тифлопедагогики: Сб. статей/Под ред. В. И. Коваленко. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955, — 232 с.
  55. Вопросы учебно-воспитательной работы в школах слепых и слабовидящих /Под ред. Б. И. Коваленко. Л., 1964. — 397 с. — (Учен. зап./Ленингр. пед. ин-т им. А.И.Герцена- Т. 253).
  56. Вопросы школьной дефектологии /Под ред. М. Е. Хватцева и др. Л., 1966, — 198 с. — (Учен. зап. /Ленингр. пед. ин-т им. А.И.Герцена- Т. 296).
  57. Вопросы обучения и развития детей с нарушениями зрения /НИИ дефектологии АПН СССР- Под ред. М. И. Земцовой и Л. И. Солнцевой. -M., 1974, 172 с.
  58. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. науч. тр. /Ленингр. пед. ин-т им. А.И.Герцена- Под ред. А.Г.Лит-вака. Л., 1979. — 99 с.
  59. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. науч. тр. /Ленингр. пед. ин-т им. А.И.Герцена- Под ред. А. Г. Литвака. Л., 1981. — 121 с.
  60. Воспитание и обучение слепого дошкольника /Под ред. Л. И. Солнцевой. М.: Просвещение, 1967. — 175 с.
  61. Воспитание ребенка с нарушением зрения в семье: Сб. науч. тр. /НИИ дефектологии АПН СССР- Под ред. Л. И. Солнцевой, В. И. Ермакова. М., 1979. — 145 с.
  62. Воспитательная работа в школе слепых /Под ред. Л. Н. Солнцевой. М.: Просвещение, 1964. — 59 с.
  63. Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности. В кн.: Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей: Сб.: статей /Под ред. Л. С. Выготского. М., 1924, с. 5−30.
  64. Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей. В кн.: Пути воспитания физически дефективного ребенка: Сб. статей /Под ред. С. С. Тизанова и П. П. Почапина. М., 1926, с. 722.
  65. Л.С. Избранные психологические исследования. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 519 с.
  66. Л.С. Развитие высших психических функций. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 500 с.
  67. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. В кн.: Психологическая наука в СССР. М., 1959, т. I, с. 441−470.
  68. В.А. Первоначальное воспитание и обучение слепых детей. М.: Учпедгиз, 1934. — 48 с.
  69. С.Г. К вопросу о психологической теории трудовой компенсации. В кн.: Тез. докладов на П съезде общества психологов. М., 1963, вып. 4, с. II.
  70. А.П. Профессионально-трудовое обучение глухих школьников. M.: Просвещение, 1966. — 132 с.
  71. А.М. Формирование письменной речи у младших глухих школьников.: Автореф. дис.. д-ра пед. наук (по психологии).- M., 1967. 35 с.
  72. А.Б. Полисенсорные технические средства обучения оптимизации учебного процесса слепых и слабовидящих. В кн.: Современное состояние исследований по изучению, обучению и трудовой подготовке аномальных детей: Тез. докл. M., 1983, с. 67.
  73. A.B. Расширение профессионально-трудовой деятельности лиц с нарушениями зрения в сфете материального производства: Автореф. дис.. канд. пед. наук. M., 1979. — 17 с.
  74. C.B. К вопросу о мотивах учения слепых и слабовидящих, работающих в системе учебно-производственных предприятий обществ слепых в СССР. Дефектология, 1979, № 2, с. 25−31.
  75. C.B. Влияние уровня образования на общественную активность взрослых слепых и слабовидящих. В кн.: Восьмая науч. сессия по дефектологии и Пятые всесою. пед. чтения. M., 1979, т. I, с. I60-I6I.
  76. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. — 423 с.
  77. М.А. Ленинская теория познания и процесс обучения.- Сов. педагогика, 1968, № I, с. 84−104.
  78. В.З. Использование рельефных картинок при изучении математики в подготовительных I классах школ слепых детей. -В кн.: Аномалии развития и коррекционно-воспитательная работа при глубоких нарушениях зрения у детей. М., 1980, с. 87−92.
  79. М.Н. Изучение и коррекция недостатков моторики слепых детей на занятиях ритмико-танцевального кружка. Спец. школа, 1966, вып. 4 (120), с. 93−101.
  80. Дети с глубокими нарушениями зрения /Под ред. М. И. Земцовой и др. М.: Просвещение, 1967. — 376 с.
  81. Дефектологический словарь. М.: Педагогика, 1970. — 473 с.
  82. Дидактика средней школы /Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 317 с.
  83. Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М.: Педагогика, 1969. — 215 с.
  84. Г. М., Гозова А. П., Земцова М. И. Трудовое обучение в специальных школах. В кн.: Основы обучения и воспитания аномальных детей. М., 1965, с. 271−289.
  85. Я.И. Оптимизация физического воспитания учащихся старших классов школы слепых в целях повышения качества подготовки их к трудовой деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-Киев, 1979. 26 с.
  86. А.И. 0 взаимосвязи обучения и развития учащихся специальных школ. Спец. школа, 1966, вып. 3 (119), с. 3−6.
  87. А.И., Розанова Т. В., Гозова А. П., Кулагин Ю.А.,
  88. Т.Н., Ку.зьмина-Сыромятникова Н. Ф. Педагогические основы обучения аномальных детей. В кн.: Основы обучения и воспитания аномальных детей. М., 1965, с. 258−271.
  89. Л.В. Возрастные и индивидуальные различия в запоминании эмоционально-образного и абстрактного материала у учащихся школ слепых. В кн.: Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников. Л., 1974, с. 138−150.
  90. И.Г., Кузьмина-Сыромятникова Н.Ф., Петрова В. Г. Формы организации учебной работы в специальных школах. В кн.: Основы обучения и воспитания аномальных детей. М., 1965, с. 296 304.
  91. И.Г., Мерсиянова Г. Н. Обучение учащихся вспомогательной школы применению знаний и умений. Киев: Рад. школа, 1971. — 135 с. — (укр.)
  92. И.Г. Становление и развитие дефектологии в Украинской ССР. В кн.- Развитие специального обучения и воспитания аномальных детей. М., 1973, с. 27−76.
  93. И.Г. Организация учебной деятельности учащихся вспомогательных школ на основе повышения их познавательной активности: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Киев, 1967. — 65 с.
  94. В.П. Пути совершенстсования профориентации, трудового и производственного обучения учащихся с нарушениями зрения. В кн.: Восьмая науч. сессия по дефектологии и Пятые все-союз. пед. чтения. М., 1979, т. I, с. 162−163.
  95. В.П. Производственное обучение в школах слепых. -М.: Педагогика, 1970. 176 с.
  96. П.Я. Воспитание и образование слепых, глухонемых и умственно отсталых детей. В кн.: Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей: Сб. статей и материалов / Под ред. Л. С. Выготского. М., 1924, с. 37−72.
  97. В.П. Зрительная нагрузка на уроках труда в школе слепых и слабовидящих детей. В кн.: Современное состояние исследований по изучению, обучению и трудовой подготовке аномальных детей: Тез. докл. М., 1983, с*-72.
  98. A.M., Зеленский A.B. О некоторых вопросах организации занятий лечебной физкультурой в школе-интернате слепых детей. Дефектология, 1981, й I, с. 63−67.
  99. ПО. Жихарев A.M., Углова З. В. Роль пионерской дружины в деле воспитания общественной активности у учащихся с нарушениями зрения. Дефектология, 1981, № 4, с. 77−81.
  100. П.М. Сенсорные предпосылки общения человека в условиях слепоты. Дефектология, 1981, $ 2, с. 35−39.
  101. Х.С. История олигофренопедагогики. М.: Просвещение, 1974. — 391 с.
  102. Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968, -175 с.
  103. Л.В. О предмете и методах дидактических исследований. М., Изд-во АШ РСФСР, 1962. — 148 с.
  104. A.B. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном возрасте. В кн.: Сенсорное воспитание дошкольников. М., 1963, .с. 30−56.
  105. И.Д. Основные направления совершенствования содержания учебных предметов. Сов. педагогика, 1979, № 4, с. 66−72.
  106. М.И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. -419 с.
  107. М.И. Особенности познавательной деятельности слепых детей младшего школьного возраста. В кн.: Труды научной сессии по дефектологии. М., 1958, с. 73−84.
  108. М.И. Особенности познавательной деятельности слепых. В кн.: Психологическая наука в СССР. М., i960, т. 2, с. 542−569.
  109. М.И. Изучение учащихся с нарушениями зрения и пути дифференциации их обучения. В кн.: Методы изучения аномальных детей: Сб. статей. М., 1965, с. 54−65.
  110. М.И. Основы компенсации дефектов у аномальных детей. В кн.: Основы обучения и воспитания аномальных детей. М., 1965, с. I0I-I22.
  111. М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. М.: Просвещение, 1973. — 158 с.
  112. М.И., Гнеушева А. Н., Дмитриев В. Г. Изучение учащихся с глубокими нарушениями зрения. Дефектология, 1975, № 6, с. 24−26.
  113. М.И. Обучение слепых и слабовидящих детей. М.: ВОС, 1978. — 32 с.
  114. A.M. Об общих и частных механизмах компенсации нарушенных функций у человека. В кн.: Труды научной сессии по дефектологии. М., 1958, с. 56−69.
  115. Д.И. Особенности обучения слепых детей географии. М.: Учпедгиз, 1950. — 191 с.
  116. А.И. Актуальные вопросы исследования возрастных и индивидуальных особенностей формирования познавательной деятельности слепых и слабовидящих детей. Учен. зап. /Ленингр. пед. ин-т им. А. И. Герцена, 1968, т. 344, с. 3-II.
  117. А.И. Управление формированием и развитием познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников: Сб. науч. работ. Л., 1974, вып. 1У, с. 3−13.
  118. С.А. Обучение глухих детей по принципу формирования речевого общения. М., Изд-во АШ РСФСР, 1961. — 360 с.
  119. С.А. Содержание обучения в специальных школах. В кн.: Основы обучения и воспитания аномальных детей. М., 1965, с. 289−296.
  120. Изв. / АПН РСФСР. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — Вып.90. Особенности восприятия у слепых и компенсация отсутствующего зрения при помощи тифлотехники /Под ред. М. И. Земцовой и И.А.Соколян-ского. 320 с.
  121. Изв. / АПН РСФСР. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — Вып.96. Тифлопедагогические исследования /Под ред. Б. И. Коваленко. 264 с.
  122. Из опыта обучения слепых и слабовидящих /Под ред. М. И. Земцовой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. — 100 с.
  123. Из опыта работы специальных школ /Под ред. Любченко В. П. и пдр. Киев: Рад. школа, 1965. — 133 с.
  124. А.И. Охрана остаточного зрения в школе слепых. -М.: Просвещение, 1965. 127 с.
  125. А.И., Морозова Н. Г. Если ребенок плохо видит. -М.: Педагогика, 1969. 77 с.
  126. А.И. Особенности цветного зрения при основных клинических формах детской слепоты: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1975. — 32 с.
  127. Л.Ф. Формирование двигательных функций у слепых детей и пути преодоления недостатков физического развития в процессе школьного обучения: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1980. — 42 с.
  128. Р. К проблеме познавательной активности слепых. В кн.: Восьмая науч. сессия по дефектологии и Пятые всесоюз. чтения. М., 1979, т. I, с. 177.
  129. Р. Изучение тактильного восприятия детей с разными аномалиями развития. В кн.: Современное состояние исследований по изучению, обучению и трудовой подготовке аномальных детей. Тез. докл. М., 1983, с. 7*7−78.
  130. Книга для учителя школы слепых /Под ред. М. И. Земцовой. -М.: Учпедгиз, 1962. 364 с.
  131. А.Г. Работа в драматическом кружке как средство коррекции недостатков развития слепых детей. Спец. школа, 1967, вып. I (121), с. II-II3.
  132. .И. Возвращение ослепших к трудовой жизни. -М.: Учпедгиз, 1946. 191 с.
  133. .И. Основы предметных методик в работе со слепыми детьми. М.: Учпедгиз, 1936. — 192 с.
  134. .И., Коваленко Н. Б. Тифлопедагогика. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — Вып. I. 415 с.
  135. .И., Коваленко Н. Б., Куличева Н. И. Тифлопедагогика. М.: Педагогика, 1975. — Вып. 2, 248 с.
  136. .И., Коваленко Н. Б., Куличева Н. И. Тифлопедагогика. М.: Педагогика, 1975. — Вып. 3. 119 с.
  137. .И., Коваленко Н. Б., Куличева Н. И. Тифлопедагогика. М.: Педагогика, 1975. — Вып. 4, 200 с.
  138. В.М. Роль сознания в процессе компенсации. В кн.: Тезисы докладов на I съезде Общества психологов. М., 1959, вып.1, с. 192−193.
  139. В.М. Проблема компенсации и восстановления. В кн.: Тезисы докладов на П съезде психологов. М., 1963, вып. 4, с. 7−8.
  140. В.М. Исследование индивидуальных различий у детей с глубокими нарушениями зрения. Дефектология, 1978, В 3, с. 9−12.
  141. Г. С. О взаимоотношении воспитания и развития ребенка. Сов, педагогика, 1956, № 12, с. 60−74.
  142. Г. С. Некоторые аспекты взаимосвязи обучения и уметвенного развития. Сов. педагогика, 1967, № I, с. 24−27.
  143. Г. С. Актуальные вопросы обучения и развития младших школьников. В кн.: Обучение и развитие младших школьников. Киев, 1970, с. 3−8.
  144. Н.С. Особенности восприятия у слепых детей младшего школьного возраста. Изв./АПН РСФСР, 1957, вып. 90, с.39−55.
  145. Н.С. Роль речи в формировании представлений учащихся начальной школы слепых. В кн.: Особенности познавательной деятельности слепых: Сб. статей. M., 1958, с. 93−124.
  146. Н.С. Развитие речи учащихся школ слепых (1-У классы). М.: Просвещение, 1967. — 167 с.
  147. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе /Под ред. Г. М. Ульянова. М.: Педагогика, 1971. — 96 с.
  148. C.B. Очерки общей психо-физиологии чувств. М., Изд-во АН СССР, 1946. — 71 с.
  149. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. -М.: Педагогика, 1977. 264 с.
  150. Краткий словарь по философии. М., Политиздат, 1970. -398 с.
  151. A.A. Из душевного мира слепых. Спб., 1909. -Ч. I. Процессы восприятия у слепых. 231 с.
  152. A.A. Психология слепых и ее значение для общей психологии и педагогики. Саратов, 1926. — 144 с.
  153. В.А. Пространственная ориентировка детей с нарушениями зрения. В кн.: Современное состояние исследований по изучению, обучению и трудовой подготовке аномальных детей: Тез. докл. M., 1983, с. 78−79.
  154. Ю.А. Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых. М.: Педагогика, 1969. — 295 с. 171. .Левина P.E. Наука о нарушениях речевого развития у детей. Сов. педагогика, 1968, № I, с. 76−83.
  155. А.Н. Ощущения, восприятия и внимание детей младшего школьного возраста. В кн.: Очерки психологии детей. Сб. статей. — М., АПН РСФСР, 1950, с. 39−76.
  156. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965. — 570 с.
  157. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  158. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 182 с.
  159. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  160. А.Г. Проблема представлений в психологии слепых. -В кн.: Вопросы школьной дефектологии. Л., 1966, с. 135−149.
  161. А.Г. Борьба за материалистическое понимание явления компенсации в советской тифяопсихологии. В кн.: Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников: Сб. науч. тр. Л., 1972, вып. 3, с. 207−227.
  162. А.Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих. -Л.: (Б.и.), 1972. 224 с.
  163. А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологин. Л.: (Б.и.), 1973. — 155 с.
  164. А.Г. Пути развития отечественной тифлопсихологии: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. Л., 1974. — 42 с.
  165. А.Г. Формирование личности и проблемы интеграциислепых. В кн.: Восьмая науч. сессия по дефектологии и Пятые Все-союз. пед. чтения. М., 1979, т. I, с. 184−185.
  166. .Ф. К вопросу о физиологическом механизме восприятия рисунка. В кн.: Материалы совещания по психологии. M., 1957, с. 237−242.
  167. .Ф. Об измерительной функции анализаторов. В кн.: Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. M., 1961, с. 34−39.
  168. В.И. Коррекция. В кн.: Педагогическая энциклопедия. М., 1965, т. 2, с. 505.
  169. В.И., Мещеряков А. И. Физиологические особенности аномальных детей. В кн.: Основы обучения и воспитания аномальных детей. М., 1965, с. 86−100.
  170. В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей. Дефектология, 1971, № 6, с. 1520.
  171. В.И. Развитие словесной регуляции действий у аномальных детей: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1975.- 31 с.
  172. В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. М.: Педагогика, 1978. — 223 с.
  173. Н.Б. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими школьниками. М.: Просвещение, 1979. — 102 с.
  174. Н.Я. Использование ритмики при коррекции дефектов. Спец. школа, 1966, вып. 4 (120), с. I08-III.
  175. А.Р. Речевые реакции ребенка. В кн.: Речь и интеллект в развитии ребенка. M., 1927, с. 5−74.
  176. А.Р. Роль слова в формировании временных связей в нормальном и аномальном развитии. М., Изд-во АПН РСФСР, 1955. -19 с.
  177. А.Р. Развитие речи и формирование психических процессов. В кн.: Психологическая наука в СССР. M., 1959, т. I, с. 516−577.
  178. А.Р. Об историческом развитии познавательных интересов. М.: Наука, 1974. — 172 с.
  179. A.A. Очерки психического развития ребенка. -М.: Просвещение, 1965. 363 с.
  180. А.Ю. К вопросу о психологической готовности учащихся школ слепых к самостоятельной трудовой деятельности. В кн.: Восьмая науч. сессия по дефектологии и Пятые Всесоюз. пед. чтения. M., 1979, т. I, с. I90-I9I.
  181. E.H., Нестерович Т. В., Зыкова Т. С. Уроки предметно-практического обучения в школе глухих: Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1980. 176 с.
  182. E.H. Значение предметно-практической деятельности для обучения и воспитания аномальных детей. Дефектология, 1982, № 3, с. 24−30.
  183. H.A. Вопросы умственного развития младших школьников и новые программы. В кн.: Обучение и развитие младших школьников. Киев, 1970, с. 21−27.
  184. H.A. Проблемы учения и развития: (К вопросу о теории учения). Сов. педагогика, 1979, № 9, с. 35−41.
  185. Методические рекомендации к исследованию проблем коррек-ционной работы в специальных школах: Тез. докл. Киев, 1975. -118 с.
  186. М.И. Организация проблемного обучения в школе. -М.: Просвещение, 1977. 240 с.
  187. М.Н. Кружковая работа как средство коррекционно-воспитательной работы в школе слепых. В кн.: Вопросы учебно-воспитательной работы в школах слепых и слабовидящих. Л., 1964, с. 257−262.
  188. А.И. Слепоглухие дети: (Психич. развитие в процессе обучения). Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1971. — 37 с.
  189. А.И. Слепоглухие дети: Развитие психики в процессе формирования поведения. М.: Педагогика, 1974. — 327 с.
  190. З.К. Обучение частичновидящих школьников чтению обычного плоскопечатного шрифта: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1971. — 17 с.
  191. И.С. Роль аппликационных работ в сенсорном развитии слепого ребенка. В кн.: Вопросы дефектологии. Киев, 1965, вып. I, с. I4I-I5I. — (укр.)
  192. И.С. восприятие формы учащимися младших классов школы слепых детей. В кн.: Вопросы дефектологии. Киев, 1966, вып. П, с. 159−165. (укр.)
  193. И.С. Восприятие и воспроизведение слепыми детьми художественного текста. В кн.: Тифлопсихология и тифлопедагогика: Крат, содержание докл. Л., 1970, с. 50−52. (Герцен, чтения / Ленингр. пвд. ин-т им. А.И.Герцена- ХХШ).
  194. И.О. Общение как средство формирования социального опыта у детей с нарушениями зрения. Дефектология, 1971,6, с. 70−74.
  195. И.О. Руководство познавательной деятельностью слепых и слабовидящих детей в процессе обучения: Метод, письмо. -Киев, 1974. 47 с.
  196. И.О. Дидактические условия развития познавательной деятельности детей с нарушениями зрения в процессе обучения.
  197. В кн.: Формирование умений и навыков в области познавательной деятельности в процессе изучения основ наук. Славянок, 1974, с. 63−64.
  198. И.С. Исследование речевых реакций у слепых детей младшего школьного возраста. В кн.: Вопросы дефектологии. Киев, 1974, вып. 9, с. 74−78. — (укр.)
  199. И.С. Педагогическое изучение слепых и слабовидящих детей: Метод, письмо. Киев, 1975. — 43 с.
  200. И.О. План как средство регуляции познавательных действий детей с глубокими нарушениями зрения. В кн.: Вопросы дефектологии. Киев, 1975, вып. 10, о. 99−105.
  201. И.О. Процесс обучения. В кн.: Основы специальной дидактики. Киев, 1975, с. 22−31.
  202. И.О. Развитие конструктивно-технических умений и навыков у учащихся младших классов школы слепых. В кн.: Вопросы дефектологии. Киев, 1976, вып. II, с. 68−71-(укр.)
  203. И.О., Синева Е. П. К вопросу о пресяективном моделировании личности в социалистических исследованиях проблем тифь-лопедагогики. В кн.: Проблемы методологии психологических и педагогических исследований: Сб. тез. Вильнюс, 1977, с. 139−141.
  204. И.С. Управление учебно-познавательной деятельностью детей с дефектами зрения. В кн.: Проблемы дальнейшего развития педагогических и психологических наук в свете решений ХХУ съезда КПСС. Киев, 1977, с. 193−194.
  205. И.С. Вопросы ранней компенсации и коррекции дефектов, обусловленных зрительной недостаточностью детей. В кн.: Некоторые вопросы воспитания и лечения детей дошкольного возраста с патологией зрения. Киев, 1977, с. 4−10.
  206. И.С. Методические рекомендации по организации практической деятельности в обучении слепых и слабовидящих детей: Метод, письмо. Киев, 1978. — 40 с.
  207. И.С. Развитие познавательной деятельности учащихся с глубокими нарушениями зрения в процессе обучения. Дефектология, 1979, ^ 3, с. 55−59.
  208. И.С. Учебно-познавательная деятельность детей с глубокими нарушениями зрения как объект педагогического руководства. В кн.: Восьмая науч. сессия по дефектологии и Пятые Все-союз. пед. чтения. М., 1979, т. I, с. 197−198.
  209. И.С. Принципы и содержание коррекционной работы в школах слепых и слабовидящих. В кн.: Тезисы докладов У1 Всесоюзных педагогических чтений. М., 1982, с. 74−75.
  210. И.О. Психолого-педагогические основы руководства коррекционно-воспитательным процессом в школе слепых и слабовидящих. В кн.: Пути повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в школе слепых и слабовидящих. Киев, 1982, с. 3−9.
  211. И.С. Теоретические основы коррекционно-воспита-тельного процесса в младших классах школы слепых. В кн.: Современное состояние исследований по изучению, обучению и трудовой подготовке аномальных детей. М., 1983, с. 85.
  212. Н.Г. Интересы и мечты слепых школьников младших и средних классов. Спец. школа, 1964, вып. I (109), с. 57−64.
  213. Н.Г. Интересы и мечты слепых школьников младших и средних классов. Спец. школа, 1964, вып. 2 (ПО), с. 64−70.
  214. Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М.: Просвещение, 1969. — 280 с.
  215. Н.Г. Воспитание активного познавательного отношения к окружающей действительности у дошкольников с нарушениями зрения. В кн.: Вопросы активизации обучения в школах для детей с нарушениями зрения. М., 1976, с. 67−72.
  216. Муратов. P.C. Компенсация и коррекция дефекта зрения при п помощи технических средств в процессе школьного обучения слепых и слабовидящих: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1970, — 37 с.
  217. P.C. Оборудование процесса обучения специальной техникой. В кн.: Основы обучения и воспитания аномальных детей. М., 1965, с. 305−314.
  218. P.C., Вербук М. А., Фишелев Я. Р. Наглядные пособия и оборудование для школ слепых и слабовидящих детей /НИИ дефектологии. Свердлов, тифлотехн. лабо. Свердловск, 1959. — 52 с.
  219. Е.С. Сравнительное исследование памяти у слепых, слабовидящих и нормально видящих младших школьников. В кн.: Восьмая науч. сессия по дефектологии и Пятые Всесоюз. пед. чтения. М., 1979, т. I, с. 201.
  220. Некоторые особенности обучения и развития слепых и слабовидящих детей: Сб. науч. статей /НИИ дефектологии- Под ред. М. И. Земцовой и Л. И. Солнцевой. М.-(Б.и) — 1975. 113 с.
  221. С.Ф. Актуальные вопросы профориентационной работы в школах для детей с глубокими нарушениями зрения. В кн.: Восьмая науч. сессия по дефектологии и Пятые Всесоюз. пед. чтения.
  222. М., 1979, т. I, с. 2РЗ-204.
  223. Общие основы педагогики /Под ред. Ф. Ф. Королева, В. Е. Гурмана. М.: Просвещение, 1967. — 391 с.
  224. Ошт исследования взаимодействия слова и наглядности в обучении: Сб. статей /Под ред. Л. В. Занкова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. — 272 с.
  225. Ошт работы школ слепых и слабовидящих /Под ред. Ю. А. Кулагина и Л. И. Солнцевой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 79 с.
  226. Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников: Сб. науч. тр. /Ленингр. пед. ин-т им. А.И.Герцена- Под ред. А. И. Зотова и А. Г. Литвака. Л., 1972. — Вып. 3, 223 с.
  227. Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников: Сб. науч. работ /Ленингр. пед. ин-т им. А.И. Герцена- Под ред. А. И. Зотова, А. Г. Литвака. Л., 1974. — Вып. 1У. 211 с.
  228. Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников: Сб. науч. тр. /Ленингр. пед. ин-т им. А.И.Герцена- Под ред. А. И. Зотова и А. Г. Литвака. Л., 1975. — Вып. У, 146 с.
  229. Основы дидактики /Под ред. Б. П. Есипова. М.: Просвещение, 1967. — 472 с.
  230. Основы специальной дидактики /Под ред. И. Г. Еременко. -Киев: Рад. школа, 1975. 210 с. — (укр.)
  231. Основы обучения и воспитания аномальных детей /Под ред. А. И. Дьячкбва. М.: Просвещение, 1965. — 343 с.
  232. И.П. Полное собрание сочинений. 2-е изд. — М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1951. — Т. Ш, ч. I. 390 е.- Ч. П. 435 с.
  233. М.С., Ляпидовский С. С., Нейман Л. В., Каплан А. И. Клиническая характеристика аномальных детей. В кн.: Основы обучения и воспитания аномальных детей. М., 1965, с. 48−85.
  234. М.С. Психоневрологическая характеристика учащихся школ слепых. Спец. школа, 1968, вып. 6 (132), с. 57−62.
  235. В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. М.: Просвещение, 1968. — 158 с.
  236. В.Г. Развитие речи и познавательная деятельность умственно отсталых школьников: Автореф. дис.. д-ра психол.наук. М., 1975. — 42 с.
  237. В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М.: Педагогика, 1977. — 200 с.
  238. .И. Задачи коррекционно-вспомогательной работы с умственно отсталыми школьниками в процессе трудового обучения. -Дефектология, 1970, № I, с. 13−19.
  239. .И. Коррекция недостатков психического развития умственно отсталых школьников в процессе трудового обучения. В кн.: Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. М., 1972, с. 78−81.
  240. A.B. Формирование самоконтроля у слепых школьников в процессе производительного труда. В кн.: Восьмая науч. сессия по дефектологии и Пятые Всесоюз. пед. чтения. М., 1979, т. I, с. 2I0−2II.
  241. Н.И. Конкретизация осязательных представлений слепых учащихся младших классов. Киев, 1955, — 39 с. — (укр.)
  242. Проблемы психического развития аномального ребенка: Материалы к ХУШ Междунар. психол. конгрессу. М.: Просвещение, 1966.- 57 с.
  243. Проблемы методологии педагогики и методики исследований /Под ред. М. А. Данилова, Н. И. Болдарева. М.: Педагогика, 1971. -350 с.
  244. JE.Г. Уроки по исправлению физических недостатков детей в начальных классах школы для слепых. Спец. школа, 1966, вып. 4 (120), с. II5-II7.
  245. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе /Под ред. Ж. И. Шиф. М.: Педагогика, 1972. — 149 с.
  246. Пути укрепления связи обучения аномальных детей с жизнью: Сб. статей /Под ред. А. М. Гольдберг. Киев, Рад. школа, 1963. -142 с. — (укр.)
  247. Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М.: Педагогика, 1975. — 180 с.
  248. Развитие психики в условиях сенсорных дефектов. М., 1966.- 327 с. (ХУШ Междунар. психол. конгресс- Симпоз. 33).
  249. М.Ф., Гроза Т. А. Развитие специального обучения в Украинской ССР. Дефектология, 1982, № 2, с. 29−33.
  250. B.C. Ощущение препятствия и его роль в ориентировке слепых. М.: Учпедгиз, 1949. — 147 с.
  251. B.C. Пространственная ориентировка слепых. М.: Учпедгиз, 1951. — 136 с.
  252. B.C. Тифлотехника. М.: Учпедгиз, I960. — 159 с.
  253. H.A. Обучение рисованию в школе слепых. М.: Учпедгиз, I960. — 647 с.
  254. I.A. Развитие ориентировки и подвижности у слепых детей младшего школьного возраста с применением технических средств: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1979. — 18 с.
  255. I.A. Коррекционно-вовпитательный спортивный тренажерный зал в школе слепых и слабовидящих детей. В кн.: Современное состояние исследований по изучению, обучению и трудовой подготовке аномальных детей: Тез. докл. М., 1983, с. 93.
  256. .В. Проблемы физического воспитания детей с нарушениями зрения. В кн.: Восьмая науч. сессия по дефектологии и Пятые Всесоюз. пед. чтения. М., 1979, т. I, с. 219−220.
  257. .В. Формирование двигательных способностей у аномальных детей. Дефектология, 1980, 14, с. 36−43.
  258. .В. Пути повышения массовости физической культуры и спорта в специальных школах. В кн.: Современное состояние исследований по изучению, обучению и трудовой подготовке аномальных детей: Тез. докл. М., 1983, с. 92−93.
  259. И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Госполитиздат, 1947. — 647 с.
  260. В.Н. Развитие Г.М.Дульневым теории коррекционной работы во вспомогательной школе. Дефектология, 1979, № I, с. 25−33.
  261. Е.П. Исследование взаимоотношений слепых и производственных и школьных коллективах: Автореф. дис.. канд. пси-хол. наук. М., 1981. — 21 с.
  262. М.Н. Современные проблемы дидактики в свете ленинской теории отражения. Сов. педагогика, 1970, Л 5, с. 27−35.
  263. О.И. Как я воспринимаю и представляю окружающий мир. М., Изд-во АПН РСФСР, 1954. — 365 с.
  264. А.И. Воспитание и образование слепых и их призрение на Западе. Спб., 1903. — 1024 с.
  265. A.C. Использование музыки и пения в коррекционных целях слепых. В кн.: Вопросы учебно-воспитательной работы в школах слепых и слабовидящих. Л., 1964, с. 251−256.
  266. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1982. — 1599 с.
  267. Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. -М., 1978. 43 с.
  268. Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1980. — 189 с.
  269. И.М. 0 психологическом развитии детей с пораженным органом чувств. В кн.: Основы обучения и воспитания аномальных детей. М., 1965, с. 122−139.
  270. Сочетание слова учителя и средств наглядности в обучении: Сб. статей /Под ред. Л. В. Занкова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. -380 с.
  271. Э.М. Теория и практика воспитания слепых и слабовидящих школьников. Л.: ЛГПИ, 1980. — 76 с.
  272. Э.М. Воспитание личности слепых и слабовидящих школьников в коллективе. В кн.: Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. Л., 1981, с. 5−13.
  273. А.И. Влияние социальных условий на формирование социальных установок и установки к себе лиц со зрительными дефектами: Автореф. дис.. канд. психол. нзук. Л., 1978. -15 с.
  274. Теоретические основы содержания общего среднего образования /Под ред. В. В. Краевского, Н. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — 351 с.
  275. И.Р. Звуковой сигнализатор как средство ориентировки слепых детей при выполнении физических упражнений. -Спец. школа, 1966, вып. 4 (120), с. 11−114.
  276. И.Р. Обучение слепых детей ориентировке в звуковом поле при помощи технических средств: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1967. — 21 с.
  277. Тифлопсихология и тифлопедагогика: Крат, содержание докл. /Под ред. А. И. Зотова. Л., 1970. — 102 с. — (Герцен, чтения /Ле-нингр. пед. ин-т им. А.И.Герцена- ХХШ).
  278. А.Г. Из опыта работы по направлению физических недостатков детей в школах для слепых. Спец. школа, 1966, вып. 4 (120), с. 106−108.
  279. К.А. Применение наглядности в процессе обучения учащихся начальных классов школы слепых детей. В кн.: Методы и тифлотехнические средства обучения в школе слепых: Сб. статей. М., 1964, с. 69−72.
  280. Трудовое обучение и профессиональная ориентация слепых и слабовидящих школьников: Сб. науч. тр. /НИИ дефектологии- под ред. А. Б. Гордина, В. П. Ермакова. M., 1982. — 156 с.
  281. Трудовое обучение в школе слепых и слабовидящих: Пособие для учителей /Под ред. М. И. Земцовой. М.: Просвещение, 1969. -479 с.
  282. K.M. Социально-трудовая адаптация учащихся вспомогательных школ Украины. Дефектология, 1972, $ 6, с. 55−62.
  283. А.И. Вещи, свойства и отношения. М.: Изд-во АН СССР, 1963. — 183 с.
  284. Э.А. 0 соотношении у младших школьников интеллектуальных и практических компонентов деятельности на начальном этапе решения трудовой задачи. В кн.: Обучение и развитие младших школьников. Киев, 1970, с. I6I-I65.
  285. В.А. Очерки истории зарубежной тифлопедагогики и практики обучения слепых и слабовидящих детей. Л.: (Б.и.), 1973. — 119 с.
  286. В.А. Организация коррекционной работы в младших классах школы слепых и слабовидящих детей. Киев: (Б.и.), 1977. — 46 с.
  287. В.А. История советской тифлопедагогики, школы слепых и слабовидящих. I.: ЛГПИ, 1980. — 70 с.
  288. В.А., Моргайлик Л. И. 0 коррекционной направленности общеобразовательного урока в начальной школе слепых и слабовидящих. В кн.: Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. Л., 1981, с. 13−24.
  289. А.Я. Из опыта сотрудничества трудового коллектива и школы .для слепых и слабовидящих. Дефектология, 1980, й 6, с. 75−78.
  290. Л.Р. Компенсация зрительных функций посредством фотоэлектрического тифлоприбора (на примерах школьной практики).-Изв. /АПН РСФСР, 1957, вып. 90, с. 215−235.
  291. А.И. Связь объяснительного чтения с уроками природоведения, рельефного рисования и ручного труда в начальной школе для слепых детей. Спец. школа, 1966, вып. 2 (118), с. 33−37.
  292. С.А. 0 взаимоотношении научного познания и обучения. Сов. педагогика, 1968, 9, с. 86−93.
  293. А.Д. Организация работы по коррекции речи слепых детей. В кн.: Вопросы учебно-воспитательной работы в школах елепых и слабовидящих. JI., 1964, с. 303−308.
  294. И.И. Пути реабилитации слепых школьников средствами физической культуры. М.: БОС, 1981. — 62 с.
  295. Шиф Ж. И. Психологические вопросы обучения аномальных детей. В кн.: Основы обучения и развития аномальных детей. М., 1965, с. 139−154.
  296. Э. Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка: Пер. с англ. М., Просвещение, 1964. — 390 с.
  297. С.М. Коррекционно-воспитательное значение игрушки для развития ребенка с глубокими нарушениями зрения. В кн.: Аномалии развития и коррекционно-воспитательная работа при глубоком нарушении зрения у детей. М., 1980, с. 19−25.
  298. Н.С. Конкретизация представлений о живой природе у слепых детей младшего школьного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1966. — 18 с.
  299. Н.С. 0 методике формирования образа живых организмов у слепых детей. Спец. школа, 1966, вып. 2 (118), с. 28−33.
  300. Цех Ф. Воспитание и обучение слепых детей. М., Учпедгиз, 1934. — 132 с.
  301. И.П. Восприятие слепыми и слабовидящими учащимися текста художественного произведения. В кн.: Современное состояние исследований по изучению, обучению и трудовой подготовке аномальных детей.: Тез. докл. — М., 1983. с. 101.
  302. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
Заполнить форму текущей работой