Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия обеспечения готовности дошкольников к школьному обучению в системе «Начальная школа — детский сад»: На примере математики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализация символической пропедевтики на практике обучения показала, что у детей формируются полноценные математические знания с четким разделением плана содержания и формы его представления, с умением оперировать знаково-символическими средствами, выражать одно содержание с разными языками, т. е. полимодальные знания с ориентировкой на смысл, а не формальные моменты. Важным результатом следует… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретические основы совершенствования дошкольного и начального образования
    • 1. 1. Анализ проблемы в педагогической практике дошкольного образования
    • 1. 2. Концептуальные основы разработки модели преемственности ДОУ и начальной школы на современном этапе
    • 1. 3. Формирование первоначальных математических представлений и элементарных знаний на основе применения технологии ориентировочной деятельности
  • Выводы по главе 1
  • Глава II. Система формирования готовности старших дошкольников к начальному обучению по математике
    • II. 1. Основные категории, процедуры и методики исследования
    • 11. 2. Обеспечение преемственности систем дошкольного и начального образования по обучению математике
    • 11. 3. Обсуждение материалов формирующего эксперимента и их интерпретация
  • Выводы по главе II

Педагогические условия обеспечения готовности дошкольников к школьному обучению в системе «Начальная школа — детский сад»: На примере математики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современные социально-политические и экономические изменения в сфере идеологической жизни страны не могли не сказаться на образовании, особенно дошкольников. В условиях развития демократизации общества основными целями образования становятся формирование и развитие свободной и культурной личности, адаптация к жизни общества, обеспечение научно-педагогической поддержки для развития способностей, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Осуществление этих целей должно происходить в едином образовательном пространстве, начиная с дошкольного детского учреждения и кончая высшей школой.

В Законе Российской федерации об образовании (п. 1, ст.7), проекте национальной доктрины образования, международных программах, в частности ЮНЕСКО, отмечается, что важнейшей чертой современного образования является его направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен. Поэтому необходимо создать условия для наиболее полного удовлетворения личностных запросов учащихся, дать возможность ребенку развить свои склонности, способности, дарования, развить свою индивидуальность.

Традиционно готовность детей к школе рассматривается учеными и методистами в системе «Ребенок — учебный предмет», а не в системе «Детский сад — школа»: в более широком смысле — учебно-познавательной и воспитательной деятельности. При традиционном подходе за пределами обучения и развития ребенка остается довольно большой круг вопросов, влияющих на формирование личности дошкольника, а именно социальная позиция будущего школьника.

Различными аспектами преемственности в образовании занимались многие отечественные ученые — философы, психологи, педагоги: Ананьев.

Б.Г. (2), Арсеньев А. С. (7), Батаршев А. В. (15), Водовозова Е. Н. (32),.

Леушина А.М.(89), Люблинская А. А. (96), Мухина B.C. (107), Усова А. П. (755) и др.

Одним из аспектов проблемы преемственности между детским садом и начальной школой является поиск оптимальных средств, форм и методов подготовки детей к школе.

Различные аспекты подготовки дошкольника к школе, формирования у них знаний, умений и навыков (ЗУН) и психологической готовности к школьному обучению рассматривали многие отечественные педагоги и психологи: Анищенко О.М.(5), Божович Л. И. (24), Венгер Л. А. (30),.

Выготский J1.C. (34), Давыдов В. В. (46), Запорожец А. В. (60), Кравцова Е. Е. (75), Лисина М. И. (90), Магомедов Н. М. (97), Мухина В.С.(107),.

Эльконин Д.Б. (171) и др.

Вопросы дошкольного и школьного образования в аспекте исследования народной педагогики, этнопсихологии, этнофилософии и социальные проблемы затрагивались в научных трудах Г. Н. Волкова (33), В. Ф. Афанасьева (8), Д. А. Данилова (48), Н. Д. Неустроева (113), Е. П. Жиркова (57), П. П. Борисова (26), В. М. Анисимова (3), Т. Т. Саввинова (113), А. А. Григорьевой (44), А. П. Оконешниковой (117), А. Г. Корниловой (81), А. В. Ивановой (63), И. С. Портнягина (125) и др.

Проблемам интеллектуального развития личности школьника и активизации познавательного интереса к математике посредством игровой технологии посвящены научные исследования и труды Г. В. Томского (154),.

A.В.Ивановой (63, 64), Т. И. Томской (154), Е. А. Барахсановой (73),.

B.П.Барахсанова (14), С. Н. Кайгородова и С. В. Местникова (41, 154), А. И. Голикова (41), А. П. Ивановой (65) и др.

Национально-региональный компонент стандарта дошкольного образования РС (Я) разработан авторским коллективом С. П. Васильевой, Д. Г. Ефимовой, Е. А. Барахсановой, Р. В. Саввиновой, Л. И. Лукиной, Л. Н. Герасимовой [программа «Тосхол», (153)].

Подготовка к школе предполагает целенаправленное, организованное на знании закономерностей психического развития и возрастных особенностей, потребностей ребенка педагогическое руководство деятельностью ребенка (учебной, игровой, трудовой), в процессе которой происходит развитие внутренних сил ребенка — мышления, нравственно-волевых качеств, творческой активности, навыков культуры поведения, формируются предпосылки учебной деятельности, осуществляется физический и духовный рост ребенка.

Противоречие между необходимостью создания целостной системы подготовки детей к школе и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по организации данного процесса обуславливает актуальность выбранной нами проблемы ' исследования, общепедагогическое и практическое значение которой и необходимость её решения обусловили выбор темы нашего исследования, а также его цель.

Мы рассматриваем формирование готовности детей к школе как свободную самодеятельность под руководством педагога-воспитателя и учителя, отвечающую целям, интересам ребенка, установке на самопознание им своих возможностей, самоопределение и саморазвитие, как педагогическое явление, создающее благоприятные условия для развития дошкольника.

Цель исследования — выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие обеспечению готовности дошкольников к школьному обучению по математике.

Объект исследования — образовательный процесс в дошкольном учреждении «Начальная школа — детский сад».

Предмет исследования — формирование первоначальных математических представлений и знаний в условиях реализации преемственности обучения в системе «Начальная школа — детский сад».

Гипотеза исследования — эффективное решение проблемы подготовки дошкольников к школьному обучению по математике в системе «Начальная школадетский сад» достигается, если:

— основой для разработки модели обеспечения преемственности образовательной деятельности ДОУ и начальной школы являются требования госстандарта;

— процесс обучения предоставляет каждому старшему дошкольнику возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;

— определены уровни базовых знаний, умений и навыков по математике, достигаемые дошкольником по завершении периода подготовки к обучению в школе.

Преемственности в обучении старших дошкольников и младших школьников математике будут'. способствовать следующие условия: реализация цели обучения математике должна основываться на формировании базовых знаний и умений, к компонентам которых относятся: 1) начальные логические знания и операции- 2) необходимые виды знаково-символьной деятельности- 3) простейшие математические понятия и отношения.

Цель, предмет и гипотеза определили следующие задачи исследования:

1. На основе изучения' научных исследований по проблеме определить теоретические основы подготовки дошкольников к обучению в школе нового типа.

2. Обосновать педагогические условия, способствующие эффективному формированию готовности дошкольника к школьному обучению в системе «Начальная школа — детский сад».

3. Определить пути и способы эффективного усвоения пропедевтического курса математики в ДОУ, имеющего преемственность с курсом математики в начальной школе.

4. Провести опытно-экспериментальную проверку качества усвоения содержания учебного материала по математике для ДОУ на основе применения деятельностной теории, предложенной Н. Ф. Талызиной.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности развития и целостности реального мира, философские, психологические и педагогические концепции, раскрывающие категории «преемственности» в учебно-воспитательном процессе детского сада и школы как целостный процесс [А.М.Новиков (114), Б. С. Гершунский (40), Р. Берне (27), Л. В. Занков (59), В. В. Давыдов (47), Д. Б. Элъконина (173) и др.], обеспечивающий полноценное личностное развитие ребенка, его физиологическое и психологическое благополучие в переходный период от дошкольного воспитания к воспитанию и обучению" в начальной школе, направленный на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания [К.А.Абульханова-Славская (1), В. И. Логинова (93), М. И. Лисина (91) и др.]- идеи гуманизации образования [А.С.Макаренко (101), В. А. Сухомлинский (146), К. Д. Ушинский (159)]- теории личностно-деятельностного подхода [Н.Ф.Талызина (146), Г. Я. Гальперина (37), И. С. Якиманская (178)]- теория учебной деятельности [Л.С.Выготский (35), В. И. Логинова (92), А. Г. Тряпицына (73) и др.].

В качестве исходных положений в исследовании процесса подготовки дошкольников к школьному обучению был использован комплекс научных идей: о системном и целостном подходе к педагогическим явлениямо сущностной природе психического развития ребенкатеоретический анализ образовательных программопределение стандарта дошкольного образованияспособы организации обучения по математике и развития дошкольника.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы, изучение педагогического опыта по проблеме, моделирование, организация констатирующего и формирующего экспериментов по специально разработанной программе. В ходе экспериментальной работы осуществлялись: наблюдение, беседы, тестирование, определение преемственных линий по математике, синтез эмпирического материала, статистические обработки экспериментальных данных.

Исследование осуществлялось на базе образовательных учреждений «Начальная школа — детский сад» № 2 «Олененок», № 3 «Катюша», № 10 «Туллукчаан», № 12 «Улыбка», № 26 «Кустук», № 89 «Парус» Управления образования г. Якутска Республики Саха (Якутия) и состояло из нескольких этапов.

На первом этапе (1995;1997 гг.) — поисковом — осуществлялись изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы, опыта работы дошкольных учреждений по проблеме исследования, проверялась. актуальность избранного направления, разрабатывались исходные положения, определялись методология и методика исследования. Это позволило сформулировать рабочую гипотезу, наметить программу её экспериментальной проверки.

На втором этапе (1998;2000 гг.) — констатирующем — разрабатывалась программа исследования, проводился констатирующий эксперимент по выявлению уровня готовности к обучению в школе дошкольников в контрольной и экспериментальной группах детского сада, создавалась модель системы «Начальная школа — детский сад», включающая в себя содержание и методику организации процесса подготовки детей к школе. Обобщался и систематизировался полученный материал.

На третьем этапе (2000;2001 гг.) — формирующем — проводились: формирующий эксперимент по формированию у старших дошкольников готовности к школьному обучению по разработанной технологиизаключительная диагностика уровня готовности к школьному обучению детей контрольной и экспериментальной групп, контрольное обследование испытуемых по окончании ими первой учебной четверти, анализ и обобщение полученных данных. Подводились итоги, формировались и проверялись выводы и результаты исследования, уточнялись отдельные положения, оформлялась диссертация, разрабатывались и внедрялись в практику методические рекомендации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлены основные цели и научно-педагогические основы совершенствования подготовки дошкольников к обучению в системе «Начальная школа — детский сад», 1) теоретически углублены представления о сущности понятий «преемственность» и «преемственные линии» по предметным областям знаний- 2) обоснованы педагогические условия, способствующие эффективному формированию готовности дошкольников к обучению математике в школе нового типа и развитию интеллектуальных способностей- 3) предложены пути и способы усвоения пропедевтического курса математики через использование логических игр в комплексе с новым концептуальным подходом в обучении математике как эффективное педагогическое условие учета личного опыта старших дошкольников- 4) разработана технология обеспечения готовности старших дошкольников к обучению математике.

Практическая значимость заключается в том, что содержащиеся в исследовании научное обоснование процесса подготовки дошкольников к обучению в школе, комплекс разработанных педагогических условий, авторские программы по обеспечению готовности детей к школьному обучению позволят целенаправленно совершенствовать воспитательный процесс в дошкольных учреждениях, добиваясь большей эффективности и результативности в подготовке дошкольников к обучению в школе нового типа.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования ежегодно докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики дошкольного образования Якутского госуниверситетана научно-практических конференциях Министерства образования РС (Я) и Управления образования г. Якутска.

Внедрение в практику осуществлялось посредством публикации методических работв рамках лекционной работы для воспитателей и методистов детских садов г. Якутскав ходе руководства педагогической практикой студентов педагогического училища № 2 и педагогического института ЯГУ.

Обоснованность и достоверность полученных результатов определяются опорой на методологию исследования процесса подготовки к школьному обучению, синтезом и анализом теоретического и экспериментального материала, применением комплекса методов исследований адекватно его объекту," цели, задачам и логикеметодами математической обработки результатов опытного исследованияапробацией результатов исследований и внедрением полученных результатов в практику работы воспитателей детских садов г. Якутска.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения и таблиц.

Выводы по главе II.

Обобщая проведенную опытно-экспериментальную работу в данной главе диссертационного исследования, сделаем ряд выводов, которые дают представление о содержании всей второй главы.

1. Раскрывая общую структуру исследования по формированию готовности детей к обучению в системе «Начальная школа — детский сад», мы попытались показать взаимосвязь этапов и содержание самой экспериментальной работы.

2. Вся экспериментальная работа была направлена на последовательный переход к системе формирования готовности дошкольника к обучению в образовательном учреждении с разной вариативной программой обучения, которая в структурном плане состоит из двух подсистем: функциональной (содержание, формы, методы и средства организации процесса подготовки старших дошкольников к школе) и организационной (управляющие органы, создание оптимальных условий протекания воспитательного процесса, кадровое обеспечение, методическое обеспечение).

3. Особое внимание уделено исследованию взаимодействия ДОУ с общеобразовательной школой, пространственной средой, средой общения, воспитательной средой.

4. Методика организации процесса начальной математической подготовки включают в себя две части. Первая — логическая, а втораясимвольно-знаковая пропедевтика. Поскольку к процессу формирования математических знаний можно подходить как к умственному действию, то целесообразно руководствоваться критериями сформированности умственных действий, разработанными П. Я. Гальпериным, а в отношении сформированности специальных математических умений и старших дошкольников — методикой ориентировочных действий Н. Ф. Талызиной.

5. В описании методики обеспечения готовности старших дошкольников к обучению математике используются различные виды логических задач, упражнений и игр, определяющих формирование интеллектуальных способностей, способы оптимизации обучения дошкольников игре, а также роль педагога в этом обучении.

6. Для подтверждения гипотезы о том, что предлагаемая методика соответствует цели и действительно направлена на формирование мыслительной деятельности и готовности к школьному обучению, был проведен эксперимент, который заключался в том, что с детьми проводились предлагаемые выше игры и упражнения с целью формирования начальных математических знаний и умений и представлений у старших дошкольников.

7. Подсчет средних арифметических для начальных результатов контрольной и экспериментальной групп показал достоверный результат. Сопоставление результатов эксперимента и контрольного обследования детей показывает, что прогнозы, основанные на готовности к обучению в школе как оценке степени овладения дошкольниками обобщенного способа действия, подтверждаются.

8. Таким образом, можно сделать вывод о необходимости применения предлагаемой системы подготовки старших дошкольников к обучению с применением логических упражнений, задач и заданий как основы начальной математической подготовки.

Заключение

.

Проблема формирования готовности дошкольников к обучению в образовательной системе относительно слабо представлена в педагогике дошкольного образования и реальной российской практике воспитания дошкольников. Это отмечают многие исследователи: А. А. Люблинская (98), Л. С. Лучанская (96), Т. В. Тарантаева (149), У. В. Ульянкова (156).

Значителен педагогический потенциал учреждений дошкольного образования. Он выступает как мощное средство формирования мотивации развития личности. Специалисты по дошкольному образованию детей: В. И. Логинова (92), У. В. Ульянкова (156), Е. Е. Шулешко (172) и др. отмечают, что главная особенность современной социально-педагогической ситуации состоит в демократических преобразованиях и изменениях, вызванных реформированием российского дошкольного образования: обновляется содержание в учреждениях дошкольного образования, утверждаются его развивающие начала, осуществляется его переход на вариативное обучение, создаются новые виды и формы дошкольных образовательных учреждений.

Процесс формирования готовности детей к обучению в школе является сложным и противоречивым. Это подтверждается изысканиями ряда ученых Ш. А. Амонашвили (6), Т. А. Нежнова (112), Сорокова М. Г. (139), Чейли Д. (167).

Проблемный анализ концепций обновления образовательной системы позволяет отнести дошкольное образование к. сферам наибольшего благоприятсвования для развития воспитательных функций любого общеобразовательного учреждения.

Своеобразие дошкольного образования связано с инновационными идеями: гуманистической направленности образования, иерархией педагогических целей, построения индивидуализированных систем обучения, превращения знания в инструмент освоения мира, включения научно-исследовательской деятельности в процесс обучения и воспитания детей.

Главная стратегическая линия развития дошкольного образования состоит в обновлении содержания образовательных программ и методического обеспечения. Необходимы условия для реализации этой линии: индивидуализация и дифференциация образовательного процессамногообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программэффективная поддержка инновационных инициатив и активное участие общества в образовательной деятельности, в развитии образования (Е.И.Михайлова, А. А. Григорьева, Васильева С. П., Д. Г. Ефимова и др.).

В связи с изменением содержания дошкольного образования появились программы нового поколения: альтернативные, вариативные, комплексные. В республике, кроме типовой, традиционной, осваиваются и внедряются 16 вариативных программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста, рекомендованных МО РФ, а также 10 вариативных программ МО РС (Я). В школах I ступени вариативность содержания образования обеспечивается на двух уровнях: на уровне целостных технологий и на уровне предметных областей. В республике вариативные технологии представлены следующим образом: образовательная система Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, развивающее обучение Эльконина-Давыдова.

Преемственность работы ДОУ и начальной школы обеспечивается взаимопосещением учителей и воспитателей уроков, занятий, проведением совместных педсоветов, родительских собраний, организацией мини-олимпиад по математике, русскому языку, развитию речи, английскому языку, спортивных соревнований. Идея обеспечения единства, перспективности и преемственности целей, содержания и методов воспитания и образования организует единое образовательное пространство, целостность образовательной системы. Большую роль для достижения единства образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» призваны сыграть единые стандарты образования.

Подготовка старших дошкольников организуется в рамках ведущей для данного возраста деятельности — игренаучно-методическое обеспечение представлено как совокупность: системы различных логических заданий, игр, задач и игровых упражнений, направленных на формирование мыслительной деятельности и осуществление начальной математической подготовки старших дошкольников к обучению.

Способствовать развитию дошкольника, подготовить его к обучению в школе — это в основном задача педагогов. Успех её решения зависит от педагогического мастерства всех педагогических работников, участвующих в подготовке дошкольника к обучению в школе. Педагогическое мастерство-воспитателя проявляется в его труде, общении с детьми, коллегами, и оно индивидуально, хотя имеет общие критерии — признак, на основе которого производится оценка.

Опираясь на концепции дошкольного и начального общего образования, программа ориентирует взрослых (родителей, воспитателей, медиков, учителей) на выбор содержания образовательных программ, предполагает педагогическое сотрудничество как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом, участие родителей в воспитании и образовании детей в семье, детском саду, а затем в школе.

Удалось выявить и критически проанализировать теоретические основы подготовки старших дошкольников к обучению в школе.

Непрерывность и последовательность воспитательного процесса являются залогом успешности и эффективности процесса формирования личности ребенка, одна из сторон которого — преемственность, в частности между детским садом и школой. Одним из аспектов проблемы преемственности между детским садом и начальной школой является поиск оптимальных средств, форм и методов подготовки детей к школе, одним из результатов которой является формирование начальной математической подготовки.

В нашем исследовании мы остановились на изучении начального курса математики в системе «Начальная школадетский сад».

Мы считаем, что одним из условий является введение базовых понятий в начале обучения. Другим — создание пропедевтических курсов, целью которых является повышения уровня знаний у приступающих к изучению начальной математики. Реализация этих условий позволяет снять основные трудности, возникающие у детей в начале изучения математики.

Программа обучения в разных её вариантах проходила экспериментальную проверку в течение 3 последних лет в школах системы учреждений «Детский сад-школа» г. Якутска. Пропедевтический курс в последние годы широко используется в подготовительных группах детских садов Республики Саха (Якутия).

Неоднократная реализация описанной программы обучения математике на практике показала её высокую эффективность.

Логическая пропедевтика при реализации её на первом году обучения позволяет старшим дошкольникам не только правильно выполнять задания на логические операции (сериации, классификации, сохранение величины, количества), но и на хорошем уровне выполнять все задания, связанные с понятием числа.

Реализация символической пропедевтики на практике обучения показала, что у детей формируются полноценные математические знания с четким разделением плана содержания и формы его представления, с умением оперировать знаково-символическими средствами, выражать одно содержание с разными языками, т. е. полимодальные знания с ориентировкой на смысл, а не формальные моменты. Важным результатом следует считать и то, что помимо математических знаний дети овладевают умением самостоятельно определять смысл задания, организовывать деятельность по его выполнению. Был получен достаточно большой эффект интеллектуального развития. Об этом свидетельствует «Рабочая тетрадь», заполненная психологами.

В курсе начальной математики интенсивное введение символики и постоянная работа по ней на основе игровой технологии дала возможность старшим дошкольникам легко усвоить начальные математические представления, определения названий фигур, объектов и т. п.

Реализация основного курса показала, что данная программа формирует у старших дошкольников на высоком уровне как начальные математические представления, так и вычислительную технику.

Таким образом, результаты обучения по вышеизложенной программе дают основание считать, что уже в курсе начального обучения можно ввести математические понятия на основе поэтапного формирования умственной деятельности по методике, предложенной П. Я. Гальпериным, и модели ориентировочной деятельности Н. Ф. Талызиной, которые создают возможность для преодоления разрыва между дошкольным и начальным курсом обучения в школе по математике, а также активизируют интерес к учебно-познавательной деятельности у старших дошкольников.

Критериями оценки результатов формирующего эксперимента выступали следующие положения:

1. Сформировать у детей дошкольного и младшего школьного возраста устойчивое абстрактное представление, отражающее предмет в совокупности его свойств и признаков на основе использования схем, диаграмм, символов, линий и т. д.

2. Сформировать комплексное представление о предмете на основе классификации групп объектов, осуществляемой по различным ситуациям.

Для решения вышеизложенных задач необходимо было разработать два пути формирования мыслительной деятельности дошкольников и младших школьников и, соответственно, две серии формирующего эксперимента.

При разработке методики формирующего эксперимента мы руководствовались следующими положениями:

1. Предъявляемые испытуемым дошкольного и младшего школьного возраста задания должны соответствовать ведущим видам их деятельностиигре и учёбе.

2. Задания должны быть представлены в доступной для испытуемых форме — в виде логических упражнений и задач.

3. Качественная оценка полученных результатов должна сочетаться с количественной. О качественной характеристике мы судили по уровню решения логических задач, с учетом нормативных требований к усвоения начальных математических понятий и операций. Количественная оценка полученных данных выводилась на основе результатов, отражающих успешность или неуспешность решения. При использовании этих двух оценок главное внимание уделялось качественной характеристике особенностей выполнения заданий детьми.

4. Анализ экспериментального материала должен соответствовать задачам формирующего эксперимента.

В исследовании решалась и такая задача: разработать комплекс заданий по исследуемой проблеме и определить уровень адаптации учащихся первого класса в оценках учителя.

Обоснованы пути и способы использования логических игр, которые позволяют использовать разнообразные, формы и методы организации умственной деятельности, позволяющие учитывать личный опыт старших дошкольников, создавая условия для развития познавательного интереса, поддержки и стимулирования проявления познавательной активности и математических способностей. •.

Все сказанное приводит нас к заключению, что разработана теоретически обоснованная и практически применяемая концептуальная модель преемственности, которая обеспечивает готовность старших дошкольников к обучению в школе, а система готовности детей к школе как сложное психологическое образование ориентирована на развитие основных сфер бытия ребенка: сознания, деятельности, отношения к другим людям, актуализация которых происходит в педагогическом процессе.

Проведенное исследование подтвердило исходную гипотезу о том, что процесс подготовки старших дошкольников к школьному обучению будет эффективным, если в основе его структуры лежат концептуальные основы разработки модели преемственности ДОУ и школы на современном этапе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Психология развития личности.- М.: Наука, 1980. 336 с.
  2. .Г. О преемственности в обучении // Советская педагогика. 1953. № 2. — С.23−25.
  3. В.М. Ученые ЯГУ (библиографический справочник). -Якутск, 2002. 29 с.
  4. Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. -М., 1987.144 с.
  5. О.М. Условия формирования предпосылок учебной деятельности детей // Дошкольное воспитание. 1979. № 5. -С.39−44.
  6. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. -Минск: Университетское, 1990. -560 с.
  7. А.С. Наука и человек (философский аспект) // Наука и нравственность. М., 1971. -С. 114−159.
  8. В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979. — 181 с.
  9. Ю.К. Избранные педагогические труды. -М.: Педагогика, 1989. -558 с.
  10. Ю.Бабаева Т. И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. -Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена. 1990. -83 с.
  11. Базовое педагогическое образование (педагогический аспект) // Материалы к учебным программам. СПб.: Образование.-1993.- 59 с.
  12. Э.А. Развитие познавательных интересов дошкольников в новой программе воспитания // Народная шк. -1995. -№ 2.- С.67−69.
  13. Е.А. Современные подходы на основе использования интеллектуальных игр в образовании (На материале якутских школ Республики Саха). Москва: Воентехиниздат, 1998. -154 с.
  14. В.П. Игра в кубики / Ознакомление дошкольников с Якутией (Книга для воспитателя). Якутск, 1998. С. 130−134.
  15. А.В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе (Теоретико-методологический аспект) / Под ред. А. П. Беляевой. СПб.: Инт-т профтехобразования РАО, 1996. — 80 с.
  16. Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.480 с. ^
  17. Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М., 1986.- С.48
  18. А.С. Ситуация успеха. Как её создать: Кн. Для учителей. -М.: Просвещение, 1991.- 176 с.
  19. В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989. -192 с.
  20. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х томах. -М.: Педагогика, 1979.- Т.1.- 303 с.
  21. З.М. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях сюжетной дидактической игры. М., 1955. -206 с.
  22. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. -М.:
  23. БСЭ, Норинт, 1997, — 1456 с.
  24. Н.В. Диалектика педагогического исследования. СПб, 2001. — 509 с.
  25. Л.И. Личность и её формирование в дошкольном возрасте. М., 1968. 464 с.
  26. П.П. Теория и практика совершенствования содержания общего среднего образования (На материале якутских школ Республики Саха).- Москва: Воентехиниздат, 1998. -152 с.
  27. Дж. Психология познания. -М.: Прогресс, 1977. 409 с.
  28. К. Духовное развитие ребенка. Пер. с немец. -М., 1924.- 554с.
  29. З.И. Концептуальный подход к обновлению образовательных программ, стандартов и систем //Образовательные стандарты и оценки. СПб.: Образование, 1995.- С.2−12.
  30. Л.А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования //Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. -М., 1986. С. 5−18.
  31. Л.А., Филиппова Е. В. О критериях готовности к школьному обучению // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М., 1980. -С.129−138.
  32. Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. С.-П., 1901. 376 с.
  33. Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1989.
  34. Л.С. Избранные психологические исследования. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 517 с.
  35. Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте. Собр. соч. -М.: Просвещение, 1982, — Т.2.- С. 395−100.
  36. П.Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления //Вопр. психологии. -1982.- N 5.: С. 80−84.
  37. П.Я. Поэтапное формирование как метод психологического исследования //Актуальные проблемы возрастной психологии. -М.: Педагогика, 1978.- С. 92−100.
  38. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий //Исследование мышления в советской психологии. -М.: Педагогика, 1966.- С. 236−277.
  39. Р.Е. Преемственность как методологический принцип и педагогическая проблема // Логос, культура, цивилизация, — Якутск: Изд-во ЯГУ, 2001.-С.27−28.
  40. .С. Философские проблемы образования 21 века.(В поисках практико-ориентированных образовательных концепций)
  41. М. Совершенство, 1998. 608 с.
  42. А.И., Петров В. Н. Студенческая традиция. Якутск, 1992.55 с.
  43. В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: «Народное образование», 2001. — 228 с.
  44. У. Школа без неудачников (Пер. с англ.).- М.:Прогресс, 1991. 174 с.
  45. А.А. Этнопедагогические аспекты обучения и воспитания / Часть II (4,5,6,7 секции). Материалы республиканской научно-практич. Конференции 12 июня 2000. Якутск, 2000. 118 с.
  46. Гуманитаризация Российского образования. -М.: Изд-во МО РФ, 1995.- С.23−24
  47. В.В. Проблемы развивающего обучения // Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.- М.: Педагогика, 1986. 240 с.
  48. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ОПЦ ИНТОР, 1996.- 535 с.
  49. Д.А., Корнилова А. Г. Социально-воспитательная работа в сельском социуме. Новосибирск, 1999. — 134 с.
  50. М.А. Всеобщая методология науки и специальная методология педагогики в их взаимоотношениях.- М.: АПН СССР, 1971.- 36 с.
  51. Детский сад по методу Е. И. Тихеевой // Под общей ред. Е. И. Тихеевой. М., 1930. -11 с.
  52. В.М. Психологические основы стратегии при диагностике приемов логического мышления: Дисс. канд.психол.наук.- М., 1979. -147 с.
  53. Л.П. Психология усвоения // Вестн. высш. шк.- 1975.- N1.-С.22−28.
  54. О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986.96с.
  55. Д. Г. Ефимова Д.Г. 05о тэрилтэлэрэ концепция суолунан // Народное образование Якутии. 1997. № 4. С.37−39.
  56. Д.Г., Барахсанова Е. А. Дидактические возможности учебных игр // Актуальные вопросы профессионально-педагогическогообразования: Методологический аспект: Сб. статей и тезисов. Якутск, 1997. С.10−12.
  57. Д.Г., Васильева С. П. Образовательные программы дошкольных учреждений РС(Я): Методические рекомендации по реализации содержания образования в образовательных учреждениях РС (Я). // Норм,-метод. документы МО РС (Я). Вып.2. Якутск, 2000. С. 4−14.
  58. Е.П. Методология и технология обновления содержания образования в национальной школе. -Якутск, 1993.- 235 с.
  59. В.И. О современной трактовке дидактических принципов // Сов. педагогика.- 1978.- № 10.- С.66−72.
  60. Занков J1.B. Избранные педагогические труды. М., 1990. 424 с.
  61. А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1. М., 1986. 316 с.
  62. А.В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.- С. 81−102.
  63. В.П., Мунипов Е. Б. Человек развивающийся. -М.: Тривола, 1994. 333 с.
  64. А.В. Организационно-педагогическое обеспечение математического образования в регионах Севера: Дисс. док.пед.наук. Якутск, 1997.-423 с.
  65. А.В. Математика. Учебник для 1 класса. На якутском и русском яз. Якутск, 1996.
  66. А.П. Развитие познавательного интереса учащихся начальной школы на уроках математики на основе личностно-ориентированного обучения: Дисс. канд.пед.наук.- Якутск, 1998. -182 с.
  67. Игры для интенсивного обучения /Под ред.В. В. Петрусинского.- М.: Прометей, 1991.-219 с.
  68. Э.В. Что же такое личность? -М.: Прогресс, 1979.- С. 183 273.
  69. Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред. Л. В. Занкова. Москва, 1973.
  70. З.М. Возрастные и индивидуальные особенности в соотношении разных видов деятельности и сторон памяти в дошкольном возрасте. М., 1967.- С. 15−111.
  71. И. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  72. История педагогической технологии: Сб. научн. тр. НИИ ТиИП АПН РСФСР. М., 1992.- 133 с.
  73. М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. -Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. 84 с.
  74. Е.И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха. СПб, 1997.- 157 с.
  75. Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: Психологическая готовность к школе // Дошк. воспитание, 1991.- № 7.- С.81−84.
  76. Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.- 151с.
  77. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методол. анализ. М.: Педагогика, 1977.- 264 с.
  78. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 156 с .
  79. С.А. Воспитание положительного отношения к взрослым // Дошк. воспит., 1990. № 8. — С.66−69.
  80. Концепция дошкольного образования PC (Я). / Авт.кол. Оконешникова А. П., Ефимова Д. Г., Михалева О. И., Колосова Е. Н., Саввинова Р. В. и др. // Нормативно-методические документы. МО РС (Я), Вып. 2. Якутск, 2000. С. 14−24.
  81. .И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. М.: Просвещение, 1986. -207 с.
  82. А.Г. Этнические традиции как фактор социального воспитания // Наслежно-улусное социальное воспитание: Часть I и II. М., 1997. С.16−22.
  83. Г. С. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1988.-304 с.
  84. Е.Э. Преемственность методик обучения математике младших школьников и дошкольников: Дисс. канд.пед.наук.- М., 1995.155 с.
  85. К.Л. Личностью не рождаются.- М.: Наука, 1990.- 208 с.
  86. Л.А. Логика педагогического процесса. М.: Знание, 1980.-96 с.
  87. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 томах.- М.: Педагогика, 1983.- Т.1.- 392 с.
  88. И.Я. Поиск доказательств и познавательная самостоятельность учащихся // Сов.педагогика.- 1974.- № 7.- С. 19−28.
  89. И.Я. Процесс обучения и его закономерности.- М.: Политиздат, 1975.- 304 с.
  90. A.M. Задачи детского сада в свете требований современной начальной школы // Дошк. воспитание.- 1972.- № 4.- С.47−52.
  91. М.И. О механизмах смены ведущих деятельностей у детей в первые семь лет жизни.- М., 1976.- С.5−8.
  92. М.И. Общение, личность и психика ребенка. Москва-Воронеж, 1997. — 383 с.
  93. В.И. Знакомство со свойствами предметов//Дошк. воспитание.- 1992. -№ 2.- С. 23−28.
  94. В.И. Теоретические основы программ воспитания ребенка-дошкольника // Теоретические основы программы воспитания в детском саду: Межвузовский сб.-научных трудов. Санкт-Петербург, 1992. С.39−40
  95. Х.И. Как воспитывает процесс обучения,— М.: Знание, 1932. 96 с.
  96. .Т. Воспитательные аспекты обучения.- М.: Просвещение, 1982.- 191 с.
  97. Л.С. Особенности принятия учебной задачи шестилетними детьми // Новые исследования в психологии. М.: Педагогика, 1988. -С.30−34.
  98. А.А. Детская психология. М., 1971.-415 с.
  99. А.А. Психологические основы школьной зрелости. -Таллин, 1982. С. 151−155.
  100. Н.М. Воспитание без принуждения. Самара: СамГУ, 1994.-243 с.
  101. . Р. К созданию равных возможностей развития детей. М.: Логос, 1992.-С. 27−62.
  102. А.С. Избранные педагогические сочинения: В 2- т.-М.: Педагогика, 1977. -Т.1.- 397 е.- Т.2.- 320 с.
  103. А.Н., Мансуров Н. А. О матричном методе отбора и структуирования научной информации // Педагогика. 1992. — № 11−12. -С.20−22.
  104. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.- 192 с.
  105. А. Самоактуализация //Психология личности. Тексты. М.: 1982.110 с.
  106. Методические рекомендации по диагностике и целеполаганию в воспитательном процессе /Под ред. З. И. Васильевой. Л.:РГПУ, 1991−105 с.
  107. Методологические проблемы развития педагогической науки /Под ред. П. Р. Атутова, М. С. Скаткина, Я. С. Турбовского. М.: Педагогика, 1985. -240 с.
  108. B.C. Становление индивидуальности и социализация индивидуума//Проблемы личности. Т. 1.- М., 1969.- С.281−291.
  109. Е.И. Развитие системы образования в Республике Саха (Якутия). Якутск, 1999. 173 с.
  110. B.C. Шестилетний ребенок в школе. М., 1988.- 173 с.
  111. А.Я. Учебные заведения нового типа: сущностные характеристики. Челябинск: УралГАФК, 1996.- 144 с.
  112. Национально-региональная система образования Республики Саха (Якутия) в условиях нового педагогического мышления //Сб.ст.и тез.- Вып. 2, — Якутск, 1999.-94 с.
  113. A.M. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития (публицистическая монография). Москва, 2000.- 269 с.
  114. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.-М., 1997.- 937 с. 1160 концепции национальной школы РСФСР, научных и организационных механизмах её реализации // Вест. Обр.: Справочно-информ. изд. МО РСФСР. 1991, — № 3.-С.23−24.
  115. А.П. Программа приобщения детей к процессу возрождения и дальнейшего развития культуры народов Якутии. Якутск, 1992.-40 с.
  116. Педагогическая диагностика в опытно-экспериментальной работе школы / Батракова И. И., Тряпицына А.П.- СПб.: Комитет образования, 1993.- 134 с.
  117. Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б. С. Гершунского.- М.: Педагогика, 1990.- 224 с.
  118. А.В., Ярошевский М. Г. История психологии: Учеб. пособие для высш. школы.- М.: РГПУ, 1994.- 448 с.
  119. Программы общеобразовательных учреждений / Начальные классы (1−3) по системе Д.Б.Эльконина-В.В. Давыдова. Москва: «Просвещение», 1998. — 188 с.
  120. Программы общеобразовательных учреждений / Начальные классы (1−3) по системе Л. В. Занкова Москва: Просвещение, 1998.-150 с.
  121. М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. М.: Новая школа, 1996. — 320 с.
  122. Л.С. Введение в инновационную педагогику: Учеб. пособие. Курск: КГПУ, 1994, — 120 с.
  123. И.С. Кут -Сюр. Якутск, 1998.
  124. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. -СПб.: Университет, 1991.- 152 с.
  125. . Психология интеллекта /Избранные психологические труды. Пер. с франц.- М., 1969.- С. 58−231.
  126. Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977.
  127. Постановление Правительства РФ № 1204 от 19.09.97 г.: Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для дошкольного и младшего школьного возраста // Собрание законодательства РФ. № 39, 29.09.1997. С.7922−7928.
  128. Д. Математическое открытие. М.: Наука, 1970.- 452 с.
  129. Психология развивающейся личности /Под. ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1987.- С. 30−48.
  130. Развитие интеллектуальных способностей школьника /Под ред. Л. Ф. Тихомировой. -М.: Академия развития, 1996.134. Развитие и диагностика способностей.- М.: Наука, 1991.- 181 с.
  131. К. К науке о личности.- М.: 1986.- С. 228.
  132. Резерв успеха творчество / Под.ред. Г. Нойнера и др.- М.: Педагогика, 1989. — С.7−36.
  133. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-423 с.
  134. Сборник нормативных документов / М-во образования PC (Я).-Якутск, 1995.- 64 с.
  135. М.Г. Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония. М., 1998. — 126 с.
  136. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.:Педагогика, 1986.- 152 с.
  137. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП Изд-во «Магистр», 1997.- 224 с.
  138. В.А. Учитель в воспитательной системе. М.: РАО, 1995.- С.23−31.
  139. С.Ф. Формирование системных знаний о труде взрослых у детей пятого года жизни: Дис. канд.пед.наук /ЛГПИ им. А. И. Герцена. -Л., 1987. 171 с.
  140. В.А. Избранные произведения в пяти томах. Киев: Рад-ка шк., 1979−1980 г. г.- Т.1.- 1979.- 644 е.- Т.2.- 1979.- 718 с. Т.З.-1980, — 780 с.
  141. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984. — 344 с.
  142. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988.- 173 с.
  143. Н.Ф., Кривцова С. В., Мухаматулина Е. А. Природа индивидуальных различий: опыт исследования близнецовым методом.- М.: МГУ, 1991.- 192 с.
  144. Т.В. Опыт экспериментального обучения детей 6 лет математике // Подготовка детей к школе в детском саду.- М.:Педагогика, 1977.- С.124−143.
  145. Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М.:Просвещение, 1973.- 80 с.
  146. Теория и практика воспитательных систем: в 2-х кн.- Кн.2.- М.: Изд-во ИПТ и МИО РАО, 1993.- 206 с.
  147. Типовые методические рекомендации к подготовительной программе к школе группе детского сада: Руководство к самостоятельной деятельности детей 6−7 лет. М., 1982, — 18 с.
  148. Л.Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. Ярославль: Гринко, 1995.- 240 с.
  149. Тосхол (базовая программа).- Якутск: МО РС (Я), 1998.- С.45−48.
  150. Г., Томская Т. Игра «Сонор». ФИДЖИП. Париж, 1998. -200 с. (Tomski G., Kusmina Т. Jipto 'SONOR'. Paris, 1998. — st. 200.)
  151. Л.В. Педагогическое обеспечение преемственности в учебно-воспитательной деятельности комплекса «Детский сад-школа»: Автореф.дис. канд.пед.наук. -М., 2000.- 22 с.
  152. У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе // Вопр. Психологии.- 1983.- № 4.- С.39−45.
  153. А.П. Дидактические основания связи преемственности в работе между детским садом и школой // Подготовка детей в детском саду к школе. М., 1955.- С.5−35.
  154. Управление системой образования: Проблемы и решения.- М.: МО РФ, 1996.-123 с
  155. К.Д. Собр.соч.: В 11-и т.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948−1952. Т.8.- 776 е.- Т.9.- 628 е.- Т.Ю.- 668 с.
  156. Федеральный и национально-региональный компоненты государственных образовательных стандартов /Сост.: Леднев B.C., Рыжаков М. В., Судаков В. В., Шишов С. Е. Якутск, 1996.- 173 с.
  157. Д.И. Психология становления личности. М., 1994.192 с.
  158. Философский словарь /Под ред. Фроловой И. Т. М., 1986. С.380
  159. Ф.И. Этапы развития игры в раннем возрасте.- М.: Медизд, 1949.-С.41−73.
  160. Формирование приемов математического мышления / Под ред. Н. Ф. Талызина. М.: ТОО «Вентана-Граф», 1995.-230 с.
  161. Г. Т. Отражение межличностных отношений в диагностическом рисунке семьи: Автореф. дисс.канд.пед.наук.г М., 1975. -18 с.
  162. А.А. Общая логика соотношения «Я» и общества // Я и общество / Сост. Г. Г. Акмамбетов, А. А. Хамидов. -Алма-Ата: Казахстан, 1989. -С.13−76.
  163. Д. Готовность к школе: Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе // Пер. с англ. М.: Педагогика, 1992. -128 с.
  164. Г. М. Адаптация первоклассников к педагогическому процессу школы: Автореф. дисс. канд.пед.наук.- М., 1987.- 19 с.
  165. В.Ф. Психологические контакты.- М.- 1992.- 72 с.
  166. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Пед. общ-во России, 1999.- 313 с.
  167. Школа на пороге нового века. СПб., 1997, — С. 7.
  168. Е.Е., Ершова А. П., Буктов В. М. Социо-игровые подходы к педагогике. Красноярск: ИУУ, 1990. — 118 с.
  169. Д.Б. Избранные психологические труды.- М. Педагогика, 1989.-560 с.
  170. Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения.- М., 1966.- С. 12−38.
  171. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. С. 8−24.
  172. И.С. Дифференцированное обучение: «внешние» и «внутренние» формы // Директор школы. -1995.- № З.-С.
  173. И.С. Знание и мышление школьника. М.: Знание, 1985.- 78 с.
  174. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979.
Заполнить форму текущей работой