Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование способности у будущих учителей к педагогическому самоменеджменту

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологическую основу исследования составили: системный подход к изучению социокультурных и педагогических явлений (Т.Г. Киселева, Ю. Д. Красников, A.A. Бодалев, Н. В. Кузьмина и др.) — системный, личностно — деятельностный, контекстный, компетентностный, уровневый подходы к формированию педагогического самоменеджмента (Е.В. Бонда-ревская, A.A. Вербицкий и др.) — теория… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ У СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОМЕНЕДЖМЕНТУ
    • 1. 1. Особенности педагогического менеджмента в образовательной сфере
    • 1. 2. Сущность, содержание и особенности педагогического самоменеджмента учителя
    • 1. 3. Формирование способности к педагогическому самоменеджменту у студентов в условиях вуза
    • 1. 4. Модель процесса формирования способности у будущих учителей к педагогическому самоменеджменту
  • Выводы к первой главе
  • Глава II. РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОМЕНЕДЖМЕНТУ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
    • 2. 1. Методика экспериментальной проверки модели процесса формирования способности У студентов к педагогическому самоменеджменту в условиях вуза
    • 2. 2. Внедрение психолого-педагогических технологий в практику педагогического самоменеджмента на формирующем этапе
    • 2. 3. Анализ эффективности внедренных технологий в процессе формирования способности у студентов к педагогическому самоменеджменту
  • Выводы ко второй главе

Формирование способности у будущих учителей к педагогическому самоменеджменту (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена реформированием российской системы образования, свидетельством чему служат принятие Концепции модернизации российского образования, Национальной доктрины образования Российской Федерации, разработка и утверждение Государственных образовательных стандартов нового поколения, где указывается, что высшие учебные заведения должны не только осуществлять высококачественную профессиональную подготовку будущих учителей с глубоким освоением конкретных узкоспециализированных знаний, но и обеспечить обучение педагогическому менеджменту будущих педагогов, самоуправлению, самоорганизации. Важнейшим элементом профессиональной подготовки учителя сегодня становится его способность к педагогическому самоменеджментубыть внутренне активным, управлять собой, четко планировать свое рабочее и свободное время.

Необходимость исследования проблемы педагогического самоменеджмента образовательной сферы обусловлена также объективными потребностями развития теории и практики непрерывного профессионального образования в контексте динамических процессов обновления социальной инфраструктуры российского общества, развития образовательной политики государства.

Степень проработанности проблемы. Создание и развитие отечественной системы профессионального образования представлено в ряде фундаментальных трудов (В.Г. Бочарова, С .Я. Батышев, А. П. Беляева, X. Бенд-рочика, А. А. Деркач, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, A.M. Новиков, В. А. Никитин, Н. С. Пряжников, B.JI. Сластенин, Т. В. Яркина и др.) — проблемы непрерывного профессионального образования за рубежом отражены в работах Р. Баркера, М. Доэл, Ф. Парслоу, Ш. Рамона, Д. Хоппса, С. Шардлоу и др.

Важность качественной профессиональной подготовки будущих учителей, вопросы, связанные с менеджментом, нашли отражение в работах отечественных и зарубежных авторов: теоретико-методологические и прикладные аспекты проблемы менеджмента в образовательной сфере (А.О. Блинов, В. Н. Бурков, JI.H. Давыдова, А. П. Егоршин, В. А. Квартальнов, А. И. Кочетков, H.A. Коргин, B.C. Лазарев, C.B. Симонов, М. М. Поташник, Т.И. Шамо-ва, Р. Т. Фатхутдинов, Г. Н. Фидельман, Мусаева И. П., Аминтаева С. А. и др.) — проблемы исследования менеджмента в зарубежных работах (Гроув Т., Хальцбаур У., Свергун О., Пасс Ю., Эндрю С.) — новое направление системного подхода в менеджменте (Д. Гарадаги, С. Бир) — планирование и управление своим временем и своей жизнью (JI. Зайверт, В. Зигерт, Д. Моргенстерн, JL Ланг) — основы управленческой деятельности — самоменеджмент (В.М. Андреев, Е. К. Кузнецов, А. Н. Люкшинов, Н. Д. Старобинский А.Т. Хроленко, A.C. Цыпкин, Э.Е. Эриашвили) — педагогический менеджмент (В.Д. Беликов-ский, Н. В. Кузьмина, К. Я. Вазина, Ю.Н. Петров).

Вместе с тем, анализ литературы показал, что вопросы формирования у будущих учителей способности к педагогическому самоменеджменту, обладание которой способно изменить качество педагогической деятельности учителя и жизнедеятельность учеников, не получили достаточного отражения в научных исследованиях.

Предпринятые попытки разработки проблем менеджмеР1та в образовательной сфере, не в полной мере учитывали его педагогический и личностный аспект: самоорганизацию (организация своей жизни и деятельности) — самовоспитание (формирование приоритетных качеств) — саморегуляцию (поддержание внутреннего равновесия) — самоконтроль (оценка и корректирование своей деятельности) — выбор целей жизни и личной работы, планирование личного времени и т. д.

Выше изложенное позволило выявить следующие противоречия между:

— возросшими требованиями новых образовательных стандартов к профессиональной готовности современных учителей, значимостью в повышении уровня внутренней активности педагогов, их способности к самоорганизации, самореализации, самомотивации, самостоятельности и самосовершенствованию, умению управлять собой, четко планировать свое рабочее время и профессиональную деятельность и отсутствием научно-методических основ решения данной проблемы;

— потребностью учреждений образования в учителях, обладающих технологиями педагогического самоменеджмента и недостаточной их подготовленностью к реализации данной функции;

— осознанием важности приобщения студентов педагогических вузов к знаниям педагогического самоменеджмента и отсутствием целостной концепции формирования у студентов способности к формированию данного качества.

Указанные противоречия составляют суть проблемы диссертационного исследования, заключающейся в необходимости поиска организационно-педагогических условий, содержание и технологий, способствующих формированию способности у будущих учителей к педагогическому самоменеджменту.

В соответствии с проблемой определена тема исследования: «Формирование способности у будущих учителей к педагогическому самоменеджменту».

Объект исследования — профессиональная подготовка учителя в педвузе.

Предмет исследования — процесс формирования способности у будущих учителей к педагогическому самоменеджменту.

Цель исследования — выявить, и научно обосновать организационно-педагогические условия, содержание и технологии формирования способности у будущих учителей к педагогическому самоменеджменту.

Гипотеза исследования. Успешность профессиональной деятельности будущих учителей определяется сформированной у них способностью к педагогическому самоменеджменту, которая может быть эффективна, если:

— деятельность педагогического вуза по формированию способности у будущего учителя к педагогическому самоменеджменту будет строиться в следующих направлениях: приобретение знаний о педагогическом самоменеджменте, выявление способности студентов к педагогическому самоменеджменту и принятие их как доминирующей потребности в реализации педагогической деятельности, формирование способности к самоорганизации, самореализации, самомотивации, самостоятельности и самосовершенствованию, умения управлять собой, четко планировать свое рабочее и свободное время;

— система работы по формированию у студентов способности к педагогическому самоменеджменту будет строиться поэтапно (мотивационно-когнитивный, операционально-технологический и эмпирикоориентированный этапы);

— повышение уровня сформированности способности у студентов к педагогическому самоменеджменту будет рассматриваться как необходимый фактор оптимизации педагогического процесса в образовательных учреждениях и повышения общей культуры педагога;

— будет разработана модель процесса формирования способности у студентов к педагогическому самоменеджменту и созданы необходимые организационно-педагогические условия её реализации в условиях вуза.

Цель и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач исследования:

Задачи исследования:

1. Выявить сущностные характеристики и содержание категории «педагогический самоменеджмент» в педагогической науке и практике.

2. Определить и реализовать на практике содержание и технологии, критериально-оценочные характеристики сформированной способности у будущих учителей к педагогическому самоменеджменту.

3. Разработать модель процесса формирования у студентов способности к педагогическому самоменеджменту в процессе обучения в вузе.

4. Обосновать и экспериментально проверить эффективные организационно-педагогические условия формирования у студентов способности к педагогическому самоменеджменту.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: системный подход к изучению социокультурных и педагогических явлений (Т.Г. Киселева, Ю. Д. Красников, A.A. Бодалев, Н. В. Кузьмина и др.) — системный, личностно — деятельностный, контекстный, компетентностный, уровневый подходы к формированию педагогического самоменеджмента (Е.В. Бонда-ревская, A.A. Вербицкий и др.) — теория профессиональной подготовки специалиста в системе высшего образования (В.И. Загвязинский, JI.M. Митина, В. А. Сластенин, А. Н. Нюдюрмагомедов, Ш. М.-Х. Арсалиев, Г. М. Гаджиев, Л. Н. Давыдова, Б. Ш. Алиева, М. Н. Алиев, Ю. Г. Татур, Ю. Г. Фокин и др.) — основные положения теории о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Д. М. Маллаев, A.A. Бодалев, Л. П. Буева, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, A.B. Петровский, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. А. Ядов и др.) — основные положения теории оптимизации профессиональной деятельности (Д.Б. Богоявленская, A.B. Брушлинский, Ф. Н. Алипханова, A.A. Деркач, Н. И. Калаков, Е. А. Климов, Э. А. Манущин, Л. В. Мардахаев, A.M. Матюшкин, Н.Д. Никан-дров, A.A. Реан, А. И. Подольский, Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов, А. П. Ситников, В. В. Столин, O.K. Тихомиров и др.) — теория педагогического процесса профессионального обучения менеджменту в образовательной сфере (В.А. Квартальное, И.В. Зорин) — теории подготовки личности к профессиональной деятельности (Е.А. Климов, E.H. Прошицкая) — теории формирования и развития способностей (Л, А Венгер, В Н Дружинин, Е П. Ильин, В, А Крутецкий, Л С Рубинштейн, В Д Шадриков и др.) — теории, рассматривающие профессиональную готовность будущего учителя как предмет междисциплинарного исследования (E.H. Ильина, Н. И. Кабушкин, И. В. Бондаренко, В.А. Чуднов-ский и др.).

В работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и синтез научной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, систематизация и сравнительный анализ нормативно — правовых и информационных документов, регламентирующих деятельность предприятий образовательной сферы.

Среди эмпирических методов использовались: различные виды педагогического наблюдения, опросы, анкетирования, тестирования, интервьюирования, беседы, изучение и обобщение опыта работы. Для обработки и интерпретации эксперимента применялись статистические методы исследования.

Основная экспериментальная база. Дагестанский государственный педагогический университет, студенты факультета информатики ИЛИ ДГПУ (специальность 30 500.06 «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии), экспериментальная группа (55 человек) и студенты факультета информатики филиала ДГПУ в г. Дербент («специальность 50 202 — Информатика» контрольная группа (50 человек). Исследованием было охвачено всего 105 студентов.

Исследования производились в период с 2007 г. по 2010 г. по следующим этапам:

Первый этап (2007;2008гг.) — теоретическое исследование проблемы, изучение и анализ психолого-педагогической, управленческой литературыизучение педагогического опыта формирования у студентов способности к педагогическому самоменеджменту в отечественной и зарубежной высшей школеопределение теоретических положений исследованияразработка модели формирования способности у студентов к педагогическому самоменеджменту и психолого-педагогические технологии ее реализацииопределение исходных уровней и показателей сформированности у студентов педагогического самоменеджмента.

Второй этап (2008;2009гг.) — экспериментальная проверка эффективности реализации модели процесса формирования и уровней сформированности способности у будущих учителей к педагогическому самоменеджменту.

Третий этап (2009;201Огг.) — анализ и обобщение результатов экспериментальной работы, интерпретация полученных материалов, выявление теоретических и практических результатов исследования, проведение отсроченного контроля, оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в:

— уточнении сущности и содержания процесса формирования способности у будущих учителей к педагогическому самоменеджменту;

— теоретическом обосновании и экспериментальной проверке модели процесса формирования способности у будущих учителей к педагогическому самоменеджменту;

— научном обосновании организационно-педагогических условий эффективного формирования способности у студентов к педагогическому самоменеджменту;

— обосновании критериев, показателей и уровней сформированности у студентов способности к педагогическому самоменеджменту.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что уточнена структура способности к педагогическому самоменеджменту учителя, в которую входят аксиологический, когнитивный, операционнодея-тельностный и коммуникативно-поведенческий компоненты: теоретически обоснована модель и технологии формирования у студентов способности к педагогическому самоменеджменту.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработка модели будет способствовать эффективности формирования способности к педагогическому самоменеджментув разработке и реализации программы спецкурса «Педагогический самоменеджмент будущего учителя: теория и практика», использование которого, способствует эффективности образовательного процесса в образовательных учреждениях различного типа, курсах повышения квалификации педагогических кадровтеоретические положения и методические материалы исследования могут быть использованы студентами и преподавателями в учебной и практической деятельности, для совершенствования педагогического самоменеджмента, самоорганизации, самоуправления, самовоспитания, имиджа учителя и т. д.

На защиту выносятся следующие положения:

— модель процесса формирования у студентов способности к педагогическому самоменеджменту включает цель, принципы, компоненты педагогического самоменеджмента, условия реализации, методику и результат, состоящая из блоков: установочно-г^елевой, системно-управленческий, критериально-оценочный, содержательно-технологический-,.

— критерии сформированности педагогического самоменеджмента, выраженные в показателях: мотиеационноценностный (позитивный настрой на профессиональную деятельность в образовательно-педагогической сфереинтерес к принципам педагогического самоменеджментаустойчивое стремление к самообразовательной деятельности в сфере прикладных педагогических технологий) — профессиональногностический (овладение студентом системой практико-ориентированных управленческоорганизационных знаний) — профессиональная компетентность и грамотность в области педагогического самоменеджментасформированность стиля мышления современного учителя) — профессионально-деятелъностный (готовность и способность к самостоятельному применению управленческого инструментария в реализации педагогического самоменеджмента, при выполнении типовых и нестандартных управленческих учительских задачреализация индивидуального стиля профессиональной деятельности по применению способов решения управленческих задач в сфере педагогического менеджмента) — профессионально-поведенческий (способность к формированию системы взаимовыгодных отношений «учитель-ученик», «учитель-учитель»);

— организационно-педагогические условия эффективного формирования способности у студентов к педагогическому самоменеджменту: вооружение будущих учителей знаниями, умениями и навыками (спецкурс «Педагогический самоменеджмент будущего учителя: теория и практика») — оптимизация работы на основе выявленного уровня сформированной способности к педагогическому самоменеджменту будущих учителейформирование организационного поведения будущего педагога как комплекс поступков и действийсоздание эффективных систем мотивации и стимулирования будущих педагогов.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходной концепции исследования, базирующейся на системном, деятельностном, компетентностном, уровневом подходах к формированию способности у студентов к педагогическому самоменеджментуприменением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его задачам и логикецеленаправленным сравнительным анализом результатов многолетней экспериментальной работы и массовой практики подготовки педагогов в ряде вузоввоспроизводимостью результатов исследования и их репрезентативностьюстатистической достоверностью данных отсроченного контроля.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через практическую работу диссертанта в качестве преподавателя факультета информатики Дагестанского государственного педагогического университета. Опубликование, разработку и реализацию программы спецкурса «Педагогический самоменеджмент будущего учителя: теория и практика». Основные идеи исследования внедрены в образовательный процесс факультета информатики ИЛИ ДГПУ и факультета информатики филиала ДГПУ в г. Дербент.

Материалы исследования были использованы автором в выступлениях на международных научно-практических конференциях и семинарах г. Таганрога и Новосибирска.

Цель, задачи, логика исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы ко второй главе:

1. На констатирующем этапе была проведена диагностика начального уровня сформированной способности студентов к педагогическому самоменеджменту будущих учителей по показателям, предполагающим количественную оценку качеств личности студентов, наличие которых, с нашей точки зрения, свидетельствует о сформированности соответствующих компонентов педагогического самоменеджмента.

Были определены ценностные ориентации, мотивация студентов, понимание роли педагогического самоменеджмента в их будущей профессиональной деятельности, произведена оценка знаний в области менеджмента педагогической сферы, а также уровень их применения при решении практических задач.

2. Эффективность экспериментальной Программы повысился при условии включения в качестве одного из главных направлений деятельности систематические занятия студентов на занятиях по педагогическому самоменеджменту в рамках проведения спецкурса. Внедренные спецкурс и технологии избавили будущих учителей от лишних страхов и тревоги из-за нехватки времени, сохранить свое учебное, личное время и здоровье, а также научили самостоятельно разрабатывать организационный профессиональный план для дальнейшего самосовершенствования.

3. Формирующий этап эксперимента позволил установить, что в экспериментальной (студенты факультета информатики ИЛИ ДГПУ) и контрольной группах (студенты факультета информатики ДФ ДГПУ) изначально наблюдался приблизительно одинаковый уровень сформированности способности к педагогическому самоменеджменту. Обобщенные результаты исходного состояния уровней показали отсутствие существенных различий между группами ЭГ и КГ.

Важнейшая задача профессиональной подготовки современного учителя в настоящее время предполагает создание таких организационно-педагогических условий для формирования способности к самоЬознанию, самоорганизации, саморегуляции, самоконтроля планирования личного времени, все то, что составляет основу педагогического самоменеджмента. Сегодня на смену узкоспециализированному специалисту выдвигается работник, сочетающий в своей деятельности функции управления, регулирования, удовлетворяющий повышенным требованиям к творчеству, инициативе, умеющий взять на себя ответственность, принять решение при недостатке информации. Профессиональная подготовка современного учителя становится важнейшим фактором, непосредственно влияющим на культуру и качество высшего профессионального образования.

Структура педагогического самоменеджмента включает взаимосвязь компонентов: аксиологического (осознание значимости и ценности педагогического самоменеджмента в современном подходе к управлению организации, необходимости специальной управленческой подготовки) — когнитивного (освоение понятийно-категориального специализированного аппарата педагогического самоменеджмеита, применяемого в профессиональноуправленческой деятельности) — операционно-деятельностного (овладение управленческими технологиями анализа, прогноза рыночной конъюнктуры, рыночной сегментации и позиционирования, формирования спроса и стимулирования образовательных услуг, готовность и способность адаптироваться к изменяющимся условиям) — коммуникативно-поведенческого (усвоение норм социально-культурного взаимодействия с субъектами окружающей среды, партнерами, базами практикготовность и способность устанавливать и регулировать эффективные взаимоотношения в условия вуза).

Модель процесса формирования у студентов способности к педагогическому самоменеджменту в вузе строится на основе определения структурно-логических межпредметных связей учебных дисциплин в части изучения содержания и технологии профессиональной деятельности учителя, интеграции общегуманитарной и специальной подготовки студентов к работе в образовательной сфере. Модель включает в себя взаимосвязь блоков: установоч-но-целевой (понимание студентом сущности и содержания педагогического самоменеджментаб) установка студента на формирование у себя способности к педагогическому самомепеджментув) цель — результат сформированное&tradeпедагогического самоменеджмента.) — системно-управленческий (совокупность подходов и принципов, на которые нужно опираться при реализации модели, факторы, учитываемые в процессе последовательного поэтапного формирования педагогического самоменеджмента у студентовсодержательно-технологический (формы, средства и методы формирования педагогического самоменеджмента как интегрального личностного качества педагога). Сюда относится организованную последовательность процесса формирования педагогического самоменеджмента у студентов, состоящую из следующих этапов: мотивационно-познавательного, операционно-познавательного и практикоориентированногокритериально-оценочный (совокупность критериев и показателей модели процесса формирования педагогического самоменеджмента будущих учителейдиагностический инструментарий оценки уровня еформированности искомого качества личности студента). В работе использованы критерии: когнитивные — пополнение (приращивание) знаний, их реальный объем в сравнении с исходным состоянием, с требованиями ФГОСактуализацию знаний при решении познавательных и практических задачприменение знаний в новых ситуацияхэффективность их использования в практической деятельностидеятельност-ные (выявляют степень еформированности познавательных и профессиональных умений, их объем в сравнении с эталонным перечнем ФГОСусвоение теоретической основы уменияполноту операционного состава каждого умения, их комплексность (интегративность), устойчивость, гибкость (перенос в новые ситуации) и действенность) — личностные (обнаруживают мотивы обучения, личностный смысл полученных знаний, удовлетворенность процессом обучения, этические установки в профессииинтеллектуальную динамику развитияхарактер отношения с коллегами — студентами, преподавателями вуза, а также способности к самообразованию, саморазвитию).

Комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования способности к педагогическому самоменеджменту в высшей школе, включает следующие организационно-педагогические условия: административно-организационные (организация последовательного поэтапного формирования педагогическому самоменеджменту студентов, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение учебного процесса, специальная подготовка педагогов, установление взаимодействия образования с партнерами баз практик) — дидактико-технологические условия (реализация образовательных задач через создание творческой образовательной среды на основе личностно-ориентированного заданного подхода, применения проектных, проблемно-контекстных, управленческих технологий обучения) — индивидуально-профессиональные условия (развитие мотивации и активности студентовпрактико-ориентированная и профессионально-прикладная направленность процесса подготовки будущего учителя, обеспечение на основе межпредметных связей и организации внеучебных воспитательных мероприятий возможности последовательного поэтапного формирования у студентов различных компонентов педагогического самоменеджмента.

Ориентация на формирование способности к педагогическому самоменеджменту предполагает, прежде всего, последовательность, преемственность и интеграцию учебного процесса, показывает связи в усвоении научной теории, глубину, конкретность и обобщенность.

Эффективность внедренных технологий мы определяли по следующим критериям:

— выросшему уровню успеваемости студентов по специальным дисциплинам;

— активная посещаемость занятий, заинтересованность в получении знаний;

— успеваемость в процессе учебной практики;

— отсутствие отчислений из университета по неуспеваемости;

— потребность студентов в дополнительных спецкурсах и консультациях;

— активное участие при обучении в процессе реализации педагогических технологий.

В процессе констатирующего этапа мы выявили профессиональную направленность студентов, выражающуюся в направленности на исполнительские виды профессиональной деятельности, активные виды профессиональной деятельности и творческие виды профессиональной деятельности.

В результате эксперимента нам удалось построить «вариативный алгоритм» учебного процесса. В составе алгоритма — интегрированные педагогические и коммуникативные технологии, лекции, программы семинаров, способствующие эффективному формированию педагогического самоменеджмента. Термин «интегрированный» означает организацию целостного обзора предмета выбранной специализации и активное обсуждение стимулов и причин, побуждающих к получению управленческих знаний. Данная форма педагогических и коммуникативных технологий позволила студентам быстро адаптироваться к условиям академической формы занятий и новой микросредыв процессе семинаров, лекций, курсов по выбору уточняются цели получения специальности в области педагогического самоменеджмента, делается критический анализ собственной управленческой деятельности.

С переходом на форму имитационных моделей, учебный процесс приобретает все более индивидуальный характер. Здесь практикуется большой набор методов активизации учебного процесса. Данная форма обучения связана с накоплением теоретических знаний, изучением опыта работы специалистов-практиков. Имитационные модели занимают значительные объемы учебной работы и получили положительную оценку подавляющего большинства студентов, задействованных в эксперименте — до 70% опрошенных. Форма занятий — «практикум-тренажер» полностью соответствует производственной ситуации и предусматривает непосредственное участие слушателей в деятельности образовательных учреждений. Учебный практикум может проходить как в идеальных для производственной ситуации, так и в сложных условиях, когда для достижения эффекта управления необходим поиск нестандартных решений. По завершении курсов, предложенных студентам на выбор, каждый студент получает рекомендации по методам самоорганизации, самоподготовки и подготовки к самоменеджменту. На вопрос о продуктивности методов обучения 66% слушателей указали на важность сочетаний методов и последовательности освоению материала.

Более 50% респондентов указали на успешность приобретения знаний по разделам учебных дисциплин. Более 80% студентов отмечало содержательность и новизну разделов общепрофессиональной подготовки. Особую роль в формировании способности к педагогическому самоменеджменту играли деловые игры, методики, тренинги, практические занятия. По итогам общего анализа нами сделан вывод о так называемом «эффективном» типовом сочетании методов обучения: интегрированных семинаров, лекциях, психолого-педагогических технологиях, курсов по выбору, участия студентов в имитационных моделях (ситуациях, приближенных к будущей профессиональной деятельности).

Одним из этапов контроля формирования способности студентов к применению полученных знаний и умений в профессиональной сфере служит контроль качества подготовки к Итоговому государственному экзамену по психолого-педагогической подготовке, который предполагает оценить усвоение теоретического материала, отвечающего требованиям, предъявляемым к уровню подготовки выпускников. По результатам экспериментальной проверки в реальных условиях образовательного процесса ДГПУ разработанной модели процесса формирования способности к педагогическому самоменеджменту были зафиксированы изменения в уровне искомого качества. По результатам преддипломной практики было проведено сравнение экспертных оценок по определению уровней сформированности способности к педагогическому самоменеджменту выпускников. Результаты анализа показали, что студенты научились системно и осмысленно применять профессиональные навыки педагогического самоменеджмента к решению управленческих задач в образовательной деятельности.

Исходя из требований ФГОСТ ВПО, у выпускников специальности «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии», были определены показатели педагогического самоменеджмента, во многом определяющие уровень развития у них профессионально-важных качеств, характеризующих способность к самоорганизации, самореализации.

Условием подготовки студентов выступает сформированная у выпускника способности к применению полученных знаний и умений в профессиональной сфере, которые он приобретает в течение всех лет обучения в вузе. Другим показателем сформированности педагогического самоменеджмента у студентов можно считать степень полноты знаний, умений и навыков в области самоменеджмента, демонстрируемых студентом при сдаче зачета после прослушанного курса спецкурса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате теоретико-методологического анализа научных работ автором были выявлены сущностные характеристики и содержание категории «педагогический самоменеджмент» в педагогической науке и практике, которые позволили установить формы и способы проявления студентами осознания значимости и ценности педагогического самоменеджмента, освоение ими понятийно-категориального специализированного аппарата педагогического самоменеджмента, применяемого в профессионально-управленческой деятельности будущего учителяобеспечили овладение управленческими технологиями анализа, профессиональной педагогической деятельность, усвоение студентами норм социально-культурного взаимодействия с субъектами окружающей среды, партнерами, базами практикготовность и способность устанавливать и регулировать эффективные взаимоотношения в условия вуза.

В заключении сформулированы основные выводы диссертационного исследования:

1. Диссертационное исследование позволило: выявить сущностные характеристики и содержание категории «педагогический самоменеджмент" — установить формы и способы проявления студентами осознания значимости и ценности педагогического самоменеджмента, выявить уровень освоения ими понятийно-категориального специализированного аппарата педагогического самоменеджмента, применяемого в профессионально-управленческой деятельности будущего учителяобеспечить овладение управленческими технологиями анализа профессиональной педагогической деятельностиопределить готовность и способность устанавливать и регулировать эффективные взаимоотношения в условиях вуза.

2. Педагогический самоменеджмент — это сложное профессионально-личностное образование, включающее, с одной стороны — внутреннюю активность будущего учителя, рефлексию, глубинный потенциал и его способность к самоорганизации, самоутверждению и самореализацииумение управлять собой, четко планировать свое рабочее и свободное время, способность к самомотивации, самостоятельности и самосовершенствованиюс другой стороны — уровень овладения студентами управленческими, организационными методами и технологиями управления педагогическими коллективами, мотивированной предрасположенностью к профессиональной деятельности (постановка цели, анализ и формирование целейпланирование, разработка планов и альтернативных вариантов управленческой деятельностиорганизация и реализацияконтроль, самоконтроль).

3. Формирование педагогического самоменеджмента основывается на взаимосвязи аксиологического, когнитивного, операциопнодеятельностно-го и коммуникативно-поведенческого компонентов.

4. Модель процесса формирования способности у студентов к педагогическому самоменеджменту включает в себя блоки: установочно-целевойсистемно-управленческищ содержательно-технологическийкритериально-оценочный.

5. Комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования у студентов способности к педагогическому самоменеджменту включает: административноорганизационные условиядидактико-технологические условияиндивидуальнопрофессиональные условия и практико-ориентированная и профессионально-прикладная направленность процесса подготовки будущего учителя, обеспечивающие на основе межпредметных связей и организации внеучебных воспитательных мероприятий возможности последовательного поэтапного формирования у студентов различных компонентов педагогического самоменеджмента.

6. Ориентация на формирование способности к педагогическому самоменеджменту предполагает, прежде всего, последовательность, преемственность и интеграцию учебного процесса, показывает связи в усвоении научной теории, глубину, конкретность и обобщенность.

7. В результате эксперимента прошла опытно-экспериментальную проверку модель процесса формирования способности у студентов к педагогическому самоменеджменту на основе внедрения психолого-педагогических и управленческих технологий: интегрированные психолого-педагогические и коммуникативные технологии, лекции, программы семинаров, что позволило, с одной стороны — стимулировать внутреннюю активность будущего учителя, его саморефлексию, глубинный потенциал, его способность к самоорганизации, самореализации, умению управлять собой, четко планировать свое рабочее и свободное времяс другой стороны — повысить уровень овладения студентами управленческими, организационными методами и технологиями управления педагогическими коллективами.

8. Сущность процесса формирования у студентов способности к педагогическому самоменеджменту наиболее полно раскрылась в его функциях, отражающих многообразие решения педагогических задач, подчеркивает многоаспектность содержания образовательно-воспитательной деятельности студента.

9. Итоговые результаты показали, что студенты научились системно и осмысленно применять профессиональные навыки педагогического самоменеджмента к решению управленческих задач педагога в образовательной деятельности.

Выполненное исследование не охватывает все проблемы формирования педагогического самоменеджемента. Наиболее важными и требующими перспективного исследования представляются такие проблемы, как «Педагогический самоменеджмент как условие оптимизации учебно-воспитательного процесса школы», «Современные требования к формированию педагогического самоменеджмента руководителя образования», «Педагогический самоменеджмент как основа профессионального становления специалиста высшей квалификации» и другие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.A. Личностно ориентированное обучение: Вопросы теории и практика / H.A. Алексеев. — Тюмень, 2007. — 215 с.
  2. Ф.Н. Оптимизация научно-исследовательской деятельности студентов в вузе: учеб. пособ. — М.: Медиа-Принт, 2009. — 120 с.
  3. Ф.Н. Управление процессом оптимизации профессионального самосознания будущего учителя: учеб. пособ. — М.: Медиа-Принт, 2007.-196 с.
  4. О.С. Социально-психологические средства управленческого мышления. — М.: Рос. акад. кадрового обеспечения АПК, 2000. — С Л 65 168.
  5. В.М., Э.Е. Старобинский, Самоменеджмент руководителя. — Томск, 2000. — 211 с.
  6. P.M. Формирование и развитие педагогической деятельности студентов: системный подход. Уфа: БГПИ, 2000. — 145 с.
  7. Н.И., Кульба В. В., Косяченко С. А., Чанхиева Ф. Ю. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов. М.: «Издательство ПРИОР», 2002. — 384 с.
  8. Ш. А. Личностно гуманная основа педагогического процесса /Ш.А. Амонашвили. — Минск: Изд — во Мин. ун — та, 2000. — 559 с.
  9. О.В. Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке менеджеров образовательной сферы: Дис. канд. пед. наук. М., 1999. — 142 с.
  10. Ю.П. Общий менеджмент. Учебник по общей теории менеджмента. М.: РИБ, 2007. — 120 с.
  11. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 2006. — 160 с.
  12. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. — М.: Высшая школа, 2000. -368 с.
  13. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. — М.: Смысл- ИЦ «Академия», 2010. 416 с.
  14. В.Г. Человек в управлении обществом /В.Г. Афанасьев. -М., 2007.-311 с.
  15. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы: Сборник научных трудов / Под ред. О. С. Газмана. — М., 1989. — 149 с.
  16. С.Я. Реформа профессиональной школы: опыт, поиск, задачи, пути реализации / С. Я. Батышев. М., 1987. — 340 с.
  17. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект. — М., 1982. — 235 с.
  18. А.П. Профессионально — педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях. СПб.: Питер, 2005. -190с.
  19. A.C. Основы возрастной педагогики : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / A.C. Белкин. — М.: Академия, 2000. -209 с.
  20. Дж. Кн. «Эффективный менеджер». Томск, 2009. —266 с.
  21. А.П. Интегративно — модульная педагогическая система профессионального образования. Дис. д-ра пед. наук /А.П. Беляева. СПб, 2006. — 350 с
  22. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. 190с.
  23. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения /В.П. Беспалько. -М., 1995.-336 с.
  24. Большой толковый социологический словарь. — М.: Логос, 1998. —662 с.
  25. Е.М. и др. Индивидуальность и профессии. М.: Диалог, 2009. — 289 с.
  26. Н.В., Эрганова Н. Е. Основы разработки модульной техгнологии обучения: учебное пособие. Екатеринбург: Изд — во Урал. гос. проф. — пед. ун-та, 2009. — 87 с.
  27. P.A. Основы управления в индустрии гостеприимства / пер. с англ. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 382 с.
  28. E.H. Введение в акмеологию / E.H. Богданов, В.Г. Зазы-кин. Калуга, 2001. — 145 с.
  29. В.А. Психология профессиональной пригодности: учебное пособие для вузов / В. А. Бодров. М.: ПЕР СЭ, 2001. — 511 с.
  30. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов) / Под науч. ред. д.п.н. В. И. Байденко М., 2009.- 290 с.
  31. И.И. Методические основы профессиональной подготовки организаторов туристской анимации: Дис. канд. пед. наук. М., 2010. — 145 с.
  32. Н.В. Менеджмент и маркетинг. Учебное пособие. — М.: Советсткий спорт, 2008. — 108 с.
  33. Е.В. Ценностные основания личностно — ориентированного воспитания гуманистического типа // Образование в поисках человеческих смыслов / Е. В. Бондаревская. — Ростов —н/Д: Изд — во Рост. гос. пед. ун-та, 2005.-С. 11−27.
  34. A.B. Проблемы психологии субъекта / A.B. Бруш-линский. М., 2004. — 109 с.
  35. A.M. Эволюция ценностей высшего педагогического образования: Дис. д-ра пед. наук /A.M. Булынин. — М., 2008. 200 с.
  36. З.И. Система методов нравственного воспитания учащихся профтехучилищ. М.: Высшая школа, 2009. — С. 13−19.
  37. , Ю. Н., Петрова, В. Д. Беликовский. Педагогический менеджмент. М.: Мысль. — 2000. — 211 с.
  38. М. Избранные произведения./ пер. с нем. М., 2000. — 99 с.
  39. A.C., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. — М.: Гарда-рики, 2001.-288 с.
  40. Ю.А. Концепция культурного ландшафта и задача охраны культурного и природного наследия // Ориентиры культурной политики: Информ. Выпуск. -М.: МК РФ. -2002.- № 6. С. 134 -144.
  41. Ю.В. Приемы педагогического менеджмента. — М., 2003.- 177 с.
  42. Взаимодействие педагогической науки и практики: Диагностический аспект / Под общ. Ред. Я. С. Турбовского. М.: Прометей, 2003. — 312 с.
  43. В.Н. Моделирование профессиональной компетенции педагога / В. Н. Введенский // Педагогика. 2003.- № 10. — С. 51 — 55.
  44. С. Г. Взрослый как субъект образования / С.Г. Вер-шловский // Педагогика. 2003. — № 8. — С. 3 -8.
  45. А.П. Непрерывное образование: Проблемы и перспективы. — М.: Молодая гвардия, 1978. — 123 с.
  46. Н. И. Правовое регулирование туристской деятельности.- М.: РИБ «Турист», 2007. 216 с.
  47. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Под ред. Т. Шамовой. -М.: Педагогика, 2001. С. 19−28.
  48. М., Фрэнсис Д. Менеджер его навыки и способности. Перевод с англ. М., 2008. — 322 с.
  49. М., Д.Френсис. Раскрепощенный менеджер Пер. с англ. -М., 2010.-334 с.
  50. Гастев, А К. Название: Как надо работать: практическое введение в науку организации труда. Советский производственный менеджмент Изд 3. М.-Либерком, 2011 г. 480 с.
  51. М.В. Педагогический самоменеджмент будущего учителя: теория и практика. Программа спецкурса / М. В. Гамзаева, ДГПУ. Махачкала. 2008.- 18 с.
  52. Д., Бир С. Системное мышление. Как управлять хаосом и сложными процессами. Платформа для моделирования архитектуры бизнеса.-М., 2010.-408 с.
  53. Гаранин.Н.И., Забаев Ю. В., Сеселкин А. И. Информационные технологии.- М.: РИБ, 2006. 111 с.
  54. Д.М. Организация и управление. — 2-е доп. изд. — М.: Наука, 1999. С.234−277.
  55. И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004. — 685 с.
  56. Гин А. Картотека проблемных педагогических ситуаций. — Воронеж, 2000. 190 с.
  57. Горюнова J1.B. Индивидуально-личностный подход понимании педагогического менеджмента. М., 2010 — 185 с.
  58. С. Закономерности современного глобального экономического развития // Независимая газета. — 2000. — 123 с.
  59. В.А. Концепция внешкольного дополнительного образования. Черноголовка, 2004. — 74 с.
  60. Глоссарий современного образования (терминологический словарь) /Л.В. Левчук // Народное образование. -2007. № 3. — С. 95.
  61. H.H. Теория и технология индивидуально — педагогического развития личности будущего учителя в процессе пед. подготовки: Дис. д-ра пед. наук / H.H. Гордеева. Челябинск, 2002. — 343 с.
  62. В.В. Лекции по педагогической технологии / В. В. Гузеев. -М.: Знание, 2005, — 135 с.
  63. В.А., Чепик В. Д. Образовательное пространство // Дополнительное образование. 2009. — № 7 -8. — С.19 -26.
  64. Т.К. Профессиональная подготовка менеджеров средствами природного рекреационного потенциала региона: Дис. канд. пед. наук. — М., 2009.- 148 с.
  65. Дж. Мл., О Делл К. Американский менеджмент на пороге XX! Века / Пер. а англ. М.: Экономика, 2001. — 319 с.
  66. , В. В. Образовательная технология: от приема до философии Текст.: методические рекомендации / В. В. Гузеев. Москва: Сентябрь, 1996.- 112 с.: ил.
  67. H.A. Развитие профессиональных качеств менеджера средствами изобразительного искусства: Дис. канд. пед. наук. М., 2009. — 155 с.
  68. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа, 2004. — 230 с.
  69. Э.Н. Образование личности: Пособие для преподавателей. / Э. Н. Гусинский, М., 2004. — 134 с.
  70. Н.С. Теоретические и методологические основы разработки технологий социального управления: Дис. д-ра социол. наук /Н.С. Данакин. М., 2004. — 345 с.
  71. А .Я. Теории интеграции образования / А .Я. Данилюк. -Ростов-н/Д, 2010. 440 с.
  72. A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека, Акмеологические основы управленческой деятельности / A.A. Деркач. -М., 2010. 329 с.
  73. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 2006. — 240 с.
  74. Джафари Джафар, Феноменология менеджмента // Теория и практика физической культуры. 2009. — № 8. — С. 23 — 27.
  75. А.Н. Развитие образования в современном мире. -М.: Владос, 1999.-200 с.
  76. И.А. Обеспеченность туристской отрасли кадрами и прогноз их потребности в системе непрерывного образования // Профессионально — квалификационная структура и образовательные стандарты в образовательной сфере. М.: РИБ, 2009. — С. 25 — 27.
  77. С.А. Генезис научного педагогического сознания: Дис. д-ра пед. наук /С.А. Днепров. Екатеринбург, 2000. — 460 с.
  78. Н.В. Коммуникативно — деятельностные игры: учебно методическое пособие /Н.В. Долматова. — Анапа: АФ МГСУ, 2004. — 104 с.
  79. B.C. Инновационные технологии / B.C. Дудченко. М., 2007.-233 с.
  80. В.А. Технология разработки блочно модульных программ для учреждений профессионального образования. — М.: Высшая школа, 2006.- 156 с.
  81. В.И. Педагогика в системе наук о человеке / В. И. Журавлев. М., 2000. — 168 с.
  82. В.И. Творчество в управлении школой / В.И. Загвя-зинский, С. А. Гильманов. М.: Знание, 2001. — С.48−84.
  83. JI. Процесс нахождения целей. М., 1999. — 370 с.
  84. В.А. Оптимизация управления качеством образования в негосударственном секторе высшего образования в современных условиях: Монография. М., 2009. 109 с.
  85. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском образовании» № 125-ФЗ: принят 19 июля 1996 г. Гос. Думой // Нормативные и законодательные акты об образовании и науке в РФ: В 5 т. М., 2009, Т.З.С.102−155.
  86. А.Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики: Моногр. / А. Ф. Закирова. Тюмень: Изд — во Тюмен. Гос. Ун — та, 2009. -152 с.
  87. Закон Российской Федерации «Об образовании» (новая редакция). -М., 2010. -52 с.
  88. Зайверт JL, Фридман JI. M, Энкельманн Т. Стили руководства. -М., -222 с.
  89. И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя / И. И. Зарецкая. М., 2002. — 159 с.
  90. Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. М.: Академический проект, 2003. — 36 с.
  91. Зеер.Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование / Зеер Э. Ф. Екатеринбург, 2008. — 170 с.
  92. А.И. Гипертекст и интерактивный источник информации для обучения менеджменту // Актуальные проблемы управления — 98: Сб. докл. и тез., Всероссийской научно практической конференции 22 — 24 апреля 2008 г.: В 2ч. — М.: 2008. — 4.1. С. 27 — 39.
  93. И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — М., 2010. -382 с.
  94. С.И. Становление андрогогики (развитее теории и технологии обучения взрослых): Дис. докт. пед. наук / С. И. Змеев. М., 2009. — 179с.
  95. И.А. Технологии профессионального педагогического образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов. М.: Изд. центр «Академия», 2001.-271 с.
  96. В.А. Социальные технологии в современном мире/ В. А. Иванов. М. — Н. Новгород, 2006. — 100 с.
  97. К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. / К. Инген-камп. М.: Педагогика, 2001. — 240 с.
  98. Л.Н. Методические основы организации учебного процесса в образовательных учреждениях туристского профиля: Дис. канд. пед. наук. М., 2000. — 133с.
  99. Избыток управленцев при нехватке профессионалов // Туристский бизнес. 2009.-№ 7. — С. 10−15.
  100. A.C. Инновационные аспекты интеграции учебной и производственной деятельности в учреждениях начального профессионального образования. М., 2009. — 103 с.
  101. E.H. Педагогические аспекты подготовки студентов к предпринимательской деятельности в процессе обучения туроперейтингу: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2008. — 24 с.
  102. Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В .Я. Ляудис. М.: Педагогика, 2003. — 250 с.
  103. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) / М. С. Каган. -М.: Политиздат, 2004. 328 с.
  104. М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган. М., 1988. — 226 с.
  105. А.Г. Современные педагогические технологии в дополнительном профессиональном образовании преподавателей: Дис. .д-ра пед. наук / А. Г. Казакова. М., 2000. — 211 с.
  106. Кан Калик В. А. Грамматика общения / В. А. Кан — Калик. — М., 1995.- 108 с.
  107. Качество высшего профессионального образования: современное состояние и перспективы. М., 2000. — 415 с.
  108. П.М. Принципы организации. М.: Инфра-М, 2008.136 с.
  109. Ю.А. Технология педагогического анализа учеб- -но-воспитательного процесса. М.: Поиск, 2005. — С.27−32.
  110. Концепция непрерывного образования // Народное образование. -2009 № 10. С. 3 -12.
  111. Кричевский P. J1. Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. 3-е изд., доп. и перераб. М., 2009. -231 с.
  112. Н.И., Бондаренко Г. А. Менеджмент гостиниц и ресторанов: учеб. пособие. — 2-е изд. — Мн.: Новое знание, 2001. 216 с.
  113. М.М. психология педагогического мышления: Моногр. / М. М. Кашапов. СПб., 2000. — 463 с.
  114. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. М., 2004. — 222 с.
  115. М.В. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта / М. В. Кларин // Педагогика. — 2000. — № 7. — С. 12−18.
  116. Е.А. Психология профессионала / Е. А. Климов. М. — Воронеж, 1996. — 400 с.
  117. Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. М.: Академия, 2004. — 304 с.
  118. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука. 1998.-214 с.
  119. В.П. Очерки теории и практики экологии человека. — М.: Наука, 1983.-261 с.
  120. Как туристический бизнес решает кадровый вопрос? // Туристический бизнес. -2008. № 5. — С. 13 — 14.
  121. B.C. Теория и методика обучения компьютерному прогнозированию в процессе академической подготовки менеджеров: Дис. канд. пед. наук. М. 2000. — 173 с.
  122. С.Я. Блочно — модульное обучение. — М., 2007. 163 с.
  123. A.B. Дидактические основы профессиональной подj, iготовки менеджеров туристско спортивного оперейтинга: Автореф. Дис. канд. пед. наук. — М., 2009. — 24 с.
  124. В.А. О Российской международной академии // Туристический бизнес 2009. — № 4. — С. 15−17.
  125. В.А. Педагогическая концепция профессионального туристского образования // Актуальные проблемы высшей школы 2008. Концепции развития менеджмента: Сб. докл. и тез. сообщ. науч.-практ. конф., 4янв. 2001 г. -М.: РИБ, 2009.-С. 89- 100.
  126. В.А. Становление системы менеджмента. — М.: РИБ, 2007.-196 с.
  127. В.А. Теоретические основания становления и развития системы непрерывного профессионального образования в сфере туристической деятельности: Автореф. докт. дисс. -М., 2000. 342 с.
  128. Кон И. С. Социология личности / И. С. Кон. М.: Политиздат, 2007.-383 с.
  129. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.-М., 2009.-24 с.
  130. Г. Б. Парадигмы новых моделей образовательного процесса / Г. Б. Корнетов // педагогика. 2009. — № 6. — С. 43 — 49.
  131. В.В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Изд. центр «Академия», 2008.- 400 с.
  132. Е.А. Помочь ученику в самореализации и социализации. -М., 2000.- 155 с.
  133. Н.В. Приемы эффективного управления. М., 2010.209 с.
  134. И.Ю. Психологические особенности профессионального самоопределения личности в разнотипных профессиях: дис. канд. психол. наук / И. Ю. Кузнецов. М.: МГУ, 2004. — 290 с.
  135. C.B. Педагогика личности от концепций до технологий /C.B. Кульневич. Ростов -н/Д.: ТЦ «Учитель», 2001. — 160с.
  136. Н.В. На пути к профессиональному совершенству / Н. В. Кухарев. М., 2000. — 159 с.
  137. Е.А. Об основных этапах развития профессионала // психолого педагогические аспекты многоуровневого образования. — Тверь, 2007. — Т. 9. -С. 46 -50
  138. Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-н/Д: Феникс, 2006. 257 с.
  139. М.С. Профессионально — педагогическая направленность в системе подготовки молодого специалиста // Сов. педагогика. 2003. — № 3. -С. 90−93.
  140. И.А. О критериях гуманизации образования // Гуманизация образования. Теория, Практика, СПб., 2004. — 123 с.
  141. И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика, 2005. — № 6. — С. 84−89.
  142. Е.М. Концепция менеджмента: Учебное пособие. М.: Дека, 2010.-299 с.
  143. Т.В. Формирование профессиональной подготовки менеджеров в системе дополнительного образования: дис. канд. пед. наук. — М., 2009. 143 с.
  144. B.C. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы / B.C. Лазарев, Т. П. Афанасьев, И. А. Елисеева, Т.И. Пуденко- Под ред. B.C. Лазарева. -М.: МИР Магистр, 2005. С. 156−178.
  145. В.В. Российская философия права в контексте западной философско-правовой традиции / Лапаева Валентина Викторовна // Вопросы философии. 2010. — № 5. — С.3−14. — Библиогр. — Примечания: с. 13 — 14.
  146. K.M. Педагогическая деонтология. Екатеринбург. 2009.-211 с.
  147. В.Т., Дмитриев A.B. Личность студента. Л., 1974.90 с.
  148. B.C. Управление образованием на пороге новой эпохи / В. С. Лазарев //Педагогика. -2010. № 3. — С. 12 — 18.
  149. B.C. Деятельностный подход к пониманию качества профессионального образования. М., 2010. — 260 с.
  150. М.М. Технологии профессионального педагогического образования. / М. М. Левина. М., 2009. — 111 с.
  151. Лагусев Ю. М Воспитательный процесс в профессиональном туристском образовании. — М.: Советский спорт, 2009. — 274 с.
  152. Д. М. Как помочь учителю?: Проблемы развития педагогического образования в регионе / Д. М. Маллаев // Аккредитация в образовании. — 2010. — № 3, от апр. — С. 54—55.
  153. Д. М., Алипханова Ф. Н. Теоретические парадигмы моделирования профессиональной культуры учителя / Д. М. Маллаев, Ф. Н. Алипханова // Сибирский педагогический журнал. 2009. — N 9. — С. 47−60.
  154. Д. M. Необходимо разработать новую модель подготовки учителя XXI века / Д. М. Маллаев // Ректор ВУЗа. 2009. — № 2. — С. 12−19.
  155. А. Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента., пере-раб. и допол. (перев. с англ. Касаткиной H.H.) М. «СМЕНА», 2009.- 640с.
  156. П.Т. Проблемы формирования личности специалиста в практикуме управленческих дисциплин. Практические методики. Переизд. и допол. Минск: Знание, 2010. — 275 с.
  157. Т.В. Содержание образования в системе подготовки специалистов высшей школы // Актуальные проблемы профессионального образования 98: Сб. докл. и тез. сообщ. Всероссийской научн. — практ. конф. — М.: РИБ, 2008. — Ч. 1. — С. 70 -72.
  158. B.C. Непрерывное образование: структура и содержание.- М.: Высшая школа, 2001.-213с.
  159. А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Просвещение, 2004. 344 с.
  160. В.А. Социальная экспертиза / В. А. Луков — М.: Ин-т молодежи.-М., 2006.-231 с.
  161. Т.Ф. Менеджмент и административные навыки. М., 2010.-200 с.
  162. Е.М. Дифференцированное обучение студентов в условиях личностно ориентированного образования: Дис. канд. пед. наук /Е.М. Лысенкова. — Саратов, 2008. — 189 с.
  163. И.А. Социальная педагогика: диалектика педагогической и социально-педагогической парадигм / Липский И. А. // Сотис социальные технологии, исследования. — 2008. — № 1.- С. 5 — 9.
  164. Дж. Тайм менеджмент. Искусство планирования и управления своим временем и своей жизнью. М.: ООО «Добрая книга», 2001.- 264 с.
  165. A.C. Разговор с молодым директором. М., Просвещение, 2000.-309 с.
  166. JI.B. Социальная педагогика. М., Мысль. — 2010. 411с.
  167. М.Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури- Пер. с англ. М.: Дело, 2003. — С.448−494. 2010 — 288 с.
  168. Менеджмент (конспект лекций в схемах). М.: Изд во «ПРИОР», 2010- 192 с.
  169. Менеджмент (Современный российский менеджмент): учебник. /Под ред. Ф. М. Русинова и М. Л. Разу. М.: ФБК — ПРЕСС, 2007. — 504 с.
  170. .З. Теория организации: Учебник. -2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА — М, 2002. — 480 с. — (Серия «Высшее образование»),
  171. . Такой простой и сложный менеджмент. СПб. — 2000.-255 с.
  172. В.Н. Акмеологическая теория в контексте проблемы качества образования / В. Н. Максимова // Педагогика. 2002. — № 2. — С. 9 -14.
  173. М. Технология и эффективность социального управления /М. Марков. -М., 2003. 187 с.
  174. А.К. Психология профессионализма // А. К. Маркова. -м., 2006.-308 с.
  175. А.К. Теоретические основы проектирования образовательных систем в условиях многоуровнего непрерывного образования: Дис. д-ра. пед. наук / А. К. Маркова. СПб., 2002. — 489 с.
  176. Ф. Доклад // Второй международный конгресс по техническому и профессиональному образованию. Сеул, 26 — 30 апреля 1999 г. —
  177. M.: Национальная обсерватория профессионального образования, 1999. С. 22−43.
  178. JI.C. Подготовка специалистов историко- краеведческого профиля для образовательной сферы в региональной системе образования: Дис. канд. пед. наук. М., 2000. — 159 с.
  179. М.М. Туристский бизнес и государство // Актуальные проблемы профессионального образования 2001. Концепция развития высшей школы. -М.: РИБ «Турист», 2001. — С. 55 -60.
  180. A.B. Формирование готовности студентов к профессиональной деятельности в туристских фирмах: Дис. канд. пед. наук. — М., 2000.- 119 с.
  181. А.И. Педагогический процесс как целостное явление. — М., 2003.-157 с.
  182. Модульная технология обучения: Методические рекомендации. -СПб., 2003.-42 с.
  183. Н.К. Стратегическое управление туристкой фирмой: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000. — 208 с.
  184. Т. Тренинг в турфирме: процесс непрерывного образования // Туристский бизнес. 2009. — № 9. — С. 42 — 44.
  185. В.И. Гуманитарно-мировоззренческие ресурсы современного социального образования / В. И. Митрохин // Первый Всероссийский научно педагогический социальный конгресс: Материалы выступлений. -М.: МГСУ., 2001. — T. 1.-С. 11 — 135.
  186. Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции /Т.С. Назарова // Педагогика. 2000. — № 3. — С. 20 — 27.
  187. Т.С. Средства обучения: технология создания и использования / Т. С. Назарова, Е. С. Полт. М.: Изд во УРАО, 2008. — С.34−45
  188. Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года // Бюллетень Министерства образования РФ. 2000. — № 11.
  189. Непрерывное многоуровневое профессиональное образование / Под ред. X. Бендрочика. СПб., 2007. — 108 с.
  190. В.А. Высшее профессиональное / В. А. Никитин // Со-циономия. 1999. — № 3. — С. 3 — 9.
  191. A.M. Методология образования / A.M. Новиков. М.: Эгвес, 2002. — 320 с.
  192. A.M. Профессиональное образование в России / A.M. Новиков.-М., 1997. 254 с.
  193. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М., 2001. — 202 с.
  194. P.C. Педагогические инновации и научный эксперимент // Педагогика. -2006. № 5. — С. 144.
  195. П.Г. Профессиональное образование одно из ведущих направлений развития современной экономик // Проблемы развития высшего образования. — Новосибирск: Наука, 2000. — С. 4 -22.
  196. Д.А. Две парадигмы управления. М., 1999. — 170 с'.
  197. В.Г., Огарев Е. И. Образование взрослых^ Междисциплинарный словарь терминологии. СПб., 2005. — 230 с.
  198. Основы теории управления: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Пар-хиной, Л. И. Ушвицкого. М.: Финансы и статистика, 2003. — 560 е.: ил.
  199. Организационно — экономическое проектирование учебно- профессиональных комплексов и центров непрерывного образования: Метод, рекомендации. СПб.: НИИ профтехобразования АПН СССР, 2002. — 81 с.
  200. Р.В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом. Курган: изд-во Курганского гос. ун-та, 2006. — 187 с.
  201. Л.П. Формирование информационной культуры менеджера в процессе профессиональной подготовки: Дис. канд. пед. наук. — М., 2009.- 188 с.
  202. Основы квалификационных требований к некоторым профессиям и должностям работников гостинично — туристского комплекса. М.: Университет гостиничного, туристского и ресторанного бизнеса, 1997.- 365 с.
  203. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон РФ № 125 — ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2006. № 40.
  204. В.Е. Психологическое изучение влияния профессии на личность // Реферативный сборник избранных работ по грантам в области гуманитарных наук / В. Е. Орел. Екатеринбург, 2000. — 370 с.
  205. А.К. Проблемы исследования субъективной активности / А. К. Осницкий // Вопросы психологии. — 1996. № 1. С. 5 — 19.
  206. Основы вузовской педагогики / Под ред. Н. В. Кузьминой. — Л.: Изд во. ЛГУ, 1972. — 311 с.
  207. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. A.B. Петровского. М., 2006. — 303 с.
  208. A.A. Управление учебно-воспитательной работой в школе. -М.: Прометей, 1991. С. З 8−89.
  209. М.М. Оптимизация управления школой. — М.: Знание, 2001. -С.26−38.
  210. Приказ министерства образования Российской федерации № 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» от 11 февр. 2002 г. // Бюллетень Министерства образования РФ. 2002. № 2.С. 3−9.
  211. B.C. Менеджмент 21 века. М., 2010. — 277 с.
  212. М.П., Шайденко H.A., Басовский Л. Е. Менеджмент: Учебник / Под общ. ред. проф. М. П. Переверзева. М.: ИНФРА — М, 2003. -288 с. — (Серия «Высшее образование»).
  213. H.H., Татарский Е. Л. Основы менеджмента: Учебное пособие. М.: Издательско — торговая корпорация «Дашков и К», 2002 .— 92 с.
  214. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Школа — Пресс, 1997. — 512 с.
  215. Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б. С. Гершунекого. М. — Педагогика, 1990. — 224 с.
  216. Петрушенко JI. JL Единство системности, организованности и самодвижения. М.: Наук, 1975. — 146 с.
  217. Н.Т. Педагогические гуманитарные основы профессиональной подготовки менеджеров: Дис. канд. пед. наук. М., 2008. — 123 с.
  218. С.Д. Психопедагогика воспитания. М.: Школа — Пресс, 2006. — 270 с.
  219. Проекты государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. — М.: РИБ «Турист», 2009. — 29 с.
  220. Профессиональные стандарты для менеджеров // Практика, проблемы, перспективы. — 2000. № 1. — С. 41 — 42.
  221. В.Н. Психология успешного взаимодействия / В. Н. Панкратов. М.: ТЦ «Сфера». 2009. — 128 с.
  222. Педагогика / Под ред. В. А. Сластенина. М., 2009. — 400 с.
  223. Педагогика и психология высшей школы / Отв. Ред. С.И. Самы-гин. Ростов — н/Д., 2008. — 544 с.
  224. A.B. Личность, феномен субъектности / A.B. Петровский. Ростов — н/Д., 2003. — 325 с.
  225. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив /A.B. Петровский. М.: Политиздат, 2002 255 с.
  226. В.Ю. Основы педагогической технологии / В.Ю. Питю-ков. М.: Гном и Д, 2001. — 99 с.
  227. К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. -М., 2006. 423 с.
  228. Практическая диагностика. Методики и тесты. Диагностика профессионального подбора кадров. Издательский дом «Бахрах», Самара, 1998 -669 с.
  229. В.И. Системное управление образованием взрослых / В. И. Подобед. СПб.: ИОВ РАО, 2000. — 232 с.
  230. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. М.: Инт—т практической психологии- Воронеж: МО-ДЭК, 2006.-166 с.
  231. Т.И. Педагогика профессионализма. Самара, 2002.199 с.
  232. Распоряжение правительства российской федерации № 1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» от 29 декаб. 2001 г. // Собрание законодательства РФ. 2002.№ 1. Ст. 119.
  233. В.А. Система образования на рубеже третьего тысячелетия. Опыт философии, педагогики / В. А. Разумный. М., 2006. — 55 с.
  234. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции / Отв. Ред. B.JI. Вульфсон. М., 1995. — 272 с.
  235. З.А. Психологические основы профессионального обучения /З.А. Решетова. М., 1985. — 208 с.
  236. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В. В. Давыдова — М.: Большая рос. энцикл., 1999. 730 с.
  237. В.А. Качества руководителя (менеджера) и его эффективная деятельность. Ростов/н/Дону, 2000. — 190 с.
  238. C.JI. Самосознание личности и ее жизненный путь: Собр. Соч. в 2-х т. / С. Л. Рубинштейн М., 1989. — Т. 2. — С. 236 — 250
  239. Н.В. Психология профессиональной деятельности / Н. В. Самоукина. СПб.: Питер, 2004. — 209 с.
  240. Л.В., Жильцова Л. В. Самоменеджмент педагога. Методические рекомендации. / Л. В. Сафонова, Л. В. Жильцова // -Екатеринбург 2007.- 78с.
  241. B.B. Личностный подход в образовании: Концепции и технологии: Моногр. / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 2000. — 152 с.
  242. С.Д. Психология и педагогика высшего образования: от деятельности к личности / С. Д. Смирнов. М., 2005. — 272 с.
  243. В.В. Самосознание личности / В. В. Столин. — М., 2003.284 с.
  244. Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 2008. — 276 с.
  245. B.C., Хорошилов A.B., Кленова О. В. Основы квалификационных требований к некоторым профессиям и должностям работников гостинично-туристского комплекса. М., 2007. — 202 с.
  246. В.П. Преподаватель как менеджер образовательного, воспитательного процесса. Петрозаводск, 2000. — 306 с.
  247. М.П., Т.Н. Шамова. Педагогическое управление и самоуправление. Витебск. — 2000. — 266 с.
  248. В.А. Гуманитарная культура специалиста // Магистр. -1991.-№ 1.-С.З-15.
  249. .Л., Толстова Л. П. Менеджмент гостеприимства: Справочно — методическое пособие. М.: РИБ, 2007. — 108 с.
  250. И.И., Загузов Н. И. О подготовке научно педагогических кадров для туристской отрасли // Дополнительное образование. — 2008. -№ 3.-132 с.
  251. Студент и образовательное пространство: мотивация и социально профессиональные ориентации. — Самара, 2001. — 145 с.
  252. A.B. Социальная работа как профессия // Сибирский психологический журнал. -М., 2000. Вып. З, С. 63−67.
  253. В.А. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Перемена, 2004. — 152 с.
  254. В.А. Основные качества личности руководителя. — М., 1999.-320 с.
  255. П.И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе М.: Прометей, 2001. — С.49−63.
  256. Теория организации. /C.B. Рогожин, Т. В. Рогожина. — М.: Издательство «Экзамен», 2002. — 320 с.
  257. Н.Ф. Деятельный подход к построению модели специалиста // Вестник высшей школы. 1986. — № 3. — С. 10−14.
  258. Теоретические проблемы развития профессионального образования / Под ред. А. П. Беляевой. JL: НИИ Профтехобразования, 1991. — 133 с.
  259. В.П. О ценностях жизни и культуры. — М.: Искусство, 2000. -254 с.
  260. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении). // Вестник образования. — 2001. Июль. — № 14.
  261. А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики / А. И. Турчинов. М., 2008. — 111 с.
  262. Г. С. Очерки истории российского образования. СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 2000. — 157 с.
  263. Условия освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки. Приказ Минобразования России от 13. 05. 2002 г. № 51 — ФЗ // Вестник образования. 2000. — № 12.
  264. Управление школой: теоретические основы и методы: Учебное пособие / Под ред. B.C. Лазарева. М.: Центр социальных и экономических исследований, 2007. — С.36−41.
  265. JI.M. Педагогический опыт глазами психолога. — М: Просвещение, 2007. С. 123−145.
  266. В.А. Теория развития профессионально — педагогического образования в современных условиях: Дис. д-ра пед. наук / В. А. Федоров. Екатеринбург, 2002. — 367 с.
  267. Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе / Ю. Г. Фокин. М., 2002. — 224 с.
  268. А.Н. Формы становления личности в процессе ее профессионализации / А. Н. Фонарев // Вопросы психологии. 2007. — № 2.
  269. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд -во МГУ, 2008. — 240с.
  270. Форрестер Дж., J.Forrester. Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию. Волгоград, 2007. -290 с.
  271. Л.М. Уровень самооценки и самоуважения. — Томск,. 2000.-211 с.
  272. К. Холистическая сущность концепций менеджмента// Теория и практика физической культуры. — 2000. № 8. — С. 15−19.
  273. А. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования. //Народное образование. 2003. № 2. — С.58−64.
  274. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995.-288 с.
  275. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. Пособие для вузов. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2002. — 437 с.
  276. В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1996.- 320 с.
  277. И.А. Профессионально-творческое саморазвитие личности: сущность и технология: Учеб. пособие. М.: Тамбов, 2003. 145 с.
  278. ГТ.Г. Очерки по философии образования / П. Г. Щедровицкий. М., 1993. — 154 с.
  279. Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика. М., 1993.- С. 16−201
  280. Н. Программа ТАСИС. Повышение качества подготовки специалистов // Практика, проблемы, перспективы. 2008. — № 6. -С. 10 -11.
  281. C.B. Управление персоналом современной организации: Учебно-практическое пособие / C.B. Шекшня С. 5-е изд., перераб. и доп. -Москва: Интел-Синтез, 2002. — 355 с.
  282. В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. М.: ДОМ педагогики, 2000. — 544 с.
  283. Ю.И. Теория и практика развития высшей школы в условиях современной России / Ю. И. Щербаков. — М., 2001. — 180 с.
  284. JI.A. Технология саморазвития менеджера: учеб. по- ' собие / JT.A. Шипилина. — Омск, 1998.- 359 с.
  285. E.H. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности / E.H. Шиянов, И. Б. Котова. — Ростов -н/Д., 1995.314 с.
  286. Г. И. Деятельность основа педагогического процесса /Г.И. Щукина // Сов. Педагогика. — 2002. — № 8. — С. 84 — 87.
  287. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / Под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1999. — 440 с.
  288. Т. Классификацией целей человека. М., 2000. — 422с.
  289. Юнг К. Психологические типы. — М.: Университетская книга — ACT, 1998.-720 с.
  290. И.С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе. М., 2000. — 177 с.
  291. В.А. Педагогическая психология. СПб., 2000. 563с.
  292. Ф. Технология обучения в системе высшего образования. — М.: Высшая школа, 2006. — 133 с. 294. www.elitarium.ru. Кларин М. В. Элитариум: Центр дистанционного образования. Правила планирования начала, середины и завершения рабочего дня.
Заполнить форму текущей работой