Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности авторских технологий экологического образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Задачи: освоение ближайшего окружения и соответствующий возрасту выход за его пределы; расширение и систематизация элементарных географических, естественнонаучных и экологических представлений дошкольников; формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов; формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы… Читать ещё >

Особенности авторских технологий экологического образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние годы идет целенаправленный процесс обновления содержания, форм и методов дошкольного образования. Появился целый ряд новых образовательных программ и технологий, базирующихся на принципах гуманистической педагогики. Рассмотрим сущность и важнейшие особенности новых авторских технологий экологического образования дошкольников.

Среди обширного комплекса авторских программ экологического воспитания дошкольников необходимо особо выделить авторскую программу «Семицветик» — первую аудиовизуальную программу культурно-экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Ее авторы — В. И. Ашиков и С. Г. Ашикова, педагоги Центра художественного творчества города Троицка Московской области (2, С. 34). Опубликована программа в 1997 году издательством «Российское педагогическое агентство».

Главная цель программы — обеспечить, начиная с дошкольного возраста, целостное и всестороннее развитие творческих способностей ребенка, экологической культуры и нравственности, широкого кругозора на основе комплексного использования розных видов искусств и организации детской деятельности. Программа строится на теоретических исследованиях Б. М. Неменского и Т. С. Комаровой (2, С. 35).

Программа погружает ребенка в разноликое пространство мира природы и человеческой культуры. В ней широко представлены произведения живописи, музыки, литературы, декоративно-прикладного и народного искусства, национальные традиции и наиболее яркие страницы родной истории. Однако интересное и насыщенное познавательное содержание программы является не самоцелью, а скорее, средством цивилизованного подхода к развитию каждой конкретной отдельно взятой детской личности.

Программа предоставляет большую вариативность в использовании ее материалов, побуждает педагога и ребенка к творчеству. Это находит свое подтверждение и в способах организации интегрированных занятий, основанных, но комплексном использовании различных материалов программы, в особенностях содержания занятий, отражающих конкретные темы — образы, в системе творческих заданий, активизирующих самостоятельность детей, их творческое воображение и творческие способности. В центре внимания этих занятий — духовный и нравственный облик человека, этические и эстетические чувство, связанные с восприятием, пониманием и созданием красоты. Все это создает необходимые предпосылки для раскрытия интеллектуального, эмоционального и творческого потенциала ребенка, активно содействует формированию мировоззренческих основ личности, воспитанию экологического сознания и культуры. Дошкольные учреждения могут использовать содержание программы как комплексно, так и порциально в контексте своей основной образовательной деятельности (с учетом специфики работы дошкольного образовательного учреждения), а также в процессе организации дополнительных услуг (кружковая, студийная работа с детьми). Основное требование к педагогам — создание особой художественно развивающей среды, которая предусматривает использование специальных интерактивных аудиовизуальных средств обучения. Учебные комплекты таких средств включают авторские слайд-фильмы и композиции,.

Программа «Семицветик» уже находит своих союзников, имеет многочисленные положительные отзывы со стороны педагогов-практиков. Она успешно прошла федеральную экспертизу и получило гриф Минобразования России. Надеемся, что новая программа станет верным помощником воспитателей в постижении детьми мира Добра, Красоты и Радости в чрезвычайно важной и многогранной работе по формированию фундамента Личности.

Заслуживает интереса и программа экологического воспитания детей 5 — 6 лет «Естествознание для малышей» (рассчитана на год обучения) разработанная А. Королевой на основе программы И. Белавиной и Н. Найденской «Планета — наш дом» (4, С. 36).

Цель программы — формирование положительного отношения к природе через расширение взаимодействия с объектами окружающего мира и развитие чувственного и эмоционального осознания взаимосвязанности и взаимозависимости человека и природы.

Задачи: освоение ближайшего окружения и соответствующий возрасту выход за его пределы; расширение и систематизация элементарных географических, естественнонаучных и экологических представлений дошкольников; формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов; формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы, к месту, в котором живешь; развитие способности воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления; развитие любознательности, творческого потенциала, фантазии и воображения; освоение традиционных и нетрадиционных приемов изобразительного искусства;

Формы и методы: игры, наблюдения, экскурсии, опыты, уход за животными и растениями, чтение художественной и популярной литературы, просмотр видеофильмов, беседы, выполнение индивидуальных заданий; художественно-продуктивная деятельность.

Содержание программы отобрано с учетом имеющихся у детей знаний, их жизненного опыта; в основе программы лежит:

  • * органическая связь с сезонной динамикой природы, что позволяет сделать программу более жизненной и связать с окружающей ребенка средой;
  • * переход от мифологического восприятия окружающего мира к реальному, что соответствует этапам развития мировосприятия дошкольника;
  • * связь с художественно-продуктивной деятельностью, которая учитывает потребность ребенка в самовыражении наиболее доступными в этом возрасте средствами.

Программа апробируется в старших группах детского сада № 131 Калининграда экологом-автором программы — А. Королевой и преподавателем изобразительной деятельности Е. Пеньковой (4, С. 37).

Программа «Мы — земляне» исходит из философской концепции, в основе которой лежит идея: образование есть приобщение растущей личности к культуре.

Опыт показывает: внедрение программы в практику приносит успех, если педагог принял нетрадиционный для него образ мыслей, отказался от стереотипов и обрел новое видение того, что происходит в сознании и личности ребенка, как изменяется его отношение к окружающему миру.

Автор программы — кандидат педагогических наук, доцент Н. Н. Кондратьева при участии кандидата педагогических наук, доцента Л. М. Маневцовой. В основу программы легли исследования кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена (руководители П. Г. Саморукова, В. И. Логинова) (7, С.41).

Авторы программы полагают, что экологическое миропонимание ребенка развивается в процессе освоения им экологической культуры общества, отражающей опыт взаимодействия человека и природы. Личность, присваивая элементы экологической культуры, приобретает новое качество — экологическую воспитанность, которая проявляется в системе личностных образований — в сознании, деятельности и поведении, в эмоциях и чувствах.

В программе отражены ведущие идеи и понятия современного естествознания, как, например: целостность живого организма; целостность связей организма со средой обитания; целостность экосистем, в которые живой организм включается в процессе жизни; системные свойства целостного живого организма: специфический обмен веществ живого организма со средой обитания в питании, дыхании, движении и т. д.; детерминированность, определяемость живого неживым, их тесная взаимосвязь и взаимообусловленность; живые организмы при этом представлены как открытые системы, существующие в условиях постоянного взаимодействия с окружающей средой; системная организованность живого в природе; единство человека и природы в системе взаимосвязей — биологических, экологических, аксиологических.

Программа предусматривает развитие у детей нравственно ценного опыта переживаний. Речь идет о формировании таких качеств личности, как сострадание, ответственность, активная позиция, уверенность в правоте своего поступка.

Круг задач охватывает формирование: элементов экологического сознания; экологически ориентированной деятельности и поведения в природной среде; нравственно-ценного опыта общения с природой, экологической культуры деятельности и поведения; гуманного экологически целесообразного отношения к природе.

Реализация программы предусматривает системный педагогический процесс, включающий взаимосвязанные, последовательно усложняющиеся занятия, разнообразные формы и методы работы, а повседневной жизни, разнообразие самостоятельной творческой деятельности. Разработанная педагогическая технология представляет собой экологическое моделирование природных объектов и явлений, проблемные ситуации — экологического содержания.

Программа «Планета — наш общий дом». Созданию программы предшествовал пятилетний этап научно-исследовательской и практической работы по подготовке и апробации новых педагогических технологий (в том числе и компьютерных) (20, С. 25).

Программа предусматривает приемы и методы работы педагога, имеющие психологическое обоснование, повышающие качество и эффективность восприятия. Исследования осуществлялись совместно с факультетом психологии МГУ им. М. В. Ломоносова при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Научный руководитель темы — кандидат психологических наук И. Г. Белавина.

Программа органически соединяет задачи формирования системы знаний ребенка о природе с новым взглядом на место и роль человека на Земле.

Программа ориентирована на дошкольный и младший школьный возраст, когда ребенок наиболее чувствителен к восприятию таких общечеловеческих ценностей, как красота, одухотворенность и совершенство природы.

Общим теоретическим принципом, которому должны соответствовать занятия по программе, является принцип многообразного предъявления одного и того же объекта темы ребенку. Новое знание, которое он должен усвоить, основано на взаимодействии и активизации зрительных, тактильных, обонятельных, осязательных и слуховых ощущений.

Условия для эмоционального воздействия на чувства ребенка создаются путем использования ярких художественных и музыкальных образов Природы. Экологические знания базируются на привычном детям мире сказок, легенд, мифов, наблюдений, игр, опытов и рисования.

Основой формирования нового экологического стиля мышления должно быть чувство красоты природы, ее уникальности и независимости от человека. Педагогические задачи программы следующие: усвоение новой системы экологических знаний. Формирование у детей начальных основ системных знаний о живой и неживой природе; овладение новыми нормами и правилами поведения в окружающей природной среде; формирование не утилитарного, а разумного отношения к экосистеме; формирование знаний, умений и навыков творческой деятельности, наполненной экологическим содержанием; развитие и обогащение образной памяти, мышления, сенсомоторного интеллекта; формирование новой системы духовных ценностей ребенка, базирующихся на эстетических компонентах программы.

Программа включает восемь тем, содержащих 72 занятия. Учебные материалы состоят из трех блоков: учебник-хрестоматия, методика проведения занятий и разрезные листы заставок-иллюстраций по всем темам. Рекомендовано свободное общение детей на занятиях, обилие вопросов, терпеливое и доброжелательное выслушивание ответов.

Таким образом в настоящее время создано большое количество программ экологического воспитания дошкольников. Многие из них уже воплощены в практике работы ДОУ. Важнейшей особенностью всех перечисленных выше программ является то, что в них раскрыта идея единства человека и природы. Человек рассматривается как живое существо в единстве со средой обитания; отражается система взаимодействия, человека и природы, влияние человека на окружающую среду и природы на человека. Человек рассматривается как разумное существо, способное действовать осознанно, предвидеть последствия своих поступков и действий.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой