Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Компоненты и признаки образовательной самостоятельности учащихся

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Второй компонент, мотивационный, заключается в том, что, осознавая себя как личность, подросток определяет идеалы, жизненные планы — а это главная линия развития побудительных сил образовательной самостоятельности. В основе мотивационного компонента лежит потребность в самостоятельных действиях и интерес к ним со стороны учащегося. Происходит развитие внутренней мотивации к самостоятельным… Читать ещё >

Компоненты и признаки образовательной самостоятельности учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Компоненты и признаки образовательной самостоятельности учащихся

В настоящее время существует социальный заказ на подготовку востребованных на рынке труда выпускников, умеющих самостоятельно решать выдвигаемые перед ними задачи. Поэтому необходимо говорить о развитии образовательной самостоятельности учащихся, под которой понимается качество личности способной к осознанию цели собственной познавательной деятельности, умеющей создать алгоритм действий для достижения этой цели и понимающей, что в процессе такой самостоятельной деятельности необходимо руководствоваться нравственными ценностями, для того, чтобы ее результаты не могли иметь негативный характер и наносить вред себе и окружающим.

Структура такой позитивной образовательной самостоятельности имеет следующие компоненты: целевой, который заключается в нацеленности образовательной самостоятельности на развитие и саморазвитие личности, выработку у нее новых качеств. Он определяет выбор способов и действий, выступает в роли средства управления и сверки результатов действий с ожидаемым результатом и должен быть обязательно индивидуально осознан и принят, т. е. подросток должен понимать, что результат его самостоятельных действий важен, прежде всего, ему самому, а не педагогу или одноклассникам, что этот результат будет полезен в его будущей социальной или профессиональной жизни. Основой целевого компонента позитивной образовательной самостоятельности, по нашему мнению, является умение ставить практически и социально значимые перспективы, выдвигать рабочие гипотезы на основе осознанного самоконтроля для ее достижения.

При негативном развитии самостоятельности целевой компонент зачастую отсутствует, особенно когда речь идет о бесцельном интернет-серфинге. Переход с сайта на сайт также не всегда тематически направлен. Такую разбросанность поиска информации можно преодолеть путем увеличения конструктивного интереса учащегося к какой-либо одной теме, личностно или профессионально значимой для подростка. Еще хуже ситуация, когда поставлена антигуманная, наносящая вред здоровью цель (например, поиск в Интернете способов изготовления наркотиков). В таком случае целенаправленный поиск деструктивной информации приводит к более отрицательным последствиям, и отказаться от него крайне затруднительно [6, c. 5].

Второй компонент, мотивационный, заключается в том, что, осознавая себя как личность, подросток определяет идеалы, жизненные планы — а это главная линия развития побудительных сил образовательной самостоятельности. В основе мотивационного компонента лежит потребность в самостоятельных действиях и интерес к ним со стороны учащегося. Происходит развитие внутренней мотивации к самостоятельным действиям, которая помогает самореализации личности. Самостоятельные действия также являются основой мотивации достижений, связанной с продуктивным выполнением задания. Люди, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, что вполне соответствует изменившимся социальным установкам. Самостоятельность и творческий подход к решению проблем являются основой успешности человека в мире [3, с. 68].

Мотивация при негативной самостоятельности остается на уровне потребности, которая чаще всего исчезает при удовлетворении, не перерастая в конструктивный интерес и не служа стимулом к дальнейшему развитию личности. Такая мотивация остается внешней: учащийся работает только ради оценки и не видит перспектив своего обучения и развития. Преодолеть такую ситуативную мотивацию и сделать постоянной познавательной мотивацией можно при развитии внутреннего стимула учащегося к получению знания, т. е. внешний интерес должен стать внутренним [3, с. 69].

Третий, когнитивный компонент нацелен на осознание того, что познавательная деятельность, новые знания необходимы для совершенствования своего образования. При этом подросток должен понимать, что при рассмотрении разных точек зрения на какую-нибудь проблему нет необходимости использовать всю имеющуюся по вопросу информацию. Современное информационное общество предлагает излишне многогранный подход к некоторым вопросам, и нередко какая-то информация даже усложняет разрешение проблемы. В позитивной образовательной самостоятельности мы имеем дело с тщательно обдуманной обработкой получаемой информации, она носит избирательный характер.

При негативном развитии образовательной самостоятельности подросток не в состоянии разделить получаемую информацию по степени необходимости для решения поставленной задачи и использует все нужные и ненужные информационные ресурсы. Информация не приобретает значения для подростка. Чтобы сформировать конструктивные умения учащегося работать с информацией, необходимо научить его работать с информацией, осознавать ее ценность [4, с. 71].

Деятельностный компонент предусматривает организацию, выбор приемов работы, планирование бюджета времени. В процессе анализа позитивной образовательной самостоятельности мы говорим о наличии самостоятельных умений, успешно приводящих к цели. При этом важно не столько умение действовать по инструкции и образцу, сколько осознанное стремление к поиску нестандартных способов разрешения проблемы, умение конструировать новые способы действия, т. е. при позитивной образовательной самостоятельности речь идет об умении самостоятельно действовать в спонтанных, неподготовленных ситуациях без опоры на уже известные способы, о развитии креативности [4, с. 45].

Применительно к негативной образовательной самостоятельности следует говорить о репродуктивных способах работы: действия выполняются по заранее усвоенным деструктивным образцам. В таком случае не приходится говорить о полностью самостоятельных действиях. Для преодоления негативной самостоятельности необходимо стимулировать подростка к позитивным нестандартным действиям в процессе выполнения проектов. Нередко самостоятельные действия имеют негативно выраженную цель. Такие действия могут иметь и творческий характер, при этом самостоятельность является ярко выраженной деструктивной. Для ее преодоления необходимо создавать условия, способствующие усилению конструктивной мотивации [4, с. 68].

Пятый, оценочный компонент предполагает сравнение результатов своей деятельности с целью. Выявлено, что отношение человека к себе формируется под воздействием оценивания самого себя через других (как некой нормы) и свою деятельность. При этом адекватность этих форм оценивания выступает основным измеряемым параметром самооценки и предполагает соответствие субъективных оценок личности объективным оценкам. Только при таком соответствии самооценку можно назвать адекватной [3, с. 34]. Адекватное оценивание своей и чужой проектной деятельности формируется поэтапно, с четким выделением критериев. Учащиеся, у которых сформировалась негативная образовательная самостоятельность при условии низкого уровня рефлексии собственной деятельности, склонны к завышенной или, чаще, заниженной самооценке.

Содержание позитивной образовательной самостоятельности характеризуют ее признаки. Первый признак? нацеленность на сотрудничество с педагогом и другими обучающимися. Основные идеи, присущие вариантам обучения в сотрудничестве (общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные шансы на успех) дают возможность педагогу быть ориентированным на каждого учащегося. Необходимо также сказать и том, что сотрудничество возможно лишь в благоприятной атмосфере. Именно обучение в сотрудничестве является, по нашему мнению одним, из условий развития позитивной образовательной самостоятельности в проектной деятельности.

Умение честно относиться к получаемой информации (интеллектуальная честность). По мнению Б. Рассела «человек, которому присуща «интеллектуальная честность», отличается «готовностью тщательно проверять правильность своих убеждений» и «уделять достаточно внимания другим имеющимся доказательствам». [5, с. 4].

У учащихся она формируется, если они постоянно и увлеченно овладевают новым знанием, которое, по мнению Бертрана Рассела, предложившего это понятие, предполагает не субъективно-избирательное, а объективно-аналитическое отношение к неоднозначной информации с точки зрения «истинности знания», когда не игнорируются недостатки и противоречия имеющегося знания и его несоответствие ранее приобретенной и вновь приобретаемой информации. Наоборот, эти противоречия могут служить основой для поиска новых нестандартных путей решения важнейшей проблемы проекта. [5, с. 4].

Часто информация, которую обучающийся находит и каким-то образом обрабатывает, не только не совпадает с его мировоззрением, жизненным опытом, но полностью противоречит ему. При этом подросток должен осознавать, что существует много точек зрения на анализируемое явление, что только работа с противоречиями во взглядах и анализ противоречивых точек зрения могут привести к решению проблемы. Для этого ему необходимо научиться находить, показывать и сравнивать между собой разные стороны проблемы, объективно освещать все вопросы. Таким образом, мы выделяем следующие черты интеллектуальной честности: готовность к восприятию противоречивой информации; толерантное принятие другой точки зрения в этой информации и правдивое отношение к авторству той или иной точки зрения. Учащийся в современном интернет-пространстве сталкивается с разными подходами к той или иной проблеме, некоторые из которых имеют негативную окраску. Соответственно необходимо при работе с таким большим, ничем не регламентируемым потоком информации уметь выбрать именно необходимую информацию, понять и принять другие позиции по этому вопросу, различать и отбрасывать негативно направленную информацию и проявлять уважение к другим точкам зрения, не выдавая их за свои.

Многие педагогические концепции развития самостоятельности относятся к традиционному образованию, которое не всегда идет в ногу с требованиями современного общества из-за высокого уровня опосредованности государственными образовательными стандартами, учебными планами, программами, для разработки, согласования и утверждения которых требуется много времени. Вследствие этого традиционное образование зачастую стремится воплотить в настоящий момент жизни знания, ценности и умения, полученные в прошлом [1, с. 124]. Современное общество довольно быстро меняется, и традиционные понятия педагогики приобретают новое значение. Утверждению интеллектуальной честности способствует соблюдение принципа синхронности развития образования в соответствии с поступательным движением науки, экономики и общественной жизни.

По нашему мнению, сейчас необходимо говорить не только о развитии самостоятельности учащихся, но и о том, что образовательная самостоятельность может иметь как догоняющий, так и опережающий характер. Однако подробное исследование догоняющей, синхронной и опережающей образовательной самостоятельности выходит за рамки данного исследования. образовательный самостоятельность успеваемость ученик Оценочная самостоятельность является, по нашему мнению, также одним из основных условий развития позитивной образовательной самостоятельности в процессе проектирования, так как умение рефлексировать и адекватно оценивать собственную и чужую проектную деятельность и ее результаты говорит о сформированной позитивной образовательной самостоятельности.

Спонтанная коммуникативность, предусматривающая готовность к применению речевых умений и навыков не только в стандартных, но и в спонтанных коммуникативных ситуациях. Коммуникативная компетенция — приобретенное в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество речевой личности, складывающееся из нескольких составляющих, в числе которых можно выделить языковую компетенцию, предметную компетенцию, лингвистическую к компетенцию и прагматическую компетенцию. [2, с. 24]. И. А. Зимняя, которая определяет коммуникативную компетенцию как «овладение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность; ориентацию в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету, освоение ролевого репертуара в рамках данной профессии» .

Таким образом, указанные компоненты и признаки образовательной самостоятельности учащихся могут помочь педагогу развивать позитивный характер образовательной самостоятельности, преодолевая ее негативные моменты.

Библиографический список

  • 1. Дьюи, Дж. Школа и общество: пер. / Дж. Дьюи. — М., 1925.
  • 2. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — М.: Логос, 2000
  • 3. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная деятельность учащихся: дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества / П. И. Пидкасистый. — М.: Педагогика, 1972.
  • 4. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование / П. И. Пидкасистый. — М.: Педагогика, 1980.
  • 5. Рассел, Б. Проблемы философии / Б. Рассел. — Новосибирск: Наука, 2001.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой