Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-педагогические условия реализации личностно ориентированного подхода в непрерывном профессиональном образовании сотрудников органов внутренних дел: На примере ОВД Республики Татарстан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При рассмотрении личностно ориентированного подхода в качестве инструмента формирования профессионализма сотрудников ОВД в системе непрерывного профессионального образования были проанализированы разные взгляды на понимание феномена личности в научной литературе и на то, как это понимание отражается в содержании личностно ориентированного подхода. В результате данного анализа были раскрыты… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы реализации личностно ориентированного подхода в организации непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД РТ
    • 1. 1. Непрерывное профессиональное образование сотрудников ОВД РТ как педагогическая проблема. ~
    • 1. 2. Личностно ориентированный подход как инструмент формирования It) профессионализма сотрудников ОВД в системе непрерывного образования
    • 1. 3. Модель личности сотрудника правоохранительных органов как цель и критерий формирования профессионализма
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Мониторинг эффективности системы непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД РТ с позиций личностно ориентированного подхода
    • 2. 1. Система стимулирования и сопровождения непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД
    • 2. 2. Анализ эффективностиформ обеспечения непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД РТ
    • 2. 3. Исследование объективных и субъективных факторов формирования профессионализма сотрудников ОВД РТ
    • I. Выводы по второй главе^.~
  • U41ДЛ11 ««О ------I unvi 1Uviinv. ». 1 ¦ '

Организационно-педагогические условия реализации личностно ориентированного подхода в непрерывном профессиональном образовании сотрудников органов внутренних дел: На примере ОВД Республики Татарстан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Происходящие в нашем обществе экономические, политические, социально-психологические изменения настоятельно требуют от педагогической науки и практики новых подходов к непрерывному профессиональному образованию сотрудников органов внутренних дел (ОВД). В последнее время перед? Т>трудникам~и ОВД встают все более трудные задачи, которые приходится выполнять в экстремальных ситуациях. Ускорение научно-технического пр~огресса, нарастание информационных потоков требуют постоянного, «пожизненного» обучения, повышения квалификации, обновления знаний, умений и навыков.

Новые задачи, возникшие перед руководством МВД, реформирование органов внутренних дел Российской Федерации, ценностно-смысловых, личностно развивающих функций образования вызвали необходимость разработки механизмов реализации непрерывности профессионального образования работников правоохранительных органов с позиций личностно ориентированного подхода.

Непрерывность профессиональной подготовки сотрудника правоохранительных органов подразумевает преемственность всех этапов его профессионального становления: раннюю профессиональную ориентацию молодежи на работу в ОВДпрохождение через школу милиции, участие в обязательной непрерывной подготовке на местах (в районных подразделениях) — возможность получения образования в средней специальной школе милицииа также в высших учебных заведениях по юридическим специальностям с дальнейшей возможностью обучения в Академии МВД-России. Реализация непрерывности в системе профессионального образования сотрудника правоохранительных органов в настоящее время осуществляется посредством достаточно полно и всесторонне разработанных взаимодополняющих механизмов: социально-экономического и организационно-педагогического. В то же время, нельзя не отметить, что осуществление непрерывности в системе профессионального образования сотрудника ОВД посредством названных механизмов отвечает технократической парадигме образования, преобладавшей долгое время в мировой педагогической теории и практике. Приоритетом данной парадигмы, как указывает Е. Г. Осовский, являются экономические потребности государства, практическими целями — формирование специалиста, владеющего системой профессиональных знаний, умений и навыков в узкой сфере специальности. Главное внимание обращается на выбор технологий, систем и методов профессионального обучения, сокращающих во времени, ускоряющих и в известной мере автоматизирующих этот процесс.

На современном этапе развития теории и практики педагогики происходит переосмысление основных целей развития образования. Сегодня видится, что образование должно «выводиться» не столько из перспективных задач общественного развития, сколько из наличного уровня развития общества и личности. Альтернативой технократической парадигме является гуманистическая концепция образовательного процесса в профессиональной школе, призывающая учитывать особенности и интересы личности, ее профессионального развития [42, 111, 156].

Это позволяет выделить необходимый и, в то же время, недостаточно разработанный личностно. ориентированный подход в реализации непрерывности профессионального образования, позволяющий организовать педагогическую систему актуализации ценностно-смысловых, мотивационно-волевых качеств личности сотрудника правоохранительных органов в процессе повышения его профессиональной квалификации. Только в этом случае образование из средства социализации человека превратится в условие развития личности.

Вместе с тем, способность личности к непрерывному образованию рассматривается сегодня как психологическое новообразование, сущностью которого является ценностно-смысловое отношение к образованию, стремление постоянно совершенствовать себя, развиваться и изменяться на протяжении всей жизни [98]. Приоритетной задачей профессиональной школы является воспитание у личности потребности и готовности к непрерывному образованию. Поэтому на современном этапе обеспечения непрерывного профессионального образования сотрудников ОВДс особой актуальностью встает задача возможно раннего выявления потенциальных возможностей самореализации личности и карьерного продвижения на всех уровнях профессиональной подготовки. —.

В научных исследованиях на эту тему указывается, что в содержании, структуре и технологии подготовки специалиста непременно должен присутствовать прогностический компонент. В этом случае будут охвачены все стороны единой системы становления сотрудника ОВД как профессионала, можно будет предвидеть оптимальный ход профессионального становления и профессиональной самоактуализации сотрудников ОВД, а также оптимизировать педагогическое управление этими процессам^ [156]. Но при этом встает вопрос: сориентирована ли современная система непрерывного профессионального образования на такого рода организацию подготовки специалистов в системе ОВД?

На данный момент приходится констатировать тот факт, что организация и управление учебно-воспитательной подготовкой специалистов ОВД целиком и полностью базируется на принципе «стандартной подготовки стандартных специалистов». Таким образом, на основе теоретического анализа и практического опыта организации системы образования сотрудников ОВД выявляется противоречие между насущной необходимостью на современном этапе развития нашего общества строить учебно-вос питательный процесс обучения профессионала, учитывая особенности и интересы личности, ее профессионального развития (саморазвития), с одной стороны, а с другой стороны — отсутствием как теоретических, так и практических разработок основных путей и средств реализации личностно ориентированного подхода в организации непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД.

Отсюда вытекает проблема исследования: каковы организационно-педагогические условия реализации личностно ориентированного подхода на современном этапе организации непрерывного профессионального образования сотрудников правоохранительных органов?

Объект исследования — непрерывное профессиональное образование сотрудников ОВД.

Предмет исследования — организационно-педагогические условия реализации личностно ориентированного подхода в непрерывном профессиональном образовании сотрудников ОВД РТ.

Цель исследования: выявить и обосновать организационно-педагогические условия реализации личностно ориентированного подхода в непрерывном «профессиональном образовании сотрудников органов внутренних дел Республики Татарстан.

Гипотеза исследования: реализация личностно ориентированного подхода в непрерывном профессиональном образовании сотрудников ОВД будет эффективной, если:

1) она осуществляется на основе прогностической модели сотрудника ОВД как профессионала, выступающей в качестве цели и критерия эффективности реализации личностно ориентированного подхода;

2) разработана и реализована адекватная целям развития личности профессионала в сфере правоохранительной деятельности система стимулирования, сопровождения и мониторинга непрерывного-профессионального образования сотрудников ОВД.

Задачи:

1) выявить современные требования к качествам личности сотрудника ОВД, способствующим развитию его профессионализма;

2) теоретически обосновать сущность личностно ориентированного подхода и основные условия его реализации в системе непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД;

3) разработать и апробировать модель личности сотрудника ОВДпрофессионала, которая позволила бы определить цель и оценить эффективность его непрерывного профессионального образования с позиций личностно ориентированного подхода;

4) разработать содержание и структуру мониторинга эффективности непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД РТ, который позволит провести всесторонний анализ существующих средств стимуляции и сопровождения непрерывного профессионального образования сотрудников.

Методологической основой исследования явились: системный подход как общенаучный метод анализа всех факторов, влияющих на изучаемое явлениеконцептуальные исследования пробам непрерывного профессионального образования, проведенные В. П. Беспалько,.

Б.С.Гершунским, Г. В. Мухаметзяновой, Г. И. Ибрагимовым, А. М. Новиковым и другими известными ученымиидеи гуманизации профессионального образования, изложенные в трудах Н. Д. Никандрова, М. И. Махмутова и др.- концепции личностно ориентированного профессионального образования, разрабатываемые в трудах Е. В. Бондаревской, В. В. Серикова, Э. Ф. Зеера, Л. А. Воловича и др.- деятельностный подход к пониманию личности, представленный в трудах А. Н. Леонтьева и его учеников.

Методы исследования: анализ данных прогноза о развитии сферы правоохранительной деятельностианализ нормативных документов (квалификационных характеристик, приказов, положен ш о службе в ОВД) — анализ материалов отчетов Управления по кадровой и воспитательной работе МВД~РТза период с 1996 по 2002 годыанализ реальной практики обучения и работы «специалистов ^)ВД РТна основе наблюдений, анкетирования, тестированиякорреляционный анализ на основе стандартных «методов математической статистики (пакет StatSoft Statistica). В ходе исследования было проведено анкетирование 665 сотрудников руководящего и рядового состава 24 органов и подразделений внутренних дел разных городов и районов Республики Татарстан.

Положения, выносимые на защиту.

1. Сущность личностно ориентированного подхода в непрерывном профессиональном образовании сотрудников ОВД, заключающаяся в том, что организация непрерывного профессионального образования должна обеспечиваться путем создания системы организационно-педагогических условий, мотивирующих личность на непрерывное повышение профессиональной квалификации, и обеспечение «адекв гтности этих условий типу ведущей деятельности на соответствующем этапе личностного и профессионального развития сотрудников ОВД. —.

2. Целью и критерием оценки качества непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД должны выступать требования к личности сотрудника ОВД, основанные не на традиционно рассматриваемых в педагогических исследованиях моделях специалиста, а на модели профессионала в сфере правоохранительной деятельности, поскольку задачей организации непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД на этапах их первичной и вторичной профессионализации является формирование их профессионализма.

3. Модель профессионала в сфере правоохранительной деятельности, составляющими которой являются: профессиональная компетентность (как системообразующий фактор профессионализма) — высокий уровень морально-правового самосознаниясубъективное ощущение удовлетворения своей профессиональной деятельностью и карьеройпрофессионально необходимые качества личности (как основа способности к выполнению специфических задач деятельности в сфере охраны правопорядка) — направленность личности на задачи профессиональной деятельности и на профессиональное совершенствование. —.

4. Процедура проведения мониторинга эффективности существующей системы обеспечения непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД РТ, при которой содержание анализа определяется личностно ориентированным подходом к обеспечению непрерывности профессионального образования, а структурные компоненты и критерии оценки основаны на составляющих модели личности профессионала в сфере правоохранительной деятельности.

Достоверность сформулированных в работе положений и выводов обеспечивается методологической обоснованностью исследования, применением адекватного целям исследования методического инструментария, получением данных на репрезентативной выборке, подтвержденных показателями корреляционного анализа выявленных эмпирических данных.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлены и обоснованы сущность личностно ориентированного подхода и основные организационно-педагогические условия его реализации в непрерывном профессиональном образовании сотрудника ОВД РТ.

Научная новизна исследования заключается в том, что в качестве одного из организационно-педагогических условий обоснована модель личности сотрудника правоохранительных органов как профессионала и показаны возможности использования составляющих данной модели в качестве критериев оценки эффективности системы непрерывного профессионального образования при проведении мониторинга.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации мониторинга эффективности системы непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД РТ, выявлении путей повышения их профессионализма на основе личностно ориентированного подхода.

— Апробация результатов работы проходила на проведенных Управлением по кадровой и воспитательной-работе МВД РТ совещаниях-семинарах с заместителями начальников РО — ПРОВД по кадрам в январе 2001 и 2002 гг. (г. Казань) — на учебно-методическом семинаре с командно-преподавательским составом учебных центров МВД РТ (УЦ МВД РТ г. Казани, УЦ ГИБДД МВД РТ г. Наб. Челны, УЦ специальной, боевой, физической подготовки и спорта г. Казани, пос. Мирный) в 2002 г.- на Межрегиональной конференции.

Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста", г. Воронеж, март 2001 г.- на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные психологические проблемы становления личности в современном мире», г. Магнитогорск,-май 2001 г., на IX Всероссийской конференции «Духовность—здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования», г. Казань — г. Йошкар-Ола, июнь 2001 г.- на научно-практической конференции «Качество лрофессионального образования: проблемы управления, обеспечения и мониторинга», г. Казань, ИСПО РАО, 2002 г. Мониторинг эффективности системы непрерывного профессионального образования сотрудников внедрен в служебную деятельность кадровых аппаратов органов и подразделений МВД РТ с целью отслеживания динамики профессиональных показателей личного состава.

Содержание основной части диссертации определяется поставленной целью и задачамиструктура диссертации: две главы, состоящие из 6 параграфов.

В первой главе «Теоретические основы реализации личностно ориентированного подхода в организации непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД РТ» проведен анализ литературных данных по проблеме организации непрерывного профессионального образования сотрудников правоохранительных органов. Отмечена приоритетность личностно ориентированного подхода в современной образовательной политике. Установлено, что созданы определенные организационно-педагогические, социально-экономические и правовые механизмы, необходимые для успешной переориентации системы непрерывного образования работников правоохранительных органов с технократической на гуманистическую парадигму. Выявлено, что личностно ориентированные формы непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД представляют собой большой нереализованный потенциал развития. Теоретически обосновывается положение о личностно ориентированном подходе как инструменте обеспечения непрерывности профессионального образования и описывается модель личности сотрудника ОВД как профессионала.

Во второй главе «Мониторинг эффективности системы непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД РТ с позиций личностно ориентированного подхода» описывается схема организации исследования состояния и потенциала развития системы непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД РТ. Анализируются формы стимулирования сотрудников ОВД к профессиональному совершенствованию и — средства обеспечения непрерывности профессионального образования, оценивается их эффективность в реальной практике организации непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД РТ. Приводятся данные исследования (на основе анкетирования и тестирования сотрудников 24 ОВД РТ) профессиональных качеств сотрудников и их субъективных установок к целям и формам непрерывного профессионального образования. Выявляется потенциал развития форм и средств непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД РТ на основе соотношения между потребностями личности и реальным состоянием системы непрерывного профессионального образования.

В заключении' представлены основные итоги исследования, показаны возможные направления дальнейшей разработки проблемы внедрения в практику организации системы непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД средств реализации личностно ориентированного подхода.

Список литературы

содержит 182 наименования.

В приложения вынесены схемы, образец методики исследования субъективных и объективных факторов формирования профессионализма сотрудников ОВД РТ.

1. Теоретические основы реализации личностно ориентированного подхода в организации непрерывного профессионального образования сотрудников правоохранительных органов Республики Татарстан.

Выводы по второй главе.

1. В ходе данного исследования разработана и апробирована процедура проведения мониторинга эффективности существующей системы обеспечения непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД РТ. Содержание анализа при проведении данного мониторинга определялось личностно ориентированным подходом к обеспечению непрерывности профессионального образования, а структурные компоненты и критерии оценки разрабатывались на основе составляющих модели личности профессионала в сфере правоохранительной деятельности.

2. При проведении мониторинга была установлена низкая эффективность административно-командных и технократических форм обеспечения повышения профессионального уровня при их преобладании в практике реализации непрерывности профессионального образования. Повышение профессионального уровня сотрудников ОВД РТ связано с реализацией личностно ориентированных форм обеспечения непрерывного профессионального образования и ориентацией сотрудников правоохранительных органов на непрерывный профессиональный рост.

3. В результате мониторинга было выявлено, что формирование внутриличностной ориентации сотрудников правоохранительных органов на непрерывный профессиональный рост будет происходить при создании следующих организационно-педагогических условий:

•учет развивающих функций личности руководителя и профессионального коллектива как профессионально-образовательной среды;

•внедрение в образовательный процесс системы ОВД РТ новых педагогических технологий профессионального развития личности и совершенствование существующих: конкурсов профессионального мастерства, соревнований по служебно-прикладным видам спорта.

Заключение

.

В данном диссертационном исследовании прорабатывалась проблема поиска организационно-педагогических условий реализации личностно ориентированного подхода на современном этапе непрерывного профессионального образования сотрудников правоохранительных органов. В ходе-теоретическогообзора, анализанаучной литературы и нормативно-правовых документов по проблеме исследования показано, что на данном этапе основные организационно-педагогические, социально-экономические и правовые механизмы непрерывного профессионального образования сотрудников правоохранительных органов, созданы. В то же время в научно-методическом обеспечении и практическом функционировании непрерывного профессионального образования сотрудников правоохранительных органов личностно ориентированные формы работы представляют собой большой нереализованный потенциал развития.

При рассмотрении личностно ориентированного подхода в качестве инструмента формирования профессионализма сотрудников ОВД в системе непрерывного профессионального образования были проанализированы разные взгляды на понимание феномена личности в научной литературе и на то, как это понимание отражается в содержании личностно ориентированного подхода. В результате данного анализа были раскрыты «разные позиции личностно ориентированного подхода в зависимости от традиций понимания личности как психического феномена. Показано, что биологически ориентированное понимание личности, «по сути, не позволяет развести в современном образовании индивидуальный, дифференцированный, личностный, гуманитарный и др. подходы. Рассмотрение личности с позиций гуманистической психологии нацеливает образовательный процесс на развитие личности обучающегося, предполагает, что обучаемый сам творит учение и самого себяэто приводит к изменению соотношения нормативных требований к результатам образования и требований к самообразованию, самоосуществлению в учебно-профессиональной деятельности. Однако при всей привлекательности гуманистических позиций личностно ориентированного подхода в организации непрерывного профессионального образования сотрудников правоохранительных органов необходима несколько иная позиция, позволяющая решать задачи поиска и применения методов целенаправленного, прогнозируемого и контролируемого управления этим процессом. Таким задачам в методологическом плане наиболее всего соответствует личностно — деятельностный подход, который представлен в таких положениях, как создание стимулов (внешних побуждений) социального и профессионального развития субъектов профессионально — образовательного процессавнедрение в профессионально-образовательный процесс современных педагогических и психологических технологий развития личностиобеспечение мониторинга профессионального развития всех субъектов образования и т. п.

Обобщение научных позиций и анализ сущности личностно ориентированного подхода позволили нам выдвинуть и обосновать положение, что личностно ориентированный подход выступает в качестве инструмента, обеспечивающего непрерывность профессионального образования сотрудников ОВД, их успешную профессиональную самореализацию в изменяющихся условиях реальной жизни. Установлены и описаны основные функции, которые должен выполнять личностно ориентированный подход как инструмент формирования личности профессионала: обеспечение адекватностиорганизации системы непрерывного профессионального развития личности профессионала типу ведущей деятельности на соответствующем этапе личностного и профессионального развитиясоздание системы организационно-педагогических условий, мотивирующих личность на непрерывное повышение профессиональной квалификациивозможность использования модели личности профессионала в качестве цели и критерия оценки успешности профессионального развития, на основе которой возможно осуществлять мониторинг профессионального развития личностивозможность оперировать кризисными ситуациями в развитии личности профессионала и обеспечивать качественные переходы в данном процессе.

Вопрос о моделировании личности сотрудника Правоохранительных органов как профессионала разрабатывался, в первую очередь, на теоретическом уровне. В результате анализа различных подходов к моделированию личности специалиста была выявлена необходимость разведения понятий «специалист» и «профессионал» и показано, что именно модель профессионала соответствует, по сути, — задачам личностно ориентированного подхода, поскольку профессионал мобилизует, проявляет и реализует в своем профессиональном труде наиболее значимые личностные образования и качества. В данном исследовании на основе теоретического анализа выделены и подробно описаны основные составляющие модели личности сотрудника правоохранительных органов как профессионала. Данные составляющие модели затем были апробированы в качестве основополагающих критериев для разработки и проведения мониторинга эффективности системы непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД РТ.

Мониторинг эффективности системы непрерывного профессионального образования сотрудников правоохранительных органов проходил в три этапа. На первом этапе был проведен анализ приказов, нормативных документов и т. п. с целью определения и оценки существующей в настоящее время системы мотивации и обеспечения непрерывного профессионального образования сотрудников правоохранительных органов. В результате было установлено, что на нормативном уровне обеспечение профессионального образования сотрудников правоохранительных органов обеспечивается целостной системой, включающей различные — факторы стимулирования профессионального совершенствования: нормативно-правовые, административные, социально-экономические, организационно-методические, индивидуально-педагогические. При сопоставлении с разработанной нами моделью личности профессионала в сфере правоохранительной деятельности, с одной стороны, показано, что каждой составляющей модели соответствуют разные способы стимулирования профессионального роста, а с другой, видна многофункциональность каждой формы стимулирования составляющих профессионализма.

На втором этапе проводилась оценка эффективности функционирования отдельных элементов данной системы в реальной практике непрерывного профессионального образования сотрудников правоохранительных органов Республики Татарстан. С этой целью был проведен контент-анализ материала отчетов Управления по кадровой и воспитательной работе МВД РТ за период с 1996 по 2002 годы. Основой для разработки показателей при проведении анализа эффективности основных форм стимулирования и обеспечения профессионализма сотрудников ОВД РТ также выступали составляющие модели профессионала в сфере правоохранительной деятельности. В результате проведенного на этом этапе исследования было установлено, что в реальной практике обеспечения непрерывного профессионального развития сотрудников ОВД РТ преобладают командно-административные формы работы, при этом их эффективность по основным показателям оценивается низко. В случае реализации личностно ориентированных форм работы по повышению профессионального уровня мы наблюдаем высокую эффективность: положительную динамику показателей уровня профессионального развития сотрудников ОВД РТ—Также было выявлено, что отсутствует необходимая связь между сферой профессионального образования и сферой. профессиональной деятельности в системе ОВД РТ. В связи с этим повышение качества компонентов системы непрерывного профессионального образования в сфере правоохранительной деятельности не будет иметь ожидаемого влияния на совершенствование профессиональной деятельности сотрудников ОВД РТ, пока выпускники средних и высших учебных заведениях МВД не будут связывать свою профессиональную деятельность с работой в ОВД. На следующем этапе мониторинга стояла задача выявить объективные и субъективные факторы профессионального совершенствования сотрудников ОВД РТ.

Основной целью проведения мониторинга на этом этапе было определение форм стимулирования к повышению профессионального-уровня и обеспечения непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД РТ, приоритетных с позиций субъекта данного процесса.

Методом исследования выступал анкетный опрос сотрудников 2 4 органови подразделений внутренних дел Республики Татарстан. Методика исследования личности сотрудника ОВД РТ (в виде анкеты) разработана на основе выделенных и описанных в теоретической части диссертационной работы составляющих модели личности профессионала в системе правоохранительных органов.

По результатам данного этапа мониторинга эффективности системы непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД РТ можно сделать вывод, что потребности и установки сотрудника как субъекта процесса непрерывного профессионального образования не пол юстью соответствуют реальному состоянию данной системы. Выявлено, что направления по совершенствованию материального стимулирования профессионального роста, так же, как и усиление административных форм воздействия (поощрений и ^взысканий), не способны дать желаемых результатов, поскольку их личностная значимость для большинства сотрудников минимальна. Корреляционный анализ показал, что соответствие личностных характеристик сотрудника ОВД разработанной нами модели личности профессионала в сфере правоохранительной деятельности связано с наличием у него установок на профессиональное самосовершенствование и ориентацией на нормы и требования профессионального коллектива как стимулы профессионального роста. Преодоление противоречий видится в том, чтобы уменьшить «администрирование» в управлении процессом непрерывного повышения профессионального уровня, усилить механизмы воздействия на совершенствование профессиональных характеристик личности путем формирования соответствующих групповых норм и ценностей.

Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать следующие’выводы:

1. В организации непрерывного профессионального образования сотрудников ОВД личностно ориентированный подход выступает в качестве инструмента, позволяющего обеспечить ее" адекватность типу ведущей деятельности на. соответствующем этапе личностного и профессионального развития, нацеливая данный процесс на формирование профессионализма сотрудника правоохранительных органов.

2. В соответствии с позициями личностно ориентированного подхода в исследовании разработана и апробирована модель личности профессионала в сфере правоохранительной деятельности, которая выступает в качестве цели профессионального совершенствования и в качестве критерия оценки уровня профессионального развития сотрудника правоохранительных органов.

3. Основные условия реализации личностно ориентированного подхода в непрерывном профессиональном образовании сотрудников правоохранительных органов, как показывают результаты проведенного.

ГА мониторинга, состоят в учёте развивающих функций личности руководителя и профессионального коллектива как профессионально-образовательной среды, а также во внедрении в образовательный процесс системы ОВД РТ новых технологий профессионального развития личности и совершенствования уже существующих (конкурсов профессионального мастерства, соревнований по служебно-прикладным видам спорта). ~.

Проведенное исследование позволяет наметитьосновные направления дальнейшей, более глубокой" проработки проблемы реализации личностно ориентированного подхода в непрерывном профессиональном образовании. сотрудников правоохранительных органов. Наиболее явно просматриваются на основе результатов данного исследования следующие направления, которые должны стать приоритетными в ближайшее время: разработка и внедрение в систему непрерывного профессионального образования личностно ориентированных технологий развития профессионализма сотрудников правоохранительных органовсовершенствование диагностического комплекса для проведения мониторинга развития профессионально-личностных качеств сотрудников правоохранительных органовдальнейшая апробация, расширение и дополнение соответствующими диагностическими методиками разработанной в исследовании модели личности профессионала в сфере правоохранительной деятельностиуглубленное и более детальное изучение факторов социально-профессиональной среды, влияющих на актуализацию мотивов профессионально-личностного развития сотрудников правоохранительных органов и стимулирующих их к непрерывному повышению профессиональной квалификации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A., Плигин A.A. Личностно ориентированная технология обучения: проблемы и поиски // Наука и школа. — 1998. — № 4. — С.34−36.
  2. Г. С. Возрастная психология. М.: Издательский центр «Академия»,-4998. — 672с.
  3. Абульханова-СлавскаяТ€тА. Стратегия жизни. — М.: Мысль—1991. 299с.
  4. АвдриановМ.М. Совершенствование— процесса подготовки профессиональных кадров для~органов внутренних дел: Автореф. к.пед.н. -Вятский ГТУ, 2002.
  5. Административные методы управления образованием: Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. Т. 1 — А — Л / Под ред. С. Я. Батышева.- М.: АПО, 1998. С. 21.
  6. Адекватность системы образования: Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. Т. 1 — А — Л / Под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1998. С. 21.
  7. С.С. Самоорганизация обучающего и обучаемого в учебно-воспитательном процессе непрерывного профессионального образования: Автореф. д.педн. ^ Казань, 1995. 27 с.
  8. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. — 228 с.
  9. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. — 318 с.
  10. Ю.Анисимов О. С., Деркач A.A. Основы общей и управленческой акмеологии: Учебное пособие. — М., 1995.
  11. КАртемьева Т. И. Психология способностей и всестороннее развитие личности // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анциферовой. -М.: Наука, 1978. С.142−155.
  12. В.Г. О диалектике детерминации психического развития // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анциферовой. М.: Наука, 1978. -С.21−38.
  13. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 105с.
  14. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367с.
  15. H.H. Понятие «личность» в российской педагогике // Педагогика. -2002. № 3 — С.74−77.
  16. B.C. Словарь нового педагогического мышления. Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 1996. -94с.
  17. В.Г. Кадры органов внутренних дел. М.:УУЗ МВД СССР, 1976. -С.6.
  18. В.В. Личностно-деятельностный подход как основа образовательного процесса в системе повышения квалификации учителей: Автореф. к.пед.н. Ростов — на — Дону, 2001. — 23 с.
  19. В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., 1989.
  20. В.П. Система педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989.
  21. И.В. Психолого-педагогическое обеспечение подготовкиспециалистов в вузах МВД РФ. Казань, 1994. *
  22. В.И. Самовоспитание личностных^качеств сотрудников ОВД в процессе обучения: Автореф. к.пед.н. СПб., 199−9.
  23. Ю.В. Профессиональное воспитание слушателей (курсантов) учебных заведений МВД России: Автореф. к.пед.н. М., 1999.
  24. М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX века // Педагогика. 2000. — № 4. — С.63−70.
  25. И.И. Структура мотивации учебной деятельности курсантов военного высшего учебного заведения и ее динамика в процессе обучения: Автореф. к.психол.н. Иркутск, 1997.
  26. БудановА.В. Обучение сотрудников правоохранительных органов тактике и методам обеспечения личной безопасности. iM., 1997.
  27. A.B. Педагогика личнойпрофессиональной безопасностисотрудников ОВД. М.: Академия МВД России, 1−997.
  28. Т.И. Образовательный стандарт 2001 года // Среднее профессиональное образование. 1999. — № 3. — С.27−30. -
  29. Т.И. Профессионализм — средство от кризиса // Среднее профессиональное образование. 1999. — № 5. — С. 12−15.
  30. Н.Т. Личностно-ориентированное обучение курсантов высшего военно-учебного заведения: Автореф. к.пед.н. Ярославль, 2000. — 23 с.
  31. . С. Прогнозирование содержания обучения в техникумах. -М.: Высш. шк., 1980.
  32. A.A., Рогов Е. И. Рейтинг как показатель профессионального развития педагога. Ростов н/Д., 1991.
  33. Н.Ф. Университет как системообразующий элемент региональной системы непрерывного образования: Автореф. канд. педагог.наук. Казань. — ИСПО РАО, 1999. — 18 с.
  34. A.B. Научно-педагогические основы изучения индивидуального опыта учителя в условиях личностно-ориентированного образования: Автореф. к.пед.н. Ростов-на-Дону, 2000. — 24 с.
  35. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996 — 544с.
  36. В.П., Мороз И. И. Особенности воспитания курсантов различных курсов обучения. М.:ВПА, 1983. — 94с.
  37. К.Г. Психологический компонент в процессе профессиональной подготовки слушателей специальной высшей школы: Автореф. к.пед.н. -Ижевск, 1999.
  38. В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и- виды // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000 — № 4. — С. 34−42.
  39. A.A., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершинпрофессионализма. — М., 1993.
  40. Е.П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессиогенеза // Психол. журн. 1998. — Т. 19. — № 4. — С.80−87.
  41. Е.П. Профессиональная идентичность как комплексная характеристика соответствия субъекта и деятельности // Психологическое обозрение. 1998. — № 2. — С.35−45.
  42. Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (статья первая) // Психол. журн. 2001. — Т.22. — № 4. — С.51−59.
  43. ЖуравлеваТ.Л. Активизация профессионального саморазвития слушателей в учебно-профессиональном процессе в вузах МВД России: Автореф. к.пед.н. -СПб., 1998. -
  44. С.И. Образование взрослых в России и в мире // Педагогика. 1999. -№ 6. — С. 106−108. ~
  45. Г. И. Главное качество профессионального образования // Профессиональное образование. — 2000. — № 3. — С. 12−19.
  46. М.Б. Факторы и условия профессионального становления слушателя юридического института МВД РФ. Барнаул, 2001.
  47. Э.В. Что же такое личность? // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — С. 11−19.
  48. A.A. Системный анализ процесса управления вузом (Правовой аспект)" // Материалы межвузовской научно-технической конференции. -СПб: МВД России, 1994.-^ 4.4. — С.102−106.
  49. A.A. Организационно-правовые аспекты информационного обеспечения деятельности ВУЗа на примере образовательного учреждения МВД России: Автореф. дис. канд. юрид. Наук. СПб: Юридический институт, 1996. — 18 с.
  50. М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. — 328с.
  51. Ким В. Получение среднего профессионального образования на базе высшего и другого среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. — 1999. № 3. — С.23−26.
  52. Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983. — 80 с. — Педагогика и психология, № 2.
  53. А.Ю. Формирование социально-нравственной готовности курсантов образовательных учреждений МВД РФ к профессиональной деятельности: Дисс. к.пед.н. Казань, 2002. — 205 с.
  54. Ю.В., Новиков A.M. Опережающее профессиональное образование // Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. Т.2 — М П / Под ред. С. Я. Батышева. — М.: АПО, 1998.
  55. К.Э. Психологические особенности мотивации учебной деятельности у слушателей высших образовательных учреждений МВД России: Автореф. к.психол.н. Москва, 2000.
  56. И.М. Методологические проблемы мониторинга образования // Журнал прикладной психологии. 2002. — № 2.-С.8−19. ~
  57. Ю.А. Средства экспресс диагностики направленности личности в структуре определения уровня ее профессионального развития // Журнал прикладной психологии. — 2000. — № 5. — С.25−32.
  58. H.A. Основные категории этики и морали и их реализация в деятельности сотрудников правоохранительных органов // Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. М.: Щит-М, 1998.-С.44−61.
  59. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А.Карпенко- Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431с.
  60. Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии. 1981. — № 2. — С. 20−30.
  61. A.B., Сергун П. П. Служба в органах внутренних дел: Комментарий. Схемы. М., 1996. — 128 с.
  62. Н.В. Предмет акмеологии. — СПб., 1995.
  63. А.И. Педагогический мониторинг личностно-ориентированного образовательного процесса: Автореф. к.пед.н. Ростов-на-Дону, 2001. — 24с.
  64. Т.И. Личностно-ориентированное образование как педагогическая проблема школы: Автореф. к.пед.н. Ростов-на-Дону, 1997. -22с.
  65. B.C., Коноплина Н. В. Деятельностный подход к проектированию целей педагогического образования-// Педагогика. 1999. — № 6. — С. 12−18.
  66. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы.1. М., 1991.
  67. Леонтьев AJH. Формирование личности // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.1. С. 150−160.
  68. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I — М.: Педагогика, 1983. 392 с.
  69. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. II -М.: Педагогика, 1983. 320 с.
  70. Личностно ориентированное профессиональное образование // Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. Т. 1 — А — Л / Под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1998. — С. 553−554.
  71. Н.А. Развитие личности и ее жизненный пуь // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анциферовой. М.: Наука. 1978,^С. 15^-172.
  72. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. * ¦
  73. С.Г. Теория и практика совершенствования профессиональной подготовки учащихся технического лицея на основе рефлексивной технологии: Автореф. к.пед.н. Тольятти, 1999. -20 с.
  74. В.Ш. Формирование профессиональной готовности студентов средних профессиональных учебных заведений к деятельности социального педагога: Автореф. дис. д.пед.н. Казань, 1996. — 32 с.
  75. М.И. Какой быть системе национального образования в Татарстане // Профессиональное образование. 2001. -№ 2. — С.5−13.
  76. В.И. Повышение эффективности педагогического самосовершенствования преподавателя вуза МВД России: Автореф. к.пед.н. -СПб., 1997.
  77. О., Яковлева А. Модель специалиста (к вопросу о гуманизации образования)// Высшее образование в России. 2000. — № 5. — С. 19−25—
  78. И.В. Проблема профессиональной зрелости в" трудах Д.Е.Сьюпера//Вопросы психологии. 1975.- № 5. — С. 110−122.
  79. Г. В. Подготовка юристов для МВД в новых условиях // Профессиональное образование: Казанский педагогический журнал. — 1996.• № 4. — С. 15. «~
  80. Г. В. Гуманистическая парадигма профессионального образования // Профессиональное образование: Казанский педагогический журнал. 1998. — № 4. — С. 13−19.
  81. Г. В. Приоритеты воспитания в профессиональной школе // Профессиональное образование 2000. — № 3. — С. 8−11.
  82. Г. А. Формирование профессионализма у курсантов юридических вузов МВД будущих следователей: Автореф. к.пед.н — Калининград, 1998. -23 с.
  83. ЮГНазароваТ.С., ШаповаленкоВ.С. Экстремальная ситуация как обучающая модель//Педагогика. 1999. — № 6.- С.32−39.
  84. Ю.С. Влияние мотивационной сферы сознания на профессиональную подготовку сотрудников ОВД: -Автореф. к.социол.н.1. Саратов, 2002.
  85. Наставление по физической подготовке (НФП-96) сотрудников органов внутренних дел. М.: ГУК МВД России, 1996. — 203 с.
  86. Непрерывное образование // Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. Т.1 — А — Л / Под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1998.
  87. Юб.Никандров Н. Д. Ценности и цели образования в современной России // Профессиональное образование: Казанский педагогический журнал. 1998. — № 4. — С.3−13.
  88. Юб.Новиков A.M. Профессиональное образование России. Перспективы развития. — М., 1997.
  89. A.M. Принципы построения системы» непрерывного профессионального образования//Педагогика. 1998. -№ 3. — С. 11−17.
  90. A.M. Проблемы гуманизации профессионального образования // Педагогика. 2000. — № 9. — С. 3 — 10.
  91. Основы безопасности и выживания при пожарах / Библиотечка для сотрудников органов внутренних дел, выполняющих служебно-боевые задачи на территории Северо-Кавказского региона- ГУК и КП МВД России. -М., 2000. 24 с.
  92. Памятка снайперу милиции: Методическое пособие / ГУК и КП МВД России. Краснодар, 2000. — 29 с.
  93. А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. -М.: Академия МВД России, 1997.
  94. Педагогическая энциклопедия / Под ред. А. М. Прохорова. Т.2. М.: Советская энциклопедия, 1966. — 670с.
  95. Р., Дулина Н., Токарев В. О главной цели образования // Высшее образование в России. 1998. — № 3. — С. 40−46.
  96. Ю.П. Психология становления профессионала: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2000. — 98 с.
  97. Подготовка личного состава органов внутренних дел к несению службы в экстремальных условиях и обеспечению личной профессиональной безопасности: Учебно-методическое пособие. Краснодар, 1999. — 131с.
  98. И.И. Непрерывное образование вопрос не времени, а жизни в современных условиях // Профессиональное образование. — 2001. — № 12. — С.11.
  99. С.Б. Индивидуальный стиль обучения как условие активизации познавательной деятельности курсантов: Автореф. к.пед.н. — СПб., 1998.
  100. Приказ МВД РФ № 12 от 13.01.1999 г. Об объявлении решения коллегии МВД России от 23.12.1998 г. № 6км/1 — «О состоянии работы с кадрами и кадровой политике в системе МВД России». — М., 1999.
  101. Е.П. Организация и тактика действий сил и средств ОВД и ВВ МВД России при проведении специальных операций. М.: ВНИИ МВД России, 1996.
  102. Профессиональный отбор кандидатов в вузы. М.: МО, 1988.-267с.
  103. Профессиональная педагогика. М.:АПО, 1997. 512с.
  104. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
  105. Н.И. Личность студента // Студент на пороге XXI века. М., 1990.
  106. А.Н. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в органах внутренних дел. — М.: Академия МВД СССР, 1989. -39с.
  107. С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психология личности: Тексты / Под ре/. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — С. 28 -34.
  108. С.И., Столяренко Л. Д. Психология управления. Ростов н/Д, Феникс, 1997. — 512 с.
  109. O.P. Становление и развитие региональной системы профессиональной подготовки работников органов внутренних дел Республики Татарстан (1985−1995 гг.): Дис. канд. пед.н. Казань, 2000. — 179 с.
  110. Сборник методических рекомендаций и вводных задач по тактике действий для обучения групп задержания подразделений вневедомственной охраны / Под общей ред. начальника УВО при МВД РТ полковника милиции А. В. Вайды. Казану 1995. --118 с.
  111. Сборник учебно-методических материалов в помощь руководителям учебных групп по социально-гуманитарной подготовке личного состава на 1999 год. Ижевск, 1999. — 91с.
  112. Н.Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно ориентированного образования // Педагогика. — 2001. № 7. — С.27−31.
  113. B.B. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. -Волгоград, 1994.
  114. П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984.- 161с.
  115. В.Б. Типичное состояние системы отбора слушателей в вузы МВД // Актуальные проблемы подготовки специалистов в ВУЗах МВД РФ: Сборник научных статей. Казань: КФЮИ МВД РФ, 1996. — Ст41−42.
  116. В.Б. Интеграция психолого-педагогических, юридических и специальных знаний в процессе подготовки курсантов образовательных учреждений МВД. Автореф. дис. канд.пед.наук. Казань, 1999. — 18 с.
  117. Г. Б. К проблеме качества образования // Качество образования: концепции, проблемы оценки, управление: Тезисы Всероссийской научно-методической конференции. 4.1. — Новосибирск, 1998. — С.20−28.
  118. СкрячевА.М. Проблема работы с кадрами в средних специальных учебных заведениях МВД РФ. Автореф. к.юрид.н. Москва, 1997.
  119. Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л.: ЛГУ, 1977.
  120. E.H. Формирование морально-психологических качеств следователей в специализированных учебных заведениях МВД России: Автореф. к.психол.н. Москва, 1999.
  121. Социальные и психологические проблемы интенсивной подготовки специалистов. Л.: ЛГУ, 1989.
  122. Способности и деятельность: Межвузовский сборник научных трудов. -Ярославль, 1989.
  123. Е.И. Психология взрослых и основа акмеологии. — СПб., 1995.
  124. A.M., Карпов B.C. Морально-психологическое обеспечение деятельности личного состава ОВД и ВВ при чрезвычайных обстоятельствах. М.: Академия управления МВД России, 1998.
  125. Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 736 с.
  126. СысуевВ.Г. Совершенствование профессионального мастерства «руководителя ворганах внутренних дел: Автореф. к.пед.н. — СПб., 1997.
  127. Тактика предупреждения и пресечения террористических актов / Библиотечка для сотрудников органов внутренних дел, выполняющих служебно-боевые задачи на территории Северо-Кавказского региона- ГУК и КП МВД России. М., 2000. — 130 с.
  128. Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста // Вестник высшей школы. — 1986. № 3. — С. 10−14.
  129. Г. А. Теоретические проблемы научной организации управления в ОВД: Автореф. дис. доктора юрид. наук. — М., 1974. 28 сГ
  130. В.Д. Психология готовности сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях. Домодедово, 1996.
  131. .Г. Искусство быть руководителем. Иркутск, 1989.
  132. A.B. Организационно-педагогические условия региональной системы непрерывного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел: Дис. канд, пед.наук. Казань, 1995. — 165 с.
  133. Условие // Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 707−708.
  134. Формы и методы раскрытия преступлений «по горячим следам» / .Библиотечка для сотрудников органов внутренних дел, выполняющих служебно-боевые задачи на территории Северо-Кавказского региона- ГУК и КП МВД России. М., 2000. — 17 с. ~
  135. А.Т. Технологии формирования""мотивации и самоорганизации учебной деятельности у школьников и будущих учителей физики. — М., 1997.
  136. А.И. Формирование профессиональной направленности в процессе обучения сотрудников следственных подразделений ОВД: Автореф. к.пед.н. Ижевск, 2001.
  137. ШадринВ.И. Формирование профессиональных навыков и умений у молодых сотрудников ОВД: Автореф. к.пед.н. СПб., 1998.
  138. ШалинВ.В. Теория и практика непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД России: Автореф. к.пед.н. / Институт педагогических инноваций РАО. М., 1997.
  139. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М., 1990.
  140. Ф.В., Ибрагимов Г. И. О целях высшего профессионального образования // Профессиональное образование. 1999. -№ 3 (16) — С. 45−53.
  141. Н.И. Социальная психология в образовании. М.: ВЛАДОС, 1995.-554с.
  142. A.M. Некоторые проблемы нравственного воспитания сотрудников ОВД-на курсах повышения квалификации: Автореф. к.пед.н,^-Йжевск, 1998.
  143. Л. Менеджмент в сфере образования / Интернет-газета, 2000.
  144. Шопан «В.Вт Теоретические основы модульной технологии личностно-ориентированного образования: Автореф. д.пед.н. Ростов-на-Дону, 2000. -44с.
  145. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.- Сентябрь, 2000. — 110 с.
  146. И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000. 176с.
  147. French J.R.P. The social environment and mental health // J. Of «Social Issues. 1963. V.19. P.39−56. — —
  148. Harcman J.R. Oldrnan G.R. Motivation through the design of work: Test, of a theory // Organizational Behavior and Human Performance. 1976. P. 250−279.
  149. Harrison R.V. Person-environment fit and job stress // Stress at work / Eds. C. Cooper and R.Payte. N.J.: Wiley. 1978. P. 175−209.
  150. Herzzberg F. The motivation to work // Studies in personal and industrial psychology / Ed. Fleishman E.A. Homewood Illinois. 196^. P. 282−287.
  151. Rerusha F. Company culture and human factor // Atom-wirt-Atomtechn. 1999. V. 44. № 6. P. 381−383.
Заполнить форму текущей работой