Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Влияние плавания на организм ребенка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отмечено, что пловцам нет равных среди спортсменов по функциональным возможностям дыхания, они занимают ведущее место среди представителей циклических видов спорта по величине жизненной емкости легких (ЖЕЛ), которая достигает 6500 мл и более. При направленной и постоянной дыхательной гимнастике постепенно развивается грудная клетка, в процессе дыхания участвуют самые отдаленные участки легких… Читать ещё >

Влияние плавания на организм ребенка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Плавание является одним из эффективнейших средств укрепления здоровья и физического развития человека, начиная с первого месяца жизни до старости.

Оздоровительная роль плавания по сравнению с другими физическими упражнениями заключается в разнообразии воздействия воды на организм человека, которое связано с ее физическими, термическими, химическими и механическими свойствами.

Физические свойства воды резко отличаются от свойств воздушной среды, обычной для человека, и предъявляют организму иные требования. Двигательная деятельность ребенка в воде вызывает изменения в деятельности его органов и систем организма. Эти изменения должны хорошо представлять себе специалисты, работающие с детьми, и учитывать их при организации оздоровительного и лечебного плавания.

Опорно-двигательный аппарат

У детей в первые годы жизни при определенных неблагоприятных воздействиях легко могут возникнуть искривления позвоночника, утолщения грудной клетки, деформации конечностей. Трудно найти средство физического воспитания, которое можно сравнить с плаванием по его корригирующему воздействию.

В воде человек находится в состоянии гидростатической невесомости. Это разгружает ОДА от давления на него веса тела, создает условия для корригирования нарушений осанки. Работа мышц без твердой опоры способствует более длительному сохранению эпифизарных хрящей в сочленении костей у детей, что стимулирует рост тела в длину. Следует отметить, что выполнение упражнений в боле плотной, чем воздух, среде требует больших усилий, в связи с чем тренировка мышц происходит более интенсивно.

Выталкивающая сила воды создает благоприятные условия детям с избыточной массой тела для занятий и выполнения физических упражнений, которые бы на суше вызывали у них большие затруднения.

Систематические занятия оздоровительным плаванием являются прекрасным средством профилактики возникновения отклонений в развитии ОДА ребенка.

Сердечно-сосудистая система

Чрезвычайно благоприятные условия при плавании создаются для системы органов кровообращения. Уже сами по себе ритмичные плавательные движения активизируют кровоток в мышцах всего тела. Сжимающее воздействие воды стимулирует венозный отток, оказывает массирующее воздействие на поверхность тела ребенка. Регулярные занятия плаванием способствуют возрастанию силы сердечных мышц, происходит повышение его функциональных возможностей. Увеличивается объем крови, уменьшается количество сердечных сокращений, что очень важно для растущего организма.

Рассмотрим некоторые особенности функционирования сердечнососудистой системы при плавании:

  • — в горизонтальном положении тела в воде сердцу не приходится преодолевать гидростатическое давление крови, поэтому оно выполняет меньший объем работы;
  • — пребывая в состоянии гидростатической невесомости, воздействие массы тела на выполнение движений ослаблено;
  • — ритмичное сокращение больших групп мышц в сочетании с быстрыми и глубокими вдохами и активными выдохами приводит к улучшению кровообращения и дыхания;
  • — усиленное присасывающее действие грудной клетки (форсированное дыхание), давление воды на венозные сосуды, отсутствие статического напряжения способствуют уменьшению кровенаполнения периферических сосудистых областей, увеличению кровенаполнения сосудов органов грудной клетки, облегчая приток венозной крови к сердцу.

Эти особенности гемодинамики облегчают регуляцию кровообращения при напряженной мышечной деятельности плавающего ребенка. Так, благодаря занятиям плаванием мышца сердца укрепляется, кровеносные сосуды делаются эластичнее, артериальное давление крови снижается (Г. Левин, 1981).

Дыхательная система

Не менее благотворное влияние плавания оказывается на формирующуюся дыхательную систему ребенка. Движение в воде стимулирует дыхание. Даже простое пребывание в воде является прекрасной дыхательной гимнастикой, так как во время вдоха дыхательной мускулатуре приходится преодолевать сжимающее действие воды. При плавании дыхание согласовано с движением конечностей. Один цикл движений руками выполняется, как правило, не больше чем за один вдох и выдох. Большая затрата энергии способствует большей потребности в кислороде. Поэтому занимающиеся плаванием стремятся использовать каждый вдох с максимальной полнотой. Давление воды на грудную клетку способствует более полному выдоху и одновременно стимулирует развитие мышц, расширяющих грудную клетку. Глубокое дыхание предупреждает и уменьшает деформацию грудной клетки. Все это способствует увел имению жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и повышению функциональных возможностей дыхательной системы. Так, исследованиями установлено, что систематические занятия плаванием, купание благоприятно отражаются на развитии органов дыхания дошкольников. Жизненная емкость легких возрастает у них до 1800−2100 см3.

Отметим, что данный факт очень важен для воспитанников детских садов северных территорий, поскольку имеются сведения о низких показателях ЖЕЛ у детей Нягани, Урая (Т. П. Завьялова, 2007).

Плавание предъявляет большие требования к дыхательной функции, поскольку дыхание осуществляется в необычных условиях. При плавании требуется перестройка системы управления дыханием и подавление привычного дыхательного автоматизма, выработка и автоматизация нового навыка.

Дыхательный цикл на суше состоит из двух фаз — вдоха и выдоха, при плавании — из вдоха, задержки дыхания и выдоха. По мере повышения скорости плавания и, следовательно, учащения дыхания длительность цикла дыхания уменьшается, в основном за счет укорочения вдоха.

Отмечено, что пловцам нет равных среди спортсменов по функциональным возможностям дыхания, они занимают ведущее место среди представителей циклических видов спорта по величине жизненной емкости легких (ЖЕЛ), которая достигает 6500 мл и более. При направленной и постоянной дыхательной гимнастике постепенно развивается грудная клетка, в процессе дыхания участвуют самые отдаленные участки легких, что исключает застойные явления в них, укрепляются и тренируются дыхательные мышцы, что служит прекрасным средством профилактики легочных заболеваний.

Нервная система

Научными исследованиями установлено положительное влияние плавания на состояние центральной нервной системы. Приятные ассоциации, связанные с плаванием, поддержкой равновесия тела в воде, благотворно сказываются на состоянии психики, способствуют формированию положительного эмоционального фона, необходимого в повседневной жизни и при лечении различных заболеваний, в частности, сколиозе, нарушениях осанки и стопы.

Гидростатическое давление воды как «универсальный иглотерапевт» воздействует на точки акупунктуры и зоны Захарьина — Геда, которые связаны с внутренними органами нервными окончаниями и стимулируют их работу. Это повышает обмен веществ, облегчает кровоток, укрепляет нервную систему растущего организма ребенка.

Вестибулярный аппарат

Тренировки в плавании, особенно кролем на груди и выполнение поворотов, повышают функциональную устойчивость вестибулярного аппарата, статокинетическую устойчивость, улучшают чувство равновесия. Это обусловлено многократными раздражениями вестибулярного аппарата при поворотах головы во время вдоха.

Воздействие на кожу

Водные процедуры перед плаванием способствуют очищению кожи от пыли, выделений потовых и сальных желез и т. д. Плавание способствует улучшению кожного дыхания: 1 см2 кожи потребляет кислорода больше, чем 1 см2 легких. Только благодаря особому строению легочной ткани, общая поверхность которой в значительной степени превосходит поверхность тела, мы дышим легкими, а не кожей.

Тактильные и температурные рецепторы кожи подвергаются интенсивному раздражению, что формирует комплексное восприятие воды («чувство воды»), позволяющее хорошо анализировать малейшие изменения величины сопротивления воды, ее давления и температуры.

Обмен веществ

Повышенная теплоотдача в воде активизирует обмен веществ в организме, поэтому при занятиях плаванием расходуется больше энергии (в зависимости от температуры воды и темпа выполнения движений), чем в наземных видах спорта.

Этот факт можно использовать для поддержания оптимального соотношения активной (мышечной) и пассивной (жировой) массы тканей, а также для снижения веса у детей, имеющих избыточную массу тела. При этом упражнения, выполняемые детьми в воде, вызывают наименьшие затруднения, чем на суше.

При плавании температура воды всегда ниже температуры тела, поэтому, когда человек находится в воде, его тело отдает на 50−80% тепла больше, чем на воздухе (теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза больше, чем воздуха). Например, только за 15 минут пребывания в воде (при температуре 24 градуса) человек теряет около 100 ккал.

Следовательно, уменьшая избыточный вес тела ребенка, плавание способствует профилактике нарушений осанки, поскольку установлено, что избыточная масса тела является одной из причин возникновения дефектов осанки.

Устойчивость организма к температурным колебаниям

Температура тела обусловливает протекание основных физиологических процессов в организме. При интенсивном и непродолжительном плавании в обычных бассейнах тепловой баланс организма пловца практически не нарушается. В процессе тренировки происходит закаливание организма.

Плавание повышает сопротивляемость организма человека к воздействию температурных колебаний воздуха, закаляет человека, развивая стойкость организма к простудным заболеваниям. При проведении занятий в открытом водоеме закаливающий эффект подкрепляется действиями солнца и воздуха.

Таким образом, плавание является эффективным средством закаливания против резких температурных колебаний; оно повышает резистентные свойства организма и его устойчивость к простудным заболеваниям, что важно для детей, проживающих на севере.

Развитие физических качеств в процессе занятий плаванием

В процессе занятий плаванием развиваются такие физические качества человека, как выносливость, гибкость, ловкость, силовые способности. Плавание включает ряд циклических упражнений. В работе участвуют все основные группы мышц, равномерно распределяя нагрузку. В воде движения выполняются плавно, с большой амплитудой, без давления массы тела на ОДА, что снижает статическое напряжение мышц и исключает риск травматизма.

Благодаря плавательным движениям значительно возрастает амплитуда движений в плечевых, коленных, голеностопных суставах, движения выполняются с меньшим мышечным напряжением, а при дополнительном усилии легче преодолевается противодействие ригидных мягких тканей. Поэтому в воде легче и быстрее достигается восстановление нормальной амплитуды движений в суставах при сниженной силе мышц. Одновременно с этим в особых условиях полувесомости, особенно в теплой воде, активные форсированные движения большой амплитуды могут привести к перерастяжению связочного аппарата, суставов и позвоночника, чаще при патологических изменениях связочного аппарата.

Плавательные движения связаны с преодолением сопротивления воды. При регулярных занятиях плаванием ребенок получает возможность воздействовать на аэробные механизмы энергообеспечения, обеспечивающие выносливость и являющиеся основой оздоровительного плавания.

Развитие психических процессов

Целенаправленные занятия плаванием требуют внимания и сосредоточенности, которые направлены на восприятие внешних объектов.

(объяснения, показа упражнений, сигналы и т. д.) или на самого себя (ощущения, восприятия, переживания, мысли). Внимание усиливает уровень проявления других познавательных способностей. Свойства произвольного внимания — концентрация (степень сосредоточенности), устойчивость (способность сохранения требуемой концентрации в течение длительного времени) и подвижность (преднамеренное изменение концентрации внимания) — отражают волевые качества пловца. В процессе занятий плаванием формируется внимательность, являющаяся основой сознательной дисциплинированности при занятиях плаванием.

Восприятия и ощущения являются основным источником информации, они активно используются пловцом для управления своими двигательными действиями.

Эффективность усвоения нового материала во многом зависит от памяти. Запоминание материала на занятиях по плаванию происходит с использованием механической (многократные выполнения упражнений) и логической (осознание всего упражнения, элементов движения, их взаимосвязь) памяти. Преднамеренное запоминание упражнений стимулирует у пловца и память, и внимание. При этом формируются различные виды памяти:

  • — двигательная (память на движения);
  • — образная (память на представления);
  • — эмоциональная (память оптимального эмоционального состояния — характерна для саморегуляции состояния пловца);
  • — словесно-логическая, или вербальная (память на слова, понятия, мысли — является ведущей).

Учитывая, что дошкольный период благоприятен для развития психических процессов, роль плавания для детей дошкольного возраста трудно переоценить.

Развитие морально-волевых качеств в процессе занятий плаванием

Среди основных волевых качеств и черт пловца обычно выделяют целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, которые возможно формировать в дошкольные годы.

Воспитание волевых качеств происходит на основе обязательной реализации учебной программы и установок педагога, создания дополнительных трудностей в процессе занятий, применения игр на воде с соревновательной направленностью.

Занятия плаванием содействуют воспитанию у детей чувства организованности, сознательной дисциплины, уверенности в своих силах.

Таким образом, можно констатировать, что занятия плаванием являются эффективным средством и имеют большое воспитательное, оздоровительно-гигиеническое, эмоциональное, лечебное значение.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой