Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Рекомендации и советы руководителям (Г. Ф. Копылов)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Есть другой, достаточно разумный и логичный метод, называется «СЛУЧАЙНЫЙ СТИМУЛ». Суть его в следующем: участники вместе с руководителем вначале определяют для себя творческую задачу. Затем руководитель берет любую книгу и наугад читает вслух первое попавшееся слово (или выражение). После этого все коллективно, опираясь на данное слово или выражение как на стимул, стараются найти решение. То есть… Читать ещё >

Рекомендации и советы руководителям (Г. Ф. Копылов) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Хороший руководитель вселяет в участников энтузиазм. Он поощряет и хвалит своих воспитанников, заставляет их поверить в себя, в то, что они особенные, избранные, не такие, как все.

Хороший руководитель помогает своим воспитанникам чувствовать себя свободными.

Хороший руководитель всегда объясняет своим подопечным, что нужно, как нужно и почему нужно это сделать. При этом он помогает участникам чувствовать себя уверенно и благодарит их за проделанную работу.

Участники коллектива всегда перенимают манеры своих руководителей. Именно руководитель устанавливает правила и нормы поведения, подавая пример своим подопечным. Со временем участники начинают делать то же самое, что делает руководитель их коллектива. К примеру, если он всегда опаздывает, участники перестают быть пунктуальными.

Если руководитель — лидер, то его воспитанники всегда будут следовать за ним. Хорошие руководители прекрасно знают это правило и осуществляют свою деятельность не окриками, а личным примером.

Хорошими руководителями не рождаются, ими целенаправленно становятся. Преднамеренно или нет, но руководитель своим творческим поведением формирует коллектив единомышленников. Его воспитанники делают то же, что и он. Ему самому надо работать творчески, если он хочет, чтобы коллектив развивался.

Деятельность танцевальной самодеятельности имеет смысл только тогда, когда она прямо способствует эстетическому и нравственному воспитанию подростков и молодежи путем приобщения их к опыту и традициям своих великих предков. Из этого правила нет исключений. Если какое-либо из направлений деятельности не отвечает этому требованию, то его следует упразднить.

Руководитель должен помнить, что он работает для своих воспитанников. Это простое правило, но некоторым из них его сложно принять. Они думают, что руководство коллективом позволяет им реализовывать свои авторские (художнические) амбиции. Считают, что участники пришли в коллектив, чтобы научиться художественному «ремеслу», а взамен получить право выступать на сцене.

Одна из самых больших проблем в современной танцевальной самодеятельности — это то, что окружающая социальная и политическая обстановка в стране кардинально изменилась, а жизнедеятельность коллективов осталась прежней. Если самодеятельность не реагирует должным образом на изменение социальной среды, то ей придется либо измениться, либо исчезнуть. Последнее невозможно представить, ибо пока жив народ, останется то, что связано с его самодеятельным творчеством.

Есть два варианта взаимодействия руководителя с участниками возглавляемого им коллектива: учить (значит создавать условия для гармоничного развития всех) или выгонять «неуправляемых» (значит признавать себя некомпетентным). Есть еще один вариант — ничего не делать, быть пассивным наблюдателем происходящих событий.

В стране есть самодеятельные танцевальные коллективы, которые живут и функционируют десятилетиями. Иногда в их «работе» наблюдаются некоторые изъяны. Виноват руководитель — надо искать ему замену. Считается, что новый руководитель должен «встряхнуть» коллектив, «сдвинуть воспитательный процесс с мертвой точки» и т. д. Нередко новому руководителю указывают на участников, которых считают недостаточно усердными. В результате у него может сложиться предубежденное отношение к ним, и напрасно. В большинстве случаев, если не всегда, участники преданы своему творческому позыву, сообразительны и готовы заниматься с полной отдачей. Изъяны деятельности, скорее всего, обусловлены чем-то другим. Возможно, прежний руководитель сумел отбить у них интерес к активному творческому поведению, а может изменилась социально-психологическая среда — обострились внутренние взаимоотношения, изменились требования властей, морально устарел учебный и художественно-показательный репертуар. В действительности новый руководитель вскоре обнаружит, что у его воспитанников много интересных танцевальных идей и предложений. Мудрый руководитель сначала сам послушает и понаблюдает и только потом будет принимать решения. Хороший руководитель ни о ком и ни о чем не судит поспешно.

Посредственность — это беда, подтачивающая жизнестойкость, способность к инновациям, творческую энергию хореографического коллектива. Если посредственность становится нормой и воспринимается как должное, если с ней не борются и, не дай Бог, мирятся, она может поразить всех участвующих в жизнедеятельности коллектива, даже тех, кто, так или иначе, связан с ним.

Хорошему руководителю в тягость освобождаться от участника, даже если он и «вредитель». Это тяжело эмоционально, чревато нервозностью, является сомнительным удовлетворением. Обычно вдвойне тяжелее освобождаться от тех, кто нравится. Но иногда это необходимо, и делать это нужно достойно. Вообще существует правило: поступайте с людьми так, как вы хотите, чтобы поступали с вами. Подойдите к ним с уважением, и вам удастся самую тяжелую ситуацию изменить к лучшему.

Хороший руководитель иногда делегирует право вето коллективу. Допустим, один из участников регулярно нарушает дисциплину, опаздывает на занятия, грубит товарищам. Казалось бы, руководитель вправе воспользоваться случаем и освободиться от такого участника. Однако хороший руководитель выносит этот вопрос на совет коллектива, и уже сами участники решают, как действовать дальше.

Хороший руководитель старается воспитать участников людьми дисциплинированными, талантливыми. Вырастить их инициативными, обладающими способностью к самостоятельному творчеству, добросовестным отношением к окружающей действительности. Такие люди всегда ценны для общества. Они умны, находчивы, умеют добиваться результатов. Среди них встречаются, конечно, и «трудные». Некоторыми из них сложно управлять, потому что они энергичны, быстро соображают, требуют к себе внимания и уважения. Творческие способности плюс добросовестность — чем больше этих качеств в человеке, тем лучше. В любом соотношении это великолепно. Им принадлежит решающая роль в самодеятельном хореографическом творчестве.

Специалисты говорят, что существует «десять бед», которые могут разрушающе повлиять на молодых юношей и девушек. Это — финансовые долги, депрессия, ссора с любимым человеком, алкоголь, наркотики, болезнь, зависимость от азартных игр, психические отклонения, смерть близкого человека, чрезмерность развлечений. Когда примерного участника или участницы покидает усердие и тяга к нормальной творческой жизнедеятельности, надо искать причину в одной из «десяти бед» Задача руководителя коллектива — выяснить это. «Беды» эти обычно не связаны с искусством хореографии, но они, как правило, связаны с самочувствием участника и коренным образом влияют на его жизненное поведение. Когда руководитель выяснит, где корень зла, ему необходимо предпринять решительные действия для улучшения сложившейся обстановки.

Талантливые руководители воспитывают таких же талантливых плясунов. Один известный деятель профессиональной хореографии в свое время узнал от руководителя любительского танцевального коллектива, в котором начинал заниматься, о том, что «иметь талант — значит много работать над собой».

В учебном заведении, которое готовит будущих руководителей любительских (самодеятельных) хореографических коллективов, студентам говорят: «Хорошо, если вам есть с кого брать пример, если вы можете перенять что-то у талантливых педагогов. Хорошо, если вы к чему-то стремитесь, узнаете что-то новое, расширяете круг своих знаний, профессионально растете. Но вам необходимо, прежде всего, найти себя, свою дорогу в искусстве и в творчестве. Как говорили в древности: „Ищите и обрящете!“».

Хорошие руководители учатся на своих ошибках.

Руководитель самодеятельного коллектива должен иметь принципы, жить и работать в соответствии с ними. Учить им своих воспитанников. Не менять их. Участники хотят иметь «твердого» руководителя, даже если они с ним и его принципами не всегда согласны. Руководителю принципы нужны так же, как моряку компас.

Руководитель известного танцевального ансамбля вспоминает, когда его принимали на работу, директор местного культурно-досугового учреждения сказал ему: «Виктор Васильевич, вы должны много работать, гордиться своей работой, быть дисциплинированным и честным, с уважением и любовью относиться к своим участникам. Этот коллектив основала моя мать. Надеюсь, что вам у нас понравится…».

Хороший руководитель всегда помнит о своих корнях и тех, кто помогал ему. Он никогда не забывает, что своими успехами обязан не только себе.

Руководитель должен понимать, что участники его коллектива не будут развиваться, если он стремится сам принимать все решения. Вместе с тем, если он поручает участникам что-либо сделать без соответствующей инструкции и предоставления необходимой информации, если лишает их нужных полномочий и инструментов, если не следит за выполнением, то с его стороны это грубейшая ошибка. В этом случае можно считать, что он никому ничего не поручал.

Очень немногие руководители коллективов слушают то, что говорят их участники. Однако важно знать, что у каждого человека есть свой опыт. Возможно, он не такой богатый, но у каждого есть свои идеи, свои фантазии. Мудрое воображение — это привилегия не только образованных. Выслушать человека ничего не стоит, надо только найти для этого немного времени и такта.

Хороший руководитель всегда должен держать свое слово. Это непростая проблема и большая ответственность. Работа с людьми подразумевает большое количество обещаний. Назначенное время — это обещание. Руководитель, опаздывающий на занятие или дающий задание без необходимой инструкции, не держит слово. Для участников — это плохой пример.

Участники коллектива должны быть уверены, что могут свободно сказать руководителю то, что необходимо знать, а не то, что ему хотелось бы услышать.

Одно из достоинств хорошего руководителя — это научить участников быть уверенными в себе. Хороший руководитель не боится не знать всего на свете, не знать каких-либо фактов или событий. Он не всезнайка и понимает, что некоторые его воспитанники знают порой больше, чем он. Когда уверенный в себе руководитель говорит «Я не знаю», обычный смысл этой фразы меняется. У занимающихся появляется право на собственную точку зрения. Это поощряет их анализировать ситуацию. «Я не знаю. А что вы думаете по этому поводу?» — эти слова побуждают участников высказывать свое мнение. Рядом с руководителем они чувствуют себя равными.

В любом танцевальном сообществе функционирует неформальная, но работающая без перебоев «система внутренней коммуникации» (слухи, сплетни, ненужные разговоры). И эта «система» раздувается из-за какого-нибудь неблагополучного замечания руководителя. Поэтому хороший руководитель всегда следит за своей речью. Его слова многое значат, поэтому он подумает, прежде чем что-то сказать. У него правило: не говорить того, что может быть неправильно понято участниками или коллегами.

Многим руководителям трудно делать замечания по какому-нибудь важному вопросу участнику или его родителю. Люди избегают критики, потому что боятся ссоры. Критика неприятна, она ранит чувства, чревата негативными последствиями. Но хороший руководитель знает, что невозможно управлять организационно-творческим, воспитательным процессом, избегая делать занимающимся критические замечания, например, по поводу неприемлемого поведения того или иного участника. Не делать замечаний, медлить, сомневаться, ждать, когда что-нибудь изменится само собой, — значит не решать проблему. В любом случае критика неизбежна. А если это так, то замечания лучше начать делать раньше, проявляя минимум раздражения. Хороший руководитель использует критику как инструмент в рамках благоприятной социально-психологической среды. Он заранее договаривается с участниками о том, что в случае, если что-то будет ими выполняться неправильно, они (участники) будут достаточно открыты и разумны, чтобы воспринимать критику и совместно обсуждать создавшееся положение.

Некоторые руководители с первых дней заключают с коллективом занимающихся соглашение о критике. Он рассказывает о правилах занятий и перерывов. Говорит участникам о том, что они должны быть готовы к справедливой критике, но не воспринимать ее как личную обиду. Такое соглашение дает руководителю право ругать провинившихся, когда это необходимо, иногда даже кричать на них. Есть руководители, которые заключают такое соглашение с отдельными участниками.

Уважаемые коллеги, руководители коллективов, никогда — ни публично, ни в частных беседах — не унижайте и не запугивайте своих воспитанников. Никогда не пытайтесь смутить кого-то из них, не позволяйте себе быть язвительным, не допускайте в адрес кого-либо обидных шуток. Никогда не обвиняйте человека необоснованно, опирайтесь только на фактические доводы. Никогда не клевещите. У вас всегда должны быть твердые основания и доказательства. Никогда не стройте из себя «крутого». Вы можете и должны быть твердыми — психически и эмоционально. Вы можете и должны иногда принимать жесткие решения. Но будучи жестким руководителем, вы одновременно можете и должны быть внимательны и тактичны. Унижая других, вы унижаете себя.

Источники полезных идей могут быть самые разные. Известно, что истину может высказать даже ребенок. Иногда даже полный дурак неожиданно может прозреть и выдать потрясающую мысль. Хороший руководитель прислушивается к мнению каждого. Будьте объективны.

Если это необходимо, слушайте и размышляйте. А потом делайте то, что считаете нужным.

Хороший руководитель учит своих подопечных не хандрить после неудачного выступления и не задаваться после победы на смотре или на конкурсе. Он учит честности, самоуважению и объясняет положительные стороны самодеятельного хореографического творчества.

Любой руководитель может стать удачливым. Может превратить в победу даже проигрышную ситуацию, практически поражение. Удача — это результат размышлений, поиска, тщательной подготовки, умения слушать людей и использовать свой шанс. Чтобы быть удачливым, не надо бросать начатое, надо пробовать снова и снова. Не нужно рассуждать о работе, а делать то, что необходимо. Хороший руководитель — скромный труженик. Он привлекателен для всех других хороших людей, которые, в свою очередь, помогают ему быть удачливым.

Хороший руководитель излучает дружелюбие, но он не является приятелем для своих воспитанников. Да они и сами не хотят этого, потому что будут чувствовать себя дискомфортно, если руководитель начнет с ними фамильярничать. Они предпочитают быть самими собой в коллективе друзей, но никак не со своим наставником. Талантливые, творческие участники коллектива хотят заниматься у такого руководителя, который всегда ясно обозначает, чего он от них ждет, который требует от них коллективных усилий. Они хотят, чтобы руководитель снабжал их нужной информацией, справедливо решал конфликты и возникающие проблемы. Они хотят взаимодействовать с человеком, чье дружелюбное отношение делает их коллектив местом, где можно, не опасаясь, высказывать свои мысли.

Кто-то из руководителей шутливо заметил: «Я — воздушный шар, а мои воспитанники — гелий, который наполняет меня и позволяет летать». У хорошего руководителя — всегда хороший коллектив и хорошие участники. Именно участники делают руководителя лучшим из лучших. Руководитель знает это, ценит своих воспитанников и уделяет много сил и внимания этому главному «источнику» своей энергии.

В коллективе занимаются разные люди. Выделяются всегда дисциплинированные, творчески активные. Кто-то из них может быть независимым, ярким индивидуалистом. Кому-то нравится делать все по-своему. Но в любом случае, каждому участнику хочется, чтобы руководитель больше уделял внимание именно ему, выделял его. Хороший руководитель знает это и «ведет» дело так, чтобы никому не было обидно.

Руководитель несет личную ответственность за все. Отвечает за свои действия и действия своих воспитанников. В наши дни ответственность — это большая редкость. Большинство людей винит в своих проблемах, неудачах и бедах обстоятельства или кого-то из окружающих. Руководитель, который не боится взять ответственность, не ищет козла отпущения, не стремится оправдать себя, выделяется на фоне остальных. Его можно считать хорошим руководителем.

Хороший руководитель образован, вежлив, учтив и воспитан. Он ценит своих питомцев, уверен в себе, никогда не кричит на них, не распространяет слухов, ведет воспитательную работу с ними аккуратно и профессионально.

В выдающихся руководителях всегда есть нечто запоминающееся. Они могут обладать необычными чертами характера или манерой поведения. У них может быть необычный вид. Могут быть свои причуды, странности или неординарные требования к участникам. Такие руководители ломают стереотипы, установившиеся в самодеятельности. Терпят в своих коллективах необычных и талантливых участников, которые помогают товарищам коллективно творить искусство. Руководитель-чудак нередко поступает странно, но кого это заботит, если он отлично ведет свое дело? Он, хоть и слывет чудаком, но всегда уверен в себе и менее всего подвержен стадному чувству и мышлению.

Настоящий руководитель не показывает, что устает, не выглядит уставшим. Не рассказывает другим, какая у него тяжелая работа. Он не говорит своим участникам, какой у него изматывающий график, как он выбивается из сил. Никого это не интересует. Его подопечным нужен энергичный, бодрый, всюду успевающий наставник, веселый, всегда готовый ко всем неожиданностям. Они пришли заниматься хореографическим творчеством. Надо соответствовать их желаниям. Не вздыхать, не хмуриться и не ныть. Улыбайтесь каждому, говорите что-нибудь приятное. Знайте, энергичный руководитель заряжает бодростью всех занимающихся, вселяет в них уверенность и творческую силу.

Многие привычные вещи являются результатом длительного процесса придумывания и поиска необычных решений. Что можно придумать, чтобы помочь занимающимся развить двигательные возможности суставов ног? Например, найти такие упражнения, которые можно выполнять лежа на полу? Или, сидя на полу, прислонившись спиной к стене? Так, используя методику СКАМПЕР, руководитель может предложить участникам новую форму экзерсиса («разогрева»). SCAMPER — в переводе с английского означает «быстрый бег», «пробежка» и содержит первые буквы вопросов, которые помогут в генерации новаторских идей. Вот как они выглядят: Substitute — Что и чем можно заменить? Combine — Что можно комбинировать? Adapt — Что можно адаптировать? Modify — Что можно модифицировать? Put to the other user — Предложить другое применение продукта? Eliminate or minify — Устранить или уменьшить? Reverse — Поменять на противоположное? Как можно использовать методику СКАМПЕР на занятиях любительского (самодеятельного) хореографического коллектива? Допустим, руководитель предлагает участникам исполнить какое-либо движение. Обычно руководитель показывает движение, а затем требует, чтобы занимающиеся точно повторили его. Участники вправе возразить — им не остается места для творчества. Поэтому руководитель дополняет свое задание. Он просит занимающихся исполнить это движение, во-первых, так, как они чувствуют его, во-вторых, адаптировать движение к своим психофизическим возможностям, в-третьих, попытаться психологически, духовно сопроводить его, допустим, выразить определенную эмоцию. Только в этом случае они могут получить ту необходимую дозу воздействия, которая максимально повлияет на развитие их творческих способностей.

Для развития способностей участников самодеятельных хореографических коллективов выдающиеся руководители ищут и находят неординарные методы. Вот, к примеру, один из таких методов. У фокусников есть «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЩИК», откуда неожиданно появляются кролики, цветы, голуби и пр. Подобный «ящик», из которого будут появляться новые танцевальные идеи, можно использовать в работе с участниками. К примеру, надо решить задачу — придумать необычный образ персонажа для сольной сюжетной миниатюры. Сначала выбираем четыре ключевых параметра, которые определяли бы содержательный смысл этого образа: материал, жанр, характер героя, способ исполнения. Получается такая таблица:

Материал

Жанр

Характер героя

Способ

исполнения

классический танец.

комический.

хитрован.

лежа.

свободная пластика.

трагический.

хвастун.

в воздухе.

чечетка.

драматический.

комик.

стоя.

танец модерн.

лирический.

мечтатель.

в присядке.

Далее руководитель вместе с участниками начинают комбинировать параметры будущего образа, например «чечетка — трагический — мечтатель — стоя». После этого участники совместно с руководителем начинают развивать идею, искать и разрабатывать сюжет будущей миниатюры. Все это должно происходить коллегиально. Участвовать должны все, насколько хватит фантазии. С помощью такого «ящика» можно придумывать новые жесты, позы, движения, композиции, сюжеты, варианты костюмного и сценического оформления.

Есть другой, достаточно разумный и логичный метод, называется «СЛУЧАЙНЫЙ СТИМУЛ». Суть его в следующем: участники вместе с руководителем вначале определяют для себя творческую задачу. Затем руководитель берет любую книгу и наугад читает вслух первое попавшееся слово (или выражение). После этого все коллективно, опираясь на данное слово или выражение как на стимул, стараются найти решение. То есть пытаются найти связь между словом (выражением) и поставленной задачей. Чрезвычайно важно работать с тем, что выбралось, а не искать новое слово или выражение, решив, что это «никак не вяжется», что это «неправильное слово». Пример: надо придумать композиционный рисунок для парно-массового танца. Руководитель открывает книгу и читает слово «карусель». Все ищут связь и… коллективно создают «звездочку», в которой очень необычно соединены руки танцующих пар, — отличная идея!

Есть определенные секреты успешной работы с любителями. Многие руководители знают их: а) будьте лидером! Ведите участников за собой, и не следуйте за кем-то; б) принимайте решения быстро и эффективно. Не заставляйте воспитанников ждать. Они зависят от ваших решений; в) будьте готовы пойти на риск. Несите ответственность за последствия рискованного решения; г) адекватно оценивайте свои возможности. Имейте в запасе план «Б», если план «А» по каким-то причинам не срабатывает; д) досконально знайте свою профессиональную сферу деятельности, своих партнеров и конкурентов; е) будьте эффективны в своих делах с помощью креативных решений и инновационных подходов.

Главное качество хорошего руководителя — быть внимательным ко всему: к воспитанникам, к пространству, к себе, своему поведению, словам, мыслям. К нему в коллектив приходят разные люди. Надо сразу видеть, у кого плохое настроение, у кого что-то не строится. Руководитель не должен играть роль руководителя. Если он будет это делать, не видя никого вокруг себя, абстрагируясь от ситуации, тогда все пространство для него будет мертвым. Для него важно видеть степень погружения того или иного участника в проблему, иногда даже быть жестоким, чтобы выбить его из этого состояния, а не плакать вместе с ним.

Есть несколько способов избежать конфликта. Вот некоторые из них.

  • 1. Начинайте день с улыбки. Заряжайтесь хорошим настроением. Настраивайте себя на то, что день будет удачным. Даже если это вам трудно и непривычно, «выдавите» из себя улыбку. Помните: тонус мышц лица тесно связан с нервной системой. Если вас ожидает напряженный, волнующий день, посидите хотя бы несколько секунд с «улыбкой». Вы почувствуете прилив хорошего настроения.
  • 2. Старайтесь не вызывать недовольства и раздражения окружающих. Не забывайте о «волшебных» словах: «Будьте добры, мои хорошие…», «Извини, радость моя…», «Будьте любезны, ребята…», «Дорогие мои, разрешите начать…». И еще — не забывайте в любом случае за все благодарить своих подопечных.
  • 3. Не идите на конфронтацию! Уступая, вы теряете лишь минутный комфорт, зато приумножаете свою добрую энергию. Не забывайте, энергия зла подобна бумерангу — всегда возвращается в усиленном виде.
  • 4. Если рядом с вами возник конфликт, не поддерживайте его. Взбудораженный человек всегда считает правым только себя. Любое ваше слово будет действовать на него, как красная тряпка на быка. Молчание заставит скандалиста утихомириться.
  • 5. В ситуации уже разгоревшегося конфликта, если нет возможности уйти от него, мысленно проговорите про себя следующие словесные формулы: а) этот человек для меня чужой (это позволит отгородиться невидимой психологической стеной); б) как это дико с его стороны! Я никогда не позволю себе такого срыва (это убедит вас в собственной правоте); в) бедный человек! Видимо, жизнь его сильно потрепала — болезнь нервов налицо (это позволит заменить гнев жалостью). Но всетаки лучше — не реагировать!

Наверное, многие руководители задумываются над тем, как можно показать свою силу? Каждый человек желает быть сильным. Для одного сила — это крепкие бицепсы и мощный удар; для другого — власть, возможность диктовать другим свою волю; для третьего — напористость, умение настоять на своем. Но бывает так, что перед нами человек с виду неброский, с мягким взглядом, с тихим голосом… И странно — он как будто ничего не требует, а ему дают. Никуда не ломится, а двери перед ним открывают. При этом его любят, уважают и даже за глаза говорят о нем хорошо. В чем магия этого человека, точнее, в чем секрет его магического воздействия на людей? Если внимательно приглядеться к нему, можно заметить у него в характере несколько важных черт. Первая черта — он всегда контролирует свое поведение. Ему известно заранее, «что делать», «как делать», «когда делать» и «зачем делать». Он руководит делами, а не дела — им. Вторая его черта — он никогда не нервничает, двигается, смотрит и говорит спокойно, зная, что его слова быстро доходят до слушателей. У него со всеми равные отношения. Ему нет нужды что-то кому-то доказывать, можно просто доверять. Он создает ощущение стабильности, что, в свою очередь, дает возможность собеседнику полнее раскрыться. Третья черта — его невозмутимость. Он достойно принимает любой прокол, любую неудачу. В жизни каждый из нас боится: вдруг не выйдет, сорвется, не поймут, не станут слушать, не пустят, откажут, выгонят — и вот мы уже зациклены на этом. Заметьте, не сама неудача, а только страх перед ней сковывает нас. У сильного — все иначе. Складывается впечатление, что у него нет неудач. Он живет по закону: за все удачи благодари обстоятельства, за неудачи — вини себя… Вы уже догадались, как показать свою силу. Нужно просто перестать ее показывать, ибо на ее показ вся ваша сила и уходит…

Как создать в коллективе командный дух?

Работа в коллективе предполагает не только наличие навыков творческого общения и взаимодействия, но нечто гораздо большее, например, чувство локтя, душевное равновесие, ощущение своей значимости для сотоварищей. Командный дух возникает в результате совместной творческой деятельности и не только в рамках плановых занятий. С этой целью одни руководители организовывают совместные походы в театры или концертные залы, другие превращают занятия в сказочные путешествия. А есть, видимо, и такие, кто на подобные «мелочи» не обращает внимания. А зря! Молодые люди приходят в коллектив всетаки с целью культурного досуга. Если попытаться каким-то образом классифицировать методы выработки командного духа, то, наверное, это может выглядеть так:

  • — развлекательные мероприятия (совместное проведение праздников, дней рождения, различные «тусовки»). Они создают в коллективе дружеские, неофициальные отношения;
  • — разного рода тренинги, способствующие воспитанию у занимающихся личностных качеств, созданию рабочего, творческого настроя;
  • — мероприятия за пределами привычных занятий (выезды на природу, встречи с интересными людьми, с родственными коллективами). В последнее время они становятся все более популярными, ибо позволяют сплачивать участников, выявлять их личные и командные качества, порой в непростых ситуациях.

О чем нужно помнить руководителю при выборе любого метода?

  • 1. Определить цели и желаемые результаты проведения того или иного мероприятия.
  • 2. Тщательно продумать, как избежать риска для жизни и здоровья участников, как повысить воспитательную значимость проводимого мероприятия.
  • 3. Помнить о том, чтобы мероприятие заинтересовало всех участников.
  • 4. Определить, кто из участников будет главным распорядителем. Он должен обладать хорошими организаторскими способностями, отлично знать специфику предстоящего мероприятия.
  • 5. Продумать, в какой форме самому принимать участие наряду с воспитанниками.

Руководитель самодеятельного танцевального коллектива приходит в общеобразовательную школу и обращается к старшеклассникам: «Приглашаю вас к себе на занятие! Хочу, чтобы вы посетили наш уютный зал, в котором вам будет интересно и комфортно постигать искусство живой русской пляски. Хочу, чтобы вы научились делать то, что не может делать никто из ваших знакомых. Хочу, чтобы вы нашли у нас в коллективе новых друзей и единомышленников… Хочу, чтобы вы приходили к нам снова и снова, становились красивее и увереннее в себе. Чтобы во время наших занятий танцами вы могли отвлечься от окружающей суеты, отдаться во власть чарующих ритмов; поверить в то, что весь мир вместе с вами живет душой, выражая ее движения естественными пластическими интонациями».

В самодеятельном хореографическом творчестве главное — перестать мыслить шаблонно. Уважаемые коллеги, руководители коллективов, приучайте своих воспитанников смотреть на привычные вещи с новых сторон и находить незаметные на первый взгляд взаимосвязи явлений. Развивайте свою креативность, дайте участникам проявлять свободную фантазию. Бесспорно, вы будете сами удивлены, сколько отличных идей прячется у вас в голове и в головах ваших воспитанников.

В заключение несколько сугубо психологических советов.

  • 1. Словесная информация воспринимается на 20%. Еще 30% восприятия зависит от мимики и жестов, а оставшиеся 50% приходится на интонацию. Интонация определяет вашу заинтересованность: расположение или, напротив, недовольство и неудовлетворение. Любую фразу можно сказать по-разному: мило улыбаясь, стиснув зубы или пробурчав себе под нос. Важны не сами слова, а их интонационная интерпретация. Под жестами подразумевается наклон головы. Легкий наклон головы при слушании участника подчеркивает ваше вежливое внимание. Чрезмерная жестикуляция рук нервирует собеседника. В мимике главное — улыбка.
  • 2. Если вы хотите отметить какую-нибудь важную информацию или выделить ее из общего разговора, надо понизить голос. Слова, произнесенные на тон ниже, заставляют собеседника сконцентрировать внимание и сосредоточиться на сказанном. Если собеседник ваш сердит и беседа ваша грозит перерасти в словесную перепалку на повышенных тонах, есть простой совет: чем громче начинает говорить ваш партнер, тем тише вы должны ему отвечать.
  • 3. Обычно считают, что прямой взгляд глаза в глаза располагает. Однако есть люди, которые воспринимают долгий прямой взгляд собеседника как попытку довлеть. Такой взгляд давит, и от него хочется поскорее избавиться. Поэтому рекомендуем отводить иногда свой взгляд от глаз партнера.
  • 4. Не надо стесняться переспрашивать, если вы чего-то недопоняли. Это не унизит вас, а, наоборот, подчеркнет вашу заинтересованность. Собеседник снисходительно и с удовольствием объяснит вам то, в чем он силен. Цифры, термины, названия и особенно фамилии попросите продиктовать по буквам. Транскрипции бывают самые разные.
  • 5. Считается, что для человека нет более приятных слов, чем произнесенное вслух его собственное имя. Потрудитесь запомнить имя и отчество собеседника и периодически произносить их во время разговора. Это расположит к вам даже оппонента.
  • 6. Рекомендуем записывать как запланированные на неделю дела, так и основные моменты встреч и переговоров (главные желательно размещать на одной странице). Видя «композицию» всей недели, легче манипулировать делами. Это как фигуры на шахматной доске: когда их видишь, легче переставлять. Кроме этого, желательно делать ремарки во время деловых встреч и переговоров. Это к тому, что наша память сиюминутна. Запоминаются лишь вещи, эмоционально окрашенные, а все остальное быстро забывается. Мы обычно помним некоторые картинки из детства, но вряд ли скажем, что ели вчера на обед.
  • 7. Руководитель должен уметь не только сосредотачиваться, но и отключаться. Информация, особенно новая, воспринимается человеком лишь в течение часа. Дальше внимание рассеивается — мозг требует хотя бы небольшого перерыва. Правильно организованные занятия должны предусматривать либо перерыв, либо переключение внимания участников по истечению каждого академического часа деятельности.
  • 8. Каждый человек в разное время может существовать в трех разных ипостасях: «ребенка», «взрослого» и «родителя». Ребенок говорит «хочу», взрослый — «могу», родитель — «должен». Во время занятия руководителю важно понимать, в каком состоянии находится тот или иной участник, и постараться разговаривать с ним на понятном «языке». Если какой-то участник вдруг заявит: «Хочу солировать в этом номере», не надо сразу сердиться на него и «ставить на место». Он сейчас, похоже, в состоянии «ребенка». Попробуйте ответить на его «языке»: «Ладно, тогда Петру придется дать соло в следующей постановке» (Петр — ветеран коллектива, хороший товарищ заявителя). Через некоторое время заявитель обязательно подойдет к вам и скажет: «Извините, пожалуйста! Дайте соло Петру, он лучше меня справится».
  • 9. Подсознание человека не воспринимает отрицание. «Только бы НЕ опоздать», — думаем мы и тут же застреваем в автомобильной пробке. Зачастую дело не во внешних факторах. Подчас мы сами для себя создаем установку, которую мозг отрицает. Наше подсознание настроено на позитив. Об этом надо помнить и стараться избегать любых отрицаний. Надо задавать себя только позитивные установки. Например, утром перед зеркалом улыбнуться и сказать: «Я — красив, силен, полон творческой энергии. У меня все получится. Все будет хорошо». Такая программная установка глубоко врезается в подсознание и сама будет диктовать вам нужные действия.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой