Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Структура системы образования и принципы ее функционирования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обращает на себя внимание также и значительная доля в доходах университетов, которые они получают от федерального правительства. Речь идет о двух источниках. Первый источник связан с прямыми поступлениями средств, в форме грантов на научно-исследовательскую работу, распределяемых на конкурсной основе. В отличие от США, в большинстве российских университетов эта доля пока ничтожна и связана, как… Читать ещё >

Структура системы образования и принципы ее функционирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Все без исключения (государственные и частные) учебные заведения США выступают самостоятельными игроками на чрезвычайно конкурентном рынке образовательных услуг. Государственная финансовая поддержка государственных вузов (как на федеральном, так и на штатном уровне) покрывает не более 30% всех расходов. Оставшиеся средства должны быть в любом случае мобилизованы из других источников. Это принципиально меняет природу высшего образования. Отныне оно становится предпринимательством со всеми вытекающими последствиями. Альтернативой может стать только самоуничтожение вуза точно так же, как это происходит с любыми другими игроками на рынке.

Эти внешние изменения сказываются и на внутренней структуре университетов, и на характере образовательной деятельности. Университеты под воздействием внешних факторов преобразуются в экономические корпорации, но корпорации особого рода — связанные с производством и распространением знаний. Все звенья университетской структуры самоопределяются по признакам конкурентоспособности и доходоприносимости. И хотя эти принципы, применяемые к управлению американскими университетами, не во всем звучат так же жестко, как в традиционных корпорациях, но от этого суть не меняется. Ссылки на то, что образование — это иная форма деятельности, где не все определяется прямой экономической выгодой, не могут повернуть эту тенденцию вспять, хотя обращают внимание на серьезные проблемы, ею вызванные.

Все факультеты, лаборатории, научные центры и даже отдельные профессора рассматриваются теперь под углом зрения того, сколько доходоприносящих студентов они смогли привлечь, столько внешних грантов и дотаций они внесли в «общую копилку», каков их вклад в брэнд университета на рынке образовательных услуг. Все сказанное сполна касается и традиционно гуманитарных, «чистых» областей знания. Они не составляют исключения. Бесспорными лидерами университетов становятся те из них, кто любыми способами (иногда далекими от академических) привлекают массы студентов, мобилизуют грантовую поддержку со стороны фондов и частных доноров, а также постоянно работают над своим личным брэндом на внешнем рынке, включая престижные премии, шумные публикации, связь со СМИ и пр. В рамках университета выживает тот, кто не только может произвести новое знание, но и обладает способностями выгодно его реализовать в рыночных условиях. В этом смысле предполагается, что каждый преподаватель должен иметь хотя бы минимальные таланты и в области менеджмента. Чисто академическая стратификация по-прежнему имеет значение, но она ни в коей мере не может быть альтернативой вышеуказанной тенденции.

Обнаруживают себя и новые роли студентов (магистров, аспирантов). Теперь они выступают в качестве клиентов корпорации, покупателей на рынке образовательных услуг, предлагаемых университетом. И хотя известные дисциплинарные ограничения в отношении студенчества по-прежнему существуют, но по всем позициям изменился статус студентов. Корпорация, как никогда ранее, оказывается зависимой от своих клиентов — от их запросов, желаний, жизненных целей и даже капризов. «Покупатель всегда прав!» — эта старая истина, пришедшая к нам из мира торговли, сполна заявляет о себе и в университетах-корпорациях Университет-корпорация максимально вовлекают в свою деятельность все ресурсы расширения клиентуры. Помимо виртуозно отлаженной системы привлечения абитуриентов и «работы» с их родителями, американский университет уделяет большое внимание работе с теми студентами, которые по тем или иным причинам покинули университет, но могли бы вновь включиться в его программы для получения итоговой степени.

Финансирование университетской системы Опыт организации финансирования американских университетов предлагает ряд важных уроков для российской системы высшего образования.

Основным, но далеко не единственным источником финансирования американских университетов является плата за образование, которая существует практически во всех вузах. Однако она редко является главным по объему источником — в частных вузах на ее долю приходится 30−40% поступлений в бюджет вуза, в государственных — менее четверти [3]. Государственные вузы (которые подотчетны правительству штата, а не федеральным органам) также получают прямые ассигнования от штата, которые дают еще около четверти всех доходов. Важно отметить, что это очень грубые обобщения, так как университеты кардинально различаются друг от друга по всем параметрам, включая финансирование.

Обращает на себя внимание также и значительная доля в доходах университетов, которые они получают от федерального правительства. Речь идет о двух источниках. Первый источник связан с прямыми поступлениями средств, в форме грантов на научно-исследовательскую работу, распределяемых на конкурсной основе. В отличие от США, в большинстве российских университетов эта доля пока ничтожна и связана, как правило, с получением индивидуальных грантов самими преподавателями. В США эти гранты также получаются под конкретные проекты индивидуальных исследователей от множества независимых друг от друга федеральных органов власти (например, Комитет по энергетике может выдать грант на некий исследовательский проект в области атомной энергии). Таким образом, большая часть фундаментальных научных исследований финансируется за счет средств федерального правительства, и эта статья доходов может также составлять около четверти всех поступлений в казну университета. В России, также необходимо существенно увеличить эту составляющую в финансировании университетов, осуществляющих научные исследования, используя механизмы заказов со стороны государственных ведомств и институциональных грантов со стороны научных фондов, распределяемых на конкурсной основе. Особо следует выделить необходимость увеличения официальных накладных расходов университета (около 50% вместо привычных 10−15% в российской практике).

Второй важный источник доходов университета, формируемый из средств федерального бюджета, — предоставление стипендий для обучения студентов, будь то на основании низких доходов их семей или их выдающихся способностей, а также гарантий коммерческим банкам под программы образовательных кредитов. Поскольку доля российских студентов, принимаемых с возмещением стоимости обучения, постепенно возрастает, развитие системы стипендий и образовательных кредитов имеет для российского высшего образования принципиальное значение.

При этом важно отметить, что в Америке отсутствует такая форма поддержки, как «бюджетное финансирование студента», которое фактически разделяет всех студентов на две категории «платников» и «бюджетников». Таким образом, доходы со стороны федеральных властей стоит рассматривать как некую надстройку над основным финансированием, а не базовым источником денег.

Из других источников финансовых средств обращает на себя внимание привлечение благотворительных средств от бизнес-структур и частных лиц, которое в России пока развито весьма слабо, В Америке же университеты привлекают еще четверть своих доходов из этого источника. Следует также внимательно изучить опыт работы ассоциаций выпускников американских университетов, которые не только отслеживают жизненные траектории выпускников, но и проводят с ними систематическую работу по сбору благотворительных средств (не чураясь любыми, сколь угодно малыми суммами).

Наконец, важную статью доходов американского университета образуют доходы от продажи продуктов и услуг. Это также далеко не самое сильное место российских университетов, многие из которых предпочитают зарабатывать дополнительные средства путем сдачи в аренду своих помещений. Особо бросается в глаза опыт западных университетских магазинов, торгующих товарами с университетской символикой, успешно выполняя при этом не только зарабатывающие, но и имиджевые функции.

Исследовательские университеты.

В связи с проблемой финансирования университетов, чрезвычайно важным представляется утвердившийся в США подход к построению иерархии вузов. Некоторые из них специализируются главным образом в преподавании (в основном, это колледжи, в которых есть только бакалавриат), другие же — «исследовательские университеты», в которых профессора обязаны заниматься наукой. «Исследовательские университеты» привлекают огромные средства, в основном от правительства, на осуществление научной деятельности. «Исследовательский университет» — это не официальный статус, утвержденный государственным органом. Это самоопределение университета, материализующееся в организационных и кадровых решениях (включая привлечение высококвалифицированных ученых) и подтверждаемое результатами его работы. Кроме этого, важно подчеркнуть, что правительственные деньги на исследования выдаются множеством различных федеральных органов, не связанных с системой образования. Поэтому не должно складываться впечатление, что правительственные деньги на науку ставят университеты в жесткую зависимость от федеральных органов власти.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой