Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогическая система социально-профессиональной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях начального профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования определяется конкретным и тиражируемым характером предложенных решений проблемы успешной и социально-профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Разработанная и апробированная программа повышения профессиональной компетентности используется для организации курсов повышения квалификации педагогов, работающих в коррекционных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
    • 1. 1. Проблемы социально-профессиональной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в теории и практике профессионального образования
    • 1. 2. Социально-педагогическая характеристика учащихся с ограниченными возможностями здоровья
    • 1. 3. Развитие адаптивной способности как основа успешной социально-профессиональной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья
  • ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Компоненты педагогической системы социально-профессиональной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья
    • 2. 2. Модель педагогической деятельности по развитию адаптивной способности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения
    • 2. 3. Критерии успешной социально-профессиональной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья
    • 2. 4. Повышение профессиональной компетентности педагогов для реализации педагогической системы 149 социально-профессиональной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Педагогическая система социально-профессиональной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях начального профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» одной из важнейших задач образовательных учреждений определено «.формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». Формирование навыков успешной адаптации и профессиональной мобильности, налаживания продуктивного взаимодействия с работодателями и эффективной социализации в обществе важно для всех учащихся учреждений профессионального образования, но особую значимость имеет для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В Российской Федерации 1 млн. 600 тыс. детей, или 4,5% всего детского населения, имеют ограниченные возможности здоровьяв Республике Марий Эл этот показатель составляет около 8%, более 4 тысяч детей-инвалидов в возрасте до 18 лет находятся на учете в органах социальной защиты республикиоколо 17 тыс. детей имеют различные отклонения в развитии.

Профессиональную подготовку в учреждениях начального профессионального образования получают более 90% детей с ограниченными возможностями здоровья в республике, однако это не гарантирует им трудоустройство и профессиональную мобильность. Об этом свидетельствует тот факт, что в Российской Федерации только 13%. инвалидов трудоспособного возраста имеют постоянную работу, в Республике Марий Эл трудоустроено только 11 процентов. Пропедевтическое исследование социально-профессиональной адаптации показало, что закрепляемость выпускников с ограниченными возможностями здоровья на рабочем месте после первого года работы в 2,3 раза ниже среднего показателя по республике, значительная часть выпускников из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не может успешно реализоваться в профессиональной деятельности, так как в процессе обучения у них не сформирован навык социально-профессиональной адаптации.

В связи с этим важной государственной задачей, закрепленной как международными правовыми актами (Декларация прав ребенка, Декларация о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии, Декларация о правах инвалидов), так и российским законодательством (Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ», Федеральный закон «Об образовании») является создание эффективной системы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, направленной на достижение каждым учащимся максимально возможного уровня личностного развития, образования, профессиональной самореализации, социальной адаптации в обществе.

Актуальность проблемы формирования навыков успешной социально-профессиональной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в период обучения в учреждении начального профессионального образования обусловлена, с одной стороны, потребностью общества в профессионально компетентных, социально активных работниках, а с другой — недостаточной подготовленностью этой категории обучающихся к самостоятельной жизнедеятельности, отсутствием у них навыков социально-профессиональной адаптации, так как организация этого процесса в учреждениях профессионального образования в основном носит эпизодический, нецеленаправленный характер, формирование навыков успешной адаптации, как правило, не рассматривается в качестве приоритетной цели педагогического процесса.

Основные понятия, использованные в исследовании:

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья — учащиеся учреждений НПО, имеющие физические и (или) психические недостатки, которые затрудняют освоение образовательных программ и социальнопрофессиональную адаптацию без специального педагогического сопровождения.

Адаптация (лат. Аёар1айо — приспособление) — в контексте педагогического исследования обозначает процесс усвоения учащимися с ограниченными возможностями здоровья социального и профессионального опыта посредством участия в разнообразной учебной, производственной и социально-значимой деятельности, способствующей дальнейшей интеграции в общество.

Социально-профессиональная адаптация — процесс и результат взаимодействия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с изменившимися социальными и профессиональными условиями жизнедеятельности при условии педагогической поддержки в их профессиональном становлении, формировании социальных и трудовых качеств, необходимых для конкретного вида деятельности и жизни в обществе.

Адаптивная способность — качественная интегрированная характеристика личности, определяющая степень овладения совокупностью профессиональных и социально-значимых качеств, приобретенных в процессе обучения и служащих эффективным механизмом социально-профессиональной адаптации. Адаптивная компетентность включает три ведущих компонента: когнитивный, деятельностный, личностный.

Коррекционно-развивающая среда — комплекс условий формирования и развития личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении и социальном окружении, обеспечивающих успешность его социально-профессиональной адаптации.

При разработке темы диссертации использовались работы ученых, исследовавших общие фундаментальные проблемы социальной и профессиональной адаптации.

Адаптация представляет собой интегративный процесс, включающий субъект образовательной деятельности, социум, систему производственных отношений (Д.А. Андреева, С. А. Арефьев, Ф. Б. Березин, М. П. Будякина,.

A.A. Русалинова, М. Ф. Стрельников и др.). Адаптация обучающихся в учреждении профессионального образования является неотъемлемой частью общего процесса адаптации человека в социуме (Ю.А. Александровский, С. А. Беличева, С. М. Громбах, Д. В. Колесников, Г. И. Царегородцев, Л. И. Голуб, С. М. Петропавловская и др.) и характеризуется готовностью к вхождению в профессионально-трудовую деятельность (В.Ф. Романченко, Г. Г. Кайтуков, В. А. Самойлова, З.Г. Клименко). Профессиональная адаптация представляет собой привыкание человека к требованиям профессии, необходимым для выполнения трудовых функций, включение в систему производственных отношений (М.А. Дмитриева, Н. Б. Лозинская,.

B.М. Солонин, H.H. Черкасов и др.). Исследования И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко, А. Т. Глазунова, A.M. Новикова позволяют на основе социо-педагогических измерений определить портрет учащегося УНПО, проблемы его адаптации к учебной и социально-профессиональной деятельности. Особенности организации профессиональной подготовки и психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса учащихся с ограниченными возможностями здоровья исследуются в работах Г. В. Безюлевой, В. А. Малышевой, И. А. Паншиной, В. В. Гладких, Е. М. Старобиной, Ю. И. Попова, И. М. Бгажноковой.

Проблему социально-профессиональной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья можно отнести к недостаточно разработанной области профессионального образования, так как чаще рассматривается проблема реабилитации детей-инвалидов, и в меньшей степени изучены аспекты адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Вместе с тем актуальна необходимость разработки и апробации на практике программы превентивных действий по формированию адаптивной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в период обучения в учреждении НПО.

Анализ теоретических исследований и практики социально-профессиональной адаптации учащихся УНПО с ограниченными возможностями позволил сформулировать противоречия между:

— возросшими требованиями современного производства к личности работника и недостаточным уровнем сформированности навыков социально-профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

— потребностью обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в овладении адаптивной компетентностью и неразработанностью программы формирования данной компетентности в процессе обучения в учреждении профессионального образования;

— между необходимостью передачи учащимся с ограниченными возможностями здоровья социального и культурного опыта и недостаточно эффективными существующими способами решения образовательных и воспитательных задач;

— необходимостью формирования навыков успешной социально-профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и отсутствием системы работы по подготовке педагогических работников к этой деятельностинеобходимостью создания оптимальной организационно-педагогической системы в учреждениях НПО для формирования успешной социально-профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и недостаточным научно-методическим обеспечением этого процесса.

Выявленные противоречия обусловили необходимость решения научной проблемы, сущность которой заключается в разработке педагогической системы социально-профессиональной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях начального профессионального образования.

Исходя из этого, цель исследования — теоретическое обоснование и разработка педагогической системы социально-профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учреждении начального профессионального образования.

Объект исследования — адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования — педагогическая система социально-профессиональной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в учреждении начального профессионального образования.

Исходя из поставленной цели, объекта и предмета исследования, на основе анализа педагогической литературы и имеющегося опыта работы, сформулирована гипотеза исследования: успешность социально-профессиональной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья будет обеспечена, если:

— разработана и реализована педагогическая система социально-профессиональной адаптации;

— спроектирована и реализована модель педагогической деятельности по формированию адаптивной компетентности учащихся в условиях коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения;

— определены и апробированы критерии успешной социально-профессиональной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровьяразработана и осуществлена программа повышения профессиональной компетентности педагогических работников по реализации системы социально-профессиональной адаптации.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Провести анализ состояния адаптации в педагогической теории и практике и раскрыть особенности социально-профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

2. Определить принципы, функции, и основные компоненты педагогической системы социально-профессиональной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

3. Разработать модель педагогической деятельности по формированию адаптивной компетентности обучающихся.

4. Определить критерии успешной социально-профессиональной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

5. Разработать и экспериментально апробировать программу повышения профессиональной компетентности педагогических работников для реализации системы социально-профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях НПО.

Теоретическую основу исследования составили диалектические положения о единстве человека и социальной среды, культурно-историческая теория развития высших психических функций JI.C. Выготскогопсихологические концепции личности, деятельности, общения (Л.И. Божович, А. Н. Леонтьев, A.B. Петровский, Д.Б. Эльконин) — исследования, обосновывающие необходимость целенаправленной психолого-педагогической поддержки социально-эмоционального развития личности (B.C. Мухина, A.M. Прихожан, H.H. Толстых, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман и др.) — принципы об управлении процессом формирования и развития учащихся посредством создания педагогических условий в образовательном учреждении (Г.В. Безюлева, П. Н. Осипов, Г. К. Селевко, Н.Е. Щуркова).

В ходе исследования в соответствии с поставленными задачами использовались следующие методы: теоретические (анализ, синтез, аналогия, изучение и обобщение педагогического опыта, системный подход) — эмпирические и экспериментальные (наблюдение, собеседование, эксперимент, социально-педагогическое моделирование, экспертные оценки) — диагностические (анкетирование, тестирование, беседа, рейтинг) — математические методы обработки результатов (методы обобщения результатов исследования, определение количественных и качественных показателей с применением графического представления данных математической статистики).

Экспериментальная база исследования — учреждения начального профессионального образования Республики Марий Эл, где ведется профессиональная подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: профессиональный лицей № 9, профессиональные училища № 5, 8, 25, 27, специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения П-УШ вида. Исследованием было охвачено 539 человек, в том числе 418 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В проведении экспериментальных исследований приняли участие 237 педагогических работников учреждений общего и начального профессионального образования.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в четыре этапа.

На первом этапе (2000;2001 гг.) изучались и анализировались педагогическая литература и опыт работы учреждений профессионального образования по социально-профессиональной адаптации, определялись задачи исследования, разрабатывались теоретические и методологические основы исследования.

На втором этапе (2001;2002 гг.) проводилось констатирующее исследование, состоящее из анализа данных об уровне готовности обучающихся к успешной социально-профессиональной адаптации, разрабатывалась комплексная программа деятельности педагогических коллективов по формированию адаптивной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

На третьем этапе (2002;2003 гг.) осуществлялась апробация разработанной педагогической системы социально-профессиональной адаптации в учреждениях начального профессионального образования республики, проводилось обобщение результатов экспериментальных исследований отдельных педагогических коллективов.

На четвертом этапе (2004;2005 гг.) проводилось теоретическое обобщение результатов и уточнение выводов формирующего экспериментаоценка эффективности работы и оформление результатов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— разработана педагогическая система социально-профессиональной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в учреждении начального профессионального образования, включающая в себя цели, принципы, функции, содержание;

— выявлены и обоснованы этапы социально-профессиональной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья: социально-профессиональное самоопределение, социально-профессиональное развитие, социально-профессиональное утверждение, социально-профессиональная самостоятельность;

— обосновано понятие адаптивной способности учащихся с ограниченными возможностями здоровья как интегративной характеристики личности, определяющей степень владения совокупностью профессиональных и социально-значимых качеств, приобретенных в процессе обучения и служащих средством успешной социально-профессиональной адаптации;

— разработана модель педагогической деятельности по формированию адаптивной компетентности, включающая следующие компоненты: ориентационно-диагностический, установочно-мотивационный, содержательно-формирующий, оценочно-результативный;

— определены критерии успешной социально-профессиональной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Практическая значимость исследования определяется конкретным и тиражируемым характером предложенных решений проблемы успешной и социально-профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Разработанная и апробированная программа повышения профессиональной компетентности используется для организации курсов повышения квалификации педагогов, работающих в коррекционных группах учреждений НПО. Критерии успешной социально-профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья использованы для оценки деятельности учреждений профессионального образования в регионах Приволжского федерального округа. Созданные анкетные материалы представляют собой диагностический инструментарий, позволяющий оценить уровень подготовленности учащихся к самостоятельной профессиональной деятельности.

Положения, выносимые на защиту: педагогическая система социально-профессиональной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

— модель педагогической деятельности по формированию адаптивной способности учащихся в условиях коррекционно-развивающей среды образовательного учреждениякритерии успешной социально-профессиональной адаптации учащихся;

— программа повышения профессиональной компетентности педагогов, организующих социально-профессиональную адаптацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Достоверность научных результатов исследования обеспечиваются методологической и методической значимостью исходных положенийиспользованием совокупности методов, адекватных цели, задачам, объекту и предмету исследованияопределяется глубиной анализа и объемом привлеченного и полученного материалаподтверждаются апробацией результатов исследования, внедрением их в практику работы учреждений начального профессионального образования Республики Марий Эл и регионов Приволжского федерального округа.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе организации образовательного процесса и внеучебной деятельности учащихся в учреждениях общего и начального профессионального образования Республики Марий Эл. Результаты исследования излагались и были одобрены на республиканских, межрегиональных, российских семинарах и конференциях, заседаниях республиканской школы «Профессиональная подготовка учащихся с ограниченными возможностями здоровья», методических семинарах для руководящих и педагогических работников учреждений начального профессионального образования Республики Марий Эл.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по второй главе:

1. Педагогическая система социально-профессиональной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях начального профессионального образования представляет организованную совокупность принципов, функций, методов и процессов, необходимых для создания целенаправленного и преднамеренного педагогического воздействия на формирование личности учащихся с заданными качествами.

2. Целью педагогической системы является успешная социально-профессиональная адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья на основе развития адаптивной способности и формирования адаптивной компетентности.

3. Реализация педагогической системы осуществляется через целенаправленное взаимодействие субъектов педагогического процесса по обеспечению условий и реализации этапов социально-профессиональной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

4. Для развития адаптивной способности и формирования адаптивной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья формируется коррекционно-развивающая среда в учреждениях начального профессионального образования, обеспечивающая учащимся благоприятные условия для освоения профессиональных программы, формирования общей культуры, компенсации недостатков развития.

5. Для реализации педагогической системы социально-профессиональной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществлена программа повышения профессиональной компетентности педагогических работников в учреждениях начального профессионального образования и на республиканском уровне.

6. Эффективность педагогической системы подтверждается проверкой объективных и субъективных критериев успешности социально-профессиональной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Заключение

.

Проведенное исследование, доказав правильность выдвинутой гипотезы, позволило сделать следующие выводы'.

1. Педагогическая система социально-профессиональной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в учреждении профессионального образования включает компоненты, адекватные общей системе профессиональной подготовки: целевой, ориентационно-диагностический, установочно-мотивационный, содержательнопроцессуальный, оценочно-результативный.

2. Функциями педагогической системы социально-профессиональной адаптации являются: адаптационная, диагностическая, мотивационная, формирующая, социальная, коррекционно-развивающая. Основной функцией является адаптационная, формирующая адаптивную способность, и синтезирующая все другие функции.

3. Обосновано понятие адаптивной способности как качественной интегративной характеристики личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, определяющей степень владения совокупностью профессиональных и социально-значимых качеств, приобретаемых в процессе образования и служащих эффективным механизмом социально-профессиональной адаптации.

4. Для реализации педагогической системы разработана модель педагогической деятельности по формированию адаптивной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

5. Формирование адаптивной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается созданием в образовательном учреждении коррекционно-развивающей среды, способствующей освоению профессиональных программ, формированию общей культуры личности, коррекции отклонений психофизического развития и социально-профессиональной адаптации.

6. Подтверждена необходимость реализации программы подготовки педагогов и мастеров производственного обучения к реализации педагогической системы социально-профессиональной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья, что позволило участвовать в ней всему педагогическому коллективу по различным направлениям учебной и внеучебной деятельности на основе общих подходов и принципов ее организации.

7. Выявлено и экспериментально апробировано две группы критериев успешной социально-профессиональной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья:

— объективные, учитывающие профессиональную самостоятельность, выполнение квалификационных требований, качество работы, закрепляемость на рабочем месте, социальную активность;

— субъективные, отражающие удовлетворенность учащихся профессиональной деятельностью, личностным статусом в коллективе и социуме, стремление к самореализации и саморазвитию.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-334 с.
  2. Адаптация организма подростка к учебной нагрузке /Под ред. Д. В. Колесова. М.: Педагогика, 1987. — 202 с.
  3. Адаптационные системы / Под ред. JI.A. Растригина. Рига, 1972. — 216 с.
  4. Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе //Школа и психическое здоровье учащихся /Под ред. С. М. Тромбах. -М., 1988.-С. 122−135.
  5. Ю.А. Состояния психической дезаптации и их компенсации. М.: Наука, 1976. — 204 с.
  6. Л.И., Бляхман Л. А. Заводская молодежь: профессиональные интересы. М.: Молодая гвардия, 1981. — 116 с.
  7. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 178 с.
  8. Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество. М.: Наука, 1983. — С. 6269.
  9. Ю.Арефьев С. А. О системном подходе к изучению процесса профессиональной адаптации // Проблемы индустриальной психологии: Межвузовский сборник /Под ред. A.A. Крылова. Ярославль, 1996. -С. 3−6.
  10. П.Артемов С. Д. Социальные проблемы адаптации рабочего на социалистическом промышленном предприятии: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. Свердловск, 1979. — 24 с.
  11. А.Г. Психология личности. М.: Высшая школа, 1990. — 238 с.
  12. З.Афанасьев В. Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. М.: Наука, 1986.-318 с.
  13. С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М.: Просвещение, 1993. — 261 с.
  14. В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного Процесса //Профессиональное образование и формирование личности специалиста. М.: ИПР СПО, 2002.-С. 14−33.
  15. Т.В. Педагогическая адаптация учащихся профессионального лицея: Дисс. .канд. пед. наук.- Йошкар-Ола, 2004. -203 с.
  16. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. — № 1. — С. 91−100.
  17. И.М. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1990. — 186 с.
  18. И.М. Школа для детей с нарушениями интеллекта: тенденции, перспективы развития // Дефектология. 2004. — № 3. — С. 51−54.
  19. Г. В., Малышева В. А. Комплексное нормативно-правовое и методическое обеспечение профессионального обучения инвалидов ////Педагогическая наука -практике. Новые исследования. № 1, 2005. -М.: ИСОМ, 2005. — С. 19−25.
  20. Г. В., Малышева В. А., Паншина И. А. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью: Методические рекомендации /Под общей ред. Г. В. Безюлевой. М.: Издательский центр НОУ ИСОМ, 2003.-136 с.
  21. М.Г., Смирнов И. П. Современные основы реабилитационной педагогики в профессиональном образовании. М., 2000. — 92 с.
  22. В.В. Значение психолого-педагогической службы в системе профессиональной подготовки детей и подростков с нарушениями слуха // Дефектология. 2003. — № 6. — С. 41−44.
  23. Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. — 289 с.
  24. М.П., Русалинова A.A. Некоторые вопросы адаптации новичков на производстве // Человек и общество /Под ред. A.C. Пашкова. — JL, 1971. -С. 51−55.
  25. Г. В. Технология трудового обучения детей с недостатками интеллекта // Дефектология. 2004. — № 3. — С. 60−66.
  26. Д. Реабилитация детей-инвалидов. М.: Наука, 1995. — 329 с.
  27. Т.А. Система повышения квалификации педагогических кадров в профессиональной школе. Йошкар-Ола, 1998. — 134 с.
  28. Е.К., Лепилина Л. И. Психологическое сопровождение учебного процесса // Профессиональное образование. 2004. — № 5. -С. 7−8.
  29. Воспитательная работа в новых условиях (опыт учреждений профессионального образования). Научно-методический сборник: Авторы-составители: Смирнов И. П., Ткаченко E.B. М.: Издательский отдел НОУ ИСОМ, 2003. — 280 с.
  30. Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Педагогика, 1973. — 218 с.
  31. Т.В. Проблемы трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений и профессионального образования инвалидов //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. — № 4. — С. 3−11.
  32. Т.В. Перспективы развития профессионального образования инвалидов в России // Дефектология. 2004. — № 3. — С. 3−7.
  33. Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. Основы дефектологии /Под ред. Т. А. Власовой. — М., 1983.
  34. В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений (VIII вида). -М., 2003.-164 с.
  35. А.Т. Педагогические технологии и педагогический профессионализм. М.: Издательский центр АПО, 1998. — 118 с.
  36. JI.И. Социально-профессиональная адаптация и педагогическая реабилитация учащихся профессиональных училищ: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Брянск, 2000. — 23 с.
  37. Т.А. Об изучении свойств личности студентов-первокурсников в период их адаптации к условиям ССУЗа // Среднее специальное образование. 2004. — № 6. — С. 41−51.
  38. А.Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков. Курск, 1998. — 118 с.
  39. А.Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики /Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с. 41 .Гурней Б. Введение в науку управления. М.: Наука, 1989. — 283 с.
  40. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков /Под ред. С. А. Беличевой. М., 1994. — 217 с.
  41. М.А. Психологические факторы профессиональной адаптации //Психологическое обеспечение профессиональной деятельности /Под ред. Г. С. Никифирова. СПб.: Изд-во СПб университета, 1991. — С. 43−60.
  42. М.И. Особенности адаптации к опасной обстановке. М.: Наука, 1991.-175 с.
  43. Ю.В., Шилов Н. М. Практика учащихся в условиях реального производства // Профессиональное образование. 2004. — № 6. — С. 22−23.
  44. Если в семье ребенок с ограниченными возможностями здоровья: Книга для родителей /Под ред. Н. Ю. Посталюк. Самара, 2001. — 80 с.
  45. Э.З. Педагогическая эффективность методической службы профессионального училища: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 2001.-26 с.
  46. Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб., 2003. -169 с.
  47. В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 304 с.
  48. Г. Г. Социально-профессиональная адаптация учащихся учреждений начального профессионального образования к условиям рынка труда на селе: Автореф. дисс.. .канд. пед. наук. М., 2003. — 20 с.
  49. Н.В., Лукьянова М. И. Психолого-педагогические показатели результативности образовательного процесса: Методическое пособие. -Ульяновск: ИПК ПРО, 2002. 32 с.
  50. М.Г. Проблемы социальной адаптации личности: Автореф. дисс.. канд. филос. наук. — Ереван, 1992. 25 с.
  51. А.К. Педагогические условия профессиональной самореализации учащихся учреждений начального профессионального образования:
  52. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. — М., 2004. 22 с.
  53. В.А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М.: Наука, 1990. -247 с.
  54. К.С., Никольская О. С. Дети с нарушениями общения. М.: Просвещение, 1989. — 226 с.
  55. Н.Б. Педагогические условия производственной адаптации выпускников ПТУ: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Киев, 1991. — 22 с.
  56. Н.П. Производственная адаптация молодых рабочих в условиях перестройки: Автореф. дисс. .канд. филос.. наук. -М., 1989. -25 с.
  57. М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие: Монография. Ульяновск: УИКПРО, 2002. -184 с.
  58. H.H. Специальное образование в России и за рубежом: В 2 ч.-М., 1966.
  59. H.H. Западная Европа: Эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. М., 2003. — 261 с.
  60. H.H. О научных подходах к совершенствованию специального образования в России // Дефектология. 2004. — № 3. — С. 67−74.
  61. Э.С. Вопросы системного исследования общества. М.: Наука, 1982.-182 с.
  62. В.И. Учение об адаптации и его значение для отечественной медицины. Л., 1983. — 124 с.
  63. Г. П., Рубин Б. Г., Колесников Ю. С. Адаптация важная проблема педагогики // Советская педагогика. — 1988. — № 3. — С. 64−67.
  64. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1981. -278 с.
  65. H.B. Подготовка умственно-отсталых воспитанников-сирот к самостоятельной жизни: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. — М., 2001. -24 с.
  66. Н.С. Дети с ограниченными возможностями здоровья: коррекция, адаптация, общение: Учебно-методическое пособие. В 4 ч. — М.: Дом, 2000.
  67. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (олигофренопедагогика) / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др. Под ред. Б. П. Пузанова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. -261 с.
  68. .Д. Научно-техническая революция и личность. Социально-психологические проблемы. М.: Наука, 1978. — 177 с.
  69. М.С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. -М.: Наука, 1963.-237 с.
  70. В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 183 с.
  71. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-328 с. 81 .Петропавловская С. М. Социально-педагогическая адаптация как этап самореализации личности //Новые педагогические исследования. -М.:АПО, 2003. С. 98−102.
  72. С.М. Социально-педагогическая адаптация учащихся профессионального лицея: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. — М., 2003. -22 с.
  73. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 184 с.
  74. Ю.И. Опыт социально-трудовой адаптации выпускников коррекционных школ на базе УПК «Федоровец» // Дефектология. 2004. -№ 3. — С. 46−48.
  75. Попов Ю. И" Бгажнокова И. М. Из опыта работы по социальной и трудовой реабилитации подростков с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. — 1995. № 1. — С. 6−11.
  76. Правовая защита семей, воспитывающих детей-инвалидов: Сб. нормативных актов. М., 1996. — 158 с.
  77. Проблемы социальной дезаптации детей и подростков и принципы ее профилактики /Под ред. В. Н. Сердюковой. М., 1993. — 169 с.
  78. Профессиональное образование: Словарь. -М., 1999. 538 с.
  79. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 1996.- 183 с.
  80. Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства.-М., 2001.-271 с. 91 .Психология развивающейся личности /Под ред. A.B. Петровского. — М.: Наука, 1987.-342 с.
  81. K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. -321с.
  82. В.Ф., Клименко З. Г., Егоров В. И. Модель социально-педагогической адаптации обучающихся в учреждении начального профессионального образования. М.: Издательский центр АПО, 2001. -46 с.
  83. В.А. Адаптация молодых специалистов на промышленном предприятии и пути ее оптимизации: Автореф. дисс. .канд. псих. наук. -Л., 1987.-25 с.
  84. H.A. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе: Автореф. дисс. .канд. псих. наук. JL, 1987. — 25 с.
  85. В.П. Управление образовательными системами. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 283 с.
  86. М.И. Проблемы адаптации молодых учителей: Автореф. дисс. .канд. псих. наук. Новосибирск, 1987. — 25 с.
  87. И.П., Ткаченко Е. В. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи. М.: Издательский отдел НОУ ИСОМ, 2005. -192 с.
  88. Т.А. Соотношение субъективных и объективных компонентов социально-психологической адптированности и дифференциации психофизиологии. М., 1976. — 219 с.
  89. В.М. Адаптация выпускников профтехучилищ на производстве: Автореф. дисс.. .канд. пед. наук. М., 1982. — 22 с.
  90. Е.М. Профессиональное образование инвалидов. Монография. М.: «Интеллект-центр», 2003. — 192 с.
  91. C.B. Трудовая социализация инвалидов в условиях современного российского общества: социологические исследования: Автореф. дисс. .канд. социол. наук. М., 2000. — 25 с.
  92. Т.А. Организационно-педагогические условия социальной адаптации учащихся профессиональных училищ: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. — Ярославль, 1995. — 25 с.
  93. O.A. Профессиональная реабилитация сирот и инвалидов в профессиональном училище. Опыт экспериментального исследования. Серия «Федеральная программа развития образования». М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003. — 80 с.
  94. В.Я. Структурно-психологические закономерности субъектных детерминант профессиональной адаптации: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. — Ярославль, 2001. 24 с.
  95. Философский энциклопедический словарь. М., 1996. — 496 с.
  96. Фридман J1.M., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М.: Педагогика, 1988. — 271 с.
  97. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. — 283 с.
  98. А.И. Социально-педагогические условия адаптации молодого рабочего в производственном коллективе: Автореф. дисс. .канд. псих, наук.-Л., 1987.-25 с.
  99. К.С., Линдсет Г. Теории личности. М., 1997. — 314 с.
  100. Е.А. Компетентность в контексте модернизации профобразования // Профессиональное образование. 2004. — № 6. -С. 5−6.
  101. H.H. Повышение эффективности мотивации и адаптации учащихся к профессии начального профессионального образования: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М., 2004. 23 с.
  102. М.А. Формирование коммуникативных качеств учащихся профессионального лицея: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 2001. -25 с.
  103. М.А. Социальная адаптация в контексте свободы // Социс. -1995.-№ 9.-С. 23−25.
  104. Т.И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М., 2001. — 179 с.
  105. С.А., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: компетентный анализ структуры и стратегии адаптации //Психологический журнал. 1996. — № 1. — С. 18−21.
  106. С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. Пособие для учителя. — М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999. 149 с.
  107. A.M. Социальная адаптация как фактор развития трудовой и общественно-политической активности молодых рабочих в производственном коллективе: Автореф. дисс. .канд. филос. наук. -Минск, 1994.-23 с.
  108. В.И. Этапы производственной адаптации. М.: Молодая гвардия, 1986. — 72 с.
  109. Н.М. Психологические аспекты адаптации молодых рабочих (на примере радиотехнической и слюдяной промышленности): Автореф. дисс. .канд. псих. наук. Иркутск, 1985. — 25 с.
  110. Д.Б. Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи // Психодиагностика в школе. Таллин, 1980. — 153 с.
  111. П. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989.-206 с.
  112. Е.Ю. Трудоспособность как одна из категорий ограничений жизнедеятельности при олигофрении в зависимости от типа дефекта // Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов. Серия ЦБНТИ. -Вып. 3.- М., 1999.
  113. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1975.-С. 80−89.
  114. Agterberg G., Passchier J. Stress among seamen. Psychological Reports, 1998. Oct. Vol. 83 (n. 2). — P. 708−710.
  115. Burgess E. On community, family and delinquency. Chicago., 1993. -194 p.
  116. Brion O. and Wheeler S. Socialization after childhood. New York, 1996. -341 p.
  117. Dolan S. L., Renause S. Individual, organizational and social determinants of managerial burnout: A multivariate approacht. J of Social Behavior and Personality, 1992. Vol. 7 (1). P. 95−110.
  118. Gordon M. The American family: past, present and future. N. Y.- 1978. -138 h.
  119. Maslach C. Burnout: A multidimensijnal perspective. //Professional urnout: Recent developments in the theory and research / El. W. B. Shaufeli, Cr. Maslach & T. Marek, Washington DC: Taylor & Francis, 1993. P. 19−32.
  120. Заранее благодарим Вас за работу с анкетой!
  121. Сколько лет Вы работаете в коррекционных группах?2. Ваше образование:3. Ваша должность:
  122. По какой профессии Вы ведете обучение
  123. Проходили ли Вы переподготовку (повышение квалификации) по коррекционной педагогике? Если проходили, то укажите, где и когда:
  124. Какие методы проведения занятий в коррекционной группе Вы считаете наиболее целесообразными: лекция, беседа, рассуждающее изложение, работа с текстом, деловая и ролевая игра, групповая работа, проблемное изложение, демонстрация рисунков и макетов:
  125. Какие новые педагогические технологии Вы хотели бы применить в коррекционной группе: модульное обучение, проектное обучение, личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение:
  126. Какие методы контроля знаний и умений Вы используете в своей работе? Какие методы контроля кажутся Вам наиболее оправданными в коррекционных группах?
  127. Какие затруднения чаще всего возникают у учащихся на уроках теоретического обучения?
  128. Какие затруднения чаще всего возникают у учащихся на уроках производственного обучения?
  129. Какие затруднения чаще всего возникают у учащихся коррекционных групп на практике?
  130. Какие способы мотивации учащихся Вы чаще всего используете?
  131. Можете ли Вы рассчитывать на помощь родителей в организации учебной и производственной деятельности учащихся?
  132. Какую работу Вы проводите с родителями?
  133. Где и как часто Вы обсуждаете проблемы обучения учащихся коррекционных групп в учебном заведении?
  134. Какие вопросы, проблемы необходимо выносить на республиканский семинар по коррекционному обучению?
  135. По какой проблеме Вы хотели бы пройти обучение или повысить квалификацию?
  136. Как Вы считаете, выпускников коррекционных школ целесообразнее обучать в специализированном УНПО или в обычном, где они могут общаться с нормальными учащимися?
  137. От каких факторов зависит успешная адаптация выпускников коррекционных школ в училище?
  138. От каких факторов зависит успешная адаптация выпускников коррекционных групп УНПО на производстве?
  139. Назначают ли наставников для учащихся в период производственной практики на производстве?
  140. Насколько осознанно выпускники коррекционных школ выбирают себе профессию? Что больше всего влияет на их выбор?23 .Получают ли учащиеся коррекционных групп повышенный разряд?
  141. Какие затруднения возникают у Вас при организации теоретического обучения учащихся коррекционных групп?
  142. Какие затруднения возникают у Вас при организации производственного обучения учащихся коррекционных групп?
  143. Какие затруднения возникают у Вас при организации практики и трудоустройстве учащихся коррекционных групп?
  144. Какие новые предметы, курсы, факультативы Вы считаете необходимым внести в учебные планы для коррекционных групп?
  145. Что, по Вашему мнению, следовало бы изменить в организации профессиональной подготовки коррекционных групп?1. Анкета для учащихся
  146. Нравится ли Вам будущая профессия?1. Да1. Нет1. Не знаю
  147. Как Вы выбирали профессию? Направили из школы Посоветовали друзья Привели родители Напишите свой вариант выбора
  148. Что больше всего привлекает в будущей профессии? Зарплата
  149. Интересная работа Работа в коллективе Напишите свой вариант
  150. Какие предметы в училище Вам нравятся больше всего? Почему?
  151. Какие предметы кажутся наиболее трудными? Почему?
  152. Какая форма проведения урока Вам нравится больше: урок-лекция, урок-беседа, урок-игра, урок модульного обучения, урок-экскурсия? Назовите другие формы уроков, которые Вам понравились в училище.
  153. Когда Вам легче учиться и запоминать материал на уроке: когда учитель все объясняет, когда читаете учебник, когда записываете материал в тетрадь, когда смотрите рисунки и образцы. Назовите другие способы, которые Вам помогают лучше учиться.
  154. Что Вас больше всего пугает в будущей профессиональной деятельности: низкая зарплата, отсутствие работы, плохой коллектив, неумение хорошо выполнять производственные задания- другие трудности
  155. С какими трудностями Вы столкнулись в училище: трудно учиться, новые преподаватели, не могу найти новых друзей, другие трудности
  156. С кем в училище Вы можете посоветоваться в трудной ситуации?
Заполнить форму текущей работой