Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Интегративная информационно-обучающая среда профессиональной переподготовки сотрудников мчс россии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Задачей преподавателя в большей степени становится передача своего опыта логического мышления, способов и приёмов структуризации, анализа и систематизации полученной информации в ходе самостоятельной работы переобучающегося с различными источниками. Ему необходимо помочь действующим сотрудникам МЧС России не только получить, записать, но и присвоить эту информацию в процессе взаимного общения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы изучения процесса интеграции обучающих сред переподготовки сотрудников МЧС России
    • 1. 1. Общие условия развития компетентности сотрудника
  • МЧС России в процессе профессиональной переподготовки
    • 1. 2. Эволюция формирования парадигмы профессиональной переподготовки сотрудников МЧС России
    • 1. 3. Генезис проблемы управления качеством профессиональной переподготовки сотрудников МЧС России в ситуации модернизации российского технического образования
    • 1. 4. Понятие и педагогическая сущность современных информационно-образовательных сред
    • 1. 5. Роль и место информационно-обучающих сред в поддержке процесса профессиональной переподготовки сотрудника МЧС России на дистанционной стадии
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Экспериментальное исследование процесса профессиональной переподготовки сотрудников МЧС России с использованием интегративной информационно-обучающей среды
    • 2. 1. Организация и методика исследования проблемы организации профессиональной переподготовки сотрудников МЧС России на основе применения интегрированных информационно-обучающих сред
    • 2. 2. Использование активных методов в профессиональной переподготовке сотрудников МЧС России
    • 2. 3. Разработка программы эксперимента по построению процесса профессиональной переподготовки сотрудников МЧС России на основе применения интегрированной информационнообучающей среды
    • 2. 4. Анализ результатов эксперимента по использованию интегрированной информационно-обучающей среды в профессиональной переподготовке сотрудников МЧС России
  • Выводы по главе

Интегративная информационно-обучающая среда профессиональной переподготовки сотрудников мчс россии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном мире наблюдается все более широкое развитие и повсеместное внедрение в практику деятельности различных структур, в том числе и образовательных, новых информационных технологий. Основным содержанием развития человечества в грядущем веке считается переход к принципиально новому этапу развития — информационному обществу. Необходимо отметить, что на трансформацию теории и методики обучения и переобучения влияют многие факторы, и в том числе процесс информатизации государственных и общественных структур. Информатизация общества неизбежно ведет к информатизации образования, прежде всего высшего на базе которого формируется информационно-образовательная среда высшего учебного заведения МЧС России. А особенности такой среды в свою очередь вызывают активное трансформирование процесса дополнительного обучения и переобучения сотрудников МЧС России.

Процесс информатизации системы дополнительного обучения и переобучения необходимо рассматривать с трех наиболее важных позиций:

— ускоренное накопление информации, прежде всего технической и специальной;

— создание новых коммуникационных технологий и развитие средств информатизации и вычислительной техники;

— инноваций на уровне управления подразделений МЧС России и личностей их сотрудников.

Информатизация оказывает революционное воздействие на все сферы жизнедеятельности подразделений МЧС России, в том числе и на дополнительное образование, кардинально изменяет условия жизни и деятельности сотрудников, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей. Информатизация системы дополнительного образования — это не только информатизация процесса получения знаний и формирования новых компетенций, но и информатизация учебной деятельности вузов МЧС России в целом, контроля и измерения результатов обучения, внеучебной деятельности и процессов воспитания, научно-исследовательской и научно-методической деятельности, а также организационно-управленческой деятельности.

Рассматривая взаимодействие между обучающимися сотрудниками МЧС России и преподавателями вузов в информационно-обучающей среде, необходимо отметить, что отношения между участниками процесса переобучения дистанцируются, и это связано с тем, что взаимодействие осуществляется с использованием информационно-коммуникационных технологий.

При использовании возможностей информационно-обучающих сред можно отметить такие положительные моменты, как оперативность получения необходимой информации, преодоление «угрозы» исходящей со стороны «всезнающего» преподавателя в процессе переобучения, боязни сделать ошибку, дискомфорта и неуверенности. Наряду с достоинствами информационной обучающей среды существуют и недостатки, связанные с. тем, что многие информационно-коммуникационные каналы общения между участниками взаимодействия перекрыты, что неизбежно уменьшает степень и качество усвоения учебного материала. Сотрудники МЧС в процессе своей работы естественно не проговаривают определения, не обмениваются мнениями и логическими выводами, не имеют возможности «видеть, как надо правильно думать». Процесс общения с преподавателями опосредуется за счет применения компьютерных технологий, и в какой то степени заменен процессом общения с сослуживцами и командованием подразделения. А в ряде случаев преподаватели используют средства коммуникационно-информационной среды таким образом, что ещё больше усугубляют трудности в самостоятельном усвоении учебного материала. Должны быть задействованы все каналы получения информации, обучающийся должен иметь возможность не просто переписывать, но участвовать в процессе вывода формула, теорем, в логических рассуждениях при анализе оперативной обстановки, и так далее. Опросы, проведенные среди слушателей заочной и дистанционной формы обучения, показали, что личностное общение с преподавателем является очень важной составляющей обучения, и никакой компьютер не сможет его заменить [94].

Необходимо помнить, о рисках, связанных и информатизацией дополнительного образования, возникающих при потере личностного контакта в условиях, когда чрезмерно усиливается роль игровой составляющей, идет подмена реальности на суррогат виртуальности, происходит дезориентация специалистов, связанная с вседозволенностью в виртуальной реальности. Это неизбежно приводит к плачевным результатам, так как у действующих сотрудников МЧС, особенностарших возрастов, существуют и другие трудности, связанные с адаптацией к новой образовательной среде, разницей в организации учебного процесса в прежней школе и современном вузе, с отсутствием навыков самостоятельной работы, с различным уровнем начальной подготовки, с отсутствием систематического контроля, низким уровнем культуры общения как с преподавателями вуза, так и со своими коллегами по подразделению, различием учебных программ, просто бытовыми трудностями, возникающими на очной фазе своего переобучения.

При осуществлении образовательного процесса в вузе МЧС России в условиях изменившейся информационной обучающей среде перед организаторами процесса переобучения действующих сотрудников встал вопрос: «Как работать в этих условиях преподавателю, каким основными критериями руководствоваться в учебном процессе на его очной и дистанционной фазах?». Зенкина С. В., рассматривая деятельность тьютора в системе открытого дистанционного образования, указал следующие его функции:

— проведение диагностики состояния обучения;

— осуществление целеполагания;

— мотивация и вовлеченность обучающихся;

— управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся;

— коррекция деятельности обучающихся;

— контроль за выполнением заданий;

— рефлексия;

— деятельности (своей и обучающихся) [48].

Если эти функции будут приняты преподавателями, осуществляющими свою деятельность в информационной обучающей среде, то на наш взгляд часть из указанных проблем переобучения действующих сотрудников в вузе МЧС России будет снята, или, по крайней мере, смягчена.

В большинстве своем преподавательские составы кафедр, участвующих в процессе переобучения действующих сотрудников МЧС России не имеют должной психолого-педагогической подготовки, которая могла бы эффективно использовать преимущества информационной системы и свести к минимуму негативные последствия информатизации дополнительного образования.

Нужно отметить, что в связи с развитием информационных технологий трансляция накопленных знаний становится не самой главной задачей преподавателя, поскольку необходимую информацию действующий сотрудник МЧС России в процессе своей самостоятельной учебной деятельности может найти в информационной обучающей среде, как своего базового вуза, так и во всемирной паутине Интернета.

Задачей преподавателя в большей степени становится передача своего опыта логического мышления, способов и приёмов структуризации, анализа и систематизации полученной информации в ходе самостоятельной работы переобучающегося с различными источниками. Ему необходимо помочь действующим сотрудникам МЧС России не только получить, записать, но и присвоить эту информацию в процессе взаимного общения со своими коллегами по подразделению. Таким образом, своеобразие современной профессиональной деятельности преподавателя университета в процессе организации процесса переобучения сотрудников МЧС России заключается в том, что возвращается истинный смысл назначения деятельности педагога: ведение, поддержка, сопровождение переобучающегося.

В последние годы активно дискутируется тема о том, кого, как и чему учить для вхождения уже сформировавшегося специалиста в новое информационное обществе, основанного на знаниях, между тем нет четкого понимания как это общество устроено, а руководители комплектующих органов не могут сформулировать требования в части компетенций, которые нужны не сейчас, а на перспективу развития своих подразделений. Но можно сказать определенно, что уходит репродуктивная модель дополнительного обучения, при которой в центре образовательного процесса был преподаватель с мелом у доски как единственный источник знаний и все сервисы образовательной среды процесса переобучения строились вокруг него. И приходит другая модель, причем не психологическая, а концептуальная, в центре которой находится действующий сотрудник — сформировавшийся специалист и под него образовательное учреждение МЧС России должно выстраивать информационные сервисы и организовывать учебный процесс так, чтобы преподаватель перестал соответствовать двоичной модели состоянийбыть одновременно и единственным источником знаний, и контролеромэкзаменатором. Преподаватель становится одним из организаторов массового образовательного процесса и его деятельность направлена не на субъект образовательной деятельности, а на сам процесс дополнительного обучения и переобучения. При этом существенно меняется используемый инструментарий и образовательные технологии — преподаватель не с мелом у доски или с пультом у мультимедийного проектора, а за компьютером в информационной среде и учит учиться, думать, решать поставленные служебные задачи и готовит действующего сотрудника к практической деятельности в своем новом качестве после завершения переобучения [66].

Информационные модели и технологии так же важны для современного образовательного процесса вузов МЧС России, как и педагогические подходы к организации процесса переобучения действующих сотрудников. В настоящее время в системе дополнительного обучения действующих сотрудников МЧС России сложились основные направления применения информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, среди которых:

— организация доступа к цифровым образовательным ресурсам, использование в управлении и организации учебного процесса информационных обучающих сред, систем поддержки принятия оперативных решений;

— освоение информационно-коммуникационных технологий с ориентацией на дальнейшее применение в профессиональной деятельности сотрудников в процессе и после их переобучения;

— использование информационно-коммуникационных технологий в качестве дидактического средства и для моделирования различных объектов и процессов;

— повышение творческой составляющей учебной и исследовательской деятельности собственно преподавателей вузов МЧС России.

Информационные обучающие среды е-1еагшг^ активно внедряются в практику образовательных технологий, применяемых в процессе переобучения действующих сотрудников МЧС России. Базовыми сервисами, которые предоставляют такие информационные обучающие среды, являются:

— получение теоретических знаний как на очной так и на дистанционной стадии;

— получение и выполнение персональных заданий, содержание которых связано с интересами службы комплектующих подразделений;

— защита выполненных работ, в которых должны участвовать не только преподаватели-тьюторы, но и руководство комплектующих подразделений;

— прохождение тестирования, оценка выполненных индивидуальных работ, аттестация в новой должности по завершению процесса переобучения [80].

Кроме базовых средств информационные обучающие среды поддерживают инструменты взаимодействия с преподавателем и другими действующими сотрудниками, возможность формирования переобучающимися собственных хранилищ знаний.

Информационные обучающие среды е-1еагпн^ обеспечивают поддержку индивидуальных траекторий переобучения и адаптационную модель дополнительного обучения, когда в зависимости от результатов контроля выстраивается последующая индивидуальная программа переобучения или дополнительного обучения. Для полноценного использования возможностей таких сред необходима интеграция информационных обучающих сред с корпоративной информационной средой вуза и информационной средой комплектующих органов МЧС России.

Одной из главных задач новой профессионально-образовательной политики в области кадрового обеспечения МЧС является реформирование системы профессиональной переподготовки на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий для создания информационно-обучающих сред при расширении номенклатуры профессиональных специализаций подготовки и переподготовки действующих сотрудников МЧС, реализации принципа непрерывности профессионального образования, использовании образовательных стандартов нового поколения.

Основу информационно-обучающих сред составляют специализированные системы управления знаниями, которые должны обеспечивать интеграцию, накопление и поддержку, а также организацию доступа к знаниям информационно-обучающих сред, что позволяет:

— объединить различные источники информации по различным дисциплинам, специальностям и участникам процесса переподготовки (преподавателям и обучающимся) в рамках единой системы;

— обеспечить постоянное развитие информационно-обучающих сред за счет обновления теоретического знания и непрерывного накопления нового опыта, полученного переобучающимся в ходе учебного процесса и своей практической деятельности;

— предоставлять релевантную решаемой обучающей задаче информацию каждому из участников процесса переобучения в соответствии с его знаниями, предпочтениями и возникшими потребностями службы [102].

Для решения этой проблемы необходимо формирование интегрированной информационно-обучающей среды. Такая среда системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации действующих сотрудников МЧС должна строиться как составляющая соответствующей при использовании высокоскоростных каналов передачи данных, современного коммуникационного и компьютерного обслуживания для оперативной связи переобучающихся, руководства подразделений и образовательных учреждений МЧС. Единая интегрированная информационно-обучающая среды будет представлять собой совокупность программно-аппаратных средств, коммуникационных сетей и структур организационно-методического сопровождения.

Значимость и специфика использования информационных и телекоммуникационных технологий при профессиональной переподготовке специалистов рассматривалась во многих педагогических исследованиях. Вопросам формирования образовательных сред посвятили свои работы Г. Ю. Беляев, С. К. Бондырева, П. В. Веденеев, Т. В. Вострикова, C.B. Зенкина, В. А. Козырев, А. Н. Косолапов, В. В. Крюков, Е. В. Лобанова, В. П. Мозолин, В. А. Мордвинов, В. Е Соболев., Н. И. Трифонов, К. И. Шахгельдян, А. Ю. Шленов и многие другие ученые [12, 22, 26, 35, 48, 58, 62, 66, 73, 86, 87]. За рубежом большой вклад в решение проблем информатизации послевузовского образования внесли Р. Вильяме, Н. Вирт, Д. Грисс, Э. Дейкстра, П. Деннинг, Д. Кнут, С. Пейперт, Б. Хантер и другие [151]. Однако в этих работах не учитываются специфические условия службы действующих сотрудников МЧС России и процесса их профессиональной переподготовки.

Сложившееся противоречие между возрастающей востребованностью практико-ориентированного и профессионально подготовленного корпуса специалистов МЧС и необходимостью научно-теоретического, методического, организационно-педагогического, технологического обеспечения процесса переобучения через развитие информационно-обучающей среды составляет проблему данного исследования.

Существенная педагогическая значимость поставленной проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность в психолого-педагогической литературе, потребность вузов МЧС России в практических рекомендациях по формированию интегрированной информационно-обучающей среды профессиональной переподготовки действующих сотрудников МЧС, обусловили выбор темы исследования, определили цель, объект и предмет исследования.

Цель исследования — определить теоретические основы формирования ИИОС, а также разработать методику организации удаленной самостоятельной работы переобучающихся в вузах МЧС России на основе применения интегрированных информационно-обучающих сред.

Объект исследования — процесс переподготовки действующих сотрудников МЧС на основе интеграции обучающих сред.

Предмет исследования — интегрированная информационно-обучающая среда удаленной самостоятельной работы переобучающихся сотрудников МЧС и условия, обеспечивающие ее эффективное функционирование.

В процессе исследования была выдвинута рабочая гипотеза: эффективность удаленной самостоятельной работы переобучающихся в вузах МЧС России повысится, если:

— распределить информационный контент между информационной средой комплектующего подразделения и персональной информационно-обучающей средой обучающегося с возможностью информационного обмена с информационно-обучающей средой вуза;

— обеспечить информационно-методическую поддержку формирования и следования индивидуальной траектории переобучения, при этом часть функции контроля реализации этой траектории передать персональному фалиситатору — руководителю структурного подразделения.

Цель исследования и сформулированная рабочая гипотеза обусловили следующие задачи:

1. Проанализировать возможности уже существующего отечественного и зарубежного опыта использования информационно-обучающих сред в организации удаленной самостоятельной работы переобучающихся сотрудников МЧС России.

2. Сформулировать основные концептуальные положения эффективного применения интегрированных информационно-обучающих сред при удаленной самостоятельной работе переобучающихся и обеспечении их эффективной обратной связи с вузами МЧС России.

3. Сформировать модель интегрированной информационно-обучающей среды поддержки удаленной самостоятельной работы переобучающихся при технической возможности ее программной реализации.

4. Разработать и экспериментально проверить методику организации удаленной самостоятельной работы в ИИОС переобучающихся в вузах МЧС России, а так же провести сравнительный анализ полученных результатов.

Методологической основой исследования явились:

— концептуальные положения теории образования взрослых (С.Г. Вершловский, М. Г. Громкова, И. А. Колесникова, Н. П. Литвинова, А. Е. Марон, В. Г. Онушкин, В. И. Подобед, Г. С. Сухобская, Е. П. Тонконогая, Г. А. Федотова, P.M. Шерайзина и др.);

— философские, психологические и педагогические концепции познавательной деятельности обучаемых при самостоятельной работе над учебным материалом (В.П. Беспалько, А. Э. Болотин, В. П. Давыдов, Т. А. Ильина, Н. В. Кузьмина, Н. Ф. Талызина, В. А. Якунин и др.);

— дидактические и психологические закономерности в учебном процессе (Ю.Г. Баскин, Н. Г. Винокурова, П. Я. Гальперин, A.A. Грешных,.

О.Ю. Ефремов, Ю. Н. Кулюткин, C.B. Литвиненко, Я. А. Пономарев, В. Н. Пушкин, JI.C. Узун, В. А. Щеголев и др.);

— применение законов кибернетики как наиболее общей теории управления учебным процессом (B.C. Артамонов, Р. Аткинсон, А. И. Берг, Н. Винер, В. Д. Никандров, У. К. Ричмонд, И. Столуров и др.).

— системный подход в изучении педагогических явлений (И.В. Блауберг, В. И. Загвязинский, Ю. А. Конаржевский, К. К. Платонов, В. Ю. Рыбников, М. Н. Скаткин, В. Я. Слепов, Н. Ф. Феденко, А. Файоль и ДР).

В процессе исследования использовались:

1. Методы теоретического исследования: междисциплинарный анализ и синтез методологической, педагогической, научно-технической, нормативной, психологической, методической литературы по вопросам исследованияобобщение, сравнение, абстрагирование, прогнозирование.

2. Эмпирические методы: анкетирование, тестирование, наблюдение, самооценка, обобщение независимых характеристик, изучение и обобщение педагогического опыта, моделирование, констатирующий и формирующий эксперименты.

3. Технические методы: запись на магнитные носители параметров обращений к опциям используемых программных продуктов.

4. Математические и статистические методы обработки экспериментальных данных: статистический пакет программ Microsoft Excel for Windows, t-критерий Стьюдента, критерий Пирсона / .

Логика исследования:

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа в период с 2009 по 2012 годы.

На первом этапе (2009;2010 гг.) проводилось изучение педагогической, психологической, методической и технической литературы по исследуемой проблеме, производилось теоретическое обоснование темы и определение задачи проводимого исследования, сформулирована рабочая гипотеза исследования.

На втором этапе (2010;2011 гг.) в теоретическом плане было проведено уточнение гипотезы исследования, структуирование связей между компонентами методического обеспечения. Практический аспект исследования состоял в разработке программы и проведении констатирующего и формирующего экспериментов.

На третьем этапе (2011;2012 гг.) в теоретическом плане произведено уточнение и доработка предлагаемых условий эффективного использования интегрированной информационно-обучающей среды в процессе переобучения действующих сотрудников МЧС России. В практическом плане — проведение контрольного измерения эффективности процесса приобретения новых профессиональных компетенций.

На заключительном этапе был проведен теоретический анализ результатов исследования и оформление диссертационной работы.

На защиту выносятся:

— основные концептуальные положения распределения информационно-методического контента между информационно-обучающей средой высшей школы, персональной информационно-обучающей средой обучающегося и информационной средой комплектующего подразделения: адаптивность как возможность информационно-методического обеспечения успешного прохождения индивидуальной образовательной траектории, надежность как приоритет информационного потенциала персональной информационно-обучающей средой обучающегося с возможностью оперативного обмена между обучающими средами, доступность как унификация форматов контента и максимальное единообразие интерфейсов обучающих сред;

— модель интегрированной информационно-обучающей среды, включающую компоненты информационно-обучающей среды высшей школы, персональной информационно-обучающей средой обучающегося и информационной средой комплектующего подразделения;

— способ мотивации самостоятельной образовательной деятельности переобучающегося, заключающийся в передаче части функции контроля успешности прохождения индивидуальной образовательной траектории персональному фалиситатору — руководителю структурного подразделения, а также реализации процедуры передачи периодических отчетов тьютору с использованием информационно-коммуникационного потенциала комплектующих органов.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— расширено содержание принципов организации самостоятельной работы обучающихся в КИОС (принципы адаптивности, интерактивности) и определена специфика общедидактических принципов в условиях самостоятельного обучения;

— в рамках педагогики высшей школы уточнено понятие КИОС как ПК-разновидности ИОС, т. е. системно организованной совокупности информационного, технического, учебно-методического обеспечения, в рамках которой реализуется взаимодействие субъектов образовательного процесса, обеспечивающее целостный процесс развития преподавателей и обучающихся;

— разработана методика организации самостоятельной работы в КИОС, которая основывается на понятии «организация» как совокупности структурно-функциональных компонентов (опора на внутренние возможности и резервы развития обучающихся, измерение уровня учебной самостоятельности на разных этапах обучения, формирование системы источников учебной активности (цели, мотивы), учет требований к организации и построению предметного содержания курса, косвенное управление самостоятельной работой со стороны преподавателя, создание разветвленной системы контроля и самоконтроля, обеспечение переноса приобретенных знаний, умений и навыков в новые учебные условия и ситуации профессиональной деятельности).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— его результаты в своей совокупности содержат решение научной задачи педагогики высшей технической школы, заключающейся в обосновании сущности, содержания и путей повышения эффективности профессиональной переподготовки и повышения квалификации сотрудников МЧС на основе применения интегрированной информационно-обучающей среды;

— разработанные научные и прикладные положения позволяют более адекватно отразить современные научные представления о педагогической деятельности, методике реализации методов дистанционного обучения и могут служить теоретической опорой для исследования проблем, связанных с качеством переподготовки специалистов в системе дополнительного образования МЧС России.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— обоснованы и апробированы рекомендации по повышению эффективности использования интегрированной информационно-обучающей среды самостоятельной работы, принципы, условия и технологии ее формирования;

— на основании сформулированных в ходе диссертационного исследования психолого-дидактических требований разработан комплект учебно-методических материалов для организации переобучения действующих сотрудников по программе «Организация деятельности государственных инспекторов Государственной инспекции по маломерным судам»;

— методические наработки, полученные при создании учебно-методических материалов поддержки процесса самостоятельной работы по по программе «Организация деятельности государственных инспекторов Государственной инспекции по маломерным судам»" были использованы при создании учебно-методических материалов для других категорий переобучаемых: «Офицеры, сотрудники мобилизационных органов, офицеры, предназначенные в состав формирований на должности командиров подразделений, руководящий состав и сотрудники мобилизационных баз».

Достоверность научных положений, полученных результатов и обоснованность рекомендаций обеспечивалась исходными методологическими положениямиреализацией комплексной методики исследованиядлительным характером экспериментальной работы на четко локализованной базеиспользованием взаимопроверяющих независимых диагностических средствприменением методов математической статистики и возможностей современного информационного инструментария при сборе и обработке данных, полученных в ходе экспериментасогласованностью прогнозов, сформулированных в ходе исследования и достижений педагогического опыта высших учебных заведений, а так же личным опытом преподавания.

Отличие результатов диссертационной работы от результатов, полученных другими авторами, заключается в том, что:

— сформулированы основные концептуальные положения распределения информационно-методического контента между информационно-обучающей средой высшей школы, персональной информационно-обучающей средой обучающегося и информационной средой комплектующего подразделения;

— сформирована модель интегрированной информационно-обучающей среды, включающую компоненты информационно-обучающей средывысшей школы, персональной информационно-обучающей среды обучающегося и информационной средой комплектующего подразделения;

— найден способ мотивации самостоятельной образовательной деятельности переобучающегося сотрудника МЧС России.

Апробация работы. Результаты работы докладывались на IV Международной научно-практической конференции «Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы», (СПб. СПбУ ГПС МЧС России, 2011 г.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось непосредственно в ходе формирующего эксперимента в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России. Разработанные автором учебно-методические материалы были рекомендованы к использованию в учебном процессе кафедры переподготовки и повышения квалификации.

Публикации. Основные положения опубликованы в 5 печатных работах, в том числе одна — в издании, рекомендованном ВАК России.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ.

1. Изучение отечественного и зарубежного опыта позволяет сделать вывод, что качество профессиональной переподготовки действующих сотрудников МЧС России может быть повышено, в том числе и на основе применения интегративной информационно-обучающей среде в методической и информационной поддержке самостоятельной работы на ее дистанционной фазе.

2. Основные концептуальные положения распределения информационных ресурсов интегративной информационно-обучающей среды при удаленной самостоятельной работе переобучающихся включают адаптивность, надежность и доступность.

3. Сформирована и программно реализована модель интегративной информационно-обучающей среды поддержки дистанционной самостоятельной работы, которая обеспечивает информационную мобильность переобучающихся, содержательность учебно-методического контента, внутреннюю и внешнюю самодостаточность по отношению к внешним источникам информации.

4. Экспериментально подтверждена эффективность организации процесса переобучения действующих сотрудников МЧС России в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России на основе применения интегративной информационно-обучающей среды.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. При разработке учебных планов и программ, а так же формировании индивидуальной траектории профессиональной переподготовки действующих сотрудников МЧС России необходимо учитывать возможные существенные различия в уровне предыдущей профессиональной подготовки и уже существующем опыте практической работы.

2. Мотивационным компонентом профессиональной переподготовки действующих сотрудников МЧС России необходимо использовать результаты контрольных мероприятий при их аттестации на соответствующие должности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Г. Информационно-образовательная среда учебного процесса в вузе. М.: Образование и Информатика, 2004. — 256 с.
  2. C.B. Средства дистанционного обучения./ под ред.З. О. Джалиошвили.-СПб.:БХВ-Петербург, 2003.-336с.
  3. .Л. Оценка уровня развития информационной среды вуза. «Проблемы информатизации высшей школы», № 1. М.: изд-во «Либрис», 1995. С. 4−6.
  4. Актуальные проблемы интеграции средней и высшей ступеней региональной системы непрерывного образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (8−9 февр. 2001 г., Тамбов). Тамбов, 2001. — То же Электронный ресурс. — URL:
  5. , Н.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем / Н. Г. Алексеев // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения. М., 1994.
  6. .Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. — М.: Знание, 1972.
  7. Андрагог в открытом обществе. (Материалы российско-польского семинара) / Под ред. Е. А. Соколовской, Т. В. Шадриной. СПб. — Иркутск -Plock, 2000. — 242 с.
  8. A.A., Солдаткин В. И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2002. 168 с. Режим доступа: http://www.ict.edu.ru/ft/3 830/bookll.pdf, свободный.
  9. A.A., Китаевская Т. Ю., Зенкова H.A. Алгоритмы проектирования учебных планов. М.: Институт содержания и методов обучения РАО, 2004. — 77 с.
  10. Ю.Аткинсон Р. и др. Введение в математическую теорию обучения. -М.: Мир. 1969−520 с.
  11. В. В. Диверсификация как механизм реализации стратегии развития системы дополнительного профессионального образования / В. В. Багин // Интеграция образования. 2006. — № 2. — С. 66−72.
  12. Г. Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений. М.:ИЦКПС., 2000, 185с.
  13. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. М., 1995.
  14. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., «Педагогика», 1989.
  15. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебно-методическое пособие М.: Высшая школа, 1989. — 144 с.
  16. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика, 1980. 263 с.
  17. А.И. Кибернетика наука об оптимальном управлении. М-Д., Энергия, 1964.-508 с.
  18. И.О. Образование взрослых в США (История и современное состояние): Автореф. дисс. — М., 1981.
  19. В.А. Стандартизация разработки программных средств: учеб. пособие / В. А. Благодатских, В. А. Волнин, К.Ф. Поскакалов- под редакцией О. С. Разумова. М.: Финансы и статистика, 2006.- 288 с.
  20. A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. — М., 1998
  21. В.А. Оценка качества e-Learning в России. // Высшее образование в России. 2007 — № 1 — С. 100 — 102.
  22. C.K. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: Избранные труды. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 352 с.
  23. , H.H. Моделирование пожаров и взрывов / под ред. Н. Н. Брушлинского и А. Я. Корольченко. М.: Асс «Пожнаука», 2000. — 482 с.
  24. Буш Р, Мостеллер Ф. Стохастические модели обучаемости.- М., 1968.- 483 с.
  25. Ю.С., Бусурин В. Н., Козлов В. Н. и др. Интеллектуально-информационный дуализм в образовании и науке. Тезисы докладов научно-методической конференции «Высокие интеллектуальные технологии образования и науки». С. Петербург: 1994. — С.3−6.
  26. , П.В. Электронные компоненты информационно-образовательной среды / П. В. Веденеев, В. А. Красильникова, А. Е. Заварихин, Т. Н. Казарина // Открытое и дистанционное образование, N4(8), 2002.
  27. A.A., «Психолого-педагогические основы образования взрослых: контекстный подход». Статья 1., журнал «Новые знания» № 1 2001 г.
  28. А. А., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации. М, 2006. — 143 с.
  29. Виды сред в образовании // Курс подготовки модераторов для системы дистанционного обучения / Под. рук. Е. С. Полат. Режим доступа: http://courses.urc.ac.m/eng/u7−9.html
  30. Виды сред в образовании http://courses.urc.ac.m/eng/u7−9.html
  31. , В. Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе / В. Я. Виленский, П. И. Образцов, А. И. Уман. -М.: Педагогическое общество России, 2004. 192 с.
  32. В. К. Психологические механизмы мотивации человека. -М, 2006.-206 с.
  33. Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине, М.: Советское радио, 1958. с. 304.
  34. Ю.М., Родзин С. И. Проблемы интеграции интеллектуальных обучающих сред в виртуальные образовательные структуры// Новости искусственного интеллекта. № 3, 2000.
  35. , Т.В. Педагогическое проектирование информационно-образовательной среды общеобразовательного учреждения: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Вострикова Т. В. Ростов н/Д: РГБ, 2006.
  36. Т.С. Научный семинар «Интеграция образовательных систем в контексте международного сотрудничества: опыт и перспективы» Электронный ресурс.: обзор // Ресурсный центр социально-гуманитарных исследований: [сайт]. СПб, 2003. — URL:
  37. ГЛ., Запяпин В. И., Кривощеков В. А. Региональная интегрированная образовательная среда ВУЗ «филиалы вуза школьный комплекс. — Челябинск: Издательство Челябинского государственного технического университета, 1997. — с. 3−8.
  38. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1876.
  39. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 2002.
  40. О.С. Педагогика индивидуальности: Курс лекций /Калинингр. ун-т. -Калининград, 1995.-94с. 28-Гребенюк О. С, Гребенюк Т. Е. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие / Калинингр. ун-т. -Калининград, 2000. 572 с.
  41. В.В. Методика военно-педагогического исследования.- М.: ВПА, 1976.- 64 с.
  42. ДолинерЛ.И. Информационные и телекоммуникационные технологии в обучении: психолого-педагогические и методические аспекты. -Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. 344 с.
  43. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Глоссарий педагогических терминов. Режим доступа: http://www.window.edu.ru/window/glossary
  44. Т.В. Педагогическая кибернетика: Оптимальное управление процессом компьютерного обучения. Курск: Изд-во Регионального открытого социального института, 2003. — 244 с.
  45. Е.И., Орлова А. Л. Проблемы дистанционного дополнительного профессионального образования. Вып. 3. — М., 2003.
  46. С.В. Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования // Педагогика. 2008. № 6. С. 22−28.
  47. И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведенний. -М.: Издат. центр «Академия», 2005. 336 с.
  48. B.C. Квалиметрия уровней обученности // Стандарты и качество. -1999.-№ 1.- С.80−82.
  49. .С. Основы педагогической диагностики и мониторинг образовательной деятельности в техническом вузе. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. 120 с.
  50. O.A. Тенденции в сфере e-Learning. // Высшее образование в России. 2007 — № 3 — С. 50−53.
  51. Институт информатизации РАО (Москва). Ученые записки. Вып.7., М.: Изд-во РАО, 2002, 154с.
  52. Интеграция профессионального образования в мировое образовательное пространство и инновационные педагогические технологии: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (17 -19 мая 2005 г.) / ред. A.B. Новиков. Новосибирск: НГУЭУ, 2005. — 308 с.
  53. С.А., Клишин А. П. Разработка серии CD-дисков для заочной формы обучения, при использовании технологий дистанционного обучения. Сборник трудов конференции «Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития» Томск, ТГУ, 2007
  54. .С. Информационное обеспечение непрерывного профессионального образования в университетском комплексе. Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2004. — 267 с.
  55. JI.A. Краткий психологический словарь / Под общей ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
  56. В.А. Гуманитарная образовательная среда педагогического университета. СПб.: СПбГУ, 1999. 116 с. Режим доступа: http://www.inforrnika.ru/text/magaz/pedagog/pedagog7/a06.html, свободный.
  57. Т.А. Андрагогические условия организации самостоятельной работы студентов в высшей школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Калининград, 2001. 20 с.
  58. В. А. Генезис проблемы управления качеством дополнительного профессионально-технического образования в ситуации модернизации российского образования // Современные проблемы науки и образования. 2008. — № 4 — С. 77−82
  59. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. Режим доступа: www. e-joe.ru/sod/97/297/st064.html
  60. , А.Н. Проблемы взаимосвязи информационно-образовательной среды вуза и новых информационных технологий: http://www.mstu.edu.ru/publish/conf/llntk/section4/section43.html
  61. Г. А., Соловов A.B., Беляев М. И. Технологии создания электронных обучающих средств. М.: МГИУ, 2002. — 304 с.
  62. К.Г. Методология проектирования, оценка качества и применения средств информационных технологий обучения. Моногр. -Москва: Изд-во Госкоорцентр, 2001. 244 с.
  63. В. В., Шахгельдян К. И. Типовые организационные и технологические решения для создания региональной информационной среды вуза и филиалов // Открытое образование. 2004. № 5. С. 38−52.
  64. В. В., Шахгельдян К. И. Развитие информационной инфрастуктуры вуза для решения задач управления // Университетское управление. 2004. № 4. С. 67−77.
  65. П.А., Мигунова Л. Г. Профессиональные специализации в многопрофильных региональных группах: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные процессы в высшей школе», Краснодар, Кубан. гос. технол. ун-т, 2003 .С-143−144
  66. Н.В. Методы системного педагогического исследования. -Л.:Изд-воЖУ, 1980.-172с.
  67. H.B. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки. // Методы системного педагогического исследования.- JL: ЛГУ, 1980.172 с.
  68. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.- Л.: ЛГУ, 1970.- 114 с.
  69. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985.
  70. Ю., Мушталинская И. Педагогическая рефлексия в образовательной деятельности взрослых, «Новые знания"№ 4 2001 г.
  71. O.A. Дистанционное обучение: устойчивые структуры учебного материала./ О. А. Лавров.//Электронный журнал «Вопросы Интернет-образования». -режим доступа: http://vio.fio.ru/
  72. , Е.В. Формирование новой информационно-образовательной среды вуза: http:// www.psyedu.ru/ npviewall. php
  73. Ю.Н., Токарева B.C., Сухинина М. А. Эффективность образовательных технологий: проблемы и задачи / Обзорная информация. В.10. М.: НИИВО, 1999. — 64 с.
  74. В.Я. Инновационное обучение и наука. М., изд-во РАН и НИИНИ, 1992.-263 с.
  75. В., Федоров И., Благовещенская М. Современные технологии в инженерном образовании // Высшее образование в России.-2003.-№ 3.-С.117−123.
  76. М. Особенности взрослых учащихся, «Новые знания» № 4 2000 г.
  77. Методы эффективного обучения взрослых / Е. А. Аксенова, Т. Ю. Базаров, Н. Ф. Лукьянова и др. — М.- Берлин, 1998.
  78. Д.В., Смольникова И. А. Типология и рекомендации по созданию федеральных электронных общеобразовательных ресурсов. М.: ИИО РАО, 2006.
  79. Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга./ Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, Н. Н. Мельникова.-М.:Пед.об-во России, 1999.-95с.
  80. , Е. В. Формирование образовательной информационной среды школы как средства повышения качества учебных достижений учащихся: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Мельникова А. В. Иваново, 2006.
  81. В.Э. Информатизация образования как условие его модернизации. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. -464 с.
  82. Н.Г. Использование нетрадиционных педагогических технологий для реализации дифференцированного обучения. Автореферат диссертации на соискание ст. к.пед.н. Тюмень, 1997. — 32 с.
  83. А.Г. Особенности становления информационного общества на современном этапе.// Информационное общество и Россия / Под ред. В. П. Колесова, М. Н. Осьмовой. — М.: Экономический факультет, ТЕИС, 2002. —196 е./ с. 10−25
  84. , В.П. Теоретические основы создания учебной информационной среды телекоммуникационного обучения: автореф. дис.. докт. пед. наук: 13.00.01 / Мозолин В. П. М., 2000.
  85. В., Вигман С. Нетрадиционные методики для образования взрослых. Переод с нем. Г. В. Снежинской. М.: ЦИНО общ-ва «Знание» России, 1998.
  86. В.Д. Программированное обучение и идеи кибернетики. М.: Наука. 1970. -204 с.
  87. В.Д. Об активизации учебной деятельности // Вестник высшей школы, 1983, N8, с. 31.
  88. В.И. Постдипломное образование руководителей образовательных учреждений как андрагогический процесс: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 2004. 216 с.
  89. В. И. «Андрагогическая составляющая постдипломного образования руководящих кадров», интернет-сайт http://manager.fio.ru/getblob.asp7icbl0002797
  90. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/Е.С.Полат, М. Ю. Бухаркина, А.Е.Петров- Под ред. Е. С. Полат. -М.: Академия, 2000.
  91. Образование взрослых как социальный институт. Под редакцией Е. П. Тонконогой, В. И. Подобеда.- СПб., ИОВ РАО, 1999.
  92. Образование взрослых: опыт и проблемы. Под реакцией С. Г. Вершловского, СПб., 2002.
  93. Образование взрослых: Учебно-методическое пособие по результатам реализации проекта «Уровневая подготовка специалистов-андрагогов» / Под ред. Ж. С. Тимошковой. Красноярск: РИО КГПУ, 2003.
  94. Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. (Монографическая серия: научный редактор директор ИОВ РАО, док. Пед. наук В.И. Подобед). В 4-х томах. — СПб.: ИОВ РАО, 2000.
  95. Образование взрослых в условиях полиэтнического общества: Материалы межд. науч.-практ. конф. — Казань, 2000.
  96. K.P. Теория проектирования содержания и технологии образовательного процесса в высшей школе./ K.P. Овчинникова, Челяб.гос.ун-т.-Челябинск.:Энциклопедия, 2007.-209с.
  97. О.П. Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве // Информатика и образование. 2001. № 10. С. 66−70.
  98. Околелов, О. Электронный учебный курс/О. Околелов//Высшее образование в России.-1999.-№ 4. -с. 126−129
  99. Определения основных терминов дидактики высшей школы / Сост. Фокин Ю. Г. Обзорная информация НИИВО, вып. 4. М.: НИИВО, 1995. — 60 с.
  100. О состоянии и перспективах создания единой системы дистанционного образования в России. Режим доступа: http:/www.informika.ru/text/goscom/normdoc/ r30/30 006.html
  101. C.B. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. — 361 с.
  102. E.H., Митин А. И. Введение в педагогическую информатику: Учебное пособие. -М.: Изд-во РАГС, 2001. 217 с.
  103. Е.С. Основные направления развития современных систем образования. Режим доступа: http://www.ioso.ru/distant/library/publication/polat.html и http://www.humanities. edu.ru/db/msg/84 173
  104. В.М. Критерии теоретической и практической значимости исследований. Сов. Пед-ка, 1988, № 11.
  105. A.A. Новый подход к инженерному образованию: теория и практика открытого доступа к распределенным информационным и техническим ресурсам М.: Центр-Пресс, 2000. — 238 с
  106. Приказ МЧС РФ от 16 января 2003 г. N 20 Об аттестации сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России, выполняющих функции по осуществлению государственного пожарного надзора (с изменениями и дополнениями от 15.02.2005 г.)
  107. Психолого педагогические основы образования взрослых: теория и модели контекстного обучения., // ж-л «Новые знания», № 3. 2002 г. (с. 5−9).
  108. Равен Джон Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. М.: «Когито-Центр», 1999. — 144 с.
  109. Разработка и апробация педагогических технологий на основе ИКТ и моделей по их включению в образовательный процесс/ Под общей ред. Л. Н. Горбуновой, А. М. Семибратова. М:000 «Анкома», 2005. -с. 35−46
  110. У.К. Учителя и машины. Введение в теорию и практику программированного обучения. М.: Мир. 1968. 276 с.
  111. .У., Татур А. О. Стандарты и тесты в образовании. -М.: МИФИ (ТУ), 1995 48 с.
  112. И.В. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. М.: ИИО РАО
  113. Е. А. Интернет-технологии и свободное программное обеспечение в Московском государственном индустриальном университете // Научный сервис в сети Интернет: Тр. Всеросс. науч. конф. М., 2003. С. 355 358.
  114. И.Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация как прикладная область коммутативных исследований. Educational Technology & Society 8 (2). 2005. С. 257−264.
  115. Н.И., Каракозов С. Д., Шуклин Д. А. Введение в теорию и практику информационно-образовательных систем. Учебное пособие. Часть 2. Система лабораторных работ. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. — 94 с.
  116. С.Г., Батулин И. С. «Анализ возможностей повышения эффективности научной коммуникации в сети Интернет». // XVI Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» г. Москва 2006 год. Часть IV. С 79.
  117. С.Г., Батулин И. С. «Архитектура портала для поддержки научной и образовательной коммуникации» // XVII Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» г. Москва 2007 год. Часть V. С 205−206.
  118. E.H. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2002.
  119. . Обучающие машины. В кн.: Столаров JI.M. Обучение с помощью машин. М.: Мир, 1985.
  120. Э.Г. Информационно-образовательная среда вуза как средство формирования профессионализма студентов // Информатизация в образовании. 2008. № 8. С. 15−29.
  121. Смелянский Р. JL, Иевенко М. В. Возможности системы «Университет» компании «Редлаб» для формирования и реализации стратегии развития вуза // Универси тетское управление. 2004. № 3. С. 18−25.
  122. H.A. Образовательная среда в обучении иностранным языкам // ИЯШ. 2004. № 5. С. 44−48.
  123. Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых. Методическое пособие / Под ред. д.п.н., проф. В. И. Подобеда, д.п.н., проф. А. Е. Марона.
  124. Современные тенденции развития образования в ведущих странах мира // Высшая школа: сравнительные исследования, зарубежный опыт. -Вып. 1.-М., 1994.
  125. A.B. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология.-Самара: Новая техника, 2006.-464с.
  126. JI.B. Дополнительное профессиональное образование: становление нового социального института. /Монография/. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001 г.
  127. Л.В. Дополнительное профессиональное образование (анализ зарубежного опыта). Ростов-на-Дону: изд-во РГУ, 2002 г.
  128. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.: МГУ, 1969. — 134 с.
  129. Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе. М.: Знание, 1983. с. 3−37.
  130. A.B. Виртуальная образовательная среда в дистанционном обучении РКИ. Режим доступа: http://www.mapryal.org/vestnik/vestnik50/problems.shtml
  131. Д.В., Филатов О. Н. Технология обучения в высшей школе. М., «Экспедитор», 1996.
  132. О., статья «Образование взрослых как ведущий фактор демократизации общества», сайт http://ngo.pskovregion.org/vd/13−08−2000−01.shtml
  133. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.: Народное образование, 1996. — 152 с.
  134. X. Мотивация и деятельность. М.: 1986. — с. 341.
  135. А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: МГУ, 2003. — 416 с.
  136. В.Н. Диагностика и оценка качества образовательных систем // Педагогика. 1995. — Хо4. — 36−41.
  137. С. А. Особенности модели открытого дистанционного образования взрослых // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001. — С.5−17.
  138. М.Г. Концептуальная модель предметно-информационной среды образовательного процесса // Теоретические и прикладные модели информатизации региона. Апатиты: изд-во КНЦ РАН, 2000. — с. 64−67.
  139. Ю.А. Информационные процессы и информационная среда // НТИ. Сер. 2. 1976. № 1. С. 3−6.
  140. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Олма-Пресс, 2001. 365 с.
  141. Darkenwald G.G., Merriam S.B. Adult Education: Foundations of Practice. N.Y., 1982.
  142. Educational Technology Its Creation, Development and Cross-cultural Transfer. — Oxford, 1987.
  143. Foundations of Lifelong Education. Hambourg, 1976.
  144. Jones E. Teaching Adults: An Active Learning Approach.- Wash., DC., NAEYC, 1987.
  145. Knowles M.S. The Modern Practice of Adult Education. From Pedagogy to Andragogy. Chicago, 1980.
  146. Knox A.B. Helpihg Adult Learn: A Guide to Planning, Implementing and Conduction Programs. San Francisco, London. Jossey-Bass, -1987.
  147. Kuypers H.W., Leyndecker B. Erwachsenenbildung in der Praxis: Didaktik und Methodik.- Bad Heilbrunn, 1982.
  148. Learning to Be. Paris, Unesco, 1972.
  149. Miller H.L. Teaching and Learning in Adult Education.- N.Y. 1969.
  150. McCormick, K. Engineering Education in Britain and Japan: Some Reflections on the Use of the Best Practice’Models in International // Comparison Sociology. 1988. Vol. 22, No. 4, PP. 583−605
  151. Morgan B. et al. Methods in Adult Education. Danville, 1960.
  152. Mucchielli R. Les methodes actives dans la pedagogie des adultes.-Paris, 1972.
  153. Mueller A.D. Principles and Methods in Adult Education. N.Y., 1938.
  154. РАБОЧИЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
  155. Профессиональная переподготовка по специальности «Пожарная Безопасность» с углубленным изучением государственного пожарного надзора"наименование программы)
  156. Современные формы философского знания 2 2
  157. Предмет, структура и функции политологии 2 2
  158. Политические реалии современной России 2 2
  159. Система категорий профессиональной этики 2 2
  160. Итоговый контроль (зачет), дистанционно 2 2
  161. Итого по дисциплине 1.: 10 8 2
  162. Дисциплина 2. Организация осуществления государственного пожарного надзора
  163. Надзорная деятельность в сфере компетенции МЧС России 2 21 2 3 4 5 6 7 8
  164. Нормативное правовое регулирование надзорной деятельности в сфере компетенции МЧС России 6 4 2
  165. Организация государственного надзора в области ГОиЧС 4 2 2
  166. Организация государственного пожарного надзора в Российской Федерации 10 4 6
  167. Организационные основы обеспечения пожарной безопасности 4 2 2
  168. Организация и проведение мероприятий по контролю в области ПБ 10 4 6
  169. Деятельность должностных лиц органов ГПН по 10 4 6пресечению нарушений требований ПБ
  170. Государственный статистический учет и отчетность по пожарам и их последствиям 6 2 4
  171. Информационно-пропагандистская деятельность в области пожарной безопасности 4 2 2
  172. Организация взаимодействия с добровольными пожарными организациями в области ПБ 4 2 2
  173. Лицензирование деятельности в области пожарной безопасности 8 4 4
  174. Подтверждение соответствия продукции и услуг в области ПБ 4 2 2
  175. Взаимодействие органов ГПН с правоохранительными и др. надзорными органами в области ПБ 4 2 2
  176. Контроль за организацией и осуществлением ГПН 6 2 4
  177. Итоговый контроль (экзамен), очно 6 6
  178. Итого по дисциплине 2.: 22 16 4488 38 і 4 6
  179. Дисциплина 3. Расследование и экспертиза пожаров
  180. Итого по разделу З.1.: 14 4 1634 18 16
  181. Итого по разделу З.2.: 8 2 1828 10 18
  182. Итого по разделу З.З.: 4 2 814 4 1 9
  183. Итоговый контроль (экзамен), очно 6 6
  184. Итого по дисциплине 3.: 26 6 2 4282 і ?2 44 6
  185. Дисциплина 4. Пожарная безопасность объектов и населенных пунктов.
  186. Итого по разделу 4.1.: 18 8 6 1648 26 22 1 2 3 4 5 6 7 8
  187. Итого по разделу 4.2.: 18 4 4 2652 22 3 9
  188. Итоговый контроль (экзамен), очно 6 6
  189. Итого по дисциплине 4.: 36 12 10 42 106 48 52 6
  190. Дисциплина 5. Организация пожаротушения и проведение аварийно-спасательных работ.
  191. Пожарная тактика и ее задачи 4 2 2
  192. Разведка пожара. Действия при разведке пожара 4 2 2
  193. Спасание людей на пожаре. Действия при спасании людей на пожаре и при ликвидации последствий ЧС 4 2 2
  194. Боевое развертывание. Действия при боевом развертывании 4 2 2
  195. Тушение пожаров. Действия при тушении пожаров и ликвидации последствий ЧС 4 2 2
  196. Основы прогнозирования развития пожаров и связанных с ними ЧС 4 2 2
  197. Основы локализации и ликвидации пожаров 4 2 2
  198. Основы расчета тушения пожаров огнетушащими веществами 4 2 2
  199. Тактические возможности пожарных подразделений 4 2 2
  200. Управление подразделениями по тушению пожаров и ликвидации последствий ЧС 4 2 2
  201. Предварительное планирование боевых действий подразделений по тушению пожаров и ликвидации последствий ЧС 6 4 21 2 3 4 5 6 7 8
  202. Тактическая подготовка личного состава подразделений 2 2513. Изучение пожаров 2 2
  203. Тушение пожаров в сложных условиях 4 2 2
  204. Понятие и классификация чрезвычайных ситуаций 2 2
  205. Назначение и организационная структура специализированных отрядов и частей. 2 2
  206. Организация и проведение ПАСР в условиях чрезвычайных ситуаций природного и 2 2техногенного характера
  207. Итоговый контроль (экзамен), дистанционно 6 6
  208. Итого по дисциплине 5.: 6 30 2466 36 24 6
  209. Дисциплина 6. Пожарная техника, связь и противопожарное водоснабжение
  210. Итого по разделу 6.1.: 4 4 2 1626 8 И
  211. Раздел 6.2.Связь противопожарно! I службы62.1. Состояние и перспективы развития системы электросвязи в подразделениях ГПС МЧС России 4 2 2
  212. Итого по разделу 6.2.: 2 24 2 2
  213. Раздел 6.3. Пожарная техника63.1. Огнетушители 8 2 663.2. Пожарные автомобили. Пожарные насосы 4 2 2 63.3. Пожарные мотопомпы 4 2 2
  214. Итого по разделу 6.З.: 4 2 2 816 6 10
  215. Итоговый контроль (зачет), дистанционно 4 4
  216. Итого по дисциплине 6.: 8 8 4 2650 16 30 4
  217. Дисциплина 7. Пожарная безопасность в электроустановах
  218. Общие сведения об электрическом токе и способах его получения. 2 2
  219. Пожароопасные явления в электроустановках. 2 2
  220. Классификация помещений, пожароопасных и взрывоопасных зон по техническому регламенту. 4 2 21 2 3 4 5 6 7 8
  221. Выбор электрооборудования по требованиям пожарной безопасности 4 2 2
  222. Аппараты защиты электроустановок. 2 2
  223. Пожарная профилактика электрических сетей. 4 2 2
  224. Требования пожарной безопасности при проведении электросварочных работ. 2 2
  225. Молниезащита. Защита от статического электричества. 4 2 2
  226. Контроль за обеспечением пожарной безопасности 4 4электроустановок.
  227. Итоговый контроль (зачет), дистанционно 4 4
  228. Итого по дисциплине 7.: 4 12 1232 16 12 4
  229. Дисциплина 8. Газодымозащитная служба
  230. Организационная структура ГДЗС ГПС МЧС, ее задачи и функции. 4 2 2
  231. Опасные факторы пожара и аварий. Назначение и классификация средств газодымозащиты. 4 2 2
  232. Принцип работы СИЗОД. Назначение и устройство основных узлов и деталей. Техническое обслуживание СИЗОД. 8 2 6
  233. Правила работы и требования безопасности при работе в СИЗОД. 4 2 2
  234. Итоговый контроль (зачет), дистанционно 2 2
  235. Итого по дисциплине 8.: 4 4 2 1022 8 12 2
  236. Дисциплина 9. Пожарно-строевая подготовка
  237. Назначение и задачи пожарно-строевой подготовки. Общие положения пожарно-строевой подготовки (ПСП). 2 2
  238. Укладка и надевание боевой одежды и снаряжения. Сбор и выезд по тревоге. 2 2
  239. Упражнения со спасательной верёвкой. Спасание и самоспасание. Упражнения с пожарными рукавами, стволами, рукавной арматурой и принадлежностями. 2 2
  240. Психологическая подготовка пожарных. 2 2
  241. Вскрытие и разборка конструкций. 2 2
  242. Инструкторско-методическая подготовка руководителя занятий по ПСП. 2 2
  243. Работа с ручными пожарными лестницами и авто лестницами. 2 2
  244. Боевое развёртывание. 2 2
  245. Итоговый контроль (зачет), дистанционно 2 2
  246. Итого по дисциплине 9.: 4 2 2 818 6 10 21 2 3 4 5 6 7 8
  247. Дисциплина 10. Пожарная автоматика
  248. Раздел 10.1. Автоматическая пожарная сигнализация101.1. Принципы построения и состав систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации 4 2 2101.2. Пожарные извещатели 4 2 2101.3. Приборы приемно-контрольные пожарные 4 2 2
  249. Итого по разделу 10.1.: 2 4 612 6 6
  250. Итого по разделу 10.2.: 4 4 1220 8 12
  251. Итого по разделу 10.3.: 2 1012 2 10
  252. Итоговый контроль (зачет), дистанционно 4 4
  253. Итого по дисциплине 10.: 8 8 2848 16 28 4
  254. Дисциплина 11. Безопасность жизнедеятельности
  255. Итого по разделу 11.1.: 2 46 2 4 1 2 3 4 5 6 7 8
  256. Итого по разделу 11.2.: 2 6 412 8 4
  257. Итого по разделу 11.3.: 2 2 26 2 4
  258. Итоговый контроль (зачет), дистанционно 4 4
  259. Итого по дисциплине 11.: 4 8 2 1028 12 12 41. ИТОГО: 122 114 22 246 550 236 268 460}
Заполнить форму текущей работой