Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Образец календаря природы и погоды. 
Рекомендации по его использованию в эколого-педагогическом процессе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Третья неделя сентября — понедельник. Воспитатель вызывает интерес к осенним явлениям природы, используя стихи, загадки. Затем знакомит со страницей календаря «Сентябрь», обращает внимание на разлиновку, клеточки дней недели, погоды, место для рисунка на тему «Живая природа». Рассказывает, что сегодня — в понедельник — начнутся наблюдения за природой на участке и что результаты наблюдений надо… Читать ещё >

Образец календаря природы и погоды. Рекомендации по его использованию в эколого-педагогическом процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

дошкольник педагогический обучение Предложенные разработки относятся к старшей группе. Наблюдения проводились осенью, каждую третью неделю месяца.

Третья неделя сентября — понедельник. Воспитатель вызывает интерес к осенним явлениям природы, используя стихи, загадки. Затем знакомит со страницей календаря «Сентябрь», обращает внимание на разлиновку, клеточки дней недели, погоды, место для рисунка на тему «Живая природа». Рассказывает, что сегодня — в понедельник — начнутся наблюдения за природой на участке и что результаты наблюдений надо зарисовать в календаре с помощью условных обозначений. Ознакомить детей со значками. Познакомить со страницей «Условные обозначения». На прогулке воспитатель организует наблюдение за погодой. Предлагает всем рассмотреть небо и сказать, какого оно цвета, что на нём (облака, тучи, солнце), идёт ли дождь. Даёт по состоянию неба определение погоды (пасмурная, солнечная, облачная, дождливая). Затем дети определяют, есть ли ветер (ищут признаки, по которым его можно обнаружить). Воспитатель даёт другое определение погоды: ветреная (тихая). В заключение обсуждаются температурные особенности погоды. Воспитатель обращает внимание детей на их одежду, на её соответствие погоде и сезону. Подводится итог, например: сегодня погода солнечная, тихая, теплая. Воспитатель предлагает детям запомнить это определение, чтобы после прогулки зафиксировать результаты наблюдения в календаре природы.

В группе все собираются возле календаря, выясняют, какими значками и где следует отметить погоду. Воспитатель помогает тем, кто захочет, нарисовать значки, можно рисовать с помощью трафаретов, заранее приготовленных воспитателем. Затем рисуют фигурку человека (можно рисовать по трафарету), раскрашивают этот значок в соответствии с погодой. Воспитатель обращает внимание детей на цветные клеточки обозначающие дни недели. Ко второй половине года дети старшей группы владеют некоторыми первоначальными знаниями о времени (день, неделя). Поэтому в первой половине года старшей группы воспитатель только начинает знакомить детей с днями недели.

Аналогичным способом ведется наблюдение и заполняется календарь в последующие дни недели. В четверг во время прогулки воспитатель обстоятельно рассматривает с дошкольниками одно из деревьев (затем оно будет зарисовано в календаре), выясняя, больше жёлтых или зелёных, есть ли под деревом опавшие листья и какого они цвета, где листьев больше на дереве или под ним. Затем обсуждаются другие деревья и кустарники участка и отыскиваются признаки осени. Затем рассматривается растительный покров земли.

В группе со всеми детьми проводиться занятие по изодеятельности — каждый ребёнок рисует дерево, которое рассматривалось и покров земли. Формат бумаги, на которой рисуют дети, соответствует размерам графы «Живая природа» в календаре. Техника рисования и материалы могут быть любые. По окончанию работы все рассматривают рисунки и сообща выбирают самый удачный. Воспитатель в присутствии детей подправляет рисунок и помещает его в календарь.

В пятницу вечером все вместе рассматривают страницу календаря. Выясняется, что до конца недели осталось два дня — суббота и воскресенье. Воспитатель предлагает детям самостоятельно понаблюдать в эти дни за погодой и рассказать о ней в понедельник.

Утром в понедельник завершается сентябрьская работа с календарём. Воспитатель хвалит тех, кто не забыл в выходные дни провести наблюдения. Рассматривая с детьми страницу календаря, воспитатель подводит итог: «Целую неделю в конце сентября мы с вами наблюдали за осенней природой: каждый день отмечали погоду, рассматривали растительность нашего участка, искали животных. Всё это отображено в календаре. Пройдёт время, мы забудем про сентябрь, но календарь напомнит нам, что было в эти дни. В конце октября мы опять будем наблюдать за природой. Сентябрь — это начало осени, а октябрь — её разгар.

В октябре, как и в сентябре, в третью неделю, осуществляется ежедневное наблюдение за погодой и заполнение «Календаря природы». Работа ведётся так же, как в сентябре: воспитатель помогает детям заполнить календарь, учит рисовать по трафаретам значки, даёт на субботу и воскресенье домашнее задание — наблюдать за погодой. В середине недели воспитатель организует целевую прогулку по участку детского сада: дети рассматривают деревья, любуются их осенним убранством. Особенно тщательно рассматривается дерево, которое постоянно изображается в календаре. Дети смотрят, как выглядит покров земли: какая трава — зелёная, жёлтая или жухлая; есть ли цветущие растения, много ли луж. Все эти наблюдения заносятся в календарь.

В ноябре, как и в предыдущие месяцы, в третью неделю, ведутся ежедневные наблюдения за погодой, результаты фиксируются в календаре. Среди недели воспитатель организует рассматривание растительности на участке, покрова земли. Все наблюдения в виде рисунка отображаются в календаре, в графе «Живая природа». Воспитатель разнообразит приёмы работы с детьми, даёт индивидуальные задания, поручения, выполнение которых контролируется всей группой. В конце недели воспитатель даёт задание на дом — наблюдать в выходные дни за погодой. В понедельник дети завершают работу с календарем. Техника заполнения граф календаря остаётся прежней.

При заполнении календаря воспитатель даёт детям те же материалы, которыми они пользовались в сентябре, чтобы страницы были сопоставимы, — только в этом случае календарь станет графической моделью сезонных изменений в природе. После того, когда календарь будет заполнен полностью воспитатель предлагает детям рассмотреть, как они вели его три месяца, и поговорить об осени — выяснить, чем это время года непохоже на другие сезоны. [5 с. 119].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой