Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия развития дистанционного образования преподавателей в системе регионального комплекса «педагогический университет — колледж»: Историко-педагогический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В начале XXI века новая компьютерная парадигма Интернета будет определять одинаковые для всех стратегии развития образования в едином и не раздробленном пространстве информации. В этой связи на конгрессе ЮНЕСКО в 1996 г. в качестве одной из важнейших целей был определен переход «от компьютерной грамотности к информационной культуре» преподавателей, студентов и школьников. В будущей системе… Читать ещё >

Содержание

  • Первая глава «Историко-педагогические проблемы развития дистанционного образования»
    • 1. 1. Основные предпосылки развития дистантного образования в России и за рубежом
    • 1. 2. Региональные подходы к реализации концепции дистантного образования в инновационных образовательных системах
  • Выводы по первой главе
  • Глава вторая. Реализация дистантных программ в учебном комплексе «педагогический университет-колледж»
    • 2. 1. Сравнительный анализ традиционных и дистанционных педагогических технологий
    • 2. 2. Опытно-педагогическая работа по апробации дистантного курса. I * I
  • Выводы по второй главе.-.'

Педагогические условия развития дистанционного образования преподавателей в системе регионального комплекса «педагогический университет — колледж»: Историко-педагогический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных условиях развития педагогической науки выделены приоритетные направления, которые позволят развивать российскую систему образования в условиях становления информационного общества, в основе которых находятся информационные технологии, телекоммуникации и технологии дистанционного образования. В этой новой образовательной ситуации, для которой характерно становление парадигмы открытого образования, развиваются новые типы образовательных учреждений, в основе которых находится процесс интеграции регионального педагогического университета и педагогических колледжей (А.А. Греков, JI.B. Левчук, Н. К. Сергеев, В. В. Арнаутов, Е. В. Бондаревская и др. Смена парадигмы современного педагогического образования — от знаниевой к ценностно-ориентированной — требует пересмотра стереотипов, философских основ образования, определения реального поля актуальных для региона проблем, ориентирующих ученых и практиков на интеграцию, которая позволит не только разрабатывать новые концепции образования, но и внедрять их в практику применительно к конкретно рекомендуемым условиям региона.

В развивающемся региональном комплексе «педагогический университет-колледж» на основе информационных технологий изучаются состояние и прогнозирование тенденций в развитии научно-образовательного потенциала Юга России, обновление теоретико-методологических основ развития образовательных систем в регионе, формирование банка научно-методических материалов в поддержку инновационной деятельности, интенсификация научных школ и поддержка новых научных направлений, апробация и внедрение нового содержания образования, образовательных технологий, моделей управления, а также расширение международного сотрудничества.

В этой новой для южно-российского региона образовательной ситуации актуализируется ряд проблем профессионально-педагогического образования — подготовка преподавателей, развитие их профессионально-педагогической культуры, для этого необходимо сравнить модели профессиональной подготовки педагогов в разных странах, раскрыть составляющие профессионального сознания педагогов-практиков в школе, вузе, уточнить характер педагогической деятельности, систему профессиональных ценностей, систему знаний и умений, поиск механизмов интеграции деятельности преподавателей колледжа в развивающуюся новую образовательную среду комплекса.

Одним из направлений развития регионального комплекса «педагогический университет-колледж» является дистанционное образование. Целесообразность его применения обусловлена ситуацией технологического взрыва, который внесет значительные изменения в общение людей и, соответственно, повлияет в целом на образ жизни многих народов.

В начале XXI века новая компьютерная парадигма Интернета будет определять одинаковые для всех стратегии развития образования в едином и не раздробленном пространстве информации. В этой связи на конгрессе ЮНЕСКО в 1996 г. в качестве одной из важнейших целей был определен переход «от компьютерной грамотности к информационной культуре» преподавателей, студентов и школьников. В будущей системе образования, когда образовательное пространство и информационное пространство будут составлять единое целое, обучаемые смогут находиться на любом расстоянии от центра обучения и географически будут рассредоточены на значительном расстоянии. Телевидение, компьютеры, Интернет, электронная почта и др. будут обеспечивать не только образование в рамках одной страны, но и в интернационально открытом образовательном пространстве. Поэтому современный преподаватель должен владеть системно-информационным подходом к анализу окружающего мира, владеть методами и средствами работы с информацией, так как в мировой сети телекоммуникаций накоплен огромный запас информации, в том числе образовательной направленности. Глобальные компьютерные сети, новые информационные технологии, цифровые видео технологии в ближайшие десятилетия станут доминирующей составляющей образования информационного XXI века (К.К. Колин, С. О. Красмаров, Ю. С. Брановский и др.).

Актуальность настоящего исследования обусловлена следующими положениями:

• неразработанностью теории процессов становления новых моделей многоуровневого непрерывного образования, теоретических и методологических подходов к определению его содержания, к технологиям управления качеством педагогического образования, как условиям подготовки специалистов, широко компетентных в педагогической деятельности и ориентирующихся в системе управления качеством образования, что, в конечном итоге, не позволяет педагогическим вузам и развивающимся на их базе комплексах, реально достигать высокого уровня в подготовке выпускников;

• очевидной потребностью систематизировать имеющийся в регионах опыт действующих в инновационном режиме учреждений по реализации концепций непрерывного уровневого высшего педагогического образования, одной из которых является региональный университетский округ с рядом комплексов, в том числе и комплекс «педагогический университет — колледж». Развитие этого типа комплекса на основе информационных технологий и технологий дистанционного образования в составе университетского округа РГПУ является новой исследовательской и практической проблемой, что повлияло на выбор темы и логики исследования как науковедческой проблемы.

Анализ философской, психолого-педагогической и историко-педагогической литературы по проблеме многоуровневого образования, процессам университезации педагогических вузов, а также изучение реального состояния проблемы развития и управления педагогическим образованием в условиях функционирования учебных комплексов на базе одного вуза или же в составе регионального университетского округа подтверждают существование противоречий между теорией проектирования инновационных образовательных моделей и практикой интеграции образовательных учреждений.

Противоречие между сложившейся системой высшего педагогического образования и постановкой новых целей развития многоуровневого педагогического образования, призванного обеспечить информационные потребности преподавателей регионального комплекса «педагогический университет — колледж» на основе овладения преподавателями технологий дистанционного образования к научной и образовательной информации определили выбор темы исследования -«Педагогические условия развития дистанционного образования преподавателей в системе регионального комплекса «педагогический университет — колледж (историко-педагогический аспект)».

Объектом исследования является процесс развития теории дистанционного образования.

Предмет исследования — педагогические условия развития дистанционного образования преподавателей в системе регионального комплекса «педагогический университет — колледж» как инновационной образовательной структуры, развивающейся с конца 90-х годов XX века — начала XXI века.

Цель исследования — провести историко-педагогический и науковедческий анализ развития теории дистанционного образования и выявить возможности его применения в организации этого типа образования в региональном комплексе «педагогический университет — колледж».

Гипотеза исследования. Для развития дистанционного образования преподавателей регионального комплекса «Педагогический университетколледж» необходимы следующие условия:

1. Развитие дистанционного образования преподавателей регионального комплекса «педагогический университет — колледж» рассматривается в контексте развития новых образовательных структур, функционирующих на основе информационных технологий и телекоммуникаций — региональных университетских округов;

2. Конкретизация, дифференциация теорий, научных гипотез, теорий развития дистанционного образования на различных этапах информатизации образования, применения информационных технологий и телекоммуникаций в России и за рубежом;

3. В качестве системообразующей категории процесса повышения квалификации преподавателей учебного комплекса «Педагогический университет — колледж» будет рассматриваться технология дистанционного образования.

Задачи исследования.

1. Провести историко-педагогический и науковедческий анализ теории и практики дистанционного образования как педагогического понятия, его моделей, программ.

2. Определить специфику реализации теории дистанционного образования в педагогическом образовании и на этой основе обосновать модель развития дистанционного образования учебного комплекса «Педагогический университет — колледж», развивающегося с 2001 года в структуре регионального университетского округа.

3. На основе историко-педагогического и науковедческого анализа разработать программу-проект дистанционного образования «Информатика» для преподавателей регионального комплекса «Педагогический университет — колледж».

Методологическая основа исследования базируется на общефилософском принципе объективности, требующего глубокого анализа множества факторов, влияющего на развитие изучаемого явления. Основой исследования является диалектика как общий метод познания, предполагающий целостное рассмотрение явлений в их развитии и взаимосвязи. Исследование строится на принципе внутринаучной рефлексии (педагогического науковедения), историзма, системном подходе к изучению явлений, педагогических теорий, идей. В методологии исследования нами выделяется региональный подход, который предполагает учет не только общих особенностей, характерных для становления педагогического образования в стране, но и рассмотрение региональной специфики данного процесса с позиций теории и практики развития регионального комплекса «педагогический университет — колледж». Методологическую основу исследования составляют:

• концепции о человеке как субъекте деятельности, о личности, индивидуальности (JT.C. Выготский, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, К. К. Платонов, C.JI. Рубинштейн);

• теория содержания образования (В.В. Краевский, B.C. Леднев, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В.Т. Фоменко);

• теория организации (А.А. Богданов, И. П. Раченко, Ф. Тейлор);

• теория самоорганизации (И. Пригожин, Г. Хакен, С. В. Кульневич и др.);

• теории информационного общества и информационных процессов;

• концептуальные основы непрерывного и многоуровневого образования, структуры и функций профессионально-педагогической деятельности учителя (О.А. Абдулина, С. Г. Вершловский, Д. М. Зембицкий, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, И. А. Колесникова, В. А. Сластенин, П. В. Худоминский, Н. М. Чегодаев и др.).

Теоретическим основанием являются:

• классические основы теории познания и методологические принципы системности (Ф. Бэкон, Г. В. Ф. Гегель, Р. Декарт, И. Кант, Б. Спиноза);

• классические законы термодинамики и теории информации (К. Шеннон) (понятия термодинамических параметров, управления состояния, энтропии, макросистемы, закон Фурье);

• философские принципы и категории: качество, дивергенция и конвергенция (парные законы), пассионарность, детерминированность, универсализм.

Теоретическую базу исследования составляют работы отечественных и зарубежных специалистов, посвященные:

• общей теории управления социальными организациями (М. Альберт, Р. Акофф, М. Вебер, А. Файоль, В. Р. Веснин, О. С. Виханский, Г. Г. Габдуллин, И. Н. Герчикова, С. О. Доннел, В. Ю. Кричевский, Г. Кунц, М. Мескон, А. И. Наумов, Ф. Хедоури, В. А. Якунин и др.);

• теории управления социальными и образовательными процессами и системами (Ж. Алан, В. Г. Асеев, Д. Бэлл, П. Далин, Э. Д. Днепров, Б. С. Гершунский, А. Г. Здравомыслов, В. А. Караковский, B.C. Лазарев, A.M. Моисеев, А. А. Орлов, М. М. Поташник, И. Н. Проданов, В. Руст, В. Сандер, В. Н. Турченко, К. М. Ушаков, П. В. Худоминский, Р. Х. Шакуров, Т. И. Шамова, В. К. Шаповалов и др.);

• теоретическим основам и технологиям педагогического образования (Н.А. Алексеев, Е. П. Белозерцев, Е. В. Бондаревская, А. А. Вербицкий, А. А. Греков, Н. В. Коноплина, И. Б. Котова, В. Л. Матросов, A.M. Радьков, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, И. Г. Фомичева, P.M. Чумичева, Е. Н. Шиянов и др.);

• разработке принципов регионализации и саморазвития образовательных систем (А.А.Греков, Л. В. Левчук, Н. А. Аитов, Н. Ю. Бармин, А. Н. Вырщиков, Ю. В. Громыко, Л. И. Новикова, В. В. Маскин, Ю. М. Петров, В. Д, Семенов и др.);

• проблемам прогнозирования, моделирования и проектирования образовательных систем (В.П. Беспалько, И.В. Бестужев-Лада, Б. С. Гершунский и др.).

При подготовке к диссертации использовались методы исследования, характерные для изучения истории педагогики и педагогического науковедения. Для реализации принципа историзма применялись сравнительно-исторический анализ, позволяющий выявить сходство и различие в педагогических явлениях, и историко-ретроспективный метод, дающий возможность рассмотреть динамику историко-педагогического процесса. Применение метода актуализации позволило выявить исторические факторы, знание которых способно обогатить современную практику дистанционного образования в региональных университетских округах, в контексте которых создается новый тип образовательной структуры — региональный комплекс «педагогический университетколледж».

Информационно-энтропийный анализ распределения интеллектуальных ресурсов Россиидиалектический анализ тенденций и противоречий современного образовательного процесса, синергетические модели (микромодели) развития образовательных структур (вузы, филиалы, образовательные департаменты и т. д.) и качеством образования в вуземетод системно-структурного анализа, методы педагогического конструирования, моделирования, проектированиятеоретический анализ и обобщение педагогических, психологических, методических трудов, изучение научной периодической печати по теме исследования. Источниковедческую базу исследования составили фонды Министерства образования Ростовской области, ИПК и ПРО, РГПУ. Архивные материалы можно распределить на следующие группы: нормативно-законодательные акты по организации дистанционного образования, протоколы и решения конференций по проблемам информатизации образования и дистанционного образования, учебные планы и программы по проектированию дистанционных курсов, отчеты преподавателей о научно-исследовательской деятельности по изучаемой проблеме.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1998 — 2000 г. г.) — изучение литературынакопление эмпирического материаларазработка программы исследования: определение цели, объекта, предмета и задач исследования.

Второй этап (2000 — 2001 г. г.) — разработка теоретических основ исследования, выявление и анализа архивных документов и материалов по истории ДО педагогических учебных заведений.

Третий этап (2001 — 2002 г. г.) — обобщение архивных материалов, оформление результатов исследования, уточнение библиографии, оформление теоретических положений диссертации. Апробация модели дистанционного образования преподавателей регионального комплекса «педагогический университет — колледж» и программы — проекта «Информатика».

Научная новизна и теоретическая значимость заключается в том, что в диссертации обоснованы ряд понятий, объясняющих развитие дистанционного образования в развивающемся региональном университетском округе, частью которого является учебный комплекс «педагогический университет-колледж».

Практическая значимость состоит в том, что разработаны рекомендации по проектированию дистантного курса для преподавателей, работающих в учебном комплексе, что актуализирует для них потребность в постоянной системе повышения квалификации с учетом возможностей удаленного доступа к информации и обеспечения работы с компьютером в этом режиме.

Достоверность и обоснованность обеспечены адекватностью методов исследования и исходными теоретико-методологическими основаниями.

Апробация результатов: результаты диссертации внедрены в деятельность учебного комплекса «педагогический университет-колледж», в ряде колледжей Ростовской области и Михайловского колледжа, входящего в учебный комплекс Волгоградского государственного педагогического университета. Материалы диссертации докладывались на внутривузовских и межвузовских конференциях, семинарах, конгрессе по проблемам международного педагогического науковедения.

На защиту выносятся:

1. Путем историко-педагогического и науковедческого анализа теоретических исследований дистанционного образования и инновационной образовательной практики определены понятия и предпосылки развития региональных комплексов на базе педагогических вузоввыявлена сущность понятий «уровневое образование», «учебный комплекс в системе непрерывного образования" — «дистанционное образование преподавателя регионального комплекса «педагогический университет-колледж». Становление дистанционного образования преподавателей регионального комплекса «педагогический университет-колледж» определяется как общенациональными процессами в системе педагогического образования, так и влиянием процессов информатизации, информационных технологий, телекоммуникаций на развитие регионального комплекса как открытой образовательной структуры.

2. К основным тенденциям, выявленным в процессе анализа, систематизации понятий, теорий многоуровневого педагогического образования, развития университетских округов выявлена тенденция развития регионального комплекса «педагогический университетколледж» на основе технологий дистанционного образования. Развитие дистанционного образования выявило тенденцию интернационализации, создания интернациональных образовательных структур различного назначения.

3. Выявлены характерные особенности дистанционного образования в России и за рубежом. Выявлены перспективы развития дистанционного образования преподавателей регионального комплекса «педагогический университетколледж» в контексте открытого образования, сочетающего традиционные формы образования, возможности дистанционного образования с новыми принципами, методами открытого образованияиндивидуальные программы обучения, свобода выбор времени, темпов усвоения материалов, места обучения, применение авторизированных компьютерных сред и т. д.

4. Выявлены возможности регионального учебного комплекса в организации дистанционного образования преподавателей: выбор модели дистанционного образования для преподавателей регионального комплекса «педагогический университет — колледж». Выбор модели «университетское обучение (на базе одного университета» дополнен особенностями южнороссийского региона: преемственность с опытом подготовки преподавателей педагогических колледжей и педагогического университета 90-е годы 20 века, с опытом этой деятельности УНПК на базе РГПУ. Проект-программа «Информатика» учитывает новые возможности технологий дистанционного образования — применение автоматизированных тестовых заданий, наличие инструментальных средств для формирования базы знаний, схем, таблиц.

Структура диссертации: диссертация состоит из двух глав, списка литературы.

Выводы по второй главе.

Внедрение педагогических систем дистанционного образования позволяет в большей мере по сравнении с традиционными формами реализовать принцип открытости образования, выражающийся в «мягкости» ограничений по возрасту, начальному образовательному цензу, вступительных контрольных мероприятий для возможности обучения в образовательном учреждении в виде собеседований, экзаменов, тестирования и т. д.

Анализ сравнительной эффективности различных форм обучения по степени формирования умений и навыков (второй критерий) показал, что число часов практических занятий, тренингов, деловых игр и других занятий, на которых отрабатываются сложные профессиональные умения и навыки, по дистанционной технологии приближается к показателям очной формы обучения. Особенности организации и ведения заочного обучения не позволяют увеличить значение этого показателя до приемлемого уровня.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данные особенности системы образования свидетельствуют о том, что она является весьма сложной, причем открытой системой. Степень открытости системы образования зависит от многих факторов, для российской системы образования важнейшими являются политические.

Демократизация является ведущей тенденцией развития всей общественной системы, составной частью которой является институт высшего образования России. Демократизация, выразившаяся в растущей децентрализации управления системой образования, придании большего объема прав вузам, отмене идеологического диктата, изменении статуса студентов и преподавателей, проведении выборов руководящего состава вузов, введении студентов в управляющие структуры вузов, является важнейшей тенденцией функционирования и развития высшего образования в России.

Развитие дистанционного образования выявило тенденцию интернационализации, создания интернациональных образовательных структур различного назначения. Образование становится инструментом взаимопроникновения не только знаний и технологий, но и капитала, инструментом борьбы за рынок, решения геополитических задач. При этом дистанционные методы обучения, основанные на современных технологических достижениях, обладая высокой степенью охвата и дальнодействия, будут играть основную роль.

Важной тенденцией развития образования является его непрерывность, которая явственно обнаружилась в начале 80-х годов.

Вышеперечисленные тенденции взаимообуславливают друг друга и в целом подтверждают необходимость формирования новой образовательной парадигмы.

Формирование ДО как системы обусловлено исторически. Главную роль в этом сыграла потребность общества в специалистах высшей квалификации, в увеличении их количества посредством распространения системы высшего образования по всей территории того или иного государства и ее демократизации.

Система ДО развивалась и продолжает развиваться как синтезирующая все положительные стороны классической системы образования и прогрессивные достижения инновационных педагогических моделей. Именно такой синтез обеспечивает эффективность ДО, что и определяет его стремительное развитие практически во всем мире (в основном в Европе и Азии) и в виде разнообразных организационных структур.

Анализ современных исследований позволил выделить несколько подходов к формированию целей образования: деятельностный, ориентированный на формирование у выпускников определенного объема знаний, умений и навыков (на что в конечном итоге ориентирован стандарт в части квалификационных требований) — системный, обуславливающий развитие у выпускников готовности к осуществлению того или иного вида педагогической деятельностиличностно-ориентированный, обеспечивающий развитие индивидуальности личностикультуросообразный, транслирующий ценности в образование и способствующий развитию творческого потенциала личности. К сожалению, в стандартах образования и образовательных программах отсутствует ориентация на сложившиеся в педагогической теории методологические основы, обрисовывающие целеполагание в аспекте различных концепций.

Непрерывное педагогическое образование, как культуротворческая модель, требует в конечном результате от выпускника способности к творческому саморазвитию, к воспроизведению и трансляции культурного опыта, умения переработать педагогическое знание в ценностно-ориентированное, где эталонным образцом развивающейся личности является творчество, свобода, гуманность, толерантность по отношению к детям и взрослым.

В контексте личностно-ориентированной модели образования оно выступает средством развития личности и способом достижения высокого уровня качества подготовки специалистов. Между этими понятиями педагогического процесса (личность, содержание, средства) существует взаимообусловленная зависимость. Качество одного компонента образовательной системы логично вызывает изменение качественных характеристик в другом (интеграция содержания — целостная личность, взаимосвязь функций — целостность образовательной системы и т. п.).

При создании модели непрерывного образования важно обнаружить эталон этого качества и создать механизм управления им. Как показал анализ исследований, именно эти ключевые позиции остаются на современном этапе развития педагогической науки невыясненными.

Сравнительный анализ классических форм обучения и дистанционного обучения по сформулированным выше критериям позволил выявить следующее.

Анализ изменения учебной нагрузки студентов в течение года по различным формам обучения показал, что наибольшая неравномерность нагрузки в заочной форме обучения даже при организации трех установочных сессий в год (это может позволить себе далеко не каждый ВУЗ). Обучение по дистанционной форме обучения занимает промежуточное место по равномерности учебной нагрузки на студента между очной и заочной формами обучения.

Анализ сравнительной эффективности различных форм обучения по степени формирования умений и навыков (второй критерий) показал, что число часов практических занятий, тренингов, деловых игр и других занятий, на которых отрабатываются сложные профессиональные умения и навыки, по дистанционной технологии приближается к показателям очной формы обучения. Особенности организации и ведения заочного обучения не позволяют увеличить значение этого показателя до приемлемого уровня.

Дистанционное образование как одна из форм обучения развивается с учётом исторического опыта организации обучения на расстоянии и является в 90-е годы утвердившейся формой обучения.

Эта форма получения образования позволяет:

• сделать высшее и другие уровни образования доступным для широких слоев населения вне зависимости от места проживания, возрастного ценза, условий жизни и работы на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого и, тем самым, реализовать потребности населения в образовательных услугах, а страны в качественно подготовленных специалистах;

• реализовать важные и конструктивные идеи опережающего и непрерывного образования, быть способной реагировать на постоянно меняющиеся запросы рынка труда;

• компенсировать сокращение государственного финансирования, усилить международную интеграцию, снять социальную напряжённость, повысить социальную и профессиональную мобильность населения;

• сохранять и приумножать знания, кадровый и материальный потенциал, накопленный отечественной системой образования, полнее использовать педагогический и научный потенциал вузов, эффективно использовать существующие и перспективные средства новых информационных технологий (СНИТ) и решить ряд других социально-экономических задач.

Изучение педагогической литературы, экспериментальных результатов и публикуемого в периодической печати опыта создания и функционирования образовательных комплексов, позволило нам выделить некоторые исходные теоретические положения, характеризующие сущность этих региональных образований. Учебно-научный педагогический комплекс является одной из форм непрерывного образования, в наибольшей степени способной обеспечить соединение инновационной педагогической практики и инновационной теории. Образовательные комплексы, реализующие модели непрерывного педагогического образования, имеют все возможности развития учителей и воспитателей как специалистов, способных к самореализации, постоянному профессиональному совершенствованию, разностороннему духовному, интеллектуальному, эмоциональному, нравственному росту.

Развитие образовательных комплексов на базе педагогических вузов изменяет традиционную структуру подготовки кадров. Эти формирования, со своими специфическими характеристиками, целями, функциями, содержанием деятельности, механизмами управления, объединяют в единое образовательное пространство разнопрофильные и, на первый взгляд, не связанные между собой учебные заведения, но, консолидируя из возможности и усилия, позволяют оперативно откликаться на образовательные запросы регионов и их населения, насыщая рынок разнообразными образовательными услугами без существенного увеличения затрат и количества студентов, обучающихся на бюджетной основе.

Заявленная образовательная инициатива аккумулирует опыт реформирования педагогического образования в регионе, начатого в 90-х гг. и состоящего в создании учебно-научно-педагогического комплекса, объединившего педагогические вузы и педагогические училища (получившие статус высших педагогических училищ и педагогических колледжей) и находится на стыке основных направлениях реформирования педагогического образования:

• концептуальное обоснование значимости подготовки специалиста к реализации личностной ориентированности образования, создание условий, способствующих индивидуально-личностному и личностно-профессиональному становлению будущего учителя (О.А. Абдуллина, Е. Б. Бондаревская, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.);

• определение оптимальной структуры педагогического образования, позволяющей создавать пространство выбора и самоопределения будущего специалиста (Е.П. Белозерцев, В. Н. Карпов, E. J1. Осорин, А. П. Тряпицына, Н. В. Ходякова и др.);

• стандартизация педагогического образования (В .И. Байденко, В. И. Березовский, Б. С. Гершунский и др.);

• непрерывность и преемственность высшего и среднего педагогического образования, моделирование условий реализации такого рода взаимодействий (А.В. Батаршев, Р. А. Ильясов, Л. Г. Петряевская, Н. Ф. Радионова, Н. К. Сергеев и др.);

• концептуальное обоснование и определение функционального содержания деятельности новых для России типов педагогических учебных заведений — педагогического университета и педагогического колледжа (В.И. Загвязинский, И. Ф. Исаев, В. В. Краевский, О. Е. Лебедев, А. П. Лиферов и др.).

В реализуемой образовательной инициативе понятие уровень подготовки специалистов рассматривается в нескольких аспектах: 1) как характеристика подсистем педагогического образования допрофессиональное, среднее, высшее, постдипломное), 2) как характеристика преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня, 3) образовательные учреждения различных организационно-правовых форм, типов и видов. Ведущим в рамках федеральной экспериментальной площадки является рассмотрение уровня педагогического образования как относительно законченного и самостоятельного периода обучения, в течение которого студент получает подготовку, достаточную для выполнения определенных профессионально-педагогических функций. При этом содержание подготовки на каждом уровне сохраняет преемственность с другими уровнями, что позволяет студенту при необходимости и желании продолжить обучение в собственном режиме (Рис. 2).

В отечественной педагогической науке сформулировано определение понятия «дистанционное образование» как целенаправленного, организованного процесса интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, и реализуемой в специфической дидактической системе, включающей в себя элементы (подсистемы): цельсодержаниеобучающие, обучающиеся, методы, средстваформыматериально-техническая, финансово-экономическая, нормативно-правовая, идентификационно-контрольная, маркетинговая. Это определение положено в основу создания модели дистанционного образования преподавателей регионального комплекса «педагогический университет — колледж».

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Анализ уровня подготовки учителей и студентов педвузов и задачи ее совершенствования // Сов. педагогика, 1979, № 9.
  2. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1984.
  3. Актуальные проблемы индивидуализации обучения: Материалы научного симпозиума в Тарту 13−14 октября 1969 г. / Сост. И. Э. Унт. -Тарту, 1970.
  4. Г. З., Рудковская А. В. Индивидуализированные программы обучения в высшей школе //Педагогика, 1995, № 3 .
  5. А. Психологическое тестирование. М., 1982.
  6. М. Индивидуализация обучения задачи сегодняшнего дня. — Тула, 1971.
  7. Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Аспект предупреждения неуспеваемости школьников). Автореф. докт. дисс. М., 1973.
  8. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. М., 1977.
  9. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М., 1982.
  10. Ю.К., Деминцев А. Д., Полякова Т. С. Результаты исследования деятельности учителей //О дидактических затруднениях в деятельности учителей и путях их преодоления. М.: НИИ школ МП РСФСР, 1974.
  11. И.К. Активизация педагогической деятельности учителей в докурсовой период. Рига, 1976.
  12. А.И., Гандер Д. В., Павлов Г. Р., Шпаченко Д. И. Методика самостоятельной подготовки летчика к полету и определению степени готовности к вылету. Ростов н/Д: Изд-во EBB АУЛ, 1977.
  13. В.П. Дидактические основы программного управления процессом обучения. Автореф. докт. дисс. — М., 1968.
  14. В.П. Слагаемые педагогических технологий. — М.: Педагогика, 1989.
  15. В.П. Стандартизация образования. Основные идеи и понятия //Педагогика, 1993, № 5.
  16. И.Т. Психология установки и кибернетика М.: Наука, 1966.
  17. B.C. От наукоучения к логике культур. — М., 1991.
  18. С.В. Повышение квалификации учителей методами дистанционного обучения //Научно-методическое обеспечение развития высшего образования России. Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. М., 1999.
  19. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959.
  20. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968.
  21. Е.В. Введение в педагогическую культуру. -Ростов н/Д, 1995.
  22. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования. // Педагогика. 1997. № 4.
  23. Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. Ростов н/Д, 1997.
  24. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. N4.
  25. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студентов педвузов и слушателей ИГЖ. М.-Ростов н/Д, 1999.
  26. Дж. Процесс обучения. М., 1962.
  27. Л.А. Сетевой курс «Современные особенности воспитания» //В кн.: Дистанционное обучение в системе повышения квалификации работников образования. Сборник статей. Пермь, 1999.
  28. А.А. Индивидуальный подход в обучении //Сов. педагогика, 1965, № 7.
  29. И.Т. Дифференцированное обучение важное дидактическое средство эффективного обучения школьников. — М., 1968.
  30. И.Т. Чтобы каждый ученик был активным //Народное образование, 1969, № 11.
  31. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. А. Петровского М., 1973.
  32. Возрастные возможности усвоения знаний /Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой М., 1967.
  33. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся /Под ред. И. С. Якиманской М., 1989.
  34. Вопросы изучения учителя /Под ред. Г. С. Прозорова М., 1935.
  35. Вопросы общепедагогической подготовки будущих учителей. Сб. статей -М., 1972.
  36. Вопросы психологии способностей школьников /Под рук. В. А. Крутецкого М., 1964.
  37. С.И. Об использовании метода тестов при учете успеваемости школьников //Сов. педагогика, 1963, № 10.
  38. В.Л. Школа современной Франции. М., 1971.
  39. Выбор методов обучения в средней школе /Под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1981.
  40. Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1965.
  41. Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6-ти т. Т. 2. М., 1982.
  42. Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
  43. П.Я. Психолого-педагогические проблемы программированного обучения на современном этапе. М., 1966.
  44. Ю.З. Идеи дифференцированного обучения в отечественной педагогике //Педагогика, 1994, № 5.
  45. В.И. Об индивидуальном подходе к учащимся в школе и семье. Пенза, 1958.
  46. Е.Я. Дидактические основы дифференцированного обучения в советской школе //Актуальные проблемы индивидуализации обучения: Материалы научного симпозиума в Тарту 13−14 октября 1969 г. — Тарту, 1970.
  47. В.Н., Лопаткин В. М., Одинцов П. К. Многоуровневая подготовка в педагогическом университете //Педагогика, 1994, № 1, с. 47−50.
  48. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. М., 1983.
  49. В.В., Тыщенко В. П. Юнг в школе. Соционика -межвозрастной педагогике. Новосибирск-М" 1998.
  50. В.Г., Гульчевская Н. Е., Шевченко Т. М. Готовность учителя к индивидуализации обучения в современной школе. Ростов н/Д, 1999.
  51. В.Г. Индивидуализация обучения в современной школе: научные основы и педагогические технологии. Ростов н/Д, 1999.
  52. В.Г. Нетрадиционные формы и методы контроля в опыте учителей Ростовской области Ростов н/Д, 1992.
  53. В.Г. Технология дифференцированного усвоения и самореализации в условиях общеклассного обучения (модифицированная технология «полного усвоения»). Ростов н/Д, 1996.
  54. В.Г., Михайлычев Е. А. Педагогическое диагностирование в процессе обучения //Материалы к апробации проектов временных государственных образовательных стандартов. Диагностика и измерители. Вып. III, ч. I. Ростов н/Д, 1995.
  55. Т.Ю. Формирование готовности будущего учителя к взаимодействию с неполной семьей школьника. Автореф. канд. дисс. -Белгород, 1997.
  56. Г. В. Подготовка студентов педагогического ВУЗа к изучению этнопедагогической среды в полинациональном регионе. Автореф. канд. дисс. Астрахань, 1998.
  57. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  58. В.В. Учебная деятельность, состояние и проблемы исследования //Вопросы психологии, 1991, № 6.
  59. Н.Г. Проверка знаний и познавательная деятельность класса. -М, 1960.
  60. А.Н. О разноуровневом обучении школьников //Педагогика, 1993, № 2.
  61. Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Ципиной. М., 1984.
  62. Дидактика средней школы /Под ред. М. Н. Скаткина. М., 1982.
  63. Дистанционное обучение. Учебное пособие /Под ред. Е. С. Полат. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  64. Л.П. Психологические основы работы над книгой. М., 1970.
  65. А.И., Бондин О. А. Информационные технологии в дистанционном образовании //Проблемы информатизации, 1996, № 3.
  66. О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности Псков, 1994.
  67. .П. Проблема улучшения самостоятельной работы учащихся на уроке //Сов. педагогика, 1957, № 8.
  68. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М., 1961.
  69. В.В. Теория и практика развития личностной свободы учащихся в системе начального образования. Автореф. докт. дисс. -Волгоград, 1999.
  70. Л.В. Беседы с учителем //Вопросы обучения в начальных классах. -М., 1970.
  71. Л.В. Дидактика и жизнь. М., 1963.
  72. М.В. Осуществление индивидуального подхода к школьникам начальных классов в условиях экспериментального обучения //Актуальные проблемы индивидуализации обучения: Материалы научного симпозиума в Тарту 13−14 октября 1969 г. Тарту, 1970.
  73. А.Н. Система повышения квалификации педагогических кадров народного образования Москвы М.: Просвещение, 1975.
  74. А.Н., Поташник М. М. Оптимизация переподготовки кадров //Народное образование, 1981, № 9.
  75. Д.М. Проблемы повышения квалификации работников образования. Ростов н/Д, 1993.
  76. А.О. Философские основания педагогической деятельности. Томск, 1997.
  77. С.И. Индивидуализация обучения как средство развития познавательной активности и самостоятельности учащихся /Под ред. А. А. Кирсанова. Казань, 1963.
  78. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. М., 1972.
  79. К. Педагогическая диагностика /Пер с нем. М, 1991.
  80. Индивидуальные варианты развития младших школьников /Под ред. Л. В. Занкова, М. В. Зверевой. М., 1973.83. Исайко А.В.
  81. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М, 1968.
  82. Л.С., Кузнецова В. А., Сенаменко B.C. Развитие многоуровневой системы подготовки учителя //Педагогика, 1993, № 5.
  83. А.А. Моделирование системы знаний для курсов дистанционного обучения //Дистанционное образование в России: проблемы и перспективы: материалы Шестой Международной конференции по дистанционному образованию. -М., 1998.
  84. А.А. Сетевой курс Модульно-рейтинговая информационная технология обучения //Дистанционное обучение в системе повышения квалификации работников образования. Пермь, 1999.
  85. А.А., Петухова Н. В. Экспертная система для оценки курсов дистанционного обучения //Университеты в формировании специалиста XXI века //Тезисы докладов Международной научно-методической конференции Пермь, 1999, т. 1.
  86. З.И. К вопросу о критериях умственного развития в процессе обучения //Обучение и развитие. М., 1966.
  87. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.
  88. З.И. Темп продвижения как один из показателей индивидуальных различий учащихся //Вопросы психологии, 1961, № 2.
  89. М.П. О самостоятельной работе учащихся на уроке //Сов. педагогика, 1957, № 5.
  90. В.П. Системы дистанционного обучения: модели и технологии //Проблемы информатизации, 1996, № 2.
  91. Е.Ю. Способ организации дифференцированного обучения на основе анализа внутренней позиции учащихся //Новые исследования в педагогике, 1973, № 8.
  92. А.А. Индивидуализация процесса обучения как средство развития познавательной активности и самостоятельности учащихся //Сов. педагогика, 1963, № 5.
  93. А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань, 1982.
  94. П. Справочное руководство по конструированию тестов (пер. с англ.). Киев, 1994.
  95. М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига: Пед. центр «Эксперимент», 1995.
  96. М.В. Личностная ориентация в непрерывной образовании //Педагогика, 1996, «2, с. 14−21.
  97. Г. Введение в дифференциальную психологию учения, (пер. с нем.) /Под ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1987.
  98. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от технологических свойств нервной системы. Казань, 1969.
  99. С.М. Социокультурные типы индивидуальности. Автореф. канд. дисс. Ростов н/Д, 1991.
  100. К.К. Информационное общество и проблема образования //Информационное общество, 1997, № 2,3.
  101. И.И. Педагогические условия индивидуализации обучения курсантов высших военно-учебных заведений. Автореферат канд. дисс. Екатеринбург, 1992.
  102. П.И., Щеголев А. Г. Комплекс учебных планов, программ и методических материалов, связанных с информатизацией и методологизацией учебного процесса и образования в целом. -М.ИНИНФО, 1994.
  103. Комплексная система и самообразовательная работа учителя: Материалы по ПК /Под ред. А. Н. Волковского и др. М., 1926.
  104. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М.: Знание, 1986.
  105. Г. Н., Розенберг Н. М. Обучающая программа с адаптацией по сложности //Сов. педагогика, 1969, № 9.
  106. Концепция информатизации высшего образования Российской Федерации. М., 1993.
  107. Концепция развития сети телекоммуникаций в системе высшего образования Российской Федерации. -М., 1994.
  108. Концепция реформирования и развития системы образования в г. Ростове-на-Дону. Ростов н/Д: РГПИ, 1993.
  109. Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе. М.:РосНИИСИ, 1993.
  110. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России //Проблемы информатизации высшей школы. 1995, вып. 3.
  111. Л.Н. Развитие педагогического творчества в системе повышения квалификации учителей. Автореферат канд. дисс. Ростов н/Д, 1998.
  112. Л.Н. Система методической работы, направленная на повышение уровня педагогической продуктивности и профессиональной компетентности работников образования. Ростов н/Д, 1997.
  113. И.Б., Шиянов Е. Н. Педагог: профессия и личность. -Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1997.
  114. Л.Ю. Подготовка будущих учителей к применению компьютерных технологий в условиях личностно-ориентированного обучения. Автореф. канд. дисс. Волгоград, 1998.
  115. В.В. Повышение квалификации педагогических кадров //Педагогика, 1999, № 7,8.
  116. К.А., Кузнецова Л. В. Оценка математической подготовки школьников. М.: Просвещение, 1995.
  117. Краткая профессиограмма учителя математики средней общеобразовательной школы. Методические рекомендации. Л., 1979.
  118. Краткая профессиограмма учителя физики средней школы на уровне выпускника педагогического института. Л., 1974.
  119. М. Как сделать школу личностной //Народное образование, 1994, № 4.
  120. О.А. Формирование готовности ориентироваться в научной и политической информации как аспект становления будущего специалиста. Автореферат канд. дисс. Ростов н/Д, 1989.
  121. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., 1967.
  122. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., 1971.
  123. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967.
  124. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990.
  125. С.В. Личностная ориентация методологической культуры учителя.// Педагогика. 1997. № 5. С.108−115.
  126. С.В. Педагогика личности: Учеб. пособие. Часть I.-Ростов н/Д, 1995. 167 е.- Изд-е 2-е, 3-е: Воронеж, 1997.
  127. С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1989.
  128. Е.Б. Управление образованием в условиях рынка. М. Новая школа, 1997.
  129. Курсовая переподготовка педагогов в институтах усовершенствования учителей. Сб. научных трудов. /Под ред. М. П. Портнова. М.: АПН СССР, 1974.
  130. В. Пробуждая интерес к самообразованию //Народное образование, 1979, № 11.
  131. М.И., Кириллова Е. Ю. Формирование самооценки учащихся как дидактическое условие дифференцированного обучения //Новые исследования в педагогике, 1973, № 7.
  132. Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964.
  133. Н.С. Об умственной одаренности. М., 1960.
  134. Р.Г. О самостоятельной работе учащихся //Сов. педагогика, 1962, № 2.
  135. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.
  136. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций. -М., 1971.
  137. И.Я. Дидактическая система метода обучения. М., 1976.
  138. И.Я. Проблема познавательных задач в обучении основам гуманитарных наук и пути ее исследования (постановка проблемы) //Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам /Под ред. И. Я. Лернер.-М., 1972.
  139. Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии /Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов н/Д, 1995.
  140. Е.А. Психологическая готовность педвуза к учебно-воспитательной деятельности //Воспитательная система школы. Тезисы докладов областной научно-практической конференции. Омск, 1991.
  141. Г. С. Педагогическая диагностика как условие формирования содержания ПК. СПб., 1993.
  142. Н.А. Формирование системы общих учебных умений и навыков школьника. -М., 1982.
  143. Лук А. Психология творчества. М., 1973.
  144. Лучшие психологические тесты /Пер. с англ. Харьков, 1994.
  145. А.С. Методика формирования самоконтроля у учащихся в процессе учебных занятий. М., 1973.
  146. А.С. Самостоятельная работа и самоконтроль в учебной деятельности старших школьников. М., 1971.
  147. Е.Б. Новые тенденции в подготовке учителей на Западе //Педагогика, 1994, № 3.
  148. П. Мера трудности //Народное образование, 1971, № 12.
  149. Л.В. Преподаватель: модель деятельности и аттестация. М.: Педагогика, 1992.
  150. С.А. Формирование идейно-нравственной готовности выпускников педвуза к профессионально-педагогической деятельности. Автореф. канд. дисс. Ростов н/Д, 1988.
  151. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
  152. А.К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. -М., 1983.
  153. А. Психология бытия. Пер. с англ. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997.
  154. М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984.
  155. М.И. Об индивидуализации обучения //Народное образование, 1964, № 2, с. 10−15.
  156. М.И. Теория и практика проблемного обучения. -Казань, 1972.
  157. Н.А. 1 глава и послесловие к кн.: Психологические проблемы неуспеваемости школьников /Под ред. Н. А. Менчинской. М., 1971.
  158. Н.А. Обучение и умственное развитие. М., 1966.
  159. B.C. Очерк теории темперамента. М., 1964.
  160. B.C., Климов Е. А. Формирование индивидуального стиля деятельности в процессе обучения //Сов. педагогика, 1967, № 4.
  161. Методические материалы по заочному педагогическому образованию /Под ред. Н. Я. Виленкина. М., 1969.
  162. Я.А. Оптимизация сложности учебного текста. М., 1981.
  163. Моделирование педагогической ситуации /Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобай. -М.: Педагогика, 1981.
  164. З.К. Проблема индивидуализации обучения в современной американской педагогике и пути ее решения в элементарной школе США. Автореферат канд. дисс. М., 1974.
  165. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (проект) //Учительская газета, 1999, № 42.
  166. Н.Д. Программированное обучение и идеи кибернетики (анализ зарубежного опыта). — М., 1970.
  167. Э.М. Федеральная система повышения квалификации работников образования. М.: Минобразование России, РИПКРО, 1995.
  168. Новое педагогическое мышление//Под ред. А. В. Петровского. -М., 1989.
  169. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995.
  170. В.И. Дистанционное образование в России: миф или реальная перспектива? М., 1995.
  171. И.Т. Методика изучения эффективности урока по основам наук в школе. М., 1959.
  172. А.П., Юдин Э. Г. Деятельность //Большая советская энциклопедия, 1972, Т. 8.
  173. Одаренные дети /Пер. с англ, под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. -М., 1991.
  174. С.И. Словарь русского языка /Под ред. д. фил. н., проф. Н. Ю. Шведовой. 15-е изд. — М.: Рус.яз., 1984.
  175. В. Основные проблемы обучения. М., 1968.
  176. В.А. Использование учебника на уроке при изучении нового материала//Сов. педагогика, 1982, № 10.
  177. В.Г., Кулюткин Ю. Н. Образование взрослых как предмет исследования //Сов. педагогика, 1984, № 6.
  178. Организация и методы ПК (переподготовки) работников социального воспитания: Материалы отдела подготовки педагогического персонала Главсоцбуха /Под ред. А. Н. Волковского. М., 1923.
  179. П.М. Работа педтехникума по повышению квалификации просвещенцев. М., 1931.
  180. Педагогическая диагностика в школе. Минск, 1937.
  181. А.В. Введение в психологию. М.: Изд. центр «Академия», 1995.
  182. А.В. О совершенствовании психологического образования учителей //Вопросы психологии, 1978, № 3.
  183. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. -М., 1972.
  184. В .Я. Поиски новой модели школьного образования в США //Педагогика, 1996, № 3.
  185. К.А. Дистанционное образование: информационные и учебно-методические средства //Проблемы информатизации, 1996, № 2.
  186. Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М., 1983.
  187. М.Л., Кутьев В. О. Роль самообразования в системе ПК учителей //В кн.: Самообразование учителей и руководителей школ. М., 1973.
  188. А.О. Неравновесные (неустойчивые) психические состояния //Психологический журнал, 1999, том 20, № 2.
  189. Психологические проблемы успеваемости школьников /Под ред. Н. А. Менчинской. М., 1971.
  190. Психологический критерий качества знаний школьников /Под ред. И. С. Якиманской. М., 1990.
  191. Психология труда и личности учителя /Под ред. И. И. Щербакова. Л., 1976.
  192. П.Г. Использование педагогических ситуаций как средство развития творческой активности учителей-воспитателей в системе повышения их квалификации. М., 1985.
  193. Е.С. Индивидуализация домашних заданий -необходимое условие успешного обучения. Калининград, 1962.
  194. Е.С. Индивидуальный подход к процессу обучения школьников. М., 1975.
  195. В.М. Программирование и организация самостоятельной работы учащихся. М.: Высшая школа, 1989.
  196. И.П. Диагностика педагогической компетентности. -Пятигорск, 1990.
  197. И.П. НОТ учителя. М., 1989.
  198. И.И. Личность, индивидуальность, общество. М.: Политиздат, 1984.
  199. И.И. Философские основы теории индивидуальности. -Л.: ЛГУ, 1973.
  200. К. Взгляд на психотерапию: становление человека (Пер. с англ).- М., 1994.
  201. М.М. Проблема учителя. М.-Л., 1927.
  202. П.К. К вопросу о дифференциации общего образования в средней школе //Народное образование, 1963, № 1.
  203. Руководство самообразованием школьников /Под ред. Б. Ф. Райского, М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1983.
  204. Р. Достижения науки и передовой опыт в практику школ //Народное образование, 1979, № 6.
  205. Т.И., Якунчев М. А., Деслева Н. Д. Самостоятельная работа учащихся в малокомплектной школе //Педагогика, 1996, № 9.
  206. В.В. и др. Развитие компьютерных технологий в дистанционном обучении //Новые информационные технологии в образовании. Обзор информации НИЧВО, Вып. 3. М., 1999.
  207. В.В. Личностно-ориентированное образование //Педагогика, 1994, № 5, Инновационная школа. Ростов н/Д, 1995, № 1,2.
  208. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград, «Перемена», 1994.
  209. В.В. О целостном подходе к изучению готовности старшеклассников к труду //Органическое единство учебного и воспитательного процессов. Сборник научных трудов. Волгоград, 1982.
  210. Г. Н. Обучение как условие самоподготовки к профессиональной деятельности. Иркутск, 1985.
  211. Т.М. Взаимосвязь профессиональных и общекультурных знаний в самообразовании учителя //В кн.: Социально-педагогические проблемы развития профессиональной и общественной активности учителей. М., 1988.
  212. М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся //Народное образование, 1966, № 1.
  213. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971.
  214. . Обучающие машины //Обучение с помощью машин. -М&bdquo- 1965.
  215. Р.П. Первоначальная подготовка студентов к научно-педагогическому творчеству //Сов. педагогика, 1974, № 7.
  216. В.А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки. -М., 1976.
  217. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976.
  218. М. Это многозначное понятие «индивидуальность» //Педагогика, 1994, № 5.
  219. Смирнова А. Н. Образовательный www-сервер как учебно-методический комплекс в системе повышения квалификации учителей
  220. Материалы Шестой Международной конференции по дистанционномуобразованию. М., 1998.
  221. Современный образовательный процесс: Содержание, технологии, организационные формы. Под ред. Е. В. Бондаревской.- Ростов-на-Дону, 1995.
  222. Содержание и организация семинарских и лабораторно-практических занятий по педагогике. М., 1982.
  223. М.В. Молодые учителя на работе //В кн.: Вопросы изучения учителя. М., 1935.
  224. А.Ф. Самостоятельная работа учащихся с учебником на уроке //Сов. педагогика, 1960, № 2.
  225. Справочник по психологии /Под ред. А. В. Петровского. М., 1990. it
  226. М. А. Готовность к школьному обучению //Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993.
  227. Н.Ф. Современное обучение в высшей школе //Сов. педагогика, 1973, № 7.
  228. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.: МГУ, 1969.
  229. Е.П. Проблемы повышения профессиональной квалификации руководителей школ. М.: Педагогика, 1987.
  230. П.И., Сенковский И. Б. Технология модульного обучения в школе. -М., 1997.
  231. В.А. К изучению индивидуального стиля работыпедагога-мастера //В кн.: Исследования по педагогике и психологии. Вып. 6. -Красноярск, 1974.
  232. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.
  233. А.Ф. Формирование учебных умений учащихся //Сов. педагогика, 1982, № 2.
  234. Учитель, которого ждут: из опыта работы Полтавского пединститута им. В. Г. Короленко /Под ред. И. А. Зюзюна. М.: Педагогика, 1988.
  235. Н.А. Опыт переподготовки учителей Эстонии //Народное образование, 1970, № 8.
  236. В.Т. Исходные логические структуры процесса обучения. Ростов н/Д, 1985.
  237. Формирование стремлений к знаниям, мотивации учения у школьников /Под ред. В. И. Ильина. Ростов н/Д, 1975.
  238. Формирование учебной деятельности школьников /Под ред. В. В. Давыдова, И. Ломпшера, А. К. Марковой. М., 1982.
  239. Л.М. О корректном применении статистических методов в психолого-педагогических исследованиях //Сов. педагогика, 1971, № 3.
  240. Г. Ф. Опыт дифференциации обучения в технологическим лицее//Педагогика, 1995, № 1.
  241. X. Мотивация и деятельность. В 2 т. — М., 1986.
  242. В.П. Развитие системы ПК педагогических кадров советской общеобразовательной школы (1917−1981 гг.). -М.: Педагогика, 1986.
  243. П. Улучшать самообразование педагогов //Народное образование, 1981, № 10.
  244. Т.И., Перминова Л. М. Основы технологии модульного обучения в школе. -М., 1997.
  245. В.Ф. Точка опоры. М., 1987.
  246. А.С. Из опыта изучения труда работников просвещения. М., 1925.
  247. С.Т. Педагогические сочинения в 4-х т. Т. 2. М., 1964.
  248. Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов н/Д, 1995.
  249. А.С. Проблемы подготовки специалистов. М.: Знание, 1977.
  250. А.И. Некоторые вопросы совершенствования подготовки учителя //Сов. педагогика, 1971, № 9.
  251. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Л., 1967.
  252. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Л.: Просвещение, 1967.
  253. Г. И. Введение. Актуальные вопросы формирования интересов в обучении. М., 1984.
  254. Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. М., 1962.
  255. И.С. Дифференцированное обучение: «внешние» и «внутренние» формы //Директор школы, 1995, № 3.
  256. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -М., 1996.
  257. И.С. Принципы активности в педагогической психологии //Вопросы психологии, 1989, № 6.
  258. И.С. Развивающее обучение. М., 1979.
  259. А.А., Барабанщиков А. В. Педагогическая модель компьютерной сети // Педагогическая информатика № 2, 1995 г., с. 75−78.
  260. А.А., Меркулов В. П., Тараканов Г. В. Современные телекоммуникационные системы в образовании // Педагогическая информатика № 1, 1995 г., с. 55−63.
  261. А.А. Комплект методических материалов для преподавания по дисциплине «Автоматизированные информационные технологии в экономике»-М.: МИЭП, 1998, с. 32.
  262. А.А. Конспект лекций по курсу Автоматизированные информационные технологии в экономике. М.: МИЭП. 1997. с. 47.
  263. А.А. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития. В сб. Основы применения информационных технологий в учебном процессе Вузов. М.: ВУ, 1995 г. с. 43−48.
  264. А.А., Краюшенко Н. Г., Фокин В. Ю. Некоторые проблемы проектирования центра дистанционного обучения // Матер. VII Междунар. конф. «Применение новых технологий в образовании (29 июня -2 июля) 1996 г. г.Троицк.
  265. А.А. Применение телекоммуникаций в учебном процессе. В сб. Основы применения информационных технологий в учебном процессе Вузов. М.: ВУ, 1995 г.
  266. А.А. Модель компьютерной сети для преподавания при дистанционном обучении. В сб. Основы применения информационных технологий в учебном процессе Вузов. М.: ВУ, 1996 г. с. 6−77.
  267. А.А. Методика оценки экономической эффективности дистанционного обучения с помощью компьютерных сетей. В сб. Основы применения информационных технологий в учебном процессе Вузов. М.: ВУ, 1995 г. с. 77−83.
  268. А.А. Как будем учиться в XXI веке? Частный сыск, охрана, безопасность, № 6, 1996 г. с. 8−9.
  269. А.А. Введение в дистанционное обучение. ч. Н М.: МЭСИ, 1997 г. с. 50.
  270. А.А. Компьютерные сети в учебном процессе Вузов Материалы 18 научно-методической конференции «Организация и проведение образовательного процесса при обучении по новым учебным планам и программам» 26−28 ноября, 1996 г., г. Казань.
  271. А.А. Обзор телекоммуникаций в образовании. Публикация в сети ИНТЕРНЕТ на сервере Центра информатизации Минобразования ИНФОРМИКА. http:// www.informika.ru / windows / inftecn /intertecn / listint / html
  272. А. А., Пилипонский А. Г. Проблемы применения ИНТЕРНЕТ в учебном процессе.
  273. Материалы VI11 международной конференции «Новые технологии в образовании» г. Троитск. 1998 г. Публикация в сети ИНТЕРНЕТ. Сервер Центра «БАЙТИК» http:// www.bytic.troitsk.ru.279. 2-й и 3-й Всероссийских конференций по ДО. -М.: МЭСИ, 1997.
  274. Совершенствование подготовки специалистов без отрыва от производства. Сб. науч. трудов М.-.НИИ ВШ, 1986 г.
  275. В.Г. Концептуальная модель дистанционного образования // Триместр 1996 г., № 1 с.36−41.
  276. П., Барон А. Мультимедия как зеркало будущего информационного общества // СРЕДА, 1996 г., № 5−6 с 48−54.
  277. Дистанционное образование // Проблемы информатизации высшей школы. Бюллетень, 1995 г., № 3.
  278. С.И. Каким должны быть учебно-методические пособия для заочников // Вестн. высш. школы, 1965, № 6.
  279. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981 г.
  280. Дистанционное обучение и новые технологии в образовании -М.: Изд. Моск. гос. социальный университет. 1995 г. с. 54.
  281. Концепция создания и развитие системы дистанционного образования в России, М.: Госкомвуз, 1995 г.
  282. Концепция дистанционного образования // Бюллетень АРВ, спец. выпуск, июнь, 1995 г.
  283. Методические вопросы использования телекоммуникаций в образовании: отчет НИР // ИНИНФО, рук. Григорьев С. Г., 1996 г.
  284. Создание системы информационных ресурсов высшей школы с интерактивным доступом: Отчет о НИР // Центр информатизации образования ВШ, Рук. Иванников А. Д., 1996 г.
  285. Создание эффективных программных, информационных и методических средств для поддержки учебного процесса в различных предметных областях: Отчет о НИР // НИИВО рук. Сазонов, 1996 г. с. 104
  286. Разработка средств дистанционного обучения, компьютерных сетей и баз данных: Отчет о НИР //НИИ Микроэлектроники и информационной измерительной техники, Рук. Моисеев С. Х., 1995 г.
  287. Дистанционное обучение и новые технологии в образовании: Отчет о НИР // Моск. техн. универ. связи и информатики (МТУСИ). рук. Снегов А. Д., 1995 г.
  288. Сетевые технологии в образовании: Отчет о НИР // Инст. проблем информатики РАН // ИЛИ РАН: рук. Федосеев А.А.
  289. А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ //Информационные технологии 1996 г., № 2, с. 14−17.
  290. И.Г. Теоретические основы высшего заочного образования. Дисс. доктор пед. наук, 1993 г.
  291. М.Т. Организационно-педагогические условия повышения эффективности заочного обучения. Дисс. канд. пед. наук, 1990 г.
  292. А.Ж. Дистанционные системы образования. Новосибирск. 1995 г. 18 с.
  293. Н.А. Содержание и методы дистанционного обучения по информатике. Дисс. канд. пед. наук, 1994 г.
  294. Д.А., Федосеев А. А., Телекоммуникации для образования // Информатика и образование, 1993 г., № 2.
  295. А.Н., Иванников А. Д. Технологии дистанционного обучения // Высш. образование в России 1994 г., № 3.
  296. И.В., Мороз В. К. Сравнительных анализ эффективности компьютерных коммуникаций в образовании. м.: ИНИНФО, 1993 г.
  297. Уваров А. Ю Компьютерная коммуникация в учебном процессе // Педагогическая информатика, 1993, № 1.
  298. Домрачев В, Багдасян А. Дистанционное обучение на базе электронной почты // Высш. образование в России. 1995 № 2.
  299. А.Д., Моисеева Н. В. Введение в систему компьютерных телекоммуникаций. М.: КУДИЦ, 1994 г. — 33 с.
  300. Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты: ИНФО, 1996 г.№ 3.
  301. А.А. Системы дистанционного обучения // Новые знания, 1996 г., № 3, с. 34−35.
  302. О создании центра информационно-аналитического обеспечения системы дистанционного обучения: Приказ Госкомвуза от 17 июня 1996 г., № 1062 // Бюлл. Госкомвуза, 1996 г., № 8, с.
  303. М.Н. Формирование региональной сети дистанционного образования //
  304. Дистанционное образование, 1996, № 1.
  305. В.Д., Давыдов Н.А.,. Педагогические проблемы совершенствования учебного процессана основе использования ЭВМ. М., ВПА, 1988 г.
  306. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989 г.
  307. В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высш. образ, в России, № 3, 1994 г.
  308. А.Н., Мызгин Е. А. Радиолюбительская пакетная связь в сб. Глобальные телекоммуникации в образовании. М.: ИНТ. 1996 г.
  309. В.Г. Тенденция развития высшего образования на пороге XXI века // Бюллетень АРВ, 1996, Спец. нов. выпуск.
  310. Концепция системы интенсивного обучения в ввузах. М., Ассоциация исследователей и разработчиков системы непрерывного интенсивного образования «КАДРЫ», 1992 г.
  311. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России //Проблемы информатизации ВШ. Вып. 3, 1995 г.
  312. Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе, М., Рос. НИИСИ, 1993 г.
  313. B.C. О состоянии и перспективах создания СДО в России // Проблемы информатизации ВШ, Вып. 3, 1995 г.
  314. B.C., Мануйлов В. Ф. Инженерное образование на пороге XXI века, М.: Изд. дом Русанова, 1996 г.
  315. А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. Уч.пособ. М.: Интерпакс, 1995 г.
  316. Т. Есть Оксфорд и в родном отечестве // Коме, правда, 26 июля 1996 г.
  317. А.Н. Стратегия и пути перехода от информатизации образования к информатизации регионов России и общества в целом // Бюллетень «Проблемы информатизации высшей школы», 1995 г., вып. 4.
  318. М. От дистанционного обучения к единому образовательному пространству //Международное сотрудничество, № 1, 1996 г.
  319. А. В. Актуальные проблемы совершенствования системы военного образования.//Военное образование, 1997, № 2
  320. И.В. Современные информационные технологии в образовании. -М.: Школа-Пресе, 1994.С. 205
  321. В.П. ДО: история, экономика, тенденции.//Дистанционное обучение 1997. № 2.
  322. Т.П., Кашицин В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху НИТ. М.: АМО 1995.
  323. В.Н. Дистанционное. Да! Но.// Проблемыинформатизации высшей школы. 1995. Вып. З с. 10−12.
  324. Ю.Н. Теоретические и методические основы создания автоматизированных систем формирования и квалиметрии профессионально важных качеств военных специалистов с использованием спутниковых телекомуникаций и информационных технологий.
  325. Диссертация.докт.тех.наук. в/ч 1 168. 1996.
  326. Amadco A. Distance education without high costs // Learning fnd leading with technology, 1995, vol 22, № 8, p. 12−13.
  327. Holmberg B. Status and trends of distance education. L.: Kogan Page, 1981 p. 200.
  328. Holtmerg B. Growth and structure of distance education. L.: Groom Helm, 1986,-p. 163.
  329. Keegan D. The foundation of distance education. L.: Groom Helm, 1986, p. 276.
  330. Andreev A.A., Barabanshikov A.V., Tarakanov G.V. State and long term researches of distance education problems in Military University // Proceedings of the ICDED'96. v. II.
  331. А.Н. О состоянии и перспективах создания единой системы ДО в России. // Проблемы информатизации ВШ. Бюлл.№ 3., 1995 г.
  332. Т.М. и др. Разработка обучающих курсов в среде мультимедиа. Материалы 2-й и 3-й конференции по ДО. -М.: МЭСИ. 1997.с. 99−107.
  333. Теория и практика систем интенсивного обучения. Кн. 1−4 под. Ред. А. А. Золотарева -М:МГТУГА, 1994 г.
  334. Ю.Г. Пути совершенствования методов обучения в ВШ. -М.:НИИВО, 1990.
  335. К.И., Шаров Ф. Л. Концептуальная формула образовательной деятельности.-М:МИЭПД994, с. 26.
  336. В.Т. Методические рекомендации по подготовке материалов для учебных аудио-видеосредств. -М. :МИЭП, 1996, с. 8.
  337. В.П. Технологии ДО в Росси// ДО, № 1, 1996 с.7−10.
  338. Ю.Н. Организация ДО в МГИУ// ДО., № 1, 1996, с. 17−19.
  339. В.А., Рубин Ю. Б. Система ДО в МЭСИ// ДО. № 1, 1996 с.13−16.
  340. Менеджмент, маркетинг, финансы. Проспект МЦДО «ЛИНК».1996.
  341. Ю.Н. Модульный принцип обучения в системе ДО сотрудников таможенных органов. -М: РТА, 1996.С.41.
  342. В.И., Шабанов Г. А. Педагогика высшей школы: современые проблемы. -М: ВУ, 1996, -68с.
  343. М.Г., Семушина Л. Г., Фокин Ю. Г., Чернышев А. П. Этюды дидактики высшей школы. -М.: НИИ ВО, 1994, -135с.
  344. Н.А. Педагогика -М: ИЭП, 1997, -134с.
  345. А.А. и др. Теория и методика систем интенсивного обучения. Т. 1−4. -М.: МГТУ ГА, 1994.
  346. Основы военно-педагогических знаний. -М.: ВПА, 1989, -243с.
  347. В.В. Учебный процесс и его методическое обеспечение. -М.: 1993, В, А им. Ф. Э. Дзержинского, -262с.
  348. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М.:Просвещение, 1985.
  349. Педагогика. Под ред. С. П. Баранова, В. А Сластенина -М.: 1986.
  350. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний-М.: МГУ, 1984.
  351. Концепция развития высшего образования в РФ.// ВО в России,-1993 .-№ 2.
  352. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ.Бюлл. Госкомвуза. Р.Ф. -М.: Моск.лицей. 1993. -№ 8.
  353. Основы дидактики. Под ред. Б. П. Есипова. М.: 1967.
  354. Педагогический словарь. -М.: Педагогика, 1960.
  355. .Л., Малькова З. А. Сравнительная педагогика. -М.: Изд-во «Институт практ.псих.» 1996, -255с.
  356. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе М.: ВШ, -1976. -200с.
  357. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М.: ВШ,-1974. -384с.
  358. С.И. Учебный процесс в высшей школе. -М.: ВШ, -1980. -368с.
  359. Ф. Технологии обучения в системе высшего образования.-М.: 1986.
  360. Основы военной психологии и педагогики Под ред. А. В. Барабанщикова. -М.: ВИ, 1981, -358с.
  361. .С., Малькова З. А. О разработке концепции единой системы непрерывного образования и педагогической науки. Сб. Докладов Всесоюзн. Конф. «Формирование единой системы непрерывного образования», 22−24 ноября 1988 г. -с.27−34.
  362. Закон «Об образовании». Негосударственные образовательные учреждения: методика создания и деятельностиСправочникВып.1М.:1998, с. 254.
  363. Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» Негосударственные образовательные учреждения: методика создания и деятельностиСправочникВып.1М.:1998, с. 254.
  364. Педагогическая энциклопедия-М.: Сов. энциклопедия, 1965.
  365. О.П. Очерки по философии образования -М. 1995.
  366. В.Г. Введение к первому выпуску журнала ДО//ДО, № 1,1996
  367. Сборник категорий, понятий и терминов по военной педагогике ВВШ./ Под ред. П. Н. Городова. -М:1990, -63с.
  368. В.Д. Дистанционная технология переподготовки руководителей для работы в рыночных условиях // Машиностроитель, № 4−5, 1995, с.44−45.
Заполнить форму текущей работой