Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Элементы народной педагогики в обучении чувашскому языку в начальных классах школ с многонациональным составом учащихся

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна и теоретическая значимость исследования выражаются в том, что в нем разработаны и научно обоснованы лингводидактические, этнокультурологические, психолого-педагогические основы включения материалов народной педагогики в учебный процессрешены основные вопросы первоначального обучения русскоязычных детей чувашской устной разговорной речи с опорой на достижения современной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЭТНОПЕДАГОГИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧУВАШСКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛАХ С МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫМ СОСТАВОМ УЧАЩИХСЯ
    • 1. 1. Этнокультурологический и психолого-педагогический аспек -ты включения материалов народной педагогики в учебный процесс
    • 1. 2. Лингвистические предпосылки обучения чувашской речи в школах с многонациональным составом учащихся
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. ОБУЧЕНИЕ ЧУВАШСКОМУ ЯЗЫКУ В ГОРОДСКИХ ШКОЛАХ С МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫМ СОСТАВОМ УЧАЩИХСЯ
    • 2. 1. Общепедагогические основы формирования у учащихся навыков разговорной речи на уроках чувашского языка с использованием элементов этнопедагогики
    • 2. 2. Анализ программ и учебников по чувашскому языку с целью выявления возможностей использования в них элементов этнопедагогики
    • 2. 3. Уровень владения учащимися видами речевой деятельности на чувашском языке
  • Выводы
  • ГЛАВА 3. СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО ЧУВАШСКОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛОВ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
    • 3. 1. Яковлевские традиции и современные тенденции в использовании элементов народной педагогики в методических целях

    3.2 Опытно — экспериментальное обоснование эффективности упражнений по чувашскому языку в I — III классах русскоязычных школ, разработанных на основе малых жанров устного народного творчества и речевого этикета.

    Выводы.

Элементы народной педагогики в обучении чувашскому языку в начальных классах школ с многонациональным составом учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Коренные изменения в жизни нашего общества приводят в современных условиях к необходимости преобразования содержания и методов школьного обучения и воспитания. В связи с ростом национального самосознания народов Российской Федерации на первый план выдвигается важнейшая проблема равноправного развития их языков и обучения в разнотипных учебных заведениях. Актуальность данной проблемы обусловлена и принятием Закона «О языках народов РСФСР», который призван способствовать возрастанию национальнокультурного потенциала каждого народа России, в том числе и чувашского. 27 октября 1990 года был принят Закон «О языках в Чувашской Республике». Он направлен на создание необходимых условий для расширения сферы употребления языка коренного населения республики, на придание чувашскому языку статуса государственного, что, конечно, не затрагивает конституционных прав граждан иных национальностей Чувашии пользоваться русским и другими языками, а способствует дальнейшему укреплению их дружбы и взаимопонимания (247). Придание чувашскому языку, наряду с русским, статуса государственного оказалось большим стимулом для повышения его престижа, социальной значимости, активизации его как средства общения и неотъемлемого элемента духовной культуры народа, для его всестороннего развития и научного изучения. Благодаря именно этому Закону стало возможным введение в русских школах нового учебного предмета «Чувашское слово». Обязательное изучение в школах республики двух государственных языков — чувашского и русского — побудило учителей-словесников и методистов к поискам новых путей и способов улучшения качества обучения этим языкам в условиях многоязычия.

Уже накоплен определенный опыт разработки методики обучения чувашскому языку в школах с многонациональном составом учащихся. 10 февраля 1998 года коллегия Министерства образования Чувашской.

Республики на своем расширенном заседании рассмотрела проекты республиканских компонентов государственных образовательных стандартов по ряду предметов. В решении коллегии, в частности, отмечается, что в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» в общеобразовательных учреждениях должны быть введены государственные образовательные стандарты, включающие как федеральные, так и национально — региональные (республиканские) компоненты. Федеральные компоненты, естественно, разрабатываются федеральными органами государственной власти. Республиканские же компоненты, которые определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников, устанавливаются государственными органами республики.

Национально-региональный компонент, на наш взгляд, должен исходить из народной педагогики, формироваться на народных традициях. Народные педагоги во все времена принимали во внимание именно воспитательные и образовательные возможности житейских советов старших детям и молодежи. Жизнь показывает, что, например, деградация личности приводит к нарушению генной информации человека, к потере родного языка (некоторые из чувашских семей своим родным языком считают русский язык, на котором они общаются в повседневной жизни), к отрыву от народной жизненной мудрости, к отходу от национальной культуры. Сложившаяся тенденция отрыва молодого поколения от культуры и языка своего народа, от его традиционного образа жизни привела к нивелированию самобытности народов, к неустойчивости и потере духовных ценностей, утрате сформированных веками нравственноэтических понятий. Поэтому подготовка подрастающего поколения к жизни по современным моральным нормам возможна только благодаря активизации нравственного воспитания детей на традициях народной педагогики. Проводимые в настоящее время реформы школы призваны возродить прежде всего народную педагогику, которая необходима для приумножения духовно — нравственного потенциала народа. Подражание предкам, поиск новых способов осуществления их чаяний и мечтаний требуют усовершенствования форм и методов обучения и воспитания в зависимости от конкретных условий развития общества.

При этом, естественно, надо использовать достижения мировой и отечественной теории образования и воспитания. Родоначальник дидактики, «отец педагогической науки», Я. А. Коменский глубоко верил в педагогическую эффективность народных воспитательных средств: сказок, загадок, пословиц, поговорок, песен, обрядов, праздников. В отличие от Я. А. Коменского, поставившего целью научить «всех всему», И. Г. Песталоцци стремился сообразовать обучение с естественным процессом развития личности. Его последователь Ф. А. Дистервег разработал и обосновал идею о необходимости воспитания и преобразования народа согласно принципу природосообразности. В своей практической и теоретической деятельности он опирался на главные принципы общечеловеческого воспитания. И. Ф. Гербарт своим произведением «Исследование и научная разработка идеи Песталоцци об азбуке созерцания» создал «эпоху педагогики», утверждая, что педагогика — наука о воспитаниинужна как «глаза», она позволяет отчетливо видеть, что именно делать в воспитании подрастающего поколения. Педагогика имеет дело с человеческим родом, который находится в постоянном изменении, и его предназначение — вечное развитие. Велика заслуга К. Д. Ушинского, основоположника научной педагогики и народной школы в России. Он понимал педагогику как теорию всеобъемлющего, высокого и самого необходимого «искусства». Он считал, что родной язык есть лучшее орудие передачи от одного поколения к другому мыслей, чувств, жизненного опыта людей.

Кардинальные проблемы этнопедагогики, особенности современного функционирования ее как феномена демократии и гуманизма в сфере образования и воспитания разработаны академиком Г. Н. Волковым. Он глубоко и всесторонне раскрыл значимость этнопедагогического потенциала чувашского народа в формировании интеллектуальных и нравственных качеств личности учащегося в современной воспитательной практике. Разные аспекты привлечения данных народной педагогики к воспитанию подрастающего поколения освещены в работах его последователей (В.А.Афанасьев, И. Б Битиева, А. Л. Бугаева, И. Н. Булакова, В. Г. Егоров, А. И. Ефимов, Е. В. Васильев, В. А. Иванов, Д. Е. Иванов, В. Н. Иванов, С. М. Иванов, Т. К. Искаков, Ш. А. Мирзаев, З. Г. Нигматов, Г. А. Никитин, К. П. Овчинникова, Т. Н. Петрова, Э. И. Сокольникова, М. И. Стельмахович, Я. И. Ханбиков, М. Г. Харитонов, И. А. Шоров и др.). Исследования этих авторов являются принципиальным подспорьем в разработке педагогических основ обучения второму языку в условиях многоязычия.

Ценными являются работы И. А. Андреева, В. И. Игнатьевой, Н. Н. Черновой, посвященные становлению и развитию методики обучения чувашскому языку в русских школах.

В настоящее время особенно актуальной представляется разработка содержания и системы обучения чувашскому языку в школах с многонациональным составом учащихся. Это важно тем более, что в русскоязычных школах учителя начальных классов остро нуждаются в дидактических материалах, составленных на основе материала этнопедагогики с учетом разноуровневого владения детьми чувашским языком.

В русскоязычных школах можно выделить условно несколько групп учащихся: 1) владеющие чувашским языком в устной форме- 2) понимающие чувашскую речь и способные на бытовом уровне ответить несколькими словами на отдельные вопросы- 3) понимающие чувашский язык, но не умеющие говорить на нем- 4) не понимающие чувашскую речь, но слышащие ее в устах своих родителей, дедушек и бабушек или носителей данного языка- 5) не знающие чувашского языка и занимающиеся им только в урочное время.

Каждая из этих групп учащихся нуждается, на наш взгляд, в ином подходе. Для всех этих групп учащихся очень важным является воспитание в них интереса к изучаемому языку. Опыт показывает, что этот интерес лучше всего формируется, когда в учебный процесс вводятся элементы этнопедагогики и умело используются на уроках произведения устного народного творчества.

Однако еще недостаточно разработаны вопросы использования элементов народной педагогики, в частности, малых жанров фольклора, в обучении иноязычной речи. Налицо противоречие между возможностями использования элементов этнопедагогики как средства повышения учебной мотивации, развития речемыслительной деятельности учащихся, воспитания у них нравственных качеств и слабой реализацией этих возможностей при формировании навыков разговорной речи в I — III классах русскоязычных школ. С учетом этого противоречия и была сформулирована проблема исследования: каковы пути и способы введения в учебный процесс элементов народной педагогики, содействующие успешному развитию у учащихся навыков разговорной речи?

Объектомисследования послужила совокупность лингводидактических и педагогических явлений, связанных с овладением школьниками всеми видами речевой деятельности на уроках чувашского языка в начальных классах.

Предметом исследования — процесс формирования и совершенствования у учащихся I — III классов навыков чувашской разговорной речи в условиях применения в учебном процессе элементов народной педагогики.

Цель исследования — разработка системы обучения чувашскому языку в начальных классах русскоязычных школ с использованием материалов этнопедагогики в условиях активного двуязычия.

Исходя из поставленной цели исследования была выдвинута следующая гипотеза: выработка и совершенствование у учащихся I — III классов русскоязычных школ навыков чувашской разговорной речи будут более успешными, если обеспечивается:

— формирование у детей внутренних мотивов учебной деятельности при изучении государственного языка республики — чувашского с использованием на уроках чувашского языка элементов этнопедагогики;

— творческое использование педагогического наследия И. Я. Яковлева и новых подходов к обучению двуязычию в современной школе с применением малых жанров фольклора;

— применение системы упражнений, составленных с учетом особенностей взаимодействия контактирующих в учебном процессе языков и материалов народной педагогики.

В соответствии с целью исследования и гипотезой предстояло решить следующие задачи:

— разработать и научно обосновать лингводидактические, этнокультурологические, психолого-педагогические предпосылки включения материалов народной педагогики в учебный процесс;

— определить общепедагогические основы формирования у учащихся навыков разговорной речи на уроках чувашского языка с использованием элементов этнопедагогики;

— проанализировать действующие учебные программы и пособия по чувашскому языку с точки зрения использования в них элементов этнопедагогики;

— выявить уровень обученности учащихся начальных классов русскоязычных школ видам речевой деятельности на чувашском языке;

— разработать и экспериментально проверить эффективность лингводидактической системы обучения второму языку с использованием малых жанров устного народного творчества и речевого этикета в условиях активного двуязычия.

Методологическую основу исследования составляют концептуальные положения лийгвистов, психологов, дидактов и методистов о соотнесенности содержания и методов обучения второму языку с речевой деятельностью учащихся в условиях билингвизматруды ученых по проблемам этнической педагогикиструктурно-функциональный подход к исследуемым явлениям.

В процессе исследования использовались следующие частные методы: теоретические (изучение психолого-педагогической, лингвистической, этнопедагогической и методической литературы по теме исследования, народных традиций воспитания подрастающего поколенияанализ действующих программ и учебно-методических пособий с позиции отражения в них требований к овладению иноязычной речью в условиях многоязычия);

— социолингводидактические (изучение степени распространения национально-русского двуязычия в республике, обследование школ с многоязычным составом учащихся, анкетирование учителейчувашеведов, устные и письменные опросы учащихся, анализ их речевых произведений) — методы статистической обработки данных опытно экспериментальной работы;

— педагогический эксперимент: а) констатирующий — для выявления уровня владения учащимися умением строить предложения в устной формеб) разведывательный и обучающий — с целью проверки доступности учащимся предлагаемых дидактических материалов в обучении разговорной речив) контрольный — в целях определения эффективности разработанной автором методической системы обучения чувашскому языку с использованием элементов народной педагогики.

Опытно — экспериментальная работа проводилась в начальных классах Кугесьской средней общеобразовательной школы № 2 (поселок Кугесирайцентр Чебоксарского района), в средних общеобразовательных школах №№ 24, 30 города Чебоксары, в которых по приказу № 47 Министерства образования, науки и высшей школы Чувашской Республики от 31 января 1995 года были созданы экспериментальные площадки.

Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап (1991 — 1993 гг.) — анализ педагогической, психологической, лингвометодической литературы по теме диссертации, оформление, уточнение и обоснование гипотезы, определение основных направлений исследования.

Второй этап (1993 -1996 гг.) — опытно — экспериментальная проверка разработанной автором системы обучения чувашскому языку с использованием данных этнопедагогики, корректировка концептуальных положений диссертационного исследования.

Третий этап (1996 — 1999 гг.) — завершение опытно — экспериментальной работы, анализ и обобщение ее результатов, внедрение результатов исследования в практику школьного обучения, литературное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования выражаются в том, что в нем разработаны и научно обоснованы лингводидактические, этнокультурологические, психолого-педагогические основы включения материалов народной педагогики в учебный процессрешены основные вопросы первоначального обучения русскоязычных детей чувашской устной разговорной речи с опорой на достижения современной лингводидактики и этнопедагогикидается теоретико — экспериментальное обоснование дифференцированного подхода в обучении второму языку учащихся, которые владеют им в разной степениразработана система коммуникативных упражнений, построенных с использованием материалов устного народного творчества и стимулирующих детей к активному усвоению словарного минимума и необходимых грамматических форм и конструкций изучаемого языка.

Практическая значимость исследования заключается в создании научно-методических рекомендаций по эффективному использованию элементов народной педагогики в преподавании чувашского языка в русскоязычных школах, в разработке системы упражнений по развитию монологической и диалогической речи учащихся I — III классов, которая может найти применение при составлении для них учебных пособий и дидактических материалов с учетом национально — региональных компонентов образования.

Достоверность и обоснованность концептуальных положений и выводов работы обеспечиваются использованием взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования, репрезентативностью экспериментальных данных, возможностью сопоставления полученных результатов с массовым педагогическим опытом, введением их в практику школьного обучения. Автор работал учителем чувашского языка в общеобразовательных средних школах №№ 31, 34, 16 г. Чебоксары, является старшим преподавателем кафедры чувашского языка и литературы Чувашского республиканского института образования, систематически читает лекции, проводит практические занятия, семинары на курсах повышения квалификации учителей — словесников.

Апробация результатов исследования осуществлялась на научно-практических конференциях, проводимых в ЧГПИ имени И. Я. Яковлева (1991 -1995 гг.), в ЧРИО (1994 — 1999 гг.), РИПКРНО Самарской и Ульяновской областей. Материалы этнопедагогики, использованные диссертанткой в ее опытно — экспериментальной работе, включены в учебно — методическое пособие для детских дошкольных учреждений «Поиграем вместе» (Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1992. 136 е.), в книги для дополнительного хрестоматийного чтения «Шевле» («Зарница») для второго класса (Чебоксары: Чувашское кн. изд-во 1994. 255 с.) и «Хёлхем» («Искорка») для третьего класса (Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1996. 206 е.), которые успешно используются не только в чувашских национальных школах, но и в русскоязычных.

На защиту выносятся:

1. Научно обоснованная концепция обучения чувашскому языку в 1-Ш классах русскоязычных школ с применением элементов народной педагогики на основе творческого использования яковлевских традиций и достижений современной лингводидактики.

2. Этнокультурологические и психолого-педагогические аспекты включения материалов этнопедагогики как одного из основных национально-региональных компонентов образования.

3. Научно-методические рекомендации по совершенствованию содержания учебной дисциплины путем органического включения в него малых жанров фольклора, способствующих приобщению детей к истокам народного творчества, эстетическим и нравственным традициям этноса и овладению богатством и красотой изучаемого национального языка.

4.Система упражнений, построенных на материалах устного народного творчества (мифов, легенд, сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок, скороговорок, считалок и др.), отличающихся глубиной содержания, отточенностью и изяществом языкового оформления.

Общая проблематика и конкретные задачи исследования определили объем, содержание и структуру работы. Диссертация включает введение, три главы, заключение и список использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящем исследовании освещаются разработанные автором научно — теоретические, общепедагогические и лингводи-дактические основы обучения устной чувашской речи учащихся начальных классов русских школ с использованием элементов эт-нопед агогики.

Раскрываются этнокультурологический и психолого — педагогический аспекты включения материалов народной педагогики в учебный процесс. Выявлены также лингвистические предпосылки успешного формирования у учащихся I — III классов русских школ механизмов иноязычной речи.

Диссертационное исследование строилось на основе всестороннего обследования школ с многонациональным составом учащихся и подробного анализа действующих программ и учебников по чувашскому языку для IIII классов. Выявлены как достоинства, так и недостатки имеющегося учебно-методического комплекса с точки зрения использования в нем элементов народной педагогики. Даются дидактические рекомендации по совершенствованию содержания учебной дисциплины путем включения в него национально — региональных компонентов и использованию в учебных целях малых жанров фольклора, способствующих приобщению детей к истокам народного творчества, эстетическим и нравственным традициям этноса и овладению богатством и красотой изучаемого языка.

Учитывая важность своевременного диагностирования, оценки и учета знаний, умений и навыков учащихся по предмету для обеспечения эффективности управления процессом формирования у них нравственных качеств и речевых способностей, проведены в школах республики контрольные срезы, которые позволили с одной стороны, определить уровень владения детьми видами речевой деятельности (аудированием, говорением, чтением, письмом), с другой — выявить противоречия в преподавании чувашского языка в начальных классах русских школ, обнаруживаемые в области декларируемых целей обучения и реальных условий их реализации.

Для снятия этих противоречий существенным является соблюдение в обучении общих дидактических принципов, в особенности принципа природосообразности, и норм речевого этикета этноса, его культурных традиций обычаев. Следовательно, разраI ботка лингводидактических основ использования данных народной педагогики при обучении чувашскому языку в условиях активного двуязычия предполагает учет культурной самобытности этноса, его истории, особенностей его мировидения и речевого поведения.

Разумеется, при этом необходимо творчески использовать достижения современной педагогики, лингводидактики, этнопсихологии, сопоставительной типологии языков, коммуникологии, о чем подробно излагается во второй главе диссертации.

При обучении городских учащихся чувашскому языку, владеющих им в разной степени, необходим дифференцированный и личностно ориентированный подход с усилением мотивационной стороны обучения иноязычной речи (создание речевых ситуаций, проведение занимательных игр, применение чувашских национальных игрушек и др.). Естественно, успешная реализация этно-лингвокультурологического аспекта обучения второму языку зависит прежде всего и главным образом от самого учителя — носителя высокой педагогической культуры, умеющего творчески использовать методическое наследие великого чувашского просветителя И. Я. Яковлева с учетом требований современной системы образования.

Многолетнее опытно — экспериментальное обучение чувашскому языку в школах с многонациональным составом учащихся показало, что, помимо учебного материала, рассчитанного на массовую школу, совершенно необходимо привлечение дополнительного дидактического материала, основанного на использовании малых жанров устного народного творчества (мифов, легенд, сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок, скороговорок, считалок и др.), отличающихся глубиной и емкостью своего содержания, отточенностью и изяществом языкового оформления.

В диссертации подробно анализируются ход и с держание опытно-экспериментальной работы. Представленные в ней таблицы (по методике Беспалько В.П.), показывающие динамику развития речевых умений учащихся содержат экспериментальные данные, которые подтверждают эффективность разработанной соискателем системы упражнений, составленных на материалах устного народного творчества. Об этом можно судить, например, по таблицам, отражающим результаты диагностирующего и заключительного срезов в III классе СОШ № 30 г. Чебоксары и в Ку-гесьской СОШ № 2 Чебоксарского района (см. табл.9 и табл.10).

Таким образом, проведенное исследование подтвердило выдвинутую соискателем гипотезу. Однако оно не исчерпывает всех вопросов, связанных с обучением спонтанной устной речи учащихся начальных классов в условиях билингвизма на основе использования элементов этнопедагогики. Заслуживает внимания не только малые жанры фольклора, но и другие материалы народной педагогики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.H. Дифференцированное обучение русскому языку иноязычных учащихся // Педагогика. 1992. — № 11−12. — С.41 — 43.
  2. АмонАшвили Ш. А. Единство цели: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 208 с.
  3. АмонАшвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя -2-е изд. М.: Просвещение, 1988.- 208 с.
  4. Н. Н. О психологических приемах и методах запоминания иностранных слов // Народная школа. 1996. — № 3. — С.75 -83.
  5. И.А. Программа практического курса чувашского языка (для неязыковых вузов, техникумов и профессионально-технических училищ) / Под ред. профессора М. И. Скворцова, Чув. РИПКРНО.-Чебоксары, 1992.-21с.
  6. И.А. О размерах распространения двуязычия среди сельского населения Чувашской АССР // Ученые зап. ЧНИИ. Вып. 46. -Чебоксары, 1970. С.3−19.
  7. И.А. Типы языковой экономии и их взаимодействие в структуре чувашского языка // Изв. АН Чув. респ. 1993. — Вып.1, № 1. -С.37 — 49.
  8. И.А. Чувашский язык. Начальный курс: Учебное пособие.-Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1996.-294с.
  9. И.А. Учебник чувашского языка для русских. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1992. -271 с.
  10. В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: Просвещение, 1957. — 240 с.
  11. П.Аникин В. П., Круглов Р. Г. Русское народное поэтическое творчество: Пособие для студ. нац. отд. пед. ин-тов 2-е изд., дораб. -Л.: Просвещение, 1987. — 479 с.
  12. В.П. Русский фольклор : Учеб. пособие для филол.спец. вузов. М.: Высш. иж., 1987. — 286 с.
  13. Г. А. Обучение морфологии русского языка в чувашской школе, — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1984.-224с.
  14. Г. А. Билингвизм в чувашской школе и- принципы учета родного языка учащихся /У Межъязыковое взаимодействие в Волго-Камье: Межвузовский сборник научных трудов-Чебоксары: ЧГУ им. И. Н. Ульянова, 1988.-С. 15−27.
  15. Г. А. Особенности развития русско чувашского двуязычия в условиях школьного обучения // Взаимовлияние языков: лингвосоциологический и педагогический аспекты. — Чебоксары: ЧГУ, 1984.-С.47−53.
  16. Г. А. Речевые ситуации на уроках русского языка // Актуальные проблемы обучения и воспитания в чувашской школе. Вып.2. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1987. — С. 14−17.
  17. Г. А. Функциональное сопоставление морфологических категорий русского и чувашского языков в учебных целях // Филология в вузе и школе. СПб 1998. — С. 103−110.
  18. Г. А. Русский язык в чувашской школе : проблемы, поиски, опыт. Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1990. — 175 с.
  19. Г. А. Функциональный подход к обучению русскому языку в национальной школе в условиях активного двуязычия в нерусских школах РСФСР. М.: Наука, 1979. — С.288−296.
  20. А.Ш. Основы методики русского языка в начальной татарской школе.- Казань: Татарское кн. изд-во, 1991.- 320 с.
  21. З.С. и др. Методические указания к учебнику «Чувашское слово» для 2 класса на. Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 1992. — 144 с.-Чув. ^ .
  22. З.С. и др. Методические указания к учебнику «Чувашское слово» для 3 класса. Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1993. -136 с.-Чув.
  23. З.С. и др. Методические указания к учебнику для 1 класса русских школ «Чувашское слово». Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1994. — 207 с.-Чув.
  24. З.С. и др. Программы по чувашскому языку для 1 4 классов русских школ. Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1994 — 64 с.-Чув.
  25. З.С. и др. Чувашское слово: Учебник чувашского языка для 1 класса русской школы. Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1992.63 с.-Чув.
  26. З.С. и др. Чувашское слово: Учебник чувашского языка для второго класса русской школы. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1993. -111 с.-Чув.
  27. З.С. и др. Чувашское слово. Учебник чувашского языка для третьего класса разноязычной школы. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1993. — 144 с.
  28. У.Ш. Педагогические условия использования идей и опыта народной педагогики в трудовом воспитании школьников : Дис.. канд. пед. наук. Уфа, 1993. — 193 с.
  29. В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Кн. изд-во, 1979. — 182 с.
  30. Н.М. Использование прогрессивных идей и опыта башкирской народной педагогики в семейном воспитании младших подростков : Дис. канд. пед. наук. М., 1994. — 185с.
  31. Н.И. Заметки по грамматике чувашского языка // Чувашский язык. Чебоксары, 1976.- Тр. ЧНИИ. Вып. 66 — С.3−86.
  32. Н.И. Материалы для исследования чувашского языка. 4.1. Учение о звуках (фонетика). 4.2. Учение о формах (морфология). Казань: Тип. ун-та, 1898. — 392с.
  33. Н.И. Опыт исследования чувашского синтаксиса. 4.2. Симбирск: Союз потреб. Обществ Чуваш, автон. обл., 1923. — 276с.
  34. Н.И. Опыт исследования чувашского синтаксиса. -Казань, 1937. 4.1. — 252с.
  35. Ашмарин Н. И. Очерки народной поэзии у чуваш // Этнографическое обозрение. -1892. № 2−3. — 20с.
  36. Н.И. Сборник чувашских пословиц. Чебоксары, 1925.-25с.
  37. Н.И. Словарь чувашского языка. Казань, Чебоксары, 1928 — 1950. — Т. 1−17.
  38. С.Б. История школы и народных педагогических воззрений в свете фольклорных источников. Ивано — Франковск, 1979. -127с.
  39. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208с.
  40. Ю.К. Оптимизация процессов обучения: Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 256с.
  41. В.Г. Фольклор. Русская поэзия начала XX в. Л.: Наука, 1988.-310с.
  42. Х.Х. Башкирские народные традиции и их использование в учебно воспитательном процессе общеобразовательных школ: Дис.. канд. пед. наук. — Казань, 1993. -209 с.
  43. И.В. и др. Совершенствовать методы обучения // РЯНШ. 1982. — № 2. — С.21−27.
  44. Батчаева. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников: Дис.. канд. пед. наук: Казань, 1992. — 197с.
  45. В.Г. Статьи о народной поэзии // Поли. собр. соч. -Т.5-М, 1954.-863с.
  46. В.Г. О детских книгах // Полн. собр. соч. Т.4 -М., 1959.-675с.
  47. .Б. Очерки по психологии обучения иностранным языкам М.: Просвещение, 1965. — 227 с.
  48. .В. Психологические основы усвоения лексики иностранного языка: Пособие для преподавателей и студентов. М.: Просвещение, 1964.-136с.
  49. В.П. Основы теории педагогических систем,-Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. 304с.
  50. Бим И. А. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М.: Русский язык, 1977. — 288 с.
  51. Бим И. А. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы.М.: Просвещение, 1988.-256 с.
  52. П.П. Избранные психологические произведения. -М.: Просвещение, 1964.-547с.
  53. И.А. Теоретические и практические проблемы музыкальной этнопедагогики: (на прим. народов Севера): Дис.. канд. пед. наук в форме науч. докл.: М., 1992. — 55 с.
  54. В.А. Диалектологические заметки. Неправильности русской речи у чуваш. Казань, 1900. — Отд. от. из «Учен. зап. каз. ун-та». — Декабрь.- С. 199−208.
  55. A.A. Личность и общение: Избранные тр. М.: Педагогика, 1983. — 271 с.
  56. Т.М., Хафизова Д. А. Интенсивное обучение навыкам устной речи: Учеб. пособие для интенсивного обуч. речев. деят-сти на немецк. языке-Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1985. -168с.
  57. А.Л. Особенности традиционного воспитания детей у ненцев, эвенков и чукчей // Просвещение на Крайнем Севере. Л., 1987. — № 23. — С.161−181.
  58. А.Л. Прогрессивные идеи и традиции народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников(на примере нац. школ народностей Севера) // Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности в ее онтогенезе.-М., 1987.- С. 1931.
  59. Букварь для чуваш с присоединением русской азбуки Чаваш кёнеки: Издание православного миссионерское общества -Казань: Типогр. М. А. Гладышевой, Никол, площ. Дом Курманаева, 1880- 1890.
  60. Т.С. Своеобразие народной педагогики поморцев (XVII XVII вв.) //Сов. педагогика, 1989. — № 7. — С. 111−116.
  61. Е.А. Об одном из компонентов лингводидактического исследования //РЯНШ. 1983. — № 3. -С.22−27.
  62. М.Д. Педагогическая деятельность И.Я.Яковлева. -Ученые записки: Т.52. Рязань, 1970. — С. 162−181
  63. Е.В. Народная педагогика в подготовке учителя: Метод, рекомендации. Чебоксары, 1988. — 51 с.
  64. Е.В. Школа вежливости Чебоксары, 1994. — 40с.1. Чув.
  65. Е.В. Пудламаш шкулта вёренекенсене чаваш халах ас —танёпе, камал—сипечёпе пахса дитентерес ёдён «Сентти» программы". — Шупашкар, 1999. 9 с.
  66. Е.В. К доброте и гуманности: экспериментальная программа воспитательной работы на основе чувашской народной педагогики// Народная школа. 1998.- № 5.- С. 17−26.
  67. И.Б. Этнокультуроведческий аспект изучения русского языка в национальных педагогических вузах : Дис. канд. пед. наук: -М., 1993.-221 с.
  68. E.H. Костомаров В. Г. Лингвострановедческая теория слова. М.: Русский язык, 1980−320с.
  69. Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Русский язык, 1983. — 269 с.
  70. Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма).-М.:Изд-во МГУ, 1969. 160 с.
  71. Е.М., Вуйнович И. В. Страноведение ССР.-Будапешт: Б.И.1984-Ч.1: Краткий очерк истории и культуры с древнейших времен до конца 18 в./Под ред. А.Холлоша. -1984.-143с.
  72. Взаимовлияние языков: Лингвосоциологический и педагогический аспекты: Межвузов, сб. науч. тр. Чебоксары, 1984. -112 с.
  73. В.А. Стратификация нормы. Интерференция и обучение языку // Лингвистические основы преподавания языка. М.: Наука, 1983. — С.44−65.
  74. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: Учеб. Пособие для 2 кл. четырехлет. нач. шк.-М.: Просвещение, 1995.-160с.
  75. В.О. Начертание правил чувашского языка. -Казань, 1836.-248 с.
  76. В.О. О чувашском языке // Заволжский Муравей .1832 г.- Т. III, № 20.- С. 57.
  77. Возрастная и педагогическая психология / Под. ред. А. В. Петровского. 2-е изд. испр. и доп. — М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
  78. Г. Н. Идеи совершенного человека в народном воспитании // Советская педагогика. -1971. № 10. — С. 107−113.
  79. Г. Н. Чувашская народная педагогика. Очерки. -Чебоксары: Чувашгосиздат, 1958. 264 с.
  80. Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа. В связи с проблемой общности народных педагогических культур. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1966. — 341 с.
  81. Г. Н. Этнопедагогика / Под ред. И. Т. Огородникова. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1974. 376 с.
  82. Г. Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1965. — 60 с.
  83. Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1989. — 334 с.
  84. Г. Н. Педагогические воззрения чувашского народа о поговорках и пословицах // Ученые зап. ЧНИИ при Совете Министров Чув.АССР.-Чебоксары, 1954. Вып. X. — С. 183−208.
  85. Г. Н. Пробные (экспериментальные) проекты учебных планов и программ лицейских этнопедагогических классов. М., 1990. -37с.
  86. Г. Н. Созвездие земли. Чебоксары, 1979. — 446 с.
  87. Г. Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. -Чебоксары, 1993. 86 с.
  88. Г. Н. И.Я.Яковлев как духовный отец чувашской нации, как ее апостол и пророк. // И.Я.Яковлев и духовный мир современного многонационального общества: Тез.докл. международной научной конференции. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1998. — С. 12−17.
  89. Г. Н. Судьба просветителя.- Народная школа. № 1., 1996.-С.87−110.
  90. Г. Н. Трудовые традиции чувашского народа. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1970. 96 с.
  91. Г. Н. Чувашские сказки как памятники народной педагогики // Ученые записки/ Чув. пед. ин-т. Чебоксары, 1958.-Вып.6,-С. 117−128.
  92. М.К. Вопросы методики обучения русской речи в начальных классах чувашской школы. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1982.-96 с.
  93. М.К. Обучение русской речи в начальных классах чувашской школы. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во: 1986. — 120 с.
  94. M.K. Сравнительный анализ речевых моделей русского и родного языков и последовательность обучения языковому материалу // Проблемы развития речи учащихся. Чебоксары, 1982.- С.3−18.
  95. Вопросы порождения речи и обучения языку (Сб. ст.) / Под. ред. А. А. Леонтьева, Т. В. Рябовой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1967. — 149с.
  96. Вопросы психолингвистики и преподавания русского языка как иностранного: Сб.ст. / Под ред. А. А. Леонтьева, Т. В. Рябовой. М., 1971.- с.
  97. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1962−287с. (Акад.пед.наук РСФСР. Ин-т психологии).
  98. Г. И. Чувашские детские игры.- Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1992. 128 с.-Чув.
  99. Временные пед. курсы, устроенные при Симбирской Чувашской учительской школе в 1891 году для учителей чувашских начальных училищ. Симбирск, 1899. — 32с.
  100. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1997. -93с.
  101. Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 519 с.
  102. Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика — Пресс, 1993. — 221 с.
  103. А.Х., Сукунов Х. Х. Лингвометодические проблемы предложения интерференции при обучении русскому языку. -Орджоникидзе: СОТУ, 1982. 75 с.
  104. П.Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 150 с.
  105. П.Я. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. — 138 с.
  106. А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во Академии пед. наук, 1961. — 47 с.
  107. Ю.З. Идеи дифференцированного обучения в отечественной педагогике // Педагогика. 1994. — № 5. — С.80 — 83
  108. Ш. Головин Б. Н. Основы культуры речи: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1980. — 325 с.
  109. Г. Г. Учет психолингвистических факторов при обучении речи // РЯЗР. 1973. — № 1. — С.68−72.
  110. С.П. Краткие методические указания при изучении чувашского языка в группах учащихся, не владеющих чувашским языком. Чебоксары, 1929.- 4,5 машиноп. с.
  111. А.Е. Чувашской язык: Лексика, фразеология, культура речи: Учеб.пособие. Чебоксары: Чуваш, кн изд-во, 1997. -159 с.-Чув.
  112. P.A. Современные этноязыковые процессы в Чувашии // Чуваши: Современные этнокультурные процессы. М.: Наука, 1988.-С.71−91.
  113. Ю.С., Иванов В. П. Развитие детских и юношеских традиций, праздников и обрядов в Чувашии // Исследования по древней и современной культуре чувашей. Чебоксары, 1987. — С. 123−136.
  114. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М.: Педагогика, 1986. 240 с.
  115. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. -Т.1−4.-М.: 1978−1980.
  116. A.B. Региональный компонент содержания образования //Педагогика. 1996. — № 1. — С. 18−20.
  117. Двуязычие и взаимовлияние языков: Межвузов, сб. науч. тр. / Чуваш, гос. ун-т. Чебоксары, 1990. — 107 с.
  118. Г. А. Изучаем чувашский язык. Чебоксары., 1995.123 с.
  119. Г. А. Начальные сведения по чувашскому языку: (Учебно метод, пособие). — Чебоксары: ЧГПИ им. И. Я. Яковлева, 1990.- 46 с.
  120. Г. А. Чувашский язык для начинающих. Чебоксары: НИИ языка, лит., истории и экономики при Совете Министров ЧР, 1991.- 78 с.
  121. Егоров В. Г Русско-чувашский словарь / Под ред. И. А. Андреева. Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во., 1960. — 497 с.
  122. В.Г. Народные традиции в педагогической деятельности И.Я.Яковлева // Педагогическое наследие И. Я. Яковлева и его использование в современной школе. Чебоксары, 1988. — С. 175 178.
  123. А.И. Воспитательные возможности народной эстетической культуры // Сохранение и развитие национальных традиций в процессе формирования музыкальной культуры учащихся общеобразовательных школ Чувашской АССР. Чебоксары, 1990.- С.1−17.
  124. А.И. Народность эстетического воспитания в наследии передовых русских педагогов второй половины XIX века и просветителей народов России: Учеб.пособие.-Чебоксары: Изд-во ЧТУ, 1992. 84с.
  125. А.И. Школа Яковлева: народная эстетика: (О Симбирской чувашской учительской школе) // Народное образование. -1989.-№ 5.- С.153−156.
  126. Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.-370 с.
  127. Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. М.: Просвещение, 1966. — С.5−25.
  128. М.О. О сравнительной этнопедагогике народов нашей—страны-//—Единство национального и интернационального в коммунистическом воспитании. Орджоникидзе, 1971. — С.99−101.
  129. Закон Российской Федерации «Об образовании». -М.: МП «Новая школа», 1992.-57с.
  130. Закон Чувашской Республики об образовании //Народная школа.- 1993,-N2−3.-С. 1−37.
  131. К.З. Двуязычие и интерференция.-Уфа: БГУ, 1984.-82 с.
  132. A.A. Вопросы организации лексикона человека в лингвистических и психологических исследованиях. Калинин, 1978. -88с.
  133. Занков J1.B. Избранные педагогические труды / Вступ.ст. Ш. Алюнашвили. М.: Новая шк., 1996. — 413 с.
  134. А.Е., Матвеев П. П. Народная педагогика в подготовке студентов педвузов. Чебоксары, 1988. — 37 с.
  135. А.Е. Творческое использование педагогического наследия И.Я.Яковлева в современной школе: Методические рекомендации.-Чебоксары, 1986.-43 с.
  136. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
  137. И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: Книга для учителя.- 2-е изд. М.: Просвещение, 1985.-160с.
  138. Н.И. Заметки для ознакомления с чувашским наречием.- Вып.1. Казань: Братство св. Гурия, 1887. — 64 с.
  139. Золотницкий Н. И Корневой чувашско русский словарь с языками и наречиями разных народов тюрксого, финского и других племен. — Казань: Тип. Имп. ун-та, 1875. — 279 с.
  140. Э. И. Развитие русской диалогической речи учащихся 5−8 классов чувашской школы.: Автореферат дис.канд. пед. наук.-М. 1996, — 17 с.
  141. В.И. Развитие чувашской устной речи учащихся школ с многонациональным составом: Обучение грамматической стороне говорения на начальном этапе: Дис.канд.пед наук. Чебоксары, 1998.-200с.
  142. А. Э. Народная педагогика : педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. -256 с.
  143. Д. И. Обучение диалогической речи. 2-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1986. — 152 с.
  144. М. С. Основы теории упражнений по иностранному языку / Под ред. В. С. Цетлин.- М.: Педагогика, 1975.-152 с.
  145. Н.И. Практические замечания о переводах и сочинениях на инородческих языках// Православный собеседник.-Казань, 1871.
  146. Н.И. Программа школы для крещеных инородцев Восточной России. Казань. 1883. 12с.
  147. Т. К. Идеи и практика воспитания в башкирской народной педагогике : Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1981. — 16 с.
  148. В. Первая учебная книжка для совместного обучения чуваш и русских. Казань, 1982. — 30 с.
  149. В.Я. От фольклора к письменности. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1971. — 127с.
  150. В. И. Культура речи // Методика развития речи на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1980. — С. 18−38.
  151. Т.В. Нации и национальные меньшинства в России// Современная языковая политика в образовании: По материалам международной Российско-Нидерландской конференции, 8−10 июня 1998 г. Чебоксары.-Чебоксары: Руссика, 1998.-С.102−105.
  152. В.К. Педагогический аспект устного народного творчества // Народная педагогика и современные проблемы воспитания: Материалы всесоюзной научно-практ. конф.Ч.Г/.-Чебоксары, 1991. С.279−281.
  153. .Б. Русская педагогическая терминология. М.: Просвещение, 1969. — 311с.
  154. Я.А. и современность: Тезисы докладов науч.конф. Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1970. — 86с.
  155. Я.А. Избр. пед. сочинения: В 2-х т.- Т.2.- М., 1982. 576с.
  156. Я.А. Избр.пед.сочинения: В 2-х т.-T.l. М, 1982.656с.
  157. Концепция государственной образовательной политики Чувашской республики «Человек и образование в современном мире». -Чебоксары, 1998. 32 с.
  158. Концептуальные основы совершенствования воспитания подрастающего поколения Чувашской Республики/ Науч. рук.ВНИКА. Ю.П.Сокольников- Науч. ред. Г. Н. Волков, Ю. П. Сокольников. -Чебоксары, 1998.-311с.
  159. В. Г., Митрофанова О. Д. Методическая проблема двуязычия // РЯЗР. 1979. — № 6. — 67 -73.
  160. В. В. Проблемы научного обоснования обучения: (Методол. анализ). М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  161. Н.Г. Педагогическая система И.Я.Яковлева и вопрсы ее применения в современной школе//Педагогическое наследие И. Я. Яковлева и его использование в современной школе.-Чебоксары, 1988. С.10−17.
  162. Н.Г. И.Яковлев теоретик и практик педагогической науки. // И.Я.Яковлев и духовный мир современного многонационального общества: Тез.докл. между народной научной конференции. — Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1998. -С. 18−25
  163. Н.Г. Подготовка учителей в Симбирской чувашской школе. // И. Я. Яковлев и его школа.- Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1971. -(Ученые записки / ЧГПИ им И. Я. Яковлева .Вып.ЗЗ).-С.47−75.
  164. Н.Г. Выдающийся чувашский педагог-просветитель.-Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1992.-416 с.
  165. Т. А. Система работы по развитой связной речи учащихся. М.: Педагогика, 1975. — 256 с.
  166. А. М- Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному : Психолингвист, очерки. М.: Изд-во МГУ, 1970. — 88 с.
  167. А. А. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  168. И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  169. Лингвистические и методические проблемы преподавания русского языка как неродного. М.: Наука, 1987. — 183 с.
  170. Лингвистические основы преподавания языка: (Сб. ст.). М.: Наука, 1983.-272 с.
  171. Лингводидактические основы преподавания иностранных языков. М.: Наука, 1979. — 223 с.
  172. .Т. Педагогика: Курс лекций.-М.: Прометей, Юрайт, 1999.-464 с.
  173. . М. Методологические и теоретические проблемыпсихологии. М.: Наука, 1984. — 448 с.
  174. Г. В. Учимся говорить по-чувашски: Пособие для учащихся. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1996. — 191 с.
  175. А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 254 с.
  176. М. Р. и др. Методика русскому языку в начальных классах : Учеб. пособие для студентов пед. институтов. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1987. — 415 с.
  177. А. А. Учителю о психологии младшего школьника : Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1977. — 234 с.
  178. В.Г. Я. А. Коменский о путях совершенствования педагогического мастерства учителя // Ян Амос Коменский и проблема современной школы.- Самара, 1992.- С.55−57.
  179. С. М. Чувашские народные песни. М.: Музыка, 1964.-399 с.
  180. А. К. Психология усвоения языка как средства общения. М. Педагогика, 1974. — 240 с.
  181. А. К. и др. Формирование мотивации учения : Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  182. М. В. Мотивации учения младших школьников. -М.: Педагогика, 1984. 144 с.
  183. М. И. Современный урок.-2-е изд.-М.: Педагогика, 1985.-184с. ~ =-- — ,
  184. М. И. Проблемное обучение : Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
  185. А. Я. Опыт преподавания русского языка в чувашской школе. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1965. — 64 с.
  186. Методика преподавания русского языка в школах народов тюркоязычной группы. М.: Просвещение, 1964. — 428 с.
  187. М. И. Дети душа нации // Педагогика. — 1995. -№ 5. — С. 3.
  188. Ш. А. Народная педагогика Дагестана : Содержание, формы и методы воспитания. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. — 128 с.
  189. В. В. Русские народные загадки. Л. 1978.180 с.
  190. О. Д., Костомаров В. Г. Принцип активной коммуникативности // Русский язык в армянской школе. 1986. — № 6 -С. 2−9.
  191. В. И. Обряды и обычаи чуваш : Записки РГО по отделении этнографии. Спб., 1891. — Т 17, Вып. 2. — 42 с.
  192. М. М. Двуязычие : проблемы, поиски. -Чебоксары: Чуваш кн. изд-во, 1989.-160 с.
  193. М. М. Культура русской речи. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1966. — 216 с.
  194. С.М. Чувашские разговоры и сказки. Казань, 1853.-40+63 с.
  195. С.М. Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов. Чебоксары, 1972. — 421с.
  196. А. М. Русский фольклор неиссякаемый источник народной педагогики // Проблемы совершенствования воспитания и обучения в школе — М., 1975. — С. 174−181.
  197. З.Ф. Обучение русскому произношению и интонации (в условиях чувашско русского двуязычия). — Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1979.-136 с.
  198. З.Ф. Сопоставительная характеристика звуковых систем русского и чувашкого языков. Чебоксары: Изд-во ЧТУ, 1994. -28 с.
  199. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. М.: Наука, 1991.- 166, 1. с.
  200. Г. А. Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в формировании эстетической культуры подростков: Дис.. канд. пед. наук.- Чебоксары, 1997.-197 с.
  201. Новое в лингвистике. Вып. 6: Языковые контакты. М., 1972.537 с.
  202. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1967. — 504 с.
  203. Общая психология / Под ред В. В. Богословского и др. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1981. — 383 с.
  204. Р. На народных традициях: (О нравственном воспитании школьников) // Воспитание школьников. 1990. — № 3. -С.33−35.
  205. Л. Одаренность проявляется не сразу . // Народное образование. 1996. — № 8. — С.73.
  206. А.П. Народные традиции и современные проблемы воспитания // Сов.педагогика. 1989. — № 7 — С. 106−110.
  207. И.В. Воспитание на традициях : (Опыт работы школ «Чувашии). Чебоксары, 1988. -95с.
  208. Ф.П. Собрание сочинений: Поэзия, драматургия, проза, очерки, статьи, письма. Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1992. -574с.
  209. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1985. — 208с.
  210. Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. М.: Рус.яз., 1977. — 216 с.
  211. Е.И. Теоретические основы обучения иноязычному говорению. Воронеж: ВГУ, 1983. — 200 с.
  212. Педагогика: Учеб. пособие для пед. ин-тов / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
  213. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед.учеб. заведениий/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. М. Шиянов.-М.: Школа-Пресс, 1998.-512 с.
  214. Педагогический поиск: Сб. / Сост. И. Н. Баженова. М.: Педагогика, 1983. — 544 с.
  215. Педагогический словарь: В 2-х т. / Под ред. Г. М. Воловниковой, Л. И. Генсиоровской: Изд-во Академии пед.наук. -Т. 1.-М., 1960.-774с.
  216. И.Г. Избранные педагогические сочинения : В 2-х т. М.: Педагогика, 1981. — Т. 1. — 339 с. — Т.2. — 416 с.
  217. Т.Н. Просвещение и педагогическая мысль Чувашии XVIII века : Дис. канд.пед.наук. М., 1991. — 182 с.
  218. Т.Н. Духовность : Учебно методическое пособие. -Чебоксары, 1995 .- 125с.-Чув.
  219. Т.Н. История воспитания и педагогической мысли чувашского народа в XV XVI века. — Чебоксары, 1996 — 208 с.
  220. Т.Н. Школа и просвещение чуваш в XVIII в. -Чебоксары, 1994. 84с.
  221. Т.Н. Чувашская педагогика как факт мировой культуры. Чебоксары, 1996. — 86с.
  222. З.Н., Антонова З. С. Пёрле выляр —ха: Учебно-методическое пособие для детских дошкольных учреждений. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1992.-137с.
  223. З.Н. Кудпа курса пёлнине ала ёдёпе дирёплетесси// Народная педагогика и современные проблемывоспитания: Материалы Всесоюз. науч.-практ. конф. Ч.П.-Чебоксары, 1991.-С. 180−182.
  224. З.Н. Чувашская народная игрушка как средство наглядности на уроках чувашского языка// Обновление содержания образования и воспитания: Материалы республиканской научно-практ. конф. -Чебоксары, 1996.-С. 157−161.
  225. З.Н. Халах самахлахёпе уса курас мелсемпе аслайсем // Выполнение Закона «О языках в Чувашской Республике»: Материалы научно-практ. конф.- Чебоксары, 1996.-С.65−66.
  226. З.Н. Чуваши как национальное меньшинство России// Современная языковая политика в образовании: По материалам международной Российско-Нидерландской конференции, 8−10 июня 1998 г., Чебоксары: Руссика, 1998.-С.109−114.
  227. З.Н. Вырас шкулёнче чаваш чёлхине ачасен пёлу шайне шута илсе вёрентесси // Елизавета Федоровна Васильева: К 65-летию со дня рождения.-Чебоксары, 1999.-С.44−46.
  228. АИ. Мировоззрение и фольклор.-Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1971.-223с.
  229. И.П. Педагогика: Учеб. для высш. пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит.изд.центр Владос, 1996 — 432 с.
  230. Президентская программа «Новая школа»: Свод официальных документов //Чаваш ен.-1997, № 6−7.
  231. Преемственность в обучении русскому языку между национальным детским садом и школой: Метод.рекомендации. -М., 1987. 28 с.
  232. Проблемы двуязычия и многоязычия: Сб.ст. М.: Наука, 1972. — 360 с.
  233. Проблемы возрождения и развития чувашского языка: Законы и постановления Верховного Совета Чувашской Республики и его Президиума.- Чебоксары, 1993.-73с.
  234. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе: Сб.ст. М.: Педагогика, 1980. — 224 с.
  235. Психолингвистика и обучение иностранцев русскому языку: Сб.ст. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 232 с.
  236. Психолингвистика и обучение русскому языку нерусских: Сб.ст. М.: Рус.яз., 1977. — 176 с.
  237. Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. Киев: Вища школа, 1979. — 247 с.
  238. Психологические и психолингвистические проблемы владения языком: Сб.ст. М.: Изд-во МГУ, 1969. — 235 с.
  239. Психология в обучении иностранному языку: Сб.ст. М.: Просвещение, 1967. — 183 с.
  240. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. — 240 с.
  241. Психология: Словарь / Под общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  242. Пути развития национального русского двуязычия в нерусских школах РСФСР. М.: Наука, 1979. — 335 с.
  243. З.И. Народ и школа : становление традиций демократизации // Сов.педагогика. 1987. — № 11. — С. 12−19.
  244. Региональный компонент образования: от унификации к разнообразию //Народ.образование. 1995. — № 10. — С.14 -.
  245. H.A. Сопоставительная грамматика русского и чувашского языков. Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1959 — 198 с.
  246. Л.П. Использование детского фольклора в эстетическом воспитании учащихся // Нравственно эстетическое воспитание учащихся. — Новосибирск, 1988. — С. 134−142.
  247. Д.Э., Теленкова М. А. Словарь справочник лингвистических терминов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1985.-399 с.
  248. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./ Гл. ред. В. В. Давыдов.-М.: Большая рос. энцикл., 1993.-608с.
  249. С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. -М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
  250. Ю.А. Пословицы и поговорки как воспитательное средство народной педагогики // О воспитанности в советской школе. -М., 1973.-С.93−101.
  251. Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия / Собр. М.Забылином. Репринтное воспроизводство издания 1880 года. М.: Аврора, 1992. — 607с.
  252. Русский язык в национальной школе: Проблемы лингводидактики. М.: Педагогика, 1977. — 248 с.
  253. А.К. Религиозно обрядовая система чувашей. -Чебоксары.: Чувашиздат, 1993. — 209с.
  254. Н.С. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики Узбекистана. Ташкент: ФАН, 1989. — 96 с.
  255. В.И. Развитие лексической семантики чувашского языка : Основные тенденции.-Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1991. 175 с.
  256. Л.П. Вопросы методики преподавания чувашского языка: Метод.пособие.- Чебоксары, 1989. 128 с.
  257. Л.П., Лукоянов Г. В. Чувашский язык : Учеб. пособие для студентов, изучающих чув. язык. Чебоксары, 1991. — 175 с.
  258. Л.П. Приемы сопоставления русского языка в чувашской школе // Русский язык в школе. 1956. — № 6. — С.38−41.
  259. Л.В. Раннее обучение иностранным языкам: (Из опыта работы детских садов и школ Чувашии) / Под ред. Г. А. Анисимова. Чебоксары: Чув. РИПКРНО, 1992.-42с.
  260. М.Я. Методика начального обучения русскому языку в чувашской школе : Автореф.дис.канд.пед.наук. Чебоксары, 1949- 15 с.
  261. М.Я. Чувашский фольклор. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1965. — С.61−84
  262. B.JI. Коммуникативные упражнения на иностранном языке. М.: Просвещение, 1983. — 128 с.
  263. М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. -М.: Педагогика, 1984. -96 с.
  264. М.И. Русско-чувашский разговорник. 2-е изд. -Чебоксары: Чуваш. РИПКРНО, 1992. — 79 с.
  265. М.И. Русско-чувашский словарь : (Для учащихся). -Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1992. 191 с.
  266. A.M. Методы активного обучения. М.: Высш.шк., 1991.- 176 с.
  267. Современная зарубежная этнопсихология. М., 1979. — 254 с.
  268. Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи: История, теория, практика (XIX-XX вв.). Автореф. дис. .доктора пед. наук.-Чебоксары, 1998.-42 с.
  269. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М.: Педагогика, 1986. — 136с.
  270. Ю.А., Марковина И. Д. Культура и ее этнопсихолингвистическая ценность. М., 1988. — С.5−19
  271. Э.Ю. Коммуникативные подготовительные упражнения. М.: Рус.яз. — 136 с.
  272. Социальное развитие и уровень жизни населения Чувашской Республики в 1992 г. Чебоксары, 1993. — 91с.
  273. Становление и развитие двуязычия в нерусских школах. Л.: Просвещение, 1981. — 136 с.
  274. В.Я. Народная педагогика как источник научных исследований // Проблемы педагогического источниковедения. -Воронеж, 1967. С.45−47.
  275. В.А. Избр.пед.соч.: В 3 Т. М.: Педагогика, -1981.-Т.1.-560 с.
  276. В. А. Рождение гражданина. -М., 1971.-336с.
  277. В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1987. — 382 с.
  278. Н.Ф. Управление процессом усвоения знания. М., -1975.-343с.
  279. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
  280. Э.Н. Роль фольклора в детском воспитании // Семейные обряды мордвы: Традиции и инновации. Саранск, 1984. -С.107−126.
  281. .Г. Вопросы нравственного воспитания в абхазской этнопедагогике // Тр. Абхаз. ун-та. 1988. — Т.6. — С.206−216.
  282. Чувашский язык в условиях двуязычия: Сб.ст. Чебоксары: ЧНИИЯЛИЭ, 1991.- 141с.
  283. Е.Ф. Тенденция развития психолингвистики. М.: Наука, 1987. — 168с.
  284. A.B. Методика русского языка в средней школе. 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1980. — 414с.
  285. Г. Т. Девять деревень: Этногр.очерки. Чебоксары,
  286. Чуваш.кн.изд-во, 1972. 314с.
  287. Традиционное воспитание детей и народов Сибири: Сб.ст. -Л.: Наука: Ленингр. отд-ние, 1988. 251с.
  288. З.П. Содержание и формы этнопедагогизации учебно воспитательного процесса в национальной школе: (Наматериале Ханты-Мансий.авт.окр.): Дис.. канд.пед.наук. М., 1993. -171 с.
  289. М.Б. Взаимодействие педагогики и методики // Педагогика. 1994. — № 3. — С.40−44.
  290. К.Д. Избр. пед. произведения. М.: 1968 — 557 с.
  291. К.Д. Избр. пед. произведения: В 2 т. М. 1974. -Т.2 — 438 с .
  292. К.Д. Родное слово. Собр.соч. М.- Л., 1949. — Т.6−7
  293. Учимся говорить по-чувашски: Проект программы I -IV классов: Для преподавания чувашского языка в I классе русских школ. -Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1991 206 с.-Чув.
  294. В.П., Прохоров Ю. Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения : Лингвострановед. .словарь / Под ред. Е. М. Верещагина, В.Г.Костомарова- Ин-т рус. яз. им. А. С. Пушкина-2-e изд.-М.: Рус.яз., 1988.-269с.
  295. М.Р. Исторические связи чувашского языка с языками угро-финнов Поволжья и Перми. 4.1: Чувашско-марийские связи/Отв.ред. Н. А. Баскаков.-Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1965. -160с.
  296. С.И. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики Мари в экологическом воспитании младших школьников : Дис. канд.пед.наук. М., 1990. — 303с.
  297. Р.З. Реализация принципов коммуникативного обучения в учебнике татарского языка для русскоязычных учащихся: Дис. канд.пед. наук.-Казань, 1999.-164 с.
  298. Л., Попова А. Родительская педагогика В.А.Сухомлинского// Народ.образование. 1988. — № 7. — С.80−82.
  299. Н.Ж. Методика изучения этнокультуроведческой лексики на уроках русского языка в 8−9 классах кабардинской школы: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Москва, 1992.-18 с.
  300. Я.И. Значение исследования фольклорных материалов для использования идей народного воспитания в педагогической практике // Доклады АПН РСФСР. 1962. — № 1. — С.43−46.
  301. Хмара-Борщевская Т. Э. Методическое письмо о работе по русскому языку в 1−4 классах чувашской школы.-Чебоксары: Чувашгосиздат, 1961.-35с.
  302. Я.И. К изучению народной педагогике // Докл. АПН РСФСР. 1961. — № 3. — С.47−50.
  303. Я.И. Некоторые вопросы изучения народной педагогики // Сов.педагогика. 1966. — № 6. — С.83−92.
  304. М.Г. Этнопедагогические классы в профессионально-педагогической ориентации старших школьников : (На материалах Чуваш. Респ.): Дис. канд.пед.наук. М., 1993. — 223с.
  305. ЦТ, А Чув. АССР. Фонд № 207, д. № 1268 а.
  306. Чаваш чёлхи: Тёрлё чёлхеллё шкулан вёрену планёпе ёдлекен I-IV классен программи. Вёренекенсен пёлевёпе ханахавёсене тёреслемелли тата хакламалли видесем /З.С.Антонова, H.H. Чернова, В. И. Игнатьева. Шупашкар: 4aeani кёнеке изд-ви, 1994.-64с.
  307. Г. П. Республиканский компонент содержания образования // Народная школа. 1998. — N2.-С.5−6.
  308. H.H. и др. Методические указания к учебнику «Чувашское слово» для IV класса русских школ. Чебоксары. Чуваш.кн.изд-во, 1995. — 151 с.-Чув.
  309. H.H. и др. Чувашское слово. Учебник чувашского языка для четвертого класса разноязычной школы. Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1997 — 191 с.-Чув.
  310. H.H. Учебно-методические комплексы по чувашскому языку для начальных классов школ с многонациональным составом учащихся: Дис. канд. пед.наук.-Чебоксары, 1998.-167с.
  311. Чаваш халах самахлёхё. II том. Юмахсем. — Шупашкар: Чаваш кён. изд —ви, 1976. -404с.
  312. Чаваш халах самахлахё. .IV том. Юрасем. — Шупашкар: Чаваш кён. изд —ви, 1979. -480с.
  313. Чаваш халах самахлахё. VI том. I пайё. Ача —пача самахлахё. — Шупашкар: Чаваш кён. изд —ви, 1985.-304с.
  314. Чувашские пословицы, поговорки и загадки / Сост. Н. Р. Романов. Чебоксары, 1960 — 359с.
  315. Чувашский фольклор / Сост. Илья Тукташ. Чебоксары: Чуваш. госиздат, 1949. — 323с.
  316. М.Ф. Краткий русско-чувашский фразеологический словарь / Под.ред. И. Т. Сергеева. Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во. 1975.-191с.
  317. Чувашско-русский словарь: Ок. 40 000 слов. М.: Рус.яз., 1982.-712 с.
  318. М.Ф. К вопросу об изучении истории народной педагогики // Ученые записки ЛГПИ им А. И. Герцена. Л., 1971. — Т.498. — С.337−351.
  319. Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка: Пособие для учителя / Под ред. С. Г. Бархударова. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1971. — 542с.
  320. С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов 2-е изд. -М.: Просвещение, 1986. -221с.
  321. С.Т. Педагогические сочинения: В 4-х т. Т.1. /Под ред. И. А. Каирова. М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1962.-503с.
  322. Н.И. Социальная психология в образовании: Концептуальные и прикладные основы социальной психологии: Учеб.пособие. М.: ВЛАДОС. 1995. — 544с.
  323. И.А. Адыгская народная педагогика. Майкоп: Краснодар.кн.изд-во. Адыг. отд-ние, 1989. — 334с.
  324. И.А. Идеи умственного воспитания в адыгском устном народном творчестве: Учеб.пособие. Рост Н/Д: РГПИ, 1987. -89с.
  325. Л.В. Преподавание иностранного языка в школе. Общие вопросы методики. /Под.ред. проф. Рахманова И. В. Изд.2-е.- М.: Высшая школа, 1974.-112с.
  326. Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. М., 1984. — 172с.
  327. Д.Б. Детская психология.-М.:Учпедгиз, 1960.-328с.
  328. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр.психол.тр./ Под ред. Д. И. Фельдштейна.- М.: Воронеж: Ин-т.практ.психологии:НПО «МОДЭК», 1995. -414с.
  329. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 554с.
  330. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1 978 304с.
  331. Этническая культура чувашей: (вопросы генезиса и эволюции).- Чебоксары: Чуваш. НИИЯЛИЭ, 1990. 126 с.
  332. Этнопсихолингвистика. М.: Наука, 1988. — 192с.
  333. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе .-М.: Изд. фирма «Сентябрь», 1996.-96с. -(Директор школы: Библиотека журнала- Спец.вып.2).
  334. И.С. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного обучения // Сов.педагогика. 1991. — № 4. — С.44−52.
  335. А.И. Иван Яковлевич Яковлев. 1848−1930. -Чебоксары, 1958.-119 с.
  336. Яковлев И. Я. Чаваш халахне пана халал // Духовное завещание чувашскому народу/ Сост. М. Р. Федотов.-Шупашкар: НИИЯЛИЭ, 1992.-30с.
  337. И.Я. Воспоминания. Чебоксары, 1983.-286с.
  338. И.Я. и его школа // Уч.зап. /ЧНИИ Вып. 33. -Чебоксары, 1971.-303 с.
  339. И.Я. Моя жизнь: Воспоминания / Вступ. статья Л. П. Куракова, археогр. предисл. Г. Н.Плечева- примеч., имен. указ Н. Г. Краснова. М.: Республика, 1997. — 696с.
  340. Яковлев И. Я. Симбирская учительская школа и ее роль в просвещении чуваш / Под ред. М. Я. Сироткина.-Чебоксары: Чуваш.гос.изд-во, 1959.-144с.
  341. И.Я.Яковлев. и духовный мир современного многонационального общества: Тезисы докл.междунар.науч.конф., 24 апр. 1998 г., Чебоксары /Редкол.: Н. В. Федоров и др.-Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1998.-416с.
Заполнить форму текущей работой