Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические воззрения выдающихся представителей Западноевропейского музыкального искусства XIX века в профессиональной подготовке учителя музыки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологическую основу исследования составили: философия и эстетика немецкого романтизма (В.Г. Ваккенродер, Г. В. Гегель, Новалис, Ф.В. Шеллинг), психолого-педагогическая теория деятельности (J1.C. Выготский, П. Я Гальперин, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, и др.), теория проблемного обучения (М.И. Махмутов, A.M. Матюшкин, В. Оконь), теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, JI. B… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ВЫДАЮЩИХСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА XIX ВЕКА
    • 1. 1. Романтизм как философско-эстетическая основа музыкального искусства XIX века
    • 1. 2. Романтизм и развитие педагогической мысли в XIX веке
    • 1. 3. Педагогические воззрения К. Черни, Ф. Листа, Ф. Шопена
    • 1. 4. Анализ педагогического наследия выдающихся представителей западноевропейского музыкального искусства XIX века в контексте современных концепций образования
  • ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ-РОМАНТИКОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ
    • 2. 1. Методика профессиональной подготовки учителя музыки на основе применения принципов и методов К. Черни, Ф. Листа, Ф. Шопена
    • 2. 2. Организация и результаты экспериментальной работы

Педагогические воззрения выдающихся представителей Западноевропейского музыкального искусства XIX века в профессиональной подготовке учителя музыки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В центре внимания современной гуманистической педагогики находится уникальная целостная личность, условия максимальной реализации ее возможностей и способностей, формирование духовных потребностей и профессиональных интересов. Профессионализм учителя музыки определяется его знаниями в области общей педагогики и пониманием специфики педагогики искусства, владением новейшими технологиями и методиками музыкального образования и творческим использованием в своей работе традиций педагогов-музыкантов. В связи с этим актуальным является обращение к ценному, но еще не в полной мере исследованному педагогическому опыту выдающихся композиторов-романтиков XIX века.

Романтизм как господствующее идейно-эстетическое движение первой половины XIX века провозгласил самоценность духовно-творческого начала и исключительное значение внутреннего мира человека, высокие нравственные идеалы и развитие личности с ярко выраженной индивидуальностью. Музыкальный романтизм Западной Европы дал миру выдающихся музыкантов — Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа, Р. Вагнера, И. Брамса, а проникновение идей романтизма в педагогику музыкального исполнительства привело к возникновению оригинальных авторских школ.

Среди западноевропейских педагогов-музыкантов эпохи романтизма, педагогическое наследие которых представляет особую ценность, объективно выделяются Ф. Шопен и Ф. Лист, которые более активно, по сравнению с другими выдающимися композиторами-романтиками, занимались педагогической деятельностью и достигли в ней значительных результатов, а также К. Черни, который являлся учителем Ф. Листа и в своем педагогическом творчестве аккумулировал наивысшие достижения представителей академического направления педагогики музыкального исполнительства XIX века.

Исследования жизни и творчества К. Черни, Ф. Листа и Ф. Шопена осуществлены преимущественно с точки зрения искусствоведения (А. Буасье, И. Ф. Бэлза, А. Гёллерих, Н. М. Друскин, А. Корто, Н. А. Корыхалова, В. А. Николаев, О. В. Левашева, Я. И. Милыитейн, Н. А. Терентьева и др.). В некоторых из них есть разделы, посвященные описанию педагогической деятельности этих музыкантов. Однако, в данных работах, ставивших основной целью освещение исполнительской и композиторской деятельности выдающихся представителей музыкального искусства XIX века, недостаточно полно проведены анализ и систематизация наследия этих композиторов с позиций педагогики музыкального обучения и воспитания. Между тем, в педагогической деятельности К. Черни, Ф. Листа и Ф. Шопена аккумулированы педагогические воззрения, в которых прослеживается преемственность с современными перспективными направлениями общей педагогики, что может стать основой для повышения эффективности профессиональной подготовки учителя музыки.

Таким образом, нами выявлено противоречие, состоящее в том, что, с одной стороны, в деятельности педагогов-музыкантов первой половины XIX в. К. Черни, Ф. Листа и Ф. Шопена содержится обширный положительный педагогический опыт, с другой — данный опыт не востребован в сфере подготовки учителя музыки в силу его недостаточного теоретико-педагогического обобщения и систематизации. Данное противоречие определило проблему исследования, состоящую в поиске путей и средств применения педагогического опыта выдающихся представителей европейского музыкального искусства XIX века в практике современного профессионального музыкального образования.

Актуальность и неразработанность данной проблемы определили выбор темы исследования: «Педагогические воззрения выдающихся представителей западноевропейского музыкального искусства XIX века в профессиональной подготовке учителя музыки».

Цель исследования — изучение педагогических воззрений выдающихся представителей западноевропейского музыкального искусства с позиций современной педагогики музыкального образования и обогащение на этой основе содержания исполнительской подготовки учителей музыки.

Объект исследования — педагогическое наследие К. Черни, Ф. Листа и Ф. Шопена.

Предмет исследования — педагогические принципы и методы К. Черни, Ф. Листа и Ф. Шопена и специфика их применения в профессиональной подготовке учителя музыки.

Гипотеза исследования: педагогическое наследие выдающихся представителей западноевропейского фортепианного искусства XIX века К. Черни, Ф. Листа и Ф. Шопена может эффективно применяться в профессиональной подготовке учителя музыки при соблюдении следующих условий: 1) изучении и систематизации наследия музыкантов с позиций общего и музыкального обучения и воспитания- 2) разработки на этой основе методики обучения студентов музыкально-педагогических училищ и колледжей, базирующейся на: а) принципах педагогической деятельности К. Черни, Ф. Листа и Ф. Шопена в их взаимосвязи с общедидактическими принципами развивающего, комплексного, проблемного обучения и педагогики сотрудничества и б) методах работы над музыкальным произведением (поисковые, проблемные, творческие, создание ситуации успеха).

Для проверки данной гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

2. Проанализировать и систематизировать педагогическое наследие К. Черни, Ф. Листа и Ф. Шопена с точки зрения ведущих направлений современной общей педагогики.

3. Разработать и экспериментально проверить методику обучения студентов музыкально-педагогических факультетов, колледжей и училищ на основе применения педагогических принципов и методов К. Черни, Ф. Листа и Ф. Шопена.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: философия и эстетика немецкого романтизма (В.Г. Ваккенродер, Г. В. Гегель, Новалис, Ф.В. Шеллинг), психолого-педагогическая теория деятельности (J1.C. Выготский, П. Я Гальперин, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, и др.), теория проблемного обучения (М.И. Махмутов, A.M. Матюшкин, В. Оконь), теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, JI.B. Занков, Д.Б. Эльконин), теория комплексного обучения (Ж.-Ж. Руссо, И. Ф. Гербарт, Дж. Дьюи, К.Д. Ушинский), педагогика сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, И.С. Якиманская), история и теория фортепианного искусства (А.Д. Алексеев, JI.A. Ба-ренбойм, Г. М. Коган, О. В. Левашева, Е. Я. Либерман, Я. И. Милыитейн, А. А. Николаев и др.), теоретические основы профессионального музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Л. Г. Арчажникова, И. Н. Немыкина, Е. В. Николаева, Л. А. Рапацкая, Н. А. Терентьева, Е. Н. Федорович, Г. М. Цыпин и др.).

Методы исследования:

— эмпирические: тестирование, анкетирование, целенаправленное педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, анализ учебной документации, анализ творческих работ учащихся.

— теоретические: анализ философских, исторических, эстетических и искусствоведческих трудов, научно-педагогической литературы, монографий, статей, учебников, учебных пособий и учебных программ по исследуемой проблеместатистические методы обработки результатов педагогического эксперимента.

Научная новизна исследования:

• впервые проведены изучение и систематизация педагогических воззрений К. Черни, Ф. Листа и Ф. Шопена в контексте современных образовательных концепций;

• на основании педагогических принципов и методов выдающихся западноевропейских музыкантов XIX века разработана обучающая методика, направленная на формирование профессионально-значимых качеств будущих учителей музыки: музыкально-теоретического мышления, его ассоциативности и креативности, исполнительского опыта.

Теоретическая значимость диссертации заключается в следующем:

• выявлены принципы, общие для педагогической деятельности К. Черни, Ф. Листа и Ф. Шопена: образность произведений искусства, системность и последовательность обучения, самостоятельность действий обучающихся, учет их индивидуальных особенностей, сотрудничество, приоритет художественного плана в исполнении;

• определены наиболее характерные для них методы профессионального музыкального обучения: построение собственного оригинального плана интерпретации, системный анализ музыкального текста, создание положительного эмоционального фона обучения.

Практическая значимость состоит в разработке: 1) методики занятий по специальным дисциплинам (фортепиано, аккомпанемент), способствующих развитию художественно-образного мышления, инициативы и самостоятельности, повышению исполнительского мастерства студентов- 2) учебного материала для обогащения содержания теоретических курсов («Методика обучения игре на фортепиано» и «История фортепианной педагогики») для музыкально-педагогических училищ, колледжей и высших учебных заведений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Наследие К. Черни, Ф. Листа и Ф. Шопена содержит положительный опыт для исполнительской подготовки современного учителя музыки и свидетельствует о совпадении основных направлений в развитии педагогики музыкального образования и общей педагогики (развивающее, комплексное, проблемное обучение, педагогика сотрудничества);

2. В методике, основанной на принципах педагогики К. Черни, Ф. Листа и Ф. Шопена, прослеживается связь с дидактическими положениями развивающего обучения (развитие музыкально-теоретического мышления, обучение на высоком уровне трудности, системность и последовательность обучения, самостоятельность), проблемного обучения (развитие творческих способностей, активизация деятельности учащихся, использование поисковых и исследовательских методов в обучении), комплексного обучения (системность знаний, инте-гративность различных видов исполнительской деятельности), педагогикой сотрудничества (выявление и развитие индивидуальности обучаемого, его активное стимулирование к саморазвитию, самостоятельному выбору решения задачи, взаимообогащение педагога и ученика в результате сотрудничества).

Апробация исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы в Пермском музыкально-педагогическом училище им. Д. Б. Кабалевского и Пермском государственном институте искусства и культурыв выступлениях и публикациях материалов: Первой Международной межвузовской научно-практической конференции (Екатеринбург, 2001), Всероссийской научно — практической конференции «Реализация идей лично-стно-ориентированной педагогики в системе образования» (Архангельск, 2003), Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы научной философии» (Пермь, 2003), Межрегиональной научно-практической конференции «Образование в культуре и культура образования» (Пермь, 2003), Омского регионального научно-методического центра творческого развития детей «Мир музыки» (Омск, 2003), межвузовского сборника научных трудов «Музыкальное образование: проблемы, поиски, находки» (Чебоксары, 2003), на методических и педагогических советах Пермского музыкально-педагогического училища (2001 -2003), проведении мастер-классов для педагогов по классу фортепиано в Пермском государственном хореографическом училище (2002).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.

1. Творческое наследие К. Черни, Ф. Листа и Ф. Шопена, изучавшееся ранее преимущественно с позиций искусствоведения, содержит положительный опыт для развития педагогической теории и практики, так как многие его положения созвучны ведущим направлениям современной педагогической науки (развивающее обучение, проблемное обучение, комплексное обучение, педагогика сотрудничества). Изучение педагогического опыта музыкантов-педагогов позволяет обогатить педагогику достижениями культуры, проанализировать и обобщить творческие достижения великих деятелей западноевропейского музыкального искусства XIX века.

2. Выявлены общие для К. Черни, Ф. Листа и Ф. Шопена педагогические воззрения в подготовке музыкантов-исполнителей, в которых содержатся педагогические принципы (образность произведений искусства, системность и последовательность обучения, самостоятельность действий обучающихся, учет индивидуальных особенностей, сотрудничество, приоритет художественного плана в исполнении) и методы (построение собственного оригинального плана интерпретации, системный анализ музыкального текста, создание положительного эмоционального фона).

3. Разработка, апробация и внедрение методики, выстроенной на основе принципов и методов выдающихся представителей западноевропейского музыкального искусства XIX века в процесс специальной подготовки учащихся средних специальных и высших учебных заведений (теоретические курсы «Методика обучения игре на фортепиано» и «История фортепианной педагогики», практические занятия по фортепиано и аккомпанементу) доказали её результативность в формировании музыкально-теоретического мышления, его ассоциативной направленности, креативности и формировании исполнительского опыта как профессионально-значимых качеств будущих учителей музыки.

4. Проведенное исследование продемонстрировало возможность введения творческого наследия из области педагогики искусства в структуру педагогического процесса. Данный подход может быть распространен на другие родственные педагогические области.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Д. История фортепианного искусства. М., 1982. — 288 с.
  2. Л.Н., Григорьев В. Ю. Страницы зарубежной музыки XIX века. -М., 1983.-321 с.
  3. Ш. А. Личностно-гуманитарная основа педагогического процесса. Минск, 1990.
  4. Ш. А. Основания педагогики сотрудничества: Сб. науч. тр./Новая педагогика мышления/Под ред. А. В. Петровского. -М., 1989. -С. 144−177.
  5. О.А. Современные требования к учителю-музыканту и задачи музыкально-педагогических факультетов//Музыка в школе. 1983. -31. — С.30−35.
  6. Л.Г. Профессия учитель музыки. — М.: Просвещение, 1984.- 111 с.
  7. .В. Избранные труды. М., 1955. — Т.4. — 320 с.
  8. А.С. Ещё одна парадигма образования//Высшее образование в России. 2000. — № 1.- С. 92.
  9. Л. Закономерности истории музыки//Музыкальная академия. -1999. № 2. — С. 124−131.
  10. М.Н. Комплексная система обучения//Российская педагогическая энциклопедия. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. -Т.1.-608 с.
  11. А. Уроки молодого Листа. Л., 1965.
  12. И.Ф. Ф. Шопен. -М.: Музыка, 1991, — 140 с.
  13. БэлзаИ.Ф. Шопен. -М.: Наука, 1968.-380 с.
  14. И.Ф. Шопен: Музыкальная энциклопедия. М.: Советская Энциклопедия, 1982. -Т.6. — 1008 с.
  15. И.Ф. Фредерик Францишек Шопен. М.: Академия наук СССР, 1960.-463 с.
  16. С.А. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966. — 403 с.
  17. А. Музыкальные шедевры тысячелетия//Музыкальная жизнь. -2000. № 4. — С.31−33.
  18. Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. М., 1986. -С.126−129.
  19. .Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изобразительное искусство, 1985. — 288 с.
  20. .Л. Великая французская революция и народное образова-ние//Педагогика. 1992. — № 9/10. — С.99−105.
  21. .Л. Джон Дьюи и современная педагогика//Педагогика. -1992.-№ 9−10.
  22. И.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1940. -Т.1.- 1460 с.
  23. Градони 3. Лист и народная музыка//Советская музыка. 1968. — № 10. -С.64−68.
  24. В.Ю. Музыкальный романтизм//Проблемы романтизма в исполнительском искусстве: Сб. науч. тр./Московская консерватория. М., 1994.- 156 с.
  25. Е.Л. История зарубежной музыки. М.: Музыка, 1999. — С.245−259.
  26. Е. Л. Творчество Ф. Листа и музыкальная культура Венгрии: Учеб. пособие для студ. муз фак. пед. вузов М., 1994. — С.237−248.
  27. Ф.А. Избранные педагогические сочинения А. Дистервега//Семья и школа, 1885. № 5. — С. 179−191.
  28. Ф.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956. -С.121−141.
  29. Н.М. История зарубежной музыки. М.: Музыка, 1980. — Вып. 4.- 528 с.
  30. Дж. Школа и общество. М., 1924. — 140 с.
  31. Жан Поль. Приготовительная школа эстетики. М.: Искусство, 1981. -448 с.
  32. Занков J1.B. Обучение и развитие. М., 1975. — 440 с.
  33. Л.В. Содружество ученого и учителя. М., 1991.
  34. А.И. Лучший из смертных/УМузыкальная жизнь. 2001. — № 8-С.27−30- № 9. — С. 27−29.
  35. А.И. Мои воспоминания о Ф. Листе//Наука и жизнь. 1970. -№Ц.-с.114−128.
  36. К.В. Эрвин. Четыре диалога о прекрасном в искусстве. М., -1815. — Т.1−2.
  37. К.Н. Пианисты рассказывают. М., 1990. — Вып.1. — 155 с.
  38. Ф. Метода учения на фортепиано с помощью руковода. для музыкальных консерваторий Европы. СПб, 1836.
  39. А. Ференц Лист. М.: Знание, 1961.-32 с.
  40. Книга по эстетике для музыкантов. Москва-София: Музыка, 1983. -272 с.
  41. Г. М. Вопросы пианизма. М., 1967. — С. 135−153.
  42. В. История зарубежной музыки. М.: Музыка, 1972. — Вып. 3. -572 с.
  43. Н.А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики.- М.: Просвещение, 1982. 446 с.
  44. Г., Корн Т. Справочник по математике. М.: Наука, 1974. — 626 с.
  45. А. О фортепианном искусстве. М., 1965. — 238 с.
  46. Н.П. Педагогическая деятельность молодого Листа (на материалах записок А. Буасье): Труды Ленинградского гос. библ. института. -Л., 1965.-Т.13.-440 с.
  47. В.В., Скаткин М. П. Принципы обучения//Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. -Т.2. — 672 с.
  48. Г. В. Юбилей Ф. ЛистаУ/Советская музыка. 1987. — № 3. -С.124−127.
  49. Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера. -М.: Музыка, 1975.- 551 с.
  50. Кюи Ц. А. Избранные статьи. М.: Музыка, 1957. — С. 137−161.
  51. О.В. Ференц Лист. Молодые годы. М.: Музыка, 1998. — 334 с.
  52. Лист//БЭС. М.: Музыка., 1998. — 672 с.
  53. М. Фортепиано. Школа упражнений. Л., 1963. — 125 с.
  54. A.M. История педагогики. Екатеринбург: УрГПУ, 1995. 368с.
  55. С.А. История музыкальной эстетики. Романтизм и борьба эстетических направлений. -М.: Музыка, 1968. -Т.2. 687 с.
  56. К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М.: Классика XXI, 2002. — 118 с.
  57. А.Х. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. -425 с.
  58. Л.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.-551 с.
  59. М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань: Педагогика, 1972. — 551 с.
  60. Я.И. Советы Шопена пианистам. М.: Музыка, 1967. -119с.
  61. Я. Ф. Лист. М.: Музыка, 1970. -Т.2. — 600 с.
  62. Я.И. Очерки о Шопене. М.: Музыка, 1987. — 176 с. 65.
Заполнить форму текущей работой