Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие навыка письма посредством рисунков из азбук-прописей XVI-XVII вв

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Лист бумаги разрезался пополам в длину на полосы размером 17×45 см или в ширину на три полосы по 15×34 см каждая. Текст документов писали поперек по узкой стороне бумажных полос, которые потом склеивались в виде ленты. Каждый отдельный узкий лист, входивший в состав столбца, носил название «клейки» или «сстава». Так же назывались и места соединения (склеивания) полос. Содержание азбук-прописей… Читать ещё >

Развитие навыка письма посредством рисунков из азбук-прописей XVI-XVII вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие мелкой моторики по средствам рисунков из азбук-прописей

Обучение чтению и письму в XVI—XVII вв. шло последовательно. Если по букварю учились, главным образом, читать, то для овладения техникой письма требовались другие учебные пособия, так называемые азбуки-прописи.

С XVI и до середины XIX в. в России применялся древний метод обучения грамоте — буквослагательный. Исходным пунктом обучения служила буква, поэтому данная метода называлась так же буквенной. Дети изучали сначала начертания и названия букв в алфавитном порядке. Буквы при этом могли называться или по-славянски («аз», «буки», «веди»), или по-латыни («а», «бе», «эл», «эм»), или через присоединение к согласным буквам гласного звука [э] («а», «бе», «ле», «ме»).

После изучения алфавита переходили к изучению складов (слогов). Сначала осваивали открытые слоги из двух букв (согласная буква + гласная буква = БА, ВА), затем брали трехбуквенные слоги (согласная буква + согласная буква + гласная буква = ВРА, ГРА) и так далее. Чтение складов происходило с помощью букваря и указки следующим образом: «…требствует учити сице: сложи два письмена гласное с согласным и рцы: „буки — аз“; тоже сотвори препятие гласом, или отдохновение, и рцы слог: „ба“…». Лубенец Т. Руководство к церковно-славянскому букварю. — Спб., 1889. После изучения слогов переходили к чтению целых слов, а затем и выражений (предложений). Первый раз слово прочитывали «по складам», а потом второй раз «по верхам», то есть проговаривали целиком.

Таким образом, при обучении чтению по буквослагательной методе учащиеся проходили четыре этапа:

  • 1) заучивание букв,
  • 2) усвоение складов (слогов),
  • 3)чтение отдельных слов («по складам» и «по верхам»),
  • 4) чтение целых предложений.

Обучение чтению шло параллельно с обучением письму. Для усвоения навыка пользовались той же последовательностью. Причем искусному повторению изображений букв уделялось очень большое внимание.

В 1686 г. прихожане Стрелецкой слободы Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом избрали пономаря своей приходской Никольской подмонастырской церкви. С избранного на должность взяли запись, в которой излагались его обязанности: «О церковном о всем радеть и смотрить накрепко, и книг беречь, и малым робятам в кои дни доведетца по книгам говорить… чтобы они… книг берегли и не драли и воском слов не закапывали, и по домом из церкви книг без спросу и без ведома никто не брал, а ему, Архипу, к себе в дом для изученья своих детей церковных книг не имать». М. Рабинович. Обучение грамоте. Школы // Очерки этнографии русского феодального города / М. Рабинович. — М., 1978. — С. 292−293 Грамота свидетельствует о том, что при церкви Стрелецкой слободы была школа, где учились «малые робята», которые могли, читая или списывая текст с церковных книг, ненароком разорвать лист или закапать его воском.

Как отмечает известный советский историк М. Г. Рабинович: «Сначала учили чтению. Программа заключалась в проработке трех книг — азбуки, часослова и псалтыря. Оплата была не по времени обучения, а „от книги“: азбука — до 2-х руб., часослов — 3 руб. и „более“, псалтырь — 4−5 руб. Обучение чтению обходилось, таким образом, в 9−10 руб. Писать буквы начинали по окончании псалтыря, за обучение письму полагалась особая плата, размер которой не указан» Там же — С. 295. То есть, сразу, как только учащимися был усвоен навык чтения, переходили к усвоению навыка письма. Известны случаи, когда некоторые представители грамотного населения России того периода умели только читать, но не умели писать. Также и в Западной Европе письмо и чтение также долгое время существовали раздельно: чтение по традиции относилось к благородной литературной и религиозной деятельности, а письмо — к ремеслам или занятиям торговлей. Но тем не менее, навык письма был незаменим при ведении преподавательской деятельности, при переписывании книг и составлении рукописных текстов, то есть развитию умения писать уделялось достаточно большое внимание.

Рукописных учебных книг рассматриваемого периода сохранилось крайне мало. Представления о азбуках-прописях второй половины XVII в. может дать ряд факсимильных воспроизведений памятников, подготовленных Н. А. Марксом в Московском археологическом институте, а также работа В. В. Буша, Буш В. В. Старинные азбуки-прописи. — Пг.: 1920. в которой приводятся выписки из азбук и дана систематизация по характеру примеров. А также в хранилище рукописей РГБ имеется экземпляр азбуки-прописи третьей четверти XVII в. Большинство азбук-прописей представляли собой свитки («столбцы») различной длины — от полутора до шести метров и более (например, азбучный свиток с повестью об Азовском сиденье был длиной 616 см).

Лист бумаги разрезался пополам в длину на полосы размером 17×45 см или в ширину на три полосы по 15×34 см каждая. Текст документов писали поперек по узкой стороне бумажных полос, которые потом склеивались в виде ленты. Каждый отдельный узкий лист, входивший в состав столбца, носил название «клейки» или «сстава». Так же назывались и места соединения (склеивания) полос. Содержание азбук-прописей занимало только одну сторону бумаги. Пользование свитком предполагало непрерывное последовательное считывание информации в условиях достаточного времени и места. С развитием грамотности и ускорением темпа жизни эта конструкция почти вышла из употребления. Однако нельзя не отметить достоинство свиткообразной конструкции в ее простоте и компактности формы.

Рассмотрим подробно азбуку-пропись Азбука-пропись третьей четв. XVII в. [электронный ресурс], датированную третьей четвертью XVII в. Азбука-пропись представляет собой свиток размером 245×15,5 см, написана скорописью. На азбуке есть помета владельца: «Сия азбука двух братьев Бориса и Евдокима Карповых детей, что [в Сенчу] у Покрова Богородицы». На втором листе «Сия азбука Бориса Карпова». То есть по одной азбуке-прописи могли заниматься, например, братья.

Азбука начинается с титула царя Алексея Михайловича со слов: «Всемилостивейший и великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович». Далее следуют примеры написания букв, а также их элементов («крючки», «загогулины»). В азбуке-прописи имеются записи скорописью, переходящие в мелкую вязь:

  • 1) «Прилепляется печать к воску, так ученье ко малым детям, а старого учити изпоконь не убо зло и водитит»;
  • 2) «Не ищи человече мудрости, ищи кротости, аще обрящеши кротость, одолети мудрость, кротость бо мудрости мать, а молчание исправление разуму»;
  • 3) «Доброе покорение и честное послушание царь бо есть надо всеми добрыми делы и на добро всею благостынею пост бо вводит души ото твердия, а милостыня … покорение и послушание одесную бога поставляет и бога молит небесное царствие получит и наследника учинит жизни вечные»;
  • 4) «Душе моя, душе моя, почто во чреслех пребываемы, чью твориши волю без ума мятешиши, востани останися, сего и плачися дел своих, горце прежде, даже смертный час не восхитит тебе, тогда слезы слезы не успею милостивее помилуй мя!».

Также в азбуке-прописи имеются записи, сделанные разными чернилами, почерком, отличным от основного, что может свидетельствовать о том, что примеры, предложенные составителем данной азбуки, должны были быть повторены и продолжены его учениками. Сам по себе шрифт данной азбуки представляет собой образец высокого каллиграфического мастерства. Поэтому неудивительно, если учащиеся стремились в постижении письма достичь таких же высот, то они могли этого добиться лишь путем кропотливого труда и многократного повторения материала, а также высокой сосредоточенности на самом процессе повторения.

Дать точную классификацию азбук-прописей пока невозможно. Однако, как пишет В. В. Буш, по некоторым признакам их можно объединить в несколько групп:

  • 1. Азбуки-прописи, вернее азбуки-литературные памятники с именами авторов или содержащие списки тех или иных литературных произведений. К таким прописям относится самая ранняя «Прописи попа Тихона» (1620). В этом свитке литературные тексты расположены в алфавитном порядке. Аналогична этому расположению и другая азбука-пропись, написанная изящной каллиграфической скорописью бледно-зеленым цветом — «Азбука дьякона Феодосия» (1648). Размер свитка — 621 см, склеен из двух частей. Главной особенностью свитка (616 см), написанного скорописью (конец XVII в. — начало XVIII вв.) — «Повесть об Азовском сиденье», является разделение его на части (главы), каждая из которых начитается с декорированной уставной буквы в алфавитном порядке. При этом автор списка видоизменяет одну-другую фразу и вставляет новую, которая начинается с необходимой для него буквы, тем самым, изменяя другие известные поэтические редакции этого списка.
  • 2. Азбуки-прописи с двумя изречениями на одну букву в алфавитном порядке.
  • 3. Азбуки-прописи с одним изречением на букву. Интересен свиток, написанный скорописью XVIII в., размером 251 см. Особенностью этой азбуки являются выписанные в четыре окружности изречения и написанные на внешних полях свитка цифры 1−100, 1000, 10 000, 100 000.
  • 4. Отдельно можно сказать об азбуках-прописях, содержащих образцы писем-обращений к царю. Например, свиток (249 см), написанный скорописью XVII в., с титулом самодержцев Иоанна и Петра Алексеевича. Или азбуки-прописи, содержащие только буквы алфавита, без прописей.
  • 5. Азбуки-прописи с арифметическими задачами. Например, пропись, состоящая из девяти листов (ГИМ). Написан текст задачи с числовыми значениями и образец решения задачи, расположенный по центру листа с четким расположением словесных и буквенных значений по двум вертикалям. Также приводится таблица умножения (столбцом), арифметические действия, вопросы и ответы, буквы алфавита без прописей и изречения Буш В. В. Старинные азбуки-прописи. — Пг.: 1920.

Таким образом, рисунки в азбуках-прописях являлись наглядным пособием для обучения детей навыку письма. Азбуки-прописи, имевшие место быть в России в VXI—XVII вв., были разными по типу представления в них информации, невозможно дать полную картину того, каким именно был процесс обучения письму в рассматриваемый период, потому что сохранилось мало экземпляров самих азбук-прописей и свидетельств о их использовании в учебном процессе. Но одно известно точно, принцип повторения образов, представленных в таких азбуках, был тем инструментом, по средствам которого учились письму. Изображения букв в самых различных их вариациях развивали как образное мышление таки и мелкую моторику учащихся.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой