Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методы активизации курсантов и слушателей при проведении учебных занятий по дисциплине «Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Преподаватель всегда должен помнить, что обучение — это не только усвоение знаний и умений, но и развитие, и воспитание обучаемых. Для развития творческого профессионального мышления широко используются методы активного обучения: беседа, учебные дискуссии; моделирование и анализ практических ситуаций, решение практических ситуационных задач; для развития познавательных интересов и способностей… Читать ещё >

Методы активизации курсантов и слушателей при проведении учебных занятий по дисциплине «Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

О НЕКОТОРЫХ МЕТОДАХ АКТИВИЗАЦИИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОПЕРАТИВНО-РоЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

Развитие научно-технического прогресса в современных условиях предписывает увеличение объема обмена информацией различного рода, которая по своему предназначению, исходя из складывающихся обстоятельств является обязательной для усвоения. Добавим, что информация, как динамичное явление, обладает признаком быстроты устаревания, и, как следствие, требует систематического обновления. В этой связи, как показывает анализ практики, традиционные формы обучения, преимущественно ориентированные на стереотипное запоминание и сохранение информации в памяти обучаемых, в условиях современных реалий частично удовлетворяет предъявляемым требованиям.

Думается, что в настоящее время процесс высшего образования характеризуется переходом от информативных форм обучения к интерактивным методам, сопряженными элементами проблемности при изучении материала обучающимися, научного поиска, компетентности при выборе форм и методов в рамках самостоятельной работы в целом, а также переходом от стадии стандартного «механического» (курсив мой. — С.М. Сергеев) воспроизведения информации к стадии фактического понимания, осмысления. Полагаем, что в формируемом процессе организации взаимодействия преподавателя и обучаемого должна доминировать активная познавательная деятельность обучаемого.

Заметим, что одним из важнейших элементов процесса подготовки высококвалифицированных специалистов для оперативных подразделений органов внутренних дел (далее — ОВД) является не только наличие глубоких теоретических знаний в области оперативно-разыскной деятельности ОВД, но и их тесная междисциплинарная связь с частной методикой практического обучения, формы которой определяет преподаватель.

Оперативно-розыскная деятельность охватывает многочисленные сферы социальных и правовых отношений, представляет собой обобщение знаний по ряду дисциплин юридического и общеобразовательного профиля. Развитие таких способностей как: нестандартное мышление, творческий подход к разрешению ситуаций, глубокий анализ полученной информации, ассоциативное восприятие наблюдаемых событий, внимательность, логическое мышление и т. п., по сути, является залогом дальнейшей успешной деятельности будущего сотрудника оперативного подразделения. Конечно, на качественное формирование личности сотрудника оперативного подразделения будут влиять и глубина его юридических познаний, а так же жизненный опыт, накопленный как за годы обучения, так и за период его профессиональной деятельности. 1].

Активизация современных форм и методов процесса обучения курсантов и слушателей, как залог высокого уровня квалификации будущих сотрудников оперативных подразделений ОВД предполагает:

  • — обучение в ситуациях, максимально приближенных к реальным, что способствует быстрому и качественному усвоению излагаемого материала;
  • — усвоение теоретических положений и рекомендаций, как основу ее эффективного использования при осуществлении возложенных оперативно-служебных задач, как индикатор полученных в процессе обучения знаний, навыков и умений;
  • — выбор качественно новых стимулов, направленных на совершенствование процесса обучения преимущественно в эмоционально насыщенном процессе самостоятельного творческого изыска;
  • — обеспечение надлежащего уровня мотивации и эмоциональности обучаемых, относительно воплощения их при получении квалификации;
  • — постоянный компромисс, а также наличие сплоченности коллектива;
  • — создание условий для саморазвития и самореализации личности, удовлетворения потребностей;
  • — наличие благоприятного морально-психологического климата в коллективе, а также взаимоуважение участников учебного и воспитательного процесса.

Использование интерактивных форм обучения состоит из расширенного перечня приемов и способов проведения всех видов занятий, сформированных на основе реальности гибкости и высокого уровня адаптивности технологий. Безусловно, это возможно, но при соблюдении предложенных нами рекомендаций и предложений:

  • 1. Избранные методы должны соответствовать целям и задачам образовательного процесса в целом и конкретного занятия в частности.
  • 2. Избранная учебно-практическая задача, разрешаемая с использованием интерактивных форм обучения, должна характеризоваться признаками альтернативности вариантов разрешения, а также соответствовать действительности с максимально приближенной степенью возможности использования полученного результата решения поставленных задач в практической деятельности.
  • 3. Условия разрешаемой задачи, исходя из сложившейся ситуации, не должны обладать признаками двойственного толкования и утопичности, что способствует однозначному восприятию материала обучаемыми, и, как следствие, позволит повысить уровень компетентности.

Обучение, как творческий процесс, предполагает соблюдение ряда условий, с учетом специфических особенностей излагаемого материала, учебного времени, личностных особенностей обучаемых, наличия технических и наглядных средств обучения и др., в силу того, что гипотетически сам процесс обучения эффективен именно в его практическом воплощении, посредством решения конкретных задач, упражнений, анализа практических ситуаций, перспективизации деловых игр, и постепенный отказ от стереотипных форм обучения.

Преподаватель всегда должен помнить, что обучение — это не только усвоение знаний и умений, но и развитие, и воспитание обучаемых. Для развития творческого профессионального мышления широко используются методы активного обучения: беседа, учебные дискуссии; моделирование и анализ практических ситуаций, решение практических ситуационных задач; для развития познавательных интересов и способностей — самостоятельная работа с дополнительной литературой. Как правило, каждый метод решает не одну узконаправленную задачу обучения, воспитания или развития, а обеспечивает их решение в комплексе, но в ходе использования того или иного метода усиливается решение то одной, то другой задачи. Преподаватель, выбирая метод обучения, строго учитывает преимущества и недостатки каждого метода.

Определение форм и методов находится в прямой зависимости от времени, отведенному на изучение дисциплины. Обучение по принципу прямого контакта требует затрат значительного количества времени с каждым обучаемым, чем нежели стандартное изложение учебного материала всей аудитории в целом. Однако установление преподавателем контакта с обучаемым позволяет последнему размышлять, отстаивать избранную точку зрения и др., что непременно позволяет активизировать в памяти информацию, полученную при обучении ранее. Воспроизведение закрепленных знаний в форме пересказа или изложения становится индикатором усвоенного материала, и требует, как правило, небольших временных затрат, а также обладает признаками оперативности и вариативности. Обучаемый владеет материалом можно сказать тогда, когда он способен анализировать события или факты, аргументировать свою позицию, оценивать свои возможности и сопоставлять их с условиями поставленных задач. обучение курсант квалификация интерактивный Активные формы обучения побуждают обучаемых к серьезной мыслительной деятельности. Использование данных методов позволяет всесторонне развиваться, приучает обучаемых определять сущность наблюдаемых явлений, устанавливать их причинно-следственные связи, формулировать выводы и др. При этом данное обстоятельство требует наличия у обучаемых соответствующего уровня интеллектуального развития и мышления, в связи с чем не каждый обучаемый готов применять активные формы обучения. Большинство преподавателей традиционно объясняет, а затем принимает ответ обучаемого в форме пересказа прочитанного материала. Курсанты и слушатели должны усвоить, что в процессе обучения они постоянно должны думать, размышлять.

Выбор методов обучения напрямую зависит и от морально-деловых, интеллектуальных качеств преподавателя, а также от уровня материально-технического обеспечения.

Формы активизации обучения необходимо использовать на всех этапах учебного процесса, в том числе и при первичном овладении знаниями (лекция, беседа, учебная дискуссия и др.); контроле знаний (коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т. д.); формировании профессиональных умений (модульное обучение, игровые и неигровые методы).

Применение тех или иных методов — не самоцель. Для преподавателя важное значение имеет практический смысл, и именно в той степени, которая способствует осуществлению целенаправленного выбора соответствующего метода обучения или их сочетание для решения учебных задач.

При этом в активных формах обучения заложен широкий функционал. Так, например, при решении любой конкретной ситуации можно параллельно решить и такие задачи как закрепление новых знаний, либо совершенствование уже имеющихся, либо активизация обмена знаниями и опыта. 2].

Сущность активизации обучения направлена на формирование умений и навыков, и заключается в обеспечении выполнения обучаемыми тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками.

Становление и развитие активных форм обучения вызвано тем, что перед обучением были поставлены задачи не только на усвоение знаний, формирование умений и навыков, но и развитие творческого потенциала, коммуникативности, формирование деятельностного подхода к поставленным задачам.

Одним из критериев при выборе формы обучения являются структура излагаемого материала и уровень знаний обучаемых. При обучении необходимо учесть возможность его использования при самостоятельной работе или же непосредственно на занятиях. Следует обращать внимание при выборе метода обучения своевременную смену методов обучения, а также на использование преимущественно коллективных либо коллегиальных форм познавательной деятельности обучаемых.

Ориентация на обучаемых не означает ослабление функций преподавателя, наоборот, подготовка активного занятия (изготовление практических заданий, материалов) нередко требует больших затрат сил, а также во время проведения занятия преподаватель должен быть готов оказать практическую помощь в решениях предлагаемых заданий, в том числе и не связанную с обучением, в частности трудная жизненная ситуация и др.

С творческой направленностью тесно связана профессиональная устремленность, которая заключается в постоянной ориентации на профессиональные интересы, потребности, в установке на практическое применение всего изучаемого, всей полученной информации. Профессиональную устремленность можно считать таким качеством личности, которое необходимо для познавательной деятельности, так как учет будущей специальности является сильным стимулом мотивационной активности. Профессиональную устремленность можно рассматривать как важное качество личности курсанта и слушателя, необходимое для любого общения, в том числе и профессионального общения сотрудника правоохранительных органов.

Таким образом, активные формы обучения являются перспективой педагогики, способной вызывать у обучаемых не только интерес к обучению, но совершенствовать педагогическое мастерство. Активный метод обучения характеризуется тем, что обучаемый обладает достаточной самостоятельностью, а проблемный метод познания, который в первую очередь использует педагог способствует формированию алгоритм определенных действий как в процессе обучения, так и на практике. При этом участники педагогического процесса должны взаимодействовать в качестве коллег, что позволит успешно разрешать любые возникающие противоречия при переходе от традиционных форм обучения к инновационным, что непременно положительно отразится на процессе формирования высококвалифицированных специалистов.

  • 1. Загайнов В. В. Использование технологии проблемного обучения при преподавании оперативно-розыскной деятельности // Материалы двадцатой Всероссийской научно-методической конференции. Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии. Иркутск. 2015, стр. 144−147.
  • 2. Никитин А. В., Ступницкий А. Е. Влияние культуры массового потребления на учебно-воспитательный процесс обучающихся по оперативно-розыскной специализации // Материалы двадцатой Всероссийской научно-методической конференции. Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии. Иркутск, 2015, стр. 328−330.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой