Тверские храмы и монастыри XVIII века
Подражание западным образцам культуры, копирование их б) возврат к традициям русской старины в) достижение единства европеизма и национального своеобразия г) заимствование образцов культуры Востока, копирование их. Краеведческая работа начинается заранее и заканчивается на уроке. Однако если на начальном этапе учащиеся используют материал, который добыли сами, то в дальнейшем получают… Читать ещё >
Тверские храмы и монастыри XVIII века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство образования и науки Российской Федерации Управление образования администрации города Твери МОУ СОШ № 40.
Городской педагогический конкурс уроков Направление работы: Русская культура XVIII века.
По теме: «Тверские храмы и монастыри XVIII века» .
Выполнила:.
Быстрова Людмила Владимировна.
Должность:.
Преподаватель истории.
Тверь, 2008.
Пояснительная записка.
Краеведческая работа начинается заранее и заканчивается на уроке. Однако если на начальном этапе учащиеся используют материал, который добыли сами, то в дальнейшем получают краеведческие знания в готовом виде.
Практика свидетельствует о том, что использование местного материала на уроках как средство конкретизации не только не вызывает перегрузки учащихся, а, наоборот, значительно облегчает усвоение систематического курса истории, делает знания учащихся более прочными и более глубокими.
Местный материал может составлять содержание целого краеведческого урока или же являться его элементом. В первом случае урок полностью посвящается изучению истории края, во втором — лишь частично. Причем на уроке с элементами краеведения местный материал используется в виде отдельных вопросов или фактов, эпизодов, его рассмотрение может иметь место на любом этапе урока. Краеведческий материал может излагаться на уроке как учителем, так и учащимися.
Учитель истории должен стремиться к тому, чтобы в результате систематического включения краеведческого материала в учебный процесс у учащихся сформировалась определенная система знаний о родном крае: о главных этапах его развития, отличительных особенностях, месте и значении в историческом развитии нашего Отечества.
Требования к качеству речи.
Содержательность, т. е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы.
Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т. д.
Правильность речи, чистота речи.
Овладение стилем изложения, исторической терминологией.
Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху.
Тема урока:.
" Родной край в XVIII веке. Тверские храмы и монастыри" .
Цели и задачи урока:.
§ Ознакомить учащихся с основными достижениями Тверской архитектуры XVIII века.
§ Ознакомить с формированием и развитием идеологии Российского православия XVIII века.
§ Продолжить формирование общего понятия о культуре как одной из важных составных частей материальной и духовной жизни общества.
Материально-техническое обеспечение урока:.
§ Интерактивная доска или мультимедийный проектор, подключенные к ПК.
Ход урока.
Проверка выполнения д/з. Подготовка учащихся к восприятию нового материала..
10 мин. Работа по карточкам.
К-1. Отметьте правильный ответ:.
1. Инициатором открытия Московского университета является:.
а) Е. Р. Данилова.
б) М. В. Ломоносов.
в) В. Н. Татищев.
г) Г. Р. Державин.
д) Г. Миллер
2. Соотнесите имя исторического деятеля и его достижение:.
Имя. | Достижение. | |
1. Беринг. | а) отливка Царь-колокола. | |
2. С. П. Крашенинников. | б) организатор и участник экспедиций на Камчатку. | |
3.А. К. Нартов. | в) создатель первой паровой машины. | |
4. И.Ф. и М. И. Моторины. | г) создатель первого токарного станка с суппортом. | |
5.И. И. Ползунов. | д) автор «Описания земли Камчатки» . | |
Ответ. | ||||||
Буква. | ||||||
К-2..
1. Новым явлением в системе образования в XVIII веке стало:.
а) приглашение специалистов из других стран б) зарождение общеобразовательной школы в) переход к светскому образованию г) переход ко всеобщему начальному образованию.
2. Соотнесите событие и его дату:.
Дата. | Событие. | |
1.1745г. | а) отливка Царь-колокола. | |
2.1725−1729г. | б) открытие Российской академии. | |
3.1735г. | в) создание первой паровой машины. | |
4.1783г. | г) М. В. Ломоносов становится академиком по отделению химии. | |
5.1765г. | д) первая камчатская экспедиция. | |
Ответ. | ||||||
Буква. | ||||||
К-3. Какой вклад в развитие русской науки и техники внесли нижеперечисленные исторические деятели:.
Е.Р. Дашкова ______________________________________________.
М.В. Ломоносов _____________________________________________.
Л. Эйлер __________________________________________________.
И.П. Кулибин ______________________________________________.
К-4. Отметьте правильный ответ:.
1. Особенностями развития художественной культуры в XVIII веке являлось:.
а) подражание западным образцам культуры, копирование их б) возврат к традициям русской старины в) достижение единства европеизма и национального своеобразия г) заимствование образцов культуры Востока, копирование их.
2. Заполните пропуски в тексте:.
Основоположником новой системы стихосложения в русской поэзии был ____________________.
Автором первых трагедий и комедий, директором Российского театра в Петербурге являлся ____________________.
Первыми авторами, посвятившими свои работы острым социальным и политическим проблемам, стали ________________________________.
Родоначальником течения сентиментализма в русской литературе был _______________________.
О необходимости ликвидации самодержавия и крепостничества первым в русской литературе заявил __________________________ в своем произведении _____________________________.
Блестящий журналист и сатирик ______________________ в своих произведениях ___________________________ бичевал пороки ________________________.
Работа с классом (в это время). Фронтальный опрос.
Вспомним основные понятия и термины:
— рационализм.
— фольклор
— классицизм.
— реализм.
— барокко.
— сентиментализм.
Отвечает по карточкам один ученик и получает оценку. Класс в это время слушает, дополняет, исправляет.
5 мин. Вопросы к классу:
1. Назовите достижение культуры России в XVIII веке.
2. Перечислите выдающиеся памятники культуры России XVIII века (показать картинки).
3. Каковы были отношения государства и церкви в XVIII веке.
Заканчивается опрос, собираются карточки, проверяются классом = оценки.
Объяснение нового материала.
Вступительное слово учителя.
На прошлом уроке мы изучили с вами культуру Русского государства в XVIII веке. А на этом уроке мы обратимся с вами к архитектуре нашего родного края.
И тема нашего урока звучит так: «Тверские храмы и монастыри» .
урок краеведческий тверской храм О Твери и Тверском крае написано много книг, стихов, песен, научных трудов. Прославляли Тверь и Тверскую землю Пушкин, Радищев, Салтыков-Щедрин. Многие крупнейшие государственные деятели принимали участие в строительстве Твери, и ее борьбе за независимость. Это и Михаил Тверской и Екатерина II Великая.
Архитектурное наследие тверского края велико. Много славных имен миру архитектуры дала наша земля: по преданию, тверитянином был легендарный зодчий Древней Руси Федор Конь, известно имя Г. Д. Макова, строившего в середине XVI века прекрасный соборный храм Свенского монастыря под Брянском. В историю мировой архитектуры вошли имена новоторжцев, знаменитых зодчих XVIII века Н. А. Львова и С. И. Чевакинского.
В создании городских и усадебных ансамблей, храмов на Тверской земле участвовала целая плеяда русских зодчих. Это П. Р. Никитин и М. Ф. Казаков, Д. Кваренги и К. И. Росси, В. И. Стасов и И. Мичурин, Ю. М. Фельтен.
А теперь давайте совершим путешествие по храмам нашего города.
Детские сообщения — 8 чел (см. приложение).
Итог урока, выставление оценок, д/з..
Многие памятники старины возвращены к жизни нелегким трудом реставраторов. Прекрасное сооружение вновь служит людям, во многих из них открыты музеи, концертные залы. Какая это красота!
Ведь давно подмечено: архитектурный облик любого города или села в известной степени формирует мировоззрение его жителей, участвует в художественном, нравственном воспитании молодого поколения. Так будем же знать и бережно хранить Тверскую старину. Это наши корни, наше наследие.
Д/з: найти материал о храмах города Твери, построенных до XVIII века. Принести фотографии.