Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия коррекции звукопроизношения у детей младшего школьного возраста в условиях билингвизма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретический анализ проблемы позволил утверждать, что тенденция развития личности младшего школьника, который определяется его желание грамотно говорить, возможна благодаря всесторонней работе логопедической службы. Психологическая и педагогическая работа логопеда, направленная на развитие единства эмоциональной, интеллектуальной и волевой сторон личности и с опорой на особенности, заложенные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Билингвизм как один из факторов общего развития детей в современной школе
    • 1. 1. Философские, социокультурные и психолингвистические аспекты билингвизма
    • 1. 2. Общетеоретические вопросы билингвизма в контексте школьного обучения и воспитания
    • 1. 3. Состояние проблемы якутско-русского билингвизма на современном этапе
    • 1. 4. Педагогические и психологические особенности билингвизма у якутоязычных учащихся
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Система педагогических условий коррекции звукопроизношения у младших школьников в условиях билингвизма
    • 2. 1. Состояние логопедической службы в общеобразовательной школе
    • 2. 2. Моделирование взаимодействия условий, обеспечивающих коррекцию речевых нарушений у детей-билингвов
    • 2. 3. Классификация дидактических игр по исправлению звукопроизношения
    • 2. 4. Анализ итогов экспериментального исследования по изучению влияния педагогических условий на процесс коррекции звукопроизношения
  • Выводы по II главе

Педагогические условия коррекции звукопроизношения у детей младшего школьного возраста в условиях билингвизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования обусловлена большим количеством речевых нарушений у детей различного возраста в регионах с двуязычным общением.

В последнее время наблюдается ухудшение социально-экономической ситуации в стране, сопровождающееся массовыми миграциями семей различных национальностей. Увеличивается число детей, находящихся в условиях вынужденного двуязычия, испытывающих серьезные трудности в овладении русским языкомдетей, не владеющих в достаточной мере русским языком к моменту поступления в русскоязычную школу. Вследствие этого дети испытывают затруднения в процессе школьного обучения, часто оказываются неуспевающими по всем предметам" [42 Гончарова, с.80].

Проживая в местности, которую населяют представители двух или нескольких национальностей, ребенок с младенчества впитывает оба языка и пользуется ими как родными. Но в случаях приоритета одного из языков возникают нарушения речи, связанные со звуковым строем этих языков. Особенность нашей республики состоит в том, что в улусах языком общения коренного населения является, в основном, якутский язык. В условиях миграции у ребенка, попадающего в другой район, где средством общения является русский язык, возникают трудности речевого общения со сверстниками и окружающими.

Начало обучения в школе влечет за собой резкое изменение образа жизни ребенка. При увеличении учебных нагрузок у школьников возникают проблемы в освоении школьных предметов. Одной из самых распространенных причин неуспеваемости школьников младших классов являются речевые нарушения, особенно в случае отягощения неполным двуязычием.

Разработка вопросов обучения правильному русскому произношению имеет исключительно большое значение, так как овладеть русским языком невозможно без звуковой оболочки, являющейся его материей. В начальном обучении ведущая роль должна быть отведена элементарным теоретическим знаниям, использована потенциальная сила теоретического мышления, соответствующего возрасту учащихся начальных классов.

Детский возраст — наиболее благоприятное время для усвоения разных языков. По мере взросления, спонтанные, непроизвольные установочные действия ребенка, врожденная способность усвоения языка постепенно теряют силу. Поэтому начальному этапу обучения языку уделяется самое пристальное внимание, а проблемы формирования и развития правильного русского произношения учащихся начальных классов являются наиболее актуальными [3 Аммосова, С. 3].

В связи с этим перед педагогической наукой остро встала проблема пересмотра и качественного преобразования содержания и структуры коррекционного процесса, а именно — процесса коррекции звукопроизношения у якутских детей на всех ступенях обучения — от начального звена школы до старшего.

В силу объективных причин дети с речевыми нарушениями не могут получать то полноценное образование, которое предлагает им школа. Отклонения в речевом развитии способствуют появлению у учащегося ряда проблем в психологической и учебной областях: сложности коммуникации с окружающими, восприятия учебной информации, формирование неуверенности в своих силах, закрепление дефектов речи.

Поднимаемая нами проблема актуальна также в силу того, что современное полноценное образование рассматривается как компонент культуры, ее неотъемлемая часть. По мнению известного отечественного философа B.C. Библера, «видение человека в контексте культуры представляет собой понимание индивида во всей его неповторимости, единственности и всеобщности. Гуманистический принцип, положенный в основу образовательного процесса и призванный выполнять культуросозидательную функцию, способствует приобщению личности к общечеловеческим ценностям и, наравне с этим, развивает индивидуальную культуру человека через осознание им собственной уникальности, самоценности и возможности творческой самореализации способностей через „коммуникативную трансляцию“. Следовательно, и процесс усвоения человеком культурных ценностей, и процесс его самореализации осуществляется посредством коммуникации, и в первую очередь — речевой» [21 Библер, С. 51].

Исследования последних лет констатируют факт роста числа детей школьного возраста, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ. Данные физиологов, психологов и педагогов свидетельствуют о том, что в среде младших школьников такие дети составляют 20−30%. Среди этих детей, по данным ежегодных логопедических обследований, проводимых автором в школе, двуязычные дети составляют порядка 10−15%.

Категоризация детей-билингвов как особой типологической группы в составе детского населения, обоснование комплекса условий, необходимых для их успешной адаптации в школьной среде, явились научной основой формирования отдельного направления коррекционно-развивающего образования. Предметом особого внимания педагогов в условиях реализации этого направления становится педагогическая помощь детям в овладении учебной деятельностью. Разработка теории учебной деятельности и условий её эффективного формирования активно ведется в современной психологической науке.

Оставаясь актуальной для современной школы, проблема помощи учащимся в овладении учебной деятельностью особенно остро стоит в системе коррекционно-развивающего образования. Дети с речевыми проблемами, в силу характеризующих их особенностей (пониженной работоспособности, обучаемости, высокой утомляемости), особенно уязвимы и зависимы в ситуации учебной деятельностив большей степени, чем другие дети, нуждаются в педагогическом руководстве ее формированием, в своевременном устранении тех недостатков развития, которые встают на этом пути.

Последним будет определяться не только их академическая успеваемость, овладение учебным материалом, предусмотренным стандартом образования, но и динамика, тенденции развития в целом.

Все вышесказанное подтверждает мысль о том, что на сегодняшний день оказывается недостаточно разработанной проблема организации педагогических условий коррекции речевых нарушений у детей-билингвов.

Недостаточное внимание к значимости деятельности логопедической службы в школе и подтолкнули нас к постановке следующей проблемы исследования: создание в современной школе педагогических условий для коррекции речевых нарушений, связанных с двуязычием.

Актуальность исследования определяется необходимостью разрешения противоречий:

— между увеличивающимся количеством детей-билингвов и недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы;

— между наличием в общеобразовательных школах логопедической службы и отсутствием системы работы с детьми-билингвами;

— между потребностью билингвов в коррекционной работе по устранению речевых проблем и возможностями логопедической службы (кадровый состав и их квалификация).

Поиск путей разрешения этих противоречий определил проблему нашего исследования, которая заключается в выявлении и обосновании педагогических условий, способствующих устранению дефектов звукопроизношения у детей-билингвов младшего школьного возраста. Постановка этой проблемы и обусловила выбор темы: «Педагогические условия коррекции звукопроизношения у детей младшего школьного возраста в условиях билингвизма».

Цель исследования-, разработать и обосновать необходимость педагогических условий, обеспечивающих коррекцию звукопроизношения младших школьников-билингвов.

Объект исследования — процесс коррекции нарушений звукопроизношения на начальном этапе обучения, ориентированный на развитие билингвистических способностей детей.

Предмет исследования — педагогические условия, необходимые для коррекции звукопроизношения у младших школьников в условиях билингвизма.

Гипотеза исследования заключается в том, что эффективная коррекция речевых нарушений, а именно звукопроизношения, на начальном этапе обучения детей-билингвов возможна, если будут созданы определенные условия:

— обеспечение взаимодействия психолого-педагогических служб с акцентом на логопедическое сопровождение детей-билингвов;

— применение принципов индивидуализации коррекционного воздействия;

— внедрение технологии интегрированного обучения в процессе коррекции речевых нарушений;

— использование игровых технологий для формирования положительной мотивации к занятиям.

Цель, предмет и гипотеза исследования предопределили необходимость постановки и решения следующих задач'.

1. Изучить философские, психолингвистические, педагогические, социокультурные аспекты билингвизма.

2. Установить и научно обосновать влияние билингвизма на речевую деятельность двуязычных детей.

3. Теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия, влияющие на процесс коррекции речевых нарушений у младших школьников в условиях билингвизма.

4. Разработать технологическую модель реализации педагогических условий по коррекции речевых нарушений у младших школьников в условиях билингвизма.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы, теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследованиямоделированиеизучение документации логопедических служб образовательных учрежденийизучение результатов деятельности логопедов по коррекционной деятельностианализ содержания коррекционных программ, пособий, справочниковтеоретический анализ передового педагогического опыта коррекции речи младших школьниковстатистическая обработка и анализ результатов педагогического экспериментаанкетирование, наблюдение, беседа, собеседование, тестирование учениковсистематизация и обобщение результатов исследования.

Теоретике — методологическую основу исследования составляют:

— исследования предпосылок, условий и закономерностей речевого развития (J1.C. Выготский, Ж. Пиаже и др.);

— исследования проблемы двуязычия (В.У.Верещагин, Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, И. И. Горелов, Ю. Д. Дешериев, К. З. Закирьянов, Е. И. Исенина, А. Р. Лурия, М. М. Михайлов, Ж. Пиаже, Д. И. Слобин, М. М. Фомин, Л. В. Щерба, и.

ДР-) — теория изучения этапов речевого развития (И.Н. Горелов, Н. И. Жинкин, Е. И. Исенина, М. М. Кольцова, А. К. Маркова, Д. И. Слобин, Д. Б. Эльконин и др-);

— исследования речевого развития личности в контексте общего психического развития ребенка (Дж. Брунер, А. Валлон, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже и др.);

— исследования речи как средства овладения ребенком различными видами деятельности (А.Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев и др.);

— осмысление феномена учебной деятельности (Л.С.Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, В. И. Слободчиков, Д. Б. Эльконин и др.), раскрытие ее специфики в сравнении с другими видами человеческой активности (В.В.Давыдов,.

Д.Б.Эльконин и др.), представление о ее структуре и типах (Л.С.Выготский, В. В. Давыдов, А. К. Маркова, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.).

— теория системного подхода к логопедической работе (М.З. Ахиярова, Г. В. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова, В. И. Селиверстов, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, Г. В. Чиркина, и др.);

— исследования процесса обучения русскому языку младших школьников якутской национальности и формирования русско-якутского двуязычия (В.М.Анисимов,, Н. Д. Неустроев, П. Н. Самсонов, М. М. Фомин и др.);

— исследования этнопедагогических аспектов развития и воспитания детей (Г.Н.Волков, Н. Д. Неустроев, А. П. Оконешникова, Н. Г. Самсонов и др.) — изучение организационно — управленческой деятельности общеобразовательного учреждения (Д.А.Данилов, Е. С. Никитина и др.).

Экспериментальная работа проводилась на базе средней общеобразовательной школы № 2 имени М. К. Аммосова г. Нерюнгри с охватом учащихся начальных классов в количестве 150 человек.

Исследование проводилось с 1999 г. по 2005 г. и включало в себя 5 этапов:

1. Аналитико-диагностический этап (1999;2000 г. г.): исследование первоклассников СОШ № 2 г. Нерюнгри с целью выявления особенностей психического развития, определения круга логопедических проблем.

2. Теоретико-ориентационный этап (2000;2001 г. г.): разработка и подбор коррекционных программ соответственно особенностям развития учащихся.

3. Конструктивно-моделирующий этап (2001;2003 г. г.): конструирование общих подходов к созданию педагогических условий, позволяющих эффективно корректировать недостатки речи детей-билингвов.

4. Конструктивно-реализующий этап (2002;2004 г. г.): реализация разработанных коррекционных программ и рекомендаций.

5. Аналитико-обобщающий этап (2004;2005 г. г.): общий анализ итогов исследование, эффективности модели, разработка рекомендаций, подготовка и издание полученных результатов в материалах конференций, семинаров.

Научная новизна исследования:

— выявлены педагогические условия для коррекции речевых нарушений у детей.

— билингвов младшего школьного возраста;

— научно обоснована и опытно-экспериментальным путем подтверждена система коррекционно-развивающей деятельности в условиях общеобразовательной школы;

— разработана технологическая модель реализации педагогической поддержки учащихся коррекции речевых нарушений у младших школьников в условиях билингвизма;

— классифицированы дидактические игры по исправлению звукопроизношения у детей-билингвов.

Теоретическая значимость.

— уточнены понятия «билингвизм» и особенности развития билингвизма у младших школьников в условиях общеобразовательной школы;

— разработана технологическая модель реализации системы педагогических условий по коррекции речевых нарушений у младших школьников-билингвов.

Практическая значимость исследования заключается в составлении рекомендаций для родителей, разработке учебно-методических пособий для логопедов и учителей начальных классов (Аммосова Л. И. Коррекция и развитие речи двуязычных детей с НВОНРАммосова Л. И. Дидактические материалы для занятий по коррекции и развитию речи детей с НВОНР.). На защиту выносятся следующие положения:

— система педагогических условий (создание школьной психолого-педагогической службы сопровождения развития личности, формирование положительной мотивации познавательной и речевой деятельности у детей-билингвов, развитие системы логопедического обслуживания, включающей диагностику речи, выявление и анализ проблем с последующим комплектованием групп в зависимости от речевого нарушения и создания индивидуально-коррекционных программ, разработка рекомендаций для педагогов и родителей с целью оказания им необходимой помощи), способствующих развитию коррекционно-развивающей деятельности общеобразовательной школы с младшими школьниками и коррекции речевых нарушений у младших школьников в условиях билингвизма;

— технологическая модель реализации педагогических условий по коррекции речевых нарушений у младших школьников в условиях билингвизма (система педагогической поддержки учащихся начальных классов, структура взаимодействия школьных служб, процесс индивидуализации педагогической поддержки по развитию фонетико-фонематического восприятия речи).

Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью теоретических позиций, адекватностью научно-педагогических методов целям и задачам исследования, репрезентативностью полученных экспериментальных данных, их анализом и обобщением. Теоретические положения и выводы, сделанные в ходе исследования, подтверждены результатами опытно-экспериментальной работы, показавшими эффективность и реализуемость предлагаемой модели логопедической службы, успешным внедрением в практику общеобразовательной школы.

Апробация и внедрение результатов исследования проходили в форме докладов и выступлений на семинарах городского и республиканского уровня (2001;2005 г. г.), научно-практических конференциях в г. Нерюнгри (2001;2005 г. г.), г. Якутске (2001г.), международной конференции «Республика Саха и международное образовательное пространство: перспективы развития» (2001г.), обсуждались на заседаниях кафедр педагогики и методики начального обучения Нерюнгринского филиала ЯГУ и ПИ ЯГУ.

Материалы исследования легли в основу разработанного автором учебно-методического пособия для логопедов и учителей начальных классов, утвержденного научно-методическим советом ТИ (ф) ЯГУ (1999 г., 2000 г.).

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Выводы по второй главе.

Анализ состояния логопедической службы в общеобразовательной школе выявил необходимость применения системного подхода к решению проблемы двуязычия. Реализация системного подхода заложена во взаимодействии школьных служб — психологической, логопедической, социально-педагогической. Результатом теоретического осмысления реального процесса явилась разработка структуры взаимодействия школьных служб.

Многоаспектное изучение психологических особенностей детей с речевой патологией с позиций системного подхода, обеспечивающее воздействие на всю личность ребенка и взрослого с нарушением речи, является, на наш взгляд, наиболее приоритетным подходом к преодолению недостатков звукопроизношения у якутоязычных учащихся.

В современных условиях основной целью логопедической службы в общеобразовательном учреждении является разработка научно обоснованной системы коррекции обучения, исправления нарушений речи школьников, а также предупреждение речевых расстройств.

Основным принципом логопедической службы являются положения гуманистической психологии и педагогики о «сопровождении» ребенка в процессе его развития.

Для организации успешной логопедической работы были созданы определенные предпосылки, к которым относятся: наличие логопедической службы в школенаучный подход к логопедической деятельностисистемный подход к изучению и коррекции дефекта, индивидуальный подход к коррекционному процессу и мониторинг результатовединство целей и сотрудничество логопедической и психологической служб в процессе сопровождения школьникаформирование правильной установки учащегося и его ответственность по отношению к своей речиподдержка и помощь родителей.

В ходе проведенного эксперимента создана система логопедического сопровождения детей-билингвов, которая включает:

— систему диагностики фонетического, лексического, грамматического строя языка;

— разработку и реализацию индивидуальных коррекционных программ соответственно особенностям развития конкретного ученика;

— подбор эффективных методов и приемов формирования речевых умений и навыков.

Проведенное итоговое обследование речи учащихся-билингвов, оканчивающих начальную школу, подтвердило наши предположения о том, что для детей с речевыми проблемами необходимо создавать конкретные педагогические условия, которые бы способствовали их речевому развитию. Согласно нашей гипотезе, таковыми условиями в нашем экспериментальном исследовании были:

— индивидуальный подход к устранению логопедических проблем — разработка индивидуальных коррекционных проектов, в которых учитываются все особенности развития данного учащегося, что позволило успешно корригировать речевые проблемы порожденные неполным билингвизмом;

— применение технологии интегрированного обучения на логопедических занятиях, так как овладение звуковым строем русского языка в значительной степени происходит в процессе усвоения лексики, грамматики и правописанияаналогично как орфоэпическая работа связывается с чтением, грамматикой, правописанием и развитием речи;

— применение игровых технологий, что позволяет учитывать возрастные и психологические особенности младших школьников-билингвов при реализации системы коррекционно-развивающего воздействия;

— превращение второго языка из объекта изучения в средство познания и общения, так как только в свободном общении дети приобретают возможность получения опыта общения на втором языкесопровождение коррекционно-развивающей работы внутришкольным медико-психолого-педагогическим консилиумом, что позволило рассматривать речевые дефекты с точки зрения различных специалистов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе повышения качества образования и воспитания важную роль играет психолого-педагогическое изучение школьников в период обучения в начальной школе. От его результатов напрямую зависит своевременное выявление причин отставания в учебе отдельных учеников и выбор наиболее эффективных путей устранения этих отставаний. Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Особенно часто отставание в учебе учащихся младших классов провоцирует такой социальный фактор как двуязычие.

В диссертационной работе в теоретическом, методологическом и практическом аспектах представлены условия совершенствования коррекционно-педагогической работы объектов образовательного процесса по преодолению школьной дезадаптации учащихся-билингвов начальной школы.

Целью настоящей работы было теоретическое и практическое исследование педагогических условий коррекции звукопроизношения у младших школьников в условиях билингвизма. В результате реализации поставленных задач нам удалось разработать и экспериментально проверить эффективность технологической модели реализации педагогических условий, усиливающих процесс коррекции дефектов речи у младших школьников в случаях двуязычного обучения.

В процессе теоретического и экспериментального исследования были решены поставленные задачи. Анализ социокультурных, философских и психолингвистических аспектов билингвизма показал, что, несмотря на всесторонний интерес к проблеме, остается большое количество нерешенных вопросов в этой области.

Двуязычие рассматривается как фактор, ускоряющий появление и развитие у ребенка способности к осознании слова и речи. Исходя из того, что пластичность физиологической базы развития речи сохраняется лишь до семилетнего возраста, возрастает роль своевременной организации коррекционной работы именно в первом классе общеобразовательного учреждения.

В ходе эксперимента установлено, что для эффективности коррекционно-развивающего процесса необходимы следующие условия:

— применение технологии интегрированного обучения (нововведением является использование элементов верботональной методики);

— применение игровых технологий в процессе коррекции;

— превращение второго языка из объекта изучения в средство познания и общения;

— сопровождение коррекционной работы внутришкольным медико-психолого-педагогическим консилиумом.

Теоретический анализ проблемы позволил утверждать, что тенденция развития личности младшего школьника, который определяется его желание грамотно говорить, возможна благодаря всесторонней работе логопедической службы. Психологическая и педагогическая работа логопеда, направленная на развитие единства эмоциональной, интеллектуальной и волевой сторон личности и с опорой на особенности, заложенные в природе человека, позволяет нам воочию наблюдать изменения, происходящие не только в речевой деятельности ученика, но и в его личностной сфере, а именно, умении общаться, учиться, развиваться. Поэтому при благоприятных условиях исправления своего звукопроизношения, он становится сотрудником и соратником педагогу, и в его поведении присутствуют основные характеристики познавательного интереса: позитивное отношение к окружающему миру, увлеченность, ответственность по отношению к предмету своего интереса.

В работе также рассмотрены особенности билингвизма в Республике Саха (Якутия), определено влияние двуязычия на речевые нарушения младших школьников, проведен лингвистический анализ представленных речевых ошибок, определены языковые корни этих нарушений. Рассмотрены взаимосвязи между психологией, педагогикой и логопедией и совокупности их влияния на личность ученика младших классов.

Во второй главе работы подтверждается правомерность выдвинутой гипотезы о том, что для эффективной коррекции речевых нарушений необходимо создание определенных педагогических условий.

Экспериментальное исследование учащихся-билингвов младшего школьного возраста показало, что у части детей имеются логопедические проблемы звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия, лексико-грамматического строя и связной речи, что по нашему предположению, является причиной отставания в учебной деятельности.

К ним относятся:

1. Лингвистические причины — интерферирующее влияние фонологической системы родного языка.

2. Психолого-фонологические причины — отсутствие специальной работы по развитию фонематического слуха, связанной с восприятием и воспроизведением звучания русской речи, без чего невозможно создание стойкого стереотипа произнесения русского словавлияние внутренней речи на родном языке на процесс усвоения звуковой системы русского языка.

3. Педагогические причины — недостаточная разработанность методики обучения русскому произношению детей-билингвов, недостаточная квалификация определенной части учителей начальных классов.

Основное содержание коррекционного воздействия на выявленные недостатки речи отражается в индивидуально-образовательных маршрутах. Они составлены на принципах соответствия содержания целям социализации учащихся, единства теории и практики, соответствия учебного материала возрастному и психическому уровню развития учащихся.

Для реализации программы поддержки детей-билингвов в образовательном пространстве были созданы следующие педагогические условия:

— применение интегрированных логопедических занятий;

— применение игровых технологий;

— сопровождение коррекционно-развивающей работы внутришкольным медико-психолого-педагогическим консилиумом;

— превращение второго языка из объекта изучения в средство познания и общения.

Цели и задачи исследования решены полностью, гипотеза исследования получила свое теоретическое и экспериментальное раскрытие.

Обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов определяются строгостью понятийного аппарата исследования, определением предметной области и задач исследованияанализом достижений педагогики, психологии и логопедиииспользованием комплекса методов, соответствующих цели исследованиямониторингом результатов и репрезентативностью полученных экспериментальных данных, количественным и качественным их анализом.

Изучаемая проблема многоаспектна, поэтому дальнейшего исследования требуют вопросы использования компьютерных технологий в логопедическом пространстве и их роль в развитии полного билингвизма, готовность педагогического коллектива к работе с детьми-билингвами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Т.Н. Обучение русскому произношению в восьмилетней азербайджанской школе / Т. Н. Алиева — Баку: Маариф, 1959. — 210 с.
  2. , Л.И. Дидактические материалы для занятий по коррекции и развитию речи детей с НВОНР / Л. И. Аммосова // Второй год обучения. Учебно методическое пособие. — Якутск: Изд-во ЯГУ, 2000. — 48 с.
  3. , Л.И. Коррекция и развитие речи двуязычных детей с НВОНР / Л. И. Аммосова // Первый год обучения. Учебно методическое пособие -Якутск: Изд-во ЯГУ, 1999. — 30 с.
  4. , Л.И. О диагностике речевых нарушений детей в многоязычном школьном обучении / Л. И. Аммосова // Сборник материалов 5 региональной научно практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. — Нерюнгри: Изд-во ЯГУ, 2004. — С. 142−144.
  5. , Л.И. Состояние проблемы якутско-русского билингвизма на современном этапе / Л. И. Аммосова // Сибирский педагогический журнал.- Новосибирск, 2007. № 2. — С.
  6. , Г. М. Социальная психология / Г. М.Андреева— М.: Аспект Пресс, 1996.—376 с.
  7. , В.М. Методика обучения русскому языку в Саха начальнойшколе / В. М. Анисимов Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2000. — 132 с.
  8. , В.М. Научные основы методики обучение русскому языку в начальных классах якутской школы / В. М. Анисимов Якутск.: Якут, книжное изд-во, 1991. -114 с.
  9. , В.А. Психология обучения иностранным языкам / В. А. Артемов М.: Просвещение, 1969. — с.360.
  10. , М.З. Обучение русскому языку в начальных классах тюркоязычных школ / М. З. Ахиярова Л.: Просвещение, 1979. — 264 с.
  11. , Н.Е. Двуязычие: социальный аспект и тенденции / Н. Е. Бабушкина. Автореферат кандидатской диссертации. Улан — Удэ: 1997.- 17 с.
  12. , С.С. Диагностика нарушений в условиях бурятско -русского билингвизма / С. С. Бахшиханова // Вопросы диагностики и коррекции в развитии детей с ограниченными возможностями. Иркутск: ИГПУ, 1997.-С. 115−124.
  13. , И.В. Научные основы методики обучения звуковой системе русского языка в бурятской школе / И. В. Баранников. Автореферат.- М.: 1968.- 30 с.
  14. Р. Социолингвистика. Цели, методы и проблемы / Р.Белл. М.: Наука, 1980.-261 с.
  15. , В. И. Системный подход к анализу процесса усвоения звуковречи детьми / В. И. Бельтюков // Дефектология. — 1981. — № 3. — С. 29— 38.
  16. С.И. Вопросы обучения произношению / С. И. Бернштейн // Вопросы фонетики и обучение произношению. / Под ред. А. А. Леонтьева и Н. И. Самуйловой. М.: Изд-во Московского ун-та, 1975. — 207 с.
  17. , B.C. От наукоучения — к логике культуры / B.C. Библер — М.: Наука, 1981.-213 с.
  18. , А.Ф. Влияние раннего двуязычия на развитие мышления и познавательных способностей учащихся / А. Ф. Бойцова // Русский язык в национальной школе. -1981. № 6. — С. 13−19.
  19. , А.Ф. Методика обучения русскому произношению в начальной нерусской школе народностей крайнего Севера / А.Ф. Бойцова-Л.: Просвещение, 1986, 415 с.
  20. Бок, Ф. К. Структура общества и структура языка. / Ф. К. Бок // Новое в лингвистике. Вып.7. Социолингвистика. М.: Наука, 1975. — 134 с.
  21. Большая Советская Энциклопедия: (электронный ресурс) М.: Научное изд-во «Большая Российская Энциклопедия», 2002. — 12 см.
  22. , A.M. Методика развития речи детей / A.M. Бородич 2-е изд. -М.: Просвещение, 1981.-255 с.
  23. , У. Два мира детства. Дети США и СССР / У. Бронфенбреннер. // Пер. с англ. М.: Учпедгиз, 1976. — 165 с.
  24. , Д. Игра, мышление, речь / Д. Брунер // Перспективы: вопросы образования. 1987. — № 1. — С. 54−62.
  25. , А. Психическое развитие ребенка / А.Валлон. М.: Просвещение, 1967.-182 с.
  26. , Е.М. Психология и методологическая характеристика двуязычия (билингвизма) / Е. М. Верещагин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. -160 с.
  27. , Е. и др. Дети с родным нерусским языком в дошкольном учреждении / Е. Волкова, Е. Протасова // Дошкольное воспитание. 2002.-№ 12. —С. 28−32.
  28. , Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте / Л. С. Выготский // Собрание сочинений в 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. — С. 329 -337.
  29. Л.С. Мышление и речь: монография / Л. С. Выготский // Собрание сочинений в 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
  30. , B.C. Проблема возраста / Л. С. Выготский Собрание сочинений в 6-ти т. т.4. М.: Педагогика, 1984. — 438 с.
  31. , Ф.В. Обучение русскому произношению в начальных классах якутской школы / Ф. В. Габышева. Якутск: Кн. изд-во, 1992. — С. 32- 43.
  32. , В. Конфликт цивилизаций одно из представлений о будущем / В. Гавел // Новое время. — 1995. — № 1. — С. 38 — 48.
  33. , А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. М.: Изд. АПП РСФСР, 1961.- 471с.
  34. Герменевтика // Культурология / под ред. Е. М. Борисовой. М.: МЭСИ, 1998.- 162 с.
  35. , С.В. и др. Дидактические игры. Хамсаныылаах оонньуу-лар, эрчиллиилэр / С. В. Гоголева, Л. П. Лепчикова, М. Н. Саввина. Якутск: Кн. изд.-во, 1991.—136 с.
  36. , В.А. Особенности нарушений письменной речи у младших школьников при двуязычии / В. А. Гончарова // Логопедия. 2005. — № 3(9). -С. 80−83.
  37. , И.Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе / И. Н. Горелов. Челябинск: ЧПИ, 1974.- 116 с.
  38. , О.Е. Психолингвистика и логопедия: вопросы и предположения / О. Е. Грибова // Дефектология. 1999. — № 3. — С.3−11.
  39. , П. Верботональный метод реабилитации лиц с проблемами в коммуникации / П. Губерина // Монография № 13. Загреб: Суваг, 1988. -25 с.
  40. , И.В. Проблемы формирования искусственного билингвизма в условиях многоязычия / И. В. Гудухина // Сб. «Ученые записки Якутского филиала Академии труда и социальных отношений». Якутск: ЯФ AT и СО, 1997.-С.132−139.
  41. , В.В. О понятии развивающего обучения / В. В. Давыдов // Сб. статей / В. В. Давыдов. Томск: Пеленг, 1995. — 144 с.
  42. , В.В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов // Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  43. , Д.А. Огранизационно-управленческая деятельность в системе внутришкольного руководства / Д. А. Данилов. Якутск: Изд-во Якутского госуниверситета, 2003. — 100 с.
  44. , Ю.Д. Развитие национально русского двуязычия / Ю. Д. Дешериев. — М.: Наука, 1976. — 368 с.
  45. , А.И. Язык как фактор этнической идентификации / А. И. Донцов, Т. Г. Стефаненко, Ж. Т. Уталиева // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 75−85.
  46. , Н.Е. Организационно-педагогические условия развития системы начального образования Республики Саха (Якутия) в условиях 4-летнего обучения / Н. Е. Егорова // Аспирантские чтения педагогов. Якутск: Изд-во ИПКРО, 2002. — С. 147−148.
  47. , Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе / Н. И. Жинкин // Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку. М.: Педагогика, 1969. — С. 97 — 121.
  48. , Е.П. Концепция обновления и развития национальных школ Якутской Саха ССР / Е. П. Жирков // Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия): Статьи и материалы. — М.: Просвещение, 1992.-С. 74−80.
  49. , Е.П. Образование и развитие: национальная стратегия на подступах к XXI веку / Е. П. Жирков Якутск, 1993. — 24 с.
  50. , Е.П. 10 лет Концепции обновления и развития национальных школ Республики Саха (1991−2001) / Е. П. Жирков // Концепция: итоги и значение, (спецвыпуск). Якутск: Якутский филиал Изд-ва СО РАН, 2001. -57 с.
  51. , К.З. В условиях активного билингвизма / К. З. Закирьянов //
  52. Народное образование. 2000. — № 5. — С. 74 — 76.
  53. , К.З. Двуязычие и интерференция / К. З. Закирьянов. Уфа: БГУ, 1984.-81 с.
  54. Закон Российской Федерации об образовании. Справочник менеджера образования. М.: Новая школа, 1995. — С. 5−41.
  55. , Н.И. «Чтобы в центре внимания оставались толерантность и взаимопонимание."/ Н. И. Иванова // Илин. 2005. — № 4. — С.43- 46.
  56. , Е.И. Дословесный период развития речи у детей / Е. И. Исенина. -Саратов: СГУ, 1986.-150 с.
  57. , А.А. и др. Дидактические игры и упражнения в обучении школьников с отклонениями в развитии / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. -М.: В ЛАД ОС, 2001.-224 с.
  58. , А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / А. А. Кирсанов. — Казань: 1982. 115 с.
  59. , О.А. Социокультурные и философские аспекты билингвизма / О. А. Колыхалова // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. М.: 2000. — 44 с.
  60. , М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова. Пальчиковый игротренинг / М. С. Рузина. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 224 с.
  61. , Т.А. К вопросу о соуправлении развитием личности с учетом билингвизма / Т. А. Корсакова // 3-тьи пед. чтения ТИ (ф) ГОУ ВПО ЯГУ (г. Нерюнгри, февраль 2006). Нерюнгри: Изд-во ЯГУ, 2006. — С. 10−12.
  62. , Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р. И. Лалаева: Метод, пособие для учителя-логопеда. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 224 с
  63. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977.-420 с.
  64. А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному / Леонтьев, А. А М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. — 88 с.
  65. , А.А. Язык, речь и речевая деятельность / А. А. Леонтьев. М.: Просвещение, 1969.-214 с.
  66. Логопедия. / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, К. М. Мастюкова и др.- Под ред. Л. С. Волковой. — М.: Просвещение, 1989. 528 с.
  67. , Ю.М. Внутри мыслящих миров / Ю. М. Лотман. М.: 1996. — 298 с.
  68. , Ю.М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. М.: 1996. — 114 с.
  69. , А.В., Юдин Э. Г. Речь и развитие психических процессов у ребенка / А. В. Лурия, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1999. — 438 с.
  70. , М.Р. Основы теории речи / М. Р. Львов. — М.: «Академия», 2000. -248 с.
  71. , М.Р. Речевое развитие человека / М. Р. Львов // Начальная школа. -2000.-№ 6.-С. 98- 105.
  72. Максаков, Л. Л, Развитие правильной речи ребенка в семье / Л. Л, Максаков. М.: Просвещение, 1978. — 73 с.
  73. , А.К. Психология усвоения языка как средство общения / А. К. Маркова. М.: Педагогика, 1974. -225 с.
  74. , Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст) / Е. М. Мастюкова: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. — М.: ВЛАДОС, 1997. 304 с.
  75. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. — 3-е изд., доп. М.: АРКТИ, 2003.-240 с.
  76. , Н.Б. Общее языкознания: Структурная и социальная типология языков / Н. Б. Мечковская. Минск: Амилфея, 2000 — 368 с.
  77. В.В. Современное коммуникативное пространство как фактор трансформации культуры и философии / В. В. Миронов // Вестник РФО. -2005. № 3. — С. 9−22.
  78. , М.М. Двуязычие. Принципы и проблемы / М. М. Михайлов. -Чебоксары, 1969. 234 с.
  79. , Р.С. Психология / Р. С. Немов. В 3 кн.— 4-е изд. — Кн. 1. Общие основы психологии. —М.: ВЛАДОС, 2001.-688 с.
  80. , Н.Д. История развития начального образования в Якутии / Н. Д. Неустроев. Часть 1. История развития начального образования в дореволюционной Якутии. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 1999. — 66 с.
  81. , Н.Д. Специфика деятельности сельских малокомплектных школ на Крайнем Севере / Н. Д. Неустроев. Якутск: Якутское кн. изд-во, 1990.- 146 с.
  82. , Е.С., Данилов, Д.А. Региональные проблемы подготовки педагогических кадров: организационно-педагогические основы / Е. С. Никитина, Д. А. Данилов. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003. — 160 с.
  83. А.П. Умственное воспитание детей в якутской семье / А. П. Оконешникова // Из истоков народной педагогики: материалы н/практ.конф. Якутск: РИО Госкомпечати Якутской Саха ССР, 1992. -120 с.
  84. , А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей / А. П. Оконешникова. Пермь: Изд-во ИПКРО Респ.1. Саха, 1996.-148 с.
  85. , В.А. Урок в современной школе / В. А. Онищук. М.: Просвещение, 1981.— 191с.
  86. , И. П. Собрание сочинений / И. П. Павлов.— М.: Наука, 1951 — Т. 3—Кн. 2.-488 с.
  87. , Л.П. Развитие речи младших школьников как средство педагогической коррекции в процессе обучения языкам / Л. П. Пащенко. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н. Тюмень, 2001.-23 с.
  88. , Т.И. Развитие разговорной диалогической речи в I III классах якутской школы / Т. И. Петрова: пособие для учителя. — Якутск: Кн. изд-во, 1979.-96 с.
  89. , Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже // материалы из сети интернет // www.reader.boom.ru
  90. , М.А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. — 448 с.
  91. Программа действий // Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро. Женева: 1993 452 с.
  92. , Е. Двуязычные дошкольные учреждения: проблемы организации работы / Е. Протасов // Дошкольное воспитание. 2005. — № 5. — С. 94−97.
  93. , С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн— СПб.: Питер, 2004.-713 с.
  94. , П.Н. Вопросы развития устной речи по русскому языку в первом классе / П. Н. Самсонов // Якутский Ушинский. Книга первая. / М-во образования РС (Я) — Авт.- сост. Т. П. Самсонова. Якутск: НИПК «Сахаполиграфиздат», 2000. — С. 154 — 168.
  95. , П.Н. Место родного и русского языков в якутской начальной школе / П. Н. Самсонов // Якутский Ушинский. Книга первая. / М-во образования РС (Я) — Авт.-сост. Т. П. Самсонова. Якутск: НИПК «Сахаполиграфиздат», 2000. — С.74 — 81.
  96. , П.Н. Обучение русской грамоте / П. Н. Самсонов // Якутский Ушинский Книга первая. / М-во образования РС (Я) — Авт.-сост. Т. П. Самсонова. Якутск: НИПК «Сахаполиграфиздат», 2000. — С.67−74.
  97. , П.Н. Основные трудности усвоения русского языка учащимися-якутами / П. Н. Самсонов // Якутский Ушинский. Книга первая. / М-во образования РС (Я) — Авт.-сост. Т. П. Самсонова. Якутск: НИПК «Сахаполиграфиздат», 2000. — С.59−67.
  98. , Н.Г. Русский язык в Якутии / Н. Г. Самсонов. Якутск: Кн. изд-во, 1982.-184 с.
  99. , В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В. В. Сафонова.- Воронеж: Эльда, 1996. -286 с.
  100. , Н.Н. Об интеграции как методическом явлении/ Н. Н. Светловская // Начальная школа. 1990. — № 5 — С. 55 -67.
  101. , Г. К. Современные образовательное технологии / Г. К. Селевко: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  102. , В.И. Речевые игры с детьми / В. И. Селиверстов М.: ВЛАДОС, 1994. -344 с.
  103. , А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А. В. Семенович. —М.: «Академия», 2002. —232 с.
  104. , А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А. Л. Сиротюк. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 288 с.
  105. , Д.И. Когнитивные предпосылки развития грамматики / Д. И. Слобин, // Психолингвистика. М.: Наука, 1984. — 213 с.
  106. , В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии.
  107. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев: Учебное пособие для вузов. — М.: Школьная Пресса, 2000. — 416 с.
  108. Специальная дошкольная педагогика / Е. А. Стребелева, A. J1. Венгер, Е. А. Еюканова и др.- Под ред. Е. А. Стребелевой. М.: «Академия», 2002. — 312с.
  109. , А.И. Философия открытого нелинейного мира / А. И. Уваров // Труды членов РФО. Вып. 10 / Российская академия наук, РФО. М.: 2005. -С.112.
  110. , М.Б. Пути реализации методов и приемов обучения русскому языку в различных условиях билингвизма / М. Б. Успенский / Автореферат диссертации на соискание ученой степени. Москва, 1980. — 22 с.
  111. , К. Д. Избранные педагогические произведения / К.Д.Ушинский- М.: Просвещение, 1968. 432 с.
  112. М.М. Обучение иностранному языку в условиях многоязычия (двуязычия) / Фомин М. М. Монография. М.: Изд-во МГУП «Мир книги», 1998.-215 с.
  113. М.М. Психологический анализ формирования речевого звука / Фомин М. М. // Вопросы Романо-германской филологии. Якутск: Издание Якутского госуниверситета, 1979. — с. 122 — 129.
  114. , Т.А. Тестовая методика диагностики устной школьников / Т. А. Фотекова. — М.: АРКТИ, 2000. — 55 с.
  115. , P.M. Психолингвистика / Р. М. Фрумкина. М.: Академия, 2003.-320 с.
  116. , А.Н. Философия Древнего мира (история философии) /А.Н. Чанышев.— М.: Высш. шк., 2003.— 703 с.
  117. , Jl.В. Избранные работы по русскому языку / Л. В. Щерба. М.: Учпедгиз, 1957. — 188 с.
  118. , Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. Л: Наука, Ленинградское отделение, 1974. — 428 с.
  119. , Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Под ред. Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. — М.: Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 416 с. 1. Типология билингвизма
Заполнить форму текущей работой